20 сентября 2006 года в информационном агентстве "Кабар" состоялась традиционная ежемесячная пресс-конференция с участием заместителя председателя Национального банка Кыргызской Республики Максатбека Ишенбаева, посвященная итогам, проводимой Национальным банком, денежно-кредитной политики за 8 месяцев текущего года.
В январе-августе 2006 года отмечается некоторое ускорение темпов роста уровня инфляции по сравнению с аналогичным периодом 2005 года. По данным Национального статистического комитета прирост индекса потребительских цен к декабрю 2005 года составил 1,8 процента.
Денежная база за январь-август 2006 года увеличилась на 3322,4 млн. сомов (21,5 процента), составив на 30 августа 2006 года (включительно) 18788,1 млн. сомов (на 31 декабря 2005 года (включительно) - 15465,6 млн. сомов). За январь-июль 2005 года прирост составил 11,5 процента.
Учетный курс доллара понизился на 4,42 процента и на 1 сентября 2006 года составил 39,4739 сом/доллар США. За январь-август 2005 года курс доллара США по отношению к сому снизился на 1,60 процента и составил 40,9603 сом/доллар США.
По предварительным данным, кредитный портфель действующих коммерческих банков за 8 месяцев 2006 года повысился на 25,49 процента и составил 9 678,0 млн. сомов (за январь-август 2005 года кредитный портфель увеличился на 14,11 процента и составил 6 624,4 млн. сомов). Средняя процентная ставка по кредитам в национальной валюте за январь-июль 2006 года составила 25,78 процента (увеличение на 0,09 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2005 года). Средняя процентная ставка по кредитам в иностранной валюте за январь-июль 2006 года составила 16,83 процента (снижение на 0,06 п.п. по сравнению с январем-июлем 2005 года).
Объем депозитов в действующих коммерческих банках, по предварительным данным, увеличился на 18,37 процента и на конец августа 2006 года составил 15 449,3 млн. сомов (за 8 месяцев 2005 года объем депозитов повысился на 38,02 процентов и составил 11 326,2 млн. сомов). Средняя процентная ставка по депозитам в национальной валюте за январь-июль 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличилась на 0,16 п.п. и составила 2,02 процента, а стоимость валютных депозитов ? на 0,22 п.п., до 0,42 процента. В том числе, средняя процентная ставка по срочным депозитам в национальной валюте за январь-июль 2006 года составила 8,11 процента, что на 0,10 п.п. выше по сравнению с январем-июлем 2005 года, а средневзвешенная ставка по срочным валютным депозитам повысилась на 0,22 п.п., до 5,07 процента.
По данным Национального статистического комитета, оперативным данным Государственной таможенной инспекции и предприятий, а также оценкам НБКР, сальдо торгового баланса Кыргызской Республики за январь-июль 2006 года сложилось отрицательным и составило 397,9 млн. долларов США против 192,4 млн. долларов США в январе-июле 2005 года.
В ходе пресс-конференции заместитель Председателя НБКР ответил на вопросы журналистов, касающиеся уровня инфляции, Инициативы МВФ и ВБ ХИПИК, перспектив преобразования Кыргызской сельскохозяйственной финансовой корпорации в Сельский банк, совершенствования управления международными резервами Нацбанка, приватизации Расчетно-сберегательной компании, укрепления сома, реализации недавно принятого Закона "О противодействии финансированию терроризма и отмыванию доходов, полученных преступным путем", внедрения законопроекта "О системе защиты депозитов", путей снижения процентных ставок в действующих коммерческих банках республики, вложения средств населения.
26 сентября 2006 года в информационном агентстве "Кабар" состоялась пресс-конференция официальной делегации Кыргызской Республики, принявшей участие в Ежегодном собрании совета управляющих МВФ и Всемирного банка в Сингапуре. Говоря об итогах встреч и переговоров, состоявшихся в Сингапуре, Министр экономики и финансов А.Жапаров и Председатель Национального банка М.Алапаев рассказали журналистам о том, что с 16 по 20 сентября 2006 года в рамках Ежегодного собрания совета управляющих МВФ и Всемирного банка состоялись встречи кыргызской делегации с руководителями и экспертами различных финансовых организаций, включая МВФ, Всемирный банк, и центральных банков других стран. Кроме того, Министр экономики и финансов господин Жапаров и Председатель Национального банка господин Алапаев приняли участие в работе Комитета по развитию (Всемирный банк) и Международного монетарного и финансового комитета (МВФ), соответственно.
На встречах с руководством и представителями международных финансовых организаций (МФО) основное внимание было уделено вопросам фискальной и денежно-кредитной политики, развития финансового сектора, программы инвестиций, борьбы с финансированием терроризма и отмыванием доходов, полученных преступным путем и др. Длительные консультации были проведены как с представителями МФО, так и делегациями отдельных стран по вопросу дальнейшей реструктуризации внешнего долга. В частности, обсуждению ретроспективного характера были посвящены различные программы обеспечения долговой устойчивости (ХИПК, МДРИ) по различным странам, имевшим удачный опыт реализации инициативы ХИПК и, достигших в результате этого существенного снижения долгового бремени.
Кыргызская делегация приняла участие в заседании Швейцарской группы стран (по МВФ), где были обсуждены проведенные реформы МВФ, приоритетные направления в деятельности МВФ (укрепление надзора и совершенствование мер по предотвращению кризисов в странах с низкими доходами), риски глобального масштаба для мировой экономики. С докладом выступил Председатель НБКР господин Алапаев, раскрывший текущую макроэкономическую ситуацию, вопросы денежно-кредитной политики в Кыргызстане, перспективные направления в области банковской и платежной систем.
На собрании также отмечалось, что сохраняются высокие показатели развития мировой экономики и финансовых рынков (на уровне 5 процентов). Тем не менее, существуют риски инфляционного давления в странах с развитой экономикой, дальнейшего повышения цен на нефть, крупных глобальных дисбалансов. Проведена реформа квот и числа голосов в МВФ. Первым шагом стало увеличение квот для Китая, Кореи, Мексики, Турции. Следующий шаг подразумевает увеличение базовых голосов для всех стран. Кроме реформы квот, МВФ намерен сфокусироваться также на реформе надзорной деятельности (в финансовом секторе) и мерах по укреплению системы предотвращения кризисов, особенно в странах с формирующимся рынком.
16 августа 2006 года Президентом Кыргызской Республики был подписан Закон КР "О толковании статьи 108 Налогового Кодекса Кыргызской Республики" №172, вступивший в действие 19 сентября 2006 года. Данный закон дает разъяснение понятию "банки-резиденты".
21 августа 2006 года Президентом Кыргызской Республики был подписан Закон КР "О внесении изменений и дополнений в Закон КР "О консервации, ликвидации и банкротстве банков" № 176, вступивший в действие 19 сентября 2006 года. Данный закон описывает процедуру реструктуризации банка - как метода специального администрирования. Кроме того, подробно описывается процедура реабилитации и специального администрирования банка-должника.
Национальный банк Кыргызской Республики информирует о выходе в свет официального издания НБКР "Бюллетень Национального банка" №7/2006 на кыргызском и русском языках.
С очередным он-сайт визитом посетил Национальный банк Кыргызской Республики долгосрочный консультант по проекту "Модернизация платежной банковской системы". Закупка услуг долгосрочного консультанта по вопросам управления и маркетинга компонентов проекта "МПБС" финансируется из средств кредита Международной ассоциации развития по данному проекту. Согласно заключенному контракту с компанией "Haney Christopherson Payment Services, LLC" общая продолжительность работы долгосрочного консультанта составляет 2 года и должна завершиться параллельно с окончанием процесса реализации проекта "МПБС" до конца 2007 года. График работы консультанта предусматривает ряд on-site визитов, то есть, консультации на месте, и работы в режиме off-site по двум основным направлениям:
· маркетинг и взаимодействие с участниками Государственной программы;
· управление проектом и координация работ, а также координация работ других консультантов по компонентам проекта "МПБС".
В период с 1 января по 1 сентября 2006 года состоялось 7 on-site визитов, в рамках которых консультант провел следующие работы по проектам:
· рассмотрение конкретных вопросов по проектам "МПБС";
· анализ общих планов проекта, графиков и необходимых ресурсов совместно с проектными группами, фокусируясь на выявлении основных недостатков и снижении рисков;
· сбор и организация данных и первичной информации для бизнес-плана и плана по маркетингу и др.
Национальный банк Кыргызской Республики информирует о размещении на сайте www.nbkr.kg текста Стратегии развития банковского сектора Кыргызской Республики на период до конца 2008 года. Настоящая Стратегия одобрена Правлением НБКР, согласована и дополнена с учетом замечаний, прозвучавших на заседании Координационного Совета по макроэкономической и инвестиционной политике при Правительстве Кыргызской Республике 16 августа 2006 г.
Основными целями в деятельности коммерческих банков, определенными в Стратегии, являются: повышение безопасности и эффективности банковской деятельности, повышение роли банковского сектора в экономике Кыргызской Республики, рост уровня финансового посредничества.
В качестве количественных ориентиров установлены три показателя: отношения активов, кредитов и депозитов к ВВП, значения которых к концу 2008 года достигнут уровня 30, 12 и 16 процентов, соответственно (на конец 2005 года отношение данных показателей к прогнозному уровню ВВП за 2005 год составило, соответственно 22,0; 7,7 и 12,0 процента).
Реализация Стратегии позволит обеспечить поступательное развитие банковского сектора, сохранить положительную динамику роста финансового сектора, повысить координацию действий государства и финансового сектора в рамках реализации долгосрочных инвестиционных проектов.
Одной из главных задач в Стратегии является вопрос повышения доверия населения. Прежде всего, это касается финансовой устойчивости коммерческих банков, которая должна поддерживаться на высоком уровне. В этой связи предполагается, что банки продолжат увеличение капитальной базы, привлекая новые инвестиции, инициируя процессы слияния.
Для повышения уровня доверия населения к банковской системе предусматривается дальнейшая работа по принятию и введению в действие законодательства о защите депозитов, которая будет способствовать повышению безопасности размещения средств в коммерческих банках. Разработанный Национальным банком Кыргызской Республики законопроект в настоящее время проходит согласование в соответствующих ведомствах.
Стратегией предусматривается совершенствование системы надзора за деятельностью банков, препятствующей случаям проявления нездоровой банковской практики.
Текст Стратегии развития банковского сектора опубликован в Приложении к "Пресс-релизу НБКР" и размещен на сайте в разделе "Банковская система".
За отчетную неделю объем межбанковских платежей составил 3 781,7 млн. сомов, что выше среднего недельного значения (за предыдущий месяц) на 262,0 млн.сомов (7,4%), в том числе:
· объем платежей в клиринговой системе увеличился по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц на 2,2% и составил 1 158,7 млн.сомов. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 18,6% от общего объема клиринговых платежей, по зачислению - 28,1%. Доли платежей Социального фонда по списанию и зачислению составляют 2,6% и 11,9% соответственно;
· объем платежей в гроссовой системе составил 2 623,0 млн. сомов, и по сравнению со средним недельным значением за предыдущий месяц увеличился на 9,9%. Из них 817,4 млн.сомов (31,2%) составляют электронные платежи. Платежи по списанию средств со счетов Центрального казначейства составляют 11,2% от общего объема гроссовых платежей, по зачислению - 15,4%.
Количество межбанковских платежей составило 31 687, что ниже среднего недельного значения за предыдущий месяц на 3 216 (-9,2%), в том числе:
· количество платежей в клиринговой системе уменьшилось на 9,1% и составило 30 768. Бюджетные платежи по списанию средств со счетов Казначейства составляют 8,0%, по зачислению - 59,5% от общего количества клиринговых платежей. Платежи по списанию средств со счетов Социального фонда составляют 0,3%, по зачислению - 7,8% от общего количества клиринговых платежей.
· количество платежей в гроссовой системе составило 919, что ниже среднего недельного значения за предыдущий месяц на 139 (-13,1%), из которых 583 (63,4%) составляют электронные платежи.
Новости небанковских финансовых учреждений
Национальным банком Кыргызской Республики выданы лицензии (свидетельства) следующим небанковским финансово-кредитным учреждениям:
· ЧП Кадыровой Ш.А. - лицензия №3080 от 22 сентября 2006 года. Юридический адрес: аэропорт "Манас", 2 этаж;
· ЧП Рыскуловой Н.М. - лицензия - №3078 от 21 сентября 2006 года. Юридический адрес: г. Бишкек, ул. К.Акиева, 57,32.
В связи с самоликвидацией аннулированы лицензии у следующих НФКУ:
· с 20 сентября 2006 года у ЧП Бобылевой О.Ю. - лицензия №2820 от 20 сентября 2005 года. Юридический адрес: г.Кара-Балта, ул.Центральная. 72-А;
· с 22 сентября 2006 года КС "Улан-Сервис" - лицензия №143 от 4 августа 1999 года. Юридический адрес: г. Ош, ул. Артыкова, 36-А.
В связи с многочисленными запросами СМИ о предоставлении разъяснений по информации, прозвучавшей на пресс-конференции по итогам денежно-кредитной политики за 8 месяцев 2006 года, 20 сентября 2006 года с участием заместителя председателя НБКР М.Ишенбаева, Национальный банк предоставляет дополнительную информацию:
1. О проекте по передаче части золотовалютных резервов Национального банка Кыргызской Республики под управление Казначейства Всемирного банка.
Данная программа была предложена Национальному банку Кыргызской Республики в августе 2004 года. В настоящее время решение о реализации данной программы в НБКР находится на стадии рассмотрения. Основной целью программы является приведение системы управления золотовалютными резервами при помощи Всемирного Банка к лучшим международным стандартам путем оказания консультативной и технической помощи центральным банкам, международным финансовым организациям и другим институтам по организационным, технологическим, финансовым, бухгалтерским, информационно-технологическим вопросам, связанным с управлением резервами. Программа называется "Reserves Advisory and Management Program" (Программа по оказанию консультативной помощи и управлению резервами - RAMP).
Следует отметить, что предоставление части международных резервов во внешнее управление практикуется многими центральными и коммерческими банками мира как одна из форм управления активами. В некоторых странах СНГ такая форма управления международными резервами уже давно успешно практикуется. Программа Всемирного банка RAMP, реализовывалась в более чем 20 центральных и коммерческих банках мира, а также международных организациях ООН (центральных банках Восточной Европы, Латинской Америки, стран Карибского бассейна, Африки). Поставленные перед банками цели и задачи, связанные с совершенствованием и повышением качества управления международными резервами, путем реализации данной программы были достигнуты. В рамках программы RAMP предусматривается предоставление под внешнее управление только части международных резервов. Активы, передаваемые под внешнее управление, также приносят доход и по-прежнему являются частью международных резервов. Валовой объем международных резервов на конец августа 2006 года составил 703.14 млн. долларов США, увеличившись на 90,80 млн. долларов США или на 14,83% по сравнению с началом года, когда валовой объем международных резервов составлял 612,34 млн. долларов. Основными источниками роста международных резервов явились покупка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, доходы от управления международными резервами, а также поступление кредитов и грантов в иностранной валюте.
Ситуация на валютном рынке республики будет продолжать оказывать влияние на объем международных резервов НБКР. Национальный банк Кыргызской Республики придерживается политики плавающего обменного курса, и интервенции осуществляются только для сглаживания резких колебаний обменного курса. В тоже время такие внешние факторы, как обменные курсы иностранных валют, цены на золото, а также динамика процентных ставок на мировых финансовых рынках, несомненно, будут оказывать воздействие на динамику размера золотовалютных резервов НБКР в будущем.
Валютная структура международных резервов Национального банка Кыргызской Республики определяется структурой внешнего долга Кыргызской Республики, а также структурой прочих платежей Правительства Кыргызской Республики и денежно-кредитных и других операций НБКР. При этом учитываются изменения на мировых финансовых и валютных рынках, денежно-кредитная политика мировых центральных банков, экономическое состояние и прогнозы развития стран-контрагентов.
Придерживаясь принципа "не класть все яйца в одну корзину", Национальный банк диверсифицирует риски, размещая резервы в различные валюты, инструменты и банки.
2. О проекте по выпуску циркуляционных монет.
Национальный банк Кыргызской Республики регулярно выпускает коллекционные нумизматические монеты из золота и серебра. НБКР в среднем выпускает 1-2 коллекционные монеты в год. Примерно в таком же режиме будет продолжен выпуск коллекционных монет и в будущем. Циркуляционные монеты НБКР с момента ввода в обращение национальной валюты в 1993 году и до настоящего времени в обращение не выпускал. До 1993 года в обращении были советские копейки и рубли.
Национальный банк длительное время изучал и проводил тщательный анализ целесообразности и подходящих условий для введения циркуляционных металлических монет в налично-денежное обращение республики. Международные эксперты в области денег полагают, что о целесообразности введения монет можно говорить при уровне инфляции, не превышающем 10% на протяжении длительного времени. В Кыргызстане уровень инфляции с 2000 г. был всегда ниже этого порога и не превышал 5-6%. Таким образом, в настоящее время сложились благоприятные предпосылки для реализации проекта выпуска циркуляционных монет. В настоящее время Национальным банком проводятся исследования подбора технических спецификаций, определение номинального ряда циркуляционных монет и т.д. По расчетам НБКР стоимость изготовления циркуляционных монет не должна превышать стоимости аналогичных номиналов банкнот. Исходя из того, что банкноты живут в среднем от 1 до 2-х лет, а монеты как минимум 10-15 лет, то в долгосрочном периоде можно рассчитывать на значительную экономию средств по их изготовлению. С момента официального выпуска в обращение циркуляционных монет бумажные тыйыны постепенно, по мере их поступления в банк, будут заменены на монеты и больше выпускаться в обращение не будут. Образцы циркуляционных монет будут представлены общественности с момента ввода циркуляционных монет в обращение.
3. О текущей ситуации на валютном рынке Кыргызской Республики.
На валютном рынке в настоящее время наблюдается тенденция укрепления национальной валюты по отношению к доллару США, определяемая как общемировой динамикой ослабления американской валюты, так и влиянием внутренних факторов. К их числу, в первую очередь, следует отнести приток в республику иностранного капитала и денежных переводов трудовых мигрантов. В результате на внутреннем валютном рынке предложение иностранной валюты существенно превышает спрос на неё, что сказывается на динамике обменного курса. За 8 месяцев 2006 года учетный курс доллара снизился на 4,42 процента и на 1 сентября 2006 года составил 39,4739 сом/доллар США.
Национальный банк продолжает следовать политике регулируемого плавающего обменного курса, означающей, что никаких целевых ориентиров относительно величины обменного курса не устанавливается. Действия Национального банка на валютном рынке при такой политике направлены исключительно на сглаживание резких колебаний обменного курса национальной валюты, негативно влияющих на развитие экономики.
Учитывая незначительный объем экономики Кыргызстана, а также режим регулируемого плавающего обменного курса, избранный нашей страной в качестве валютной политики, ситуация на мировом валютном рынке оказывает значительное влияние на развитие внутреннего рынка. Вместе с тем, воздействие внутренних факторов иногда может доминировать и, в результате, на валютном рынке республики формируется совершенно иная ситуация. Например, в прошлом, 2005 году, на фоне роста курса доллара ко всем основным мировым валютам, на внутреннем валютном рынке его курс по отношению к сому снижался под влиянием значительного притока иностранной валюты в республику. В результате, если в целом за 2005 год курс доллара по отношению к евро на мировом рынке вырос на 14,5 процента, то за тот же период на внутреннем рынке республики курс доллара к сому снизился на 0,78 процента.