ПРАВИТЕЛЬСТВО НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК
КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 166/51-6 от 28 марта 2018 года
Об утверждении Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике
на 2018-2022 годы (третий этап)
В целях обеспечения оптимального соотношения уровня наличных и безналичных платежей и расчетов, достижения прозрачности денежного обращения и снижения доли теневой экономики в Кыргызской Республике, в соответствии со статьями 10 и 17 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Правительстве Кыргызской Республики» и статьей 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики постановляют:
1. Утвердить:
- Государственную программу по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы (третий этап) согласно приложению 1;
- План мероприятий по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018 - 2022 годы (третий этап) (далее – Государственная программа), согласно приложению 2.
2. Национальному банку Кыргызской Республики, министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным государственным органам управления, органам местного самоуправления (по согласованию) обеспечить исполнение Плана мероприятий по реализации Государственной программы.
3. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным государственным органам управления, органам местного самоуправления (по согласованию) ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сводную информацию о ходе исполнения Плана мероприятий по реализации Государственной программы в Национальный банк Кыргызской Республики.
4. Возложить персональную ответственность на руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных государственных органов управления, органов местного самоуправления (по согласованию) за своевременное и качественное исполнение Плана мероприятий по реализации Государственной программы.
5. Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, образованной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 25 апреля 2011 года № 189/11/4, продолжить координацию работы по исполнению Плана мероприятий по реализации Государственной программы.
6. Министерству здравоохранения Кыргызской Республики в срок до 31 декабря 2018 года осуществить мероприятия по установке POS-терминалов в кассах организаций здравоохранения для приема оплаты за медицинские услуги в безналичной форме.
7. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным государственным органам управления, бюджетным учреждениям Кыргызской Республики продолжить проведение мероприятий по перечислению заработной платы, а также пенсий, пособий и других выплат в/из бюджета страны на национальную платежную карту «Элкарт», в целях обеспечения экономической безопасности Кыргызской Республики, недопущения страновых рисков.
8. Рекомендовать коммерческим банкам Кыргызской Республики:
- расширить банковскую и платежную инфраструктуру в регионах Кыргызской Республики;
- при формировании тарифной политики на банковские услуги устанавливать тарифы с учетом категорий населения с невысокой оплатой труда, а также лиц, получающих социальные выплаты, пенсии и пособия.
9. Рекомендовать предприятиям, предоставляющим населению товары и услуги, обеспечить возможность населению оплачивать регулярные платежи за товары и услуги с использованием различных форм и инструментов безналичной оплаты.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на соответствующие структурные подразделения Аппарата Правительства Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики.
11. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Премьер министр Председатель
Кыргызской Республики Национального банка
Кыргызской Республики
_______________ С.Дж.Исаков ______________Т.С.Абдыгулов
Приложение 1
Государственная программа
по увеличению доли безналичных платежей
и расчетов в Кыргызской Республике
на 2018-2022 годы (третий этап)
1. Анализ текущей ситуации
Реализация Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике проводилась в два этапа.
Первый этап Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике проведен в 2003-2008 годы. В течение этого периода Национальным банком Кыргызской Республики совместно с коммерческими банками осуществлено реформирование платежной системы Кыргызской Республики, и в результате функционируют:
- система пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей (далее – СПК), которая предназначена для обработки мелких и розничных межбанковских платежей. Проведение платежей и расчетов в системе осуществляется на основе взаимозачета обязательств участников системы. СПК принята в эксплуатацию в октябре 2006 года;
- единый межбанковский процессинговый центр (далее – ЕМПЦ) на базе закрытого акционерного общества «Межбанковский процессинговый центр» (далее – ЗАО «МПЦ»), который является единственным оператором национальной платежной системы Кыргызской Республики. ЗАО «МПЦ» имеет развитую инфраструктуру по приему и обработке транзакций, совершенных с использованием банковских платежных карт (банкоматы, POS-терминалы). Данная система выполняет функции по расчетам на рынке розничных услуг за товары и услуги, реализацию зарплатных проектов, что сокращает потребность в наличных расчетах и расширяет повсеместный доступ населения с небольшими доходами к банковским услугам (снятие наличных, проведение платежей, краткосрочные кредиты) посредством использования национальной платежной карты «Элкарт». К данной системе подключены все коммерческие банки Кыргызской Республики. ЕМПЦ принята в эксплуатацию в декабре 2006 года;
- гроссовая система расчетов в режиме реального времени (далее – ГСРРВ) предназначена для проведения быстрых и окончательных расчетов по сделкам на финансовых рынках и другим крупным платежам. Система обеспечивает немедленный окончательный расчет по каждому индивидуальному платежу путем списания и зачисления денежных средств по корреспондентским (текущим) счетам участников системы, открытым в Национальном банке Кыргызской Республики. ГСРРВ принята в эксплуатацию в июне 2008 года.
По итогам завершения первого этапа Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2003-2008 годы требовалось дальнейшее продолжение и взаимодействие с государственными органами и коммерческими банками в целях завершения задач, поставленных в ходе реализации Плана мероприятий по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике в 2003-2008 годах, таких, как перевод выплат заработных плат государственных служащих, пенсий, пособий, налогов, штрафов и других поступлений в/из бюджета страны на/через счета в коммерческих банках.
В ходе реализации мероприятий второго этапа Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республики в 2012-2017 годы реализованы такие проекты, как «карта пенсионера», «карта получателя бюджетных средств (ПБС)», «социальные выплаты на банковские платежные карты», проведение оплаты налоговых/таможенных пошлин, штрафов и других государственных платежей в бюджет в безналичной форме:
- проект «карта пенсионера» запущен в 2012 году. Количество пенсионеров в 2012 году составило 565,8 тыс. человек, из них через филиалы Государственного предприятия «Кыргыз почтасы» (далее - ГП «Кыргыз почтасы») получали пенсии 428,3 тыс. человек (75,7 %), через банки по «карте пенсионера» 137,5 тыс. человек (24,3 %). По состоянию на 1 октября 2017 года численность получателей пенсий по республике составляет 627,5 тыс. человек, из них получающих пенсии через филиалы ГП «Кыргыз почтасы» - 337,9 тыс. человек, или 54 процента общей численности, через коммерческие банки республики – 289,6 тыс. человек, или 46 процентов;
- проект «карта получателя социальных выплат» запущен в 2013 году. По состоянию на 1 октября 2017 года социальные выплаты с использованием банковских платежных карт получали 74 тыс. человек (17,7 % общего количества получателей);
- проект «платежи в бюджет» запущен в 2003 году. С 2013 года 80 процентов от всех платежей в бюджет (налоговые таможенные платежи, платежи в Социальный фонд Кыргызской Республики и т.д.) проводились путем перечисления с банковских счетов плательщиков. За 10 месяцев 2017 года проведено 159 813 платежей по уплате налогов посредством банковских платежных карт, платежных терминалов, веб-касс, интернет-банкинга и электронных кошельков на сумму 163 301,2 тыс. сомов, что больше соответствующего уровня прошлого года на 37 261 платеж и 13 875,1 тыс. сомов;
- проект «оплата штрафов за нарушение правил дорожного движения», запущен в декабре 2013 года. На 254 патрульных автомашинах ДПС были установлены POS-терминалы для оплаты штрафов. По состоянию на конец октября 2017 года общее количество установленных POS-терминалов на патрульных машинах ДПС увеличилось до 590 ед. Общая сумма собранных штрафов составила 6,0 млн сомов, в 2013 году (платеж в безналичной форме за ноябрь-декабрь составил 500 сомов), увеличилась по сравнению с октябрем 2017 года в 600 раз;
- проект «карта получателя бюджетных средств» (ПБС) запущен в октябре 2013 года. Данная карта является альтернативой использования бумажных чековых книжек с заменой ручной обработки на автоматизированный учет. В 2014 году в рамках данного проекта было выпущено 92 банковских платежных карт и проведено 365 операций на сумму 32,0 млн сомов. По состоянию на 1 октября 2017 года выпущено 2 958 банковских платежных карт получателя бюджетных средств для бюджетных организаций. Посредством банковских платежных карт ПБС осуществлено 3 254 операции, объем операций – 453,6 млн сомов и увеличилось по сравнению с 2014 годом в 14,1 раза.
Также проводились мероприятия по установке POS-терминалов в организациях здравоохранения Кыргызской Республики. Из 387 организаций здравоохранения Кыргызской Республики, POS-терминалы установлены в 15 организациях здравоохранения. При этом 54 организации здравоохранения не оказывают медицинских услуг.
В целях обеспечения экономической безопасности страны и гарантированности выплат бюджетных средств все бюджетные организации республики перевели на национальную платежную карту «Элкарт» заработную плату, пенсии, пособия и другие выплаты. Бюджетные организации (100 %), которые перечисляли заработную плату в рамках зарплатных проектов на международные карты, переведены на национальную платежную карту «Элкарт».
Так, по состоянию на 1 октября 2017 года объем денежной массы вне банков составил 81,4 млрд сомов, увеличившись в 11,8 раза с начала 2003 года. При этом их доля в структуре широкой денежной массы за рассматриваемый период снизилась с 62,5 до 43,7 процентов. Это свидетельствует о тенденции роста доверия населения к банкам, что непосредственно повлияло на увеличение количества безналичных платежей и рост открываемых банковских счетов. Количество банковских счетов по состоянию на конец сентября 2017 года составило: юридических лиц – 238,8 тыс., увеличившись по сравнению с 2009 годом в 2,5 раза (или составило 87,8 тыс. банковских счетов), физических лиц – 2 735,9 тыс., увеличившись по сравнению с 2009 годом в 6,5 раза (или составило 420,4 тыс. банковских счетов).
Общая сумма денег в обращении на 1 октября 2017 года составила 87,8 млрд сомов, при этом через межбанковские платежные системы (ГСРРВ и СПК) было проведено 6,5 млн платежей на общую сумму 4 056,7 млрд сомов. По сравнению с 2003 годом объем платежей увеличился в 41,9 раза. Рост объема межбанковских платежей произошел главным образом в результате увеличения объема платежей по банковским услугам (операций с ценными бумагами, иностранной валютой, кредитных операций и операций по банковским платежным картам, электронным деньгам).
До внедрения проекта ЕМПЦ и реализации национальной платежной карты «Элкарт» оплата за товары и услуги в безналичной форме проводилась с использованием локальных банковских платежных карт «Алай кард» («Золотая Корона»), «Демир-24» и международных «Visa» и «Master card».
С начала 2007 года начался активный выпуск национальной платежной карты «Элкарт», а с 2013 года коммерческими банками стали выпускаться банковские платежные карты международной системы «Сhina Union Pay» и кобэйджинговые карты «Элкарт/Union Pay». С начала 2003 года по III квартал 2017 года количество банковских платежных карт увеличилось в 238 раз (в 2003 было выпущено 7 755 карт, по состоянию на 1 октября 2017 года – 1,8 млн карт).
Темп роста общего объема операций с использованием банковских платежных карт главным образом был обусловлен увеличением количества банковских платежных карт, выданных в рамках зарплатных проектов. С использованием банковских платежных карт было проведено 240,2 млн операций (за III квартал 2017 года), что в 101 раз больше, чем в 2003 году (241 176 операций).
По состоянию на III квартал 2017 года объем операций с использованием банковских платежных карт составил 102,7 млрд сомов и увеличился в 146,47 раза по сравнению с данным показателем 2003 года (751,5 млн сомов). Это свидетельствует об активной деятельности коммерческих банков на рынке банковских платежных карт в рамках реализации Государственной программы, что привело к активному использованию населением таких банковских услуг, как перевод денежных средств с карты на карту, оплата за товары и услуги и др.
Таблица 1
Количество банковских платежных карт,
находящихся в обращении, в разрезе областей
(по состоянию на 1 октября 2017 года)
По состоянию на 1 октября 2017 года банковские платежные карты к обслуживанию принимались в 1 378 банкоматах и 8 303 терминалах, установленных по всей территории республики (по сравнению с 2003 годом количество банкоматов выросло в 77 раз, или на 1 360 шт., количество терминалов в 36 раз, или на 7809 шт.) (см. таблицу 2).
Количество операций, проведенных через терминалы в торгово-сервисных предприятиях, составило 1 014,3 тыс. транзакций по состоянию на 1 октября 2017 года (13,3 % от всех проведенных операций) и по сравнению с 2003 годом (52,9 тыс.) увеличилось в 19,1 раза.
Таблица 2
Количество периферийных устройств в разрезе областей
(по состоянию на 1 октября 2017 года)
В целях расширения доступа населения к финансовым услугам Национальный банк Кыргызской Республики с апреля 2015 года осуществляет лицензирование и регулирование следующих видов деятельности:
- оказание услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на применении информационных технологий и электронных средствах, и способах проведения платежей;
- оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы.
Была разработана нормативная правовая база по регулированию операторов платежных систем и платежных организаций, выданы 21 лицензия операторам платежных систем и 22 лицензий платежным организациям. Их них приостановлена деятельность двух операторов платежных систем и трех платежных организаций. По состоянию на 1 октября 2017 года через платежные организации и их субагентскую сеть было совершено 137,0 млн платежей на сумму 18,5 млрд сомов.
По итогам первого и второго этапов Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике внутренние кассы коммунальных предприятий были закрыты, большая часть платежей осуществлялась путем взноса наличных денежных средств через кассы банков (12 %), отделения почты/агенты банка (35 %) и посредством пунктов приема операторами платежных систем (22 %), дистанционное банковское обслуживание (20 %) (интернет-банкинг, домашний банкинг, мобильный банкинг) и через электронные кошельки (11 %).
Согласно плану реализации мероприятий Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2012-2017 годы, в целях стимулирования и регулирования безналичных платежей и расчетов внесены изменения и приняты следующие законодательные акты Кыргызской Республики:
- «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 18 января 2014 года № 13, в часть 8 статьи 271, в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к применению безналичной формы расчетов;
- «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О государственном социальном страховании» от 21 ноября 2014 года № 159, которым установлены обязательные требования об уплате страховых взносов в сумме свыше 100 000 (сто тысяч) сомов путем перечисления средств с расчетного счета юридического лица на расчетный счет Социального фонда Кыргызской Республики;
- «О внесении дополнения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 19 февраля 2015 года № 36, направленный на освобождение до 31 декабря 2017 года от уплаты НДС ввозимого на территорию Кыргызской Республики коммерческими банками банковского оборудования в целях стимулирования безналичных платежей и расширения банковской инфраструктуры в регионах;
- «О платежной системе Кыргызской Республики» от 21 января 2015 года № 21, направленный на регулирование инновационных способов проведения платежей в безналичной форме (интернет-банкинг, домашний банкинг, мобильный банкинг, банковские платежные карты), а также электронные деньги, развитие агентской сети и привлечение новых участников платежных систем для оказания услуг в пользу третьих лиц и оказание услуг по сбору и обработке финансовой информации процессинг (клиринг);
- «О внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики «О защите прав потребителей» от 24 июля 2015 года № 188, статья 27 которого запрещает продавцу ограничивать покупателя в оплате за товары или услуги в наличной или безналичной форме. Во исполнение вышеуказанного Закона Кыргызской Республики принято постановление Правительства Кыргызской Республики «О мерах по защите прав потребителей» от 23 декабря 2015 года № 869, которым утвержден Перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить установку и применение в местах осуществления своей деятельности оборудования (устройства), предназначенного для приема платежей с использованием банковских платежных карт. Во исполнение данного постановления по состоянию на 1 октября 2017 года в торгово-сервисных предприятиях установлено 6446 POS-терминалов;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Налогового кодекса Кыргызской Республики»)» от 31 декабря 2015 года № 235 и «О внесении изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 22 декабря 2016 года № 212, в рамках которых в целях стимулирования в проведении платежей за товары и услуги в безналичной форме расчета пересмотрены:
статья 319 Налогового кодекса Кыргызской Республики: ставка налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг, облагаемых НДС и/или освобожденных от НДС, оплаченных в безналичной форме, установлена в размере 0 процентов, при реализации товаров, работ, услуг, оплаченных в безналичной форме – в размере 0 процентов;
статья 362 Налогового кодекса Кыргызской Республики: ставка налога при реализации товаров, работ, услуг для переработки сельскохозяйственной продукции, для производственной сферы, для торговли, оплаченных в безналичной форме, установлена в размере 2 процентов, а для остальных видов деятельности - в размере 3 процентов;
- «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» (в Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики» и Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности)» от 1 марта 2017 года № 38, отдельные нормы Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики» приведены в соответствие с Законом Кыргызской Республики «О лицензионно-разрешительной системе в Кыргызской Республике» в части получения лицензии на деятельность по проведению платежей в пользу третьих лиц и по сбору и обработке финансовой информации. Также в Кодекс об административной ответственности внесены нормы, позволяющие осуществлять оплату штрафов на месте правонарушения в безналичной форме.
Поэтапный переход на безналичные платежи проводился с учетом готовности государственных органов, коммерческих банков и населения.
Реализация планов мероприятий первого и второго этапов Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике постепенно привела к повышению уровня осведомленности населения Кыргызской Республики о сущности и удобстве безналичных платежей и расчетов.
С развитием электронных устройств (мобильные телефоны, планшеты, «умные часы» и т.д.) платежи осуществлялись также через электронные кошельки, которые являются одним из платежных инструментов, имеют определенный спрос и влияют на увеличение доли безналичных платежей в республике. Однако уровень безналичных платежей в общем обороте денежной массы значительно ниже, чем в развитых странах мира, где этот показатель достигает 80-90 процентов.
В Кыргызской Республике уровень безналичных платежей составляет 40 процентов, и на сдерживание увеличения доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике продолжают влиять следующие проблемы:
- невысокий показатель переводов пенсий и пособий и других выплат на банковские платежные карты;
- недостаточное развитие инфраструктуры для приема безналичных платежей, неэффективная тарифная политика по банковским и платежным услугам, предлагаемая коммерческими банками;
- слабый функционально-технологический уровень оснащения розничной платежной инфраструктуры, недостаточно стабильная работа оборудования и каналов связи, высокая стоимость банкоматов и платежных терминалов;
- отсутствие законодательно установленной обязанности для хозяйствующих субъектов проводить и принимать платежи в безналичной форме;
- имеющиеся факты финансового мошенничества, что обуславливает необходимость внесения изменений в законодательные акты Кыргызской Республики, в части привлечения к ответственности финансовых правонарушителей;
- недостаточный уровень финансовой грамотности населения республики.
В связи с этим Правительство Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики, принимая во внимание вышеуказанные проблемы, а также учитывая проведение дальнейших экономических реформ страны по переходу на новые цифровые услуги в будущем, созданию «умного города», развитию инфраструктуры в 20 городах республики, намерены параллельно продолжать дальнейшее развитие цифровых технологий, банковской и платежной инфраструктуры, развивать и внедрять платежные инструменты в новых сферах обслуживания, совершенствовать законодательную базу, а также осуществлять контроль и мониторинг проводимых мероприятий по развитию безналичных платежей и расчетов в рамках Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2018-2022 годы (третий этап) (далее – Государственная программа).
2. Цель и задачи
Целью Государственной программы является достижение оптимального и равновесного соотношения наличного и безналичного денежного обращения путем развития рынка розничных платежей, включая инновационные платежные инструменты, и повышение уровня проникновения банковских и платежных услуг в Кыргызской Республике.
Основными задачами являются:
- создание единого национального платежного и расчетного пространства для обеспечения физическим и юридическим лицам возможности проводить оплату государственных услуг, осуществления расчетов между субъектами, проведения платежей в пользу третьих лиц, с использованием всех доступных способов оплаты, таких, как интернет-банкинг, оплата платежей с помощью мобильных телефонов, через банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы и т.д.;
- проведение мероприятий по дальнейшему эффективному планированию доходной и расходной частей бюджета республики за счет обеспечения прозрачности движения финансовых потоков;
контроль и мониторинг и бюджетных платежей, своевременного поступления налоговых и других денежных средств в бюджет на/через счета в коммерческих банках;
- усиление контроля за оборачиваемостью денежных средств, уменьшение теневого оборота наличных;
- повышение уровня социального обслуживания населения за счет управления процессом предоставления льгот и пособий при проведении безналичных платежей через счета в коммерческих банках;
- предоставление условий для активного роста предпринимательской деятельности в реальном секторе путем расширения инфраструктуры проведения безналичных расчетов и использования платежных карт, электронных кошельков и других инновационных технологий при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения в национальной валюте Кыргызской Республики;
- обеспечение перевода заработной платы работникам всеми учреждениями, организациями и хозяйствующими субъектами на банковские платежные карты;
- расширение спектра услуг по проведению платежей и расчетов, предоставляемых коммерческими банками, и развитие филиальной сети в условиях конкурентной среды;
- увеличение депозитной базы за счет увеличения количества счетов и привлечения денежных средств населения и аккумулирование объемов финансовых средств для инвестирования в реальный сектор экономики;
- активное вовлечение бизнес-структур в проведение платежей и расчетов в безналичной форме;
- совершенствование законодательной базы Кыргызской Республики;
- оптимизация тарифной политики на банковские и платежные услуги;
- широкое информирование населения о способах проведения платежей посредством инновационных инструментов и мерах по безопасности их использования.
В рамках поставленных задач участники Государственной программы обеспечивают:
- подготовку и реализацию планов мероприятий, программ развития;
- разработку предложений по улучшению условий и механизмов финансовой поддержки данных мероприятий;
- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников системы безналичных расчетов на территории Кыргызской Республики;
- оказание поддержки по организации и реализации проектов;
- ведение текущего контроля/мониторинга за реализацией существующих и пилотных проектов;
- повышение уровня финансовой грамотности населения.
3. Основные приоритетные направления
Государственная программа предусматривает комплекс мероприятий по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, направленных на развитие и регулирование розничного рынка платежей и расширение инфраструктуры безналичных платежей, а именно:
осуществление приема в безналичной форме таможенных и налоговых платежей с использованием инновационных технологий (в том числе банковских платежных карт, электронных кошельков, мобильного банкинга и др.);
повышение объемов проведения регулярных платежей от населения в регионах через счета в коммерческих банках посредством использования инновационных технологий (в том числе с использованием банковских платежных карт, электронных кошельков, мобильного банкинга и др.);
установка POS-терминалов, прием и обслуживание электронных кошельков в мелких торгово-сервисных предприятиях;
осуществление выплат пенсий, пособий, денежных компенсаций и других социальных выплат со счетов Социального фонда Кыргызской Республики на индивидуальные счета получателей в коммерческих банках;
обеспечение перевода на счета в коммерческих банках и/или электронные кошельки выплат стипендий студентам высших и средних специальных учебных заведений;
перевод заработной платы сотрудников всех учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов на банковские платежные карты;
обеспечение оплаты пошлин, штрафов, транспортных услуг и других платежей в доход государства в безналичной форме посредством банковских карт, электронных кошельков и других инструментов;
прекращение ведения кассовых операций в государственных учреждениях в том числе при оказании государственных услуг;
организация работы системы удаленного/дистанционного банковского обслуживания (интернет-банкинг, интернет-эквайринг, мобильный банкинг, электронные кошельки и т.д.) в режиме 24/7 (24 часа в сутки 7 дней в неделю);
расширение инфраструктуры сети по обслуживанию банковских платежных карт, электронных кошельков и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте Кыргызской Республики в безналичной форме;
участие в мероприятиях, направленных на обеспечение возможности удаленной идентификации пользователя/плательщика в целях стимулирования использования банковских услуг, электронных/мобильных кошельков и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте Кыргызской Республики в безналичной форме;
расширение возможности предоставления услуг в режиме онлайн, включая кредитование, через удаленный доступ обслуживания/и перевода денежных средств на банковские карты/идентифицированные электронные кошельки в целях создания благоприятных и удобных условий доступа населения к банковским услугам;
популяризация расчетов в безналичной форме.
4. Ожидаемые результаты Государственной программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой, позволит обеспечить:
1) государству:
- сокращение темпов роста денежной наличности, уменьшение теневого оборота наличных денег;
- прозрачность при проведении налогово-бюджетной политики государства;
- сокращение расходов, связанных с поддержанием в обращении (эмиссией) адекватной массы наличных денег;
- повышение уровня финансовой грамотности населения;
2) коммерческим банкам:
- привлечение новых клиентов, увеличение депозитной базы и аккумулирование денежных средств для инвестирования в реальный сектор экономики;
- развитие сети розничных агентов в регионах;
- расширение спектра дистанционного обслуживания клиентов;
- сокращение издержек, связанных с эмиссионно-кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег);
3) организациям и предприятиям:
- сокращение расходов на создание собственных внутрикорпоративных систем;
- снижение расходов на работу с наличными денежными средствами (прием, хранение и транспортировка);
- ведение более точного учета, финансового контроля и планирования;
- прямые социальные отчисления;
4) населению:
- простой, широкий, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты;
- широкий выбор банков и их агентов для получения платежных услуг;
- широкий выбор традиционных и инновационных инструментов и способов осуществления платежей и денежных переводов вне зависимости от банков и систем и территориальной принадлежности.
5. Прогнозные показатели
Прогнозные показатели рассчитаны с учетом постоянной численности населения на территории Кыргызской Республики.
Так, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2012 году население Кыргызской Республики составляло 5,607 млн человек.
В период с 2012 по 2017 год численность населения увеличилась на 533 тыс. человек (т.е. 9,5 %) и составила 6,140 млн человек, из них численность экономически активного/трудоспособного населения составляет 3 628,4 тыс. человек.
Количество картодержателей в 2012 году составило 408,9 тыс., а на
1 октября 2017 года составило 1, 846,9 тыс., т.е. увеличилось в 4,5 раза, что отражает положительную динамику роста безналичных платежей, проведенных в рамках мероприятий первого и второго этапов Государственной программы. В рамках реализации третьего этапа Государственной программы необходимо создать благоприятные условия для населения и привлечь трудоспособное население Кыргызской Республики к проведению платежей в безналичной форме. Также планируется развитие банковской и платежной инфраструктуры в ориентировочных показателях, приведенных в таблице 3:
Таблица 3
Прогнозные показатели |
Прогноз 2018 г. |
Прогноз 2019 г. |
Прогноз 2020 г. |
Прогноз 2021 г. |
Прогноз 2022 г. |
Общее количество эмитирован-ных платежных карт на конец года (тыс.шт.) |
2 020,0 |
2 121,0 |
2 227,1 |
2 338,4 |
2 455,4 |
Уровень проникнове- ния банковских платежных карт в расчете на 1 чел. (шт.) |
0,50 |
0,51 |
0,53 |
0,55 |
0,57 |
Количество операций, совершен-ных с использова- нием платежных карт (тыс.шт.) |
27 350,8 |
28 718,4 |
30 154,3 |
31 662,0 |
33 245,1 |
Среднее количество операций в расчете на 1 тыс. чел. (шт.) |
6 717,2 |
6 948,80 |
7 188,42 |
7 436,29 |
7 692,72
|
Объем операций, совершен-ных по платежным картам (млн сом.) |
151 212,1 |
158 772,7 |
166 711,3 |
175 046,9 |
183 799,2 |
Средний объем операций с картами в расчете на 1 чел. (тыс. сом.) |
35 966 |
37 764 |
39 652 |
41 635 |
43 716 |
Количество человек, приходящих-ся на 1 банкомат (чел.) |
2 598 |
2 396 |
2 209 |
2 056 |
1 930 |
Количество человек, приходящих-ся на 1 POS- терминал (чел.) |
427 |
378 |
343 |
314 |
290 |
Расчеты с использованием электронных денег |
|||||
Количество пользовате-лей (количество электронных кошельков) (ед.) |
696 842,6
|
940 737,4 |
1 269 995,5 |
1 714 494,0 |
2 314 566,9 |
Количество операций с использова-нием электронных денег (ед.) |
15 82 634,2 |
17 470 897,7 |
19 217 987,4 |
21 139 786,2 |
23 253 764,8 |
Общий объем транзакций, проведенных с использова-нием электронных денег (млн сом.) |
9 660,8 |
10 626,9 |
11 689,6 |
12 858,6 |
14 144,4 |
Количество банкоматов (шт.) |
1 567 |
1 725 |
1 899 |
2 071 |
2 239 |
Количество POS-терминалов (шт.) |
9 525 |
10 947 |
12 244 |
13 561 |
14 898 |
Количество платежных (сash-in) терминалов |
5 696 |
6 308 |
6 865 |
7 337 |
7 789 |
Количество платежных терминалов с функцией приема бесконтакт- ных карточек в организациях торговли (сервиса), в обществен- ных транспортах и т.д. QR-кодов и НСE. (шт.) |
10 |
15 |
20 |
25 |
30
|
6. Финансовое обеспечение
Реализация Государственной программы предусматривает финансирование за счет собственных средств коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций, выделение финансовых средств в рамках смет расходов государственных органов – исполнителей согласно внутриведомственным Планам мероприятий. Также предполагается оказание финансовой, технической, консультационной и другой поддержки со стороны международных и региональных организаций.
Финансовые затраты коммерческих банков будут осуществляться в соответствии с прогнозными показателями, приведенными в таблице 3:
- ориентировочные расходы на ввоз банковского оборудования за счет собственных средств коммерческих банков составят 1,2 млрд сомов;
- установка банковского оборудования будет осуществляться коммерческими банками по заявке государственных учреждений и других частных организаций;
- в республиканском бюджете на 2018 год предусмотрены расходы на оплату банковских услуг и комисиий (статья 2226) в размере – 78,1 млн сомов.
7. Мониторинг, оценка и контроль исполнения Государственной программы
Реализация Государственной программы будет осуществляться посредством исполнения Плана мероприятий. При этом министерства, государственные комитеты, административные ведомства и иные государственные органы должны разработать внутренний план мероприятий по исполнению Государственной программы. Для отслеживания и мониторинга реализации Государственной программы Национальный банк Кыргызской Республики будет осуществлять сбор и обработку представленных данных задействованными участниками по Плану мероприятий Государственной программы. Вопросы о ходе исполнения Плана мероприятий Государственной программы на ежеквартальной основе будут рассматриваться на заседаниях Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике.
Государственная программа может корректироваться с учетом изменений в законодательстве Кыргызской Республики и проводимых экономических реформ в стране.
Приложение 2
План мероприятий
по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на
2018-2022 годы (третий этап)
|
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Ответственные исполнители |
1. Обеспечение/совершенствование организационно-правового развития системы безналичных платежей и расчетов |
|||
1.1 |
Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О государственных закупках» в части упрощения процедур для коммерческих банков с государственной долей участия по закупки/установки банковского оборудования (банкоматов, платежных терминалов, киосков и POS-терминалов), а также аренды нежилых помещений под установку банковского оборудования |
2018-2019 годы |
МФ, НБКР, КБ (по согласованию) |
1.2 |
Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О медицинском страховании граждан в Кыргызской Республике» в части осуществления индивидуальными предпринимателями оплаты обязательного медицинского страхования в безналичной форме |
2018-2019 годы |
ФОМС, МЗ, КБ (по согласованию), СФ |
1.3 |
Внесение изменений в Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» в части расширения полномочий Национального банка Кыргызской Республики запускать в специальном режиме (тестирования) новых инновационных банковских продуктов |
2018-2020 годы |
НБКР, МЭ, КБ (по согласованию), ОПС (по согласованию), АОС (по согласованию) |
1.4 |
Внесение изменений в Налоговый кодекс Кыргызской Республики, предусматривающих освобождение коммерческих банков от НДС при импорте банковского оборудования |
2018 год |
НБКР, МЭ, КБ (по согласованию), ОЮЛ «СБК» (по согласованию) |
1.5 |
Внесение изменений в Гражданский кодекс Кыргызской Республики в части использования договора эскроу-счета при купле продаже недвижимого имущества |
2018 год |
МЭ, НБКР, ГРС |
1.6 |
Внесение изменений в Кодекс Кыргызской Республики о нарушениях, предусматривающих привлечение к ответственности за отсутствие и неисправное состояние POS-терминала в торгово-сервисных предприятиях |
2019-2020 годы |
МЭ, ГААР, ГНС, НБКР |
1.7 |
Разработка плана мероприятий совместно с бизнес-ассоциациями по переводу заработных плат хозяйствующих субъектов на банковские платежные карты и внесение изменений в некоторые законодательные акты по вопросам выплат заработных плат хозяйствующим субъектам в безналичной форме |
2018-2019 годы |
МТСР, МЭ, МОН, ФУГИ, НБКР, КБ (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) и другие государственные органы, бизнес-асоциации (по согласованию) |
2. Популяризация расчетов и платежей в безналичной форме среди населения |
|||
2.1 |
Проведение мероприятий, стимулирующих граждан к использованию электронных платежных инструментов и системы дистанционного банковского обслуживания для оплаты товаров (работ, услуг) |
2018-2022 годы |
ОЮЛ «СБК» (по согласованию), КБ (по согласованию), ПО (по согласованию) НБКР |
2.2 |
Проведение мероприятий по распространению банковских платежных карт для лиц, достигших 16-летнего возраста, при получении паспорта (ID-карт) |
2018-2019 годы |
НБКР, КБ (по согласованию), ГРС |
2.3 |
Информирование населения о преимуществах и выгодах от использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания. (видеролики, аудиролики и публикации) |
2018-2022 годы |
НБКР, ОЮЛ «СБК» (по согласованию), КБ (по согласованию), ПО (по согласованию) |
2.4 |
Информирование студентов средних специальных и высших учебных заведений о преимуществе безналичных платежей |
2018-2022 годы |
МОН, ОЮЛ «СБК» (по согласованию), НБКР |
2.5 |
Информирование населения о правилах использования и обслуживания банковских платежных карт/электронных кошельков, пунктах установки банковского оборудования |
2018-2019 годы |
КБ (по согласованию), ОЮЛ «СБК» (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию), НБКР |
2.6 |
Информирование населения о снижении налога с продаж при реализации товаров, работ, услуг в безналичной форме |
2018 год |
ГНС, КБ (по согласованию), МЭ |
2.7 |
Разработка предложений по стимулированию населения оплаты за товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях в безналичной форме |
2018 год |
ГНС, КБ (по согласованию), ИП (по согласованию), ЗАО «МПЦ» (по согласованию) |
3. Платежи в безналичной форме |
|||
3.1 |
Расширение сферы действия проектов по уплате налогов в безналичной форме и оснащению отдаленных регионов платежными терминалами |
2018-2022 годы |
ГНС, КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию) |
3.2 |
Принятие мер по усилению мотивации организаций торговли (сервиса) к обеспечению оплаты населением товаров (работ, услуг) в безналичной форме |
2018-2020 годы |
КБ (по согласованию), ГНС, ОМСУ (по согласованию) |
3.3 |
Обеспечение равномерной установки банковского оборудования в торговых точках путем их централизованного перераспределения |
2018-2022 годы |
КБ, НБКР, БГА, ОМСУ (по согласованию) |
3.4 |
Перевод на национальную платежную карту «Элкарт» социальных выплат, пенсий и пособий, получаемых населением |
2019-2020 годы |
СФ, КБ, МТСР |
3.5 |
Создание единой базы по обмену данными об изменениях в пенсионных счетах |
2019-2022 годы |
СФ, ГРС, КБ (по согласованию) |
3.6 |
Расширение линейки кредитных и дебетовых карт, предоплаченных, в том числе для конкретных категорий клиентов (школьники, студенты, лица, карта мигранта и т.п.) |
2019-2020 годы |
КБ (по согласованию) |
3.7 |
Осуществление контроля и мониторинга установки банковского и платежного оборудования в регионах республики, развитие агентской сети банков |
На постоянной основе |
КБ (по согласованию), ГП «Кыргыз почтасы», ЮЛ, ИП, ТСП (по согласованию) |
3.8 |
Обеспечение/установка банковского оборудования в 20 городах Кыргызской Республики в рамках проекта «Smart city» |
2018-2019 годы |
ОМСУ (по согласованию), КБ (по согласованию), ПО (по согласованию) |
3.9 |
Обеспечение приема оплаты за транспортные/ пассажирские услуги в безналичной/электронной и бесконтактной форме (TRANS-PAY, предоплаченные карты, HCE и QR-код, NFС-технологии) |
2018-2022 годы |
МТД, ОМСУ (по согласованию), КБ (по согласованию), ЗАО «МПЦ» (по согласованию), ЮЛ (по согласованию), ГКИТС |
3.10 |
Внедрение оплаты за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме посредством банковской карты, интернет-банкинг, электронный кошелек и др. |
2018 год |
КБ (по согласованию), ГРС, ГНС, ГКИТС, ЗАО «МПЦ» (по согласованию), НБКР и другие государственные органы
|
4. Совершенствование банковских и платежных услуг |
|||
4.1 |
Совершенствование тарифной политики банков, операторов платежных систем и платежных организаций в области операций, осуществляемых с использованием банковских платежных карт и других инновационных технологий. Установка тарифов по розничным банковским продуктам, с учетом категорий населения с невысокой оплатой труда, а также лиц, получающих социальные выплаты, пенсии и пособия |
2018-2020 годы |
КБ (по согласованию), МТСР, НБКР, ОЮЛ «СБК» (по согласованию), ЗАО «МПЦ», ОПС/ПО (по согласованию) |
4.2 |
Проведение мероприятий по разработке бонусных программ в целях привлечения к безналичным расчетам пожилых граждан (старше 65 лет), молодежи, а также лиц, которые ранее не пользовались банковскими услугами |
2018 год |
КБ (по согласованию), ЗАО «МПЦ» (по согласованию), МТСР, СФ |
4.3 |
Проведение мероприятий в регионах по приему оплаты налоговых платежей в безналичной форме (через терминалы, банкоматы, другие способы дистанционного банковского обслуживания: интернет-банкинг, мобильный банкинг и др.) |
Постоянно |
ГНС, НБКР, КБ (по согласованию), ЗАО «МПЦ» (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию) |
5. Обеспечение непрерывности и безопасности функционирования платежной системы, доступности оборудования самообслуживания для держателей карт |
|||
5.1 |
Проведение мероприятий по упрощению процедуры согласования документации для установки оборудования самообслуживания, предусматривающих: |
2018-2022 годы |
БГА, КБ (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) |
5.1.1 |
- установку банковского оборудования внутреннего исполнения без разработки проектно-сметной документации; |
||
5.1.2 |
- установку банковского оборудования внешнего исполнения, не затрагивающего несущих конструкций здания, без разработки проектно-сметной документации; |
||
5.1.3. |
- установку информационных указателей и (или) защитных конструкций (козырьки, ширмы и другое) для оборудования самообслуживания внешнего исполнения без разработки проектно-сметной документации |
||
5.2 |
Модификация платежных терминалов по приему наличных денежных средств за товары и услуги в части разработки программы по обслуживанию банковских платежных карт и электронных кошельков |
2020-2022 годы |
КБ (по согласованию), ПО (по согласованию), НБКР |
6. Внедрение инновационных способов применения безналичных платежей и расчетов |
|||
6.1 |
Проработка вопроса о внедрении бесконтактных технологий при проведении населением расчетов в безналичной форме (транспорт/крупные розничные/оптовые рынки, пункты общественного питания и т.д.) |
2018-2022 годы |
КБ (по согласованию), НБКР, ОМСУ (по согласованию), ГАС |
6.2 |
Внедрение адаптивных технологий в целях предоставления возможности использования оборудования самообслуживания для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
2018-2022 годы |
КБ (по согласованию), ПО (по согласованию), НБКР |
6.3 |
Создание национального единого платежного и расчетного пространства, объединяющего платежные системы Кыргызской Республики |
2018-2020 годы |
НБКР, ЗАО «МПЦ» (по согласованию), ГКИТС, КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию) |
7. Повышение квалификации специалистов в государственных и иных органах в области инновационных цифровых услуг и IT-безопасности, обмен информацией и опытом |
|||
7.1 |
Повышение квалификации специалистов в государственных и иных органах, в области IT-безопасности, кибербезопасности, IT-аудита |
2019-2020 годы |
МОН, НБКР, ГСБЭП, ГКНБ, ГСФР |
7.2 |
Проведение треннингов по вопросам реагирования на кибератаки, выявление снижения рисков киберпреступности в области платежной системы |
2018-2019 годы |
НБКР, ГСБЭП, ГКНБ, ГСФР |
7.3 |
Информирование и оперативное реагирование на кибератаки финансово-кредитных и небанковских организаций, мошенничества при использовании инновационных услуг |
2019-2022 годы |
НБКР, КБ (по согласованию), ГСБЭП, ГКНБ, ГСФР |
Список сокращенний
МЭ |
Министерство экономики Кыргызской Республики |
МФ |
Министерство финансов Кыргызской Республики |
МТД |
Министерство транспорта и дорог Кыргызской Республики |
МЗ МОН |
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики Министерство образования и науки Кыргызской Республики |
МТСР ГНС ГРС ГКИТС ГААР |
Министерство труда и социального развития Кыргызской Республики Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики Государственный комитет информационных технологий и связи Кыргызской Республики Государственное агенство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики |
ФОМС |
Фонд обязательного медицинского страхования при Правительстве Кыргызской Республики |
ФУГИ Соцфонд БГА ОМСУ НБ КБ ОПС/ПО |
Фонд по управлению Государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики Социальный фонд Кыргызской Республики Муниципальное предприятие "Бишкекглавархитектура" мэрии города Бишкек органы местного самоуправления Национальный банк Кыргызской Республики коммерческие банки Кыргызской Республики операторы платежных систем/платежные организации |
ЗАО "МПЦ" |
Закрытое акционерное общество "Межбанковский процессинговый центр" |
СБК АОС ЮЛ ИП ТСП |
Объединение юридических лиц "Союз банков Кыргызстана" Ассоциация операторов связи юридические лица индивидуальные предприниматели торгово-сервисные предприятия |