ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 19 октября 2013 года N 195
О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике
(В редакции Законов КР от 31 декабря 2014 года N 179, 8 апреля 2015 года N 74, 30 апреля 2015 года N 91, 21 мая 2015 года N 109, 28 мая 2015 года N 122, 28 июня 2016 года N 91, 4 мая 2017 года N 75, 10 мая 2017 года N 79, 23 мая 2017 года N 84, 2 августа 2017 года N 167, 14 марта 2018 года N 29, 24 апреля 2019 года N 51, 18 июля 2019 года N 89, 31 декабря 2019 года N 150, 23 марта 2020 года N 29, 22 апреля 2020 года N 51, 18 июня 2021 года N 72, 27 октября 2021 года N 124, 29 ноября 2021 года N 143, 21 января 2022 года N 11, 6 июня 2022 года N 42, 30 июня 2022 года N 51, 5 августа 2022 года N 81, 7 августа 2023 года N 165, 27 декабря 2023 года N 213, 19 марта 2024 года N 71, 22 апреля 2024 года N 78, 26 июня 2024 года N 103)
Глава 1
Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Закона
Лицензирование отдельных видов деятельности, действий и операций осуществляется в целях предотвращения нанесения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности, а также управления ограниченными государственными ресурсами.
Статья 2. Сфера применения настоящего Закона
1. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между органами исполнительной власти, физическими и юридическими лицами в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, действий, операций, в том числе по использованию ограниченных государственных ресурсов (далее - деятельность).
2. Настоящий Закон устанавливает исчерпывающий перечень лицензий и разрешений.
3. Действие настоящего Закона не распространяется:
1) на гражданско-правовые отношения, связанные с выдачей лицензий и разрешений в рамках заключенного между физическими и (или) юридическими лицами договора;
2) на государственную регистрационную систему;
3) на систему оценки квалификации и профессиональных навыков;
4) на область оценки соответствия в сфере технического регулирования.
4. Порядок лицензирования видов деятельности, указанных в настоящем Законе, осуществляется в соответствии с настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики в части, не противоречащей ему.
Порядок и особенности лицензирования деятельности банков, финансово-кредитных организаций и других лиц, регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, включая порядок выдачи, приостановления, прекращения (отзыва/аннулирования) лицензий, а также лицензионные требования, лицензионный контроль устанавливаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о Национальном банке Кыргызской Республики, о банках и банковской деятельности, о платежной, микрофинансовой деятельности, об обмене кредитной информацией, о деятельности кредитных союзов, жилищно-сберегательных кредитных компаний, о деятельности в сфере виртуальных активов, о лизинговой деятельности, а также о деятельности иных лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики.
Порядок лицензирования прав пользования недрами, включая порядок выдачи, продления, приостановления, прекращения, передачи лицензий, а также условия лицензирования, лицензионный контроль, взимание сборов и платежей регулируются законодательством Кыргызской Республики в сфере недропользования.
Особенности лицензирования деятельности в сфере внешней торговли устанавливаются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза в сфере лицензирования.
Порядок лицензирования использования радиочастотного спектра, частотного присвоения на право эксплуатации радиоэлектронных средств, включая порядок выдачи, продления, приостановления, прекращения, отчуждения лицензий, а также лицензионные требования, лицензионный контроль, взимание лицензионных сборов и платежей регулируются законодательством Кыргызской Республики в сфере электросвязи.
Порядок лицензирования игорной деятельности, включая порядок выдачи, приостановления, прекращения (отзыва/аннулирования), переоформления лицензии, а также условия лицензирования, лицензионный контроль, взимание сборов и платежей регулируются законодательством Кыргызской Республики об игорной деятельности.
Особенности и порядок выдачи, продления, приостановления, аннулирования, прекращения действия разрешений на работу, выдаваемых иностранным лицам и лицам без гражданства по заявлению работодателей и на трудоустройство граждан Кыргызской Республики за ее пределами, а также условия получения разрешения, осуществления контроля взимания платежей регулируются законодательством Кыргызской Республики в сфере внешней трудовой миграции.
Порядок и особенности выдачи, признания, продления, приостановления действия и аннулирования разрешений в сфере гражданской авиации регулируются воздушным законодательством Кыргызской Республики.
5. В отношении ввоза, вывоза, транзита товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками Евразийского экономического союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, применяются меры нетарифного регулирования и ограничения в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
(В редакции Законов КР от 31 декабря 2014 года N 179, 30 апреля 2015 года N 91, 28 июня 2016 года N 91, 4 мая 2017 года N 75, 14 марта 2018 года N 29, 18 июля 2019 года N 89, 21 января 2022 года N 11, 30 июня 2022 года N 51, 5 августа 2022 года N 81, 19 марта 2024 года N 71)
Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о лицензировании
Законодательство о лицензировании основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих сферу лицензирования.
Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:
заявитель - физическое или юридическое лицо, обратившееся в лицензирующий орган для получения лицензии и (или) разрешения в соответствии с настоящим Законом;
лицензирование - процесс, связанный с выдачей, переоформлением, приостановлением, возобновлением и аннулированием лицензий и (или) разрешений;
лицензия - документ, удостоверяющий право на осуществление деятельности, в отношении которой введено государственное лицензирование в соответствии с настоящим Законом;
лицензиар - орган, уполномоченный Кабинетом Министров Кыргызской Республики осуществлять лицензирование в соответствии с настоящим Законом;
лицензиат - физическое или юридическое лицо, получившее лицензию и (или) разрешение;
лицензионный контроль - деятельность уполномоченных государственных органов в сфере лицензируемого вида деятельности по проверке соблюдения лицензионных требований;
ограниченные государственные ресурсы - принадлежащие государству ресурсы, в том числе объекты животного, растительного мира, радиочастотный спектр, которые ограничены или невосполнимы, имеют конкретные характеристики, могут быть измерены количественно и оценены в денежном выражении;
разрешение - документ, выдаваемый государственным органом (любым иным юридическим лицом, уполномоченным Кабинетом Министров Кыргызской Республики), подтверждающий право на осуществление определенных действий в процессе деятельности;
реестр лицензий и разрешений - база данных, содержащая сведения о лицензиях и разрешениях по видам деятельности, лицензирование которых осуществляется на бумажном носителе и в электронном формате;
риск - вероятность наступления неблагоприятного события, влекущего причинение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, угрозу общественной и государственной безопасности;
(абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
электронная лицензия и (или) разрешение - лицензия и (или) разрешение в форме электронного документа, оформляемая и выдаваемая с использованием информационных технологий, равнозначная лицензии и (или) разрешению на бумажном носителе;
единый автоматизированный (электронный) реестр лицензий и разрешений - автоматизированная база данных лицензий и разрешений, являющаяся частью государственной инфраструктуры электронного управления.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 5. Принципы лицензирования
1. Принципы введения лицензирования:
1) доказательность введения лицензирования;
2) запрет выдачи лицензий и разрешений на отдельные виды действий или операций, входящих в единый неразрывный процесс, на который выдаются лицензия или разрешение.
2. Принципами лицензирования являются:
1) прозрачность, открытость процедур лицензирования;
2) равные основания и условия выдачи лицензии и (или) разрешения для всех физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, в том числе иностранных физических и юридических лиц;
3) лицензирование только тех видов деятельности, которые определены настоящим Законом;
4) запрет лицензиарам выдавать дополнительные лицензии и (или) разрешения, связанные с деятельностью, подлежащей лицензированию в соответствии с настоящим Законом;
5) признание добросовестности лицензиата, если иное не доказано и не обосновано документами;
6) исключение усиления монополизма на рынке или ограничения свободы предпринимательской деятельности при лицензировании;
7) признание действующих на территории Кыргызской Республики лицензий и (или) разрешений, полученных в других государствах, на условиях, соответствующих международным договорам или признанных в одностороннем порядке;
8) с момента вступления в силу технического регламента, лицензирование вида деятельности, входящего в сферу регулирования принятого технического регламента, отменяется, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 6 настоящего Закона;
9) отмена лицензирования при введении обязательного страхования гражданской ответственности определенного лицензируемого вида деятельности;
10) периодическая (каждые пять лет) оценка результативности лицензирования в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики об оптимизации нормативной правовой базы;
11) осуществление лицензионного контроля исключительно за счет средств республиканского бюджета. Запрет осуществления лицензионного контроля (мониторинга) лицензиарами за счет средств и имущества лицензиата;
12) недопустимость требования на получение отдельных лицензий для физических лиц, работающих на основании трудовых договоров с лицензиатом, за исключением деятельности по осуществлению пассажирских (кроме легковых такси) и международных грузовых перевозок автомобильным транспортом.
Статья 6. Критерии определения видов деятельности, подлежащих лицензированию
1. Лицензирование вводится:
1) если на основании методики оценки рисков, утверждаемой Кабинетом Министров Кыргызской Республики, доказано, что иные методы государственного регулирования деятельности не снижают риск нанесения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности от осуществления данной деятельности;
2) для рационального управления ограниченными государственными ресурсами.
2. Обоснование необходимости введения лицензионного регулирования должно напрямую соотноситься с критериями, определенными настоящей статьей.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 7. Порядок введения лицензирования
1. Введение либо исключение лицензирования отдельных видов деятельности возможно только путем внесения изменений и дополнений в предусмотренный настоящим Законом перечень видов деятельности, в отношении которых введено лицензирование.
2. Введение лицензирования для отдельных видов деятельности возможно исключительно на основании принципов и критериев, предусмотренных статьями 5 и 6 настоящего Закона.
3. Проекты нормативных правовых актов, направленные на введение лицензирования определенных видов деятельности, за исключением видов деятельности, связанных с выполнением международных обязательств, подлежат обязательному анализу регулятивного воздействия в соответствии с методикой, утвержденной Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Статья 8. Общие лицензионные требования
1. Изложение лицензионных требований должно обеспечивать единообразное понимание их содержания. Все сомнения в понимании требований толкуются в пользу лицензиата.
2. К лицензионным требованиям не могут быть отнесены общие требования о соблюдении законодательства Кыргызской Республики в соответствующей сфере деятельности в целом, кроме требований по экспортному контролю.
3. Исчерпывающий перечень лицензионных требований по лицензируемым видам деятельности устанавливается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
(В редакции Закона КР от 21 мая 2015 года N 109)
Статья 9. Типы лицензий и разрешений
Лицензии и разрешения различаются по следующим признакам:
1) по времени действия:
а) бессрочные - выдаваемые без ограничения срока действия;
б) временные - выдаваемые на определенный срок. Ограничение срока действия лицензии допускается только в отношении лицензий на использование ограниченных государственных ресурсов и осуществление внешнеторговой деятельности, а также в отношении лицензий, предусмотренных пунктами 33-35 статьи 15, и разрешений, предусмотренных пунктами 2, 12-14, 26, 27-1, 29 и 31 статьи 17 настоящего Закона, а также в отношении лицензий, выдаваемых Национальным банком в рамках специальных регулятивных режимов в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики";
2) по территориальной сфере действия:
а) действие которых распространяется на всю территорию Кыргызской Республики, а также за ее пределами на основании международных договоров;
б) действие которых ограничивается определенной территорией Кыргызской Республики и вводится только в отношении лицензий на использование ограниченных государственных ресурсов, лицензий, выдаваемых Национальным банком в рамках специальных регулятивных режимов в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", лицензий на осуществление частной нотариальной деятельности, а также в отношении лицензий, предусмотренных пунктами 12 и 35 статьи 17 настоящего Закона;
3) по отчуждаемости:
а) неотчуждаемые;
б) отчуждаемые (вводятся исключительно в отношении лицензий на использование ограниченных государственных ресурсов);
4) по форме:
а) лицензия, оформленная на бумажном носителе;
б) электронная лицензия - лицензия, оформленная в виде электронного документа;
5) по объему деятельности и совокупности прав (при экспорте и импорте товаров):
а) генеральные лицензии;
б) разовые лицензии;
в) исключительные лицензии.
(В редакции Законов КР от 31 декабря 2014 года N 179, 21 мая 2015 года N 109, 4 мая 2017 года N 75, 22 апреля 2020 года N 51, 22 апреля 2024 года N 78, 26 июня 2024 года N 103)
Статья 10. Действие лицензии и (или) разрешения
1. Запрещается передача лицензий и (или) разрешений другому лицу для осуществления деятельности.
2. Деятельность, на осуществление которой имеются лицензия и (или) разрешение может осуществляться на всей территории Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом.
3. В случаях, предусмотренных вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, действие лицензий и (или) разрешений, выданных на территории Кыргызской Республики, распространяется на территорию других государств, а действие лицензий и (или) разрешений, выданных на территории других государств, распространяется на территорию Кыргызской Республики.
В соответствии с настоящим Законом Кыргызская Республика в одностороннем порядке может признавать действие иностранных лицензий и (или) разрешений на территории Кыргызской Республики. Срок действия временной лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.
Статья 11. Содержание лицензии и (или) разрешения
1. В лицензии и (или) разрешении указываются:
1) наименование лицензирующего органа;
2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, номер свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, филиала (представительства);
3) фамилия, имя, отчество физического лица, данные документа, удостоверяющего его личность, для индивидуальных предпринимателей - регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4) лицензируемый вид деятельности;
5) срок действия лицензии и (или) разрешения (если установлен);
6) территория осуществления деятельности (если ограничено территориально);
7) дата выдачи и регистрационный номер лицензии и (или) разрешения;
8) идентификационный номер налогоплательщика.
2. Лицензия и (или) разрешение оформляются лицензиаром по форме, утвержденной Кабинетом Министров Кыргызской Республики, на бумажном носителе и в электронном формате.
3. Заявление и прилагаемые к нему документы, акты лицензиара о предоставлении лицензии и (или) разрешения, об отказе в предоставлении лицензии и (или) разрешения, о переоформлении, приостановлении, возобновлении или прекращении действия лицензии и (или) разрешения и другие документы составляют лицензионное дело заявителя или лицензиата и подлежат хранению лицензиаром в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Статья 12. Единый автоматизированный (электронный) реестр лицензий и разрешений
1. Единый автоматизированный (электронный) реестр лицензий и разрешений (далее - реестр) является единственным источником, подтверждающим наличие выданных лицензий и разрешений и их правовой статус.
2. Лицензии и разрешения включаются в реестр. Порядок формирования и ведения реестра утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
3. Реестр включает:
- сведения обо всех лицензиях и разрешениях, выданных в Кыргызской Республике, а также выданных лицензиарами иностранных государств, признанных на территории Кыргызской Республики, за исключением лицензий и разрешений, выданных вооруженными силами, правоохранительными органами и органами национальной безопасности;
- информационную часть.
4. Сведения о выданных лицензиях и разрешениях содержат:
1) идентификационный номер налогоплательщика;
2) полное и сокращенное наименование (в случае если имеется), в том числе фирменное наименование, и организационно-правовую форму юридического лица, юридический адрес;
3) фамилию, имя, отчество физического лица, место его жительства, данные документа, удостоверяющего его личность, для индивидуальных предпринимателей - регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
4) лицензируемый вид деятельности;
5) данные о территории осуществления деятельности (если ограничено территориально);
6) срок действия лицензии и (или) разрешения;
7) дату выдачи и регистрационный номер лицензии и (или) разрешения;
8) основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии и (или) разрешения;
9) основание и дату прекращения лицензии и (или) разрешения.
5. Информационная часть включает:
1) перечень лицензий и разрешений, выдаваемых в соответствии с настоящим Законом;
2) перечень нормативных правовых актов, определяющих порядок получения лицензии и разрешения, и ссылки на нормативные правовые акты;
3) перечень документов, необходимых для получения лицензий и разрешений;
4) требования к заявителям на получение лицензий и разрешений;
5) описание процедур подачи и рассмотрения заявлений на получение лицензий и разрешений;
6) основания для отказа в выдаче лицензий и разрешений;
7) описание процедур обжалования решений лицензирующих органов;
8) наименование, местонахождение и режим работы органов, осуществляющих выдачу лицензий и разрешений, рассмотрение жалоб, включая региональные подразделения;
9) размер и порядок оплаты государственной пошлины;
10) иные сведения, определяемые Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
Достоверность данных, составляющих информационную часть, обеспечивается органами, осуществляющими лицензирование и выдачу разрешений.
6. Информация, содержащаяся в реестре лицензий и разрешений, является открытой, если иное не установлено Законом Кыргызской Республики "Об информации персонального характера.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 13. Открытость информации о лицензировании
На официальных сайтах лицензиаров для открытого доступа размещаются:
1) тексты нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы лицензирования;
2) формы заявлений о предоставлении, переоформлении, прекращении лицензий и разрешений;
3) исчерпывающая информация о перечне документов, прилагаемых к заявлению на получение лицензии, сроках рассмотрения заявлений, об исполнителях, рассматривающих заявления (фамилия, имя, отчество, рабочий телефон, электронный адрес), времени работы лицензирующего органа и его территориальных подразделений;
4) реестры лицензий и разрешений.
Статья 14. Субъекты в сфере лицензирования
1. Субъекты в сфере лицензирования:
1) лицензиар;
2) лицензиат (физическое или юридическое лицо, в том числе иностранное, независимо от форм собственности).
2. Лицензии и (или) разрешения могут выдаваться центральными органами или территориальными подразделениями лицензиара.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Глава 2
Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Статья 15. Виды деятельности, подлежащие лицензированию
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) производство, передача, распределение, продажа, экспорт и импорт электрической энергии (за исключением производства электрической энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства электрической энергии из любых источников энергии для собственного пользования при мощности до 1000 кВт и продажи электрической энергии от объектов микрогенерации);
2) производство, передача, распределение и продажа тепловой энергии (за исключением производства тепловой энергии, получаемой в результате использования возобновляемых источников энергии, а также производства тепловой энергии из любых источников энергии для собственного пользования);
3) переработка нефти и природного газа, за исключением производства в промышленных объемах биоэтанола из растительного сырья и его реализации;
4) производство, передача, распределение и продажа природного газа;
5) производство и оборот этилового спирта;
6) производство и оборот (хранение в целях производства или реализации, оптовая и розничная реализация) алкогольной продукции;
7) медицинская деятельность, осуществляемая частными медицинскими учреждениями и индивидуальными предпринимателями (за исключением деятельности медицинских работников, работающих по найму или трудовому договору в частных медицинских учреждениях либо у индивидуальных предпринимателей);
8) фармацевтическая деятельность;
9) производство (изготовление) и реализация ветеринарных лекарственных средств;
10) работа с микроорганизмами II группы патогенности;
11) деятельность в области электрической связи (за исключением операторов и служб внутренних или закрытых сетей электросвязи);
12) деятельность в области почтовой связи;
13) деятельность в области передачи данных (за исключением операторов и служб внутренних или закрытых сетей электросвязи);
13-1) деятельность в области идентификации, аутентичности международного уникального идентификационного кода действующих и ввозимых на территорию Кыргызской Республики мобильных устройств связи, а также устройств, используемых для передачи данных;
14) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 4 мая 2017 года N 75)
15) градостроительство, проектно-изыскательские работы жилых, общественных и производственных зданий и сооружений (объекты I, II, III категорий);
16) строительно-монтажные работы, кроме строительства индивидуальных жилых домов (объекты I, II, III категорий);
17) пассажирские перевозки автомобильным транспортом (за исключением легковых такси);
18) международные грузовые перевозки автомобильным транспортом;
19) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
20) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
21) пассажирские и (или) грузовые перевозки водным транспортом;
22) проведение банковских операций в соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 2 настоящего Закона;
23) деятельность кредитных союзов;
24) деятельность микрофинансовых компаний;
25) деятельность ломбардов;
26) проведение обменных операций с наличной иностранной валютой;
26-1) деятельность кредитных бюро;
26-2) деятельность жилищно-сберегательных кредитных компаний;
27) оказание услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей;
28) оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра;
29) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 8 апреля 2015 года N 74);
30) деятельность по организации профессиональной лотереи;
30-1) игорная деятельность;
31) перевозка (в том числе трансграничная), хранение, использование, захоронение радиоактивных материалов, веществ и источников ионизирующего излучения, а также отходов производства токсичных и радиоактивных веществ;
32) разработка, производство и реализация продукции военного назначения (вооружение, военная техника, военно-техническое имущество, документация, результаты интеллектуальной деятельности, информация в военно-технической области, относимая законодательством Кыргызской Республики к продукции военного назначения) и услуг военного назначения (работа по ремонту, модернизации, утилизации вооружения, военной техники, а также их перевозка, поставка и хранение);
33) производство, применение, уничтожение взрывчатых материалов промышленного назначения;
34) реализация взрывчатых веществ и изделий (в том числе пиротехнических);
35) производство, ремонт, торговля оружием и боеприпасами;
36) разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, отпуск, реализация, приобретение, использование, торговля и распределение наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
37) адвокатская деятельность;
38) частная нотариальная деятельность;
39) добровольное накопительное страхование жизни, осуществляемое страховой организацией;
40) добровольное личное страхование, осуществляемое страховой организацией;
41) добровольное имущественное страхование, осуществляемое страховой организацией;
42) добровольное страхование ответственности, осуществляемое страховой организацией;
43) обязательные виды страхования, осуществляемые страховой организацией;
44) входящее перестрахование по обязательным и добровольным видам страхования, осуществляемое перестраховочной организацией;
45) деятельность негосударственного пенсионного фонда;
46) организация торговли на рынке ценных бумаг;
47) брокерская деятельность на рынке ценных бумаг;
48) ведение реестра держателей ценных бумаг;
49) депозитарная деятельность на рынке ценных бумаг;
50) дилерская деятельность на рынке ценных бумаг;
51) деятельность инвестиционного фонда;
52) доверительное управление инвестиционными активами;
53) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 29 ноября 2021 года N 143)
54) деятельность администраторов, осуществляющих процедуры процесса банкротства;
55) проектирование, монтаж, наладка и ремонт средств противопожарной автоматики; огнезащитная обработка деревянных конструкций и сгораемого театрального экспозиционного оборудования;
56) образовательная деятельность (кроме государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, внешкольного образования и государственных образовательных организаций, имеющих особый статус);
57) импорт, экспорт вооружений и военной техники, а также иной продукции военного назначения, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
58) импорт, экспорт, реэкспорт товаров, включенных в Национальный контрольный список контролируемой продукции Кыргызской Республики, утверждаемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
59) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
60) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
61) импорт, экспорт товаров, в отношении которых введено временное лицензирование в одностороннем порядке;
62) деятельность поставщиков услуг виртуальных активов;
63) лизинговая деятельность.
(В редакции Законов КР от 31 декабря 2014 года N 179, 8 апреля 2015 года N 74, 28 мая 2015 года N 122, 28 июня 2016 года N 91, 4 мая 2017 года N 75, 10 мая 2017 года N 79, 23 мая 2017 года N 84, 2 августа 2017 года N 167, 18 июля 2019 года N 89, 18 июня 2021 года N 72, 27 октября 2021 года N 124, 29 ноября 2021 года N 143, 21 января 2022 года N 11, 6 июня 2022 года N 42, 30 июня 2022 года N 51, 5 августа 2022 года N 81, 7 августа 2023 года N 165, 27 декабря 2023 года N 213, 19 марта 2024 года N 71)
Статья 16. Виды деятельности по использованию ограниченных государственных ресурсов, подлежащие лицензированию
Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
1) использование радиочастотного спектра (за исключением физических и (или) юридических лиц, использующих радиочастотный спектр для производственных некоммерческих целей);
2) изъятие древесины на землях лесного фонда (лесорубочный билет, ордер на мелкий отпуск древесины);
3) изъятие объектов растительного мира в коммерческих целях (разрешение на изъятие объектов растительного мира и лесной билет);
4) утилизация, хранение, захоронение, уничтожение отходов токсичных материалов и веществ, в том числе радиоактивных;
5) деятельность, связанная с правом пользования недрами (право пользования недрами на проведение геолого-поисковых работ, право пользования недрами на проведение геологоразведочных работ, право пользования недрами для разработки месторождений полезных ископаемых, включая отбор и использование подземных вод, геологическое картирование и региональные геологические, геофизические и другие научные исследования, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с разработкой полезных ископаемых, сбор минералогических, палеонтологических коллекций для коммерческих целей, сбор каменного материала для декоративных целей и использования в качестве поделочных камней и строительных материалов, а также право пользования недрами, не связанное с геологическим изучением недр и разработкой месторождений полезных ископаемых);
6) получение, использование, переработка, образование, хранение, уничтожение веществ, способных образовывать взрывоопасные смеси (наполнительные станции, производящие наполнение баллонов сжатыми и сжиженными газами);
7) получение, образование, хранение, использование, уничтожение сильнодействующих ядовитых веществ.
(В редакции Законов КР от 21 мая 2015 года N 109, 4 мая 2017 года N 75)
Статья 17. Перечень разрешений на виды действий в процессе деятельности
Виды действий, требующие получение разрешений:
1) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2014 года N 179);
2) право производства взрывных работ;
3) ведение горных работ;
4) ввоз и вывоз за пределы Кыргызской Республики образцов руд и горных пород, концентратов, отходов производства и лабораторных проб для проведения аналитических исследований;
5) закупка шлихового золота и золотосодержащего концентрата;
6) ввоз подкарантинного товара растительного происхождения в Кыргызскую Республику;
7) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2014 года N 179);
8) разрешение на работу, выдаваемое иностранным гражданам и лицам без гражданства по заявлению работодателей, на основании общей квоты на территории Кыргызской Республики;
9) трудоустройство граждан Кыргызской Республики за ее пределами;
10) транзит вооружения и военной техники через территорию Кыргызской Республики;
11) ввоз, вывоз, транзит через территорию Кыргызской Республики наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
12) приобретение, хранение, перевозка, ношение, коллекционирование, экспонирование гражданского и служебного оружия и боеприпасов к нему;
13) приобретение и реализация сильнодействующих ядовитых веществ;
14) приобретение, реализация, хранение, перевозка, ношение, ввоз, вывоз специальных средств, утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
15) проведение контрольного лова рыбы для научных целей;
16) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2014 года N 179);
17) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2014 года N 179);
18) размещение отходов в окружающей среде;
19) сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;
20) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
21) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
22) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
23) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
24) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
25) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
26) перевозка опасных грузов; ввоз, вывоз и транспортировка радиоактивных материалов и веществ на территории Кыргызской Республики;
27) право хранения взрывчатых материалов промышленного назначения;
27-1) право хранения пиротехнических изделий;
28) ввоз пиротехнических изделий на территорию Кыргызской Республики;
29) право приобретения взрывчатых материалов;
30) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
31) частотное присвоение на право эксплуатации радиоэлектронных средств;
32) ввоз в Кыргызскую Республику и вывоз из Кыргызской Республики подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов (товаров);
33) транзит по территории Кыргызской Республики и запрос разрешения транзитным странам в отношении подконтрольных государственному ветеринарному надзору грузов (товаров);
34) право проведения идентификации контролируемой продукции, транзит через территорию Кыргызской Республики товаров, а также передача товаров внутри республики, включенных в Национальный контрольный список Кыргызской Республики контролируемой продукции, утверждаемый Кабинетом Министров Кыргызской Республики;
35) разработка, производство, реализация, приобретение, хранение, перевозка специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
36) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 31 декабря 2014 года N 179)
37) размещение теле-, радиоканала в аналоговом вещании и (или) в цифровом пакете вещания, независимо от применяемых технологий;
38) проведение государственной или стимулирующей лотереи;
39) наземное обслуживание воздушных судов;
40) выполнение специального перелета;
41) использование бортовых радиостанций.
(В редакции Законов КР от 31 декабря 2014 года N 179, 21 мая 2015 года N 109, 4 мая 2017 года N 75, 10 мая 2017 года N 79, 24 апреля 2019 года N 51, 18 июня 2021 года N 72, 21 января 2022 года N 11)
Глава 3
Порядок проведения лицензирования
Статья 18. Документы, необходимые для получения лицензии и (или) разрешения
1. Для получения лицензии и (или) разрешения заявитель представляет или направляет посредством информационных технологий соответствующему лицензиару:
1) заявление установленной формы;
2) копию документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
3) копию свидетельства о государственной регистрации - для юридического лица и индивидуального предпринимателя;
4) копию документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за рассмотрение заявления и выдачу лицензии и (или) разрешения;
5) копии документов, предусмотренных Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
1-1. Лицензиар посредством межведомственного электронного взаимодействия запрашивает у компетентных государственных органов документы, необходимые для выдачи лицензий и разрешений. В этом случае от заявителя не требуется предоставление документов в бумажной форме.
2. При обращении заявителя за получением лицензии и (или) разрешения посредством информационных технологий заявитель заполняет заявление установленной формы на сайте лицензиара или на Государственном портале электронных услуг в порядке, установленном правилами пользования Государственным порталом электронных услуг. В этом случае заявитель получает подтверждение о принятии документов с указанием даты принятия заявления и перечня представленных документов в электронном формате.
3. Заявитель может обратиться к лицензиару о выдаче электронной лицензии и (или) разрешения, указав об этом в заявлении.
4. Требование лицензиаром от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, в части, не противоречащей настоящему Закону, запрещается.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 19. Государственная пошлина при выдаче, переоформлении лицензии и (или) разрешения и выдаче дубликата лицензии и (или) разрешения
1. При выдаче, переоформлении лицензии и (или) разрешения и выдаче дубликата лицензии и (или) разрешения взимается разовая государственная пошлина в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о неналоговых доходах. За процедуру признания лицензии в порядке взаимного признания и в одностороннем порядке, выданной лицензиаром иностранного государства, на территории Кыргызской Республики взимается государственная пошлина в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о неналоговых доходах.
2. Взимание с заявителей и лицензиатов иных государственных пошлин, не предусмотренных настоящим Законом, запрещается.
(В редакции Закона КР от 23 марта 2020 года N 29)
Статья 20. Сроки рассмотрения заявления и выдачи лицензии и (или) разрешения
1. Лицензиар принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии и (или) разрешения не позднее тридцати календарных дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами, за исключением случаев выдачи лицензий на право использования радиочастотного спектра, требующего международного согласования с приграничными странами Кыргызской Республики.
2. Решение о предоставлении лицензии и (или) разрешения или отказе в их выдаче оформляется соответствующим актом лицензиара.
3. Лицензирующий орган обязан в сроки, установленные для выдачи лицензии и (или) разрешения, уведомить заявителя о принятии решения о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии и (или) разрешения.
Уведомление о выдаче либо об отказе в выдаче лицензии и (или) разрешения направляется (вручается) заявителю в письменной форме.
4. Сведения о выданных лицензиях и (или) разрешениях должны быть внесены лицензиаром в реестр на основании соответствующего решения о выдаче лицензии и (или) разрешения. Лицензия и (или) разрешение считаются официально выданными с даты внесения сведений об этом в реестр. Лицензиар вносит в реестр сведения о выдаче лицензии и (или) разрешения в день выдачи лицензии.
5. В случае если лицензиар в сроки, установленные частью 1 настоящей статьи, письменно не уведомил заявителя об отказе в предоставлении лицензии и (или) разрешения, то лицензия и (или) разрешение считаются выданными, за исключением лицензий и разрешений, предусмотренных пунктом 36 статьи 15 и пунктом 11 статьи 17 настоящего Закона. Лицензиар не позднее следующего дня с даты истечения срока для выдачи лицензии и (или) разрешения обязан внести сведения о предоставлении лицензии и (или) разрешения в реестр и выдать заявителю запрашиваемые лицензию и (или) разрешение.
6. Заявитель, в случае неполучения письменного отказа в выдаче лицензии и (или) разрешения или неполучения самих лицензии и (или) разрешения в установленные сроки, в течение тридцати календарных дней с даты истечения срока, установленного для выдачи лицензии, письменно уведомляет лицензиара о начале осуществления заявленного им вида деятельности.
(В редакции Закона КР от 31 декабря 2014 года N 179)
Статья 21. Отказ в выдаче лицензии и (или) разрешения
1. Основанием отказа в выдаче лицензии и (или) разрешения являются:
1) наличие предусмотренного законодательством запрета на осуществление определенного вида деятельности для данной категории субъектов;
2) наличие решения суда, запрещающего заявителю заниматься данным видом деятельности;
3) предоставление заявителем недостоверной или неполной информации;
4) если документы, предоставленные заявителем, не соответствуют требованиям, установленным настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
5) невнесение государственной пошлины за рассмотрение и выдачу лицензии и (или) разрешения.
2. Лицензиар вправе дать письменный отказ только один раз с изложением полных оснований для отказа.
3. В случае устранения оснований отказа, указанных в пунктах 3-5 части 1 настоящей статьи, заявление подлежит повторному рассмотрению. При этом срок рассмотрения заявления и выдачи лицензии и (или) разрешения начинает исчисляться со дня предоставления заявления на повторное рассмотрение.
Не допускается отказ по ранее рассмотренным документам заявителя.
4. Запрещается отказ в выдаче лицензии и (или) разрешения по иным основаниям, не предусмотренным настоящей статьей.
5. При отказе в выдаче лицензии и (или) разрешения лицензиар, в сроки, установленные для выдачи лицензии и (или) разрешения, обязан уведомить заявителя лицензии и (или) разрешения о принятом решении в письменной форме с указанием причин отказа.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 22. Обжалование отказа в предоставлении лицензии и (или) разрешения и возмещение убытков вследствие необоснованного отказа
1. Заявитель имеет право обжаловать отказ лицензиара в выдаче лицензии и (или) разрешения в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
2. Возмещение убытков, вызванных необоснованным отказом в выдаче лицензии или нарушением прав лицензиата, осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством.
Статья 23. Переоформление лицензии и (или) разрешения
1. Основаниями для переоформления лицензии и (или) разрешения являются:
1) реорганизация юридического лица;
2) изменение наименования юридического лица;
3) изменение фамилии, имени, отчества физического лица;
4) отчуждение лицензии;
5) продление срока действия лицензии и (или) разрешения;
6) реструктуризация юридического лица.
2. При возникновении оснований для переоформления лицензии и (или) разрешения лицензиат обязан обратиться с заявлением.
3. Заявление о переоформлении лицензии и (или) разрешения с указанием основания для переоформления и новых сведений, с приложением документов, подтверждающих соответствующие изменения, подается лицензиатом лицензиару не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня возникновения оснований для переоформления.
4. Переоформление лицензии и (или) разрешения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения лицензиаром соответствующего заявления. При переоформлении лицензии и (или) разрешения лицензиар вносит соответствующие изменения в реестр.
5. В случае если лицензия временная, срок действия переоформленной лицензии не может превышать срока действия, указанного в прежней лицензии.
(В редакции Закона КР от 31 декабря 2019 года N 150)
Статья 24. Изменение данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии и (или) разрешения
1. Лицензиат обязан уведомлять лицензиара обо всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии и (или) разрешения, не являющихся основаниями для переоформления лицензии и (или) разрешения, предусмотренными статьей 23 настоящего Закона.
2. Уведомление подается в письменной форме, в течение десяти рабочих дней после возникновения изменений, вместе с оригиналами документов или их копиями (с представлением оригиналов для сверки), подтверждающими указанные изменения.
3. Лицензиар вносит соответствующие изменения в реестр в течение трех рабочих дней с даты поступления уведомления.
Статья 25. Продление срока действия временной лицензии
1. Срок действия временной лицензии может быть продлен.
2. Основания и порядок продления временных лицензий устанавливаются Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики, а в отношении лицензий, выдаваемых Национальным банком в рамках специальных регулятивных режимов в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" - нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики".
3. Отказ в продлении срока действия лицензии лицензиат имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции Законов КР от 22 апреля 2020 года N 51, 22 апреля 2024 года N 78)
Статья 26. Выдача дубликата лицензии и (или) разрешения
1. При утере, порче лицензии и (или) разрешения лицензиат имеет право на получение дубликата лицензии и (или) разрешения на основании письменного заявления, направляемого лицензиару. К заявлению, в случае порчи лицензии и (или) разрешения, прилагается также испорченный бланк лицензии и (или) разрешения.
2. Утерянные, испорченные бланки лицензии и (или) разрешения считаются недействительными со дня подачи лицензиатом заявления.
3. Лицензиар в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата лицензии и (или) разрешения с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу.
4. Лицензиат вправе обжаловать решение лицензиара об отказе в выдаче дубликата лицензии и (или) разрешения в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.
Статья 27. Признание лицензий, выданных уполномоченными органами иностранных государств
1. Признание лицензий на территории Кыргызской Республики, выданных уполномоченными органами иностранных государств, осуществляется в порядке взаимного признания лицензий, в порядке автоматического признания лицензий на основании международных соглашений, а также в одностороннем порядке.
2. В соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, лицензии на отдельные виды деятельности, выданные уполномоченными органами иностранных государств, признаются действующими на территории Кыргызской Республики без проведения дополнительных процедур лицензирования и без выдачи национальной лицензии путем внесения сведений об этом лицензиаром в реестр (за исключением случаев, предусмотренных законодательством в банковской сфере).
3. Лицензии, выданные в иностранном государстве, признаются в одностороннем порядке при условии включения данных лицензий в утвержденный Кабинетом Министров Кыргызской Республики перечень лицензий, признаваемых на территории Кыргызской Республики в одностороннем порядке.
Включению в перечень лицензий, признаваемых на территории Кыргызской Республики в одностороннем порядке, подлежат только те лицензии, выданные лицензиарами иностранных государств, лицензионные требования которых идентичны или превышают требования, установленные законодательством Кыргызской Республики. В перечне лицензий, признаваемых на территории Кыргызской Республики в одностороннем порядке, должны содержаться наименования лицензий и государства, выдавшего данные лицензии.
Признание лицензии, выданной лицензиаром иностранного государства, в одностороннем порядке осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
4. Процедура признания лицензии основывается на процедуре проверки подлинности представленных лицензий и документов и включения сведений о признании лицензии в реестр.
5. Для включения в реестр сведений о признании действия лицензии на территории Кыргызской Республики, выданной уполномоченным органом иностранного государства, лицензиат обращается с заявлением о признании лицензии к соответствующему лицензиару с предоставлением следующих документов:
1) оригинал и копия лицензии, выданные уполномоченным лицом иностранного государства;
2) документы, подтверждающие легальность деятельности субъекта (государственная регистрация в стране происхождения).
Указанные документы должны быть заверены в соответствии с требованиями консульской легализации иностранных официальных документов с переводом на государственный и официальный язык или должен быть проставлен апостиль.
6. Лицензиар осуществляет проверку предоставленных документов в течение пяти рабочих дней и вносит в реестр сведения о признании действия указанной лицензии на территории Кыргызской Республики.
7. В случае если лицензия, выданная уполномоченным органом иностранного государства, ограничена сроком действия, действие признанной лицензии на территории Кыргызской Республики соответственно подлежит ограничению на срок действия лицензии, выданной иностранным государством.
8. В случае нарушения лицензиатом, лицензия которого признана в установленном порядке, лицензионных требований, установленных законодательством Кыргызской Республики для осуществления соответствующего вида деятельности, подлежащего лицензионному регулированию, лицензиар может приостановить своим решением действие указанной лицензии на территории Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Законом либо решение о признании лицензии может быть аннулировано в судебном порядке на основании обращения лицензиара в случае неустранения причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии.
9. Лицензиат вправе обжаловать решение лицензиара о приостановлении действия признанной лицензии в судебном порядке.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Глава 4
Лицензионный контроль
Статья 28. Лицензионный контроль
1. Лицензионный контроль проводится соответствующим лицензиаром в целях проверки соблюдения лицензиатом лицензионных требований, установленных настоящим Законом и Положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утверждаемым Кабинетом Министров Кыргызской Республики. Порядок проведения лицензионного контроля утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
2. Лицензионный контроль проводится в форме лицензионной проверки.
3. Лицензионные проверки подразделяются на:
1) предлицензионные проверки - обследования, осуществляемые лицензиаром до получения заявителем лицензии, на предмет наличия специалистов, помещений, транспорта, оборудования и документов, необходимых для ведения заявляемого вида лицензируемой деятельности;
2) постлицензионные - плановые проверки, проверки, осуществляемые лицензиаром в период действия лицензий, проводимые на предмет соблюдения лицензиатом лицензионных требований;
3) внеплановые проверки - обследования и проверки, проводимые лицензиарами при поступлении заявлений от физических и юридических лиц о нарушении лицензиатом лицензионных требований и (или) поступлении сведений об осуществлении физическим и (или) юридическим лицом деятельности без получения лицензии по видам деятельности, подлежащим лицензированию. Осуществление внепланового лицензионного контроля на предмет выявления и устранения нарушений лицензионных требований по результатам предыдущего лицензионного контроля.
4. Плановая лицензионная проверка лицензиата проводится в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, разработанным в установленном порядке и утверждаемым приказом лицензирующего органа.
Лицензионный контроль проводится с обязательным применением лицензиаром листа лицензионной проверки, форма которого утверждается Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
5. Предметом проведения лицензионной проверки является обследование на соответствие заявителя лицензионным требованиям, а также проверка выполнения лицензиатом лицензионных требований, проверка устранения лицензиатом выявленных нарушений в ходе предыдущих проверок, проверка по заявлению лицензиата о проведении в отношении него проверки, а также по заявлению физического или юридического лица о нарушении лицензиатом лицензионных требований с приложением документов и материалов, подтверждающих сведения о нарушении лицензиатом лицензионных требований.
6. Внеплановая проверка лицензиата проводится по следующим основаниям:
1) истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного лицензирующим органом соответствующего акта об устранении выявленного нарушения лицензионных требований;
2) поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации о нарушении лицензиатом лицензионных требований с приложением документов и материалов, подтверждающих сведения о нарушении лицензиатом лицензионных требований;
3) истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии в соответствии с положениями настоящего Закона;
4) наличие ходатайства лицензиата о проведении лицензирующим органом внеплановой проверки в целях установления факта досрочного устранения выявленных нарушений лицензионных требований.
7. Лицензирующий орган вправе проводить внеплановую проверку по основаниям, указанным в части 6 настоящей статьи, без направления предварительного уведомления лицензиату.
8. В случае невыполнения лицензионных требований лицензиар может применять к лицензиату следующие меры воздействия:
1) предупреждение;
2) штраф;
3) приостановление действия лицензии и (или) разрешения;
4) подача искового заявления в судебные органы для рассмотрения вопроса об аннулировании лицензии и (или) разрешения.
9. За однократное нарушение лицензионных требований лицензиар вправе применить меру воздействия в виде вынесения предупреждения.
10. За двукратное нарушение лицензионных требований лицензиар вправе применить меру воздействия в виде наложения штрафа.
11. Мера воздействия в виде наложения штрафа осуществляется в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 29. Приостановление действия лицензии и (или) разрешения
1. Лицензиар приостанавливает действие лицензии и (или) разрешения в случае:
1) трехкратного нарушения лицензионных требований в течение одного года;
2) неустранения лицензиатом нарушений лицензионных требований, указанных в письменном предупреждении лицензиара, в установленные сроки;
3) выявления фактов представления лицензиатом документов с недостоверными сведениями;
4) нарушения лицензиатом лицензионных требований, предотвращающих нанесение вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, собственности, общественной и государственной безопасности.
Исчерпывающий перечень лицензионных требований определяется Кабинетом Министров Кыргызской Республики.
В случаях, предусмотренных пунктами 1-4 настоящей части, действие лицензий и (или) разрешений приостанавливается до устранения причин нарушений.
Лицензиат обязан в течение девяноста календарных дней устранить нарушения, предусмотренные пунктами 1-4 настоящей части.
2. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензиара об устранении им нарушений лицензионных требований, повлекших приостановление действия лицензии и (или) разрешения.
3. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
4. В случае если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований, повлекшее приостановление действия лицензии и (или) разрешения, лицензия и (или) разрешение аннулируются в порядке, предусмотренном статьей 32 настоящего Закона.
5. Лицензиат вправе обжаловать решение о приостановлении действия лицензии и (или) разрешения в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики "Об основах административной деятельности и административных процедурах.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 30. Возобновление действия лицензии и (или) разрешения
1. Действие лицензии и (или) разрешения возобновляется лицензиаром со дня, следующего за днем истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии и (или) разрешения, при условии устранения лицензиатом нарушений лицензионных требований либо до истечения установленного срока, на который было приостановлено действие лицензии и (или) разрешения, в случае досрочного устранения нарушений лицензионных требований лицензиатом.
2. В случае досрочного устранения выявленных нарушений лицензионных требований лицензиат уведомляет лицензиара об этом в письменной форме и инициирует лицензионную проверку.
3. Лицензиар проводит лицензионную проверку устранения выявленных нарушений в тридцатидневный срок либо не позднее пяти рабочих дней со дня получения уведомления лицензиата о досрочном устранении нарушений и по результатам проверки направляет лицензиату в письменной форме решение о возобновлении действия лицензии и (или) разрешения, либо об отказе в его возобновлении с соответствующим обоснованием и вносит соответствующие сведения в реестр.
4. Лицензия и (или) разрешение считаются возобновившими свое действие с даты внесения сведений об этом в реестр.
5. Лицензиат вправе обжаловать решение лицензиара об отказе в возобновлении действия лицензии и (или) разрешения в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.
Глава 5
Прекращение действия лицензии и (или) разрешения
Статья 31. Прекращение действия лицензии и (или) разрешения
1. Действие лицензии и (или) разрешения прекращается в случаях:
1) обращения лицензиата с заявлением о прекращении действия лицензии и (или) разрешения;
2) прекращения деятельности лицензиата;
3) ликвидации юридического лица;
4) признания физического лица недееспособным в установленном порядке или его смерти;
5) истечения срока действия лицензии и (или) разрешения;
6) исключения отдельного вида деятельности из перечня лицензируемых видов деятельности;
7) совершения в полном объеме действий, операций, на осуществление которых выданы лицензия и (или) разрешение;
8) вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) разрешения.
2. Решение лицензирующего органа о прекращении действия лицензии и (или) разрешения доводится до сведения лицензиата в письменной форме не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия.
3. Действие лицензии и (или) разрешения прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о прекращении действия лицензии и (или) разрешения либо со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и (или) разрешения.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Статья 32. Аннулирование лицензии и (или) разрешения
В случае неустранения причин, по которым лицензиар приостановил действие лицензии, лицензия и (или) разрешение аннулируются решением суда на основании рассмотрения заявления лицензиара.
Глава 6
Заключительные и переходные положения
Статья 33. Порядок введения в действие настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.
Пункт 11 части 2 статьи 5 вступает в силу с 1 января 2015 года.
(Абзац утратил силу в соответствии с Законом КР от 21 января 2022 года N 11)
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
- Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 3 марта 1997 года N 12 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1997 г., N 3, ст.126);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 14 февраля 1998 года N 13 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., N 3, ст.74);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 24 апреля 1998 года N 53 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., N 8, ст.249);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 7 июля 1998 года N 87 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1998 г., N 12, ст.496);
- статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 12 сентября 1998 года N 121 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., N 3, ст.83);
- Закон Кыргызской Республики "О толковании статьи 5 Закона Кыргызской Республики "О лицензировании" от 3 декабря 1998 года N 150 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1999 г., N 3, ст.100);
- статью 7 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 27 ноября 1999 года N 131 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., N 4, ст.171);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 18 января 2001 года N 13 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2000 г., N 11, ст.687);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 12 июня 2001 года N 48 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2001 г., N 6, ст.183);
- статью 3 Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 17 февраля 2003 года N 38 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 4, ст.189);
- статью 3 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 18 февраля 2003 года N 41 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 4, ст.192);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 10 марта 2003 года N 59 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 5, ст.225);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 11 июня 2003 года N 95 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 9, ст.355);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 1 августа 2003 года N 165 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., N 11, ст.506);
- статью 1 Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнения и изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 24 декабря 2003 года N 239 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2004 г., N 3, ст.134);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 13 августа 2004 года N 129 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2005 г., N 1, ст.8);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 27 января 2006 года N 21 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., N 1, ст.23);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 28 апреля 2007 года N 45 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., N 4, ст.348);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 19 апреля 2008 года N 62 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 4, ст.344);
- статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 28 апреля 2008 года N 73 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 4, ст.355);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 2 июня 2008 года N 105 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 6/2, ст.569);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения и изменений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 12 июня 2008 года N 118 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 6/2, ст.582);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения и изменений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 23 июня 2008 года N 126 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 6/2, ст.590);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 23 октября 2008 года N 232 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 8, ст.924);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 20 ноября 2008 года N 241 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., N 9, ст.1014);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 31 июля 2009 года N 258 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., N 7, ст.768);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 13 октября 2009 года N 270 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2009 г., N 9, ст.857);
- статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 5 октября 2011 года N 161 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., N 9, ст.1261);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 21 декабря 2011 года N 242 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., N 11, ст.1682);
- статью 4 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 6 октября 2012 года N 169 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., N 9, ст.2861);
- статью 19 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 10 октября 2012 года N 170 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., N 9, ст.2862);
- статью 4 Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 11 октября 2012 года N 171 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., N 9, ст.2863);
- Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнения в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании" от 14 ноября 2012 года N 182 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., N 10, ст.2981);
- статью 2 Закона Кыргызской Республики "О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 24 июля 2013 года N 156 (газета "Эркин Тоо" от 2 августа 2013 года N 65).
3. Кабинету Министров Кыргызской Республики в шестимесячный срок:
1) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
2) внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики предложения о приведении законов в соответствие с настоящим Законом;
3) решить финансовые, организационные и иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона.
4. С введением настоящего Закона на территории Кыргызской Республики отменяется лицензионное регулирование видов деятельности, действий, операций, не предусмотренных настоящим Законом.
5. Лицензии, выданные до вступления в силу настоящего Закона, сохраняют свою юридическую силу.
(В редакции Закона КР от 21 января 2022 года N 11)
Президент Кыргызской Республики |
|
А.Атамбаев |
|
|
|
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики |
|
3 октября 2013 года |