Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 22 января 2025 года
№ 2025-П-12/2-2-(НПА)
О внесении изменений
в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):
- «Об основных требованиях к Комитету по аудиту» от 20 ноября 2003 года № 32/7;
- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 28 декабря 2009 года № 51/6;
- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 25 сентября 2013 года № 35/13;
- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 23 декабря 2013 года № 52/7;
- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года № 35/10.
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней со дня официального опубликования довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана».
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 22 января 2025 года
№ 2025-П-12/2-2-(НПА)
Изменения
в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об основных требованиях к Комитету по аудиту» от 20 ноября 2003 года № 32/7 следующее изменение:
В основных требованиях к Комитету по аудиту, утвержденных вышеуказанным постановлением:
- пункт 6.2. изложить в следующей редакции:
«6.2. В банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, один член Комитета по аудиту должен входить в состав Комитета по управлению средствами держателей инвестиционных счетов (в случае наличия такого комитета в банке).».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 28 декабря 2009 года № 51/6 следующие изменения:
в Положении «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков при осуществелении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденном вышеуказанным постановлением:
пункт 21:
- дополнить подпунктом 8 следующего содержания:
«8) депозитный сертификат или депозитная книжка должны находиться на хранении в банке.»;
- абзац пятнадцатый изложить в следующей редакции:
«Банки могут классифицировать активы, несущие в себе кредитный риск, в национальной валюте как «нормальные активы» в случае, если они соответствуют требованиям, указанным в пункте 22 настоящего Положения, а также если они выданы в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Указом Президента/Кабинетом Министров Кыргызской Республики.»;
- главу 4 дополнить пунктом 22-3 следующего содержания:
«22-3. Банк вправе создавать РППУ в размере от 0 до 2,5% по активу, несущему в себе кредитный риск, обеспеченному гарантией/поручительством, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики субъекту национальной экономики, в том числе в целях содействия в обеспечении национальной и продовольственной безопасности страны.».
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 25 сентября 2013 года № 35/13 следующие изменения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 4 дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«Финансирование под залог складских свидетельств – активы, выданные держателям двойных складских свидетельств и/или его отдельных частей (складское свидетельство или залоговое свидетельство (варрант)), установленного законодательством образца (ценная бумага). Срок финансирования не должен превышать срока хранения продукции на товарном складе, которым выпущено (выдано) двойное складское свидетельство.»;
- подпункт 8 пункта 9 дополнить абзацами четвертым, пятым, шестым следующего содержания:
«При выдаче актива, несущего в себе кредитный риск, банк должен обеспечить выполнение требований Закона Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике», в том числе:
- при неисполнении обязательств клиентом/партнером перед банком изъятие залогового имущества клиента/партнера производить исключительно в судебном порядке;
- при определении денежных и/или материальных обязательств клиента/партнера перед банком размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия финансирования, не должен превышать значение, установленное Законом Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике.»;
- пункт 26 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Банк в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Указом Президента/Кабинетом Министров Кыргызской Республики, должен установить определенный порядок рассмотрения заявок на получение активов, несущих в себе кредитный риск, а также требования, предъявляемые к лицу, обратившемуся за получением актива, несущего в себе кредитный риск, с учетом условий реализации государственных программ.»;
- абзац десятый пункта 29 изложить в следующей редакции:
«- гарантии (поручительства) с указанием гаранта (поручителя), суммы гарантии (поручительства) и др. (если банк требует предоставления гарантии (поручительства), а также финансовую отчетность гаранта (если гарант – юридическое лицо, за исключением гаранта (поручителя) в лице Кабинета Министров Кыргызской Республики);»;
- главу 5 дополнить пунктом 29-1 следующего содержания:
«29-1. При определении целесообразности предоставления актива, несущего в себе кредитный риск, а также проведении анализа платежеспособности клиента в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Указом Президента/Кабинетом Министров Кыргызской Республики, банк должен требовать от клиента документы (на бумажном носителе или в форме электронного документа), учитывая условия и порядок реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности).»;
в пункте 34:
- абзац третий изложить в следующей редакции:
«- характере клиента/партнера. Банк должен установить, что клиент/партнер ответственно относится к получению финансирования, дает полные ответы на вопросы банка и будет прилагать все усилия для выплаты задолженности. При анализе следует также учитывать, пользовался ли клиент/партнер кредитами (займами) или активами, несущими в себе кредитный риск, в этом банке или других финансово-кредитных организациях в прошлом, каким образом осуществлялся возврат, его дисциплинированность, готовность выполнять свои обязательства.
Следует принимать во внимание также его репутацию как в профессиональном, так и в общечеловеческом плане и рассматривать срок, опыт работы клиента/партнера в данной отрасли, его успехи и достижения. Имеет смысл запросить информацию о предоставленных ему активах, несущих в себе кредитный риск, в других финансово-кредитных организациях.
Кроме того, необходимо запросить информацию (кредитный отчет) о клиенте/партнере и по усмотрению банка о связанных с клиентом/партнером лицах (при наличии их согласия в соответствии с законодательством) в существующих кредитных бюро.»;
- абзац тридцать четвертый дополнить предложением третьим следующего содержания:
«В случае если обеспечением по финансированию является ордерная ценная бумага, являющаяся частью двойного складского свидетельства, банком должны быть учтены требования законодательства Кыргызской Республики к эмитенту ценной бумаги (товарному складу), оказывающему услуги по складскому хранению продукции с выпуском (выдачей) складского свидетельства;»;
- пункт дополнить абзацем тридцать шестым следующего содержания:
«По гарантии/поручительству, выданной решением Кабинета Министров Кыргызской Республики по финансированию субъектам национальной экономики, в том числе выданных в целях реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), а также в целях содействия в обеспечении продовольственной безопасности страны, анализ платежеспособности поручителя может не проводиться;»;
- в пункте 45 цифры и слово «20 (двадцати)» заменить цифрами и словом «10 (десяти)»;
- абзац второй пункта 57 изложить в следующей редакции:
«- предмет залога и его залоговая стоимость (с учетом и указанием залогового коэффициента);»;
в пункте 63:
- предложение третье абзаца первого изложить в следующей редакции:
«Максимальный размер риска по бланковым активам не должен превышать 50% от размера чистого суммарного капитала банка (для микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты – не более 50% от собственного капитала).»;
- пятый абзац изложить в следующей редакции:
«Максимальный размер риска по активам, несущим в себе кредитный риск, исключенным из расчета бланковых активов, не должен превышать 20% от чистого суммарного капитала (для микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты, – не более 20 % от собственного капитала).»;
- абзац второй пункта 68-1 изложить в следующей редакции:
«- не реже одного раза в полгода для активов, сумма которых превышает один процент от чистого суммарного капитала банка (для микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты, – более одного процента от собственного капитала) и активов, определенных банком в качестве активов, несущих крупный риск;»;
- пункт 81 изложить в следующей редакции:
«81. Наряду с этими мероприятиями, необходимо вести постоянную работу с самим клиентом, которая может заключаться в следующем:
- направлении письменного/электронного уведомления клиенту о несоблюдении условий договора финансирования с указанием факта нарушения (количество дней просрочки и др.), а также о возможных проблемах, связанных с нарушением условий договора. При этом каждое письменное/электронное уведомление должно быть в досье клиента;
- ведении переговоров;
- вызове клиента в банк.
в пункте 85:
- абзац третий изложить в следующей редакции:
«2) подробный отчет о проделанной работе с каждым проблемным активом, несущим в себе кредитный риск, превышающим 1 процент размера чистого суммарного капитала банка (для микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты – более 1% от собственного капитала), с предложениями о дальнейших действиях. В отчете должна быть отражена информация по каждому проблемному активу, несущему в себе кредитный риск, включая:»;
- абзац шестой изложить в следующей редакции:
«По проблемным активам, несущим в себе кредитный риск, менее 1 процента размера чистого суммарного капитала банк (для микрофинансовых компаний, привлекающих срочные депозиты, – менее 1 процента от собственного капитала) самостоятельно определяет структуру отчета. При этом структура отчета должна быть регламентирована во внутренних документах банка по работе с проблемными активами, несущими в себе кредитный риск, либо утверждена решением уполномоченного органа банка.»;
в Приложении 1 к Положению «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования»:
- пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Анализ платежеспособности клиента/партнера
Анализ платежеспособности клиента в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Указом Президента/Кабинетом Министров Кыргызской Республики, проводится с учетом особенностей реализации государственных программ.»;
- абзац восьмой пункта 28 изложить в следующей редакции:
«- рыночная (справедливая) и ликвидационная стоимость залога (с учетом и указанием залогового коэффициента);»;
в Приложении 2 к Положению «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования»:
- пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Оригинал гарантийного письма должен быть оформлен на государственном языке и при необходимости на официальном языке и/или на иностранном языке, к которому должен прилагаться оригинал на государственном языке.».
4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 23 декабря 2013 года № 52/7 следующие изменения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- главу 3 дополнить пунктами 18-2 и 18-3 следующего содержания:
«18-2. Требования по управлению активом:
- ведение адекватного досье клиента;
- контроль за исполнением договоров;
- анализ и мониторинг целевого использования финансирования;
- периодичность мониторинга залога;
- условия продления или возобновления просроченного финансирования;
- классификация и формирование резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ);
- порядок переклассификации реструктуризированных активов.
Примечание: при выявлении фактов использования клиентом/партнером финансирования по нецелевому назначению кредитный союз вправе потребовать от клиента/партнера досрочного возврата оставшейся суммы задолженности по финансированию, если иное не предусмотрено договором финансирования. При этом внутренними документами кредитного союза должны быть предусмотрены нормы, устанавливающие четкие правила по мерам ответственности клиента/партнера.
18-3. Порядок работы по выявлению, анализу и возврату просроченной и непогашенной задолженности по финансированию.»;
- пункт 26 изложить в следующей редакции:
«26. После полного изучения всех документов (на бумажном носителе или в форме электронного документа) принимается решение о выдаче или об отказе в выдаче актива, несущего в себе кредитный риск.»;
- пункт 30 изложить в следующей редакции:
«30. При подписании договора финансирования следует уточнить все условия, на которых выдается и будет погашаться актив, во избежание в дальнейшем возможных проблем с возвратностью. Клиенту, гаранту/поручителю, залогодателю должны быть разъяснены под подпись последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения принятых обязательств по соответствующим договорам.
При выдаче финансирования в рамках государственных/правительственных и социальных программ, направленных на развитие экономики, кредитный союз предоставляет клиентам – физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям право получения и погашения актива без уплаты комиссионных и иных платежей за обналичивание денежных средств.»;
- пункт 32 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«График погашения должен содержать детальное описание порядка и сроков погашения финансирования и подписываться обеими сторонами.»;
- главу 5 дополнить пунктом 32-1 следующего содержания:
«32-1. При превышении размера наценки/дохода по выдаваемым активам, несущим в себе кредитный риск, размера предельно допустимого процента, рассчитанного в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике», кредитный союз должен обеспечить выполнение требований указанного Закона, в том числе:
- при неисполнении обязательств клиента перед кредитным союзом изъятие залогового имущества клиента производить исключительно в судебном порядке;
- при определении денежных и/или материальных обязательств клиента перед кредитным союзом размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия финансирования, не должен превышать значение, установленное Законом Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике».»;
в пункте 33:
- абзац пятый изложить в следующей редакции:
«- основные условия предоставления финансирования, в том числе с указанием целевого назначения суммы, порядка и срока погашения, наценки/дохода по финансированию, вида обеспечения (если имеется);»;
- дополнить пункт абзацами девятым и десятым следующего содержания:
«- право клиента по договорам мурабаха, истиснаа, иджара отказаться от получения актива, несущего в себе кредитный риск, с момента подписания договора до момента осуществления платежа по оплате за товар/имущество;
- право партнера по договорам мудараба и убывающая мушарака отказаться от получения актива, несущего в себе кредитный риск, с момента подписания договора до момента получения денежных средств. В указанном случае кредитный союз вправе взимать с клиента комиссию по установленному тарифу за рассмотрение заявки;»;
- дополнить пункт абзацами одиннадцатым, двенадцатым, тринадцатым, четырнадцатым, пятнадцатым и шестнадцатым следующего содержания:
«- право клиента получать от кредитного союза информацию о размере фактической задолженности и в случае изменения условий договора финансирования – новый график платежей;
- право клиента обратиться в кредитный союз с просьбой о пролонгации или реструктуризации финансирования. В случае письменного обращения клиента в кредитный союз с просьбой о пролонгации или реструктуризации финансирования кредитный союз обязан рассмотреть его и письменно предоставить ответ заявителю о принятом решении по данному обращению;
- замена предмета залога, снятие обременения с залога допускается только с письменного согласия кредитного союза и залогодателя/залогодателей.
При этом, в случае, когда под обеспечение финансирования было представлено более одного залогового имущества, и в качестве залогодателя выступает третье лицо (не клиент), кредитный союз должен представить залогодателю (третьему лицу) преимущественное (по отношению к клиенту) право на замену или высвобождение залога;
- обязанность кредитного союза предоставлять в течение 3 (трех) рабочих дней по запросу клиента информацию о получении финансирования и о соблюдении кредитной дисциплины клиентом по данному финансированию для ее предоставления в другую финансово-кредитную организацию, а также предоставлять четкую и точную информацию о счете клиента (выписки со счета, чека, состояние баланса, подтверждение платежа по финансированию и другую необходимую информацию);
- обращение взыскания на предмет залога исключительно через суд, если предмет залога имеет значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, либо является единственным жильем, принадлежащим на праве собственности физическому лицу.»;
- пункт 34 дополнить абзацами четвертым, пятым, шестым, седьмым, восьмым, девятым, десятым, одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:
«При просрочке по оплате/погашению наценки по основной сумме актива и/или просрочке по оплате/погашению основной суммы актива начисление неустойки (штрафа, пени) должно производиться на сумму просроченной задолженности и за фактический срок просроченной задолженности.
Сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения обязательства по активу полностью, погашает прежде всего основную сумму долга, затем – издержки кредитора по получению исполнения, а в оставшейся части – наценку/доход и неустойку.
Услуга, за которую кредитный союз взимает комиссионные и иные платежи, должна соответствовать следующим требованиям:
- иметь для клиента отдельную выгоду или потребительскую ценность;
- быть самостоятельной и независимой от основной услуги по предоставлению актива;
- не относиться к услугам, которые предоставляются безвозмездно в соответствии с требованиями законодательства.
Не допускается взимание кредитным союзом комиссий за одну и ту же операцию.
Неустойка (штраф/пеня) и другие штрафные санкции взимаются кредитным союзом с клиента только за неисполнение/ненадлежащее исполнение участником своих обязательств по договору финансирования и/или иных соглашений.
Примечание: Действия, которые осуществляются кредитным союзом исключительно в собственных интересах с целью исполнения договора им же самим, а также не создают отдельного имущественного блага и полезного эффекта для клиента, не являются обязательствами кредитного союза перед клиентом. Таким образом, необходимо разграничить оказываемые кредитным союзом самостоятельные услуги от стандартных действий кредитного союза, без совершения которых кредитный союз не смог бы заключить и исполнить договор финансирования.»;
- пункт 41 изложить в следующей редакции:
«41. К договору о залоге прилагается полная опись залогового имущества с указанием стоимости. К договору о залоге могут быть приложены сертификаты, удостоверения и прочая техническая документация. Договор о залоге должен быть оформлен в письменной форме и зарегистрирован в уполномоченном государственном органе Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Количество подлинных экземпляров договора о залоге должно соответствовать количеству сторон для регистрации в уполномоченном органе.»;
- пункт 46 дополнить абзацами пятым, шестым, седьмым, восьмым, девятым, десятым, одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:
«Периодичность проведения мониторинга должна определяться кредитным союзом в зависимости от срока, на который выдан актив. Если срок финансирования более одного года, мониторинг заложенного имущества должен проводиться один раз в год.
Основные мероприятия кредитного союза для принятия имущественного обеспечения по активу:
- кредитный союз должен убедиться в наличии обеспечения, предоставляемого клиентом. Следует проверить документы о праве собственности на имущество, а также о его наличии в натуре. Предложенное в качестве обеспечения имущество (право) должно быть реальным. При этом допускается последующий залог обеспечения при соблюдении требований законодательства Кыргызской Республики.
Примечание: Исключением из данного пункта являются случаи, когда невозможен визуальный осмотр и оценка обеспечения в виде крупного и мелкого рогатого скота в связи с их сезонным выпасом в отдаленных и труднодоступных местностях. В таких случаях кредитный союз удостоверяется о наличии у клиента скота путем проверки площади хлева, кошары, наличия запасов корма, договоров аренды пастбища и т.п. Дополнительно клиенту необходимо предоставить справку из айыл окмоту о наличии скота, а также другие документы, свидетельствующие о наличии скота, если имеются;
- кредитный союз должен определить уровень ликвидности обеспечения, то есть возможность быстрой продажи (реализации);
- кредитный союз может самостоятельно или с привлечением независимых специалистов-оценщиков, имеющих соответствующий сертификат, согласно требованиям законодательства, провести оценку стоимости обеспечения. Превышение рыночной стоимости обеспечения по активу, несущему в себе кредитный риск, над суммой основного долга и наценки/дохода по финансированию с учетом размера возможных затрат на реализацию предмета обеспечения является инструментом по управлению риском невозврата финансирования;
- кредитному союзу следует осуществлять анализ рынка с целью определения стабильности цен на предложенное клиентом имущество. При этом кредитному союзу следует учесть риски снижения стоимости этого обеспечения;
- кредитный союз должен принимать в обеспечение имущество со сроком использования/службы, как минимум, на срок погашения финансирования клиентом. При этом следует учитывать возможность возникновения потребности в хранении обеспечения, что может вызвать дополнительные расходы.»;
в пункте 53:
- подпункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) Наряду с этими мероприятиями, необходимо вести постоянную работу с самим клиентом, которая может заключаться в следующем:
- ведении переговоров;
- вызове клиента в кредитный союз;
- направлении письменного/электронного уведомления клиенту о несоблюдении условий договора финансирования, с указанием причины нарушения (количества дней просрочки и др.), а также о возможных проблемах, связанных с нарушением условий договора.
При этом в досье финансирования клиента должна быть зафиксирована информация о проведенных встречах и переговорах с клиентом и направлении ему письменных/электронных уведомлений.
При проведении работ с проблемными активами, несущими в себе кредитный риск, проведении встреч и бесед, сотрудники кредитного союза должны строго придерживаться принятого делового и профессионального этикета поведения.»;
- подпункт 3 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
«В случае если на момент взыскания предмета залога заложенное недвижимое имущество является единственным жильем клиента/залогодателя, то обращение взыскания на это имущество должно осуществляться по решению суда.»;
- главу 7 дополнить пунктом 53-1 следующего содержания:
«53-1. Кредитный союз должен прекратить начисление неустойки (штрафов, пени) по истечении 15 (пятнадцати) календарных дней со дня направления извещения о начале процедуры обращения взыскания на предмет залога по проблемному активу клиента – физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.»;
- пункт 56 изложить в следующей редакции:
«56. После исчерпания всех юридических возможностей возврата актива, несущего в себе кредитный риск, кредитным союзом принимается решение о списании актива, несущего в себе кредитный риск, в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.»;
в Приложении 1 к Положению «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах, осуществляющих операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования»:
- в пунктах 1, 3, 10 версии на официальном языке сокращенные слова «КС» заменить словами «кредитный союз» в соответствующих падежах;
- в пункте 6 цифры «50000» заменить цифрами и словами «100 000 (ста тысяч)»;
- дополнить Приложение пунктом 7-2 следующего содержания:
«7-2. Информация, подтверждающая факт проверки наличия налоговой регистрации (если клиент – юридическое лицо).»;
- пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. Отчет о проверке целевого использования актива, подтвержденный документами (договора, акты приемки, счета-фактуры, накладные и т.п.) в зависимости от целей финансирования, за исключением финансирования в размере не более 50 000 сомов, а также финансирования на потребительские цели, предоставленных путем перевода средств с расчетного счета кредитного союза на расчетный счет продавца/магазина, зарегистрированного в качестве налогоплательщика, отчет о проверке целевого использования финансирования может не составляться.»;
- Приложение дополнить пунктом 14-1 следующего содержания:
«14-1. Другая информация и сведения в соответствии с требованиями настоящего Положения и по усмотрению кредитного союза.»;
- пункт 20 изложить в следующей редакции:
«20. Документы, подтверждающие регистрацию договора залога в уполномоченном государственном органе Кыргызской Республики в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»;
- пункт 25 изложить в следующей редакции:
«25. Справка о заработной плате за последние 12 месяцев или другие документы, подтверждающие информацию о доходах (если поручитель – физическое лицо).»;
Приложение 2 к Положению «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах, осуществляющих операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» изложить в следующей редакции:
«ПЕРЕЧЕНЬ
расходов (платежей) клиентов кредитного союза и штрафных санкций
Права клиента кредитного союза |
||
Расходы (платежи) клиента кредитного союза по активу |
||
Сумма актива, несущего кредитный риск |
Указывается в договоре по финансированию |
|
Наценка/доход по активу, несущему кредитный риск |
||
Комиссия за изменение условий договора по заявлению клиента (за исключением случаев реструктуризации финансирования в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Национального банка) |
При наличии комиссий их размеры указываются в договоре финансирования в соответствии с утвержденными тарифами кредитного союза в процентном либо стоимостном выражении |
|
Комиссия за выдачу и администрирование актива |
||
Комиссия за открытие (если открытие счета обусловлено заключением договора финансирования) и обслуживание (если операции по активу, несущему кредитный риск, проводятся в безналичной форме) ссудного и/или текущего счетов |
||
Комиссия за расчетно-кассовое обслуживание (в том числе внесение и получение клиентом наличных денег через банкомат) |
||
Платежи в пользу третьих лиц (плата за услуги страхования, нотариуса и др.) |
Указывается примерная стоимость (диапазон) таких расходов с указанием того, что данные расходы могут измениться в будущем |
|
Плата за предоставление выписок со счетов клиентов |
Указываются в соответствии с утвержденными тарифами кредитного союза |
|
Другие расходы |
||
Штрафные санкции и пени кредитного союза |
||
За просрочку оплаты платежей по основной сумме актива, несущего кредитный риск и по наценке/доходам кредитного союза |
Указываются в соответствии с утвержденными размерами штрафных санкций, взимаемых в кредитном союзе на основании договора финансирования, в процентном либо стоимостном выражении. При этом размер штрафных санкций за просроченную задолженность по основной сумме и наценке не должен превышать наценку/доход по активу, несущему в себе кредитный риск, по финансированию, указанную в договоре финансирования, а максимальный размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия финансирования, не должен превышать 10 процентов от суммы выданного финансирования |
|
За несвоевременный возврат пакета оригиналов документов по залоговому обеспечению (за исключением случаев несвоевременного возврата в связи с форс-мажорными обстоятельствами и другими объективными причинами, которые должны быть рассмотрены кредитным союзом)
Условия расторжения договора финансирования после получения актива |
||
Другие расходы |
Указываются в соответствии с утвержденными размерами штрафных санкций, взимаемых в кредитном союзе на основании договора финансирования, в процентном либо стоимостном выражении |
|
________________ |
________ |
_____ |
|
____________ |
________ |
______ |
(ФИО уполномоченного специалиста) |
(подпись) |
(дата) |
|
(ФИО клиента кредитного союза) |
(подпись) |
(дата). |
».
5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к порядку предоставления финансовых услуг и рассмотрения обращений потребителей» от 24 июня 2015 года № 35/10 следующее изменение:
в Положении «О минимальных требованиях к порядку предоставления банковских услуг и рассмотрения обращений потребителей», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 21:
в подпункте 8 слово «двадцати» заменить словом «десяти».