Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 27 декабря 2024 года
№ 2024-П-12/71-2-(НПА)
О внесении изменений
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»
от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА)
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА) (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению методологии надзора в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана», микрофинансовых организаций, кредитных союзов, имеющих лицензию на привлечение депозитов.
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения управления банковского надзора, управления надзора за небанковскими организациями, управления надзора за платежными системами, управления методологии и лицензирования платежных систем, управления лицензирования, юридического управления, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 27 декабря 2024 года
№ 2024-П-12/71-2-(НПА)
Изменения
в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики
«Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме»
от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА)
Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О специальном регулятивном режиме» от 12 августа 2020 года № 2020-П-12/45-3-(НПА) следующие изменения:
в Положении «О специальном регулятивном режиме», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящее Положение «О специальном регулятивном режиме» (далее – Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий в сфере банковских и платежных услуг (далее – банковские операции и/или услуги), порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее – Комитет).
Операции и услуги в рамках специального регулятивного режима должны быть готовы к тестированию в реальных рыночных условиях в ограниченном масштабе и на стадии минимального коммерческого жизнеспособного продукта.
Внедряемые инновационные услуги/технологии в сфере банковских операций и/или услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в рамках специального регулятивного режима должны соответствовать следующим критериям:
- предлагаемые инновационные операции и/или услуги для применения в банковских операциях и/или оказании банковских услуг являются новыми в сфере банковских операций и/или услуг;
- совершение банковских операций и/или услуг было ограничено нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;
- отсутствуют ограничения по совмещению своей деятельности с иной деятельностью, в том числе ограничения по виду и перечню предоставляемых операций, согласно законодательству Кыргызской Республики;
- операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций.
В рамках специального регулятивного режима участниками апробируются инновационные операции и/или услуги, применяемые в сфере банковских операций и/или услуг, которые дополняют, а не заменяют основную бизнес-деятельность.
Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима.
Специальный регулятивный режим не предназначен и не может быть использован как средство обхода требований законодательства Кыргызской Республики и предъявляемых требований к участникам, оказывающим аналогичные виды банковских операций и/или услуг.»;
- в пункте 2:
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«- повышение доступности, клиентоориентированности банковских услуг для потребителей и снижение затрат на их внедрение.»;
абзац седьмой признать утратившим силу;
абзац первый пункта 3 изложить в следующей редакции:
«3. Национальный банк для внедрения инновационных операций и/или услуг в сфере банковских операций и/или услуг в рамках специального регулятивного режима осуществляет контроль за процессом реализации данного режима и принимает решение в соответствии с нормами настоящего Положения.»;
абзац второй пункта 4 признать утратившим в силу;
- Положение дополнить пунктом 4-1 следующего содержания:
«4-1. Методы управления рисками должны соответствовать масштабам деятельности участника и рискам, связанным с внедрением инновационной банковской услуги или технологии в рамках специального регулятивного режима.»;
- пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии).
При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие нарушений обязательных экономических нормативов, запретов и ограничений, а также неисполненных мер воздействия в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмывании) преступных доходов, связанных с предлагаемой к тестированию инновационных операций и/или услуг в сфере банковских операций и/или услуг, на дату подачи заявки;
2) Заявитель не должен находиться в процессе ликвидации, банкротства или в специальном режиме;
3) отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики;
4) отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком;
5) Заявитель (Созаявитель) должен быть платежеспособным и иметь удовлетворительное финансовое состояние, или Заявитель (Созаявитель) обязан обладать достаточными собственными финансовыми ресурсами для ведения специального регулятивного режима за последний отчетный финансовый год на момент подачи заявки;
6) наличие профессиональной, технической компетентности и репутации, оборудования и других материальных возможностей, необходимых для участия в специальном регулятивном режиме.»;
- абзац одиннадцатый пункта 6 изложить в следующей редакции:
«В случае принятия решения о продлении специального регулятивного режима увеличение установленных ограничений не допускается.»;
- пункт 7:
дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«При этом срок одновременного участия участников специального регулятивного режима не может превышать срок действующего специального регулятивного режима, тестирующего аналогичную операцию и/услугу.»;
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«Прием заявок на одновременное участие в специальном регулятивном режиме прекращается по истечении 6 (шести) месяцев с даты начала действия действующего специального регулятивного режима.»;
- в абзаце втором пункта 8 после слов «Заявителя и Созаявителя (при наличии)» исключить слова «либо аналоги в электронном виде, оформленные»;
- в абзаце первом пункта 14-1 после слова «осуществляется» букву «в» заменить буквой «с»;
- пункт 15 дополнить абзацем следующего содержания:
«- о признании успешным или неуспешным тестирование в рамках специального регулятивного режима.»;
- пункт 17 дополнить абзацем следующего содержания:
«Заявитель (Созаявитель) может быть приглашен на заседание соответствующего Комитета Национального банка с презентацией предлагаемой банковской операции и/или услуги для тестирования и предоставить разъяснения при необходимости.»;
- в пункте 20:
в абзаце третьем после слов «в том числе для» слово «участник» отразить с заглавной буквы;
дополнить абзацем шестым следующего содержания:
«- разработка механизмов разрешения споров и доведения его до сведения потребителей;»;
- Положение дополнить пунктом 20-1 следующего содержания:
«При проведении специального регулятивного режима Участники должны соблюдать требования по реализации политики «знай своего клиента» и требования в сфере противодействия финансированию терроризма и легализации (отмывании) преступных доходов, соблюдения конфиденциальности и защиты персональных данных клиентов, защиты прав и интересов потребителей и обеспечения безопасности проведения операций.»;
- пункт 28 изложить в следующей редакции:
«28. В случае, предусмотренном пунктом 27 настоящего Положения, Национальный банк направляет Участнику специального регулятивного режима соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии до устранения нарушений в установленные Национальным банком сроки.»;
- в пункте 29:
абзац второй изложить в следующей редакции:
«- выявления фактов недостоверности данных и/или об отсутствии возможности предоставления данных, указанных в заявке в рамках специального режима регулирования;»;
- абзац третий изложить в следующей редакции:
«- выявления систематического (два и более раза в течение тестирования) несоблюдения Участником специального регулятивного режима условий оказания услуг и/или представления технологий, предусмотренных условиями специального регулятивного режима, а также выявления негативных последствий для потребителей и/или финансовой стабильности Участника;»;
дополнить абзацем четвертым следующего содержания:
«- в случае если тестирование банковской операции и/или услуги не начато, в том числе в связи с техническими условиями, по истечении 6 (шести) месяцев со дня получения лицензии.»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«- признания тестирования неуспешным».
- пункт 31:
дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«- информацию о периоде (начале/завершении) предоставления услуг;»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«- предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции, в том числе по минимизации рисков.»;
- В Приложении 3 к Положению в столбце «Описание банковской операции и услуги» пятую строку изложить в следующей редакции:
«Детальное описание практики оказания идентичных банковских операций и услуг на локальном рынке, а также за пределами локального рынка и/или указание на отсутствие такой практики, детальный анализ конкурентов, продуктов/услуг. Необходимо рассчитать следующие метрики:
- рентабельность продукта (ROI);
- маржинальность;
- доходность на активы (ROA);
- объем продаж/услуг;
- долю рынка;
- оценку уровня удовлетворенности клиентов (CSAT);
- прогнозируемую совокупную прибыль, полученную от клиента за весь период его взаимодействия с продуктом;
- темпы роста клиентской базы;
- cкорость внедрения (Time-to-Market);
- операционную эффективность;
- надежность и доступность (System Uptime);».