РЕЕСТР
предложений и ответов
по результатам рассмотрения предложений в рамках уведомления о разработке проекта нормативного правового акта от 04.12.2020 г. в части внесения уточнений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по приему электронных документов и увеличению лимитов по кредитованию через удаленные каналы обслуживания
Регистрационный № |
Замечания и (или) предложения |
Автор (участник публичных консультаций) |
Дата получения |
Позиция органа-разработчика |
1 |
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования: Расширение доступности банковских услуг с использованием современных технологий требуют системных изменений в регулировании не только в банковском секторе, но также путем изменений процессов на стороне НБКР в части цифровизации внутренних процессов регулятора и цифровизации процессов регулирования (RegTech/ SupTech). Также проблема дистанционного обслуживания не должна ограничиваться только изменениями в банковском секторе, а учитывать взаимодействие сектора со всеми участниками (бизнес, государство, ИТ компании) и бенефициарами банковских услуг.
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения: Цель регулирования помимо указанной в документе должна охватить взаимодействие и интеграцию банковских услуг в другие сектора экономики в целях обеспечения «бесшовного», встроенного в бизнес-процесс, удобного предоставления банковских услуг. Конечная цель предлагаемого регулирования должна учитывать требования цифровой экономики: интернет вещей, блокчейн, большие данные (искусственный интеллект), цифровые платформы. - является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем: Предлагаемое регулирование является недостаточным, так как охватывает только прямое дистанционное обслуживание(взаимодействие) клиентов с банками. Фокус также должен быть сделан на устранение монополии банковских интерфейсов и стандартизацию цифрового взаимодействия банковского сектора и бизнеса, открытые АПИ, устранение монополии банков на взаимодействие с клиентами (по аналогии с PSD2 в ЕС) и расширение инфраструктуры для «сквозного» встраивания банковских продуктов в бизнес процессы. Для ускорения запуска новых сервисов необходимо рассмотреть нормативную базу для тестового технического инкубатора на базе саморегулируемой организации или регулятора, который позволит получить разработчикам, стартапам, бизнесу тестовый доступ к сервисам банков путем присоединения к правилам. - какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования: В случае учета комментариев выше основными выгодами будет существенное увеличение безналичных платежей и рост остатков в банковской системе; увеличение числа сервисов, которые пользователи могут получать дистанционно без обращения в банки; банки станут выполнять роль провайдеров банковских услуг, а бизнес будет обеспечивать диверсификацию продуктов с использование банковских сервисов. Увеличится скорость запуска новых продуктов, со «встроенными» банковскими сервисами, по принципу «единого окна» с взаимодействием между клиентом-бизнесом-банком на уровне фонового обмена данными и документами. - какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования: Принятие предлагаемого регулирования требует одновременного учета требований информационной безопасности, хранения и обработки персональных данных, требований к центрам обработки данных и правилам резервирования, правилам работы с облачными технологиями. - существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем: В условиях цифровизации учитывая возникающие риски и затраты на развитие существующей инфраструктуры банков можно было бы предусмотреть ограниченные лицензии по аналогии с европейскими странами выдаваемые финтех компаниям для быстрого запуска проектов на базе лицензии платежной организации (https://www.lb.lt/en/authorisation-of-payment-institutions#ex-1-1), лицензии специализированного банка (https://www.lb.lt/en/authorisation-of-banks#ex-1-2) или электронных денег . - ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования: Предлагаемое регулирование рассматривает дистанционное обслуживание только как взаимодействие клиента (физическое или юридическое лицо) с банком. Однако учитывая то, что банковские сервисы не могут и недолжны предоставляться в изолированной среде необходимо рассматривать дистанционное обслуживание как сферу регулирования, которая должна учитывать требования цифровой экономики и обязательное встраивание банковских сервисов в существующие и новые экосистемы и платформы. |
Талантбек Омуралиев |
08.12.2020 г. |
Учитывая характер и количество изменений, детальное рассмотрение указанного предложения будет проводиться в рамках исполнения мероприятий стратегических программ Национального банка Кыргызской Республики. В текущий момент предполагается внесение точечных изменений для получения эффекта в краткосрочный период. |
2 |
… Предлагаемые изменения послужат фактором расширения онлайн-кредитования в стране и определенного снижения себестоимости кредитования, что может благоприятно повлиять на процентные ставки для конечного потребителя банковских услуг. |
ЗАО «Банк Компаньон» |
11.12.2020 г. |
Предложение не содержит ответов на вопросы в соответствии методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства. Предложения в части формулировок нормативных правовых актов по количественным показателям ограничений будут проработаны в ходе общественного обсуждения, с учетом возможных рисков. |
3 |
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения регулирования – ДА; - является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения – ДА; - является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем – НЕТ; - какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования: 1. увеличение клиентской базы, расширение спектра банковских услуг, как следствие – рост доходности банка; 2. сокращение штатной численности сотрудников банка, как следствие – снижение расходов; 3. возможность получения клиентами банковских услуг в режиме 24/7; - какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования: 1. риски мошенничества в связи с недостаточно защищенными каналами связи; 2. закрытие точек продаж банков, как следствие – сокращение численности сотрудников, рост безработицы; 3. банкротство мелких банков, монополизация крупными банками сектора банковских продуктов и услуг; 4. в перспективе - сложности для клиентов в случае необходимости обратиться в банк из-за их физического отсутствия в ближайших населенных пунктах; - существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем: 1. трудно сказать, такие способы могут возникнуть в будущем, на базе наработанной практики по предоставлению банковских услуг дистанционно; ваше мнение относительно предлагаемого регулирования: для внедрения предлагаемого регулирования необходимо создать фундамент: 1. возможность удаленной идентификации клиентов; 2. надежные методы контроля за достоверностью предоставляемых клиентами документов; 3. возможность налаживания надежной и бесперебойной связи между клиентом и банком, по возможности – по нескольким каналам, позволяющая своевременно извещать клиента о наступлении срока погашения кредита, необходимости переоформления или закрытия банковского счета и т.д. |
ОАО «ФинансКредитБанк» |
16.12.2020 г. |
Предложения приняты для использования при проведении АРВ. Обозначенные риски будут дополнительно рассмотрены в проекте изменений в нормативные правовые акты. |
4 |
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путём изменения регулирования - да, мы считаем, что вы верно указали существующие проблемы и решение этих проблем предложенными нами способами положительно скажется на качестве предоставляемых банками услуг; - является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения - да, считаем указанную цель важной и с нетерпением ожидаем их достижения; - является ли предлагаемое регулирование наиболее предпочтительным способом решения проблем - предлагаемое регулирование считаем наиболее предпочтительным способом решения описанных проблем и предлагаем свои варианты решения проблем; - какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования - внесение изменений повысит качества предоставляемых банками услуг, окажет положительный эффект по сдерживанию темпов распространения заболевания COVID - 19 и др.; - какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого регулирования - на данном этапе, Банк считает риски незначительными и они не должны мешать прогрессу рынка банковских услуг; - существуют ли альтернативные, более эффективные способы решения проблем - считаем, что на данном этапе предлагаемый выше вариант является наиболее эффективным способом решения существующих проблем; - ваше общее мнение относительно предлагаемого регулирования - общее мнение Банка выражено в письме. |
ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» |
16.12.2020 г. |
Предложения приняты для использования при проведении АРВ. Предложения в части формулировок конкретных нормативных правовых актов по количественным показателям ограничений будут проработаны в ходе общественного обсуждения, с учетом возможных рисков |