|
|
Утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 26 мая 2010 года N 36/7 |
ПОЛОЖЕНИЕ
об основных требованиях к деятельности коммерческих банков при заключении агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 августа 2013 года N 32/5, 30 сентября 2015 года № 59/5, 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3, 27 июля 2022 года № 2022-П-14/47-7, 7 декабря 2022 года № 2022-П-14/76-6)
1. Общие положения
1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3)
2. Целью Положения "Об основных требованиях к деятельности коммерческих банков при заключении агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг" (далее - Положение) является определение основных требований к коммерческим банкам (далее - банк) при осуществлении ими деятельности по расширению доступа к финансовым услугам путем привлечения розничных агентов по предоставлению розничных банковских услуг населению от имени банка и создания инфраструктуры внеофисного банкинга (branchless banking).
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3)
3. Действие настоящего Положения распространяется на банки и розничных агентов, заключивших агентский договор о предоставлении банковских розничных услуг населению от имени банка в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности", "О платежной системе Кыргызской Республики", "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "О кредитных союзах", "О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов" (далее - законодательство Кыргызской Республики), настоящим Положением и другими нормативными правовыми актами Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк).
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3, 7 декабря 2022 года № 2022-П-14/76-6)
4. Банк может привлекать в качестве розничного агента юридическое лицо или индивидуального предпринимателя в соответствии с требованиями настоящего Положения. При этом ответственность за исполнение обязательств агентами в пределах договора несет банк.
Розничные агенты могут предоставлять:
- расширенный спектр банковских розничных услуг;
- ограниченный спектр банковских розничных услуг.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
5. К расширенному спектру банковских розничных услуг относятся:
- прием и проведение платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей;
- осуществление денежных переводов посредством систем денежных переводов;
- выдача и прием бланков на открытие банковского счета в целях передачи их в банк;
- выдача и прием бланков на выпуск/перевыпуск банковских платежных карт;
- организация обмена бланками и анкетами клиентов на выпуск/перевыпуск банковских платежных карт в электронной форме и последующая передача банковских платежных карт клиентам;
- выдача и прием бланков для доступа к удаленным дистанционным банковским услугам, в том числе на электронные кошельки, в целях передачи их в банк;
- выдача и прием бланков на выпуск/перевыпуск кодов доступа к удаленным дистанционным банковским услугам в целях передачи их в банк;
- предоставление выпущенных кодов для доступа к удаленным дистанционным банковским услугам при соблюдении условий безопасности и конфиденциальности информации/данных о клиенте;
- выдача и прием бланков для оформления кредитов в целях передачи их в банк;
- погашение кредитов;
- пополнение банковского счета;
- распространение/погашение электронных денег;
- проведение процедуры идентификации и верификации клиента банка, в том числе держателя электронного кошелька;
- заключение договоров с акцептантами о приеме электронных денег локальной системы электронных денег;
- заключение договоров с коммерческими организациями по выплате заработной платы на электронные кошельки;
- выдача наличных денежных средств с банковских карт, в том числе с виртуальных карт;
- выдача наличных денежных средств клиентам банков с платежных терминалов с функцией cash-out со счетов данных клиентов банков;
- прием платежей в бюджет (штрафы, налоги, таможенные сборы), в том числе с использованием мобильных приложений и QR-кодов;
- заключение договоров с организациями с государственной долей/коммерческими организациями по выплате заработной платы на банковские платежные карты.
Допускается передача информации в банк по видам расширенного спектра банковских розничных услуг в электронной форме в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об электронной подписи".
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-14/47-7)
6. К ограниченному спектру банковских розничных услуг относятся:
- прием и проведение платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей;
- погашение кредитов;
- распространение/погашение электронных денег;
- выдача наличных денежных средств с банковских карт;
- прием платежей в бюджет (штрафы, налоги, таможенные сборы), в том числе с использованием мобильных приложений и QR-кодов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
6-1. 6-1. Банк при привлечении розничного агента для распространения/погашения электронных денег должен соблюдать требования Национального банка, установленные в Положении "Об электронных деньгах в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка от 20 апреля 2022 года № 2022-П-14/25-3-(ПС). В случае несоблюдения требований нормативных правовых актов Национальный банк вправе применить меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3, 27 июля 2022 года № 2022-П-14/47-7)
7. Условия предоставления банком клиенту банковских розничных услуг через розничного агента устанавливаются в договоре между банком и его агентом.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
7-1. Агентам расширенного спектра банковских розничных услуг и агентам ограниченного спектра банковских розничных услуг запрещается:
- прием лотерейных ставок, за исключением государственных (национальной) лотерей, проводимых в режиме реального времени;
- прием платежей за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее;
- погашение электронных денег с неидентифицированных электронных кошельков.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
2. Используемые термины и определения
8. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5)
9. Банковская агентская сеть - система, включающая в себя расчетный банк, розничных агентов, осуществляющих деятельность по предоставлению отдельных видов банковских услуг на основании заключенных между ними агентских договоров.
9-1. Баркод (barcode) - штриховой код, машинно-читаемый код, набор геометрических символов, расположение которых описано в соответствующих товарах/объектах и т.д.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
9-2. Бланк - лист бумаги/либо электронная форма (формуляр) с напечатанным названием банка с частично напечатанным текстом, предназначенный для составления документа по определенной форме, куда вносятся записи от руки в отведенные места (на открытие банковского счета/электронных кошельков, выпуск банковских платежных карт, получение услуги удаленного дистанционного обслуживания банка и др.) и заверенная подписью клиента.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
10. Розничный агент - юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, подписавшее агентский договор с банком о предоставлении от имени банка розничных банковских услуг, в том числе через сеть розничного агента. Розничные агенты подразделяются на агентов, предоставляющих расширенный спектр услуг, и на агентов, предоставляющих ограниченный спектр банковских розничных услуг в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения.
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
11. Собственная сеть розничного агента - это филиалы, отделения розничного агента, осуществляющие деятельность на основании Устава или договоров, заключенных с розничным агентом.
12. Гарантийный (страховой) взнос - денежные средства в сумме, определенной агентским договором или приложением к нему, являющиеся обеспечением расчетов по платежам, зачисленные агентом на счет банка с условием регулирования их остатка в зависимости от разницы между входящими и исходящими платежами. По согласованию между расчетным банком и розничным агентом, счет может быть заблокирован банком в рамках лимита, согласованного сторонами, до окончания срока действия договора с правом банка изменять суммы лимита, в зависимости от оборота розничного агента. Сумма лимита устанавливается в виде норматива, определенного в процентах, с учетом всех рисков, присущих данной деятельности.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
13. Мобильный платеж - распоряжение банку о списании денежных средств со счета клиента, инициированное клиентом при помощи мобильного телефона посредством SMS/USSD-сообщения, для проведения расчета за товары/услуги в пользу получателя и/или в пользу розничного агента.
14. Плательщик - клиент, физическое или юридическое лицо, осуществляющее внесение денежных средств розничному агенту или банку в целях исполнения денежных обязательств перед поставщиком (получателем денежных средств), в том числе предоплаты за услуги поставщика.
15. Получатель - поставщик товаров и/или услуг, юридическое лицо, за исключением кредитных организаций, имеющий договор банковского обслуживания с банком, в пользу которого посредством банковской агентской сети поступают денежные средства от плательщиков за потребленные товары и/или услуги этого поставщика.
16. Расчетный банк - банк или его филиал, в котором розничный агент имеет расчетный счет по учету денежных средств, полученных от плательщиков, и используемый для проведения расчетов только в пользу определенных получателей.
17. Терминал - аппаратно-программный комплекс различных типов, в том числе pos-терминалы, специализированные прикассовые устройства, стационарное оборудование, мобильные устройства карманного типа, переносные терминалы и кассовые аппараты, автоматы самообслуживания (специализированные автоматы и банкоматы, предназначенные для приема платежей), а также расчетный веб сервер для авторизации транзакций в сети Интернет, позволяющий устанавливать связь с главным процессингом, формировать, отправлять сообщения в сеть платежной системы банка и принимать сообщения, поступающие из нее.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
17-1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
18. Кобрэндинг (Co-branding) - комплекс маркетинговых мероприятий банка и агента по совместному продвижению продуктов или услуг, которые объединяют брэндовые имена банка и агента.
19. Сообщение USSD (USSD - команда, Unstructured Supplementary Services Data) - технология передачи текстовых сообщений, альтернативная SMS, особенность которой заключается в том, что отправленные сообщения не хранятся в базе данных оператора сотовой связи. Может использоваться операторами связи для сообщения баланса счета плательщику, активации карт оплаты и других сервисов, в том числе инициализации совершения мобильного платежа.
3. Порядок заключения агентского договора и управление рисками
20. Банковские розничные услуги предоставляются розничным агентом на основании агентского договора с банком о предоставлении банковских розничных услуг, в котором должны предусматриваться:
1) перечень банковских розничных услуг с указанием лимитов сумм, которые могут осуществляться розничным агентом;
2) способ предоставления банковских розничных услуг и получения доступа к ним (через Интернет, по коммутируемым и иным каналам связи, с использованием Интернет-киосков, телефона, персонального компьютера или других устройств);
3) тарифы на банковские розничные услуги с учетом комиссии розничного агента. При расчете комиссий розничного агента банк принимает во внимание вид банковской розничной услуги, затраты на обеспечение безопасности и надежности предоставления данной услуги клиентам, затраты на организацию, управление и поддержку технического и технологического процесса предоставления услуги, издержки на обеспечение контроля рисков и конфиденциальности данных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
4) права и обязанности сторон, возникающие при предоставлении банком и розничным агентом услуг по банковской агентской сети, включая право банка осуществлять надзор за деятельностью розничного агента;
5) процедуры безопасности и технической укрепленности, включая порядок аутентификации и подтверждения прав клиента на получение банковских розничных услуг;
6) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, возникающих при предоставлении розничным агентом банковских розничных услуг. При этом в агентском договоре в обязательном порядке должна быть предусмотрена ответственность банка за ненадлежащее исполнение или неисполнение его розничным агентом своих обязанностей перед клиентами;
7) порядок, сроки и объемы отчетности розничного агента перед банком об операциях клиентов;
8) основания приостановления и прекращения предоставления банковских розничных услуг с предварительным и/или без предварительного уведомления сторон;
9) способы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих при предоставлении розничным агентом банковских розничных услуг;
10) контактные телефоны и адреса для обращения в банк по вопросам, связанным с предоставлением банковских розничных услуг;
11) требования о надлежащей проверке клиента и хранении данных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (далее - ПФТД/ЛПД), если банк передает функции по надлежащей проверке клиента розничному агенту;
12) сроки предоставления необходимой информации о клиенте и бенефициарном владельце, копии анкет клиента и бенефициарного владельца, а также копии других документов, полученных в результате надлежащей проверки клиента, если банк передает данные функции о надлежащей проверке клиента розничному агенту в соответствии с Положением "О порядке проведения надлежащей проверки клиента", утвержденным постановлением Правительства Кыргызской Республики от 25 декабря 2018 года № 606.
Подпункты 11 и 12 пункта 20 настоящего Положения не распространяются на агентов ограниченного спектра банковских розничных услуг.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
21. При заключении договора банк предоставляет розничному агенту информацию о банковских розничных услугах. Правила, порядок и условия предоставления банковских розничных услуг определяются внутренними документами банка, утвержденными уполномоченным органом банка. Данная информация должна быть помещена на веб-сайте банка, если банк предоставляет банковские розничные услуги через розничных агентов.
22. При предоставлении электронных банковских услуг обмен информацией между банком и его розничным агентом осуществляется с использованием электронной цифровой подписи и/или посредством динамической идентификации клиента или иными способами, обеспечивающими безопасность передачу данных.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
23. Допускается предоставление электронных банковских услуг через телефон и/или другие устройства (терминал разного типа) без использования электронной цифровой подписи и динамической идентификации клиента на основе применения процедур безопасности, установленных внутренними правилами банка и агентским договором.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
4. Требования к банкам при работе с розничным агентом
24. В зависимости от стратегии банк вправе развивать банковскую агентскую сеть по предоставлению банковских розничных услуг с целью:
1) оптимизации деятельности филиалов банка путем перераспределения функций между филиалом банка и розничным агентом;
2) расширения и сегментации перечня розничных услуг по категориям клиентов или по географическому месторасположению;
3) расширения пунктов доступа к своим услугам для клиентов и привлечения клиентов в отдаленных регионах с невысоким уровнем дохода;
4) предоставления дистанционных банковских и платежных услуг без необходимости расширения филиальной сети банка и передача розничному агенту полномочий по обработке массовых платежей на небольшие суммы в отдаленных районах с невысоким уровнем дохода.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
25. Банк, руководствуясь документами по управлению рисками и управления информационными системами, должен разработать критерии по выбору розничного агента, основываясь на следующих категориях агентов в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка:
1) Агентами по предоставлению расширенного спектра банковских розничных услуг являются юридические лица, резиденты Кыргызской Республики, которые имеют лицензию Национального банка на один из следующих видов банковской деятельности и банковские операции:
а) на осуществление деятельности для микрофинансовых организаций;
б) на осуществление деятельности кредитных союзов;
в) на осуществление деятельности по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах, и способах проведения платежей;
г) на осуществление деятельности по проведению обменных операций с наличной иностранной валютой.
2) Агентами по предоставлению ограниченного спектра банковских розничных услуг являются агенты, не подпадающие под агентов по предоставлению расширенного спектра банковских розничных услуг, являющиеся юридическими лицами/индивидуальными предпринимателями, резидентами Кыргызской Республики, не имеющие/имеющие лицензию Национального банка на осуществление деятельности банковских/платежных услуг, а также государственное предприятие "Кыргыз почтасы".
2-1) Государственное предприятие "Кыргыз почтасы", помимо предоставления ограниченного спектра банковских розничных услуг, указанного в пункте 6, при соблюдении банками требований по надлежащей проверке клиента может дополнительно предоставлять следующие услуги:
- выдачу и прием бланков на открытие банковского счета в целях передачи их в банк;
- выдачу и прием бланков на выпуск/перевыпуск банковских платежных карт;
- выдачу и прием бланков для доступа к удаленным дистанционным банковским услугам, в том числе на электронные кошельки, в целях передачи их в банк;
- выдачу и прием бланков на выпуск/перевыпуск кодов доступа к удаленным дистанционным банковским услугам в целях передачи их в банк;
- выдачу и прием бланков для оформления кредитов в целях передачи их в банк.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
25-1. Банк при выборе розничного агента должен принимать во внимание следующие параметры:
1) наличие доверия к агенту со стороны клиентов и стабильность его деятельности в том сегменте рынка, в котором банк намерен предоставлять банковские розничные услуги;
2) удобство доступа для клиентов к банковским розничным услугам с точки зрения места расположения розничного агента, наличия квалифицированного персонала, помещений, с учетом их технической укрепленности;
3) наличие доверия к розничному агенту со стороны банка, проверка кредитной истории, наличие политики ведения учета по хозяйственной деятельности, качественное ведение кассовых операций и наличие контроля по операциям с наличными денежными средствами у розничного агента;
4) наличие банковского счета у розничного агента, квалифицированного персонала по работе с информационными технологиями, наличие или способность в организации необходимых коммуникационных каналов связи для взаимодействия с банком, наличие помещений для создания точки доступа к банковским розничным услугам;
5) наличие потенциала по совмещению банковских розничных услуг с основной деятельностью розничного агента, открытость к осуществлению своей деятельности в рамках кобрэндинга с банком, от имени банка, а также готовность и способность агента к увеличению объемов бизнеса.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
26. Банк заключает агентский договор с розничным агентом и открывает расчетный счет розничного агента для отражения операций с наличными и безналичными денежными средствами по проводимым клиентами операциям в соответствии с условиями заключенного агентского договора между банком и розничным агентом. Условия агентского договора должны содержать, что банк несет ответственность перед клиентами за действие своих розничных агентов в пределах и в соответствии с подписанным договором между банком и агентом.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
27. Банк разрабатывает и предоставляет розничному агенту структуру лимитов по каждой банковской операции, руководство и процедуры по осуществлению операции, составленные с учетом операционных рисков и рисков ликвидности для розничных агентов.
Лимиты по обналичиванию денежных средств через банковские платежные карты через розничных агентов не должны превышать 150 расчетных показателей в день на одного держателя карты.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 15 августа 2018 года № 2018-П-14/33-5)
28. Банк разрабатывает и предоставляет розничному агенту унифицированные стандарты и правила по каждому виду банковской операции, предлагаемой через розничного агента, для полной информированности розничного агента и обеспечения в случае необходимости операционной совместимости с информационной системой розничного агента с целью надежного, безопасного и качественного обслуживания клиентов. Ответственность за качественное предоставление розничным агентом банковских розничных услуг возлагается на банк.
29. Банк в рамках банковской агентской сети создает единую информационную систему и базу данных о мошеннических операциях, совершенных с использованием современных платежных инструментов, для обеспечения безопасности и принятия, превентивных мер по снижению рисков.
30. Банк с целью обеспечения надежности и качества предоставляемых клиентам услуг через розничного агента предпринимает необходимые меры для предотвращения рисков, разрешения конфликтных ситуаций, выявления обстоятельств, приводящих к угрозе для репутации банка или наносящих урон интересам одного или нескольких клиентов по каждому виду банковских услуг, предоставляемых розничным агентом банка от имени банка.
31. Банк исключительно в рамках исполнения условий агентского договора для обеспечения непрерывности проведения платежей клиентов и управления рисками создает гарантийный (страховой) фонд, обязывая розничного агента внести денежные средства на расчетный счет в сумме, определенной агентским договором, либо предоставляет розничному агенту беспроцентный овердрафт по его расчетному счету на случай возникновения потерь у розничного агента.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
32. Банк несет ответственность за осуществление его розничным агентом деятельности в соответствии с требованиями законодательства о ПФТД/ЛПД.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
33. Банк должен осуществлять внутренний контроль и систематическую проверку деятельности розничного агента по исполнению условий договора и качества предоставляемых через розничного агента банковских услуг. Банк несет ответственность перед клиентом в случае мошенничества и/или халатности, со стороны розничного агента. Банк назначает ответственное лицо/подразделение банка для рассмотрения жалоб клиентов и разрешения спорных ситуаций по операциям, проводимым по банковской агентской сети в пределах и в соответствии с подписанным договором с агентом.
Банк на ежеквартальной основе, в срок до 10 числа первого месяца квартала, следующего за отчетным периодом, предоставляет в Национальный банк сведения по заключенным договорам с розничными агентами по форме, установленной в Приложении 1 к настоящему Положению.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3)
34. Банк при выборе розничного агента при предоставлении расширенного спектра банковских розничных услуг должен руководствоваться техническими требованиями по оснащенности согласно Инструкции "О единых требованиях по технической укрепленности финансово-кредитных учреждений и порядке их охраны в Кыргызской Республике", утвержденными приказом Министерства внутренних дел Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 11 февраля 2010 г. № 97/24-0, установленными по группе 5. Условия соблюдения требований данной Инструкции со стороны агента должны быть закреплены в договоре между банком и агентом. Данные требования не распространяются на агентов, предоставляющих ограниченный спектр банковских услуг, указанных в пункте 25 настоящего Положения, а также на платежные организации, оказывающие услуги посредством терминалов с функцией cash-out.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 27 июля 2022 года № 2022-П-14/47-7)
34-1. Банк при выборе розничного агента при предоставлении ограниченного спектра банковских розничных услуг, должен как минимум учитывать следующее:
наличие патента (в том числе электронного) на осуществление предпринимательской деятельности;
- обязательное обучение агента по предоставлению банковских розничных услуг и выдача подтверждающего документа (письмо о проведении/окончании обучения/сертификат и др.) агенту;
- в зависимости от лимитов, установленных для агентов в торгово-сервисных предприятиях, предусмотреть соответствующие меры физической безопасности и технической укрепленности в зависимости от вида предоставляемых услуг и сопутствующих рисков;
- в случае, если агент предоставляет услуги только в безналичной форме, техническая оснащенность и другие меры обеспечения физической безопасности не требуются.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
5. Требования к розничным агентам
35. Розничный агент должен иметь программно-аппаратный комплекс, позволяющий присоединяться к системе банка и поставщика и передавать данные о платежах клиентов.
36. Розничный агент несет ответственность за обеспечение физической безопасности персонала и ведение операций с наличными денежными средствами.
37. Розничный агент обязан самостоятельно обеспечивать достаточный объем денежных средств на расчетном счете в банке для проведения платежей и расчетов клиентов в рамках агентского договора, если иное не оговорено агентским договором.
38. Розничный агент на основании заключенного с банком агентского договора осуществляет деятельность по предоставлению банковских розничных услуг клиентам от своего имени и от имени банка, за счет банка и/или за свой счет, через агентскую сеть.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
39. Розничный агент в случае необходимости предоставляет банку гарантийный (страховой) взнос для обеспечения гарантии расчетов и исполнения обязательств розничным агентом по предоставлению банковских розничных услуг клиентам.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
40. Розничный агент предоставляет банковские розничные услуги от имени банка строго в соответствии с правилами и инструкциями, предоставленными банком. Розничный агент представляет отчеты об операциях клиентов банку в сроки и объемах, указанных в агентском договоре.
41. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
42. Розничный агент осуществляет прием платежей в целях исполнения денежных обязательств плательщиков и обеспечивает своевременные расчеты с банком, включая исполнение требований о расходовании наличных денег, поступивших в кассу розничного агента, в соответствии с условиями агентского договора и законодательством Кыргызской Республики.
43. Розничный агент использует контрольно-кассовую машину с фискальной памятью и контрольной лентой и соблюдает требования законодательства Кыргызской Республики о применении контрольно-кассовой машины при осуществлении наличных денежных расчетов.
44. Розничный агент обеспечивает в каждом пункте обслуживания клиентов предоставление следующей информации клиентам:
1) наименование розничного агента и его идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), адрес места нахождения головного офиса;
2) наименование банка, от имени которого предоставляются банковские розничные услуги, с указанием номера банковской лицензии, адрес места нахождения головного офиса банка;
3) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
4) адреса места осуществления платежа;
5) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
6) инструкции, правила проведения операций и тарифы на услуги с указанием информации о размере комиссионного вознаграждения, уплачиваемого клиентом, в случае его взимания;
7) номера контактных телефонов банка и розничного агента;
8) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
45. Розничный агент должен выдать плательщику кассовый (электронный) чек в момент приема/выдачи наличных денежных средств в качестве подтверждения об осуществлении операции в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
6. Порядок проведения платежей и расчетов
46. Способы, методы, условия приема платежей, соблюдение сроков прохождения платежей, а также требования по идентификации и верификации плательщика устанавливаются в Договоре между банком и розничным агентом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
47. Денежное обязательство плательщика перед получателем считается исполненным с момента получения кассового чека, выданного розничным агентом плательщику после осуществления расчета или получения услуг.
48. Розничный агент может взимать с плательщика комиссионное вознаграждение в соответствии с тарифами, установленными банком, если это предусмотрено условиями агентского договора. При этом информация о тарифах должна быть размещена в месте, доступном для всеобщего ознакомления. Розничный агент не вправе устанавливать и взимать с плательщика какие-либо дополнительные суммы за свои услуги сверх установленных тарифов.
49. Осуществление расчетов по платежам клиентов с получателями, в пользу которых поступили денежные средства от плательщиков, производится путем перевода денежных средств с расчетного счета розничного агента в банк в сроки, установленные в агентском договоре, заключенном между банком и розничным агентом. В свою очередь банк обязуется перечислить денежные средства в сторону получателей в сроки, установленные договором с получателями.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
50. При ошибочной оплате банк или розничный агент должен произвести отмену проведенного расчета. Отмена расчета производится при предоставлении документа, подтверждающего проведение соответствующего платежа. Порядок отмены произведенных платежей и расчетов устанавливается в агентском договоре.
51. Информация о принятых платежах должна храниться в аппаратно-программном комплексе и на электронных носителях банка и/или у розничного агента сроком пять лет.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
52. Взаиморасчеты между банком и розничным агентом осуществляются в соответствии с установленными правилами банка на основе агентского договора, заключенного между банком и розничным агентом.
7. Требования к банковской агентской сети
53. Инфраструктура банковской агентской сети строится банком и его агентом на основе применения информационно-коммуникационных технологий для организации и обеспечения обмена информацией между системами банка и розничного агента при проведении клиентами операций по банковскому счету через розничного агента.
54. Банковская агентская сеть должна исключать возникновение расчетного риска для клиента и банка, вне зависимости от основной деятельности розничного агента, и розничный агент является посредником между банком и клиентами по обеспечению наличных денежных средств вне официальных учреждений банка.
55. Любая операция клиента, проходящая по банковской агентской сети, должна быть зарегистрирована в электронном виде, как в системе банка, так и в системе розничного агента и отражена на расчетном счете агента в банке.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
56. Банковская агентская сеть должна обеспечить безопасность проведения операций клиентов через розничного агента путем применения специальных средств по идентификации и авторизации всех участников при осуществлении операции (персональный идентификационный номер, персональная карта доступа, уникальный секретный ключ, автоматизированная система присвоения уникального авторизационного кода по каждой операции и другие).
57. Операции клиентов по снятию/пополнению наличных денежных средств по банковскому счету клиента осуществляются путем отражения сумм пополнения/выдачи на расчетном счете розничного агента в банке.
58. Банковская агентская сеть должна обеспечить минимизацию возникновения кредитного риска по операциям клиентов по снятию/пополнению наличных денежных средств или проведению платежа, проводимым в режиме реального времени, путем проведения авторизации в режиме реального времени и подтверждения достаточности средств на расчетном счете розничного агента или клиента для выполнения операции.
59. Банковская агентская сеть должна обеспечить безопасность проведения платежей, в т.ч. платежей с использованием банковских платежных карт и конфиденциальность по предоставлению персональных сведений для последующей передачи их в банк.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
60. Розничный агент должен обеспечить установку автоматических средств предоставления подтверждения о проведенной операции клиентом (чек платежного терминала, подтверждение по мобильному телефону и другое), содержащего детали проведения операции (вид банковской операции, сумма операции, сведения о получателе/отправителе, а также сведения, идентифицирующие саму операцию, уникальный номер операции, сведения об устройстве, через которого проведена операция).
61. Банк включает в договор с клиентом следующие условия по предоставлению розничных услуг через розничных агентов:
1) обязанность клиента по соблюдению конфиденциальности при проведении операций через розничного агента в части использования банковских платежных карт или других средств доступа к банковскому счету;
2) распределение ответственности между банком и розничным агентом по каждому виду банковской услуги, предоставляемой клиенту через розничного агента;
3) величина комиссий и момент оплаты комиссий клиентом за проведение операций через розничного агента (в виде уплаты наличных денежных средств непосредственно розничному агенту при совершении операции, либо банк включает стоимость услуги в тарифы по ведению счета клиента);
4) временной регламент доступа к банковским розничным услугам, предоставляемым через розничного агента;
5) разрешение споров и предоставление клиентом жалоб или обращений в подразделение банка в случае возникновения необходимости у клиента;
6) информирование клиента о черном списке агентов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3)
8. Требование к автоматическим устройствам самообслуживания для приема платежей
62. Розничный банковский агент при осуществлении платежей и расчетов с использованием устройств самообслуживания должен соблюдать исполнение следующих требований:
1) терминал самообслуживания должен позволять плательщику ознакомиться с краткой инструкцией/информацией по использованию устройства самообслуживания для осуществления платежа за услуги поставщиков;
2) терминал самообслуживания должен иметь прямое соединение с единым аппаратно-программным комплексом системы розничного агента, его размещение должно отвечать требованиям безопасности, установленным законодательством Кыргызской Республики;
3) терминал самообслуживания, как и другие виды платежных терминалов, должен быть оснащен устройством по выдаче кассового чека в качестве подтверждения по проведенной операции, отвечающим требованиям настоящего Положения и законодательства Кыргызской Республики;
4) для размещения терминала самообслуживания поставщик или розничный агент должен обладать всеми необходимыми документами, удостоверяющими его права на установку устройства самообслуживания в данном месте;
5) банк или розничный агент должен назначить ответственное лицо для поддержания работы и проведения профилактических технических работ по обслуживанию терминала самообслуживания;
6) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
7) (утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
8) принимать меры в соответствии с риск-ориентированным подходом, установленным в процедурах/программах внутреннего контроля по идентификации и верификации клиента-отправителя денежных средств в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики при оказании услуг через автоматизированный терминал самообслуживания.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
63. Розничный агент должен обеспечить соблюдение следующих минимальных требований в случае предоставления розничных банковских услуг через платежные терминалы:
1) терминал должен быть оснащен считывающим устройством, способным считывать информацию с банковских платежных карт с магнитной полосой или с микропроцессором. Терминал может быть оснащен также записывающим устройством, способным вносить необходимую запись на банковскую платежную карту в случае использования банковских платежных карт в режиме офлайн только для операций, специально указанных в агентском договоре и в договоре между клиентом и банком;
2) платежный терминал должен быть оснащен цифровой клавиатурой, позволяющей клиенту вводить персональный идентификационный код и сумму платежа;
3) платежный терминал должен быть обеспечен экраном, позволяющим клиенту визуально удостовериться в правильности набора информации по проводимой операции;
4) платежный терминал должен быть оснащен набором инструментов по обеспечению криптографической защиты информации, передаваемой между платежным терминалом и основной системой банка. Длина ключа кодировки должна быть не менее 128 бит;
5) платежный терминал должен быть оснащен печатающим устройством, способным выдавать чек в качестве подтверждения о проведенной транзакции.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 июня 2017 года № 2017-П-14/28-3)
64. В зависимости от условий агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг розничный агент может устанавливать платежные терминалы с полнофункциональной клавиатурой, позволяющей в случае необходимости вводить:
- идентификационную текстовую информацию по клиенту;
- устройства биометрического сканирования;
- устройства сканирования баркодов и/или QR-кодов.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11, 18 марта 2020 года № 2020-П-14/12-3)
65. Розничный агент не имеет права вносить изменения или использовать аппаратно-программный комплекс банковской агентской сети без согласия банка.
66. В целях обеспечения безопасности принимаемых платежей и расчетов розничный агент должен соблюдать требования конфиденциальности банковской информации, а также исключать доступ к выданным банком техническим средствам по обслуживанию клиентов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
67. В случае возникновения сбоев в работе аппаратно-программного комплекса и/или других выданных банком технических средств розничный агент сообщает об этом банку в срок и форме, установленными в агентском договоре.
9. Заключительные положения
68. Вопросы, не урегулированные настоящим Положением, разрешаются в соответствии с нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и обычаями делового оборота, принятыми в банковской практике.
69. Все операции, проведенные розничным агентом по предоставлению банковских розничных услуг, должны храниться в том формате, в котором они были сформированы, отправлены или получены с соблюдением их целостности и неизменности в течение срока (пяти лет).
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
70. Банк должен вести базу данных своих агентов, содержащую как минимум следующую информацию: юридическое наименование агента, фактический адрес агента, номер телефона и перечень предоставляемых услуг, предоставлять ее по запросу Национального банка, в том числе при проведении проверок в рамках осуществления контроля и надзора за платежной системой Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 30 сентября 2015 года № 59/5)
|
|
Приложение 1 к Положению "Об основных требованиях к деятельности коммерческих банков при заключении агентского договора по предоставлению банковских розничных услуг" |
Наименование коммерческого банка
_________________________________
За ________ квартал 20__ год.
ОТЧЕТ
по привлечению розничных агентов по предоставлению розничных банковских услуг населению от имени банка
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 марта 2018 года № 2018-П-14/8-11)
А. Розничные агенты, предоставляющие расширенный спектр услуг |
|||
№ |
Наименование агента |
Местонахождение (адрес) |
Виды предоставляемых услуг |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б. Розничные агенты, предоставляющие ограниченный спектр услуг |
|||
№ |
Наименование агента |
Местонахождение (адрес) |
Виды предоставляемых услуг |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Исполнитель |
_________________________ (личная подпись) |
____________________________________ (инициалы, фамилия) |