Приложение
к постановлению Комитета по надзору
Национального банка Кыргызской Республики
от 20 декабря 2024 г.№ 51/4
ДОРОЖНАЯ КАРТА
по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG
в банковском секторе Кыргызской Республики
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Устойчивое финансирование, основанное на принципах ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление), становится неотъемлемой частью современной финансовой системы и играет ключевую роль в достижении устойчивого развития. Для Кыргызской Республики, стремящейся к построению зеленой экономики и реализации Целей устойчивого развития ООН, внедрение принципов ESG в банковский сектор приобретает особое значение. Это способствует не только минимизации экологических и социальных рисков, но и открывает новые возможности для экономического роста, привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности страны.
Настоящая дорожная карта по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG в банковском секторе Кыргызской Республики (далее – дорожная карта) определяет стратегические направления и конкретные мероприятия на среднесрочный период (2024-2026 гг.) и направлена на создание благоприятной экосистемы для развития устойчивого финансирования путем совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения новых инструментов для стимулирования рыночных механизмов, оценки и управления климатическими рисками, а также повышения осведомленности и наращивания потенциала всех заинтересованных сторон.
В дорожной карте определены 3 основных этапа, предусматривающих мероприятия как для банковского сектора (здесь и далее под банковским сектором понимаются банки и небанковские финансово-кредитные организации (далее – НФКО), так и для Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк). При этом дорожная карта детализирует мероприятия, реализация которых предназначена для банковского сектора, а детализация мероприятий Национального банка может быть предусмотрена во внутренних документах Национального банка.
Успешная реализация дорожной карты требует тесного взаимодействия и координации усилий всех заинтересованных сторон, включая Национальный банк, коммерческие банки, НФКО, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», частный сектор, международные организации и общественность. Национальный банк будет играть ведущую роль в этом процессе, обеспечивая эффективное регулирование, надзор и стимулирование развития рынка устойчивого финансирования.
Дорожная карта разработана с учетом глобальных тенденций в области устойчивого финансирования, лучших международных практик и специфики Кыргызской Республики. Она предусматривает поэтапное внедрение принципов ESG, учитывая текущий уровень развития банковского сектора и постепенное повышение требований.
Реализация мероприятий дорожной карты будет осуществляться Национальным банком совместно с заинтересованными сторонами с указанием конкретных мер и сроков выполнения согласно Приложению 1.
2. УСТОЙЧИВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В МИРЕ И В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
2.1. Глобальные тенденции устойчивого финансирования
В целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями и для достижения более устойчивого будущего в 2015 году страны мира договорились принять Повестку дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года и Парижское соглашение об изменении климата. В основе Повестки дня ООН на период до 2030 года лежат 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые представляют собой план достижения будущего, обеспечивающего стабильность, здоровую планету, справедливое, инклюзивное и устойчивое общество и процветающую экономику. Парижское соглашение, подписанное в декабре 2015 года 195 странами, объединяет страны мира в общее дело для осуществления амбициозных усилий по адаптации и повышению устойчивости к изменению климата, а также по ограничению глобального потепления значительно ниже 2°C. Принимая эти инициативы, страны выбирают более устойчивый путь развития, который заключается в удовлетворении потребностей нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие означает долгосрочное экономическое процветание, более социально инклюзивное и менее зависимое от использования ограниченных ресурсов и эксплуатации природной среды. Устойчивое развитие включает взаимосвязь экологических, социальных, экономических и управленческих аспектов.
Переход к устойчивому будущему в соответствии с Парижским соглашением и Целями устойчивого развития требует значительного капитала от государственного и частного секторов. При этом финансирование переходного периода играет ключевую роль в содействии трансформации углеродоемких отраслей путем предоставления необходимых ресурсов. Таким образом, для поддержания устойчивого развития необходимо развивать принципы устойчивого финансирования.
Кыргызская Республика является участницей обеих инициатив: и Рамочной конвенции ООН об изменении климата, и Парижского соглашения. Ключевым элементом Парижского соглашения является подготовка определяемого на национальном уровне вклада (далее – ОНУВ), который включает:
- планы (цели) по сокращению выбросов парниковых газов;
- планы по адаптации, планы по оказанию финансовой и технологической помощи.
Кыргызская Республика представила свой первоначальный ОНУВ в 2015 году при подписании Парижского соглашения. Обновленный ОНУВ был представлен в октябре 2021 года, в соответствии с которым общая митигационная цель Кыргызской Республики – сократить выбросы парниковых газов на 16,63% к 2025 году и 15,97% – к 2030 году по сценарию «бизнес как обычно». При наличии международной поддержки выбросы парниковых газов к 2025 году будут сокращены на 36,61%, а к 2030 году – на 43,62% по сценарию «бизнес как обычно».
Настоящий документ соответствует ключевому национальному документу Кыргызской Республики, определяющему долгосрочные национальные обязательства страны по сокращению выбросов парниковых газов, адаптации к изменению климата и реализации положений Парижского соглашения, которым является ОНУВ, а также включает мероприятия, заложенные в страновых программах.
В целом борьба с рисками, связанными с климатом, и переход к углеродно-нейтральной экономике требуют структурных экономических изменений, затрагивающих все секторы экономики, и мобилизации большого объема ресурсов для финансирования необходимых инвестиций. Финансовая система играет важную роль в направлении этих ресурсов на переходный период.
Изменение климата является одной из наиболее значительных глобальных задач, формирующих мировую экономику. Как следствие, финансовые учреждения должны быть готовы извлечь выгоду из предстоящих возможностей, а также, что еще более важно, противостоять всем угрозам и рискам, связанным с изменением климата.
С точки зрения возможностей, финансирование перехода к низкоуглеродной экономике представляет собой возможность для бизнеса. Банки начинают активно выпускать финансовые продукты (например, зеленые облигации, синдицированные кредиты и проектное финансирование) и различные услуги, связанные с зеленым финансированием.
При этом существует множество рисков для финансовых учреждений, связанных с изменением климата и действиями по митигации с его потенциальными последствиями. Для банковского сектора как физические риски (возникающие из-за увеличения частоты и серьезности климатических явлений), так и переходные риски (связанные с переходом к низкоуглеродной экономике в ответ на изменение климата) могут принимать форму традиционных рисков, такие как кредитные, рыночные, операционные риски и т.д. Поэтому банкам крайне важно интегрировать риски, связанные с изменением климата и переходом к низкоуглеродной экономике, в систему управления рисками. Кроме того, изменения в регулировании, технологиях и потребительских предпочтениях могут привести к переоценке широкого спектра активов, включая активы банков и других кредиторов.
Устойчивое финансирование стремительно трансформирует глобальную финансовую архитектуру, становясь ключевым фактором перехода к низкоуглеродной и климатически устойчивой экономике. Растущее осознание финансовых рисков, связанных с изменением климата и социальными проблемами, подталкивает инвесторов, регуляторов и компании к активному внедрению принципов ESG.
Ключевые глобальные тенденции:
Ужесточение регулирования: Центральные банки и финансовые регуляторы по всему миру активно разрабатывают и внедряют новые правила и рекомендации по раскрытию информации об ESG-факторах, управлению климатическими рисками и интеграции устойчивости в финансовую систему.
Рост инвестиций ESG: Объем инвестиций в ESG-фонды и другие устойчивые финансовые инструменты динамично растет, отражая повышенный интерес инвесторов к компаниям, демонстрирующим высокие показатели в области ESG.
Развитие зеленых финансовых инструментов: Рынок зеленых облигаций, кредитов и других зеленых финансовых инструментов активно развивается, обеспечивая финансирование проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов, развитие возобновляемых источников энергии и адаптацию к изменению климата.
Повышение внимания к социальным факторам: Помимо экологических аспектов все большее значение приобретают социальные факторы, такие как права человека, трудовые стандарты, разнообразие и инклюзивность. Инвесторы все чаще учитывают эти факторы при принятии инвестиционных решений.
Технологические инновации: Развитие финансовых технологий (FinTech) создает новые возможности для сбора, анализа и использования ESG-данных, что способствует повышению прозрачности и эффективности устойчивого финансирования.
Роль международных организаций: Международные организации играют важную роль в развитии глобальных стандартов, обмене лучшими практиками и координации усилий по продвижению устойчивого финансирования.
Указанные тенденции создают как вызовы, так и возможности для финансового сектора. Банки, которые смогут адаптироваться к новым требованиям и активно внедрять принципы ESG, получат конкурентные преимущества, привлекут инвестиции и внесут вклад в построение более устойчивого будущего.
2.2. Устойчивое финансирование в Кыргызской Республике
Кыргызская Республика уделяет значительное внимание развитию национальной нормативно-правовой базы и институциональной среды в сфере борьбы с последствиями изменения климата.
Как было указано выше, в стране приняты и реализуются ОНУВ, Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2018-2040 гг., Программа развития зеленой экономики Кыргызской Республики на период 2019-2023 гг. и ряд иных важных стратегических программных документов.
Разрабатывается Программа развития зеленой экономики в Кыргызской Республике на 2025-2028 гг., а также Зеленая таксономия Кыргызской Республики – общенациональный классификатор проектов, деятельности и товаров на предмет соответствия техническим критериям, которые отвечают требованиям содействия достижению целей устойчивого развития.
В настоящее время в банковском секторе республики уже имеются отдельные продукты зеленого финансирования. Наработан опыт финансирования проектов через коммерческие банки Кыргызской Республики со стороны международных организаций-доноров. Партнеры по развитию поддерживают страну, оказывая содействие устойчивому финансированию. Значительная доля поддержки финансирования проектов зеленой экономики бизнес-среды принадлежит программе KyrsSEFF+, разработанной Европейским банком реконструкции и развития (далее – ЕБРР), с общим портфелем кредита в размере 55 млн долл. США. KyrSEFF+ осуществляется во всех регионах республики с участием местных партнерских банков и предусматривает финансирование проектов, направленных на ресурсосбережение (водосбережение, энергосбережение, энергоэффективность, а также повышение энергоэффективности жилых зданий, предприятий).
Согласно информации, имеющейся в Национальном банке, по состоянию на 30.09.2024 г. 10 коммерческих банков и 9 микрофинансовых организаций имеют зеленые кредитные продукты, общий остаток задолженности которых составил 2,9 млрд сомов. Структура зеленых кредитов в основном представлена кредитами на транспорт, потребительскими кредитами на утепление, газофикацию и энергосбережение, а также кредитами, выданными в рамках программы KyrSEFF.
Коммерческими банками осуществляется финансирование женщин по всем банковским кредитным продуктам, в том числе реализуемым в рамках государственных программ льготного финансирования («Возвратная финансовая помощь», «Развитие регионов», «Льготное финансирование Баткенской области», «Финансирование сельского хозяйства» и т.д.), а также в рамках соглашений с международными организациями (ЕБРР, IFC, Российско-Кыргызский Фонд развития и т.д.).
Отдельными банками разработаны и реализуются специальные банковские продукты с учетом гендерного аспекта, в том числе по исламским принципам финансирования. Вместе с тем наблюдается активность коммерческих банков в выпуске социальных и зеленых облигаций.
ОАО «Гарантийный фонд» также раскрывает информацию о доле гарантий, выданных женщинам, которые занимаются предпринимательской деятельностью, и предоставляет специальный зеленый гарантийный продукт.
На сегодняшний день основными вызовами для развития устойчивого финансирования являются:
- необходимость разработки нормативной базы в соответствии с международными стандартами и лучшей международной практикой в области устойчивого финансирования с учетом специфики экономики и финансовой системы Кыргызской Республики;
- улучшение доступа к финансам для реализации проектов в области устойчивого развития;
- повышение уровня осведомленности о принципах ESG и увеличение потенциала специалистов в области устойчивого развития;
- необходимость формирования статистических данных по ESG в целях дальнейшей оценки рисков и эффективности вложенных инвестиций.
Реализация настоящей дорожной карты призвана способствовать преодолению существующих вызовов и реализации имеющегося потенциала для развития устойчивого финансирования в Кыргызской Республике.
3. ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
3.1. Цель дорожной карты
Дорожная карта устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковский сектор Кыргызской Республики устанавливает список действий Национального банка, которые планируется реализовать в среднесрочном периоде. Конечная цель дорожной карты – обеспечить надежную, предсказуемую и стабильную нормативно-правовую базу и подготовить рынок к переходу к устойчивому финансированию. Дорожная карта нацелена на создание целостной и эффективной экосистемы устойчивого финансирования в Кыргызской Республике, способствующей ускорению перехода к зеленой экономике, достижению национальных целей устойчивого развития и повышению устойчивости финансового сектора к экологическим и социальным рискам. Это предполагает интеграцию принципов ESG во все аспекты деятельности финансовых институтов, развитие рынка зеленых финансовых инструментов и повышение осведомленности всех заинтересованных сторон. Достижение этой цели позволит направить финансовые потоки на поддержку устойчивых проектов и инициатив, способствуя долгосрочному экономическому росту и благосостоянию страны.
Устойчивое финансирование является одним из важных факторов, способствующих устойчивому развитию страны, поэтому дорожная карта создается в соответствии с другими действиями, запланированными Кабинетом Министров Кыргызской Республики в рамках разрабатываемоого второго этапа Программы развития зеленой экономики Кыргызской Республики до 2028 г. и др. страновых программных документов.
Дорожная карта может периодически пересматриваться и корректироваться в соответствии с развитием рынка и лучшей международной практикой. Запланированные мероприятия дорожной карты будут реализовываться в рамках мандата и компетенции Национального банка.
Внедрение регулирования в рамках реализации дорожной карты (рекомендаций, руководств и положений) будет поэтапным и соответствовать прогрессу, достигнутому страной в целом и банковским сектором в частности в этой области. Внедрение банками и НФКО полноценной системы управления климатическими и ESG-рисками потребует нескольких лет, учитывая имеющиеся значительные пробелы в данных, методологии и человеческих ресурсах. В этой связи Национальный банк планирует динамично корректировать регулятивные ожидания в соответствии с прогрессом, фактически достигнутым банковским сектором.
В ходе реализации мероприятий Национальный банк будет отслеживать и принимать во внимание рекомендации международных организаций: Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по финансовой стабильности, а также другие международные стандарты и практики. Вместе с тем Национальный банк будет поддерживать постоянное взаимодействие с международными и региональными организациями с целью наращивания потенциала для формирования системы регулирования и надзора за климатическими и ESG-рисками.
Национальный банк будет активно взаимодействовать с другими государственными органами и соответствующими ведомствами, ответственными за вопросы климата и устойчивого развития.
В ходе поэтапной реализации мероприятий дорожной карты, адекватной уровню готовности банковского сектора, планируется проведение регулярной коммуникации между Национальным банком, банковским сообществом и сектором микрофинансирования с целью разъяснения подхода Национального банка к климатическим и ESG-рискам, а также для обсуждения последних тенденций в этой области.
3.2. Дорожная карта
3.2.1. Подготовительный этап
Подготовительный этап закладывает фундамент для успешной реализации дорожной карты. Он направлен на всестороннюю оценку текущего состояния устойчивого финансирования в стране, выявление ключевых заинтересованных сторон, формирование необходимой институциональной структуры и разработку плана действий.
Национальный банк планирует координировать свои действия с банковским сообществом для обеспечения эффективного достижения общей цели – минимизации финансовых рисков, связанных с климатом.
В рамках этого процесса первым и важным шагом является создание многопрофильной рабочей группы экспертов из соответствующих структурных подразделений Национального банка и представителей банковского сектора.
На первоначальном этапе задачей многопрофильной рабочей группы будет являться изучение и анализ страновых программ и планов мероприятий в целях подготовки предложений для включения мероприятий, относящихся к компетенциии Национального банка и банковского сектора, в план действий рабочей группы. Изучив и оценив текущую ситуацию с устойчивым финансированием и принципами ESG, в том числе на основе ОНУВ и других документов, рабочая группа может разработать дополнительные мероприятия, необходимых для развития устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG, которые не указаны в настоящей дорожной карте.
Одной из основных задач рабочей группы на данном этапе является выявление пробелов, барьеров и возможностей для развития устойчивого финансирования, требующих дальнейших действий от Национального банка и банковского сообщества, в том числе определение приоритетных секторов, которые представляют собой наибольшую потребность в устойчивом финансировании.
Национальный банк и банковский сектор будут тесно взаимодействовать с международными организациями-донорами в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций. Для увеличения привлекательности страны для потенциальных инвесторов важно выделить значительные ресурсы на обучение участников банковского сектора в области применения финансовых инструментов в соответствии со стандартами ESG.
3.2.2. Регулирование в области устойчивого развития
Эффективный банковский надзор и регулирование играют ключевую роль в обеспечении стабильности финансовой системы и стимулировании интеграции принципов ESG в деятельность банков. Этот раздел дорожной карты направлен на постепенное внедрение надзорных и регуляторных норм, учитывающих ESG-риски и способствующих развитию устойчивого финансирования. Разработка нормативной правовой базы в области устойчивого финансирования должна быть проведена с учетом текущей готовности к ним банковского сектора.
В сентябре 2023 года Национальный банк опубликовал утвержденные Рекомендации по выявлению, мониторингу и раскрытию финансовых рисков, связанных с факторами устойчивого финансирования (ESG-рисками) (далее – Рекомендации), устанавливающие принципы, которыми должны руководствоваться банки и НФКО при выявлении, измерении, управлении, контроле и раскрытии экологических, социальных и управленческих факторов (далее – ESG-риски) в своей деятельности. Рекомендации предусматривают 3 этапа раскрытия банками информации о соответствии своей деятельности нормам Рекомендаций.
В дорожной карте четко обозначены действия, которые следует предпринять, начиная с изучения текущей ситуации в финансовом секторе посредством сбора и обработки данных о раскрытии самооценки банков и НФКО и оценки любых расхождений на практике с Рекомендациями. Дополнительным важным источником информации, подлежащим оценке рабочей группой, являются планы действий коммерческих банков и НФКО, направленные на внедрение принципов ESG. Эта оценка позволит определить подробные действия, которые должны быть реализованы банками в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе для соблюдения Рекомендаций.
При необходимости Национальный банк обновит Рекомендации по надзору по выявлению, мониторингу, управлению и совместному контролю ESG и климатических рисков, разработав инструменты для оценки и управления ESG и климатическими рисками, а также внесет изменения или дополнения в руководство по надзору.
Настоящая дорожная карта предусматривает постепенное внедрение требований к управлению климатическими и ESG-рисками в банковское регулирование: корпоративному управлению, системе управления рисками, управлению кредитным риском, требования к достаточности капитала и т.д. Будет проводиться анализ действующих регуляторных требований на необходимость внесения изменений и приведения в соответствие с международными стандартами. Регулярное обновление регуляторных требований с учетом изменений в устойчивом финансировании позволит обеспечить соответствие международным стандартам.
В области регулирования дорожная карта направлена на обеспечение прозрачности и доступности данных о проектах устойчивого финансирования посредством внедрения требований к раскрытию информации по устойчивому развитию и климатическим рискам. Для банков и НФКО будут установлены требования о ежегодной публикации количественной и качественной информации об управлении ESG-рисками и устойчивом развитии, а также информации об их подверженности физическим и переходным рискам, связанным с изменением климата.
Для этого планируется адаптация и разработка руководств/рекомендаций по применению МСФО S1 и МСФО S2, отчетности о проектах зеленого финансирования для банков и НФКО, внедряющих (декларирующих) принципы ESG, дополнение в регулятивную банковскую отчетность разделами, раскрывающими детальную информацию о зеленых проектах и отдельных компонентах ESG.
Национальным банком совместно с международными организациями-партнерами будут периодически проводиться обучающие мероприятия в рамках образовательных программ повышения потенциала банковского сектора в области устойчивого финансирования и ESG-принципов. Вместе с тем в целях повышения осведомленности населения об устойчивом развитии банковского сектора планируется проведение работы со СМИ посредством размещения материалов и роликов на web-страницах. Будет приветствоваться активность банков и НФКО в части публикации обучающих материалов для населения в области устойчивого развития и финансирования.
3.2.3. Развитие устойчивого финансового рынка
Развитие динамичного и ликвидного рынка устойчивого финансирования является ключевым условием для привлечения инвестиций в зеленые и социальные проекты. Этот раздел дорожной карты направлен на создание благоприятных условий для развития различных устойчивых финансовых инструментов, повышение их доступности и привлекательности для инвесторов.
Возможность мобилизации достаточных и соответствующих финансовых ресурсов для реализации мер по смягчению последствий и адаптации для достижения целей ОНУВ является краеугольным камнем для развития зеленого (климатического) финансирования в Кыргызской Республике. Для достижения этой цели Национальный банк будет руководить процессом, содействуя созданию экологически устойчивого финансового сектора посредством эффективного надзора и регулирования устойчивых финансов. Дорожная карта предусматривает внедрение соответствующей методологии, содержащей процедуры оценки воздействия ESG и климатических рисков на окружающую среду в деятельности банков и НФКО.
Одним из важных мероприятий, направленных на развитие устойчивого финансового рынка является адаптация и разработка для банковского сектора и сектора микрофинансирования четких критериев зеленых банковских продуктов, соответствующих Зеленой таксономии Кыргызской республики и международным стандартам. Кроме этого, дорожная карта предусматривает разработку и внедрение требований к верификации зеленого финансирования, требований и норм к управлению экологическими и социальными рисками, руководств/указаний по учету выбросов парниковых газов в соответствии с международными стандартами и др.
Важно отметить, что этот процесс является непрерывным, учитывая динамичный характер устойчивого развития и финансирования. Таким образом, в дорожной карте четко обозначена необходимость проведения постоянного мониторинга международного опыта и стандартов, анализа действующих нормативных требований для выявления пробелов и возможностей и при необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Национального банка.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дорожная карта по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG в банковский сектор Кыргызской Республики представляет собой комплексный план действий, направленный на трансформацию банковской системы страны. Она определяет ключевые стратегические направления и конкретные мероприятия, необходимые для создания благоприятной среды для развития устойчивого финансирования, интеграции ESG-факторов в деятельность финансовых институтов и повышения устойчивости к климатическим рискам.
Дорожная карта является динамичным документом и будет регулярно пересматриваться, и актуализироваться с учетом достигнутого прогресса, изменения внешней среды и появления новых вызовов и возможностей. Национальный банк будет публиковать ежегодные отчеты о ходе реализации дорожной карты, обеспечивая прозрачность и подотчетность процесса. Реализация дорожной карты – это инвестиция в устойчивое будущее Кыргызской Республики.
ДОРОЖНАЯ КАРТА
по развитию устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковском секторе Кыргызской Республики
№ |
Наименование мероприятий |
Этапы/задачи мероприятия |
Цель мероприятия |
Индикатор исполнения |
Сроки |
Ресурсы |
Бюджет |
1. Подготовительный этап работ для продвижения развития устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковском секторе |
|||||||
1.1 |
Создание экспертной рабочей группы по устойчивому финансированию и внедрению принципов ESG в банковский сектор. |
1) Формирование рабочей группы экспертов из соответствующих структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) и представителей банковского сектора; 2) определение обязанностей экспертной рабочей группы, включая участие в разработке стратегии банковского сектора по переходу к зеленой экономике. |
Создание экспертной рабочей группы для целей реализации данной дорожной карты и участия в межведомственных рабочих группах (при необходимости). |
Приказ о создании экспертной рабочей группы по устойчивому финансированию и внедрению принципов ESG в банковский сектор.
|
I квартал 2025 года |
Исполнитель: Национальный банк, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» (далее – ОЮЛ «СБК») (по согласованию), ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций (далее – ОЮЛ «АМФО» (по согласованию) |
За счет собственных средств |
1.2 |
Провести анализ ранее принятых планов мероприятий, в том числе государственными органами, направленных на развитие устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в Кыргызской Республике. |
1) Изучить реализацию планов мероприятий, принятых на государственном уровне; 2) подготовить предложения по реализации мероприятий, принятых на государственном уровне, в части, относящейся к компетенции Национального банка. |
Выявление ранее неохваченных мероприятий, необходимых для целей развития устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковский сектор Кыргызской Республики. |
Исполнение планов мероприятий, принятых на государственном уровне (например, письма, принятые нормативные правовые акты и др.). |
I квартал 2025 года |
Исполнитель: участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |
1.3 |
Выявление возможностей для использования существующих действий и направления увеличенных финансовых потоков в приоритетные сектора, которые представляют собой наибольшую потребность в финансировании. |
1) Оценка текущей ситуации с устойчивым финансированием в стране, в том числе с использованием принятых документов (определяемых на национальном уровне вклада и т.п.), выявление пробелов, барьеров и областей, требующих дальнейшего вмешательства и действий. |
Определение необходимого уровня финансирования для приоритетных отраслей экономики |
Подготовка аналитической записки с обзором существующего капитала банковского сектора |
II квартал 2025 года |
Исполнитель: участники экспертной рабочей группы, международные организации |
За счет собственных средств |
1.4 |
Подготовка участников банковского сектора по применению зеленых инструментов |
1) Проведение обучения для банковского сектора по тематике зеленых инструментов; 2) проведение встреч с банковским сектором, государственными органами и экспертами для обсуждения вопросов применения зеленых инструментов; 3) разработка методических материалов/руководств по применению зеленых синтрументов; 4) поддержка в запуске пилотных проектов по применению зеленых инструментов в банковском секторе (при необходимости); 5) выпуск информационных материалов для повышения осведомленности общественности об устойчивом финансировании и устойчивом развитии |
Повышение потенциала банковского сектора о зеленых инструментах |
1) проведено обучение; 2) проведены встречи; 3) разработаны и утверждены методические материалы по применению зеленых инструментов; 4) пилотные проекты по применению зеленых инструментов запущены; 5) Выпущены информационные материалы |
2024 - 2026 |
ОБЛ «СБК» (по согласованию), ОЮЛ «АМФО» (по согласованию), международные организации |
За счет собственных средств |
2. Банковский надзор и регулирование |
|||||||
2.1 |
Изучение текущей ситуации в финансовом секторе (коммерческие банки, небанковские специализированные финансово-кредитные организации (далее – НСФКО) по выявлению/анализу/оценке ESG-рисков |
1) Сбор и обработка данных по раскрытию самооценки банков и набанковских финансово-кредитных организаци (далее – НФКО) любым существующим расхождениям в практике с Рекомендациями по выявлению, мониторингу и раскрытию финансовых рисков, связанных с факторами устойчивого финансирования (ESG-рисками), утв. постановлением КпН от 28.09.23 г. № 37/1 (далее – Рескомендации); 2) подготовка обзорной/аналитической информации по финансовому сектору (коммерческие банки, НСФКО) по итогам мероприятия в п.1 |
Оценка текущей ситуации по выявлению/анализу/оценке ESG-рисков в финансовом секторе Кыргызской Республике |
Подготовка аналитической записки с оценкой текущего состояния финансового сектора в части ESG-рисков |
2024 г. (исполнено в течение 2024 года) |
Исполнитель: Национальный банк, участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |
2.2 |
Изучение планов действий коммерческих банков и НФКО, направленных на внедрение ESG-принципов |
1) Сбор и обработка планов действий коммерческих банков и НСФКО, направленные на постепенное исполнение Рекомендаций; 2) подготовка обзорной/аналитической информации по финансовому сектору (коммерческие банки, НСФКО) по итогам мероприятия в п. 1 |
Оценка детальных действий, которые должны быть реализованы банком в краткосрочной или среднесрочной, или долгосрочной перспективе, для выполнения Рекомендаций. |
Подготовка аналитической записки с оценкой планов действий финансового сектора в части ESG-рисков |
2024 г. (Исполнено в течение 2024 года) |
Исполнитель: Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |
2.3 |
Интеграция факторов ESG и климатических рисков в нормативные правовые акты Национального банка для коммерческих банков и НФКО для целей раскрытия информации |
1) изучение и разработка рекомендаций/инструкций применения МСФО S1 и S2 коммерческими банками и НФКО; 2) введение обязательного или добровольного отчета о проектах по зеленому финансированию для коммерческих банков и НСФКО, реализующих (заявивших) ESG-принципы; 3) при необходимости внесение изменений в регулятивную банковскую отчетность коммерческих банков. |
Обеспечение прозрачности и доступности данных по проектам зеленого финансирования. |
Разработка и утверждение стандартов отчетности в рамках устойчивого/зеленого финансирования. |
2025 г. |
Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |
2.4 |
Обучение и повышение квалификации банковского сектора по вопросам зеленого финансирования |
1) Разработка образовательных программ и материалов о зеленом финансировании; 2) организация обучающих программ и семинаров для банковских сотрудников по вопросам зеленого финансирования. |
Повышение компетенции и осведомленности банковского сектора и населения. |
Подготовка образовательных программ и материалов для СМИ, а также проведение обучающих семинаров и вебинаров для банковских сотрудников. |
2024-2025 |
Национальный банк (по согласованию), ОЮЛ «СБК» (по согласованию), ОЮЛ «АМФО» (по согласованию), международные организации |
За счет собственных средств и привлеченных средств от международных доноров в качестве технической помощи. |
2.5 |
Подготовка предложений по внесению изменений в руководство по надзору. |
1) Разработка инструментов по оценке и управлению ESG- и климатическими рисками; 2) внесение изменений или дополнений в руководство по надзору (при необходимости). |
Обновление руководства по надзору в части выявления, мониторинга, управления и контроля ESG- и климатических рисков. |
Постановление Национального банка |
2025-2026 |
Национальный банк (по согласованию), эксперты Всемирного банка |
За счет собственных средств |
2.5 |
Сбор и обработка информации, предоставленной коммерческими банками и НФКО, о ходе выполнения плана действий в соответствии с Рекомендациями. |
1) Мониторинг выполнения плана действий коммерческих банков; 2) при необходимости подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты. |
Оценка текущей ситуации банков сектора в отношении выявления, мониторинга и контроля ESG- и климатических рисков. |
1) Подготовка аналитической записки с оценкой планов действий финансового сектора в части ESG-рисков; 2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты (при необходимости). |
1-ый квартал 2025 г. |
Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |
3. Развитие устойчивого финансового рынка |
|||||||
3.1 |
Руководство по внедрению устойчивого финансирования с учетом климатических рисков и верификация в соответствии с Зеленой таксономией Кыргызской Республики |
1) Разработка детальных критериев для банковских продуктов для целей устойчивого финансирования, в том числе с учетом гендерных аспектов; 2) разработка норм и/или требований к верификации устойчивых/зеленых проектов на соответствие Зеленой таксономии; 3) обновление детальных критериев в соответствии с международными требованиями (при необходимости). |
Продвижение экологически устойчивого финансового сектора через эффективный надзор и регулирование зеленого финансирования. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Национального банка и/или утверждение соответствующего нормативного правового акта Национального банка. |
2025-2026 |
Национальный банк (по согласованию), ОЮЛ «СБК» (по согласованию), ОЮЛ «АМФО» (по согласованию), участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |
3.2 |
Внедрение процедур оценки воздействия ESG- и климатических рисков на окружающую среду. |
Разработка соответствующей методологии по оценке воздействия ESG- и климатических рисков на окружающую среду (управление экологическими и социальными рисками), учет выбросов парниковых газов (GHG Protocol) |
Оценить воздействие ESG- и климатических рисков на окружающую среду при осуществлении деятельности коммерческих банков и НФКО. |
Разработка и утверждение соответствующей методологии по оценке воздействия ESG- и климатических рисков на окружающую среду. |
2025-2026 |
Коммерческие банки (по согласованию), НФКО (по согласованию), Национальный банк (по согласованию) |
За счет собственных средств |
3.3 |
Внесение изменений в регуляторные требования с учетом динамики развития устойчивого/зеленого финансирования. |
Проведение анализа действующих регуляторных требований на необходимость внесения изменений и приведения в соответствие с международными стандартами. |
Регулярное обновление регуляторных требований с учетом изменений в зеленом финансировании позволит обеспечить соответствие международным стандартам. |
Внесение изменений в нормативные правовые акты Национального банка. |
2025-2026 |
Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы |
За счет собственных средств |