Вернуться назад

Приложение  

к постановлению Комитета по надзору  

Национального банка Кыргызской Республики  

от 20 декабря 2024 г.№ 51/4  

 

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА 

по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG 

в банковском секторе Кыргызской Республики 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 

Устойчивое финансирование, основанное на принципах ESG (экологическое, социальное и корпоративное управление), становится неотъемлемой частью современной финансовой системы и играет ключевую роль в достижении устойчивого развития. Для Кыргызской Республики, стремящейся к построению зеленой экономики и реализации Целей устойчивого развития ООН, внедрение принципов ESG в банковский сектор приобретает особое значение. Это способствует не только минимизации экологических и социальных рисков, но и открывает новые возможности для экономического роста, привлечения инвестиций и повышения конкурентоспособности страны. 

Настоящая дорожная карта по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG в банковском секторе Кыргызской Республики (далее дорожная карта) определяет стратегические направления и конкретные мероприятия на среднесрочный период (2024-2026 гг.) и направлена на создание благоприятной экосистемы для развития устойчивого финансирования путем совершенствования нормативно-правовой базы, внедрения новых инструментов для стимулирования рыночных механизмов, оценки и управления климатическими рисками, а также повышения осведомленности и наращивания потенциала всех заинтересованных сторон. 

В дорожной карте определены 3 основных этапа, предусматривающих мероприятия как для банковского сектора (здесь и далее под банковским сектором понимаются банки и небанковские финансово-кредитные организации (далее НФКО), так и для Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк). При этом дорожная карта детализирует мероприятия, реализация которых предназначена для банковского сектора, а детализация мероприятий Национального банка может быть предусмотрена во внутренних документах Национального банка. 

Успешная реализация дорожной карты требует тесного взаимодействия и координации усилий всех заинтересованных сторон, включая Национальный банк, коммерческие банки, НФКО, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», частный сектор, международные организации и общественность. Национальный банк будет играть ведущую роль в этом процессе, обеспечивая эффективное регулирование, надзор и стимулирование развития рынка устойчивого финансирования. 

Дорожная карта разработана с учетом глобальных тенденций в области устойчивого финансирования, лучших международных практик и специфики Кыргызской Республики. Она предусматривает поэтапное внедрение принципов ESG, учитывая текущий уровень развития банковского сектора и постепенное повышение требований. 

Реализация мероприятий дорожной карты будет осуществляться Национальным банком совместно с заинтересованными сторонами с указанием конкретных мер и сроков выполнения согласно Приложению 1. 

 

 

2. УСТОЙЧИВОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ В МИРЕ И В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 

2.1. Глобальные тенденции устойчивого финансирования 

В целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями и для достижения более устойчивого будущего в 2015 году страны мира договорились принять Повестку дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года и Парижское соглашение об изменении климата. В основе Повестки дня ООН на период до 2030 года лежат 17 целей устойчивого развития (ЦУР), которые представляют собой план достижения будущего, обеспечивающего стабильность, здоровую планету, справедливое, инклюзивное и устойчивое общество и процветающую экономику. Парижское соглашение, подписанное в декабре 2015 года 195 странами, объединяет страны мира в общее дело для осуществления амбициозных усилий по адаптации и повышению устойчивости к изменению климата, а также по ограничению глобального потепления значительно ниже 2°C. Принимая эти инициативы, страны выбирают более устойчивый путь развития, который заключается в удовлетворении потребностей нынешнего поколения, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. 

Устойчивое развитие означает долгосрочное экономическое процветание, более социально инклюзивное и менее зависимое от использования ограниченных ресурсов и эксплуатации природной среды. Устойчивое развитие включает взаимосвязь экологических, социальных, экономических и управленческих аспектов. 

Переход к устойчивому будущему в соответствии с Парижским соглашением и Целями устойчивого развития требует значительного капитала от государственного и частного секторов. При этом финансирование переходного периода играет ключевую роль в содействии трансформации углеродоемких отраслей путем предоставления необходимых ресурсов. Таким образом, для поддержания устойчивого развития необходимо развивать принципы устойчивого финансирования. 

Кыргызская Республика является участницей обеих инициатив: и Рамочной конвенции ООН об изменении климата, и Парижского соглашения. Ключевым элементом Парижского соглашения является подготовка определяемого на национальном уровне вклада (далее ОНУВ), который включает: 

- планы (цели) по сокращению выбросов парниковых газов;  

- планы по адаптации, планы по оказанию финансовой и технологической помощи.  

Кыргызская Республика представила свой первоначальный ОНУВ в 2015 году при подписании Парижского соглашения. Обновленный ОНУВ был представлен в октябре 2021 года, в соответствии с которым общая митигационная цель Кыргызской Республики сократить выбросы парниковых газов на 16,63% к 2025 году и 15,97% к 2030 году по сценарию «бизнес как обычно». При наличии международной поддержки выбросы парниковых газов к 2025 году будут сокращены на 36,61%, а к 2030 году на 43,62% по сценарию «бизнес как обычно». 

Настоящий документ соответствует ключевому национальному документу Кыргызской Республики, определяющему долгосрочные национальные обязательства страны по сокращению выбросов парниковых газов, адаптации к изменению климата и реализации положений Парижского соглашения, которым является ОНУВ, а также включает мероприятия, заложенные в страновых программах.  

В целом борьба с рисками, связанными с климатом, и переход к углеродно-нейтральной экономике требуют структурных экономических изменений, затрагивающих все секторы экономики, и мобилизации большого объема ресурсов для финансирования необходимых инвестиций. Финансовая система играет важную роль в направлении этих ресурсов на переходный период. 

Изменение климата является одной из наиболее значительных глобальных задач, формирующих мировую экономику. Как следствие, финансовые учреждения должны быть готовы извлечь выгоду из предстоящих возможностей, а также, что еще более важно, противостоять всем угрозам и рискам, связанным с изменением климата.  

С точки зрения возможностей, финансирование перехода к низкоуглеродной экономике представляет собой возможность для бизнеса. Банки начинают активно выпускать финансовые продукты (например, зеленые облигации, синдицированные кредиты и проектное финансирование) и различные услуги, связанные с зеленым финансированием.  

При этом существует множество рисков для финансовых учреждений, связанных с изменением климата и действиями по митигации с его потенциальными последствиями. Для банковского сектора как физические риски (возникающие из-за увеличения частоты и серьезности климатических явлений), так и переходные риски (связанные с переходом к низкоуглеродной экономике в ответ на изменение климата) могут принимать форму традиционных рисков, такие как кредитные, рыночные, операционные риски и т.д. Поэтому банкам крайне важно интегрировать риски, связанные с изменением климата и переходом к низкоуглеродной экономике, в систему управления рисками. Кроме того, изменения в регулировании, технологиях и потребительских предпочтениях могут привести к переоценке широкого спектра активов, включая активы банков и других кредиторов. 

Устойчивое финансирование стремительно трансформирует глобальную финансовую архитектуру, становясь ключевым фактором перехода к низкоуглеродной и климатически устойчивой экономике. Растущее осознание финансовых рисков, связанных с изменением климата и социальными проблемами, подталкивает инвесторов, регуляторов и компании к активному внедрению принципов ESG. 

 

Ключевые глобальные тенденции: 

Ужесточение регулирования: Центральные банки и финансовые регуляторы по всему миру активно разрабатывают и внедряют новые правила и рекомендации по раскрытию информации об ESG-факторах, управлению климатическими рисками и интеграции устойчивости в финансовую систему.  

Рост инвестиций ESG: Объем инвестиций в ESG-фонды и другие устойчивые финансовые инструменты динамично растет, отражая повышенный интерес инвесторов к компаниям, демонстрирующим высокие показатели в области ESG.  

Развитие зеленых финансовых инструментов: Рынок зеленых облигаций, кредитов и других зеленых финансовых инструментов активно развивается, обеспечивая финансирование проектов, направленных на снижение выбросов парниковых газов, развитие возобновляемых источников энергии и адаптацию к изменению климата. 

Повышение внимания к социальным факторам: Помимо экологических аспектов все большее значение приобретают социальные факторы, такие как права человека, трудовые стандарты, разнообразие и инклюзивность. Инвесторы все чаще учитывают эти факторы при принятии инвестиционных решений. 

Технологические инновации: Развитие финансовых технологий (FinTech) создает новые возможности для сбора, анализа и использования ESG-данных, что способствует повышению прозрачности и эффективности устойчивого финансирования. 

Роль международных организаций: Международные организации играют важную роль в развитии глобальных стандартов, обмене лучшими практиками и координации усилий по продвижению устойчивого финансирования. 

Указанные тенденции создают как вызовы, так и возможности для финансового сектора. Банки, которые смогут адаптироваться к новым требованиям и активно внедрять принципы ESG, получат конкурентные преимущества, привлекут инвестиции и внесут вклад в построение более устойчивого будущего. 

 

2.2. Устойчивое финансирование в Кыргызской Республике 

Кыргызская Республика уделяет значительное внимание развитию национальной нормативно-правовой базы и институциональной среды в сфере борьбы с последствиями изменения климата. 

Как было указано выше, в стране приняты и реализуются ОНУВ, Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на период 2018-2040 гг., Программа развития зеленой экономики Кыргызской Республики на период 2019-2023 гг. и ряд иных важных стратегических программных документов. 

Разрабатывается Программа развития зеленой экономики в Кыргызской Республике на 2025-2028 гг., а также Зеленая таксономия Кыргызской Республики общенациональный классификатор проектов, деятельности и товаров на предмет соответствия техническим критериям, которые отвечают требованиям содействия достижению целей устойчивого развития. 

В настоящее время в банковском секторе республики уже имеются отдельные продукты зеленого финансирования. Наработан опыт финансирования проектов через коммерческие банки Кыргызской Республики со стороны международных организаций-доноров. Партнеры по развитию поддерживают страну, оказывая содействие устойчивому финансированию. Значительная доля поддержки финансирования проектов зеленой экономики бизнес-среды принадлежит программе KyrsSEFF+, разработанной Европейским банком реконструкции и развития (далее ЕБРР), с общим портфелем кредита в размере 55 млн долл. США. KyrSEFF+ осуществляется во всех регионах республики с участием местных партнерских банков и предусматривает финансирование проектов, направленных на ресурсосбережение (водосбережение, энергосбережение, энергоэффективность, а также повышение энергоэффективности жилых зданий, предприятий). 

Согласно информации, имеющейся в Национальном банке, по состоянию на 30.09.2024 г. 10 коммерческих банков и 9 микрофинансовых организаций имеют зеленые кредитные продукты, общий остаток задолженности которых составил 2,9 млрд сомов. Структура зеленых кредитов в основном представлена кредитами на транспорт, потребительскими кредитами на утепление, газофикацию и энергосбережение, а также кредитами, выданными в рамках программы KyrSEFF.  

Коммерческими банками осуществляется финансирование женщин по всем банковским кредитным продуктам, в том числе реализуемым в рамках государственных программ льготного финансирования («Возвратная финансовая помощь», «Развитие регионов», «Льготное финансирование Баткенской области», «Финансирование сельского хозяйства» и т.д.), а также в рамках соглашений с международными организациями (ЕБРР, IFC, Российско-Кыргызский Фонд развития и т.д.). 

Отдельными банками разработаны и реализуются специальные банковские продукты с учетом гендерного аспекта, в том числе по исламским принципам финансирования. Вместе с тем наблюдается активность коммерческих банков в выпуске социальных и зеленых облигаций.  

ОАО «Гарантийный фонд» также раскрывает информацию о доле гарантий, выданных женщинам, которые занимаются предпринимательской деятельностью, и предоставляет специальный зеленый гарантийный продукт. 

На сегодняшний день основными вызовами для развития устойчивого финансирования являются: 

- необходимость разработки нормативной базы в соответствии с международными стандартами и лучшей международной практикой в области устойчивого финансирования с учетом специфики экономики и финансовой системы Кыргызской Республики; 

- улучшение доступа к финансам для реализации проектов в области устойчивого развития; 

- повышение уровня осведомленности о принципах ESG и увеличение потенциала специалистов в области устойчивого развития; 

- необходимость формирования статистических данных по ESG в целях дальнейшей оценки рисков и эффективности вложенных инвестиций. 

Реализация настоящей дорожной карты призвана способствовать преодолению существующих вызовов и реализации имеющегося потенциала для развития устойчивого финансирования в Кыргызской Республике. 

 

3. ДОРОЖНАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ  

3.1. Цель дорожной карты 

Дорожная карта устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковский сектор Кыргызской Республики устанавливает список действий Национального банка, которые планируется реализовать в среднесрочном периоде. Конечная цель дорожной карты обеспечить надежную, предсказуемую и стабильную нормативно-правовую базу и подготовить рынок к переходу к устойчивому финансированию. Дорожная карта нацелена на создание целостной и эффективной экосистемы устойчивого финансирования в Кыргызской Республике, способствующей ускорению перехода к зеленой экономике, достижению национальных целей устойчивого развития и повышению устойчивости финансового сектора к экологическим и социальным рискам. Это предполагает интеграцию принципов ESG во все аспекты деятельности финансовых институтов, развитие рынка зеленых финансовых инструментов и повышение осведомленности всех заинтересованных сторон. Достижение этой цели позволит направить финансовые потоки на поддержку устойчивых проектов и инициатив, способствуя долгосрочному экономическому росту и благосостоянию страны.  

Устойчивое финансирование является одним из важных факторов, способствующих устойчивому развитию страны, поэтому дорожная карта создается в соответствии с другими действиями, запланированными Кабинетом Министров Кыргызской Республики в рамках разрабатываемоого второго этапа Программы развития зеленой экономики Кыргызской Республики до 2028 г. и др. страновых программных документов.  

Дорожная карта может периодически пересматриваться и корректироваться в соответствии с развитием рынка и лучшей международной практикой. Запланированные мероприятия дорожной карты будут реализовываться в рамках мандата и компетенции Национального банка.  

Внедрение регулирования в рамках реализации дорожной карты (рекомендаций, руководств и положений) будет поэтапным и соответствовать прогрессу, достигнутому страной в целом и банковским сектором в частности в этой области. Внедрение банками и НФКО полноценной системы управления климатическими и ESG-рисками потребует нескольких лет, учитывая имеющиеся значительные пробелы в данных, методологии и человеческих ресурсах. В этой связи Национальный банк планирует динамично корректировать регулятивные ожидания в соответствии с прогрессом, фактически достигнутым банковским сектором.  

В ходе реализации мероприятий Национальный банк будет отслеживать и принимать во внимание рекомендации международных организаций: Базельского комитета по банковскому надзору, Совета по финансовой стабильности, а также другие международные стандарты и практики. Вместе с тем Национальный банк будет поддерживать постоянное взаимодействие с международными и региональными организациями с целью наращивания потенциала для формирования системы регулирования и надзора за климатическими и ESG-рисками.  

Национальный банк будет активно взаимодействовать с другими государственными органами и соответствующими ведомствами, ответственными за вопросы климата и устойчивого развития. 

В ходе поэтапной реализации мероприятий дорожной карты, адекватной уровню готовности банковского сектора, планируется проведение регулярной коммуникации между Национальным банком, банковским сообществом и сектором микрофинансирования с целью разъяснения подхода Национального банка к климатическим и ESG-рискам, а также для обсуждения последних тенденций в этой области. 

 

3.2. Дорожная карта 

3.2.1. Подготовительный этап  

Подготовительный этап закладывает фундамент для успешной реализации дорожной карты. Он направлен на всестороннюю оценку текущего состояния устойчивого финансирования в стране, выявление ключевых заинтересованных сторон, формирование необходимой институциональной структуры и разработку плана действий.  

Национальный банк планирует координировать свои действия с банковским сообществом для обеспечения эффективного достижения общей цели минимизации финансовых рисков, связанных с климатом.  

В рамках этого процесса первым и важным шагом является создание многопрофильной рабочей группы экспертов из соответствующих структурных подразделений Национального банка и представителей банковского сектора

На первоначальном этапе задачей многопрофильной рабочей группы будет являться изучение и анализ страновых программ и планов мероприятий в целях подготовки предложений для включения мероприятий, относящихся к компетенциии Национального банка и банковского сектора, в план действий рабочей группы. Изучив и оценив текущую ситуацию с устойчивым финансированием и принципами ESG, в том числе на основе ОНУВ и других документов, рабочая группа может разработать дополнительные мероприятия, необходимых для развития устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG, которые не указаны в настоящей дорожной карте.  

Одной из основных задач рабочей группы на данном этапе является выявление пробелов, барьеров и возможностей для развития устойчивого финансирования, требующих дальнейших действий от Национального банка и банковского сообщества, в том числе определение приоритетных секторов, которые представляют собой наибольшую потребность в устойчивом финансировании. 

Национальный банк и банковский сектор будут тесно взаимодействовать с международными организациями-донорами в целях создания благоприятной среды для привлечения инвестиций. Для увеличения привлекательности страны для потенциальных инвесторов важно выделить значительные ресурсы на обучение участников банковского сектора в области применения финансовых инструментов в соответствии со стандартами ESG

3.2.2. Регулирование в области устойчивого развития 

Эффективный банковский надзор и регулирование играют ключевую роль в обеспечении стабильности финансовой системы и стимулировании интеграции принципов ESG в деятельность банков. Этот раздел дорожной карты направлен на постепенное внедрение надзорных и регуляторных норм, учитывающих ESG-риски и способствующих развитию устойчивого финансирования. Разработка нормативной правовой базы в области устойчивого финансирования должна быть проведена с учетом текущей готовности к ним банковского сектора.  

В сентябре 2023 года Национальный банк опубликовал утвержденные Рекомендации по выявлению, мониторингу и раскрытию финансовых рисков, связанных с факторами устойчивого финансирования (ESG-рисками) (далее Рекомендации), устанавливающие принципы, которыми должны руководствоваться банки и НФКО при выявлении, измерении, управлении, контроле и раскрытии экологических, социальных и управленческих факторов (далее ESG-риски) в своей деятельности. Рекомендации предусматривают 3 этапа раскрытия банками информации о соответствии своей деятельности нормам Рекомендаций.  

В дорожной карте четко обозначены действия, которые следует предпринять, начиная с изучения текущей ситуации в финансовом секторе посредством сбора и обработки данных о раскрытии самооценки банков и НФКО и оценки любых расхождений на практике с Рекомендациями. Дополнительным важным источником информации, подлежащим оценке рабочей группой, являются планы действий коммерческих банков и НФКО, направленные на внедрение принципов ESG. Эта оценка позволит определить подробные действия, которые должны быть реализованы банками в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе для соблюдения Рекомендаций.  

При необходимости Национальный банк обновит Рекомендации по надзору по выявлению, мониторингу, управлению и совместному контролю ESG и климатических рисков, разработав инструменты для оценки и управления ESG и климатическими рисками, а также внесет изменения или дополнения в руководство по надзору. 

Настоящая дорожная карта предусматривает постепенное внедрение требований к управлению климатическими и ESG-рисками в банковское регулирование: корпоративному управлению, системе управления рисками, управлению кредитным риском, требования к достаточности капитала и т.д. Будет проводиться анализ действующих регуляторных требований на необходимость внесения изменений и приведения в соответствие с международными стандартами. Регулярное обновление регуляторных требований с учетом изменений в устойчивом финансировании позволит обеспечить соответствие международным стандартам. 

В области регулирования дорожная карта направлена на обеспечение прозрачности и доступности данных о проектах устойчивого финансирования посредством внедрения требований к раскрытию информации по устойчивому развитию и климатическим рискам. Для банков и НФКО будут установлены требования о ежегодной публикации количественной и качественной информации об управлении ESG-рисками и устойчивом развитии, а также информации об их подверженности физическим и переходным рискам, связанным с изменением климата.  

Для этого планируется адаптация и разработка руководств/рекомендаций по применению МСФО S1 и МСФО S2, отчетности о проектах зеленого финансирования для банков и НФКО, внедряющих (декларирующих) принципы ESG, дополнение в регулятивную банковскую отчетность разделами, раскрывающими детальную информацию о зеленых проектах и отдельных компонентах ESG.  

Национальным банком совместно с международными организациями-партнерами будут периодически проводиться обучающие мероприятия в рамках образовательных программ повышения потенциала банковского сектора в области устойчивого финансирования и ESG-принципов. Вместе с тем в целях повышения осведомленности населения об устойчивом развитии банковского сектора планируется проведение работы со СМИ посредством размещения материалов и роликов на web-страницах. Будет приветствоваться активность банков и НФКО в части публикации обучающих материалов для населения в области устойчивого развития и финансирования.  

 

3.2.3. Развитие устойчивого финансового рынка 

Развитие динамичного и ликвидного рынка устойчивого финансирования является ключевым условием для привлечения инвестиций в зеленые и социальные проекты. Этот раздел дорожной карты направлен на создание благоприятных условий для развития различных устойчивых финансовых инструментов, повышение их доступности и привлекательности для инвесторов. 

Возможность мобилизации достаточных и соответствующих финансовых ресурсов для реализации мер по смягчению последствий и адаптации для достижения целей ОНУВ является краеугольным камнем для развития зеленого (климатического) финансирования в Кыргызской Республике. Для достижения этой цели Национальный банк будет руководить процессом, содействуя созданию экологически устойчивого финансового сектора посредством эффективного надзора и регулирования устойчивых финансов. Дорожная карта предусматривает внедрение соответствующей методологии, содержащей процедуры оценки воздействия ESG и климатических рисков на окружающую среду в деятельности банков и НФКО.  

Одним из важных мероприятий, направленных на развитие устойчивого финансового рынка является адаптация и разработка для банковского сектора и сектора микрофинансирования четких критериев зеленых банковских продуктов, соответствующих Зеленой таксономии Кыргызской республики и международным стандартам. Кроме этого, дорожная карта предусматривает разработку и внедрение требований к верификации зеленого финансирования, требований и норм к управлению экологическими и социальными рисками, руководств/указаний по учету выбросов парниковых газов в соответствии с международными стандартами и др. 

Важно отметить, что этот процесс является непрерывным, учитывая динамичный характер устойчивого развития и финансирования. Таким образом, в дорожной карте четко обозначена необходимость проведения постоянного мониторинга международного опыта и стандартов, анализа действующих нормативных требований для выявления пробелов и возможностей и при необходимости внесения изменений в нормативные правовые акты Национального банка.  

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Дорожная карта по развитию устойчивого финансирования и внедрению принципов ESG в банковский сектор Кыргызской Республики представляет собой комплексный план действий, направленный на трансформацию банковской системы страны. Она определяет ключевые стратегические направления и конкретные мероприятия, необходимые для создания благоприятной среды для развития устойчивого финансирования, интеграции ESG-факторов в деятельность финансовых институтов и повышения устойчивости к климатическим рискам. 

Дорожная карта является динамичным документом и будет регулярно пересматриваться, и актуализироваться с учетом достигнутого прогресса, изменения внешней среды и появления новых вызовов и возможностей. Национальный банк будет публиковать ежегодные отчеты о ходе реализации дорожной карты, обеспечивая прозрачность и подотчетность процесса. Реализация дорожной карты это инвестиция в устойчивое будущее Кыргызской Республики. 

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА  

по развитию устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковском секторе Кыргызской Республики 

 

№ 

Наименование мероприятий 

Этапы/задачи мероприятия 

Цель 

мероприятия 

Индикатор исполнения 

Сроки 

Ресурсы 

Бюджет 

1. Подготовительный этап работ для продвижения развития устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковском секторе 

1.1 

Создание экспертной рабочей группы по устойчивому финансированию и внедрению принципов ESG в банковский сектор. 

1) Формирование рабочей группы экспертов из соответствующих структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) и представителей банковского сектора; 

2) определение обязанностей экспертной рабочей группы, включая участие в разработке стратегии банковского сектора по переходу к зеленой экономике. 

Создание экспертной рабочей группы для целей реализации данной дорожной карты и участия в межведомственных рабочих группах (при необходимости). 

Приказ о создании экспертной рабочей группы по устойчивому финансированию и внедрению принципов ESG в банковский сектор. 

 

I квартал 

2025 года 

Исполнитель: Национальный банк, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» (далее ОЮЛ «СБК») (по согласованию), ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций (далее ОЮЛ «АМФО» (по согласованию) 

За счет собственных средств  

1.2 

Провести анализ ранее принятых планов мероприятий, в том числе государственными органами, направленных на развитие устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в Кыргызской Республике. 

1) Изучить реализацию планов мероприятий, принятых на государственном уровне; 

2) подготовить предложения по реализации мероприятий, принятых на государственном уровне, в части, относящейся к компетенции Национального банка. 

Выявление ранее неохваченных мероприятий, необходимых для целей развития устойчивого финансирования и внедрения принципов ESG в банковский сектор Кыргызской Республики. 

Исполнение планов мероприятий, принятых на государственном уровне (например, письма, принятые нормативные правовые акты и др.). 

I квартал 

2025 года 

Исполнитель: участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств  

1.3 

Выявление возможностей для использования существующих действий и направления увеличенных финансовых потоков в приоритетные сектора, которые представляют собой наибольшую потребность в финансировании. 

1) Оценка текущей ситуации с устойчивым финансированием 

в стране, в том числе с использованием принятых документов (определяемых на национальном уровне вклада и т.п.), 

выявление пробелов, барьеров и областей, требующих дальнейшего вмешательства 

и действий. 

Определение необходимого уровня финансирования для приоритетных отраслей экономики 

Подготовка аналитической записки с обзором существующего капитала банковского сектора 

II квартал 

2025 года 

Исполнитель: участники экспертной рабочей группы, международные организации  

За счет собственных средств  

1.4 

Подготовка участников банковского сектора по применению зеленых инструментов  

1) Проведение обучения для банковского сектора по тематике зеленых инструментов; 

2) проведение встреч с банковским сектором, государственными органами и экспертами для обсуждения вопросов применения зеленых инструментов; 

3) разработка методических материалов/руководств по применению зеленых синтрументов; 

4) поддержка в запуске пилотных проектов по применению зеленых инструментов в банковском секторе (при необходимости); 

5) выпуск информационных материалов для повышения осведомленности общественности об устойчивом финансировании и устойчивом развитии 

Повышение потенциала банковского сектора о зеленых инструментах  

1) проведено обучение; 

2) проведены встречи; 

3) разработаны и утверждены методические материалы по применению зеленых инструментов; 

4) пилотные проекты по применению зеленых инструментов запущены; 

5) Выпущены информационные материалы 

2024 - 2026 

ОБЛ «СБК» (по согласованию), ОЮЛ «АМФО» (по согласованию), международные организации 

За счет собственных средств 

2. Банковский надзор и регулирование 

2.1 

Изучение текущей ситуации в финансовом секторе (коммерческие банки, небанковские специализированные финансово-кредитные организации (далее НСФКО) по выявлению/анализу/оценке ESG-рисков 

1) Сбор и обработка данных по раскрытию самооценки банков и набанковских финансово-кредитных организаци (далее НФКО) любым существующим расхождениям в практике с Рекомендациями по выявлению, мониторингу и раскрытию финансовых рисков, связанных с факторами устойчивого финансирования (ESG-рисками), утв. постановлением КпН от 28.09.23 г. № 37/1 (далее Рескомендации); 

2) подготовка обзорной/аналитической информации по финансовому сектору (коммерческие банки, НСФКО) по итогам мероприятия в п.1 

Оценка текущей ситуации по выявлению/анализу/оценке ESG-рисков в финансовом секторе Кыргызской Республике 

Подготовка аналитической записки с оценкой текущего состояния финансового сектора в части ESG-рисков 

2024 г. (исполнено в течение 2024 года) 

Исполнитель: Национальный банк, участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств 

2.2 

Изучение планов действий коммерческих банков и НФКО, направленных на внедрение ESG-принципов  

1) Сбор и обработка планов действий коммерческих банков и НСФКО, направленные на постепенное исполнение Рекомендаций;  

2) подготовка обзорной/аналитической информации по финансовому сектору (коммерческие банки, НСФКО) по итогам мероприятия в п. 

Оценка детальных действий, которые должны быть реализованы банком в краткосрочной или среднесрочной, или долгосрочной перспективе, для выполнения Рекомендаций. 

Подготовка аналитической записки с оценкой планов действий финансового сектора в части ESG-рисков 

2024 г. (Исполнено в течение 2024 года) 

Исполнитель: Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств  

2.3 

Интеграция факторов ESG и климатических рисков в нормативные правовые акты Национального банка для коммерческих банков и НФКО для целей раскрытия информации 

1) изучение и разработка рекомендаций/инструкций применения МСФО S1 и S2 коммерческими банками и НФКО;  

2) введение обязательного или добровольного отчета о проектах по зеленому финансированию для коммерческих банков и НСФКО, реализующих (заявивших) ESG-принципы; 

3) при необходимости внесение изменений в регулятивную банковскую отчетность коммерческих банков. 

Обеспечение прозрачности и доступности данных по проектам зеленого финансирования. 

Разработка и утверждение стандартов отчетности в рамках устойчивого/зеленого финансирования. 

2025 г. 

Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств  

2.4 

Обучение и повышение квалификации банковского сектора по вопросам зеленого финансирования 

1) Разработка образовательных программ и материалов о зеленом финансировании; 

2) организация обучающих программ и семинаров для банковских сотрудников по вопросам зеленого финансирования. 

Повышение компетенции и осведомленности банковского сектора и населения. 

Подготовка образовательных программ и материалов для СМИ, а также проведение обучающих семинаров и вебинаров для банковских сотрудников. 

2024-2025 

Национальный банк (по согласованию), ОЮЛ «СБК» (по согласованию), ОЮЛ «АМФО» (по согласованию), международные организации  

За счет собственных средств и привлеченных средств от международных доноров в качестве технической помощи. 

2.5 

Подготовка предложений по внесению изменений в руководство по надзору. 

1) Разработка инструментов по оценке и управлению ESG- и климатическими рисками; 

2) внесение изменений или дополнений в руководство по надзору (при необходимости). 

Обновление руководства по надзору в части выявления, мониторинга, управления и контроля ESG- и климатических рисков

Постановление Национального банка 

2025-2026 

Национальный банк (по согласованию), эксперты Всемирного банка  

За счет собственных средств 

2.5 

Сбор и обработка информации, предоставленной коммерческими банками и НФКО, о ходе выполнения плана действий в соответствии с Рекомендациями

1) Мониторинг выполнения плана действий коммерческих банков; 

2) при необходимости подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты. 

Оценка текущей ситуации банков сектора в отношении выявления, мониторинга и контроля ESG- и климатических рисков. 

1) Подготовка аналитической записки с оценкой планов действий финансового сектора в части ESG-рисков; 

2) подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты (при необходимости). 

1-ый квартал 2025 г. 

Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств  

3. Развитие устойчивого финансового рынка 

3.1 

Руководство по внедрению устойчивого финансирования с учетом климатических рисков и верификация в соответствии с Зеленой таксономией Кыргызской Республики  

1) Разработка детальных критериев для банковских продуктов для целей устойчивого финансирования, в том числе с учетом гендерных аспектов; 

2) разработка норм и/или требований к верификации устойчивых/зеленых проектов на соответствие Зеленой таксономии; 

3) обновление детальных критериев в соответствии с международными требованиями (при необходимости). 

Продвижение экологически устойчивого финансового сектора через эффективный надзор и регулирование зеленого финансирования. 

Внесение изменений в нормативные правовые акты Национального банка и/или утверждение соответствующего нормативного правового акта Национального банка. 

2025-2026 

Национальный банк (по согласованию), ОЮЛ «СБК» (по согласованию), ОЮЛ «АМФО» (по согласованию), участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств  

3.2 

Внедрение процедур оценки воздействия ESG- и климатических рисков на окружающую среду. 

Разработка соответствующей методологии по оценке воздействия ESG- и климатических рисков на окружающую среду (управление экологическими и социальными рисками), учет выбросов парниковых газов (GHG Protocol) 

Оценить воздействие ESG- и климатических рисков на окружающую среду при осуществлении деятельности коммерческих банков и НФКО. 

Разработка и утверждение соответствующей методологии по оценке воздействия ESG- и климатических рисков на окружающую среду. 

2025-2026 

Коммерческие банки (по согласованию), НФКО (по согласованию), Национальный банк (по согласованию) 

За счет собственных средств  

3.3 

Внесение изменений в регуляторные требования с учетом динамики развития устойчивого/зеленого финансирования. 

Проведение анализа действующих регуляторных требований на необходимость внесения изменений и приведения в соответствие с международными стандартами. 

Регулярное обновление регуляторных требований с учетом изменений в зеленом финансировании позволит обеспечить соответствие международным стандартам. 

Внесение изменений в нормативные правовые акты Национального банка. 

2025-2026 

Национальный банк (по согласованию), участники экспертной рабочей группы 

За счет собственных средств