Вернуться назад

Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 22 мая 2024 года 

№ 2024-П-14/23-2-(ПС) 

 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8; 

- «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС); 

- «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС)

«Об утверждении Положения «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платежных систем и платежных организаций» от 31 марта 2023 года № 2023-П-14/21-1-(ПС). 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.  

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики. 

5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.  

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

Председатель                                                                                                                                                                                                                                                                   К. Боконтаев 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 22 мая 2024 года 

№ 2024-П-14/23-2-(ПС) 

 

 

Изменения   

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

  

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8 следующие изменения:  

в Положении «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением:  

- в пункте 5: 

абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:  

«Виртуальный POS-терминал  веб-интерфейс, заменяющий физический POS-терминал и взаимодействующий с системой банка/платежной организации для совершения операций по оплате за товары и услуги посредством банковских платежных карт и других инструментов дистанционного обслуживания и относящийся к периферийным устройствам эквайера. Виртуальный POS-терминал может также использоваться для пополнения банковских счетов с учетом критериев оценки степени (уровня) риска банка/платежной организации, согласно внутренним нормативным документам, а также для соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики.»

дополнить абзацем тридцать третьим следующего содержания:  

«Оплата по платежному QR-коду  безналичная оплата за товары или услуги с применением мобильного приложения банка/платежной системы либо других устройств посредством считывания двухмерных символов штрихкода (QR-код).»; 

абзац тридцать четвертый изложить в следующей редакции: 

«Периферийные (эквайринговые) устройства терминалы, банкоматы, платежные терминалы и приложения, депозитные машины, мобильные устройства и иные устройства, составляющие техническую инфраструктуру / инструмент по приему и обслуживанию банковских платежных карт, приему платежей по QR-коду и других инструментов дистанционного обслуживания.»;  

абзац пятьдесят первый изложить в следующей редакции: 

«Эквайер  банк, платежная организация, МФК, МКК, которые являются владельцами периферийных устройств, обеспечивающих возможность проведения авторизации или транзакций через свои периферийные устройства согласно технологиям и нормативным актам соответствующих платежных систем и законодательством Кыргызской Республики.»;  

абзац пятьдесят второй изложить в следующей редакции: 

«Эквайринг деятельность, связанная с владением и обслуживанием сети периферийных устройств по приему платежей с использованием банковских платежных карт и других платежных инструментов/технологий на основании договоров с торгово-сервисными предприятиями о приеме и проведении платежей и расчетов за товары и услуги согласно правилам соответствующих платежных систем.»; 

дополнить абзацами пятьдесят три, пятьдесят четыре, пятьдесят пять и пятьдесят шесть следующего содержания:  

«В зависимости от используемых инструментов для проведения платежей эквайринг подразделяется на следующие основные виды:  

Торговый эквайринг услуга, оказываемая эквайером для торгово-сервисных предприятий (далее ТСП) по установке POS-терминалов и других периферийных устройств для приема и проведения безналичных платежей и расчетов с применением различных платежных инструментов на основании заключенного договора. 

Интернет-эквайринг услуга, оказываемая эквайером по приему и проведению безналичных платежей и расчетов с применением платежных карт и электронных денег за товары и услуги, реализуемые через торговые электронные платформы и интернет-магазины посредством специального веб-интерфейса, который обеспечивает передачу платежной информации и сохраняет ее конфиденциальность. 

Мобильный эквайринг услуга, оказываемая эквайером по приему и проведению безналичных платежей и расчетов с применением платежных карт через мобильное приложение и специальный мобильный POS-терминал (mPOS-терминал) с использованием мобильного телефона либо планшета.»; 

- пункт 53 изложить в следующей редакции: 

«53. Для установки периферийного устройства в ТСП эквайер должен заключить договор с ТСП об открытии счета для проведения расчетов по транзакциям, проведенным с использованием терминала, и на право приема и обслуживания карт соответствующей системы. Договор между эквайером и ТСП должен содержать следующее:  

- наименование ТСП и его юридический адрес; 

- права и обязанности ТСП и эквайера по приему и обслуживанию карт;  

- виды карт, принимаемых ТСП к обслуживанию в обязательном порядке;  

- запрет ТСП на установление дополнительной комиссии или более высокой цены (наценки) на товар/услугу в случае оплаты картой или с использованием QR-кода;  

- размер комиссий;  

- основные требования по соблюдению правил безопасности ТСП при использовании POS-терминала;  

- вид деятельности и обязательства ТСП по соблюдению деятельности ТСП, заявленной в договоре. В случае если деятельность ТСП подлежит лицензированию, эквайер должен требовать действующую лицензию ТСП на ведение данного вида деятельности;  

- требования о соблюдении ТСП законодательства по ПФТД/ЛПД, если ТСП является финансовым учреждением или включено в нефинансовую категорию лиц, согласно законодательству Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД;  

- требования о запрете проведения платежей за операции, запрещенные законодательством;    

- основные требования по соблюдению безопасности при приеме карт ТСП в качестве средства оплаты (авторизация, идентификация держателя карты, обязательное использование PIN-кода держателем карты при проведении транзакции или поддержки функционала 3D-Secure (если иное не предусмотрено правилами соответствующей платежной системы), лимиты и иные требования) согласно законодательству Кыргызской Республики; 

- порядок возврата сумм по проведенным операциям, опротестованным соответствующей системой;  

- процедуру возмещения стоимости товара, приобретенного по карте, при его возврате;  

- порядок проведения в рамках договора проверки ТСП по качеству обслуживания карт, предоставляемых услуг, условий содержания и работоспособности терминалов, хранения чеков;  

- порядок взаимодействия в случае выявления операции с украденной/утерянной картой держателя или проведения несанкционированных транзакций самим ТСП;  

- распределение ответственности между сторонами в случае несанкционированных операций, нарушения процедур безопасности или других условий договора и штрафные санкции, налагаемые на каждого участника;  

- порядок рассмотрения споров;  

- порядок расторжения договора;  

- требование по правилам обеспечения безопасности при совершении транзакции в соответствии с настоящим Положением.  

В договоре могут быть предусмотрены другие дополнительные условия. Правила обслуживания и приема карт соответствующей системы могут быть включены в договор либо они дополнительно прилагаются к нему.»;  

- дополнить пунктом 53-1 следующего содержания: 

«53-1. Эквайер при оказании услуг по интернет-эквайрингу для ТСП должен удостовериться в правовой принадлежности сайта ТСП или сайтов ТСП, через который/которые производится продажа товаров/услуг.»; 

- дополнить пунктом 53-2 следующего содержания: 

«53-2. Договор между эквайером и ТСП, заключенный для оказания услуг интернет-эквайринга, должен содержать условия, предусмотренные пунктом 53 настоящего Положения, а также следующие условия:  

- соответствие сайта ТСП требованиям эквайера; 

- наличие требований к авторизации держателей карт на сайте ТСП.»; 

- дополнить пунктом 55-1 следующего содержания: 

«55-1. Эквайер перед заключением договора с ТСП должен осуществить проверку заявленной деятельности и сайта ТСП, указанных в договоре. Данные условия должны быть регламентированы во внутренних документах эквайера.»; 

- дополнить пунктом 55-2 следующего содержания: 

«55-2. Эквайер должен периодически, не реже 1 раза в 6 (шесть) месяцев с момента заключения договора с ТСП, проверять соответствие ТСП фактической деятельности, указанной в договоре. В случае обнаружения несоответствия заявленной деятельности либо подозрения на осуществление ТСП операций, связанных с нарушением законодательства по ПФТД/ЛПД, или на проведение запрещенных законодательством операций эквайер вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор в одностороннем порядке. При этом эквайер должен провести окончательные взаиморасчеты с ТСП в соответствии с заключенным договором с ТСП.»; 

- дополнить пунктом 56-1 следующего содержания: 

«56-1. При оказании услуг интернет-эквайринга эквайер вправе устанавливать не более 1 виртуального POS-терминала с одним кодом Merchant Category Code (далее MCC) на сайте ТСП, с которым заключил договор. При этом если у ТСП несколько видов деятельности, то МСС присваивается по основному виду. 

В случае если виртуальный POS-терминал будет использоваться ТСП не в соответствии с установленным MCC, эквайер вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор.». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС) следующие изменения: 

в Положении «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением:  

- пункт 2-1 изложить в следующей редакции: 

«2-1. Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность только с деятельностью платежной организации.  

Платежная организация может совмещать свою деятельность только с деятельностью оператора платежной системы.  

Оператор платежной системы/платежная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в лицензии, а также оказывать консультационные/информационные услуги и осуществлять иную деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения его основной деятельности. 

Платежная организация при наличии лицензии оператора платежной системы вправе в качестве сопутствующей деятельности оказывать услуги по эквайрингу банковских платежных карт при условии выполнения требований, установленных настоящим Положением и нормативными правовыми актами Национального банка.»; 

- в пункте 8 третье предложение изложить в следующей редакции:  

«Использование денежных средств, внесенных в целях формирования уставного капитала, в объеме требуемого минимального размера уставного капитала, до принятия Национальным банком решения о выдаче/отказе в выдаче лицензии запрещено.»; 

- дополнить пунктом 12-1 следующего содержания: 

«12-1. Платежная организация для оказания услуг эквайринга в пользу локальных ТСП с применением платежных карт путем установки POS-терминалов должна иметь уставный капитал не менее 20 000 000 (двадцати миллионов) сомов. 

Уставный капитал платежной организации при осуществлении эквайринга платежных карт путем установки POS-терминалов в совокупности должен составлять не менее 30 000 000 (тридцати миллионов) сомов при осуществлении приема платежей: 

- от плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет уполномоченного государственного органа по прогнозированию и исполнению бюджета в Национальном банке, при наличии прямых договоров с государственными органами или органами местного самоуправления, администрирующими уплату налогов, сборов и платежей;  

- в пользу третьих лиц поставщиков товаров/услуг нерезидентов при наличии договоров с данными поставщиками/ интеграции технических платформ и осуществлении финансовых взаиморасчетов по трансграничным платежам.»;  

- пункт 13 изложить в следующей редакции: 

«13. В случае если платежная система оператора платежной системы, согласно критериям значимости, установленным в Политике по надзору (оверсайту) за платежной системой, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2015 года № 38/4, признается системно-значимой/значимой платежной системой, или платежная организация/оператор платежной системы признается провайдером критичных услуг по итогам 12 (двенадцати) месяцев и более, то минимальный размер уставного капитала устанавливается в зависимости от степени значимости платежной системы в следующих размерах:  

1) не менее 200000000 (двухсот миллионов) сомов, если платежная система признается системно-значимой;  

2) не менее 30000000 (тридцати миллионов) сомов, если платежная система признается значимой;  

3) не менее 20000000 (двадцати миллионов) сомов, если платежная организация и/или оператор платежной системы признается провайдером критичных услуг.  

Платежная организация или оператор платежной системы в течение 6 (шести) месяцев со дня уведомления лицензиата о решении Комитета по платежной системе Национального банка должна/должен принять решение об увеличении уставного капитала в размере, установленном в настоящем пункте Положения, и внести в банк денежные средства. В случае невнесения денежных средств в установленные сроки Национальный банк применяет меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.  

Требования к размеру уставного капитала в данном пункте подлежат соблюдению платежными организациями/операторами платежных систем без учета требований к размерам уставного капитала, установленных в пункте 12-1 настоящего Положения.»; 

- в пункте 23 слова «15 (пятнадцати) рабочих дней» заменить словами «30 (тридцати) календарных дней»; 

- в пункте 47 абзац 10 после слов «услуг связи» дополнить словами «а также государственные органы, принимающие участие в обеспечении информационной безопасности;». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующие изменения: 

в Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 6:  

дополнить абзацем восемнадцатым следующего содержания: 

«Оплата по платежному QR-коду безналичная оплата за товары или услуги с применением мобильного приложения банка/платежной системы либо других устройств посредством считывания двухмерных символов штрихкода (QR-код).»

дополнить абзацем девятнадцатым следующего содержания: 

«Эквайринг деятельность, связанная с владением и обслуживанием сети периферийных устройств по приему платежей с использованием банковских платежных карт и других платежных инструментов/технологий на основании договоров с торгово-сервисными предприятиями о приеме и проведении платежей и расчетов за товары и услуги согласно правилам соответствующих платежных систем.»; 

дополнить абзацами двадцать-двадцать три следующего содержания: 

«В зависимости от используемых инструментов для проведения расчетов эквайринг включает следующие основные виды:  

Торговый эквайринг  услуга, оказываемая эквайером для торгово-сервисных предприятий (далее ТСП) по установке POS-терминалов и других периферийных устройств для приема безналичных платежей с применением различных платежных инструментов на основании заключенного договора. 

Интернет-эквайринг  услуга, оказываемая эквайером по приему безналичных платежей с применением платежных карт и электронных денег за товары и услуги, реализуемые через торговые платформы и интернет-магазины посредством специального веб-интерфейса, который обеспечивает передачу платежной информации и сохраняет ее конфиденциальность. 

Мобильный эквайринг  услуга, оказываемая эквайером по приему безналичных расчетов с применением платежных карт через мобильное приложение и специальный мобильный POS-терминал (mPOS-терминал) с применением мобильного телефона либо планшета.»; 

- дополнить главой 8 следующего содержания:  

«Глава 8. Требования к платежной организации, осуществляющей эквайринговую деятельность 

101. Настоящая глава определяет требования к платежным организациям, оказывающим услуги по приему безналичных платежей в пользу поставщиков товаров/услуг (торгово-сервисные предприятия (далее ТСП, поставщики государственных услуг, коммунальных услуг и т.п.) посредством периферийных устройств (далее эквайринг/эквайринговая деятельность/эквайринговые услуги) и порядок ее оказания. Плательщики осуществляют оплату за товары и услуги в пользу поставщиков через периферийные устройства с применением платежных карт и систем с бесконтактной технологией оплаты.  

102. Платежная организация вправе осуществлять эквайринговую деятельность только при наличии лицензии оператора платежной системы и соответствующего разрешения Национального банка на осуществление эквайринговой деятельности, а также при соблюдении требований, установленных настоящим Положением и законодательством Кыргызской Республики, включая в области ПФТД/ЛПД. 

103. Платежная организация для оказания эквайринговых услуг вправе устанавливать собственную сеть периферийных устройств в соответствии с требованиями платежных систем и обеспечивать проведение следующих операций: 

- покупки товаров/услуг через POS-терминалы, виртуальные POS-терминалы; 

- покупки товаров/ услуг с использованием QR-кодов; 

- пополнение банковских счетов, перевод денежных средств. 

Платежной организации в рамках оказания эквайринга запрещается выдача наличных денежных средств. 

104. Для осуществления эквайринга платежная организация должна соблюдать требования по уставному капиталу, установленные в Положении «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном постановлением Правления Национального банка от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС). 

105. Платежная организация должна иметь внутренние нормативные документы по оказанию эквайринговых услуг, соответствующие требованиям настоящего Положения и другим нормативным актам Национального банка. 

106. Платежная организация для осуществления эквайринговой деятельности должна направить заявление установленной формы согласно Приложению 3 к настоящему Положению в Национальный банк о намерении осуществлять эквайринговую деятельность с приложением документов, подтверждающих соответствие размера уставного капитала и типового договора с ТСП требованиям Национального банка. 

107. Национальный банк проводит проверку документов и предварительную проверку АПК платежной организации и в случае соответствия документов платежной организации установленным требованиям настоящего Положения направляет соответствующее письмо и включает в Реестр платежных организаций, оказывающих эквайринг банковских платежных карт от своего имени.  

Срок рассмотрения документов и проведения предварительной проверки составляет 15 (пятнадцать) календарных дней.  

В случае обнаружения несоответствия представленных документов Национальный банк направляет письмо о доработке документов.  

108. Платежная организация должна предоставить дополнительные документы в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения письменного уведомления Национального банка. Документы могут быть направлены по электронной почте с последующим досылом оригинала/ов документов. При этом отсчет срока рассмотрения заявления и документов начинается вновь со дня получения дополнительных документов (электронных/бумажных), удовлетворяющих требованиям настоящего Положения. 

109. При предоставлении документов, несоответствующих требованиям настоящего Положения, или не в полном объеме более 3 (трех) раз, либо с нарушением установленных сроков Национальный банк отказывает в рассмотрении документов и направляет письменное уведомление об этом. 

110. Повторная подача заявления и документов на осуществление эквайринга банковских карт допускается по истечении 6 (шести) месяцев со дня официального отказа в рассмотрении документов либо со дня истечения срока, указанного в пункте 109 настоящего Положения (в случае нарушения данного срока).  

Повторная подача заявления и документов на осуществление эквайринга банковских карт допускается только при устранении недостатков и замечаний, указанных Национальным банком при первичном рассмотрении документов. В случае неустранения замечаний, указанных Национальным банком при первичном рассмотрении документов, Национальный банк вправе отказать в рассмотрении документов без повторного направления на доработку в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты их поступления в Национальный банк. 

111. Платежная организация для оказания эквайринга по приему платежных карт должна заключить договор с соответствующей платежной системой с использованием карт и ее оператором об участии в системе и получить разрешение (лицензию, сертификат) на прием платежей с использованием карт данной системы. 

112. В случае прекращения предоставления эквайринговых услуг платежная организация также должна информировать Национальный банк в установленной форме не менее чем за один месяц до фактического прекращения предоставления эквайринга и осуществить окончательные взаиморасчеты с ТСП. 

113. Платежная организация перед заключением договора с ТСП должна осуществить проверку заявленной деятельности и сайта ТСП, указанных в договоре. Данные условия должны быть регламентированы во внутренних документах платежной организации. 

114. Платежная организация обязана за свой счет обеспечить прием и обслуживание национальной платежной карты в собственной сети на всех периферийных устройствах. Любые договорные отношения платежных организаций с ТСП не должны создавать барьеры и ограничения по обслуживанию национальных платежных карт другими платежными организациями. 

115. Все периферийное устройство, приобретаемое платежной организацией для приема платежей с использованием платежных карт, должно обеспечивать функциональную совместимость различных видов карт для их взаимного обслуживания и соответствовать техническим стандартам платежных систем. 

116. Платежная организация должна разместить на периферийном устройстве следующую информацию:  

- наименование платежной организации;  

- наименование платежной системы, карты которой принимаются к обслуживанию;  

- телефон горячей линии;  

- иную необходимую информацию для клиента. 

117. Платежная организация при оказании услуг по интернет-эквайрингу для ТСП должна удостовериться в правовой принадлежности сайта или сайтов ТСП, через который/которые производится продажа товаров. 

118. Программное обеспечение, позволяющее проводить мобильный эквайринг и внедряемое в портативные устройства, должно обеспечивать надежность и безопасность проведения платежей и оборудовано возможностью управлять удаленно. 

119. Для установки периферийного устройства в ТСП платежная организация должна заключить договор с ТСП на прием платежей, проведенных с использованием POS-терминала, и на право приема и обслуживания карт соответствующей системы. 

Договор между платежной организацией и ТСП должен содержать следующее: 

- наименование ТСП и его юридический адрес; 

- права и обязанности ТСП и платежной организации по приему и обслуживанию карт; 

- виды карт, принимаемых ТСП к обслуживанию в обязательном порядке; 

- запрет ТСП на установление дополнительной комиссии или более высокой цены (наценки) на товар/услугу в случае оплаты картой или с использованием QR-кода; 

- размер комиссий; 

- основные требования по соблюдению правил безопасности ТСП при использовании POS-терминала; 

- вид деятельности и обязательства ТСП по соблюдению деятельности ТСП, заявленной в договоре. В случае если деятельность ТСП подлежит лицензированию платежная организация должна требовать действующую лицензию ТСП на ведение данного вида деятельности; 

- требования о соблюдении ТСП законодательства по ПФТД/ЛПД, если ТСП является финансовым учреждением или включено в нефинансовую категорию лиц, согласно законодательству Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД; 

- требования о запрете проведения платежей за операции, запрещенные законодательством; 

- основные требования по соблюдению безопасности при приеме ТСП карт в качестве средства оплаты (авторизация, идентификация держателя карты, обязательное использование PIN-кода держателем карты при проведении транзакции или поддержки функционала 3D Secure (если иное не предусмотрено правилами соответствующей платежной системы), лимиты и иные требования согласно законодательству Кыргызской Республики; 

- минимальные требования безопасности при проведении платежей и переводов с использованием QR-кодов, установленные Правилами проведения платежей и переводов с использованием двухмерных символов штрихкода (QR-код), утвержденными постановлением Правления Национального банка от 11 декабря 2019 года № 2019-П-14/62-5-(ПС); 

- порядок возврата сумм по проведенным операциям, опротестованным соответствующей системой (chargeback); 

- процедуру возмещения стоимости товара, приобретенного безналичным способом с использованием карт или QR-кода, при его возврате; 

- порядок проведения в рамках договора проверки ТСП по качеству обслуживания карт, предоставляемых услуг, условий содержания и работоспособности терминалов, хранения чеков; 

- порядок взаимодействия в случае выявления операции с украденной/утерянной картой держателя или проведения несанкционированных транзакций самим ТСП;  

- распределение ответственности между сторонами в случае несанкционированных операций и нарушения процедур безопасности или других условий договора, и штрафные санкции, налагаемые на каждого участника; 

- порядок рассмотрения споров; 

- порядок расторжения договора; 

- требования по правилам обеспечения безопасности при совершении платежей в соответствии с требованиями Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике». 

В договоре могут быть предусмотрены другие дополнительные условия. Правила обслуживания и приема карт соответствующей системы могут быть включены в договор либо дополнительно приложены к нему. 

120. Договор между платежной организацией и ТСП, который заключен для оказания услуг интернет-эквайринга, должен содержать условия, предусмотренные пунктом 119 настоящего Положения, а также следующие условия:  

- соответствие сайта или сайтов ТСП требованиям платежной организации, а также требованиям о поддержании технологии безопасности 3D Secure; 

- наличие требований к авторизациям держателей карт на сайте или сайтах ТСП. 

121. В договоре с ТСП платежная организация должна установить лимиты на сумму одной операции, свыше которой ТСП необходимо запросить подтверждающий документ держателя карты (паспорт или другие документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики). Данные о документе, удостоверяющем личность, обязательно вносятся в чек. 

В договор с ТСП платежная организация должна включить инструкцию (правила) с описанием карт, признаками и/или списком подозрительных действий со стороны держателей карт и необходимые меры, которые должны принимать ТСП при получении соответствующего сообщения из платежной системы. При этом платежной организации необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим вопросы защиты прав потребителей, а также иными нормативными правовыми актами и рекомендациями операторов платежных систем, связанными с обеспечением безопасности платежей и расчетов. 

122. Платежная организация должна обеспечить обучение уполномоченных сотрудников ТСП правилам приема и обслуживания карт, распознаваний поддельных карт или случаев возможного мошенничества согласно всем процедурам безопасности, установленным в соответствующей системе. Процедуры безопасности обслуживания карт не подлежат разглашению третьим лицам, за исключением уполномоченных сотрудников ТСП, осуществляющих прием и обслуживание платежных карт в периферийных устройствах. 

123. ТСП может установить собственный POS-терминал или другие устройства для приема оплаты на условиях соблюдения установленных требований и стандартов, предъявляемых платежной организацией, соответствующей системой и настоящим Положением. В системе POS-терминал определяется как устройство платежной организации. 

124. При оказании услуг интернет-эквайринга платежная организация вправе устанавливать не более 1 виртуального POS-терминала с одним кодом Merchant Category Code (далее МСС) на сайте ТСП, с которым заключила договор. При этом если у ТСП несколько видов деятельности, то МСС присваивается по основному виду. 

В случае если виртуальный POS-терминал будет использоваться ТСП не в соответствии с установленным MCC, платежная организация вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор. 

125. Платежная организация осуществляет возмещение сумм по проведенным операциям с использованием карт в пользу ТСП путем зачисления денежных средств, поступивших от эмитентов по всем картам по результатам процессинга в соответствии со сроками, установленными регламентом и порядком работы системы, и договором.  

Окончательные взаиморасчеты и учет обязательств по эквайринговым услугам (возмещение по принятым платежам) производятся через банковские счета платежной организации, открытые у расчетного банка, и соответствующие банковские счета ТСП, либо через электронные кошельки в порядке, предусмотренном договором об оказании эквайринговых услуг. 

126. Платежная организация должна периодически, не реже 1 раза в год, проверять соответствие ТСП фактической деятельности, указанной в договоре. В случае обнаружения несоответствия заявленной деятельности либо подозрения на осуществление ТСП операций, связанных с нарушением законодательства по ПФТД/ЛПД, либо проведения ТСП запрещенных законодательством операций платежная организация вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор в одностороннем порядке. При этом платежная организация должна провести окончательные взаиморасчеты с ТСП в соответствии с заключенным договором с ТСП при условии отсутствия иных задолженностей ТСП и платежной организации перед банком-эмитентом. 

127. Платежная организация должна предоставлять в Национальный банк сведения о периферийных устройствах не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, согласно форме отчета 8 в Приложении 1 к настоящему Положению. 

128. Платежная организация, предоставляющая эквайринговые услуги, должна осуществлять мониторинг операций с использованием карт по параметрам, установленным регламентом и порядком работы соответствующей системы, а также проводить мероприятия для прекращения и/или предотвращения ошибочных и неправомочных операций. Платежные организации вправе передать данные функции в сторонний процессинговый центр или участнику соответствующей платежной системы согласно установленным договорным отношениям.»; 

- дополнить Приложением 3 следующего содержания:  

«Приложение 3 к Положению «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»  

 

Заявление   

 

Настоящим __________________________________________________ (полное наименование платежной организации) просит выдать разрешение для оказания эквайринговых услуг для торгово-сервисных предприятий по эквайрингу платежных карт путем установки POS-терминалов и включить в реестр платежных организаций, оказывающих эквайринговые услуги. 

 

Председатель правления/Руководитель (подпись, печать) 

  

Расшифровка подписи»; 

- Приложение к настоящему Положению дополнить формой отчета 8 следующего содержания:  

«ОТЧЕТ 

о Реестре периферийных устройств 

 

Наименование платежной организации: 

__________________________________________________ 

ИНН платежной организации: 

____________________________________________________________ 

ОКПО платежной организации:  

____________________________________________________________ 

По состоянию на «___» ______________ 20___ года 

 

 

№№ п/п 

Тип периферийного устройства 

ID периферийного устройства 

Местонахождение периферийного устройства 

Наименование платежных систем, обслуживаемых периферийным устройством 

Период доступа 

Место положение 

Область 

Район 

Айыльный аймак 

Город/пгт/село 

Улица 

10 

11 

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

  

Председатель правления (подпись, печать) 

  

Расшифровка подписи 

 

ПРАВИЛА 

по заполнению отчета по Реестру периферийных устройств 

 

1. В Реестре периферийных устройств отражается информация о периферийных устройствах, обеспечивающих удаленный доступ к банковскому счету клиента посредством платежных карт, а также без использования платежных карт (платежных терминалов) с указанием их конкретного месторасположения и минимальной информации о самом устройстве. 

2. В столбце 2 «Тип периферийного устройства» указывается вид устройства: POS-терминал-ТСП, cash-in-терминал, виртуальный POS-терминал, mPOS или иное периферийное устройство. 

3. В столбце 3 «ID периферийного устройства» указываются идентификационные номера устройства, согласно регистрационным номерам платежных организаций. 

4. В столбце 4 «Местоположение» указывается наименование места, где расположено устройство (ТСП, организация, и т.д.). Для виртуальных POS-терминалов (V-POS) указывается веб-адрес. 

5. В столбце 5 «Область» указывается наименование области Кыргызской Республики в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц СОАТЕ». 

6. В столбце 6 «Район» указывается наименование района области в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц СОАТЕ». 

7. В столбце 7 «Айыльный аймак» указывается наименование айыльного аймака района в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц СОАТЕ». 

8. В столбце 8 «Город/пгт/село» указывается наименование города, районных центров, пгт, села в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц СОАТЕ». 

9. В столбце 7 «Улица» указывается наименование улицы. В случае если периферийные устройства установлены на местах, не имеющих конкретного адреса (наименования улицы, №), то более развернутая информация указывается в столбце 4 «Местоположение», т.е. наименование организации, структурного подразделения данной организации и т.д. 

10. В столбце 10 «Наименование платежных систем, обслуживаемых периферийным устройством», указывается наименование платежных систем, обслуживаемых данным устройством («Элкарт», VISA, MasterCard, UnionPay и т.д.). 

11. В столбце 11 «Период доступа» указывается время/период доступа к данному устройству. 

К отчету должно прилагаться сопроводительное письмо, в котором отражена информация по внесенным изменениям (установка/изъятие и перемещение банковского оборудования). 

Отчеты/уведомления должны предоставляться в форме и сроки, установленные Национальным банком. Платежная организация несет ответственность за строгое соблюдение всех условий и требований настоящего Положения, в том числе за предоставление своевременной и корректной информации.». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платежных систем и платежных организаций» от 31 марта 2023 года № 2023-П-14/21-1-(ПС) следующее изменение: 

Положение «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платежных систем и платежных организаций», утвержденное вышеуказанным постановлением, дополнить главой 5-1 «Требования к процессу обслуживания банковских платежных карт» в следующей редакции: 

«Глава 5-1. Требования к процессу обслуживания платежных карт   

40-1. При обслуживании платежных карт ОПС/ПО должен/должна обеспечить выполнение требований настоящего Положения.    

40-2. При обслуживании платежных карт ОПС/ПО или их процессинговый центр должен/должна иметь действующий сертификат соответствия требованиям безопасности стандарта PCI DSS, и, соответственно, выполнять требования безопасности PCI DSS.».