|
Выдержки из нормативных правовых актов Кыргызской Республики о требованиях, предъявляемых к коммерческим банкам и небанковским финансовым кредитным учреждениям, направленных в защиту прав потребителей финансовых услуг |
|
|
Русский язык |
|
1) |
Закон "О защите банковских вкладов(депозитов) Статья 4. Депозиты, подлежащие защите в соответствии с настоящим Законом. 1. При наступлении гарантийного случая в соответствии с настоящим Законом каждому вкладчику выплачивается компенсация не более 1000000 (одного миллиона) сомов в совокупности, включая проценты по депозитам.
|
|
2) |
Закон Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике". Глава 5-1 Защита прав потребителей и ответственность микрофинансовых организаций. Статья 35-2. Минимальные требования к кредитованию. Статья 35-2. Минимальные требования к кредитованию 1. Микрофинансовые организации осуществляют кредитование и оказание других услуг на принципах добросовестности, прозрачности, достоверности по отношению к клиентам с учетом их экономических интересов и возможностей и соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики о коммерческой и банковской тайне. Микрофинансовые организации при размещении средств, привлеченных в качестве коммерческих кредитов, обязаны обеспечить их соответствие цели деятельности, указанной в статье 2 настоящего Закона. 2. Микрофинансовая организация обязана обеспечить выполнение следующих минимальных требований при оказании услуг по кредитованию: 1) эффективная процентная ставка по кредиту, выдаваемому микрофинансовой организацией, не должна превышать значение декларируемой (публикуемой) эффективной процентной ставки на дату выдачи кредита; ; 2) до заключения договора должно быть обеспечено полное раскрытие для клиентов (потенциальных заемщиков) исчерпывающей информации об условиях предоставления кредитов, включая информацию о полной стоимости услуги, на государственном и/или официальном языке по выбору клиента. Отказ в предоставлении исчерпывающей информации об условиях и стоимости предоставляемых услуг не допускается. Форма информации должна быть унифицированной и систематизированной в целях обеспечения возможности сравнения кредитных продуктов разных кредиторов. Форма информации должна быть унифицированной и систематизированной в целях обеспечения возможности сравнения кредитных продуктов разных кредиторов; ; 3) до заключения кредитного договора должна быть изучена реальная платежеспособность заемщика, включая показатели занятости, доходов членов семьи, объем расходов, количество иждивенцев и т.п., особенно когда в качестве залога предоставляется единственное жилье заемщика; 4) запрещается включение в условия кредитного договора дополнительных сборов, комиссионных и других платежей, взимаемых и оплачиваемых в микрофинансовой организации и связанных с заключением и исполнением договора по микрокредиту, помимо публикуемых, а также иных сопутствующих услуг на платной основе, вне зависимости от договоренности с заемщиком; 5) типовые кредитные продукты и договоры к ним должны быть унифицированы; 6) текст договора должен быть напечатан шрифтом одного размера, изложен предельно ясно и доступно для восприятия и понимания клиентами. При этом язык договора - государственный или официальный, должен определяться по выбору заемщика; 7) договор должен предусматривать право клиента на безвозмездной основе отказаться от получения кредита (услуги по лизингу) в период после заключения соответствующего договора до момента получения клиентом денежных средств либо осуществления платежа в оплату за имущество по лизингу по договору; 8)договор должен предусматривать право клиента на досрочное погашение кредита или лизинга в любое время без каких-либо комиссий, штрафных санкций и иных платежей; 9) клиенту, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись все последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых им обязательств по договору; 10) при обращении заемщикам должна предоставляться исчерпывающая информация о размере фактической задолженности и в случае изменения условий кредитного договора - новый график платежей; 11) размер процента по неустойке (штрафам, пени) за просроченную задолженность по основной сумме и процентам, установленный в кредитном договоре с клиентом - физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, должен быть не более номинальной процентной ставки по кредиту, указанной в договоре. При этом размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать 20 процентов от суммы выданного кредита; 12) клиент должен быть информирован о процедуре рассмотрения жалоб и о контактном лице, отвечающем в микрофинансовой организации за получение запросов, жалоб и их рассмотрение; 13) микрофинансовая организация не вправе в одностороннем порядке изменять или дополнять условия кредитного договора, если это ухудшает права и обязанности заемщика; 14) заемщику должно быть предоставлено преимущественное право на выкуп залогового имущества в соответствии с договором; 15) максимальная сумма начисленной неустойки (пени, штрафы) по просроченной кредитной задолженности не может превышать значения, установленного Национальным банком; 16) недвижимое залоговое имущество в виде жилых помещений реализуется исключительно через публичные торги, если в процессе обращения взыскания на предмет залога соглашением сторон не будет предусмотрен иной способ реализации; 17) иные требования, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. |
|
3) |
ПОЛОЖЕНИЕ «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в коммерческих банках и других финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» 4.2. Заключение кредитного договора 38. После принятия положительного решения о предоставлении клиенту кредита и обсуждения с ним всех условий, необходимо заключить с заемщиком кредитный договор, соответствующий требованиям законодательства Кыргызской Республики. 39. Кредитный договор и прилагаемый к нему перечень расходов (платежей) клиента банка, заключаемый между банком и клиентом, а также другие соглашения, заключаемые между банком и клиентом по согласованию, составляются на государственном и при необходимости на официальном языке (при необходимости текст договора может быть переведен на другой язык). Данное согласие подшивается/хранится в кредитном досье клиента. Текст кредитного договора должен быть ясным и доступным для восприятия и понимания заемщиком. Права и обязанности клиента, вытекающие из условий кредитного договора, должны быть отражены в отдельном разделе. Шрифт, используемый в кредитном договоре со всеми приложениями, должен быть одинаковым по всему тексту договора. Размер шрифта должен быть не менее 12 (не менее 16 - для клиента с нарушением зрения). При этом договоры по кредитам, выдаваемым через удаленный/дистанционный канал обслуживания в суммах, установленных нормативными правовыми актами Национального банка, могут быть подписаны посредством электронной подписи, позволяющей удостоверить ее принадлежность стороне договора. При обслуживании клиента с нарушением зрения или слуха банку необходимо по желанию клиента обеспечить звуковое воспроизведение/сурдоперевод текста кредитного договора и иных документов, подписываемых клиентом. Клиент, не способный вследствие имеющихся нарушений, самостоятельно проставить подпись, может использовать факсимильную подпись в кредитном договоре и иных документах, с учетом требований законодательства Кыргызской Республики. 40. При заключении кредитного договора следует оговорить все условия, на которых выдается и будет погашаться кредит для того, чтобы в дальнейшем избежать возможных проблем с возвратностью, при этом банк не вправе в одностороннем порядке изменять первоначальные условия кредитного договора, если это ухудшает права, увеличивает обязанности заемщика и/или вводят в заблуждение клиента. При составлении совместно с заемщиком графика планового погашения кредита и процентов по нему целесообразно ориентироваться на цель кредита и специфику бизнеса заемщика, представленные заемщиком и проверенные банком бизнес-план и примерный прогноз движения денежных средств. График погашения задолженности как минимум должен включать сумму кредита, процентную ставку по кредиту, дату выдачи, даты плановых погашений с указанием сумм плановых погашений по основной сумме и по начисленным процентам и остатков задолженности по кредиту. При этом налоги, включенные в процентную ставку по кредитам, установленные налоговым законодательством Кыргызской Республики, должны быть указаны в графике погашения задолженности отдельно в целях информирования заемщиков. График погашения задолженности является неотъемлемой частью кредитного договора. Не требуется график погашения задолженности по кредитным продуктам, по которым его составление не предусматривается (овердрафты по платежным картам в рамках зарплатных проектов, овердрафты по платежным картам, выданным пенсионерам, кредитные линии и т.п.). |
|
4) |
ИНСТРУКЦИЯ по работе с банковскими счетами, счетами по банковским вкладам (депозитам) 6. Банку рекомендуется уделять особое внимание вопросам взаимодействия и оказания помощи клиентам с ограниченными возможностями здоровья при открытии им счета, в том числе касающимся: 7. Проценты по банковским вкладам (депозитам) начисляются по каждому договору банковского вклада (депозита) на сумму вклада со дня, следующего за днем его поступления в банк, до дня, предшествующего его возврату клиенту либо его списанию со счета клиента по иным основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики. |
|
5) |
постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 24 июня 2015 года № 35/10 ПОЛОЖЕНИЕ «О минимальных требованиях к порядку предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений потребителей» 9. До заключения любого договора на предоставление банковских услуг потребителю должно быть обеспечено полное раскрытие информации о предоставляемых услугах. Отказ в предоставлении информации об условиях и стоимости предоставляемых услуг не допускается. ФКО обязаны принять все меры для того, чтобы довести до сведения потребителя информацию об условиях предоставляемых услуг, рисках, связанных с ними, предусмотренных законодательством последствиях и ответственности
24. ФКО обязано иметь процедуру рассмотрения обращений. Процедура рассмотрения обращений должна соответствовать настоящему Положению, законодательству и нормативным правовым актам Национального банка и может предусматривать иные нормы, не противоречащие им. Информация о наличии в ФКО процедуры рассмотрения обращений, способах (каналах) подачи обращений, а также книги жалоб и предложений должна быть размещена на видном и доступном для обозрения потребителей месте (информационные стенды и т.п.). Электронная версия процедуры рассмотрения обращений (в части, касающейся потребителя) должна быть также размещена на официальном интернет-сайте ФКО (при наличии), ссылка на нее - на главной странице официального интернет-сайта ФКО. По требованию потребителя ФКО обязано разъяснить ему установленный порядок рассмотрения обращений.
42. Письменные обращения потребителей, поступившие в ФКО должны быть рассмотрены в срок не позднее тридцати календарных дней с предоставлением ответа в письменном виде. Документы по результатам рассмотренных жалоб и заявлений (споров) клиентов должны храниться в установленном порядке не менее трех лет. |
|
6) |
ПОЛОЖЕНИЕ о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах 5.2. Требования к кредитному договору и порядок его заключения. |
|
7) |
Положение о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты). 6. Требования к кредитному договору и порядок его заключения |