> Показать меню раздела

 

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

г.Бишкек, от 23 июля 2002 года N 124 

 

О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике 

 

(В редакции Законов КР от 1 декабря 2005 года N 157, 27 марта 2009 года N 87, 6 октября 2012 года N 169, 26 апреля 2013 года N 60, 24 июля 2013 года N 162, 16 декабря 2016 года N 207, 6 августа 2018 года N 88, 23 марта 2020 года N 29, 9 августа 2021 года N 93, 28 февраля 2023 года N 44, 22 апреля 2024 года N 78, 20 мая 2024 года N 87) 

 

 

 

Настоящий Закон определяет статус, регулирует деятельность микрофинансовых организаций и направлен на создание правовых и организационных предпосылок для осуществления микрофинансовой деятельности в Кыргызской Республике. 

 

Глава 1 

Общие положения 

 

Статья 1. Определения 

1. Микрофинансовой организацией является специализированная финансово-кредитная или кредитная организация (микрофинансовая компания, микрокредитная компания, микрокредитное агентство), созданная как юридическое лицо в целях оказания микрофинансовых услуг для физических и юридических лиц, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

Микрофинансовая организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). Микрофинансовая организация не является банком и может осуществлять отдельные банковские операции в соответствии с требованиями настоящего Закона. 

Микрофинансовая организация осуществляет свою деятельность в соответствии с настоящим Законом, нормативными правовыми актами Национального банка, а также с учетом особенностей конституционного Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности". 

2. Микрофинансовой компанией является специализированная финансово-кредитная организация, созданная в форме акционерного общества, получившая лицензию Национального банка и осуществляющая микрокредитование юридических и физических лиц и другие виды операций, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц, предусмотренные настоящим Законом. 

3. Микрокредитной компанией является специализированная финансово-кредитная организация, созданная в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившая свидетельство Национального банка и осуществляющая микрокредитование физических и юридических лиц и другие виды операций, предусмотренные настоящим Законом. 

4. Микрокредитным агентством является специализированная кредитная организация, созданная в форме некоммерческой организации, за исключениями, установленными настоящим Законом, получившая свидетельство Национального банка и осуществляющая микрокредитование физических и юридических лиц в соответствии с уставными целями организации. 

5. Аффилированным лицом микрофинансовой организации является любое физическое (инсайдер) или юридическое лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью микрофинансовой организации в рамках предоставленных им полномочий), которое имеет право прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые микрофинансовой организацией решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки, а также любое физическое (инсайдер) или юридическое лицо, в отношении которого это аффилированное лицо имеет такое право. Аффилированным лицом микрофинансовой компании также признаются его исполнительные должностные лица, акционеры (участники) или любое предприятие, владеющее пятью и более процентами его голосующих акций. 

6. Микрокредит - это денежные средства, предоставляемые микрофинансовой организацией физическим лицам или созданным ими сообществам, юридическим лицам в соответствии с уставом микрофинансовой организации. 

Совокупные размеры микрокредита и лизинга для предоставления одному и тому же лицу или группе связанных лиц устанавливаются и регулируются Национальным банком. 

7. Микрофинансовая деятельность - это деятельность микрофинансовых организаций по предоставлению микрофинансовых услуг в соответствии с настоящим Законом. 

8. Выдача микрокредитов оформляется кредитным договором в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную или солидарную ответственность группы лиц. 

9. Деятельность иных видов финансово-кредитных организаций, в том числе кредитных союзов, регулируется Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 2. Цель деятельности микрофинансовой организации 

Целью деятельности микрофинансовых организаций является предоставление населению доступных услуг по микрофинансированию для содействия в преодолении бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики. 

При этом микрофинансовая организация вправе преследовать и иные цели, определенные ее учредительными документами и не противоречащие действующему законодательству Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 3. Наименование микрофинансовой организации 

1. Микрофинансовая организация должна использовать только то наименование, которое приведено в уставе микрофинансовой организации, и в зависимости от своего вида в своем наименовании использовать слова "микрофинансовая компания", "микрокредитная компания", "микрокредитное агентство", а в своем кратком наименовании соответственно аббревиатуры "МФК", "МКК", "МКА". 

2. Микрофинансовая организация не может ни в одном из документов, объявлений или рекламных материалов использовать наименование, отличное от того, которое приведено в его уставе. 

3. Микрофинансовая организация не имеет права использовать в своем наименовании или символике слова "национальный", "государственный", "Кыргызская Республика", "Кыргызстан" на любом языке, в любом сочетании. 

4. Термины "микрофинансовая компания", "микрокредитная компания", "микрокредитное агентство" или аббревиатуры "МФК", "МКК", "МКА", или какие-либо слова в комбинации с этими терминами могут быть использованы в фирменном наименовании и в целях рекламы только той микрофинансовой организации, которая действует в соответствии с лицензией или свидетельством в рамках настоящего Закона. 

5. Изменение наименования микрофинансовой организации осуществляется после предварительного согласования с Национальным банком. Микрофинансовая организация обязана в течение трех дней после изменения наименования и/или местонахождения дать об этом уведомление в средствах массовой информации. 

6. Не допускается использование в качестве наименования обозначений, тождественных или сходных до степени их смешения с наименованием ранее созданных или создаваемых на территории Кыргызской Республики банков либо микрофинансовых организаций. 

Настоящий запрет не распространяется на дочерние банки или дочерние микрофинансовые организации при использовании ими наименований основных банков (материнских) или микрофинансовых организаций (материнских). 

7. Использовать в своем фирменном наименовании слово "исламский" имеют право исключительно микрофинансовые организации, осуществляющие деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, на основании соответствующего разрешительного документа. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 4. Разграничение ответственности Кыргызской Республики и микрофинансовых организаций 

1. Микрофинансовые организации не отвечают по обязательствам Кыргызской Республики, равно как и Кыргызская Республика не отвечает по обязательствам микрофинансовых организаций, за исключением случаев, когда стороны добровольно принимают на себя такие обязательства. 

2. Микрофинансовые организации не отвечают по обязательствам Национального банка, равно как и Национальный банк не отвечает по обязательствам микрофинансовых организаций. 

 

Статья 5. Независимость микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике 

1. Микрофинансовые организации самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им настоящим Законом, конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности", нормативными правовыми актами Национального банка и другим законодательством Кыргызской Республики. 

2. Органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размер комиссионного вознаграждения и оплаты за услуги самостоятельно устанавливается микрофинансовыми организациями в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Размер ставки процента устанавливается микрофинансовыми организациями самостоятельно с учетом требований законодательства Кыргызской Республики об ограничении ростовщичества и банковского законодательства Кыргызской Республики. 

(В редакции Законов КР от 24 июля 2013 года N 162, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 6. Объединения микрофинансовых организаций 

1. В целях координации своей деятельности, защиты и представления общих интересов, выполнения совместных проектов и в других аналогичных целях микрофинансовые организации могут создавать ассоциации или иные подобные объединения, членами которых наряду с микрофинансовыми организациями могут быть другие иностранные граждане и юридические лица или физические и юридические лица - граждане Кыргызской Республики. 

2. Ассоциации или другие подобные объединения микрофинансовых организаций должны выполнять требования антимонопольного законодательства. Микрофинансовым организациям запрещается использовать ассоциации либо другие подобные объединения в целях установления размеров процентных ставок, размеров комиссионного вознаграждения или взносов, направленных на ограничение конкуренции или монополизацию рынка. 

 

Статья 7. Филиалы и представительства микрофинансовых организаций 

1. Филиалом микрофинансовой организации является ее обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения головной микрофинансовой организации, и осуществляющее все и/или часть операций на основании положения, утвержденного микрофинансовой организацией, и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему микрофинансовой организацией. 

Филиал имеет единые с микрофинансовой организацией уставный капитал, баланс, а также наименование, полностью совпадающее с наименованием микрофинансовой организации, с добавлением слова "филиал". 

Руководители филиала назначаются создавшей его микрофинансовой организацией и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности. 

2. Представительством микрофинансовой организации является ее обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, осуществляющее защиту и представительство интересов микрофинансовой организации, а также совершающее от имени микрофинансовой организации сделки и иные правомерные действия согласно утвержденному микрофинансовой организацией положению о представительстве. 

3. Порядок открытия филиалов и представительств микрофинансовой организации устанавливается нормативными актами Национального банка. 

4. Филиалы и представительства микрофинансовой организации не подлежат регистрации в местных органах власти, исключая учетную регистрацию в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц. 

5. Изменение наименования, местонахождения, видов деятельности филиала и/или представительства микрофинансовой организации может быть осуществлено после уведомления Национального банка. 

6. Национальный банк вправе требовать информацию и издавать нормативные акты, относящиеся к деятельности филиалов и представительств микрофинансовой организации. 

7. Действия филиала и/или представительства микрофинансовой организации рассматриваются как действия микрофинансовой организации, причем их создавшая микрофинансовая организация несет полную ответственность за действия филиала и/или представительства. 

8. Деятельность филиалов и представительств микрофинансовых организаций на территории иностранных государств осуществляется на основании законодательства той страны, в которой они открыты, и/или соответствующих международных договоров, вступивших в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 8. Сделки, осуществляемые микрофинансовыми организациями 

1. Микрофинансовая организация помимо осуществления основной деятельности по микрокредитованию также вправе осуществлять иные сделки для обеспечения своей деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе: 

1) изымать и реализовывать заложенное залогодателем имущество в погашение обязательств перед микрофинансовой организацией; 

2) оказывать консультационные услуги, связанные с предоставлением услуг по микрокредитованию; 

3) открывать и держать расчетные (депозитные) счета в коммерческих банках; 

4) заимствовать средства у юридических лиц; 

5) заимствовать средства от учредителей (акционеров) в пределах ограничений, устанавливаемых Национальным банком; 

6) осуществлять операции с производными финансовыми инструментами с учетом ограничений, установленных Национальным банком. 

2. Микрофинансовая организация может приобретать, владеть, пользоваться, отчуждать собственность в соответствии с ограничениями, приведенными в настоящем Законе, в соответствующем законодательстве Кыргызской Республики, а также в своих собственных уставных документах, осуществлять иные сделки, связанные с предоставлением услуг по микрофинансированию и необходимые для обеспечения своей деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Микрокредит, выдаваемый клиентам микрофинансовой организации, может быть обеспечен залогом, гарантией, различными финансовыми инструментами или другими средствами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

4. Микрофинансовые организации не имеют права: 

1) выдавать поручительства и гарантии, кроме выдачи гарантий микрофинансовыми компаниями в соответствии с настоящим Законом; 

2) осуществлять иные банковские операции и сделки, определенные законодательством Кыргызской Республики, кроме операций и сделок, предусмотренных настоящим Законом; 

3) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. 

5. Особенности правового регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 9. Деятельность микрофинансовых организаций 

1. Для осуществления своей деятельности микрофинансовая компания обязана получить лицензию Национального банка на право проведения отдельных банковских операций в соответствии с требованиями настоящего Закона и нормативных актов Национального банка. 

2. Для осуществления своей деятельности микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство обязаны получить свидетельство Национального банка об учетной регистрации микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства. Свидетельство об учетной регистрации выдается микрокредитным компаниям и микрокредитным агентствам в упрощенном порядке, установленном нормативными актами Национального банка. 

3. Микрофинансовые организации, их филиалы и представительства по месту нахождения должны иметь вывеску с указанием своего наименования. Наименования филиалов и представительств должны соответствовать наименованию головной организации. При изменении местонахождения микрофинансовых организаций и их филиалов и представительств микрофинансовые организации должны своевременно уведомлять об этом уполномоченные государственные органы регистрации и Национальный банк. 

4. Соблюдение антимонопольного законодательства в отношении микрофинансовых организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с настоящим Законом, контролируется Национальным банком, который в этих целях может издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 10. Реорганизация и/или ликвидация микрофинансовых организаций 

1. Микрофинансовая организация может быть реорганизована по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Микрофинансовая организация может быть ликвидирована по решению ее участников (акционеров) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, при этом микрофинансовая организация должна сдать оригинал лицензии или свидетельства Национальному банку в установленный срок и прекратить осуществление операций, предусмотренных лицензией и/или свидетельством, с момента принятия решения о ликвидации. 

Обязанности по ликвидации микрофинансовой организации, в том числе и при отзыве лицензии или свидетельства микрофинансовой организации Национальным банком, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, возлагаются на ее участников (акционеров) либо на орган управления, уполномоченный на ликвидацию уставом микрофинансовой организации. 

3. В случае ликвидации микрокредитного агентства все имущество, оставшееся после удовлетворения исков кредиторов, направляется на решение уставных целей некоммерческой организации. 

4. Принудительная ликвидация микрофинансовой компании с правом привлечения депозитов осуществляется в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности". 

Микрофинансовая компания, не привлекающая депозиты, микрокредитная компания и микрокредитное агентство ликвидируются в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)". 

5. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 16 декабря 2016 года N 207) 

(В редакции Законов КР от 1 декабря 2005 года N 157, 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 11. Резервы микрофинансовой организации 

1. Микрофинансовая организация классифицирует свои активы и кредитный портфель и формирует резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков в соответствии с нормативными актами, издаваемыми Национальным банком. 

2. Формирование резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков, списание сомнительных и убыточных долгов, а также корректировка резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков производятся в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

3. Затраты по формированию резервов на покрытие потенциальных кредитных потерь и убытков рассматриваются как затраты микрофинансовой организации, вычитаемые из налогооблагаемой базы в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

 

Глава 2 

Микрофинансовые компании 

 

Статья 12. Организационно-правовая форма микрофинансовой компании 

1. Микрофинансовая компания создается как акционерное общество открытого или закрытого типа и действует на основании своего устава, в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

2. Вся деятельность микрофинансовой компании подлежит ограничениям, определенным в настоящем Законе и нормативных актах, изданных Национальным банком в соответствии с настоящим Законом. 

3. Все изменения и дополнения, вносимые в устав и другие учредительные документы микрофинансовой компании, должны регистрироваться в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики в сфере регистрации юридических лиц. Изменения и дополнения, вносимые в устав и учредительные документы, должны быть одобрены Национальным банком до их регистрации в органах юстиции. 

4. В случае внесения изменений и дополнений в устав и/или учредительные документы микрофинансовой компании, связанных с величиной уставного капитала, микрофинансовая компания должна уведомить Национальный банк об итогах окончательной регистрации эмиссии ценных бумаг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о ценных бумагах в течение одного месяца с момента признания выпуска состоявшимся. 

(В редакции Закона КР от 28 февраля 2023 года N 44) 

 

Статья 13. Микрофинансовая компания, ее учредители и акционеры 

1. Учредителями и акционерами микрофинансовой компании могут быть физические и юридические лица - резиденты или нерезиденты Кыргызской Республики при условии, что доля юридического лица в совокупности с долей любого другого юридического лица, контролирующего его, контролируемого им или находящегося под общим с ним контролем, не превышает 20 процентов голосующих акций микрофинансовой компании. Указанное ограничение не распространяется на юридическое лицо, занимающееся банковской и/или финансовой деятельностью, а также на иностранную некоммерческую организацию, при соответствии требованиям Национального банка. 

2. Не допускаются в качестве учредителей или акционеров (участников) микрофинансовой компании лица, соответствующие одному или нескольким из следующих признаков: 

1) финансовая несостоятельность (банкротство) учредителя или акционера (участника); 

2) наличие судимости в сфере финансовых или экономических преступлений у учредителя или акционера (участника), не снятой и не погашенной в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке; 

3) наличие решения суда, запрещающего учредителю или акционеру (участнику) заниматься банковской деятельностью; 

4) юридические лица, зарегистрированные в оффшорных зонах или имеющие в качестве участников лиц и/или аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон, перечень которых устанавливается Национальным банком; 

5) физические лица, являющиеся резидентами оффшорных зон, проживающие на территории оффшорных зон, перечень которых устанавливается Национальным банком; 

6) юридические лица, зарегистрированные или имеющие в качестве участников лиц и/или аффилированных лиц, зарегистрированных в высокорискованных странах, либо физических лиц, проживающих на территории высокорискованных стран; 

7) физические лица, являющиеся резидентами и/или проживающие на территории высокорискованных стран; 

8) юридические лица, зарегистрированные или имеющие в качестве участников лиц и/или аффилированных лиц, зарегистрированных в государствах, в отношении которых приняты решения (резолюции) международных организаций, к которым присоединилась Кыргызская Республика, о применении санкций, предусматривающих запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях; 

9) физические лица, являющиеся резидентами и/или проживающие на территории государств, в отношении которых приняты решения (резолюции) международных организаций, к которым присоединилась Кыргызская Республика, о применении санкций, предусматривающих запрет и/или ограничения на сотрудничество с физическими и юридическими лицами из данных государств. Уполномоченный государственный орган в сфере иностранных дел и другие государственные органы Кыргызской Республики предоставляют по запросу Национального банка имеющуюся информацию о международных санкциях. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 6 августа 2018 года N 88) 

 

Статья 14. Капитал микрофинансовой компании 

1. Основу капитала микрофинансовой компании составляет полностью оплаченный уставный капитал. В состав капитала входит только такой уставный капитал, по которому микрофинансовая компания не имеет обязательств по возврату средств, вложенных ее учредителями (акционерами). 

2. Уставный капитал микрофинансовой компании формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики за счет средств учредителей (акционеров). Формирование уставного капитала микрофинансовых компаний за счет основных средств и нематериальных активов не допускается. 

3. До получения лицензии микрофинансовая компания обязана внести минимальный уставный капитал на накопительный счет, открываемый в коммерческом банке Кыргызской Республики. Требование о внесении минимального размера уставного капитала на накопительный счет в коммерческом банке не распространяется на микрокредитные компании, преобразующиеся в микрофинансовые компании и имеющие капитал в размере, установленном законодательством Кыргызской Республики, и прошедшим аудит по требованиям, выставляемым Национальным банком. Если размер уставного капитала микрокредитной компании, преобразующейся в микрофинансовую компанию, меньше размера, установленного Национальным банком, то ее учредители должны внести недостающую сумму на накопительный счет в коммерческом банке. Со стороны Национального банка может быть проведена специальная проверка формирования уставного капитала микрокредитной компании для подтверждения соблюдения выставленных требований по минимальному размеру уставного капитала. 

4. Национальный банк устанавливает экономические нормативы по определению стандарта адекватности капитала, минимальные размеры уставного капитала для действующих и вновь создаваемых микрофинансовых компаний, а также определяет структуру капитала микрофинансовой компании. 

5. Размер уставного капитала микрофинансовой компании не должен быть ниже минимальных требований, установленных нормативными актами Национального банка. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 15. Особенности лицензирования микрофинансовой компании 

Микрофинансовая компания, претендующая на получение лицензии (указания в лицензии), на право привлечения депозитов от своего имени на условиях, оговоренных с вкладчиком, дополнительно к документам, указанным в статье 23 настоящего Закона, представляет документы, предусмотренные Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности" для получения банковской лицензии. При этом помещения и оборудование микрофинансовой компании должны соответствовать требованиям, установленным Национальным банком для обеспечения безопасности средств вкладчиков. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 16. Операции, осуществляемые микрофинансовой компанией 

1. Если иное не установлено настоящим пунктом, микрофинансовая компания может осуществлять следующие банковские операции с учетом ограничений, установленных Национальным банком, при условии, что такие операции указаны в лицензии: 

1) выдача обеспеченных и необеспеченных микрокредитов; 

2) прием срочных вкладов от физических и юридических лиц на условиях возвратности в целях накопления сбережений клиентов; 

3) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг); 

4) осуществление розничных банковских услуг по агентскому договору с банком без открытия счетов клиентам в микрофинансовой компании; 

5) выдача гарантий в размере, не превышающем в совокупности с микрокредитом (лизингом) норматив максимального размера кредита на одного заемщика; 

6) выпуск предвыпущенных кредитных карт национальной платежной системы для выдачи кредитов в безналичной форме, за исключением овердрафта, с соблюдением требований законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и нормативных правовых актов Национального банка. 

Микрофинансовая компания может осуществлять эквайринг платежных карт, а также электронных денег, выпущенных на территории Кыргызской Республики, двухмерных символов штрихкода (QR-кода) и других платежных инструментов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка при условии, что эта операция указана в лицензии. 

1-1. При наличии дополнительной лицензии (указания в лицензии) Национального банка микрофинансовая компания вправе осуществлять все или некоторые из операций, перечисленных в подпунктах 1-3 и 6 пункта 1 настоящей статьи, в иностранной валюте, а также покупку и продажу иностранной валюты от своего имени. При этом Национальный банк вправе устанавливать требования к микрофинансовым компаниям для получения дополнительной лицензии. 

1-2. Заемщик (лизингополучатель) или группа заемщиков микрофинансовой компании могут осуществлять платежи в погашение микрокредита (лизинга) как в иностранной, так и в национальной валюте в той части, в которой микрокредит получен в иностранной валюте, включая платежи по основной сумме микрокредита, процентам и (или) другие платежи, связанные с погашением микрокредита. При этом платежи в национальной валюте в погашение микрокредита (лизинга) заемщик (лизингополучатель) или группа заемщиков осуществляют по официальному курсу иностранной валюты на день платежа, определяемому в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, если иной курс не установлен договором. 

2. В течение первых двух лет с момента начала своей деятельности микрофинансовая компания не может получить право на осуществление операции, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случаев: 

1) если организация осуществляла деятельность до вступления настоящего Закона в силу, на законном основании принимая вклады и выдавая кредиты в течение двух лет до получения настоящей лицензии, и меняет организационно-правовую форму в целях получения лицензии в качестве микрофинансовой компании и при условии, что Национальный банк удостоверится в том, что по сути это то же лицо, которое осуществляло деятельность ранее; 

2) когда лицо, учрежденное в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах" в качестве кредитного союза, активно действуя и принимая вклады на взаимной основе и выдавая кредиты в течение двух лет с момента вступления настоящего Закона в силу, меняет организационно-правовую форму на акционерное общество в целях получения лицензии в качестве микрофинансовой компании и при условии, что Национальный банк удостоверится в том, что по сути это то же лицо, которое осуществляло деятельность ранее; 

3) когда лицо, учрежденное в качестве микрокредитной компании или агентства, проработало два года на основании свидетельства, выданного Национальным банком, и при этом соответствует квалификационным и другим требованиям Национального банка для получения лицензии на право осуществления деятельности по приему срочных вкладов. 

3. Право на осуществление операции, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, не могут получить даже при соответствии требованиям пункта 2 настоящей статьи микрофинансовые компании, если: 

1) они признаны неплатежеспособными (банкротами) и подлежат ликвидации и/или реорганизации; 

2) в отношении них имеются предупредительные меры и санкции Национального банка, а также другие нарушения нормативных актов Национального банка; 

3) имеется решение суда, запрещающее занятие данным видом деятельности; 

4) не соответствуют квалификационным и другим требованиям Национального банка для получения лицензии на право осуществления деятельности по приему срочных вкладов. 

4. Микрофинансовая компания вправе выпускать акции и долговые ценные бумаги (облигации и векселя) в пределах, допускаемых Национальным банком, и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

5. Национальный банк издает нормативные акты, устанавливающие ограничения для микрофинансовой компании, в том числе: 

1) по способу работы с депозитами; 

2) по использованию вкладов физических лиц для дальнейшего кредитования; 

3) по объему привлекаемых депозитов; 

4) по порядку соблюдения размера обязательных резервных требований; 

5) по размерам инвестиций; 

6) по выдаче гарантий и другие. 

6. Микрофинансовая компания может осуществлять операции по финансовому лизингу. 

7. Микрофинансовая компания не имеет права осуществлять банковские операции, не предусмотренные настоящей статьей. 

(В редакции Законов КР от 6 октября 2012 года N 169, 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78, 20 мая 2024 года N 87) 

 

Статья 17. Размещение средств 

1. Микрофинансовая компания осуществляет размещение средств в соответствии с требованиями настоящего Закона, других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, а также согласно внутренней кредитной политике, утвержденной в установленном порядке, на цели деятельности, определенные настоящим Законом. 

2. Микрофинансовая компания не должна выдавать кредиты третьей стороне на приобретение ценных бумаг, выпущенных самой микрофинансовой компанией, или в качестве ценных бумаг. 

3. Микрофинансовая компания не имеет права выдавать аккредитивы, осуществлять операции с драгоценными металлами и доверительное управление имуществом. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 18. Разрешение конфликта интересов 

1. Член Совета директоров микрофинансовой компании во избежание конфликта интересов: 

1) должен действовать в интересах микрофинансовой компании, предпринимать усилия по защите интересов микрофинансовой компании, выносить обоснованные и разумные решения во время выполнения своих обязанностей, а также нести материальную ответственность за убытки, причиненные микрофинансовой компании вследствие недобросовестного исполнения обязанностей; 

2) не может одновременно быть членом Совета директоров или Правления, или сотрудником любой другой аффилированной компании, микрофинансовой организации, действующей в Кыргызской Республике; 

3) не должен одновременно занимать пост в качестве должностного лица или сотрудника любого органа государственной власти, включая органы местного самоуправления; 

4) не должен принимать участие в процессе голосования по вопросам, имеющим личный интерес, или каким-либо образом влиять на голосование. 

2. Член Правления микрофинансовой компании должен действовать в интересах микрофинансовой компании, а не в своих личных интересах, и предпринимать всевозможные усилия по защите интересов микрофинансовой компании, выносить обоснованные и разумные решения во время выполнения своих обязанностей, а также нести материальную ответственность за убытки, причиненные микрофинансовому учреждению вследствие недобросовестного исполнения обязанностей. 

(В редакции Закона КР от 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 19. Операции с аффилированными лицами 

1. Любая операция между микрофинансовой компанией и любым аффилированным лицом подлежит одобрению со стороны Совета директоров микрофинансовой компании. Национальный банк должен принять нормативные акты, устанавливающие требования к операциям между микрофинансовой компанией и аффилированным лицом. 

2. Микрофинансовая компания может участвовать в операциях по размещению активов с аффилированным лицом при условии, что: 

1) в отношении любого аффилированного лица общая сумма операций не должна превышать установленное процентное соотношение к капиталу и резервам микрофинансовой компании (как это установлено в нормативных актах, издаваемых Национальным банком); 

2) совокупная сумма всех таких операций не должна превышать установленное процентное соотношение к капиталу и резервам микрофинансовой компании (как это установлено в нормативных актах, издаваемых Национальным банком). 

3. В любых случаях, связанных с операциями между микрофинансовой компанией и аффилированным лицом, когда Совет директоров отказывается голосовать или не в состоянии принять решение по какому-либо вопросу, Совет директоров может большинством голосов принять решение передать данный вопрос на рассмотрение следующего внеочередного общего собрания акционеров или годового собрания акционеров. 

4. Выдача микрофинансовой компанией микрокредитов или осуществление иных операций в пользу аффилированных лиц микрофинансовой компании осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными актами Национального банка. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 20. Квалификация членов Совета директоров и исполнительных должностных лиц микрофинансовой компании 

1. Национальный банк вправе принять нормативные акты, устанавливающие квалификационные требования по следующим должностям микрофинансовой компании, привлекающей депозиты: члены Совета директоров, члены Правления, руководители крупных структурных подразделений и главный бухгалтер. 

2. Члены Совета директоров, члены Правления микрофинансовой компании, привлекающей депозиты, должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию и обладать хорошей репутацией. 

 

Статья 21. Процедура изменения состава акционеров микрофинансовой компании 

1. Любое физическое или юридическое лицо, желающее приобрести пакет акций микрофинансовой компании, дающий право прямо или косвенно осуществлять контроль, или действующее вместе с другими лицами или объединениями, обязано за тридцать дней до предполагаемой даты приобретения акций подать заявку в Национальный банк в письменном виде. 

Под приобретением в настоящей статье понимаются покупка, передача, залог и иная форма отчуждения или обременения акций микрофинансовой компании. 

Под контролем в настоящей статье понимается способность контролировать прямо или косвенно выборы большинства членов Совета директоров микрофинансовой компании, а также оказывать влияние на управление микрофинансовой компанией другим путем. Контроль может осуществляться через владение пятью и более процентами выпущенных микрофинансовой компанией акций любого типа с правом голоса или иным способом, позволяющим влиять на принятие управленческих решений. 

2. Заявки на приобретение акций в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи, подаются также лицами, которые в результате дополнительного приобретения акций микрофинансовой компании прямо или косвенно становятся владельцами контрольного пакета акций. 

3. Национальный банк не позднее тридцати дней с момента получения заявки, а в случаях приобретения акций нерезидентом - в течение шестидесяти дней сообщает заявителю в письменной форме о своем решении (согласии или отказе). Отказ должен быть мотивирован. В случае если Национальный банк не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка по приобретению акций микрофинансовой компании считается разрешенной. 

4. Национальный банк в рамках осуществления своих надзорных функций может запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации акционеров микрофинансовой компании в случае приобретения ими более пяти процентов акций микрофинансовой компании. 

5. Национальный банк может отказать в удовлетворении заявки в случае: 

1) если приобретение пакета акций может привести к монополии; 

2) если финансовое состояние приобретающих сторон подвергает опасности стабильность микрофинансовой компании; 

3) если компетенция, опыт, квалификация предложенного руководства микрофинансовой компании не соответствуют установленным требованиям; 

4) если приобретающие стороны не представили полностью необходимую информацию либо представили искаженную или неверную информацию; 

6. Порядок подачи и рассмотрения заявки регламентируется нормативными актами Национального банка. 

 

Статья 22. Прозрачность деятельности микрофинансовой компании 

Микрофинансовая компания не реже одного раза в квартал публикует в средствах массовой информации балансовую отчетность с пояснениями, раскрывающими данную отчетность, и ежегодно публикует годовую финансовую отчетность, подтвержденную независимым внешним аудитором. 

 

Глава 3 

Лицензирование деятельности микрофинансовых компаний 

 

Статья 23. Документы, необходимые для получения лицензии 

1. Для получения лицензии на осуществление операций микрофинансовой компании заявитель должен представить в Национальный банк в двух экземплярах следующие документы: 

1) заявление о выдаче лицензии по форме, установленной нормативными актами Национального банка; 

2) копии учредительных документов создаваемой микрофинансовой компании, заверенные нотариально; 

3) общую организационную структуру микрофинансовой компании; 

4) копию свидетельства государственной регистрации юридического лица; 

5) список членов органов управления микрофинансовой компании и данные о их соответствии требованиям профессиональной пригодности, установленным Национальным банком; 

6) документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за лицензию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах; 

7) документ, подтверждающий внесение средств в качестве уставного капитала микрофинансовой компании на накопительный счет в коммерческом банке; 

8) технико-экономическое обоснование (бизнес-план) создания микрофинансовой компании; 

9) сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителей, внесенных в качестве уставного капитала микрофинансовой компании. 

2. Национальный банк вправе определить дополнительную информацию, которую должны представить заявители для получения лицензии. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 23 марта 2020 года N 29) 

 

Статья 24. Условия рассмотрения заявления на получение лицензии 

1. Национальный банк должен выдать лицензию либо отказать в ее выдаче в течение двух месяцев после получения заявления и всех требуемых документов на получение лицензии для микрофинансовых компаний. В указанный срок не входит время прохождения регистрации (перерегистрации) микрофинансовой компании в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц. 

2. Положительным ответом является письмо-согласие на государственную регистрацию (перерегистрацию) микрофинансовой компании в органах юстиции Кыргызской Республики по форме и в порядке, установленным Национальным банком и Министерством юстиции Кыргызской Республики для финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком. 

3. В случае изменений, касающихся любой информации, представленной Национальному банку, заявитель должен немедленно уведомить об этом Национальный банк и представить в Национальный банк документы, содержащие изменения, в течение 3 дней с момента их возникновения. Национальный банк может продлить период рассмотрения заявления и всех требуемых документов на 10 рабочих дней. В случае если Национальный банк посчитает изменения существенными, он вправе заново начать отсчет срока рассмотрения заявления и всех требуемых документов со дня получения уведомления об изменениях первоначальных сведений. 

4. В случае если документы, полученные Национальным банком, не соответствуют требованиям Национального банка на получение лицензии, отсчет срока рассмотрения заявления и всех требуемых документов начинается со дня получения удовлетворяющих требованиям документов. 

5. В случае отказа в выдаче лицензии микрофинансовой организации или отзыва заявления на получение лицензии учредителями микрофинансовой организации один экземпляр документов, представленных для получения лицензии, не подлежит возврату. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 25. Основания для отказа в выдаче лицензии 

1. Национальный банк может отказать в выдаче лицензии по любой из нижеследующих причин: 

1) несоответствия представленных документов требованиям настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики; 

2) предоставления недостоверной информации, содержащейся в документах на получение лицензии; 

3) непредоставления документа, подтверждающего оплату государственной пошлины за выдачу лицензии; 

4) наличия решения суда, запрещающего заявителю осуществлять данный вид деятельности; 

5) несоответствия другим положениям, определенным нормативными правовыми актами, принятыми Национальным банком во исполнение настоящего Закона; 

6) иным причинам, предусмотренным настоящим Законом и законодательными актами Кыргызской Республики. 

2. Национальный банк должен представить заявителю письменное уведомление с указанием причин, на основании которых было отказано в выдаче лицензии. 

(В редакции Закона КР от 23 марта 2020 года N 29) 

 

Статья 26. Изменение информации в документах после получения лицензии 

1. Предварительное одобрение Национального банка требуется по следующим дополнениям или изменениям относительно информации, представленной для получения лицензии и создания микрофинансовой компании: 

1) любые дополнения, внесенные в учредительные документы микрофинансовой компании; 

2) любые изменения в документы или в информацию, которая требовалась для включения в перечень документов на получение лицензии; 

3) изменения в составе органов управления микрофинансовой компании; 

4) другие изменения, указанные в нормативных актах Национального банка. 

2. Национальный банк в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о предполагаемых изменениях и дополнениях выдает согласие или отказ на их внесение. 

3. Предполагаемое изменение или дополнение может быть отклонено Национальным банком на том же основании, которое предусмотрено для отказа в выдаче лицензии. 

 

Глава 4 

Регулирование деятельности микрофинансовых компаний 

 

Статья 27. Орган регулирования и надзора 

1. Национальный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых компаний с целью выполнения функций и задач, возложенных на Национальный банк в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности", поддержания стабильной финансовой системы, защиты интересов потребителей, а также обеспечения выполнения микрофинансовыми компаниями соответствующего законодательства Кыргызской Республики. 

2. Национальный банк выпускает нормативные акты в дополнение к положениям настоящего Закона, регулирующие деятельность микрофинансовых компаний, а также рассматривающие вопросы пруденциального регулирования, в том числе: 

1) минимальный размер уставного капитала; 

2) структуру и состав капитала; 

3) классификацию активов и создание резервов на покрытие кредитных и лизинговых потерь; 

4) экономические нормативы (адекватность капитала, максимальный размер кредита на одного заемщика, ликвидность, лимиты открытых валютных позиций и другие); 

5) ограничения и правила работы с депозитами (вкладами) и долговыми ценными бумагами; 

6) порядок соблюдения размера обязательных резервных требований. 

3. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 16 декабря 2016 года N 207) 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 28.  Полномочия Национального банка 

Национальный банк обладает правом применять к микрофинансовым компаниям следующие меры: 

1) устанавливать финансовые стандарты, включая стандарты, относящиеся к минимальным размерам уставного капитала, структуре и характеристикам уставного капитала и резервам; коэффициенты адекватности капитала; ликвидность; правила, ограничивающие типы деятельности с различными лицами и размеры такой деятельности, а также другие финансовые стандарты, имеющиеся в настоящем Законе, необходимые с точки зрения Национального банка в целях благоразумной деятельности, осуществляемой микрофинансовыми компаниями; 

2) проверять деятельность микрофинансовых компаний и их филиалов; 

3) давать рекомендации по улучшению деятельности микрофинансовых компаний; 

4) давать обязательные к исполнению инструкции и/или предписания по устранению в течение определенного Национальным банком периода времени обнаруженных нарушений и недостатков в их деятельности, противоречащих настоящему Закону или нормативным актам Национального банка; 

5) применять меры воздействия, предусмотренные Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности", настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка; 

6) запрашивать и получать баланс, отчетность и другую документацию или информацию о деятельности или операциях, осуществляемых микрофинансовыми компаниями; 

7) приостанавливать или отзывать лицензию или временно приостанавливать или запрещать осуществлять операции, разрешенные настоящим Законом; 

8) в случае неплатежеспособности предпринимать в отношении них действия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, в том числе банкротстве банков; 

9) осуществлять иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и банковским законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 29. Проверка деятельности микрофинансовых компаний 

1. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью микрофинансовых компаний, используя проверки финансовой отчетности и другой информации, представляемой ими, и инспекционные проверки на местах. 

Национальный банк проводит инспектирование деятельности микрофинансовых компаний по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и направляет информацию о его результатах органу финансовой разведки. 

2. Национальный банк вправе делегировать полномочия по проверкам профессиональным независимым аудиторам. 

Должностные лица микрофинансовых компаний обязаны оказывать содействие проверяющим лицам, назначенным Национальным банком. 

3. После предоставления доказательств о своем назначении, проверяющие лица при проверках имеют право: 

1) получать доступ к любым помещениям (головной офис, филиал, представительство) микрофинансовой компании в любой рабочий день в рабочее время или любое другое время, в течение которого члены наблюдательного органа, органов управления, администрации, начальники структурных подразделений или лица, ответственные за учет, фактически находятся в этих помещениях; 

2) беседовать в рабочее время с членами наблюдательного органа и администрации микрофинансовой компании, ее служащими; 

3) изучать и делать копии или выписки из любых документов и записей (включая компьютерные записи) и требовать пояснения по ним от должностных лиц микрофинансовой компании, ее сотрудников и других лиц, которые в данное время являются или были ее основными учредителями, акционерами (участниками); 

4) готовить инструкции по списанию безнадежных долгов или для создания и поддержки достаточных резервов, или соблюдения других экономических норм, или настоящего Закона, других законодательных и нормативных актов Кыргызской Республики; 

5) осуществлять другие необходимые меры, связанные с проверкой деятельности микрофинансовой компании. 

4. Полномочия Национального банка по проведению проверок микрофинансовых компаний (и все полномочия, связанные с такими проверками) распространяются на любые компании, имеющие связанные интересы (инсайдеры и аффилированные компании) с микрофинансовыми компаниями и их дочерними компаниями. 

В целях осуществления проверок микрофинансовых компаний Национальный банк вправе затребовать консолидированный баланс, отражающий общее финансовое положение микрофинансовых компаний и всех их дочерних компаний. В случаях нарушения настоящего Закона и/или банковского законодательства Национальный банк может применить к микрофинансовым компаниям санкции и меры, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

Требования по консолидированному надзору в отношении микрофинансовых компаний, лицензируемых Национальным банком, определяются банковским законодательством Кыргызской Республики. 

5. Проверяющим сотрудникам Национального банка (аудиторской компании) запрещается разглашать или передавать информацию, полученную в ходе проверок, третьим сторонам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

6. Лица, осуществляющие проверки, несут ответственность за незаконное разглашение или передачу третьим сторонам данных, полученных в ходе проверок, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Законов КР от 27 марта 2009 года N 87, 16 декабря 2016 года N 207, 6 августа 2018 года N 88) 

 

Статья 30. Приостановление и отзыв лицензии 

1. Национальный банк вправе принимать решение о приостановлении или ограничении операций микрофинансовой компании, или о приостановлении или отзыве лицензии с соблюдением условий приостановления действия лицензии и ее отзыва, определенных законодательством, если: 

1) имеет место нарушение настоящего Закона, нормативных актов, изданных Национальным банком в соответствии с настоящим Законом, и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики; 

2) при несоблюдении микрофинансовой компанией рекомендаций, предупреждений, инструкций или иных санкций Национального банка; 

3) при нарушении экономических и иных нормативов, установленных Национальным банком; 

4) имеется угроза платежеспособности или при неплатежеспособности микрофинансовой компании; 

5) при непредставлении информации, которая должна была быть представлена в Национальный банк, или предоставление недостоверной, неполной информации; 

6) в других случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

2. Решение о приостановлении или ограничении определенных операций микрофинансовой компании, приостановлении или отзыве лицензии, принятое Национальным банком, должно содержать описание конкретных фактов нарушений, по причине которых было принято решение. В случае приостановления или ограничения операций или приостановления лицензии решение должно также содержать конкретные следующие меры, но не ограничиваться только ими: 

1) ограничение на выплату дивидендов микрофинансовой компанией или любой из ее дочерних компаний, расположенных в Кыргызской Республике; 

2) ограничение на рост микрофинансовой компании через запрет на создание филиалов, представительств, дочерних или иных компаний; 

3) требование о продаже микрофинансовой компанией указанных активов и использование вырученной суммы определенным способом; 

4) требование об аннулировании или внесении поправок микрофинансовой компанией в определенные контракты или соглашения, заключенные микрофинансовой компанией с нарушением законодательства Кыргызской Республики, или требование о воздержании от заключения таких контрактов в будущем; 

5) требование к микрофинансовой компании о приостановлении деятельности или определенных ее видов, разрешенных в рамках лицензии (свидетельства); 

6) требование к микрофинансовой компании о принятии других мер по устранению нарушений; 

7) применение процедур банкротства в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности" и законодательством Кыргызской Республики о банкротстве, в том числе банкротстве банков. 

3. С момента отзыва лицензии Национальный банк исключает микрофинансовую компанию из реестра. При этом микрофинансовая компания подлежит ликвидации, осуществляемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Способ уведомления клиентов о приостановлении или отзыве лицензии микрофинансовой компании должен устанавливаться в нормативных актах Национального банка. 

4. Если ситуация, приводящая к приостановлению или ограничению операций микрофинансовой компании, исправлена, Национальный банк направляет письменное уведомление микрофинансовой компании, информируя ее о том, что приостановление или ограничение операций снято, а приостановление лицензии отменено. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 31. Информация и документы 

1. Микрофинансовая компания, ее должностные лица и другие работники, акционеры и связанные с микрофинансовой компанией лица обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка. 

2. Информация, полученная в процессе использования Национальным банком своих полномочий, не может предоставляться третьей стороне, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Глава 5 

Микрокредитные компании и микрокредитные агентства 

 

Статья 32. Учредители и учредительные документы микрокредитной компании и микрокредитного агентства 

1. Учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании и учредителями (участниками) микрокредитного агентства могут быть физические и юридические лица - резиденты или нерезиденты Кыргызской Республики при условии, что они не соответствуют одному или нескольким из признаков, перечисленных в подпунктах 1-9 пункта 2 статьи 13 настоящего Закона. 

2. Микрокредитная компания может быть учреждена в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики для коммерческих организаций. 

3. Микрокредитное агентство может быть учреждено в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики для некоммерческих организаций, исключая политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации. 

4. Микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство должны иметь устав, содержащий основные вопросы, требуемые согласно гражданскому законодательству с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и иным законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 33. Операции, осуществляемые микрокредитной компанией и микрокредитным агентством 

1. Микрокредитная компания осуществляет микрокредитование (выдает обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) физических и юридических лиц в национальной валюте только за счет собственных средств и заемных средств от юридических лиц, учредителей (акционеров) в пределах ограничений, устанавливаемых Национальным банком на условиях, оговоренных с заемщиком, при наличии свидетельства Национального банка. 

2. Микрокредитная компания может дополнительно осуществлять следующие банковские операции при условии, что эти операции указаны в лицензии, полученной в соответствии с порядком лицензирования микрофинансовых компаний Национальным банком: 

1) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг); 

2) розничные банковские услуги по агентскому договору с банком без открытия счетов клиентам в микрокредитной компании; 

3) покупка и продажа иностранной валюты от своего имени; 

4) выпуск предвыпущенных кредитных карт национальной платежной системы для выдачи кредитов в безналичной форме, за исключением овердрафта, с соблюдением требований законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и нормативных правовых актов Национального банка. 

Микрокредитная компания может осуществлять эквайринг платежных карт, а также электронных денег, выпущенных на территории Кыргызской Республики, двухмерных символов штрихкода (QR-кода) и других платежных инструментов в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка при условии, что эта операция указана в лицензии, полученной в соответствии с порядком лицензирования микрофинансовых компаний Национальным банком. 

3. Микрокредитное агентство осуществляет выдачу микрокредитов (обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) в национальной валюте за счет собственных средств и заемных средств финансово-кредитных организаций и/или международных финансовых организаций на условиях, оговоренных с заемщиком в соответствии с уставными целями некоммерческой организации, определяемыми участниками микрокредитного агентства, при наличии свидетельства Национального банка. 

4. Микрокредитная компания, получившая лицензию Национального банка на осуществление банковских операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должна осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики. 

Национальный банк вправе осуществлять в отношении данной микрокредитной компании, осуществляющей операции, указанные в пункте 2 настоящей статьи, меры регулирования, предусмотренные в главе 4 настоящего Закона в отношении микрофинансовых компаний. 

5. Микрокредитная компания или микрокредитное агентство не имеют права выпускать ценные бумаги, кроме акций, выпускаемых микрокредитными компаниями в форме акционерных обществ, а также не имеют права осуществлять иные банковские операции, не предусмотренные настоящей статьей. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78, 20 мая 2024 года N 87) 

 

Статья 34. Капитал микрокредитной компании 

1. Основу капитала микрокредитной компании составляет полностью оплаченный уставный капитал. В состав капитала входит только такой уставный капитал, по которому микрокредитная компания не имеет обязательств по возврату средств, вложенных ее учредителями, акционерами, участниками. 

2. Уставный капитал микрокредитной компании формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики за счет средств учредителей, акционеров, участников. Формирование уставного капитала микрокредитной компании за счет основных средств и нематериальных активов не допускается. 

3. До получения свидетельства микрокредитная компания обязана внести минимальный уставный капитал на накопительный (депозитный) счет, открываемый в коммерческом банке Кыргызской Республики. 

4. Национальный банк устанавливает минимальный размер уставного капитала для действующих и вновь создаваемых микрокредитных компаний. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 35. Особенности функционирования микрокредитных компаний и микрокредитных агентств 

1. Микрокредитные агентства осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о некоммерческих организациях с учетом особенностей настоящего Закона. 

2. Для начала осуществления своей деятельности и/или агентских функций доноров микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство обязаны получить свидетельство Национального банка в соответствии с требованиями нормативных актов Национального банка. 

3. Для получения свидетельства об учетной регистрации микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства заявитель подает в двух экземплярах следующие документы: 

1) заявление о выдаче свидетельства по форме, установленной нормативными актами Национального банка; 

2) копии учредительных документов, заверенные нотариально; 

3) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

4) список членов органов управления микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства, распорядок работы микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства; 

5) документ, подтверждающий внесение средств в качестве уставного капитала микрокредитной компании на накопительный счет в коммерческом банке (кроме микрокредитного агентства); 

6) сведения, заверенные учредителями, об источниках происхождения денежных средств, внесенных в качестве уставного капитала микрокредитной компании. 

4. Национальный банк в течение одного месяца после получения заявления и всех требуемых документов для учетной регистрации должен выдать свидетельство об учетной регистрации либо отказать в его получении. В указанный срок не входит время прохождения регистрации (перерегистрации) микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию юридических лиц. 

5. В случае если документы, полученные Национальным банком, не соответствуют требованиям на получение свидетельства, отсчет срока рассмотрения заявления и всех требуемых документов начинается со дня получения удовлетворяющих требованиям документов. 

6. В случае отказа в выдаче свидетельства либо отзыва заявления на получение свидетельства один экземпляр документов, представленных для получения свидетельства, не подлежит возврату. 

7. В случае изменений, касающихся любой информации, представленной Национальному банку, заявитель должен немедленно уведомить об этом Национальный банк и представить в Национальный банк документы, содержащие изменения, в течение трех дней с момента их возникновения. Национальный банк может продлить период рассмотрения заявления и всех требуемых документов на десять рабочих дней. 

8. Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва свидетельства микрокредитной компании и микрокредитного агентства устанавливается нормативными актами Национального банка. 

9. Национальный банк или уполномоченный им орган (лицо) вправе осуществлять внешний надзор и инспекторские проверки. 

Национальный банк проводит инспектирование деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств по вопросам исполнения законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов и направляет информацию о его результатах органу финансовой разведки. 

Микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство, их должностные лица и другие работники, участники (учредители, акционеры) и связанные с микрокредитной компанией и/или микрокредитным агентством лица обязаны своевременно представлять отчеты, документы и любую информацию по требованию Национального банка. 

10. Национальный банк или уполномоченный им орган (лицо) вправе ограничить операции и сделки, приостановить действие и отозвать свидетельство об учетной регистрации микрокредитной компании или микрокредитного агентства в случаях, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона. Отзыв свидетельства об учетной регистрации влечет ликвидацию микрокредитной компании или микрокредитного агентства, осуществляемую в соответствии со статьей 10 настоящего Закона. 

11. Национальный банк предоставляет письмо-согласие на государственную регистрацию (перерегистрацию) микрокредитной компании и микрокредитного агентства в уполномоченном государственном органе, осуществляющем регистрацию, по форме и в порядке, установленным Национальным банком по согласованию с органом регистрации для финансово-кредитных и кредитных организаций и иных юридических лиц, лицензируемых и регулируемых Национальным банком. 

12. Национальный банк вправе применять в отношении микрокредитных компаний и микрокредитных агентств меры регулирования, надзора и воздействия, предусмотренные настоящим Законом. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 6 августа 2018 года N 88, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Глава 5-1 

Защита прав потребителей и ответственность микрофинансовых организаций 

(Глава в редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 35-1. Требования к информации о стоимости услуг 

1. Информация о размере ставок процентов (процентных ставок), а также комиссионных вознаграждений и тарифов за оказание услуг должна быть открытой и не может быть предметом коммерческой или банковской тайны. Ставка процента должна быть представлена для клиентов в годовом номинальном выражении, наряду со ставкой процента за период, и в годовом исчислении по методу эффективной ставки процента. Номинальная ставка процента должна начисляться на уменьшающийся остаток основной суммы кредита. Определение и методика расчета эффективной ставки процента для целей представления клиентам устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка. 

2. Наряду с информацией о размерах номинальной и эффективной ставок процента микрофинансовая организация до заключения (подписания) договора с клиентом обязана предоставить клиенту информацию о полной стоимости услуги в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму, проценты, комиссионные вознаграждения и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. Микрофинансовая организация не вправе отказывать клиентам в предоставлении исчерпывающей информации о стоимости услуг. Не допускается использование продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора. 

3. В рекламе, публикациях и распространяемой информации о ставках процентов по услугам микрофинансовые организации обязаны указывать номинальные и эффективные ставки процентов. Номинальные и эффективные ставки процентов, размеры комиссионного вознаграждения и тарифы должны быть указаны в договоре, заключаемом между микрофинансовой организацией и клиентом. В соответствии с договором размеры процентных ставок по депозитам и кредитам по взаимному согласию сторон могут периодически пересматриваться с учетом текущей экономической ситуации. 

4. В целях предотвращения доминирующего положения в микрофинансовом секторе, а также обеспечения транспарентности оказываемых микрофинансовыми организациями услуг, соблюдение антимонопольного законодательства микрофинансовыми организациями контролируется Национальным банком. В этих целях Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты и принимать меры антимонопольного реагирования. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 35-2. Минимальные требования к кредитованию 

1. Микрофинансовые организации осуществляют кредитование и оказание других услуг на принципах добросовестности, прозрачности, достоверности по отношению к клиентам с учетом их экономических интересов и возможностей и соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики о коммерческой и банковской тайне. 

Микрофинансовые организации при размещении средств, привлеченных в качестве коммерческих кредитов, обязаны обеспечить их соответствие цели деятельности, указанной в статье 2 настоящего Закона. 

2. Микрофинансовая организация обязана обеспечить выполнение следующих минимальных требований при оказании услуг по кредитованию: 

1) эффективная процентная ставка по кредиту, выдаваемому микрофинансовой организацией, не должна превышать значение декларируемой (публикуемой) эффективной процентной ставки на дату выдачи кредита; 

2) до заключения договора должно быть обеспечено полное раскрытие для клиентов (потенциальных заемщиков) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов, включая информацию о полной стоимости услуги, на государственном и/или официальном языке по выбору клиента. Отказ в предоставлении исчерпывающей информации об условиях и стоимости предоставляемых услуг не допускается. Форма информации должна быть унифицированной и систематизированной в целях обеспечения возможности сравнения кредитных продуктов разных кредиторов; 

3) до заключения кредитного договора должна быть изучена реальная платежеспособность заемщика, включая показатели занятости, доходов членов семьи, объем расходов, количество иждивенцев и т.п., особенно когда в качестве залога предоставляется единственное жилье заемщика; 

4) запрещается включение в условия кредитного договора дополнительных сборов, комиссионных и других платежей, взимаемых и оплачиваемых в микрофинансовой организации и связанных с заключением и исполнением договора по микрокредиту, помимо публикуемых, а также иных сопутствующих услуг на платной основе, вне зависимости от договоренности с заемщиком; 

5) типовые кредитные продукты и договоры к ним должны быть унифицированы; 

6) текст договора должен быть напечатан шрифтом одного размера, изложен предельно ясно и доступно для восприятия и понимания клиентами. При этом язык договора - государственный или официальный, должен определяться по выбору заемщика; 

7) договор должен предусматривать право клиента на безвозмездной основе отказаться от получения кредита (услуги по лизингу) в период после заключения соответствующего договора до момента получения клиентом денежных средств либо осуществления платежа в оплату за имущество по лизингу по договору; 

8) договор должен предусматривать право клиента на досрочное погашение кредита или лизинга в любое время без каких-либо комиссий, штрафных санкций и иных платежей; 

9) клиенту, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись все последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по соответствующему договору; 

10) при обращении заемщикам должна предоставляться исчерпывающая информация о размере фактической задолженности и в случае изменения условий кредитного договора - новый график платежей; 

11) размер процента по неустойке (штрафам, пени) за просроченную задолженность по основной сумме и процентам, установленный в кредитном договоре с клиентом - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, должен быть не более номинальной процентной ставки по кредиту, указанной в договоре. При этом размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать 20 процентов от суммы выданного кредита; 

12) клиент должен быть информирован о процедуре рассмотрения жалоб и о контактном лице, отвечающем в микрофинансовой организации за получение запросов, жалоб и их рассмотрение; 

13) микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять или дополнять условия кредитного договора, если это ухудшает права и обязанности заемщика; 

14) заемщику должно быть предоставлено преимущественное право на выкуп залогового имущества в соответствии с договором; 

15) максимальная сумма начисленной неустойки (пени, штрафы) по просроченной кредитной задолженности не может превышать значения, установленного Национальным банком; 

16) недвижимое залоговое имущество в виде жилых помещений реализуется исключительно через публичные торги, если в процессе обращения взыскания на предмет залога соглашением сторон не будет предусмотрен иной способ реализации; 

17) иные требования, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

3. Микрофинансовые организации обязаны иметь документы, регламентирующие порядок рассмотрения обращений клиентов в соответствии с требованиями банковского законодательства. Обращения клиентов должны быть рассмотрены в срок не позднее тридцати календарных дней с предоставлением ответа в письменном виде. 

4. Документы по результатам рассмотренных обращений клиентов должны храниться в установленном порядке не менее трех лет. 

Микрофинансовые организации обязаны по требованию клиента предоставлять ему возможность ознакомления с учредительными, разрешительными документами и финансовыми отчетами. 

5. Споры, возникающие в процессе исполнения договора, если они не были разрешены по соглашению сторон, разрешаются в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики, в том числе в рамках досудебного урегулирования споров. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 35-3. Ответственность за нарушение прав потребителей 

1. За нарушения требований, указанных в настоящем Законе, должностные лица микрофинансовых организаций несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность. 

2. За нарушение прав и законных интересов потребителей, предусмотренных Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности" и настоящим Законом, Национальный банк вправе применить к микрофинансовой организации меры воздействия, предусмотренные банковским законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Законов КР от 26 апреля 2013 года N 60, 16 декабря 2016 года N 207, 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Глава 6 

Заключительные положения 

 

Статья 36. Запрет ложной рекламы 

1. Микрофинансовой организации запрещено осуществлять ложную или вводящую в заблуждение рекламу своей деятельности. 

2. Национальный банк вправе потребовать от микрофинансовой организации изменить или отменить рекламное объявление или опубликованную информацию о ее деятельности или наименовании в течение установленного Национальным банком времени в случае, если Национальный банк посчитает, что объявление или информация от имени микрофинансовой организации изложены неправильно или вводят в заблуждение. 

3. В случае если требования Национального банка не выполняются в течение срока, установленного им в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, Национальный банк вправе за счет средств микрофинансовой организации опубликовать заявление о том, что объявление или информация от имени микрофинансовой организации изложены неправильно или вводят в заблуждение клиентов и общественность, и применить предусмотренные законодательством меры воздействия. В этом случае Национальный банк вправе потребовать возмещения таких затрат от микрофинансовой организации, поскольку они возникли в качестве долга, который должен быть уплачен ему микрофинансовой организацией. 

4. Другие обязательства, связанные с преднамеренной публикацией ложной или вводящей в заблуждение информации микрофинансовой организации должны определяться в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 22 апреля 2024 года N 78) 

 

Статья 37. Аудит микрофинансовой организации 

1. Микрофинансовая организация осуществляет внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность счетов, а также проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Для этого микрофинансовая компания обязана, а микрокредитная компания (микрокредитное агентство) может создать свою службу внутреннего аудита. 

2. Микрофинансовая компания должна проводить ежегодный независимый аудит силами независимых аудиторов. Микрофинансовая компания обязана ежегодно представлять Национальному банку один экземпляр полного отчета внешнего аудитора без изменений, включая письмо руководству и финансовые отчеты, в течение тридцати дней с момента представления отчета внешним аудитором микрофинансовой компании, но не позднее 30 апреля следующего за отчетным года. 

3. Микрокредитное агентство может проводить внешний аудит своей деятельности. Микрокредитная компания должна проводить внешний аудит своей деятельности и представлять отчет Национальному банку по форме и срокам, установленным Национальным банком. 

4. Национальный банк издает нормативные правовые акты, устанавливающие минимальные требования по проведению ежегодного независимого аудита. 

(В редакции Закона КР от 26 апреля 2013 года N 60) 

 

Статья 38. Учет и отчетность микрофинансовой организации 

1. Финансовый год микрофинансовой организации начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Первый финансовый год, если регистрация микрофинансовой организации прошла после 1 января, должен начинаться с даты государственной регистрации и заканчиваться 31 декабря этого же года. 

2. Характер, объем, список форм и сроки представления отчетов микрофинансовых организаций должны быть установлены в нормативных актах Национального банка. 

3. Микрофинансовая организация несет ответственность за достоверность и полноту представленной информации и отчетов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

4. Структура и сроки подачи годового отчета микрофинансовой организации устанавливаются нормативными актами Национального банка. 

5. Микрофинансовые организации ведут бухгалтерский учет и составляют финансовую отчетность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о бухгалтерском учете с учетом особенностей настоящего Закона, а также требований Национального банка. 

(В редакции Закона КР от 9 августа 2021 года N 93) 

 

Статья 39. О введении в действие настоящего Закона 

1. Ввести в действие настоящий Закон с момента опубликования. 

2. Действующие микрофинансовые организации обязаны привести свою деятельность в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента введения в действие настоящего Закона. 

 

  

Президент Кыргызской Республики 

  

А.Акаев 

  

  

  

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 

  

11 июня 2002 года 

  

  

  

Одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 

  

3 июля 2002 года