Утверждено
постановлением Правления
Национального банка Кыргызской Республики
от «3» февраля 2023 года
№2023-П-14/8-2-(НПА)
ПОРЯДОК
предоставления услуг, связанных с виртуальными активами
1. Общие положения
1. Деятельность по предоставлению услуг, связанных с виртуальными активами, является лицензируемым видом деятельности и осуществляется на основании лицензии, выданной уполномоченным государственным органом в сфере виртуальных активов (далее – уполномоченный орган) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов.
2. Поставщиком услуг виртуальных активов (далее – ПУВА) является юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики и предоставляющее в качестве предпринимательской деятельности один или нескольких видов услуг, связанных с виртуальными активами, на основании лицензии, выданной уполномоченным органом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов.
3. Национальный банк Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью юридических лиц, поднадзорных Национальному банку, предоставляющих услуги, связанные с виртуальными активами, в качестве ПУВА в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка.
4. Регулирование и надзор за деятельностью иных юридических лиц, предоставляющих услуги, связанные с виртуальными активами, в качестве ПУВА, осуществляет уполномоченный орган в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов и нормативными правовыми актами уполномоченного органа.
5. Настоящий Порядок предоставления услуг, связанных с виртуальными активами (далее – Порядок), устанавливает минимальные требования к коммерческим банкам (банкам) при оказании ими услуг, связанных с виртуальными активами в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики», Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», законодательством Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.
6. Действие настоящего Порядка распространяется на банки, предоставляющие услуги, связанные с виртуальными активами, в качестве ПУВА.
7. Банк вправе предоставлять услуги, связанные с виртуальными активами, в качестве ПУВА при наличии согласия Национального банка и получения соответствующей лицензии уполномоченного органа.
8. Банк вправе оказывать только следующий перечень услуг, связанных с виртуальными активами, в соответствии с установленными требованиями настоящего Порядка:
1) перевод виртуальных активов;
2) хранение, управление и контроль виртуальных активов;
3) оказание финансовых услуг, связанных с первичным размещением и (или) продажей виртуальных активов эмитента.
Банку запрещается оказывать услуги, связанные с виртуальными активами, не предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и настоящим Порядком, в том числе:
1) покупка и продажа (обмен) виртуальных активов;
2) обмен между виртуальными активами.
9. В случае нарушения банком требований настоящего Порядка Национальный банк вправе применить меры воздействия в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и инициировать процедуру приостановления/отзыва лицензии банка в уполномоченном органе.
2. Термины и определения
10. Термины и определения, используемые в настоящем Порядке, понимаются в том значении, в каком они используются в законодательстве Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов.
3. Порядок получения согласия Национального банка для обращения в уполномоченный орган в сфере виртуальных активов для получения лицензии
на осуществление деятельности поставщика услуг виртуальных активов
11. Банк для осуществления деятельности в качестве ПУВА должен получить согласие Национального банка.
После получения согласия Национального банка банк обращается с заявлением о выдаче лицензии на осуществление деятельности в качестве ПУВА в уполномоченный орган в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики в сфере виртуальных активов и нормативных правовых актов уполномоченного органа.
12. Для получения согласия Национального банка на осуществление деятельности в качестве ПУВА банк должен предоставить пакет документов в Национальный банк, включающий:
- заявление о рассмотрении вопроса о предоставлении согласия на осуществление деятельности в качестве ПУВА за подписью председателя правления банка и скрепленное печатью банка;
- детальную выписку из протокола заседания совета директоров, которая содержит решение совета директоров, разрешающее осуществление деятельности в качестве ПУВА, а также информацию, что советом директоров проведен всесторонний анализ предполагаемых операций и их влияния на деятельность банка, и что банком идентифицированы риски, сопряженные с новыми операциями, на основании заключения службы риск-менеджмента – копию, заверенную печатью банка;
- утвержденный бизнес-план банка по осуществлению деятельности в качестве ПУВА, содержащий экономическое обоснование необходимости осуществления такой деятельности, маркетинговый план по реализации мероприятий, прогнозные экономические расчеты, стратегию по управлению рисками;
- организационную структуру банка, пересмотренную в связи с планируемым расширением деятельности банка (при необходимости);
- прогноз доходности, связанный с предполагаемыми операциями;
- внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок осуществления деятельности в качестве ПУВА и включающие элементы системы внутреннего контроля;
- наличие правил и процедур, регламентирующих порядок обеспечения информационной безопасности (кибербезопасности) и непрерывности деятельности;
- наличие программы внутреннего контроля, внутренних правил и процедур финансового мониторинга и другие процедуры, направленные на предотвращение легализации (отмывания) преступных доходов, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового уничтожения в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.
13. Национальный банк вправе провести проверку готовности банка для осуществления деятельности, связанных с виртуальными активами.
14. Срок рассмотрения Национальным банком заявления о получении согласия на осуществление деятельности в качестве ПУВА составляет 30 (тридцать) календарных дней.
Решение Национального банка об удовлетворении заявления/об отказе в удовлетворении заявления на получение согласия Национального банка принимается заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим вопросы банковского надзора и лицензирования.
Национальный банк письменно уведомляет банк о принятом решении в течение
3 (трех) рабочих дней с даты принятия решения.
15. Документы, представляемые в Национальный банк в соответствии с настоящим Порядком и содержащие более одного листа, должны быть описаны полистно, прошиты, пронумерованы, подписаны и заверены надлежащим образом. В случае необходимости по запросу Национального банка отдельные документы должны предоставляться в электронной форме.
16. В срок рассмотрения документов Национальным банком не входит время, затраченное заявителем на доработку документов, а также срок проверки, указанный в пункте 14 настоящего Порядка.
Если документы, полученные Национальным банком, не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям.
17. Дополнительные/доработанные с учетом замечаний документы должны быть предоставлены в Национальный банк в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня получения банком документов на доработку.
4. Требования к банкам, предоставляющим услуги,
связанные с виртуальными активами
18. Услуги, связанные с виртуальными активами, предоставляются на специализированных платформах.
19. Банк вправе предоставлять одну или несколько услуг, указанных в пункте 20, и/или по договору с ПУВА в качестве агента в соответствии с требованиями настоящего Порядка.
20. Банк при наличии лицензии уполномоченного органа в сфере виртуальных активов вправе предоставлять следующие услуги:
1) перевод (перемещение) виртуальных активов (перемещение с одного адреса или счета виртуального актива на другой) от имени и в интересах клиента посредством специализированных платформ.
2) ответственное хранение и (или) администрирование (управление) виртуальными активами или применение инструментов, позволяющих контролировать виртуальные активы.
Хранение, управление и контроль виртуальных активов должны обеспечивать сохранность виртуальных активов и (или) инструментов контроля виртуальных активов с возможностью самостоятельного перемещения виртуальных активов в интересах и от имени третьих лиц. Банк, предоставляющий услуги хранения, управления и контроля виртуальных активов, перемещает виртуальные активы только при условии, что такое управление или перемещение осуществляется в соответствии с поручением владельца виртуального актива.
3) предоставление и (или) участие в предоставлении финансовых услуг, связанных с первичным размещением и (или) продажей виртуальных активов эмитента.
Банк, осуществляющий деятельность по предоставлению финансовых услуг, связанных с размещением и (или) продажей виртуальных активов, имеет право заключать сделки, касающиеся размещения или продажи виртуальных активов, от имени, за счет и в интересах эмитента.
21. Условия приобретения и перехода прав на виртуальные активы могут быть выражены в соответствии со смарт-контрактами, заранее заложенными алгоритмами и функциями технологии распределенных реестров и (или) аналогичной технологии, в рамках которой они создаются, хранятся и обращаются, если это не противоречит законодательству Кыргызской Республики.
22. Взаимоотношения участников при оказании услуг, связанных с виртуальными активами, устанавливаются в соответствии с договорами, заключенными между участниками, не противоречащими законодательству Кыргызской Республики.
23. Банк обязан обеспечить механизм хранения и перевода виртуального актива на кошельке виртуального актива в программном приложении банка или ином механизме/носителе для хранения и перевода виртуального актива.
24. Учет виртуальных активов должен вестись на специальном программном обеспечении, позволяющем учитывать виртуальные активы, при этом в целях бухгалтерского учета необходимо принимать во внимание характер осуществляемых операций.
25. Банк обязан вести отдельный учет виртуальных активов по каждому виду (наименованию) виртуального актива и держателю виртуального актива.
26. Банк должен обеспечить сохранность виртуальных активов, переданных ему на хранение держателями виртуальных активов.
27. Банк при оказании услуг, связанных с виртуальными активами, должен соблюдать требования законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее – ПФТД/ЛПД).
28. Банк должен обеспечивать конфиденциальность и хранение данных о держателях виртуальных активов и проведенных операциях с использованием виртуальных активов. Сведения о держателях виртуальных активов и их операциях могут предоставляться третьим лицам только в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
29. Банк должен принять все необходимые меры для защиты базы данных по виртуальным активам от несанкционированного доступа.
30. Банк несет ответственность за безопасность и надежность предоставляемых услуг, связанных с виртуальными активами.
31. Банк должен иметь внутренние нормативные документы (положение, политика, операционные правила, процедура и т.д.), регламентирующие процесс оказания услуг по виртуальным активам, управление рисками, включая информационную безопасность, урегулирование споров по ошибочным или несанкционированным операциям, в том числе в части ПФТД/ЛПД, а также обеспечить их соблюдение.
32. Банк должен обеспечить качественное управление рисками, связанными с их деятельностью, который включает распределение обязанностей в сфере ПФТД/ЛПД и назначением ответственных сотрудников, отвечающих за обеспечение выполнения установленных требований, из числа руководства; постоянное обучение сотрудников; внутреннюю независимую службу аудита для проверки надлежащего функционирования системы.
33. Банк обязан проводить надлежащую проверку клиента в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД.
34. Банк должен хранить в актуальном состоянии документы, данные или сведения, полученные и собранные в процессе надлежащей проверки клиента согласно сроку, установленному в законодательстве Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД.
35. Банк должен хранить записи об операциях и информацию, полученную в процессе надлежащей проверки клиента, содержащую как минимум:
- имя отправителя (т.е. клиента, отправляющего перевод);
- номер счета отправителя, если в процессе операции использовался такой счет (например, идентификационный номер кошелька виртуальных активов);
- физический (географический) адрес отправителя или идентификационный номер клиента дата и место рождения;
- имя получателя;
- номер счета получателя, если в процессе операции использовался такой счет (например, идентификационный номер кошелька виртуальных активов);
- подробную информацию об отдельных операциях.
36. Банк должен предоставлять в Национальный банк сведения о предоставляемых услугах, связанных с виртуальными активами, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в соответствии с формой, установленным в Приложении 1 настоящего Порядка.
37. Банк для расширения спектра предоставляемых услуг, связанных с виртуальными активами, вправе привлекать в качестве агента только других ПУВА на основании заключенного договора и в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
38. Национальный банк на основании регулярных отчетов, а также при инспекторских проверках осуществляет контроль за соблюдением операционных правил и требований настоящего Порядка.
39. В случае отзыва лицензии или разрешительных документов на осуществление деятельности ПУВА, а также добровольного прекращения деятельности в качестве ПУВА банк должен уведомить об этом Национальный банк не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента прекращения деятельности в качестве ПУВА.
5. Основные требования
к агентам банков, осуществляющим деятельность ПУВА
40. Банк для расширения доступа населения к предоставляемым услугам, связанным с виртуальными активами, вправе привлечь в качестве агента юридические лица, осуществляющие деятельность в качестве ПУВА, для оказания от имени банка только следующих услуг:
1) перевод виртуальных активов;
2) оказание финансовых услуг, связанных с первичным размещением и (или) продажей виртуальных активов эмитента.
41. Агент от имени банка вправе предоставлять только те услуги, связанные с виртуальными активами, которые предусмотрены в договоре с банком, настоящим Порядком и законодательством Кыргызской Республики.
Агенту запрещается предоставлять услуги, связанные с виртуальными активами, не предусмотренные договором с банком, настоящим Порядком и законодательством Кыргызской Республики.
42. Агент должен иметь внутренние нормативные документы (положение, политика, операционные правила, процедура и т.д.), регламентирующие процесс оказания услуг по виртуальным активам, в том числе управление рисками, включая информационную безопасность, урегулирование споров по ошибочным или несанкционированным операциям, а также обеспечить их соблюдение.
43. Агент должен обеспечить надлежащее управление рисками, связанными с их деятельностью, с четким распределением обязанностей в сфере ПФТД/ЛПД и назначением ответственных сотрудников, отвечающих за обеспечение выполнения установленных требований, из числа руководства; постоянное обучение сотрудников; внутреннюю независимую службу аудита для проверки надлежащего функционирования системы.
44. Агент обязан проводить надлежащую проверку клиента в соответствии с законодательством Кыргызской Республики по ПФТД/ЛПД.
45. Агент обязан обеспечить банку доступ к информации о держателях виртуальных активов и операциях в режиме реального времени.
46. Агент должен обеспечивать конфиденциальность и хранение данных о держателях виртуальных активов и проведенных операциях с использованием виртуальных активов. Сведения о держателях виртуальных активов и их операциях могут предоставляться третьим лицам только в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.
47. Агент должен принять все необходимые меры для защиты базы данных по виртуальным активам от несанкционированного доступа.
48. Агент несет ответственность за безопасность и надежность предоставляемых услуг, связанных с виртуальными активами.
49. Ответственность за оказываемые агентами услуги, связанные с виртуальными активами, несет банк.
50. Банк должен предоставлять в Национальный банк сведения об агентах, предоставляющих услуги, связанные с виртуальными активами, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в соответствии с формой, установленной в Приложении 2 настоящего Порядка.
6. Заключительные положения
51. Банк, предоставляющий услуги, связанные с виртуальными активами, должен осуществлять контроль над соблюдением держателями виртуальных активов, агентами условий соответствующих договоров и законодательства Кыргызской Республики.
52. Споры, возникающие в сфере оборота виртуальных активов, разрешаются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
Приложение 1
к Порядку предоставления услуг, связанных с виртуальными активами
ОТЧЕТ
о деятельности банка при оказании услуг,
связанных с виртуальными активами
Наименование банка |
Отчетный период: (ДД.ММ.ГГГГ) |
Наименование виртуального актива |
Количество кошельков виртуального актива |
Объем виртуальных активов (количество токенов) |
Объем переводов, проводимых с использованием виртуальных активов |
Объем операций, связанных с первичным размещением и (или) продажей виртуальных активов эмитента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
Приложение 2
к Порядку предоставления услуг, связанных с виртуальными активами
ОТЧЕТ
о деятельности агента банка при оказании услуг,
связанных с виртуальными активами
Наименование агента банка |
Отчетный период: (ДД.ММ.ГГГГ) |
Наименование агента |
Наименование виртуального актива |
Количество кошельков виртуального актива |
Объем виртуальных активов (количество токенов) |
Объем переводов, проводимых с использованием виртуальных активов |
Объем операций, связанных с первичным размещением и (или) продажей виртуальных активов эмитента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
|
|
|