27 сентября 2006 года Правлением Национального банка Кыргызской Республики были рассмотрены и приняты следующие документы:
· постановление Правления НБКР №28/5 от 27 сентября 2006 года "О Плане работы Правления НБКР на 4-й квартал 2006 года". Полный текст настоящего Плана размещен на веб-сайте Национального банка Кыргызской Республики по адресу www.nbkr.kg в разделе "О Банке"/"Правление Национального банка";
· постановление Правления НБКР №28/7 от 27 сентября 2006 года "О Положении "О структуре международных резервов НБКР на 4-й квартал 2006 года". Настоящее Положение определяет структуру международных резервов, набор инструментов по рабочему активу в каждой валюте. Параметры международных резервов, определяемые настоящим Положением, пересматриваются на ежеквартальной основе. Портфель международных резервов состоит из следующих активов: золото, доллары США, канадские доллары, евро, швейцарские франки, английские фунты, австралийские доллары, СДР, а также иные валюты, объединяемые в группу "прочие валюты". В настоящее время валютный портфель выглядит следующим образом: доллары США - 32%, евро - 30%, канадские доллары - 18%, австралийские доллары - 11%, английские фунты - 5% и швейцарские франки - 4%;
· постановление Правления НБКР №28/8 от 27 сентября 2006 года "Об обменном курсе доллара, применяемом для расчета обязательных резервных требований". Обменный курс доллара США для расчета обязательных резервных требований на период со 2 октября 2006 года по 3 июня 2007 года установлен в размере 39,3 сом за 1 доллар США;
· постановление Правления НБКР №28/10 от 27 сентября 2006 года "О создании отдела по контролю рисков (middle office)". В целях совершенствования системы внутреннего контроля Национального банка Кыргызской Республики и ограничения рисков, принято решение о создании Отдела по контролю рисков. Основная цель создаваемого Отдела - управление рисками при проведении операций Национальным банком на финансовых рынках. Основными задачами создаваемого отдела будут: риск-контроль сделок, заключаемых на финансовых рынках; анализ финансовых рынков, заключенных сделок, существующих рисков; выработка рекомендаций по совершенствованию порядка проведения операций, проводимых на финансовых рынках, в целях обеспечения эффективности, надежности и достаточности процесса управления рисками;
· постановление Правления НБКР №28/12 от 27 сентября 2006 года "Об утверждении Положения "О банковских платежных картах в Кыргызской Республике". Новое Положение было разработано с учетом новых потребностей рынка в развитии республиканской системы расчетов с использованием банковских платежных карт. Оно регулирует взаимоотношения участников систем расчетов с использованием банковских платежных карт, определяет порядок эмиссии и эквайринга карт, а также правила проведения операций и безналичных расчетов с использованием карт на территории Кыргызской Республики. Положение включает отдельный раздел, регулирующий порядок эмиссии и распространения предоплаченных карт. Для снижения возможности риска невыполнения обязательств перед держателями предоплаченных карт установлены ограничения на величину денежных средств на карте. Действия настоящего Положения не распространяются на деятельность юридических лиц по выдаче клиентам других видов карт (телефонные, дисконтные и прочие) для расчетов за товары и услуги, принадлежащие данным юридическим лицам, в пределах предварительно уплаченной суммы. В целях предотвращения возможности отмывания денежных средств и финансирования терроризма, а также мошеннических действий с картами установлены ограничения на операции по снятию наличности через банкоматы. Обналичивание крупных сумм возможно только через сберкассы и филиалы коммерческих банков и ОАО "Расчетно-сберегательная компания". При проведении операций на крупные суммы в торговых точках держателям карт необходимо иметь документы, подтверждающие личность. Для обеспечения функциональной совместимости различных видов карт и их взаимного обслуживания, а также стимулирования дальнейшего развития карточного рынка республики в Положении предъявляются требования к соответствию оборудования стандартам единой национальной системы расчетов с использованием карт. Документ не исключает внедрение и развитие карточных продуктов локальных и международных систем, развитие собственной сети банкоматов и терминалов коммерческих банков и ОАО "Расчетно-сберегательная компания", обязывает обеспечивать прием и обслуживание национальных карт во всех банкоматах и терминалах на территории КР. В этой связи, коммерческим банкам и ОАО "Расчетно-Сберегательная Компания", имеющим собственную сеть терминалов и банкоматов, рекомендуется провести необходимые мероприятия по обеспечению соответствия оборудования стандартам единой национальной системы расчетов с использованием карт в срок до 1 января 2008 года. Ранее действующее Положение "О банковских платежных картах Кыргызской Республики" от 16 февраля 2001 года признано утратившим силу.
С 10 по 23 октября 2006 года Кыргызстан посетит совместная миссия Международного валютного фонда и Всемирного банка в рамках Программы оценки финансового сектора Кыргызской Республики - FSAP (Financial Sector Assesment Program). Миссия призвана оказать содействие Правительству и Национальному банку Кыргызской Республики, а также органам финансового надзора в оценке преимуществ, недостатков, а также вклада финансовой системы в экономический рост и развитие республики. В рамках реализации Программы планируется рассмотрение, в частности, следующих вопросов: оценка банковской системы и небанковских финансовых институтов; оценка соблюдения основных Базельских принципов эффективного банковского надзора, прозрачности деятельности платежной системы и проводимой денежно-кредитной политики; развитие рынка капитала; система страхования; пенсионная реформа; содействие развитию инфраструктуры кредитования.
В период проведения Программы состоятся встречи миссии МВФ и ВБ с представителями Администрации Президента, Аппарата Премьер-министра, Национального банка, Министерства экономики и финансов, Государственного агентства по финансовому надзору и отчетности при Правительстве, Социального фонда, Государственного регистра и коммерческих банков Кыргызской Республики. Необходимо отметить, что впервые оценка финансовой системы Кыргызской Республики по Программе FSAP была проведена в 2002 году. В сентябре 2005 года миссией МВФ проведена оценка соблюдения в Кыргызской Республике Базельских принципов эффективного банковского надзора. При этом было отмечено, что оценка банковского надзора в Кыргызстане в целом положительна, и в последние годы Национальным банком была проделана значительная работа, которая привела к существенному усовершенствованию правовых основ и практики банковского надзора.
Во исполнение протокольного решения второго заседания межведомственной комиссии по реализации основных направлений Государственной программы мероприятий по внедрению системы безналичных платежей и по созданию инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике, Национальным банком был проведен семинар для представителей министерств и ведомств Кыргызской Республики на тему "О мероприятиях по переходу на выплату заработной платы сотрудникам бюджетной сферы в безналичной форме". В семинаре приняли участие представители всех государственных структур, кроме Государственной налоговой инспекции, Национального олимпийского комитета и мэрии города Бишкек. В ходе семинара были детально обсуждены вопросы, касающиеся подготовки бюджетным учреждением информации о базе данных по заработной плате, об электронной ведомости по заработной плате, а также вопросы, касающиеся установки электронной цифровой подписи на рабочем месте ответственных исполнителей по формированию и подписанию ведомости по заработной плате, а также порядка передачи электронной ведомости в районный отдел казначейства.
25-27 сентября 2006 года в Бишкеке была проведена Банковская конференция, посвященная вопросам реализации Закона "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Данная конференция была организована Союзом банков Кыргызстана при техническом содействии Казначейства США. Среди участников данного мероприятия представители Национального банка, Службы финансовой разведки, коммерческих банков, министерства внутренних дел Кыргызской Республики, Международного делового совета, Всемирного банка, Казначейства США и Посольства США в Кыргызстане. Организаторы семинара ставили перед собой цель ? обучить сотрудников коммерческих банков Кыргызстана практическому применению Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". В ходе конференции были высказаны точки зрения Национального банка Кыргызстана, Союза банков, Службы финансовой разведки и Международного делового совета относительно актуальности выбранной темы. Кроме того, была отмечена необходимость в дополнительном проведении подобных конференций и семинаров.
В Национальном банке Кыргызской Республики был проведен семинар с участием представителей Бундесбанка на тему "Управление денежной наличностью". Данный семинар был проведен в рамках Соглашения о технической помощи между центральными/национальными банками для сотрудников Управления денежной наличности и Центрального хранилища. Лекцию читали г-н Фурман - старший консультант по выпуску банкнот и г-н Марпман - управляющий филиалом Бундесбанка в городе Дюссельдорф. Темы семинара: "Евро, как законное средство в Европейском валютном союзе", "Позиция и задачи Бундесбанка в обращении денежной наличности", "Производство банкнот и монет", "Обработка Евро банкнот и монет в Бундесбанке", "Организационная и операционная структура процесса обработки наличности в одном из филиалов Бундесбанка", "Борьба с фальшивомонетничеством", "Автоматы по обработке банкнот в Бундесбанке", "Организационная аспекты и аспекты безопасности при транспортировке наличности".
Во время семинара были проведены дискуссии между участниками и представителями Бундесбанка по вопросам налично-денежного обращения, борьбы с фальшивомонетничеством, обеспечения безопасности при транспортировке денег, контроля качества и планирования заказа на изготовление новых денег.
Национальный банк Кыргызской Республики информирует о выходе в свет официального издания НБКР "Бюллетень Национального банка" №7/2006 на английском языке.
За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 4 629,0 млн. сомов, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 1 109,3 млн. сомов (31,5%), в том числе:
· объем платежей в клиринговой системе увеличился по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц на 16,1% и составил 1 316,2 млн.сомов. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 17,2% от общего объема клиринговых платежей, по зачислению - 32,5%. Доли платежей Социального фонда по списанию и зачислению составляют 2,7% и 11,9% соответственно;
· объем платежей в гроссовой системе составил 3 312,8 млн. сомов, и по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц увеличился на 38,8%. Из них 1447,5 млн.сомов (43,7%) составляют электронные платежи. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 15,2% от общего объема гроссовых платежей, по зачислению - 19,1%.
Количество межбанковских платежей составило 38 552, что выше среднего недельного значения за предыдущий месяц на 3 649 (10,5%), в том числе:
· количество платежей в клиринговой системе увеличилось на 9,8% и составило 37 177. Бюджетные платежи по списанию средств со счетов Казначейства составляют 12,1%, по зачислению - 61,7% от общего количества клиринговых платежей. Платежи по списанию средств со счетов Социального фонда составляют 0,3%, по зачислению - 10,8% от общего количества клиринговых платежей;
· количество платежей в гроссовой системе составило 1 375, что выше среднего недельного значения за предыдущий месяц на 318 (30,0%), из которых 943(68,6%) составляют электронные платежи.
Общественная приемная НБКР отвечает на ваши вопросы
В связи с запросами СМИ по разъяснению основных функций банковского надзора в Кыргызской Республике предоставляем следующую информацию.
В Кыргызской Республике органом банковского надзора и регулирования деятельности коммерческих банков выступает Национальный банк Кыргызской Республики (далее НБКР) В соответствии с Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики" обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской системы республики является одной из задач деятельности НБКР. Как лицензирующий орган НБКР также осуществляет выдачу лицензий на ведение банковских операций. Процесс лицензирования представляет собой комплекс мероприятий, который включает оценку структуры собственности будущей банковской организации, Совета директоров и высшего руководства банка, ее бизнес-плана, механизмов контроля и прогнозируемого финансового состояния и др. Регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков осуществляется с целью сохранения стабильной финансовой системы, предупреждения негативного влияния внешних факторов на банковскую систему республики, поддержания и защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков.
В целях выполнения функций по регулированию деятельности банков и в соответствии с международными нормами НБКР устанавливает для банков экономические нормативы, обязательные для выполнения всеми банками республики, а также устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.
Также НБКР устанавливает требования всем коммерческим банкам о наличии в каждом банке соответствующих политик по управлению ликвидностью, рисками, системе контроля, позволяющих определять, измерять, контролировать и осуществлять мониторинг рисков в различных сферах деятельности банка. Согласно международной практике эффективная система банковского надзора включает в себя как внешний надзор за деятельностью банка, так и проверки банков на местах. В рамках надзора за деятельностью банков, с учетом международных принципов и рекомендаций, НБКР также проводит внешний (дистанционный) надзор в сочетании с периодическими проверками на местах банков и их филиалов с целью предотвращения нарушений законов и нормативных актов, устанавливающих границы надежной и благоразумной банковской деятельности.
При выявлении нарушений и недостатков в деятельности банка НБКР вправе применить предупредительные меры и санкции в соответствии с положением "О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики". НБКР направляет письменное предупреждение в случае необходимости информирования банка о том, что он нарушает определенные нормы и правила или занимается деятельностью, угрожающей его стабильности и надежности и, кроме того, для предупреждения, что в дальнейшем к нему могут быть применены соответствующие меры воздействия.
В целях повышения качества и эффективности осуществления надзора НБКР осуществляет постоянно совершенствует профессиональную квалификацию инспекторов банковского надзора.