Постановление Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 22 мая 2024 года
№ 2024-П-14/23-2-(ПС)
О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются):
- «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8;
- «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС);
- «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС);
- «Об утверждении Положения «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платежных систем и платежных организаций» от 31 марта 2023 года № 2023-П-14/21-1-(ПС).
2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.
3. Юридическому управлению:
- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;
- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.
4. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций Кыргызской Республики.
5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем.
Председатель К. Боконтаев
Приложение
к постановлению Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 22 мая 2024 года
№ 2024-П-14/23-2-(ПС)
Изменения
в некоторые нормативные правовые акты
Национального банка Кыргызской Республики
1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8 следующие изменения:
в Положении «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- в пункте 5:
абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
«Виртуальный POS-терминал – веб-интерфейс, заменяющий физический POS-терминал и взаимодействующий с системой банка/платежной организации для совершения операций по оплате за товары и услуги посредством банковских платежных карт и других инструментов дистанционного обслуживания и относящийся к периферийным устройствам эквайера. Виртуальный POS-терминал может также использоваться для пополнения банковских счетов с учетом критериев оценки степени (уровня) риска банка/платежной организации, согласно внутренним нормативным документам, а также для соблюдения требований законодательства Кыргызской Республики.»;
дополнить абзацем тридцать третьим следующего содержания:
«Оплата по платежному QR-коду – безналичная оплата за товары или услуги с применением мобильного приложения банка/платежной системы либо других устройств посредством считывания двухмерных символов штрихкода (QR-код).»;
абзац тридцать четвертый изложить в следующей редакции:
«Периферийные (эквайринговые) устройства – терминалы, банкоматы, платежные терминалы и приложения, депозитные машины, мобильные устройства и иные устройства, составляющие техническую инфраструктуру / инструмент по приему и обслуживанию банковских платежных карт, приему платежей по QR-коду и других инструментов дистанционного обслуживания.»;
абзац пятьдесят первый изложить в следующей редакции:
«Эквайер – банк, платежная организация, МФК, МКК, которые являются владельцами периферийных устройств, обеспечивающих возможность проведения авторизации или транзакций через свои периферийные устройства согласно технологиям и нормативным актам соответствующих платежных систем и законодательством Кыргызской Республики.»;
абзац пятьдесят второй изложить в следующей редакции:
«Эквайринг – деятельность, связанная с владением и обслуживанием сети периферийных устройств по приему платежей с использованием банковских платежных карт и других платежных инструментов/технологий на основании договоров с торгово-сервисными предприятиями о приеме и проведении платежей и расчетов за товары и услуги согласно правилам соответствующих платежных систем.»;
дополнить абзацами пятьдесят три, пятьдесят четыре, пятьдесят пять и пятьдесят шесть следующего содержания:
«В зависимости от используемых инструментов для проведения платежей эквайринг подразделяется на следующие основные виды:
Торговый эквайринг – услуга, оказываемая эквайером для торгово-сервисных предприятий (далее – ТСП) по установке POS-терминалов и других периферийных устройств для приема и проведения безналичных платежей и расчетов с применением различных платежных инструментов на основании заключенного договора.
Интернет-эквайринг – услуга, оказываемая эквайером по приему и проведению безналичных платежей и расчетов с применением платежных карт и электронных денег за товары и услуги, реализуемые через торговые электронные платформы и интернет-магазины посредством специального веб-интерфейса, который обеспечивает передачу платежной информации и сохраняет ее конфиденциальность.
Мобильный эквайринг – услуга, оказываемая эквайером по приему и проведению безналичных платежей и расчетов с применением платежных карт через мобильное приложение и специальный мобильный POS-терминал (mPOS-терминал) с использованием мобильного телефона либо планшета.»;
- пункт 53 изложить в следующей редакции:
«53. Для установки периферийного устройства в ТСП эквайер должен заключить договор с ТСП об открытии счета для проведения расчетов по транзакциям, проведенным с использованием терминала, и на право приема и обслуживания карт соответствующей системы. Договор между эквайером и ТСП должен содержать следующее:
- наименование ТСП и его юридический адрес;
- права и обязанности ТСП и эквайера по приему и обслуживанию карт;
- виды карт, принимаемых ТСП к обслуживанию в обязательном порядке;
- запрет ТСП на установление дополнительной комиссии или более высокой цены (наценки) на товар/услугу в случае оплаты картой или с использованием QR-кода;
- размер комиссий;
- основные требования по соблюдению правил безопасности ТСП при использовании POS-терминала;
- вид деятельности и обязательства ТСП по соблюдению деятельности ТСП, заявленной в договоре. В случае если деятельность ТСП подлежит лицензированию, эквайер должен требовать действующую лицензию ТСП на ведение данного вида деятельности;
- требования о соблюдении ТСП законодательства по ПФТД/ЛПД, если ТСП является финансовым учреждением или включено в нефинансовую категорию лиц, согласно законодательству Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД;
- требования о запрете проведения платежей за операции, запрещенные законодательством;
- основные требования по соблюдению безопасности при приеме карт ТСП в качестве средства оплаты (авторизация, идентификация держателя карты, обязательное использование PIN-кода держателем карты при проведении транзакции или поддержки функционала 3D-Secure (если иное не предусмотрено правилами соответствующей платежной системы), лимиты и иные требования) согласно законодательству Кыргызской Республики;
- порядок возврата сумм по проведенным операциям, опротестованным соответствующей системой;
- процедуру возмещения стоимости товара, приобретенного по карте, при его возврате;
- порядок проведения в рамках договора проверки ТСП по качеству обслуживания карт, предоставляемых услуг, условий содержания и работоспособности терминалов, хранения чеков;
- порядок взаимодействия в случае выявления операции с украденной/утерянной картой держателя или проведения несанкционированных транзакций самим ТСП;
- распределение ответственности между сторонами в случае несанкционированных операций, нарушения процедур безопасности или других условий договора и штрафные санкции, налагаемые на каждого участника;
- порядок рассмотрения споров;
- порядок расторжения договора;
- требование по правилам обеспечения безопасности при совершении транзакции в соответствии с настоящим Положением.
В договоре могут быть предусмотрены другие дополнительные условия. Правила обслуживания и приема карт соответствующей системы могут быть включены в договор либо они дополнительно прилагаются к нему.»;
- дополнить пунктом 53-1 следующего содержания:
«53-1. Эквайер при оказании услуг по интернет-эквайрингу для ТСП должен удостовериться в правовой принадлежности сайта ТСП или сайтов ТСП, через который/которые производится продажа товаров/услуг.»;
- дополнить пунктом 53-2 следующего содержания:
«53-2. Договор между эквайером и ТСП, заключенный для оказания услуг интернет-эквайринга, должен содержать условия, предусмотренные пунктом 53 настоящего Положения, а также следующие условия:
- соответствие сайта ТСП требованиям эквайера;
- наличие требований к авторизации держателей карт на сайте ТСП.»;
- дополнить пунктом 55-1 следующего содержания:
«55-1. Эквайер перед заключением договора с ТСП должен осуществить проверку заявленной деятельности и сайта ТСП, указанных в договоре. Данные условия должны быть регламентированы во внутренних документах эквайера.»;
- дополнить пунктом 55-2 следующего содержания:
«55-2. Эквайер должен периодически, не реже 1 раза в 6 (шесть) месяцев с момента заключения договора с ТСП, проверять соответствие ТСП фактической деятельности, указанной в договоре. В случае обнаружения несоответствия заявленной деятельности либо подозрения на осуществление ТСП операций, связанных с нарушением законодательства по ПФТД/ЛПД, или на проведение запрещенных законодательством операций эквайер вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор в одностороннем порядке. При этом эквайер должен провести окончательные взаиморасчеты с ТСП в соответствии с заключенным договором с ТСП.»;
- дополнить пунктом 56-1 следующего содержания:
«56-1. При оказании услуг интернет-эквайринга эквайер вправе устанавливать не более 1 виртуального POS-терминала с одним кодом Merchant Category Code (далее – MCC) на сайте ТСП, с которым заключил договор. При этом если у ТСП несколько видов деятельности, то МСС присваивается по основному виду.
В случае если виртуальный POS-терминал будет использоваться ТСП не в соответствии с установленным MCC, эквайер вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор.».
2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС) следующие изменения:
в Положении «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 2-1 изложить в следующей редакции:
«2-1. Оператор платежной системы может совмещать свою деятельность только с деятельностью платежной организации.
Платежная организация может совмещать свою деятельность только с деятельностью оператора платежной системы.
Оператор платежной системы/платежная организация вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в лицензии, а также оказывать консультационные/информационные услуги и осуществлять иную деятельность, которая является сопутствующей к основной или необходима для обеспечения его основной деятельности.
Платежная организация при наличии лицензии оператора платежной системы вправе в качестве сопутствующей деятельности оказывать услуги по эквайрингу банковских платежных карт при условии выполнения требований, установленных настоящим Положением и нормативными правовыми актами Национального банка.»;
- в пункте 8 третье предложение изложить в следующей редакции:
«Использование денежных средств, внесенных в целях формирования уставного капитала, в объеме требуемого минимального размера уставного капитала, до принятия Национальным банком решения о выдаче/отказе в выдаче лицензии запрещено.»;
- дополнить пунктом 12-1 следующего содержания:
«12-1. Платежная организация для оказания услуг эквайринга в пользу локальных ТСП с применением платежных карт путем установки POS-терминалов должна иметь уставный капитал не менее 20 000 000 (двадцати миллионов) сомов.
Уставный капитал платежной организации при осуществлении эквайринга платежных карт путем установки POS-терминалов в совокупности должен составлять не менее 30 000 000 (тридцати миллионов) сомов при осуществлении приема платежей:
- от плательщиков по уплате налогов, сборов и платежей, подлежащих зачислению на Единый казначейский счет уполномоченного государственного органа по прогнозированию и исполнению бюджета в Национальном банке, при наличии прямых договоров с государственными органами или органами местного самоуправления, администрирующими уплату налогов, сборов и платежей;
- в пользу третьих лиц – поставщиков товаров/услуг – нерезидентов при наличии договоров с данными поставщиками/ интеграции технических платформ и осуществлении финансовых взаиморасчетов по трансграничным платежам.»;
- пункт 13 изложить в следующей редакции:
«13. В случае если платежная система оператора платежной системы, согласно критериям значимости, установленным в Политике по надзору (оверсайту) за платежной системой, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 15 июля 2015 года № 38/4, признается системно-значимой/значимой платежной системой, или платежная организация/оператор платежной системы признается провайдером критичных услуг по итогам 12 (двенадцати) месяцев и более, то минимальный размер уставного капитала устанавливается в зависимости от степени значимости платежной системы в следующих размерах:
1) не менее 200000000 (двухсот миллионов) сомов, если платежная система признается системно-значимой;
2) не менее 30000000 (тридцати миллионов) сомов, если платежная система признается значимой;
3) не менее 20000000 (двадцати миллионов) сомов, если платежная организация и/или оператор платежной системы признается провайдером критичных услуг.
Платежная организация или оператор платежной системы в течение 6 (шести) месяцев со дня уведомления лицензиата о решении Комитета по платежной системе Национального банка должна/должен принять решение об увеличении уставного капитала в размере, установленном в настоящем пункте Положения, и внести в банк денежные средства. В случае невнесения денежных средств в установленные сроки Национальный банк применяет меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
Требования к размеру уставного капитала в данном пункте подлежат соблюдению платежными организациями/операторами платежных систем без учета требований к размерам уставного капитала, установленных в пункте 12-1 настоящего Положения.»;
- в пункте 23 слова «15 (пятнадцати) рабочих дней» заменить словами «30 (тридцати) календарных дней»;
- в пункте 47 абзац 10 после слов «услуг связи» дополнить словами «а также государственные органы, принимающие участие в обеспечении информационной безопасности;».
3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующие изменения:
в Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением:
- пункт 6:
дополнить абзацем восемнадцатым следующего содержания:
«Оплата по платежному QR-коду – безналичная оплата за товары или услуги с применением мобильного приложения банка/платежной системы либо других устройств посредством считывания двухмерных символов штрихкода (QR-код).»;
дополнить абзацем девятнадцатым следующего содержания:
«Эквайринг – деятельность, связанная с владением и обслуживанием сети периферийных устройств по приему платежей с использованием банковских платежных карт и других платежных инструментов/технологий на основании договоров с торгово-сервисными предприятиями о приеме и проведении платежей и расчетов за товары и услуги согласно правилам соответствующих платежных систем.»;
дополнить абзацами двадцать-двадцать три следующего содержания:
«В зависимости от используемых инструментов для проведения расчетов эквайринг включает следующие основные виды:
Торговый эквайринг – услуга, оказываемая эквайером для торгово-сервисных предприятий (далее – ТСП) по установке POS-терминалов и других периферийных устройств для приема безналичных платежей с применением различных платежных инструментов на основании заключенного договора.
Интернет-эквайринг – услуга, оказываемая эквайером по приему безналичных платежей с применением платежных карт и электронных денег за товары и услуги, реализуемые через торговые платформы и интернет-магазины посредством специального веб-интерфейса, который обеспечивает передачу платежной информации и сохраняет ее конфиденциальность.
Мобильный эквайринг – услуга, оказываемая эквайером по приему безналичных расчетов с применением платежных карт через мобильное приложение и специальный мобильный POS-терминал (mPOS-терминал) с применением мобильного телефона либо планшета.»;
- дополнить главой 8 следующего содержания:
«Глава 8. Требования к платежной организации, осуществляющей эквайринговую деятельность
101. Настоящая глава определяет требования к платежным организациям, оказывающим услуги по приему безналичных платежей в пользу поставщиков товаров/услуг (торгово-сервисные предприятия (далее – ТСП, поставщики государственных услуг, коммунальных услуг и т.п.) посредством периферийных устройств (далее – эквайринг/эквайринговая деятельность/эквайринговые услуги) и порядок ее оказания. Плательщики осуществляют оплату за товары и услуги в пользу поставщиков через периферийные устройства с применением платежных карт и систем с бесконтактной технологией оплаты.
102. Платежная организация вправе осуществлять эквайринговую деятельность только при наличии лицензии оператора платежной системы и соответствующего разрешения Национального банка на осуществление эквайринговой деятельности, а также при соблюдении требований, установленных настоящим Положением и законодательством Кыргызской Республики, включая в области ПФТД/ЛПД.
103. Платежная организация для оказания эквайринговых услуг вправе устанавливать собственную сеть периферийных устройств в соответствии с требованиями платежных систем и обеспечивать проведение следующих операций:
- покупки товаров/услуг через POS-терминалы, виртуальные POS-терминалы;
- покупки товаров/ услуг с использованием QR-кодов;
- пополнение банковских счетов, перевод денежных средств.
Платежной организации в рамках оказания эквайринга запрещается выдача наличных денежных средств.
104. Для осуществления эквайринга платежная организация должна соблюдать требования по уставному капиталу, установленные в Положении «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном постановлением Правления Национального банка от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС).
105. Платежная организация должна иметь внутренние нормативные документы по оказанию эквайринговых услуг, соответствующие требованиям настоящего Положения и другим нормативным актам Национального банка.
106. Платежная организация для осуществления эквайринговой деятельности должна направить заявление установленной формы согласно Приложению 3 к настоящему Положению в Национальный банк о намерении осуществлять эквайринговую деятельность с приложением документов, подтверждающих соответствие размера уставного капитала и типового договора с ТСП требованиям Национального банка.
107. Национальный банк проводит проверку документов и предварительную проверку АПК платежной организации и в случае соответствия документов платежной организации установленным требованиям настоящего Положения направляет соответствующее письмо и включает в Реестр платежных организаций, оказывающих эквайринг банковских платежных карт от своего имени.
Срок рассмотрения документов и проведения предварительной проверки составляет 15 (пятнадцать) календарных дней.
В случае обнаружения несоответствия представленных документов Национальный банк направляет письмо о доработке документов.
108. Платежная организация должна предоставить дополнительные документы в течение 15 (пятнадцати) календарных дней со дня получения письменного уведомления Национального банка. Документы могут быть направлены по электронной почте с последующим досылом оригинала/ов документов. При этом отсчет срока рассмотрения заявления и документов начинается вновь со дня получения дополнительных документов (электронных/бумажных), удовлетворяющих требованиям настоящего Положения.
109. При предоставлении документов, несоответствующих требованиям настоящего Положения, или не в полном объеме более 3 (трех) раз, либо с нарушением установленных сроков Национальный банк отказывает в рассмотрении документов и направляет письменное уведомление об этом.
110. Повторная подача заявления и документов на осуществление эквайринга банковских карт допускается по истечении 6 (шести) месяцев со дня официального отказа в рассмотрении документов либо со дня истечения срока, указанного в пункте 109 настоящего Положения (в случае нарушения данного срока).
Повторная подача заявления и документов на осуществление эквайринга банковских карт допускается только при устранении недостатков и замечаний, указанных Национальным банком при первичном рассмотрении документов. В случае неустранения замечаний, указанных Национальным банком при первичном рассмотрении документов, Национальный банк вправе отказать в рассмотрении документов без повторного направления на доработку в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты их поступления в Национальный банк.
111. Платежная организация для оказания эквайринга по приему платежных карт должна заключить договор с соответствующей платежной системой с использованием карт и ее оператором об участии в системе и получить разрешение (лицензию, сертификат) на прием платежей с использованием карт данной системы.
112. В случае прекращения предоставления эквайринговых услуг платежная организация также должна информировать Национальный банк в установленной форме не менее чем за один месяц до фактического прекращения предоставления эквайринга и осуществить окончательные взаиморасчеты с ТСП.
113. Платежная организация перед заключением договора с ТСП должна осуществить проверку заявленной деятельности и сайта ТСП, указанных в договоре. Данные условия должны быть регламентированы во внутренних документах платежной организации.
114. Платежная организация обязана за свой счет обеспечить прием и обслуживание национальной платежной карты в собственной сети на всех периферийных устройствах. Любые договорные отношения платежных организаций с ТСП не должны создавать барьеры и ограничения по обслуживанию национальных платежных карт другими платежными организациями.
115. Все периферийное устройство, приобретаемое платежной организацией для приема платежей с использованием платежных карт, должно обеспечивать функциональную совместимость различных видов карт для их взаимного обслуживания и соответствовать техническим стандартам платежных систем.
116. Платежная организация должна разместить на периферийном устройстве следующую информацию:
- наименование платежной организации;
- наименование платежной системы, карты которой принимаются к обслуживанию;
- телефон горячей линии;
- иную необходимую информацию для клиента.
117. Платежная организация при оказании услуг по интернет-эквайрингу для ТСП должна удостовериться в правовой принадлежности сайта или сайтов ТСП, через который/которые производится продажа товаров.
118. Программное обеспечение, позволяющее проводить мобильный эквайринг и внедряемое в портативные устройства, должно обеспечивать надежность и безопасность проведения платежей и оборудовано возможностью управлять удаленно.
119. Для установки периферийного устройства в ТСП платежная организация должна заключить договор с ТСП на прием платежей, проведенных с использованием POS-терминала, и на право приема и обслуживания карт соответствующей системы.
Договор между платежной организацией и ТСП должен содержать следующее:
- наименование ТСП и его юридический адрес;
- права и обязанности ТСП и платежной организации по приему и обслуживанию карт;
- виды карт, принимаемых ТСП к обслуживанию в обязательном порядке;
- запрет ТСП на установление дополнительной комиссии или более высокой цены (наценки) на товар/услугу в случае оплаты картой или с использованием QR-кода;
- размер комиссий;
- основные требования по соблюдению правил безопасности ТСП при использовании POS-терминала;
- вид деятельности и обязательства ТСП по соблюдению деятельности ТСП, заявленной в договоре. В случае если деятельность ТСП подлежит лицензированию платежная организация должна требовать действующую лицензию ТСП на ведение данного вида деятельности;
- требования о соблюдении ТСП законодательства по ПФТД/ЛПД, если ТСП является финансовым учреждением или включено в нефинансовую категорию лиц, согласно законодательству Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД;
- требования о запрете проведения платежей за операции, запрещенные законодательством;
- основные требования по соблюдению безопасности при приеме ТСП карт в качестве средства оплаты (авторизация, идентификация держателя карты, обязательное использование PIN-кода держателем карты при проведении транзакции или поддержки функционала 3D Secure (если иное не предусмотрено правилами соответствующей платежной системы), лимиты и иные требования согласно законодательству Кыргызской Республики;
- минимальные требования безопасности при проведении платежей и переводов с использованием QR-кодов, установленные Правилами проведения платежей и переводов с использованием двухмерных символов штрихкода (QR-код), утвержденными постановлением Правления Национального банка от 11 декабря 2019 года № 2019-П-14/62-5-(ПС);
- порядок возврата сумм по проведенным операциям, опротестованным соответствующей системой (chargeback);
- процедуру возмещения стоимости товара, приобретенного безналичным способом с использованием карт или QR-кода, при его возврате;
- порядок проведения в рамках договора проверки ТСП по качеству обслуживания карт, предоставляемых услуг, условий содержания и работоспособности терминалов, хранения чеков;
- порядок взаимодействия в случае выявления операции с украденной/утерянной картой держателя или проведения несанкционированных транзакций самим ТСП;
- распределение ответственности между сторонами в случае несанкционированных операций и нарушения процедур безопасности или других условий договора, и штрафные санкции, налагаемые на каждого участника;
- порядок рассмотрения споров;
- порядок расторжения договора;
- требования по правилам обеспечения безопасности при совершении платежей в соответствии с требованиями Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике».
В договоре могут быть предусмотрены другие дополнительные условия. Правила обслуживания и приема карт соответствующей системы могут быть включены в договор либо дополнительно приложены к нему.
120. Договор между платежной организацией и ТСП, который заключен для оказания услуг интернет-эквайринга, должен содержать условия, предусмотренные пунктом 119 настоящего Положения, а также следующие условия:
- соответствие сайта или сайтов ТСП требованиям платежной организации, а также требованиям о поддержании технологии безопасности 3D Secure;
- наличие требований к авторизациям держателей карт на сайте или сайтах ТСП.
121. В договоре с ТСП платежная организация должна установить лимиты на сумму одной операции, свыше которой ТСП необходимо запросить подтверждающий документ держателя карты (паспорт или другие документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики). Данные о документе, удостоверяющем личность, обязательно вносятся в чек.
В договор с ТСП платежная организация должна включить инструкцию (правила) с описанием карт, признаками и/или списком подозрительных действий со стороны держателей карт и необходимые меры, которые должны принимать ТСП при получении соответствующего сообщения из платежной системы. При этом платежной организации необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим вопросы защиты прав потребителей, а также иными нормативными правовыми актами и рекомендациями операторов платежных систем, связанными с обеспечением безопасности платежей и расчетов.
122. Платежная организация должна обеспечить обучение уполномоченных сотрудников ТСП правилам приема и обслуживания карт, распознаваний поддельных карт или случаев возможного мошенничества согласно всем процедурам безопасности, установленным в соответствующей системе. Процедуры безопасности обслуживания карт не подлежат разглашению третьим лицам, за исключением уполномоченных сотрудников ТСП, осуществляющих прием и обслуживание платежных карт в периферийных устройствах.
123. ТСП может установить собственный POS-терминал или другие устройства для приема оплаты на условиях соблюдения установленных требований и стандартов, предъявляемых платежной организацией, соответствующей системой и настоящим Положением. В системе POS-терминал определяется как устройство платежной организации.
124. При оказании услуг интернет-эквайринга платежная организация вправе устанавливать не более 1 виртуального POS-терминала с одним кодом Merchant Category Code (далее – МСС) на сайте ТСП, с которым заключила договор. При этом если у ТСП несколько видов деятельности, то МСС присваивается по основному виду.
В случае если виртуальный POS-терминал будет использоваться ТСП не в соответствии с установленным MCC, платежная организация вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор.
125. Платежная организация осуществляет возмещение сумм по проведенным операциям с использованием карт в пользу ТСП путем зачисления денежных средств, поступивших от эмитентов по всем картам по результатам процессинга в соответствии со сроками, установленными регламентом и порядком работы системы, и договором.
Окончательные взаиморасчеты и учет обязательств по эквайринговым услугам (возмещение по принятым платежам) производятся через банковские счета платежной организации, открытые у расчетного банка, и соответствующие банковские счета ТСП, либо через электронные кошельки в порядке, предусмотренном договором об оказании эквайринговых услуг.
126. Платежная организация должна периодически, не реже 1 раза в год, проверять соответствие ТСП фактической деятельности, указанной в договоре. В случае обнаружения несоответствия заявленной деятельности либо подозрения на осуществление ТСП операций, связанных с нарушением законодательства по ПФТД/ЛПД, либо проведения ТСП запрещенных законодательством операций платежная организация вправе прекратить оказывать эквайринговые услуги для ТСП и расторгнуть договор в одностороннем порядке. При этом платежная организация должна провести окончательные взаиморасчеты с ТСП в соответствии с заключенным договором с ТСП при условии отсутствия иных задолженностей ТСП и платежной организации перед банком-эмитентом.
127. Платежная организация должна предоставлять в Национальный банк сведения о периферийных устройствах не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, согласно форме отчета 8 в Приложении 1 к настоящему Положению.
128. Платежная организация, предоставляющая эквайринговые услуги, должна осуществлять мониторинг операций с использованием карт по параметрам, установленным регламентом и порядком работы соответствующей системы, а также проводить мероприятия для прекращения и/или предотвращения ошибочных и неправомочных операций. Платежные организации вправе передать данные функции в сторонний процессинговый центр или участнику соответствующей платежной системы согласно установленным договорным отношениям.»;
- дополнить Приложением 3 следующего содержания:
«Приложение 3 к Положению «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем»
Заявление
Настоящим __________________________________________________ (полное наименование платежной организации) просит выдать разрешение для оказания эквайринговых услуг для торгово-сервисных предприятий по эквайрингу платежных карт путем установки POS-терминалов и включить в реестр платежных организаций, оказывающих эквайринговые услуги.
Председатель правления/Руководитель (подпись, печать)
Расшифровка подписи»;
- Приложение к настоящему Положению дополнить формой отчета 8 следующего содержания:
«ОТЧЕТ
о Реестре периферийных устройств
Наименование платежной организации:
__________________________________________________
ИНН платежной организации:
____________________________________________________________
ОКПО платежной организации:
____________________________________________________________
По состоянию на «___» ______________ 20___ года
№№ п/п |
Тип периферийного устройства |
ID периферийного устройства |
Местонахождение периферийного устройства |
Наименование платежных систем, обслуживаемых периферийным устройством |
Период доступа |
|||||
Место положение |
Область |
Район |
Айыльный аймак |
Город/пгт/село |
Улица |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Председатель правления (подпись, печать)
Расшифровка подписи
ПРАВИЛА
по заполнению отчета по Реестру периферийных устройств
1. В Реестре периферийных устройств отражается информация о периферийных устройствах, обеспечивающих удаленный доступ к банковскому счету клиента посредством платежных карт, а также без использования платежных карт (платежных терминалов) с указанием их конкретного месторасположения и минимальной информации о самом устройстве.
2. В столбце 2 «Тип периферийного устройства» указывается вид устройства: POS-терминал-ТСП, cash-in-терминал, виртуальный POS-терминал, mPOS или иное периферийное устройство.
3. В столбце 3 «ID периферийного устройства» указываются идентификационные номера устройства, согласно регистрационным номерам платежных организаций.
4. В столбце 4 «Местоположение» указывается наименование места, где расположено устройство (ТСП, организация, и т.д.). Для виртуальных POS-терминалов (V-POS) указывается веб-адрес.
5. В столбце 5 «Область» указывается наименование области Кыргызской Республики в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц – СОАТЕ».
6. В столбце 6 «Район» указывается наименование района области в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц – СОАТЕ».
7. В столбце 7 «Айыльный аймак» указывается наименование айыльного аймака района в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц – СОАТЕ».
8. В столбце 8 «Город/пгт/село» указывается наименование города, районных центров, пгт, села в соответствии со справочником Национального статистического комитета Кыргызской Республики «Классификатор админ. террит. единиц – СОАТЕ».
9. В столбце 7 «Улица» указывается наименование улицы. В случае если периферийные устройства установлены на местах, не имеющих конкретного адреса (наименования улицы, №), то более развернутая информация указывается в столбце 4 «Местоположение», т.е. наименование организации, структурного подразделения данной организации и т.д.
10. В столбце 10 «Наименование платежных систем, обслуживаемых периферийным устройством», указывается наименование платежных систем, обслуживаемых данным устройством («Элкарт», VISA, MasterCard, UnionPay и т.д.).
11. В столбце 11 «Период доступа» указывается время/период доступа к данному устройству.
К отчету должно прилагаться сопроводительное письмо, в котором отражена информация по внесенным изменениям (установка/изъятие и перемещение банковского оборудования).
Отчеты/уведомления должны предоставляться в форме и сроки, установленные Национальным банком. Платежная организация несет ответственность за строгое соблюдение всех условий и требований настоящего Положения, в том числе за предоставление своевременной и корректной информации.».
4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платежных систем и платежных организаций» от 31 марта 2023 года № 2023-П-14/21-1-(ПС) следующее изменение:
Положение «О требованиях по обеспечению информационной безопасности операторов платежных систем и платежных организаций», утвержденное вышеуказанным постановлением, дополнить главой 5-1 «Требования к процессу обслуживания банковских платежных карт» в следующей редакции:
«Глава 5-1. Требования к процессу обслуживания платежных карт
40-1. При обслуживании платежных карт ОПС/ПО должен/должна обеспечить выполнение требований настоящего Положения.
40-2. При обслуживании платежных карт ОПС/ПО или их процессинговый центр должен/должна иметь действующий сертификат соответствия требованиям безопасности стандарта PCI DSS, и, соответственно, выполнять требования безопасности PCI DSS.».