Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 16 октября 2024 года
№ 2024-П-12/53-2-(НФКУ)
О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):
- «О «Правилах регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики» от 19 февраля 2003 года № 4/2;
- «Об утверждении Положения «О периодическом регулятивном отчете микрокредитной компании/микрокредитного агентства» и Положения «О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании» от 27 мая 2009 года № 25/3;
- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах» от 23 декабря 2009 года № 50/7;
- «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты)» от 25 сентября 2013 года № 35/14;
- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА).
2. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, микрофинансовых организаций, кредитных союзов, обменных бюро, ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», Объединения юридических лиц «Союз банков Кыргызстана», Объединения юридических лиц «Ассоциация микрофинансовых организаций», Объединения юридических лиц «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана» и Объединения юридических лиц «Ассоциация обменных бюро «Альянс».
6. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора.
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 16 октября 2024 года
№ 2024-П-12/53-2-(НФКУ)
Изменения в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О «Правилах регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики» от 19 февраля 2003 года № 4/2 следующие изменения:
в «Правилах регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики», утвержденных вышеуказанным постановлением:
1) дополнить пунктом 2.4.-4. следующего содержания:
«2.4.-4. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) для МФК, не осуществляющих прием вкладов.
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) не должен превышать 80 процентов размера собственного капитала МФК.
Под имуществом понимается имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.), которое принадлежит МФК или находится в распоряжении МФК по договору аренды и/или используется/будет использоваться в качестве основного средства.»;
2) пункт 4.2. дополнить абзацем следующего содержания:
«- максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства).»;
3) дополнить пунктом 5.12. следующего содержания:
«5.12. Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) для МФК, осуществляющих прием вкладов.
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) не должен превышать 20 процентов размера собственного капитала МФК.
Под имуществом понимается имущество (включая строящееся/устанавливаемое недвижимое имущество, транспортные средства и т.д.), которое принадлежит МФК или находится в распоряжении МФК по договору аренды и/или используется/будет использоваться в качестве основного средства.».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О периодическом регулятивном отчете микрокредитной компании/микрокредитного агентства» и Положения «О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании» от 27 мая 2009 года № 25/3 следующие изменения:
в Положении «О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании», утвержденном вышеуказанным постановлением:
1) раздел 10 Приложения 2 (ежеквартальный) изложить в следующей редакции:
« РАЗДЕЛ 10. СВЕДЕНИЯ О СОБЛЮДЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наименование экономических нормативов и требований |
Обозначение |
Расчет норматива |
Фактическое значение норматива |
Установленное значение норматива |
Отклонение от установленного норматива |
|||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, НЕ ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ |
||||||||
Минимальный размер уставного капитала |
|
УК |
*100% |
|
|
не менее 100% |
|
|
|
100000 |
100000 |
||||||
Максимальный совокупный размер инвестиций |
|
СИ |
*100% |
|
|
не более 30% |
|
|
СК |
|
|||||||
Максимальный размер финансирования, выдаваемого одному и тому же лицу, МФК, занимающихся оптовым финансированием |
|
МК |
*100% |
|
|
не более 20% |
|
|
СК |
|
|||||||
Норматив минимального размера собственного капитала |
|
СК |
*100% |
|
|
не менее 100% |
|
|
УК |
100000 |
|||||||
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) |
|
СИИ/СК*100% |
|
|
|
не более 80% |
|
|
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ |
||||||||
Норматив минимального размера собственного капитала |
М1 |
СК / УК * 100% |
|
не менее 100% |
|
|||
Норматив адекватности капитала |
М2 |
СК / СА * 100% |
|
не менее 8% |
|
|||
Норматив максимального размера риска на одного заемщика |
М3 |
СЗ / СК * 100% |
|
не более 5% |
|
|||
Норматив ликвидности |
М4 |
ЛА / ОБ * 100% |
|
не менее 30% |
|
|||
Норматив ограничения риска по возврату привлеченных вкладов |
М5 |
К / В *100% |
|
не менее 100% |
|
|||
Максимальный размер риска по операциям |
|
СЗ Аф. лиц/СК*100% |
|
не более 60% |
|
|||
с аффилированными лицами |
|
|||||||
Совокупная задолженность одного работника МФК |
|
СЗС / СК * 100% |
|
не более5% |
|
|||
Максимальный совокупный размер инвестиций в МФО (1), лизинговые компании и банки |
|
СИ / СК * 100% |
|
не более 30% |
|
|||
Общий размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги |
|
СИЦБ / СК * 100% |
|
не более 50% |
|
|||
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) |
|
СИИ/СК*100% |
|
не более 20% |
|
|||
СЗС - совокупная задолженность служащих перед МФК; |
||||||||
СИ - совокупные инвестиции в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки; СИЦБ – совокупные инвестиции в негосударственные долговые ценные бумаги; СИИ – совокупные инвестиции в имущество (основные средства); |
||||||||
СЗА - совокупная задолженность аффилированных лиц. |
||||||||
СЗ- совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров) (1) МФО - микрофинансовая организация |
||||||||
Средние значения за отчетный период |
1 месяц |
2 месяц |
3 месяц |
Всего |
|
|
||
ЛА - Ликвидные активы |
|
|
|
|
|
|
||
ОБ - Обязательства |
|
|
|
|
|
|
||
Норматив М4=ЛА/ОБ |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _____________________________ |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
»;
2) раздел 10 Приложения 2 (ежемесячный) изложить в следующей редакции:
« Раздел 10. Сведения о соблюдении экономических нормативов |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Наименование экономических нормативов и требований |
Обозначение |
Расчет норматива |
Фактическое значение норматива |
Установленное значение норматива |
Отклонение от установленного норматива |
|||||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, НЕ ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ |
||||||||||
Минимальный размер уставного капитала |
|
УК |
*100% |
|
|
не менее 100% |
|
|||
|
100000 |
100000 |
||||||||
Максимальный совокупный размер инвестиций |
|
СИ |
*100% |
|
|
не более 30% |
|
|||
СК |
|
|||||||||
Максимальный размер финансирования, выдаваемого одному и тому же лицу, МФК, занимающихся оптовым финансированием |
|
МК |
*100% |
|
|
не более 20% |
|
|||
СК |
|
|||||||||
Норматив минимального размера собственного капитала
|
|
СК |
*100% |
|
|
не менее 100% |
|
|||
УК |
100000 |
|||||||||
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) |
|
СИ/СК*100% |
|
|
|
не более 80% |
|
|||
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ МФК, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ДЕПОЗИТЫ |
||||||||||
Норматив минимального размера собственного капитала |
М1 |
СК / УК * 100% |
|
не менее 100% |
|
|||||
Норматив адекватности капитала |
М2 |
СК / СА * 100% |
|
не менее 8% |
|
|||||
Норматив максимального размера риска на одного заемщика |
М3 |
СЗ / СК * 100% |
|
не более 5% |
|
|||||
Норматив ликвидности |
М4 |
ЛА / ОБ * 100% |
|
не менее 30% |
|
|||||
Норматив ограничения риска по возврату привлеченных вкладов |
М5 |
К / В *100% |
|
не менее 100% |
|
|||||
Максимальный размер риска по операциям |
|
СЗ Аф. лиц/СК*100% |
|
не более 60% |
|
|||||
с аффилированными лицами |
|
|||||||||
Совокупная задолженность одного работника МФК |
|
СЗС / СК * 100% |
|
не более5% |
|
|||||
Максимальный совокупный размер инвестиций в МФО (1), лизинговые компании и банки |
|
СИ / СК * 100% |
|
не более 30% |
|
|||||
Общий размер инвестиций в негосударственные долговые ценные бумаги |
|
СИЦБ / СК * 100% |
|
не более 50% |
|
|||||
Максимальный размер инвестиций в имущество (основные средства) |
|
СИ/СК*100% |
|
не более 20% |
|
|||||
СЗС - совокупная задолженность служащих перед МФК; |
||||||||||
СИ - совокупные инвестиции в микрофинансовые организации, лизинговые компании и банки; СИЦБ – совокупные инвестиции в негосударственные долговые ценные бумаги; СИИ – совокупные инвестиции в имущество (основные средства); |
||||||||||
СЗА - совокупная задолженность аффилированных лиц. |
||||||||||
СЗ- совокупный размер средств, заимствованных от юридических лиц и учредителей (акционеров) (1) МФО - микрофинансовая организация |
||||||||||
Средние значения за отчетный период |
1 неделя |
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
5 неделя |
Всего |
||||
ЛА - Ликвидные активы |
|
|
|
|
|
|
||||
ОБ - Обязательства |
|
|
|
|
|
|
||||
Норматив М4=ЛА/ОБ |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: ________________________ |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Должность:___________ Фамилия:________________ Подпись: _________________________ |
|
|
|
».
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах» от 23 декабря 2009 года № 50/7 следующие изменения:
в Положении «О минимальных требованиях по управлению кредитным риском в кредитных союзах», утвержденном вышеуказанным постановлением:
1) абзац десятый пункта 5.1.3. изложить в следующей редакции:
«После полного изучения всех документов (на бумажном носителе или в форме электронного документа) принимается решение о выдаче кредита.»;
2) абзац третий пункта 5.2.5-1. изложить в следующей редакции:
«- при определении денежных и/или материальных обязательств заемщика перед кредитором размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать значение, установленное Законом Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике».»;
3) абзац четырнадцатый пункта 5.2.6. дополнить предложением следующего содержания:
«При этом, в случае, когда под обеспечение кредита было представлено более одного залогового имущества и в качестве залогодателя выступает третье лицо (не заемщик), КС должен представить залогодателю (третьему лицу) преимущественное (по отношению к заемщику) право на замену или высвобождение залога;»;
4) в абзаце втором пункта 5.3.7. слова «нотариального удостоверения и» исключить;
5) пункт 7.3.2. изложить в следующей редакции:
«7.3.2. Наряду с мероприятиями, предусмотренными в пункте 7.3.1. настоящего Положения, необходимо вести постоянную работу с самим заемщиком, которая может заключаться в следующем:
- ведении переговоров;
- вызове заемщика в КС;
- направлении письменного/электронного уведомления заемщику о несоблюдении условий кредитного договора, с указанием причины нарушения (количества дней просрочки и др.), а также о возможных проблемах, связанных с нарушением условий договора.
Информация о проведенной работе с заемщиком, в том числе о встречах с ним и направленных ему письменных/электронных уведомлениях, должна быть зафиксирована в кредитном досье заемщика.
При проведении работ с «проблемными» кредитами, проведении встреч и бесед сотрудники КС должны строго придерживаться принятого делового и профессионального этикета поведения.»;
6) в Разделе I Общая информация о заемщике Приложения 1 с вышеуказанному Положению:
а) в пункте 6 цифру «50000» заменить цифрой «100 000»;
б) пункт 14 изложить в следующей редакции:
«14. Отчет о проверке целевого использования кредита должен быть подтвержден документами (договоры, акты приема-передачи, счета-фактуры, накладные и т.п.) в зависимости от целей кредитования и при их наличии.
По кредиту в размере не более 50 000 сомов, а также потребительскому кредиту, который предоставлен путем перевода средств с расчетного счета КС на расчетный счет продавца/магазина, зарегистрированного в качестве налогоплательщика, отчет о проверке целевого использования кредита может не составляться.»;
в) дополнить пунктом 16 следующего содержания:
«16. Другая информация и сведения в соответствии с требованиями настоящего Положения и по усмотрению кредитного союза.»;
7) в Приложении 2 к вышеуказанному Положению цифру «20» заменить цифрой «10».
4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты)» от 25 сентября 2013 года № 35/14 следующие изменения:
в Положении о минимальных требованиях по управлению кредитным риском в микрофинансовых организациях, непривлекающих вклады (депозиты), утвержденном вышеуказанным постановлением:
1) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Кредитная политика определяет стратегию, критерии, параметры, которыми обязаны руководствоваться сотрудники МФО в деятельности по предоставлению, оформлению, мониторингу, классификации кредитов и управлению кредитным риском.
МФО должна обеспечить возможное периодическое обучение сотрудников МФО по кредитованию и мониторингу, вопросам анализа и оценки платежеспособности заемщика с учетом внедренной в МФО методики по оценке платежеспособности заемщиков, работе с проблемными кредитами, а также по другим вопросам кредитования, в том числе коммуникации с клиентами, и по другим требованиям законодательства Кыргызской Республики и принципам ответственного кредитования.
В МФО должен быть утвержден внутренний документ, определяющий методику проведения анализа и оценки платежеспособности заемщика и поручителя в зависимости от размера и вида кредита, деятельности и доходов клиента. Документ должен содержать исчерпывающие нормы, позволяющие оценить финансовое состояние заемщика и/или поручителя, их способность исполнять обязательства с учетом всей имеющейся у МФО информации. В данном внутреннем документе для кредитов свыше 100 000 сомов должен быть указан перечень документов, подтверждающих информацию о доходах/платежеспособности заемщика и/или поручителя, при этом документы, подтверждающие информацию о доходах/платежеспособности заемщика и/или поручителя, должны быть достоверными и достаточными для принятия МФО решения по кредитованию заемщика. Для кредитов до 100 000 сомов во внутренних документах МФО должна содержаться информация, на основе которой определяется платежеспособность заемщика и/или поручителя и принимается решение о выдаче кредита.
Кроме того, в данном внутреннем документе должны быть определены требования по форме и по заполнению отчета о проверке целевого использования кредита. Отчет должен быть оформлен в течение 1 (одного) месяца со дня выдачи кредита и содержать подтверждающую информацию об использовании денежных средств. При этом перечень подтверждающих документов определяется в данном внутреннем документе, а сами документы, подтверждающие информацию о целевом использовании кредита заемщика, должны быть достоверными и достаточными.
Подготовка отчета о проверке целевого использования кредита не требуется для кредита в размере не более 100 000 сомов, а также потребительского кредита и финансирования на потребительские цели по исламским принципам банковского дела и финансирования, представленных путем перевода средств с расчетного счета МФО на расчетный счет продавца/магазина, зарегистрированного в качестве налогоплательщика.
МФО, учитывая риски по кредиту, могут не проводить анализ платежеспособности гаранта или поручителя, если поручительство является дополнительным обеспечением по кредиту.»;
2) абзац первый пункта 19 дополнить словами «(на бумажном носителе или в форме электронного документа)»;
3) подпункт 4 пункта 24 дополнить предложением следующего содержания:
«При этом, в случае когда под обеспечение кредита было представлено более одного залогового имущества и в качестве залогодателя выступает третье лицо (не заемщик), МФО должна представить залогодателю (третьему лицу) преимущественное (по отношению к заемщику) право на замену или высвобождение залога.»;
4) абзац первый пункта 29 дополнить предложением вторым следующего содержания:
«Каждый лист кредитного договора со всеми приложениями должен быть подписан клиентом на бумажном носителе либо в форме единого электронного документа.»;
5) абзац третий пункта 33-1. изложить в следующей редакции:
«- при определении денежных и/или материальных обязательств заемщика перед кредитором размер неустойки (штрафов, пени), начисленной за весь период действия кредита, не должен превышать значение, установленное Законом Кыргызской Республики «Об ограничении ростовщической деятельности в Кыргызской Республике».»;
6) пункт 56 изложить в следующей редакции:
«56. Наряду с мероприятиями, предусмотренными в пункте 55 настоящего Положения, МФО могут вести работу с самим заемщиком, которая может заключаться в следующем:
- ведении переговоров;
- вызове заемщика в МФО;
- направлении письменного/электронного уведомления заемщику о несоблюдении условий кредитного договора, с указанием причины нарушения (количества дней просрочки и др.), а также о возможных проблемах, связанных с нарушением условий договора.
Информация о проведенной работе с заемщиком, в том числе о встречах с ним и направленных ему письменных/электронных уведомлениях, должна быть зафиксирована в кредитном досье заемщика.»;
7) в Приложении 1:
а) в пункте 1:
- подпункт 2 признать утратившим силу;
- подпункт 6 изложить в следующей редакции:
«6) информация с места фактического проживания (в случае необходимости по усмотрению МФО);»;
- подпункт 7 изложить в следующей редакции:
«7) информация/документы, подтверждающие доходы/платежеспособность клиента;»;
- в подпункте 9 цифру «50000» заменить цифрой «100 000»;
б) пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Переписка с заемщиком (с приложением всей корреспонденции), в том числе в электронном виде в соответствии с заключенными договорными условиями между МФО и заемщиком.»;
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Отчет о проверке целевого использования кредита, подтвержденный документами (договоры, акты приема-передачи, счета-фактуры, накладные и т.п.), в зависимости от целей кредитования, за исключением кредита в размере не более 100 000 сомов, а также потребительского кредита и финансирования на потребительские цели по исламским принципам банковского дела и финансирования, предоставленных путем перевода средств с расчетного счета МФО на расчетный счет продавца/магазина, зарегистрированного в качестве налогоплательщика.»;
г) пункт 12 изложить в следующей редакции:
«12. Информация о доходности/платежеспособности гаранта/поручителя.
В случае если поручительство является основным обеспечением по кредиту, то заемщик предоставляет следующую информацию:
- согласие супруга/супруги поручителя (если имеется) о выдаче поручительства;
- информацию/документы, подтверждающие доходы/платежеспособность поручителя.
Если в качестве обеспечения кредита заемщика предоставляется гарантия, то заемщик должен предоставить следующую информацию:
- письменную гарантию с указанием соответствующего кредитного договора, суммы, на которую выдается гарантия, даты истечения гарантии;
- решение соответствующего органа гаранта о выдаче гарантии;
- учредительные документы гаранта;
- информацию/документы, подтверждающие доходы/платежеспособность гаранта.
МФО на основе полученной информации должна провести анализ платежеспособности гаранта/поручителя.»;
д) пункт 21 изложить в следующей редакции:
«21. Другая информация и сведения в соответствии с требованиями настоящего Положения и по усмотрению МФО.»;
8) в Приложении 3 к вышеуказанному Положению цифру «20» заменить цифрой «10».
5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к организации внутреннего контроля в коммерческих банках в целях противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», Положения «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике» и внесении изменений и дополнений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросам противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов» от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА) следующие изменения:
в Положении «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением:
-1) абзац второй пункта 3 изложить в следующей редакции:
«Банк – это юридическое лицо, создаваемое в организационно-правовой форме акционерного общества (закрытого или открытого) и правомочное осуществлять банковскую деятельность на основании соответствующей лицензии, выдаваемой Национальным банком в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» и нормативными правовыми актами Национального банка.»;
2) абзац третий подпункта 16 пункта 8 дополнить предложением вторым следующего содержания:
«МФК, МКК, КС, обменным бюро/ дополнительным обменным бюро, СФУ запрещается работать в дни, указанные на портале как нерабочие (выходные) дни.»;
3) пункт 11 изложить в следующей редакции:
«11. Банки, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ должны проводить операции по покупке и продаже наличной иностранной валюты с соблюдением требований банковского законодательства, законодательства в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, Порядка регистрации и применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 8 апреля 2022 года № 193 (в случае применения ККМ в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики), Инструкции по работе с сомнительными банкнотами и монетами национальной валюты и настоящего Положения.»;
4) в пункте 15:
а) в абзаце первом после слова «Банки» дополнить словами «, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ»;
б) дополнить абзацем следующего содержания:
«Банки, обменные бюро, МФК, МКК, КС, СФУ не вправе устанавливать и взимать комиссионное вознаграждение при осуществлении обменных операций с невызывающими сомнения в подлинности банкнотами иностранной валюты, в том числе при наличии печати и/или штампа.»;
5) пункт 19 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
«Допускается ведение журнала в электронном виде при условии, что в обменном бюро, обменном пункте, МФК, МКК, КС, СФУ установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации, а также проводится регулярное резервное копирование журнала (не менее одного раза в полугодие). Хранить информацию, указанную в настоящем пункте, следует не менее 5 (пяти) лет.»;
6) пункт 27 дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
«Сотрудник, проводивший операцию по покупке-продаже иностранной валюты, несет ответственность, предусмотренную законодательством Кыргызской Республики, за проведение ненадлежащей проверки клиента и незаполнение соответствующих журналов в соответствии с требованиями настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики.»;
7) дополнить пунктом 39-1 следующего содержания:
«39-1. Все операции, указанные в пунктах 27-39 настоящего Положения, должны проводиться в помещении банка, обменного пункта, обменного бюро, МФК, МКК, КС, СФУ, которое соответствует требованиям технической укрепленности, установленным законодательством Кыргызской Республики.»;
8) пункт 40 изложить в следующей редакции:
«40. Операции обменных бюро, МФК, МКК, КС, СФУ по расходу и приходу наличности в кассу, связанные с увеличением/уменьшением оборотных средств или выдачей и приемом подотчетных сумм, а также операции, связанные с приобретением иностранной валюты в банке, отражаются в порядке совершения операций в контрольно-кассовой машине и в журнале регистрации операций. При этом проставляется прочерк в графах «Курс обмена» и «Сумма к выдаче», соответственно, в разделе по приходу либо расходу. Данные операции указываются в ежедневных отчетах как прочий приход и прочий расход.»;
9) в тексте на официальном языке в абзаце втором пункта 40-1 слова «с наличной иностранной валютой» заменить словами «наличной иностранной валюты»;
10) пункт 49 изложить в следующей редакции:
«49. МФК, МКК, КС, обменные бюро и СФУ предоставляют сведения об операциях с наличной иностранной валютой в Национальный банк посредством портала один раз в день с 07.00 до 11.00 часов дня, следующего за отчетным рабочим днем, согласно форме, указанной в Приложении 1 к настоящему Положению.
Национальный банк вправе запрашивать информацию об объемах операций и курсах валют более одного раза в день.
Банки (обменные пункты), МФК, МКК, КС, обменные бюро и СФУ должны иметь доступ к интернет-связи для предоставления отчетности в электронном виде в Национальный банк.»;
11) пункт 57 изложить в следующей редакции:
«57. В случае предоставления недостоверной информации по проведенным обменным операциям с наличной иностранной валютой, выявления нарушений порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, а также иных требований нормативных документов, регламентирующих деятельность коммерческих банков, МФК, МКК, КС и обменных бюро, Национальный банк имеет право:
- направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения;
- принять меры к наложению штрафов в соответствии с законодательством;
- приостановить действие лицензии обменного бюро/МКК/КС на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой на срок до 15 (пятнадцати) календарных дней, а в случае неустранения выявленных нарушений повторно на срок до 30 (тридцати) календарных дней;
- отозвать лицензию обменного бюро/МКК/КС на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой;
- применить иные меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»;
12) в Приложении 1 слова «и с 13.00 до 15.00» исключить;
13) Приложение 3 изложить в следующей редакции:
|
|
«Приложение 3 |
ЖУРНАЛ
регистрации операций
«____»_______________ 20___ г.
Остаток на начало дня |
Вид валюты |
Сумма |
Операции по приходу (покупка) |
Операции по расходу (продажа) |
|||||||||||||||
Наименование валюты |
Сумма валюты |
Курс обмена |
Сумма к выдаче в сом |
Нерезидент |
Наименование валюты |
Сумма валюты |
Курс обмена |
Сумма к выдаче в сом |
Нерезидент |
|||||||
Итого куплено валюты: В т.ч. куплено у нерезидентов Прочий приход |
|
Итого продано валюты: В т.ч. продано нерезидентам Прочий расход |
|
|||||||||||||
Остаток на начало дня |
Вид валюты |
Сумма |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпись ответственного работника
Подпись ответственного должностного лица
Примечания:
1. В строке «Итого куплено/продано валюты» указывается общая сумма купленной и проданной валюты по каждому виду валют раздельно.
2. В строке «Итого куплено/продано валюты» в графе 3 и 8 «Курс обмена» указывается средневзвешенный курс по всей купленной или проданной валюте. Средневзвешенный курс рассчитывается как отношение общей суммы к выдаче (графа 4 и 9) к общей сумме купленной/проданной иностранной валюты по каждому виду валют раздельно.
3. При проведении операции с нерезидентами в графе 5 и 10 делается запись «Н», а общий объем совершенных операций с нерезидентами за операционный день отражается в ежедневном отчете обменного бюро.
4. Обменные бюро не имеют права проводить операции, не связанные с проведением обменных операций с наличной иностранной валютой, через кассу обменного бюро.».