Вернуться назад

Справка-обоснование 

к проекту Банковского кодекса Кыргызской Республики  

 

После обретения Кыргызской Республикой суверенитета и независимости, с началом перехода к рыночной экономике и развитием предпринимательства, формирование основных законов, относящихся к банковскому законодательству Кыргызской Республики, произошло в конце 90-х годов.  

Банковское законодательство республики образца конца 90-х и начала 2000-х годов по оценке экспертов являлось для своего времени одним из передовых и либеральных на постсоветском пространстве. Прогрессивное банковское законодательство послужило основой для формирования современной банковской системы и создания рынка банковских услуг.  

Действующее банковское законодательство на протяжении более 15-лет внесло свой весомый вклад в дело становления и формирования банковской системы Кыргызской Республики. Однако, теперь пришло время для дальнейшей модернизации и обновления банковского законодательства с тем, чтобы оно соответствовало самым современным потребностям государства и общества, банков и их клиентов, экономическому развитию страны в целом.  

Кроме того, после 2005 года наблюдался несистемный подход в нормотворческой деятельности, разобщенность, пробелы, коллизии и противоречия в банковском законодательстве республики.  

Действующие законы Кыргызской Республики, непосредственно составляющие костяк банковского законодательства, в результате периодического лоббирования различных интересов и внесения несогласованных поправок пришли в такое состояние, когда нормы стали напрямую противоречить друг другу, имеются явные пробелы и коллизии норм либо вовсе отсутствует законодательное урегулирование отдельных правоотношений в данной сфере.  

Так, в основные Законы, регулирующие банковскую деятельность в республике и составляющие основу проекта Банковского кодекса (Законы КР «О Национальном банке Кыргызской Республики», «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике», «О консервации, ликвидации и банкротстве банков», «О банковской тайне» и «Об операциях в иностранной валюте»), за период их действия было внесено в общем более 40 изменений и дополнений.  

Кроме того, нормы банковского законодательства во многом устарели морально, отстают от передовой мировой практики, не отвечают современным насущным потребностям участников сферы банковских правоотношений и соответственно нуждаются в системном, комплексном и концептуальном пересмотре.  

Государство и гражданское общество, субъекты предпринимательства, внутренние и внешние инвесторы, международные организации заинтересованы в том, чтобы банковский сектор республики функционировал эффективно и надежно, предоставляя клиентам качественные банковские услуги. 

Для устойчивого развития страны и обеспечения устойчивого экономического роста республики, в том числе, необходима стабильно функционирующая, эффективная банковская система, отвечающая всем современным требованиям в данной сфере. Однако, для этого необходимо эффективное банковское законодательство, гармонично сочетающееся с законодательством в целом. 

В этой связи, необходимо принятие Банковского кодекса как объективное условие по реформированию банковского законодательства республики и обеспечению дальнейшего устойчивого, поступательного развития экономики Кыргызской Республики и страны в целом. 

При этом проект Банковского кодекса включает в себя концептуально пересмотренные нормы действующего банковского законодательства, с учетом передовой международной практики. 

Банковский кодекс, как «флагман» банковского законодательства республики, должен системно определить основы законодательства Кыргызской Республики о банках и банковской деятельности, установить четкую иерархию нормативных правовых актов в составе банковского законодательства страны, а также их соотношение с гражданским законодательством Кыргызской Республики в целом.  

Банковский кодекс призван определить основополагающие принципы осуществления банковской деятельности, установить четкое правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении и регулировании банковской деятельности, упорядочить порядок создания, лицензирования банков и иных лиц, оказывающих банковские услуги согласно установленному порядке. Банковский кодекс призван установить четкие права, обязанности и ответственность всех участников банковских правоотношений при их взаимодействии друг с другом и внешними субъектами, а также обеспечить своевременность банковского надзора и повысить его эффективность, в том числе на консолидированной основе.  

Банковский кодекс, прежде всего, нацелен на направленность банковской системы на достижение устойчивого экономического роста. Он направлен на гармонизацию законов и иных нормативных правовых актов в сфере банковской деятельности, систематизацию их норм, устранение имеющихся внутренних противоречий, коллизий и восполнение пробелов правового регулирования в банковской деятельности. В результате принятия Банковского кодекса предполагается повышение доверия населения, внутренних и внешних инвесторов к банковской системе, а также инвестиционной привлекательности страны. 

Нормам Банковского кодекса максимально придается характер прямого действия, обеспечивающий необходимый баланс между государственными и общественными интересами по обеспечению стабильного функционирования банковской системы, интересами клиентов и кредиторов банков, а также самих банков и иных финансово-кредитных организаций, их участников и акционеров.  

Положения Банковского кодекса также ориентированы на защиту прав потребителей банковских продуктов и услуг, обеспечение их прав и законных интересов. 

Социально-экономические последствия принятия законопроекта приведены выше. Вместе с тем принятие законопроекта не повлечет правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий, так как внедрение предлагаемых норм закона направлено на решение задач по оптимизации и кодификации банковского законодательства. 

В соответствии с требованиями Закона КР «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» настоящий проект Банковского кодекса был размещен на официальном сайте Национального банка КР и доработан с учетом предложений и замечаний, поступивших в Национальный банк  по итогам его общественного обсуждения.  

Данный законопроект соответствует Конституции Кыргызской Республики, гражданскому законодательству в целом, и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке. 

Произведен анализ регулятивного воздействия предлагаемого проекта Банковского кодекса. 

Принятие данного законопроекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны. 

 

Председатель Национального банка 

Кыргызской Республики З. Асанкожоева