Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
4 октября 2007 года. Регистрационный номер 88-07
|
|
Утверждена постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 22 августа 2007 года № 38/11 |
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения платежей в Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике
(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года № 53/6, 30 января 2008 года № 5/1, 27 июня 2008 года № 25/12, 10 декабря 2008 года № 45/7, 30 сентября 2009 года № 39/8, 30 марта 2011 года № 20/6, 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
Содержание утратило силу в соответствии с постановлением Правления Правления Национального банка Кыргызской Республики от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС)
1. Общие положения
1.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
1.2. Настоящая Инструкция устанавливает правила, порядок подготовки, передачи и обработки платежных документов, а также взаимоотношения между участниками при проведении платежей по Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике (далее система).
1.3. Назначение, цель, задачи, основные положения, регулирующие функционирование системы, установлены в Положении "О Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 декабря 2005 года № 37/8 и зарегистрированном в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 18 января 2006 года № 8-06 (далее - Положение о СПК).
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
1.4. Принципы и методы управления рисками в системе приведены в Политике по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2016 года № 25/8, и в Положении о СПК. Система позволяет осуществлять управление и минимизацию связанных с платежами рисков, путем установления лимитов дебетовых чистых позиций (резерв и расчетный лимит).
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
1.5. Форматы электронных платежных документов и сообщений системы установлены в "Правилах заполнения форматов электронных платежных документов и сообщений Системы пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике", утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 2 марта 2006 года № 5/10 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 23 марта 2006 года № 25-06 (далее - Правила заполнения форматов).
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
1.6. Порядок проведения платежей в форме прямого дебетования в системе приведен в "Правилах проведения платежей в форме прямого дебетования в Системе пакетного клиринга" (далее Правила), утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 июля 2008 года № 30/6, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 12 сентября 2008 года, регистрационный номер 104-08.
(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 30 марта 2011 года № 20/6, 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
1.7. Функции клирингового центра (далее - КЦ), определенные настоящей инструкцией выполняет Национальный банк Кыргызской Республики (далее - Национальный банк).
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 марта 2011 года № 20/6)
2. Термины и определения
2.1. Термины и определения, используемые в настоящей Инструкции, соответствуют терминам и определениям, приведенным в Положении "О безналичных расчетах в Кыргызской Республике", утвержденном постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики № 420/21/4 от 09.09.2005 г. (далее - Положение о безналичных расчетах) и Положении о СПК.
2.2. Дополнительно в настоящей Инструкции используются следующие термины и определения:
Автоматизированные рабочие места КЦ (далее - АРМ КЦ) - аппаратно-программный комплекс, предназначенный для выполнения задач администрирования, мониторинга системы и управления правами доступа участников системы уполномоченным (зарегистрированным и имеющим определенные права доступа в системе) персоналом клирингового центра.
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
Запрос в систему - информация в электронной форме, формируемая участником системы в соответствии с Правилами заполнения форматов и передаваемая в систему для получения данных о платежах (о статусе отправленных пакетов, чистых позициях и т.п.).
Канал связи - система телекоммуникаций, предназначенная для передачи пакетов ЭПД и сообщений между участниками и их клиентами, участниками и КЦ, между КЦ и гроссовой системой расчетов в режиме реального времени (далее - ГСРРВ).
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
Ответ системы - информация в электронной форме, формируемая системой в соответствии с Правилами заполнения форматов и передаваемая участнику в ответ на полученные от него запросы и пакеты ЭПД.
Отказной платежный документ - платежный документ, от которого отказался получатель платежа по причине неверного наименования клиента, неверно указанного счета, недостаточности средств на счете клиента, отсутствия договора на списание средств путем прямого дебетования.
Первичный платежный документ - платежный документ, формируемый и передаваемый клиентом участнику системы в бумажной форме или в электронном представлении (далее электронный платежный документ или электронная таблица).
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
Сервисное бюро - аппаратно-программный комплекс, установленный в Едином сервисном центре Национального банка, предназначенный для формирования, передачи в систему и приема из системы пакетов ЭПД и сообщений участниками, не имеющими автоматизированного рабочего места участника, либо не имеющими прямого соединения с системой.
Сообщение системы (далее сообщение) - представляет собой ответ системы на соответствующий запрос или информацию, отправляемую системой без запроса участника.
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
(Абзац утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
Электронная таблица - электронная информация о платежах (по выплатам заработной платы, пенсий, по оплате страховых взносов, бюджетных, коммунальных платежей и т.п.), сформированная в формате, установленном в Правилах заполнения форматов, и передаваемая участнику системы суб-участником в соответствии с условиями договора между суб-участником и участником системы.
Раскрытие платежа - обязательное оформление ЭПД по каждому индивидуальному платежу, объединенных по схожим (налоговые платежи, платежи за коммунальные услуги, платежи по зарплатным проектам и т.д.) признакам в один платеж, с заполнением всех полей ЭПД, включая поля субсчета и лицевого счета.
(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года № 53/6, 27 июня 2008 года № 25/12, 10 декабря 2008 года № 45/7, 30 марта 2011 года № 20/6, 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
3. Подготовка клиентом первичных платежных документов и передача в банк-отправитель
3.1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
3.2. Первичный платежный документ в бумажной или электронной форме формируется клиентом и передается отправителю в соответствии с условиями договора между клиентом и отправителем.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
3.3. Электронная таблица с информацией о платежах формируется суб-участником, подписывается электронной подписью ответственных лиц или шифруется специальными средствами и передается отправителю по каналу связи либо на любом носителе в соответствии с условиями договора между суб-участником и отправителем.
4. Прием и обработка первичных платежных документов в банке-отправителе
4.1. Отправитель принимает бумажный платежный документ от клиента как минимум в двух экземплярах. Один экземпляр бумажного платежного документа остается у отправителя, другой экземпляр возвращается клиенту с отметкой о приеме его к исполнению.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС)))
4.2. В случае платежей по «зарплатным» проектам, коммунальных платежей и платежей в бюджет отправитель проверяет правильность и полноту заполнения всех полей первичного платежного документа, включая поля субсчетов и лицевых счетов, в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения платежных документов, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 июля 2007 года № 36/5, зарегистрированной в Министерстве юстиции Кыргызской Республики от 3 сентября 2007 года, регистрационный номер 82-07, для полного раскрытия платежей в СПК.
(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года № 53/6, 30 марта 2011 года № 20/6, 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
4.3. В случае если обмен платежными документами между клиентом и отправителем осуществляется в электронной форме, отправитель подтверждает клиенту получение платежного документа в соответствии с условиями договора между отправителем и клиентом, а также в соответствии с внутренними нормативными документами и процедурами отправителя.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
4.4. В случае обнаружения ошибок в платежном документе отправитель возвращает клиенту платежный документ с указанием причины возврата в соответствии с внутренними нормативными документами и процедурами отправителя.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
5. Подготовка банком-отправителем пакетов ЭПД, сообщений и передача в систему
5.1. Отправитель подготавливает пакеты ЭПД и сообщений в соответствии с Правилами заполнения форматов. В случае коммунальных, бюджетных и зарплатных платежей отправитель формирует ЭПД на каждого плательщика.
(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года № 53/6, 30 марта 2011 года № 20/6, 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8,24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
5.2. После подготовки пакета ЭПД или сообщений отправитель подписывает его электронной подписью уполномоченных пользователей и передает в систему по каналам связи.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
5.3. Отправитель передает пакеты ЭПД в систему в соответствии с регламентом текущего клирингового дня. Количество пакетов ЭПД, передаваемых отправителем в течение данного периода, не ограничивается.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
.
5.4. В случае невозможности формирования пакетов ЭПД и сообщений отправитель может обратиться в КЦ для осуществления ввода информации с первичных платежных документов и формирования пакетов ЭПД и сообщений с использованием Сервисного бюро. Услуги по формированию и передаче пакетов отражаются в договорных отношениях между КЦ и участниками системы.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
5.5. Помимо услуг Сервисного бюро возможна передача в систему пакетов ЭПД и сообщений с использованием каналов связи одного из участников, имеющего прямую связь с системой. Взаимоотношения отправителя по передаче пакетов ЭПД и сообщений через участника, имеющего прямую связь с системой, отражаются в соответствующих договорных отношениях между КЦ и ее участниками.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
5.6. Количество платежей в пакетах ЭПД, переданных в КЦ, должно соответствовать количеству первичных платежных документов (на бумажном носителе, в электронной форме), состоящего из количества платежных документов, принятых отправителем от клиентов и количества собственных платежей отправителя.
.(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года № 53/6, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6. Порядок обработки пакетов ЭПД и сообщений
6.1. Регламент клирингового дня
6.1.1. Обработка пакетов ЭПД и сообщений производится в соответствии с регламентом клирингового дня, который состоит из одной клиринговой сессии и разделяется на следующие периоды:
Наименование периода обработки |
Время начала/конца периода |
Продолжительность периода |
Открытие клирингового дня |
8:30 –8:45 |
15 минут |
Прием и обработка пакетов ЭПД и сообщений |
8:45 –13:30 |
4 часа 45 минут |
Прием и обработка отказных платежей |
13:30 –13:50 |
20 минут |
Период преклиринга |
13:50 –14:10 |
20 минут |
Период клиринга |
14:10 –14:20 |
10 минут |
Период окончательных расчетов |
14:20 –14:30 |
10 минут |
Закрытие клирингового дня |
14:30 –15:00 |
30 минут |
В соответствии с Положением о СПК допускается проведение нескольких клиринговых сессий в течение клирингового дня. При необходимости изменения регламента клирингового дня (количества клиринговых сессий и их периодов) принимается соответствующее постановление Правления Национального банка.
6.1.2. Участник системы несет ответственность за соблюдение регламента работы в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка.
6.1.3. Продление регламента клирингового дня возможно только по обращению участника, с предоставлением официального письма о причинах задержки периодов операционного дня за подписью руководителя участника. При этом клиенты участника (юридические и физические лица, бюджетные организации) решают все возникающие вопросы с обслуживающим их участником в соответствии с заключенными договорами и не могут напрямую обращаться в КЦ. Ответственность и контроль за соблюдением данного требования возлагается на участника.
6.1.4. В случае если участник не работает в какие-либо рабочие дни либо в выходные (праздничные) дни, объявленные Кабинетом министров Кыргызской Республики рабочими, участнику необходимо заранее, за 3-5 дней, предоставить письмо в КЦ за подписью руководителя участника, с обязательным оповещением всех участников СПК, включая Единый межбанковский процессинговый центр (далее – ЕМПЦ). В этом случае в системе для участника устанавливается опция «Праздничный день участника», при котором все платежи от/на участника, включая карточные платежи, отвергаются системой.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 января 2008 года № 5/1, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС)))
6.2. Период открытия клирингового дня
6.2.1. КЦ проводит подготовку системы к новой клиринговой сессии (установку, настройку параметров и подготовку системы к началу работы).
6.2.2. В системе автоматически устанавливаются значения расчетного лимита участников.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года № 39/8, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС)))
6.2.3. Система передает участникам сообщение об открытии клирингового дня и установке расчетного лимита.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года № 39/8)
6.2.4. Значение установленного расчетного лимита(ов) участника(ов) может меняться на значение резерва(ов) на основе информации из ГСРРВ. Участники системы в режиме он-лайн получают информацию об изменении расчетного лимита или резерва без запроса в систему. В пределах суммы расчетных лимитов или резервов рассчитываются предварительные чистые позиции участников.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года № 39/8)
6.3. Период приема и обработки в системе пакетов ЭПД и сообщений
6.3.1. КЦ производит прием пакетов ЭПД и сообщений от отправителей, осуществляет проверку пакетов на правильность электронной подписи и соответствие установленным форматам. По результатам проверки каждого пакета система формирует сообщение о приеме пакета, в котором отражаются дата, время приема и обработки пакета. По каждому пакету отправляется сообщение о его статусе с указанием суммы и общего количества принятых и отвергнутых системой платежей. Сообщения подписываются электронной подписью системы и отправляются в адрес отправителя по каналам связи.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.3.2. КЦ может производить прием пакетов чистых позиций от ЕМПЦ. По результатам проверки каждого пакета система формирует сообщение о приеме пакета, в котором отражаются дата, время приема и обработки пакета. По каждому отдельному пакету отправляется сообщение о его статусе с указанием суммы. Сообщения подписываются электронной подписью системы и отправляются в адрес ЕМПЦ по установленным каналам связи. Одновременно участникам системы, чьи чистые позиции передал ЕМПЦ, направляется сообщение о сумме, времени приема и обработки пакета. В случае превышения дебетовой текущей чистой позиции (далее – ТЧП) участника над установленным расчетным лимитом/резервом пакеты чистых позиций всех участников принимаются в систему со статусом «Неактивен».
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.3.3. В случае невозможности аутентификации электронной подписи пакета, полученного от отправителя, либо обнаружения ошибок в пакете или отдельном платеже, не позволяющих принять их к обработке, формируется соответствующее сообщение с указанием ошибок. Сообщение подписывается электронной подписью системы и отправляется в адрес отправителя по соответствующим каналам связи. Отправитель после получения сообщения о непринятии пакета или платежа, в рамках установленного регламента работы клиринговой сессии, может создать и отправить исправленный пакет с новым идентификатором пакета и платежа.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.3.4. Принятые к исполнению пакеты платежей обрабатываются в соответствии со статусом каждого участника, установленным в системе. Правила обработки платежей в соответствии со статусом и позицией участника приведены в приложении 1 (п.1) к настоящей Инструкции.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
6.3.5. Пакеты кредитовых платежей с будущей датой расчета принимаются не более чем за пять клиринговых дней до даты расчета.
6.3.6. По мере приема платежей с будущей датой расчета производится расчет предварительных чистых позиций участников на дату расчета.
6.3.7. По мере приема кредитовых платежей с датой расчета, равной текущей дате, включая платежи, принятые в предыдущие даты, производится расчет ТЧП участников. По каждой дебетовой ТЧП производится проверка на превышение установленного расчетного лимита или резерва. Правила проверки дебетовой чистой позиции на превышение ЛДЧП приведены в приложении 1 (п.2) к настоящей Инструкции.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года № 39/8)
6.3.8. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
6.3.9. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
6.3.10. Отправитель в случае обнаружения ошибок может аннулировать (отозвать) пакет либо отдельный платеж, ранее переданный в систему. Если аннулируемый платеж ранее был включен в расчет ТЧП, отправитель формирует сообщение на отмену платежа, система присваивает ему статус «Отменен», производит перерасчет ТЧП участников с исключением этого платежа и передает сообщение об аннулировании платежа отправителю. Если этот платеж ранее не был включен в расчет ТЧП, т.е. имел статус «Неактивен», система присваивает ему статус «Отменен» и передает сообщение об аннулировании платежа отправителю.
6.3.11. Получатель в случае ошибочно зачисленных средств по кредитовым операциям может произвести возврат этих средств отправителю. Данная операция предназначена для возврата средств, полученных участником при ошибочно указанном счете клиента, в случае блокирования или закрытия счета клиента.
6.3.12. Информация о статусе платежей, чистых позициях, расчетном лимите предоставляется каждому участнику в режиме реального времени, а также по запросу в течение всего периода приема и обработки пакетов ЭПД и сообщений. Участник обязан отслеживать предоставляемую информацию от системы и своевременно резервировать часть средств на своем корреспондентском счете в размере, необходимом для проведения окончательного расчета дебетовой чистой позиции по итогам завершения клиринговой сессии в системе.
6.3.13. По окончании периода приема и обработки пакетов ЭПД и сообщений платежные документы не принимаются в систему.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.4. Период приема и обработки отказных платежей
6.4.1. В течение периода приема и обработки отказных платежей прием пакетов ЭПД не производится.
6.4.2. В начале данного периода КЦ формирует предварительные исходящие пакеты платежей по получателям. Исходящие пакеты содержат платежи, включенные в расчет ТЧП. Пакеты платежей со статусом «Неактивен» в связи с превышением расчетного лимита или резерва и пакеты платежей с будущей датой расчета не включаются в исходящие пакеты. Каждый исходящий пакет подписывается электронной подписью системы и по каналам связи рассылается получателям.
6.4.3. После получения предварительного исходящего пакета получатель может в течение данного периода отказаться от принятия платежа в случае некорректности его реквизитов и сформировать отказной платеж.
6.4.4. После получения отказного платежа КЦ производит передачу сообщений о его исключении отправителю и получателю, а также перерасчет ТЧП участников с учетом отказного платежа.
6.4.5. В системе на основе полученного из ГСРРВ сообщения устанавливаются резервы участникам.
6.4.6. По окончании периода прием отказных платежей не осуществляется.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.5. Период преклиринга
6.5.1. В период преклиринга система не производит прием пакетов ЭПД и сообщений.
6.5.2. (Утратил в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.5.3. Система осуществляет проверку ТЧП участников на соответствие установленным резервам и предоставляет участникам информацию о пакетах, включенных в расчет ТЧП.
6.5.4. В случае превышения каким-либо участником резерва, система присваивает платежам, включенным в ТЧП участника, статус «Неактивный», пересчитывает и проверяет ТЧП всех участников на превышение итоговых резервов и передает всем задействованным участникам соответствующее уведомление. Участник до конца данного периода принимает меры по обеспечению достаточности денежных средств на корреспондентском счете в ГСРРВ для покрытия дебетовой чистой позиции путем получения внутридневного кредита, заимствования на финансовых рынках или пополнения корреспондентского счета внесением наличных средств.
6.5.5. В случае достаточности резерва пакеты платежей, принятые системой, но не включенные в расчет ТЧП (неактивные пакеты), автоматически включаются в расчет ТЧП.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 10 декабря 2008 года № 45/7, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.6. Период клиринга
6.6.1. Система производит проверку ТЧП с резервом и формирует итоговые чистые позиции (далее – ИЧП) участников.
6.6.2. Если дебетовая ТЧП участника превышает итоговый резерв, система присваивает платежам, включенным в ТЧП участника, статус «Неактивный» в соответствии с приоритетами и по принципу FIFO и пересчитывает ИЧП.
6.6.3. По завершении расчета ИЧП участников система формирует сообщение по ИЧП, подписывает его электронной подписью системы и передает в ГСРРВ для проведения окончательного расчета.
6.6.4. Окончательный расчет по ИЧП участников производится в ГСРРВ по принципу «все или ничего» путем списания и зачисления средств по корреспондентским счетам участников системы, открытых в Национальном банке. Поскольку ИЧП рассчитываются с использованием зарезервированных для целей расчета средствами на корреспондентских счетах участников, то случай неисполнения ИЧП является исключительным.
6.6.5. Система осуществляет формирование итоговых исходящих пакетов. В итоговые пакеты включаются все платежи, включенные в расчет ИЧП, в том числе те, которые были отправлены на этапе приема и обработки отказов. Каждый исходящий пакет подписывается электронной подписью системы и рассылается участникам системы.
6.6.6. В случае нескольких клиринговых сессий пакеты платежей, не включенные в ИЧП, передаются в следующую клиринговую сессию.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 10 декабря 2008 года № 45/7, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.7. Период окончательных расчетов
6.7.1. Cистема в начале периода передает участникам выписки по ИЧП.
6.7.2. В период окончательных расчетов все пакеты со статусом «Неактивный» отвергаются системой. Формируются уведомления об исключенных пакетах платежей и отправляются отправителю и получателю.»;
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
6.8. Период закрытия клирингового дня
6.8.1. КЦ формирует статистические отчеты системы и производит архивирование данных (пакетов ЭПД, сообщений и операций по обработке платежей), полученных и отправленных в течение клирингового дня.
6.8.2. КЦ передает участникам сообщение о закрытии клирингового дня.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
7. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
8. Обработка пакетов ЭПД получателем
8.1. Получатель проверяет все пакеты ЭПД, поступившие из системы в его адрес, на правильность электронной подписи, целостность и их соответствие установленному формату. В случае успешной проверки полученного пакета ЭПД получатель осуществляет зачисление средств на счета клиентов и передает информацию о платеже клиентам в соответствии с законодательством, внутренними нормативными документами и процедурами получателя.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
8.2. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
8.3. В случае нарушения целостности или структуры полученного входящего пакета получатель связывается с КЦ. КЦ повторно отправляет исходящий пакет в адрес получателя. Получатель в случае невозможности получения входящих пакетов может обратиться в Сервисное бюро для получения входящих пакетов из системы через Сервисное бюро.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
8.4. (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 14 июня 2017 года № 2017-П-19/24-8)
8.5. Если обмен платежными документами между получателем и клиентом осуществляется в электронной форме, получатель на основании полученного пакета ЭПД формирует и передает клиенту-получателю электронное сообщение в соответствии с условиями договора между получателем и клиентом, внутренними нормативными документами и процедурами.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
8.6. Получатель, получивший пакет ЭПД с какими-либо ошибками (зачисление средств не по назначению, блокирование или отсутствие счета и т.п.), должен осуществить возврат денежных средств посредством кредитового перевода, не позднее следующего клирингового дня. При этом в поле назначения платежа указываются допущенные ошибки.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
9. Ведение участниками архивов документов
9.1. Для хранения и восстановления данных в системе в целях исключения потерь и дублирования информации участникам необходимо использовать резервное копирование и архивирование всех операций, проведенных в системе.
9.2. Участники системы помещают все отправленные и полученные пакеты ЭПД и сообщений в архив и хранят их в пределах срока, установленного законодательством КР для платежных документов.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
10. Ответственность и разрешение споров
10.1. Участник системы несет ответственность за достоверность и раскрытие передаваемых платежных документов и сообщений, соблюдение условий безопасности и конфиденциальности, соблюдение правил использование электронной подписи, регламента и порядка работы в системе, установленных нормативными правовыми актами Национального банка.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 12 декабря 2007 года № 53/6, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
10.2. Распределение ответственности и разрешение споров в процессе проведения платежей по системе регулируются законодательством КР, включая нормативные акты Национального банка, а также соответствующими договорами и соглашениями.
|
|
Приложение 1 к "Инструкции о порядке проведения платежей в Системе пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей в Кыргызской Республике" |
(В редакции постановлений Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года № 39/8, 30 марта 2011 года № 20/6)
1. Правила обработки платежей в соответствии со статусом и позицией участника
Статус и позиции участника устанавливаются уполномоченным персоналом КЦ на основании указаний руководства и/или постановлений Правления Национального банка либо Комитета по надзору Национального банка о введении специальных режимов: прямой банковский надзор, временная администрация, ликвидация.
В системе определены следующие статусы участников: «Активный», «Приостановлен», «Неактивный (заблокирован или удален)».
Статус «Активный» устанавливается участнику, когда не введено никаких ограничений по проведению платежей в системе. При данном статусе платежи участника, независимо от назначения платежа, подлежат полнофункциональной обработке и включению в расчет чистых позиций.
Статус «Приостановлен» устанавливается участнику, когда ему вводятся ограничения по участию в СПК, а в ГСРРВ ограничения не введены. При статусе участника «Приостановлен» платежи обрабатываются следующим образом:
- новые платежи и сообщения принимаются со статусом «Приостановлен»;
- платежи, принятые и включенные в расчет чистой позиции, обрабатываются как при статусе «Активный»;
- платежи принятые, но не включенные в расчет чистой позиции, переводятся в статус «Приостановлен» до тех пор, пока статус участника не изменится на «Активный» или «Неактивный».
При статусе участника «Неактивный (заблокирован или удален)», все платежи участника и в адрес участника отвергаются системой.
При введении ограничений по участию как в СПК, так и в ГСРРВ, в системе устанавливаются ограничения на позицию участников. Позиция имеет одно из следующих состояний: активная, заблокированная для дебетования/кредитования.
«Активная позиция» – устанавливается при отсутствии ограничений и означает полнофункциональную обработку всех ЭПД, независимо от назначения платежа.
«Заблокированная позиция» – устанавливается при введении ограничений на исходящие/входящие платежи участника. При данной позиции платежи от/на участника, включенные в расчет ТЧП, и платежи, поступившие в систему после блокирования позиций, принимают статус платежа «Приостановлен» и обрабатываются следующим образом:
- система пересчитывает ТЧП участников;
- новые платежи принимают статус «Приостановлен»;
- при разблокировании позиций по дебету/кредиту поступившие в систему платежи включаются в расчет ТЧП в соответствии с пунктом 2 Приложения 1;
- если до периода клиринга позиции по дебету/кредиту не будут разблокированы, платежи со статусом «Приостановлен» в период окончательных расчетов отвергаются системой с последующим уведомлением участника.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 марта 2011 года № 20/6, 24 ноября 2021 года № 2021-П-14/64-6-(ПС))
2. Правила проверки дебетовой ТЧП на превышение расчетного лимита или резерва
При получении платежного документа система рассчитывает ТЧП участника, проверяет, не достигнут ли его расчетный лимит или резерв. В случае превышения 80% установленного расчетного лимита или резерва от дебетовой ТЧП участника, система направляет участнику соответствующее предупреждение.
В случае достижения дебетовой ТЧП участника 100% от установленного расчетного лимита или резерва, пакеты платежей, дебетующие счет данного участника, принимаются в систему со статусом "Неактивен" и не включаются в расчет ТЧП. Участнику отправляется сообщение о статусе этих платежей. Если в течение периода приема и обработки пакетов ЭПД и сообщений происходит улучшение позиции участника (вследствие установки нового резерва или получения участником платежей, кредитующих его счет), то пакеты со статусом "Неактивен" автоматически включаются в расчет ТЧП по приоритету и принципу "FIFO". Участнику отправляется уведомление об изменении статуса каждого включенного в расчет пакета. Включение в расчет ТЧП пакетов со статусом "Неактивен" возможно также через установку участником нового резерва.
(В редакции постановления Правления Национального банка КР от 30 сентября 2009 года № 39/8)
3. Правила проведения платежей по прямому дебетованию
(Исключен в соответствии с постановлением Правления Национального банка КР от 30 марта 2011 года № 20/6)