Постановления Правления
Национального банка Кыргызской Республики
от 24 июня 2015г. № 35\7
О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления
Правления Национального банка Кыргызской Республики
В соответствии со статьями 7 и 43 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):
«Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года №16/2;
«Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года №36/13.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Национального банка Кыргызской Республики;
после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, специализированного финансово-кредитного учреждения ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и Государственного банка развития Кыргызской Республики.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Орозбаеву Л. Дж.
Председатель Т.Абдыгулов
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
№_35\7 от 24.06.2015г.
Изменения и дополнения
в некоторые постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики
I. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 19 мая 2005 года № 16/2, следующие изменения и дополнения:
в Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением:
1. В разделе «Общие положения»:
- в пятом абзаце после слов «банков» дополнить словами «и их значительных участников»;
- 5 абзац дополнить предложением следующего содержания:
«Под «должностными лицами банка» понимается термин, указанный в Законе Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» и нормативных правовых актах Национального банка»;
- абзацы 6-12 исключить;
2. В пункте 1.1.:
- абзац «5)» подпункта 1.1.2. изложить в следующей редакции:
«5) требование о смене должностных лиц банка и запрещении дальнейшего их участия в деятельности банка (см. п. 6.9.);»;
- подпункт 1.1.2. дополнить абзацами следующего содержания:
«13) требование о приостановлении права голоса значительного участника банка по принадлежащим ему акциям на срок, определенный Национальным банком (см. п. 6.9.);
14) наложение запрета на значительного участника банка на дальнейшее участие в деятельности банка или его аффилированных лиц (см. п. 6.9.).»;
3. абзац «н» подпункта «3)» пункта 1.2. после слов «должностные лица» дополнить словами «или значительные участники»;
4. пункт 1.5. изложить в следующей редакции:«1.5. Предписание – обязательное к исполнению в течение установленного срока требование Национального банка, издаваемое в отношении банка, должностных лиц банка и значительных участников банка.
Предписание должно состоять из вводной, мотивировочной и резолютивной частей.
В вводной части предписания указываются дата и место вынесения предписания, наименование органа и должностного лица, издавшего предписание, факт нарушения, а также изложение положений законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка, а также международных соглашений, которые были нарушены банком/должностными лицами/значительными участниками банка.
В мотивировочной части предписания указываются обстоятельства нарушения, установленные Национальным банком, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался Национальный банк.
В резолютивной части предписания содержится вывод Национального банка об установлении факта нарушения, а также конкретные меры, которые должны быть предприняты банком, должностными лицами и/или значительными участниками банка и устанавливаются сроки их исполнения.
В предписании в обязательном порядке также должны быть указаны наименование банка, Ф.И.О. и занимаемая должность должностных лиц, Ф.И.О. или название значительных участников банка, допустивших нарушение, последствия нарушений (убытки и любой другой ущерб, в том числе и репутационный, который банк понес или может понести в будущем).
Комитет по надзору принимает решения, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты банком и/или значительными участниками банка, и устанавливает сроки их исполнения. Заместитель Председателя Национального банка, курирующий надзорный блок, издает предписания, определяющие конкретные меры, которые должны быть предприняты должностными лицами банка и устанавливает сроки их исполнения.
После направления предписания куратор банка – сотрудник УВН или УМНЛ обеспечивают контроль за исполнением предписания в установленные сроки и предпринимает незамедлительные последующие меры в случае его невыполнения.»;
5. Таблицу 1 изложить в следующей редакции:
«Таблица 1
Классификация банков |
||||
Общее состояние |
Общий рейтинг CAMELS |
Группа адекватности капитала |
Управление рисками |
Возможные другие факторы |
Финансово стабильный банк |
1 или 2 |
Хорошо капитализирован или адекватно капитализирован |
Управление рисками в банке в значительной степени осуществляется эффективно, хотя может быть недостаточным в незначительной степени и в некоторых аспектах. |
Отсутствие существенных проблем или вопросов, вызывающих значительную обеспокоенность у органа надзора, недостатки могут быть исправлены в рабочем порядке. |
Потенциально-проблемный банк |
3, но с соответствующим уровнем капитала |
Адекватно капитализирован |
Практика управления рисками недостаточна в некоторых значимых областях и поэтому находится под более пристальным вниманием надзорного органа. |
Вызывает некоторую обеспокоенность органа надзора; коэффициенты по капиталу превышают минимальные уровни, но наблюдается тенденция к их снижению. Может потребоваться применение к банку мер воздействия для предотвращения ухудшения финансового состояния. |
Проблемный банк |
3 с дефицитом капитала или 4 |
Недостаточно капитализирован |
Практика управления рисками недостаточна во многих значимых аспектах и требует повышенного внимания надзорного органа. |
Отчетность банка свидетельствует о плохом либо ухудшающемся финансовом состоянии. |
Финансовое состояние банка - критическое, высокая вероятность наступления неплатежеспособности. |
4 или 5 |
Значительно недокапитализирован |
Управление рисками в банке в значительной степени неэффективно и недостаточно. |
Банк является неприбыльным (несет убытки до создания резервов на покрытие убытков). |
Неплатежеспособный банк |
5 |
Критически недокапитализирован |
Банк не выявляет риски, не проводит мониторинг и контроль подверженности рискам во многих существенных аспектах. |
Любая категория капитала меньше 25 процентов от требований к капиталу, установленных Национальным банком. Стоимость активов банка меньше стоимости его обязательств. |
»;
5. Положение дополнить главой 4-1. в следующей редакции:
«4-1. Признание деятельности, действий (бездействия) банка, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике
4-1.1. Деятельность банка, его действия (бездействие), создающие реальную угрозу и высокую вероятность потерь или убытков для вкладчиков банка, других его кредиторов, акционеров или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной банковской практикой.
4-1.2. Национальный банк определяет нездоровую и небезопасную банковскую практику в каждом отдельном случае, основываясь на оценке:
- факторов и обстоятельств, сопутствующих ей;
- потенциальной угрозы для средств вкладчиков, стабильности банка и/или банковской системы в целом.
4-1.3. Наличие одного или нескольких признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике (приведены в приложении 1 к настоящему Положению, перечень которых не является исчерпывающим), также могут являться основанием для Национального банка при определении нездоровой и небезопасной банковской практики, с учетом пунктов 4-1.1 и 4-1.2.
4-1.4. Банки не должны вовлекаться в нездоровую и небезопасную банковскую практику.
4-1.5. Национальный банк может применить в отношении любого банка, деятельность которого признана нездоровой и небезопасной банковской практикой, меры воздействия, вплоть до отзыва лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
4-1.6. УВН/УИ/УМНЛ в рамках осуществления внешнего надзора, инспектирования и лицензирования банков при обнаружении признаков деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к нездоровой и небезопасной банковской практике, готовят соответствующие материалы, с учетом пунктов 4-1.2. и 4-1.3., для рассмотрения и обсуждения на Комитете по надзору Национального банка вопроса о признании деятельности, действий (бездействия) банка, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике.
4-1.7. Комитет по надзору Национального банка на основании информации, предоставленной УВН/УИ/УМНЛ признает, что действия (бездействия) банка относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.
4-1.8. По итогам рассмотрения Комитетом по надзору Национального банка информации, указанной в пункте 4-1.6, Комитет по надзору Национального банка в рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, принимает решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.
4-1.9. В случае если принятие соответствующей меры воздействия в отношении банка и/или должностного лица банка, действия (бездействия) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике, относится к компетенции Правления Национального банка, то УВН/УИ/УМНЛ готовит соответствующие материалы на Правление Национального банка с учетом итогов рассмотрения данного вопроса Комитетом по надзору Национального банка. Правление Национального банка в рамках компетенции, определенной нормативными правовыми актами Национального банка, может принять решение о применении соответствующей меры воздействия в отношении банка, действия (бездействие) которого относятся к нездоровой и небезопасной банковской практике.»;
6. Пункт 6.9. изложить в следующей редакции:
«6.9. Меры воздействия к должностным лицам и/или значительным участникам банка
6.9.1. Национальный банк предъявляет требование о смене должностного лица банка при установлении соответствующими структурными подразделениями надзорного блока Национального банка следующих фактов в отношении должностного лица банка:
1) нарушения банковского законодательства и/или нормативных правовых актов Национального банка, повлекшие существенные финансовые потери и/или репутационные риски;
2) создание ситуации или инициирование действий, которые подвергают банк риску потерь и ставят под угрозу финансовую стабильность банка и интересы его вкладчиков;
3) участие в деятельности (действии/бездействии), которая характеризуется как нездоровая и небезопасная банковская практика;
4) осуществление или вовлечение в деятельность, нарушающую законодательство Кыргызской Республики и/или нормативные правовые акты Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
5) злоупотребление своим должностным положением;
6) фактов, свидетельствующих о ненадлежащей деловой репутации или о профессиональной некомпетентности, которые не вызывают доверия, необходимого для занятия своей должности.
6.9.2. Комитет по надзору по представлению УВН, и/или УИ, и/или УМНЛ рассматривает и принимает решение о предъявлении следующих обязательных к исполнению требований:
- о временном отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке в случае возбуждения уголовного дела в отношении должностного лица банка;
- об отстранении должностного лица от занимаемой должности в банке в случае признания лица виновным в совершении уголовного преступления;
- о смене всех или некоторых должностных лиц и запрещении дальнейшего их участия в деятельности банка;
- о прекращении полномочий должностного лица, которое втягивает банк в деятельность, угрожающую его надежности и стабильности, а также при обнаружении фактов несоблюдения банком банковского законодательства или нормативных актов Национального банка, повлекших или которые могут повлечь значительные финансовые потери и/или репутационные риски;
- об аннулировании ранее выданного лицу (заявителю) согласия на приобретение контрольного пакета акций, если станут известны и подтверждены факты нарушения им статьи 44 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике». Любое распоряжение акциями, в том числе их реализация, должно быть осуществлено в сроки, указанные в решении Комитета по надзору.
6.9.3. Национальный банк предъявляет требование к значительному участнику банка о приостановлении права голоса по принадлежащим значительному участнику акциям банка или о наложении запрета на дальнейшее участие значительного участника банка в его деятельности, в случае установления соответствующими структурными подразделениями надзорного блока Национального банка в отношении значительного участника банка фактов, указанных в пункте 6.9.1.
6.9.4. Решение о предъявлении требования о приостановлении права голоса по принадлежащим значительному участнику акциям банка или наложении запрета значительному участнику банка на дальнейшее участие в деятельности банка принимается Комитетом по надзору.
При выявлении фактов, указанных в пункте 6.9.1 настоящего Положения, Комитет по надзору принимает постановление/письменное предписание, содержащее требование о приостановлении/прекращении осуществления значительным участником прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и сокращении своего участия в уставном капитале банка до уровня ниже, чем предполагается значительное участие, в течение установленного периода времени. В этом случае значительный участник банка обязан приостановить/прекратить осуществление прямого или косвенного влияния на руководство или политику банка (включая прямое или косвенное осуществление права голоса) и лишается права голоса на собрании акционеров по принадлежащим ему акциям. В постановлении/письменном предписании относительно лишения значительного участника банка права голоса на собрании акционеров могут быть указаны отдельные вопросы, по которым у него сохраняется право голоса, в случае отсутствия кворума (например, вопрос об увеличении капитала).
Значительный участник банка обязан продать свою долю в течение периода времени, определенного Национальным банком. В противном случае Национальный банк обращается в суд о принудительном отчуждении акций указанного лица.
6.9.5. Никто не может оставаться в должности или участвовать в деятельности банка, если решения, указанные в пунктах 6.9.2. и 6.9.4., приняты Национальным банком в отношении данного лица.
6.9.6. Обжалование мер и санкций Национального банка не приостанавливает их исполнение.»;
7. Второй абзац пункта 7.6 исключить;
8. Пункт 7.10. изложить в следующей редакции:
«7.10. За несоблюдение резервных требований с банка взыскивается плата в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.».
9. Приложение 1 изложить в следующей редакции:
«Приложение 1
к Положению о мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим ФКУ, лицензируемым Национальным банком
Признаки деятельности, действий (бездействия) банка, которые могут относиться к
нездоровой и небезопасной банковской практике:
1. Неспособность Совета директоров и Правления банка обеспечить адекватный контроль и руководство в целях предотвращения нездоровой и небезопасной банковской практики и нарушения законодательства Кыргызской Республики.
2. Действие (бездействие) должностных лиц, в том числе и лиц, осуществляющих наблюдательные функции за деятельностью банка, которое привело к нарушению законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка, к значительному ухудшению финансового состояния банка.
3. Отсутствие соответствующих действий со стороны общего собрания акционеров и/или Совета директоров и/или Правления по смене, отстранению, временному отстранению и прекращению полномочий должностных лиц банка, к которым Национальным банком были выставлены соответствующие требования.
4. Создание неадекватного резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам и забалансовым обязательствам.
5. Неспособность вести учет в соответствии с МСФО и нормативными правовыми актами Национального банка.
6. Несоблюдение норм банковского законодательства, в результате которых возникли риски (в том числе риск потери репутации), повлиявшие или которые могут повлиять на стабильную деятельность банка.
7. Проведение операций, подпадающих под критерии подозрительных операций и/или не имеющих явного экономического смысла (независимо от их количества) и/или нарушение требований законодательства Кыргызской Республики о противодействии финансированию терроризма (экстремизма) и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
8. Несоответствие системы внутреннего контроля, включая деятельность службы внутреннего аудита и риск-менеджера, требованиям нормативных правовых актов Национального банка.
9. Проведение банком операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка или принятие решения уполномоченными органами/лицами банка по проведению данных операций с нарушением требований нормативных правовых актов Национального банка, в том числе принципа беспристрастности.
10. Осуществление деятельности, для которой в банке отсутствуют квалифицированные и опытные сотрудники.
11. Осуществление банковской деятельности при отсутствии соответствующих политик и процедур, или их несоответствие требованиям Национального банка, или когда деятельность банка не соответствует политикам и процедурам, или политики и процедуры не соответствуют масштабам деятельности и уровню рисков банка.
12. Несоответствие проводимых банком операций стандартам Шариата (для банка, осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования).
13. Предоставление кредитов клиентам с нарушением требований законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка, а также внутренних политик/процедур банка, и/или когда клиент при получении нового кредита имеет невыполненные обязательства перед этим банком или каким-либо другим банком, или предоставление кредитов заемщикам с неоднократной пролонгацией кредитов и нестабильным финансовым положением.
14. Значительное ухудшение качества активов банка в связи с увеличением объема просроченных кредитов и/или их доли в общем объеме кредитного портфеля.
15. Практика кредитного администрирования, включая процедуры предоставления кредитов и процедуры мониторинга, имеет серьезные и значительные недостатки.
16. Кредитная документация не сформирована надлежащим образом, в том числе в кредитных досье отсутствует важная юридическая, финансовая и залоговая документация.
17. Допущение систематических (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики.
18. Невыполнение в установленные Национальным банком сроки предписаний об устранении нарушений.
19. Банком не соблюдаются экономические нормативы по адекватности капитала и банком не предпринимаются меры по приведению в соответствие экономических нормативов по адекватности капитала с требованиями Национального банка.
20. Капитал банка недостаточен для покрытия потерь, связанных с присущими банку рисками. Учредители, несмотря на предварительное предупреждение, не пополняют капитал и/или не предпринимают меры по его пополнению в течение срока, определенного Национальным банком.
21. Капитал любой категории у банка составляет менее 25 процентов от нормативных требований или есть угроза невыполнения минимальных требований по капиталу, установленных Национальным банком.
22. Выплата дивидендов в нарушение законодательства Кыргызской Республики и/или несмотря на приостановление/ограничение по выплате дивидендов.
23. Банк имеет недостаточный уровень ликвидности для своевременного выполнения обязательств.
24. Несвоевременное, неполное или недостоверное представление в Национальный банк отчетов, а также других официально запрашиваемых документов и сведений.
25. Проведение банком операций, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, либо не предусмотренных лицензией, но подлежащих лицензированию Национальным банком.».
II. В постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13, внести следующее изменение:
в Инструкцию «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденную вышеуказанным постановлением:
- пункт 5.1 изложить в следующей редакции:«5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой валютной позиции, Национальный банк Кыргызской Республики применяет санкции в виде взыскания денежного штрафа в размере 5 % от суммы нарушения, но не более 1 % от размера оплаченного уставного капитала банка.».