Вернуться назад

 

Справка - обоснование 

к проекту Закона Кыргызской Республики  

«О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики  

 

Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики предусматривает внесение изменений и дополнений в Законы Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте», «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Налоговый кодекс Кыргызской Республики. 

Предлагаемый законопроект разработан в целях оптимизации деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой и нацелен на обеспечение эффективности и своевременности применения надзорных мер Национального банка на вторичном валютном рынке, что в последующем отражается на результативности работы Национального банка в сфере проведения адекватной денежно- кредитной политики и в сфере банковских отношений.  

В свете последних событий, происходящих на валютном рынке страны, Национальным банком за период с 01.01.2014г. по 01.12.2014г. проведены 1215 проверок деятельности обменных бюро по всей территории Кыргызской Республики, по результатам которых выявлены нарушения законодательства со стороны обменных бюро, выраженные в отсутствии идентификации клиентов, укрывательстве обменными бюро реальных объемов операций, связанных с обменом валют, следовательно, предоставлением некорректной информации в Национальный банк, а также противодействием сотрудникам Национального банка в осуществлении проверки

Отдельно следует отметить сложность расчета объемов обращения денежных средств в обменных бюро Кыргызской Республике, обусловленный сокрытием обменными бюро реальных объемов операций.  

Национальный банк в рамках полномочий органа надзора отозвал лицензии 15 обменных бюро, приостановил действия лицензии 129 обменных бюро, а также направил 16 предупреждений и 220 предписаний. 

В свете событий, когда обменные бюро, воспользовавшись ситуацией неопределенности и нервозности, связанной с событиями в политической и экономической жизни государств - основных партнеров, выставили на вторичном рынке ничем не обоснованные обменные курсы на доллары и евро, вызвавшее в последующем искусственный ажиотаж и повышение спроса на иностранную валюту, предопределило необходимость более жесткого контроля участников данного рынка, контроля обменных операций с наличной иностранной валютой, необходимости Национального банка своевременно получать от участников валютного рынка достоверную информацию и своевременно реагировать на колебание курсов валют, пресекать факты установления необоснованно низкого или необоснованно высокого курса иностранной валюты по отношению к национальной валюте и усиления мер по защите прав потребителей.  

Фундаментальных изменений во внешнеэкономическом секторе, которые могли бы привести к значительному росту спроса на иностранную валюту, не наблюдается. По предварительным данным, дефицит торгового баланса за 10 месяцев 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизился на 8,6 процента до 2,69 млрд. долларов США. Объем чистого притока денежных переводов физических лиц за этот период вырос на 1,6 процента и составил 1,6 млрд. долларов США. 

Ажиотаж на рынке наличной иностранной валюты, создаваемый и подогреваемый обменными бюро, формирует у населения и бизнес-структур искусственные девальвационные ожидания. Как следствие, начинается активизация перевода активов в национальной валюте в активы в иностранной валюте. Это, в свою очередь, приводит к еще большему давлению на обменный курс, ускорению темпов обесценения сома и, соответственно, росту импортируемой инфляции. По предварительным данным, по состоянию на середину декабря депозитная база составила 82,1 млрд. сомов, увеличившись с начала года на 22 процента. При этом, объем депозитов в иностранной валюте вырос на 42,2 процента (без учета курсового изменения на 21,6 процента), до 46,7 млрд. сомов, а рост сомовых депозитов составил 2,7 процента, до 35,4 млрд. сомов.  

По оценкам Национального банка, из-за роста обменного курса, обусловленного не экономическим, а ажиотажным спросом, инфляция в 2014 году выросла дополнительно на 3 процентных пункта. 

Предлагаемые изменения предусматривают исключение частных обменных бюро в форме физического либо юридического лица из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям).  

Данные изменения позволят, во-первых, эффективно выявлять лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность и своевременно применять к ним меры воздействия и, во- вторых, будут отсутствовать предпосылки к паническому настроению среди населения в случае колебания обменного курса иностранной валюты, что, в целом, характерно для данного рынка.  

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия законопроекта: 

Предложенные в законопроекте подходы регулирования валютного рынка и обменных операций с наличной иностранной валютой носят комплексный характер, совершенствуют механизмы банковского надзора и регулирования экономики (валютный сектор), повышают дисциплину участников рынка обменных операций, направлены на защиту прав потребителей банковских услуг, обеспечение соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка, в том числе в сфере противодействия финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов.  

Наряду с другим проектом Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности», инициированный Национальным банком Кыргызской Республики и находящимся на рассмотрении Правительства Кыргызской Республики, и направленных на увеличение штрафов за совершаемые правонарушения в сфере осуществления деятельности без лицензии, будет способствовать повышению дисциплины физических и юридических лиц, усилению ответственности должностных лиц банков, ФКУ и иных лиц, лицензируемых, регулируемых и регистрируемых Национальным банком, тем самым обеспечивая эффективность надзорных мер и результативность работы Национального банка в данной сфере.  

Принятие законопроекта не повлечет правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий, так как внедрение предлагаемых норм закона направлено на решение задач по оптимизации деятельности участников обменных операций и на решение комплекса задач по обеспечению стабильности валютного рынка.  

Данный законопроект соответствует Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке. 

Принятие данного законопроекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны.