Утверждено
постановлением Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от 28 февраля 2024 года
№ 2024-П-12/8-3-(НПА)
ПРАВИЛА
регулирования деятельности гарантийных фондов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила регулирования деятельности гарантийных фондов (далее – Правила) определяют следующие требования к деятельности гарантийных фондов:
- общие требования;
- экономические нормативы, требования и ограничения;
- по выдаче гарантий и гарантийных инструментов и исполнению обязательств по ним;
- по учету и контролю;
- по организации и функционированию системы внутреннего контроля и управления рисками;
- к проведению внешнего аудита;
- по предоставлению периодической регулятивной отчетности.
2. Гарантийные фонды осуществляют свою деятельность путем предоставления гарантий по обязательствам клиентов по договорам финансирования, а также в рамках соглашений с финансово-кредитными организациями. При этом под финансированием понимается предоставление ипотечных/коммерческих кредитов и их заменителей, а также сделки/операции, осуществляемые в соответствии с исламскими принципами финансирования.
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия и термины:
1) Клиент – субъект предпринимательства и участник государственных жилищных программ, часть обязательств которых обеспечена гарантией по договору финансирования с финансово-кредитной организацией.
2) Гарантия – обязательство гарантийного фонда перед финансово-кредитной организацией нести ответственность за исполнение части обязательств по основному долгу клиента по договорам финансирования в пределах суммы предоставленной гарантии.
3) Гарантийная деятельность – деятельность, способствующая повышению доступности финансирования клиентам и направленная на снижение части кредитных рисков финансово-кредитных организаций путем предоставления гарантий по договорам и/или соглашениям финансирования клиентов и другими гарантийными инструментами.
4) Политика предоставления гарантий – документ, утверждаемый уполномоченным органом гарантийного фонда; регламентирующий порядок и условия предоставления гарантий, виды гарантийных инструментов, принципы предоставления гарантий, критерии и требования отбора обязательств клиентов, а также условия амортизации гарантии и ответственность сторон; соответствующий требованиям нормативных правовых актов Национального банка.
5) Гарантийные инструменты – совокупность различных форм и видов гарантий, используемых для обеспечения обязательств клиентов по договорам финансирования.
6) Регрессное требование – право гарантийного фонда требовать от клиента возмещения суммы, выплаченной финансово-кредитной организации во исполнение обязательства по договору гарантии.
Глава 2. Общие требования к деятельности гарантийного фонда
4. Национальный банк Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) вправе устанавливать экономические нормативы, требования и ограничения, обязательные для выполнения гарантийными фондами, проверять деятельность гарантийных фондов, применять меры воздействия, предусмотренные Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» и нормативными правовыми актами Национального банка.
5. Предоставление гарантий осуществляется путем заключения договора гарантии между гарантийным фондом, финансово-кредитной организацией и клиентом с учетом требований нормативных правовых актов Национального банка.
Портфельные гарантии – это гарантии, предоставляемые в рамках соответствующих соглашений о сотрудничестве с финансово-кредитными организациями.
Гарантийные инструменты предоставляются в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике», нормативными правовыми актами Национального банка и политикой предоставления гарантий гарантийного фонда.
6. Порядок предоставления гарантийных инструментов и виды гарантийных инструментов самостоятельно устанавливаются во внутренних документах гарантийного фонда с учетом требований, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка.
7. Гарантийные инструменты предоставляются на часть обязательства клиента по договору финансирования.
8. Гарантийный фонд не обеспечивает исполнение обязательств клиента по договору финансирования в части уплаты процентов, неустойки, штрафа, пени, комиссионных вознаграждений.
9. Размер вознаграждения за услуги гарантийного фонда устанавливается соответствующим уполномоченным органом гарантийного фонда.
10. Отбор обязательств клиентов для предоставления гарантий гарантийного фонда и требования к обязательствам клиентов регулируются внутренними документами гарантийного фонда.
11. Гарантии предоставляются в национальной валюте, за исключением выдачи гарантий экспортоориентированным и импортозамещающим субъектам предпринимательства, которым могут быть выданы гарантии в иностранной валюте, при наличии у гарантийного фонда активов в иностранной валюте.
12. Гарантийный фонд в целях организации работы по оценке риска при заключении, изменении и мониторинге исполнения договоров гарантии вправе заключать договор об обмене кредитной информацией с кредитным бюро и в соответствии с данным договором должен предоставлять в кредитное бюро кредитную информацию согласно установленным требованиям законодательства Кыргызской Республики.
Гарантийный фонд должен предоставлять кредитную информацию (за исключением информации о портфельных гарантиях) в кредитное бюро с согласия клиента, за исключением случаев, когда предоставляется негативная кредитная информация.
13. В случае заключения гарантийным фондом договора об обмене кредитной информацией с кредитным бюро в его внутренних документах по управлению гарантийной деятельностью должны содержаться порядок и требования в части организации работы по обмену кредитной информацией, а также основные условия, права и обязанности гарантийного фонда при заключении договора об обмене кредитной информацией с кредитным бюро, в том числе:
- об обеспечении хранения и защиты кредитной информации от несанкционированного доступа, уничтожения, изменения, использования или раскрытия;
- о запрете разглашения сведений гарантийным фондом и его сотрудниками, получившими доступ к информации в процессе обмена кредитной информацией, а также после прекращения их трудового договора (контракта);
- о своевременном сообщении кредитному бюро об изменениях и обновлениях кредитной информации, за которую гарантийный фонд несет ответственность;
- о внесении изменения в кредитную информацию, переданную кредитному бюро, в случае предоставления некорректной информации, в том числе по требованию субъекта кредитной информации;
- основания невключения в негативную кредитную информацию сведений о субъекте кредитной информации в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики;
- об обеспечении бесперебойного функционирования системы передачи данных в кредитное бюро в соответствии с договором об обмене кредитной информацией.
Гарантийный фонд несет ответственность за искажение кредитной информации, передаваемой в кредитное бюро, за полноту передаваемой информации относительно всех клиентов, за своевременность ее передачи, в том числе при корректировке переданной информации в связи с техническими ошибками, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными правовыми актами Национального банка.
При рассмотрении вопроса о выдаче гарантии гарантийный фонд при необходимости может запросить информацию (кредитный отчет) о клиенте и, по усмотрению гарантийного фонда, о связанных с клиентом лицах (при наличии их согласия в соответствии с законодательством) в существующих кредитных бюро.
Гарантийный фонд должен соблюдать конфиденциальность и сохранность кредитного отчета, полученного из кредитного бюро, не разглашать содержащуюся в нем кредитную информацию третьим лицам и использовать кредитный отчет только для целей, установленных законодательством об обмене кредитной информацией.
Глава 3. Экономические нормативы, требования и ограничения,
обязательные для выполнения гарантийными фондами
14. Гарантийные фонды должны соблюдать следующие экономические нормативы, требования и ограничения, установленные Национальным банком:
- максимальный размер риска на одного заемщика;
- минимальный размер уставного капитала;
- норматив минимального размера собственного капитала;
- норматив ликвидности;
- лимит размеров депозитов гарантийного фонда в финансово-кредитной организации;
- максимальный размер покрытия финансирования гарантией;
- коэффициент мультипликатора;
- ограничения по риску концентрации;
- лимит по гарантиям на рефинансирование;
- лимит по портфельным гарантиям.
15. Максимальный размер риска на одного заемщика (К1)
Значение норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных лиц К1 необходимо поддерживать на уровне не более 10%.
Расчет норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных лиц производится по формуле:
К1 = СГ / СК * 100%,
где:
СГ – совокупная сумма гарантий на одного клиента или группу связанных лиц на дату оценки;
СК – собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки.
При расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных лиц сумма остатков по гарантиям различных заемщиков должна суммироваться и рассматриваться как связанная единая совокупная сумма гарантий, если:
- финансовые трудности одного заемщика могут привести к проблемам выплаты по кредитам/финансированию, обеспеченным гарантиями, и у других лиц;
- один заемщик контролирует другого;
- кредит/финансирование выдан и юридическому лицу, и участнику/учредителю этого юридического лица;
- они имеют по крайней мере одно контролирующее лицо или значительного участника, за исключением случаев, когда контролирующим лицом или значительным участником являются государственные органы Кыргызской Республики;
- между несколькими заемщиками существует значительная финансовая взаимозависимость. Значительная финансовая взаимозависимость, включая соглашение о взаимном сотрудничестве, имеет место, как правило, если 50 или более процентов годового валового дохода/расхода или других поступлений или платежей одного заемщика возникло от сделок с другим заемщиком;
- один и тот же источник используется для погашения кредита/финансирования, включая ситуацию, когда заемщики используют кредитные средства для участия в общем предприятии или общей деятельности, или когда оба используют один и тот же вторичный источник погашения (обеспечение);
- один из заемщиков гарантировал обязательства другого (кросс-гарантии), или когда одно и то же третье лицо является гарантом обоих заемщиков;
- средства, полученные одним или несколькими заемщиками, используются для прямой выгоды третьего лица, кроме государственных органов Кыргызской Республики, или когда средства или активы, купленные на эти полученные средства, передаются третьему лицу, за исключением случаев покупки у него товаров или услуг в обычном ходе бизнеса;
- они имеют одного залогодателя, за исключением случаев, когда залогодателем является государственный орган Кыргызской Республики.
16. Минимальный размер уставного капитала (К2)
Уставный капитал гарантийных фондов формируется в национальной валюте Кыргызской Республики.
Минимальный размер уставного капитала и сроки его формирования для гарантийных фондов установлены постановлением Правления Национального банка
«О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 5 октября 2022 года № 2022-П-33/61-2-(НФКУ).
Гарантийные фонды должны поддерживать значение размера уставного капитала не ниже установленных требований к уставному капиталу.
17. Норматив минимального размера собственного капитала (К2.1)
Норматив минимального размера собственного капитала гарантийным фондом должен поддерживаться на уровне не менее 100% от размера уставного капитала.
Норматив минимального размера собственного капитала гарантийного фонда определяется по формуле:
К2.1 = (СК / УК) * 100%,
где:
СК – собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки;
УК – минимальный размер уставного капитала, установленного Национальным банком для вновь открываемых гарантийных фондов.
Гарантийные фонды должны производить расчет собственного капитала (на дату оценки) на основе следующих показателей:
- полностью оплаченного уставного капитала;
- капитала, внесенного сверх номинала;
- дополнительного капитала, внесенного физическими и юридическими лицами;
- резервов для будущих потребностей;
- нераспределенной прибыли (убытков) прошлых лет;
- за минусом убытков текущего года.
18. Норматив (показатель) ликвидности (К3):
- значение норматива (показателя) общей ликвидности (К3.1) необходимо поддерживать на уровне не менее 45%;
- значение норматива (показателя) краткосрочной ликвидности (К3.2) необходимо поддерживать на уровне не менее 35%.
1) Норматив (показатель) общей ликвидности определяется по формуле:
К3.1 = (ЛА / ОБ) * 100%,
где:
ЛА – ликвидные активы, к которым относятся денежные средства в кассе и на расчетных (текущих) счетах в банках, депозиты, размещенные в банках, а также государственные казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Национальным банком (далее – высоколиквидные ценные бумаги). Данные ценные бумаги при подсчете норматива (показателя) ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков);
ОБ – обязательства гарантийного фонда, к которым относятся общая сумма забалансовых обязательств по гарантиям гарантийного фонда, любые обязательства со сроком погашения до 30 дней.
2) Норматив (показатель) краткосрочной ликвидности определяется по формуле:
К3.2 = (ВЛА / КОБ) * 100%,
где:
ВЛА – высоколиквидные активы, к которым относятся денежные средства в кассе и на расчетных (текущих) счетах в банке, а также высоколиквидные ценные бумаги;
КОБ – краткосрочные обязательства, к которым относятся сумма забалансовых обязательств по гарантиям гарантийного фонда, любые обязательства со сроком погашения до 30 дней.
В целях поддержания достаточной ликвидности должны учитываться сроки погашения активов, обязательств, а также вероятность исполнения забалансовых обязательств. Не разрешается инвестирование средств гарантийного фонда в акции, облигации, выпущенные эмитентами Кыргызской Республики, и иностранных государств (кроме высоколиквидных ценных бумаг).
19. Максимальный размер покрытия финансирования гарантией (К4)
Значение норматива максимального размера покрытия финансирования гарантией К4 необходимо поддерживать на уровне не более 50% от объема основных обязательств (основной суммы финансирования) клиента или группы связанных лиц перед финансово-кредитной организацией.
Расчет норматива максимального размера покрытия финансирования гарантией производится по формуле:
К4 = ОГ / ОС * 100%,
где:
ОГ – совокупная сумма гарантий, предоставленных клиенту или группе связанных лиц;
ОС – совокупный объем основных обязательств по финансированию клиента или группы связанных лиц, часть которого обеспечена гарантией.
20. Коэффициент мультипликатора (К5)
Значение коэффициента мультипликатора (К5) необходимо поддерживать на уровне не более 2.
Расчет коэффициента мультипликатора производится по формуле:
К5 = ГП / СК,
где:
ГП – общая сумма обязательств по гарантиям гарантийного фонда (гарантийный портфель) на дату оценки;
СК – собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки.
21. Гарантийный фонд осуществляет самостоятельное размещение средств во вклады (депозиты) коммерческих банков. Основные критерии отбора коммерческих банков для размещения в них средств гарантийного фонда должны быть определены гарантийным фондом во внутренних документах, и необходимо учитывать не только возможность получения высокого уровня доходности размещаемых активов, но также и обеспечивать надлежащую оценку и контроль кредитного риска, риска концентрации, и других сопутствующих рисков.
22. Перечисление средств гарантийного фонда на депозит в банке осуществляется в размерах лимитов (сумма депозита), установленных гарантийным фондом в соответствующей внутренней политике, утвержденной решением совета директоров гарантийного фонда с учетом имеющихся требований Национального банка.
23. Значения лимитов размещения средств гарантийного фонда в срочных вкладах (депозитах) в коммерческих банках, установленных на конкретный коммерческий банк, не могут превышать 20% от собственного капитала гарантийного фонда. При этом в случае если размещение средств в банке связано с реализацией государственных программ, нацеленных на создание благоприятных условий для населения и повышения доступности финансирования, допустимо установление лимита размещения средств гарантийного фонда в срочных вкладах (депозитах) в данном коммерческом банке не более 25% от собственного капитала гарантийного фонда.
24. Гарантийный фонд ежемесячно должен отслеживать уровень риска концентрации во всех формах его проявления, осуществлять анализ текущей ситуации и планировать деятельность по управлению риском (аналитические отчеты, таблицы, графики и диаграммы), которые должны представляться совету директоров и правлению гарантийного фонда. Совет директоров и правление гарантийного фонда должны периодически пересматривать политику управления риском концентрации.
25. Ограничения по риску концентрации следующие:
- концентрация по крупным заемщикам (К6.1) – не более 65%;
- концентрация по отраслям (К6.2) – не более 50%.
1) Расчет норматива концентрации по крупным заемщикам производится по формуле:
К6.1 = СКР / СК * 100%,
где:
СКР – общая сумма всех крупных рисков (заемщиков) на дату оценки;
СК – собственный капитал гарантийного фонда на дату оценки.
Совокупная сумма гарантий одного заемщика и связанных с ним лиц, превышающая 2% собственного капитала гарантийного фонда, рассматривается как крупный риск. Общая сумма всех крупных рисков гарантийного фонда не должна превышать размера его собственного капитала.
2) Расчет норматива концентрации по отраслям осуществляется по формуле:
К6.2 = СКО / ГП * 100%,
где:
СКО – сумма обязательств по гарантиям гарантийного фонда, предоставленным в одну отрасль на дату оценки;
ГП – общая сумма обязательств по гарантиям гарантийного фонда (гарантийный портфель) на дату оценки.
Значение норматива концентрации по отраслям К.6.2 необходимо поддерживать на уровне не более 50% от общей суммы обязательств по гарантиям гарантийного фонда.
26. Гарантийные фонды должны соблюдать лимит по гарантиям на рефинансирование. Совокупная сумма выданных гарантий по рефинансируемым кредитам не должна превышать 10% от собственного капитала гарантийного фонда. Из данного норматива могут быть исключены гарантии, по которым не наблюдаются просроченные платежи в течение 180 дней после выдачи гарантий по рефинансированному кредиту.
В рамках реализации государственных программ лимит по гарантиям на рефинансирование не должен превышать 20% собственного капитала гарантийного фонда.
27. Гарантийные фонды должны соблюдать лимит по портфельным гарантиям. Лимит по портфельным гарантиям, предоставленным в рамках сотрудничества с финансово-кредитной организацией, не должен превышать 25% от собственного капитала гарантийного фонда на одну финансово-кредитную организацию.
28. Для расчета суммы дивидендов гарантийный фонд должен использовать наименьшую из величин чистой прибыли, рассчитанных в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности (далее – МСФО) и требованиями Национального банка.
29. Гарантийный фонд обязан получить разрешение Национального банка на выплату дивидендов акционерам гарантийного фонда. Документы для получения разрешения Национального банка на выплату дивидендов должны быть предоставлены в Национальный банк не позднее десяти рабочих дней до проведения общего собрания акционеров гарантийного фонда. К документам должны быть приложены планы гарантийного фонда по срокам выплаты дивидендов, показатели чистой прибыли, рассчитанные в соответствии с МСФО и требованиями Национального банка, и расчеты по соблюдению экономических нормативов после выплаты дивидендов.
Национальный банк может запретить либо установить ограничения на выплату дивидендов в случае наличия одной из нижеследующих угроз стабильности деятельности гарантийного фонда:
1) гарантийный фонд не соблюдает экономические нормативы, требования и ограничения, установленные Национальным банком;
2) выплата дивидендов приведет к нарушению экономических нормативов, требований и ограничений, установленных Национальным банком;
3) не созданы или созданы в недостаточном размере резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков, согласно требованиям Национального банка;
4) при наличии убытков прошлых лет или за отчетный год;
5) неисполнение требований Национального банка.
Глава 4. Выдача гарантий и исполнение обязательств по гарантиям
30. Гарантийный фонд в сроки и в порядке, предусмотренными внутренними документами, принимает решение о предоставлении либо отказе в предоставлении гарантии. Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении гарантии принимается уполномоченным коллегиальным органом гарантийного фонда.
31. Ответственность гарантийного фонда при неисполнении или ненадлежащем исполнении клиентом обеспеченного гарантией обязательства является субсидиарной.
32. Обязанность гарантийного фонда по исполнению обязательств клиента наступает при нарушении клиентом сроков возврата финансирования. При этом финансово-кредитная организация (далее – ФКО) в срок, установленный гражданским законодательством Кыргызской Республики, со дня неисполнения клиентом обязательств по договору финансирования в письменном виде уведомляет гарантийный фонд о нарушении условий договора, допущенном клиентом.
33. Обязанность гарантийного фонда, указанная в пункте 32 настоящих Правил, возникает после предоставления заверенной выписки по ссудному счету с приложением необходимых для исполнения обязательств клиента документов клиента и информации о реализации ФКО всех мер по взысканию задолженности в порядке, предусмотренном договорами и законодательством Кыргызской Республики. Перечень информации о реализации ФКО всех мер по взысканию задолженности должен быть установлен в политике предоставления гарантий.
34. В случае подтверждения выполнения условий, предусмотренных пунктом 33 настоящих Правил, гарантийный фонд исполняет обязательства по гарантии за счет собственных средств в соответствии с договором гарантии и/или соглашением о сотрудничестве с ФКО.
35. После исполнения обязательств гарантийный фонд приобретает право требования на возмещение суммы выплаченной (исполненной) гарантии. В трехдневный срок со дня исполнения обязательств гарантийным фондом ФКО обязана предоставить заверенные надлежащим образом копии документов, удостоверяющих право требования, предусмотренные политикой предоставления гарантий.
36. Гарантийный фонд вправе потребовать от клиента в порядке регресса возмещения суммы, выплаченной ФКО во исполнение обязательства по договору гарантии и/или соглашению о сотрудничестве с ФКО, в соответствии с гражданским законодательством Кыргызской Республики.
37. Средства, полученные гарантийным фондом при удовлетворении регрессных требований к клиенту-должнику, остаются в распоряжении гарантийного фонда и направляются на развитие гарантийного фонда.
Глава 5. Надзор за деятельностью гарантийных фондов
38. Система надзора Национального банка состоит из двух основных видов надзорной деятельности, дополняющих и поддерживающих друг друга – осуществление внешнего надзора и инспекторских проверок.
39. Гарантийные фонды, учредители или акционеры гарантийных фондов, должностные лица и другие работники гарантийного фонда обязаны своевременно предоставлять отчеты, документы и любую другую информацию по требованию Национального банка.
40. Национальный банк осуществляет проверку деятельности гарантийных фондов на основании требований и условий, установленных в нормативных правовых актах Национального банка.
41. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью гарантийных фондов с целью обеспечения соответствия их деятельности требованиям законодательства Кыргызской Республики.
42. Национальный банк имеет право проверять деятельность гарантийных фондов без предварительного уведомления при предъявлении документа, являющего основанием для проверки.
43. Порядок проведения инспекторских проверок деятельности гарантийных фондов определен в Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности небанковских финансово-кредитных организаций и других юридических лиц, поднадзорных Национальному банку Кыргызской Республики», утвержденной постановлением Правления Национального банка от 17 августа 2022 года
№ 2022-П-33/52-2-(НФКУ).
Глава 6. Учет и контроль
44. Финансовая отчетность гарантийного фонда предоставляется в Национальный банк в соответствии с требованиями Национального банка о формировании, публикации и предоставлении в Национальный банк финансовой отчетности гарантийного фонда.
45. Учетная политика гарантийного фонда, утвержденная советом директоров, должна включать в себя общие принципы бухгалтерского учета, методы и правила организации бухгалтерского учета, порядок формирования финансовой отчетности и соответствовать Положению «О требованиях к учетной политике коммерческих банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденному постановлением Правления Национального банка от 23 октября 2004 года № 26/2.
46. Публикация финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением осуществляется на государственном языке и при необходимости на официальном языке после завершения аудиторской проверки и утверждения финансовой отчетности не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
47. Учет в гарантийном фонде должен быть организован таким образом, чтобы:
1) на его основе могли быть достоверно сформированы:
а) финансовая отчетность, согласно международным стандартам, отражающая достоверное финансовое состояние гарантийного фонда и результаты его деятельности;
б) регулятивная отчетность, согласно требованиям Национального банка;
в) другие виды отчетности, согласно законодательству Кыргызской Республики;
2) безопасно и надежно управлять активами гарантийного фонда и возникающими рисками;
3) акционеры и совет директоров имели возможность контролировать финансовое состояние гарантийного фонда и работу должностных лиц.
Председатель правления гарантийного фонда несет ответственность за достоверность, полноту и хранение финансовой отчетности, учетных документов и иной информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Главный бухгалтер гарантийного фонда несет ответственность за правильное отражение в финансовой отчетности бухгалтерских операций и событий, надлежащее хранение регистров бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
48. В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью гарантийного фонда гарантийный фонд должен ежемесячно в течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода предоставлять в Национальный банк отчеты по формам, согласно приложениям 2 и 3 к настоящим Правилам, в электронном формате с досылом на бумажном носителе.
49. Гарантийный фонд обязан обеспечивать хранение документов, используемых в бухгалтерском учете и при составлении отчетности. Перечень основных документов, подлежащих хранению, и сроки их хранения устанавливаются в соответствии с Перечнем основных документов, образующихся в деятельности коммерческих банков и финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, с указанием сроков хранения, утвержденным постановлением Правления Национального банка от 27 августа 2004 года № 22/9.
50. Для своевременного покрытия убытков, связанных с осуществлением гарантийной деятельности, гарантийный фонд обязан создавать соответствующие резервы и отражать в финансовой отчетности стоимость активов в соответствии с МСФО.
51. Классификация активов и соответствующие отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков гарантийного фонда производятся в соответствии с Положением «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 21 июля 2004 года № 18/3.
Глава 7. Система внутреннего контроля,
внутренний аудит, управление рисками
52. Внутренний контроль – непрерывный процесс, направленный на достижение гарантийным фондом следующих целей:
1) эффективности и результативности деятельности, эффективности управления активами и пассивами, обеспечения сохранности активов, эффективного управления рисками;
2) обеспечения достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и предоставления финансовой, регулятивной и иной отчетности для внутренних и внешних пользователей;
3) соблюдения гражданского законодательства и внутренних нормативных документов гарантийного фонда.
53. Система внутреннего контроля гарантийного фонда должна включать следующие компоненты:
1) соответствующую организационную структуру гарантийного фонда, предусматривающую компетенцию, разделение полномочий и ответственность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц;
2) соответствующую внутреннюю информационную систему и систему информирования органов управления, позволяющие своевременно принимать решения и обеспечивать информационную безопасность;
3) постоянное наблюдение за рисками и системой управления рисками, а также оценки рисков;
4) соответствующие процедуры внутреннего контроля;
5) периодическую самооценку системы внутреннего контроля в целях выявления ее недостатков и совершенствования.
54. Минимальные требования к формированию в гарантийном фонде адекватной системы управления рисками и требований к организации внутреннего контроля, предусматривающие применение гарантийным фондом методов контроля рисков, обеспечивающих эффективное выявление, оценку и ограничение рисков, определяются в соответствии с Положением «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА), а также Правилами формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденными постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-3-(НПА).
55. Гарантийным фондом должна быть разработана политика по управлению рисками, утверждаемая решением совета директоров гарантийного фонда.
56. Правление совместно с советом директоров гарантийного фонда не менее одного раза в год производит обзор адекватности политик и при необходимости вносит изменения.
57. Гарантийный фонд должен создать службы риск-менеджмента, внутреннего аудита и комплаенс-контроля. Кандидаты на должности руководителей служб риск-менеджмента, внутреннего аудита и комплаенс-контроля согласовываются с Национальным банком в порядке, установленном нормативными правовыми актами Национального банка.
58. Служба риск-менеджмента/риск-менеджер ежедневно выявляет, измеряет, осуществляет мониторинг и контроль рисков. За непосредственное управление рисками несут ответственность исполнительный орган и/или структурные подразделения/должностные лица, курирующие те или иные виды рисков.
59. Служба внутреннего аудита осуществляет анализ и оценку эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и процесса корпоративного управления путем проведения внутренних аудиторских проверок.
60. Служба комплаенс-контроля осуществляет внутренний контроль за соответствием деятельности гарантийного фонда требованиям законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка, требований внутренних документов (правила, процедуры и т.п.) гарантийного фонда, а также организацию внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.
Глава 8. Внешний аудит
61. Деятельность гарантийного фонда подлежит ежегодной внешней аудиторской проверке, согласно международным стандартам аудита, признанным в Кыргызской Республике, а также в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
62. Выбор аудиторской организации осуществляется советом директоров гарантийного фонда с соблюдением требований законодательства Кыргызской Республики.
Минимальные требования к проведению внешнего аудита, внедрению общепринятых процедур по их выбору и независимости аудиторов при предоставлении аудиторских услуг определяются в соответствии с Положением «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года
№ 2017-П-12/25-2-(НПА).
63. По завершении финансового года гарантийный фонд обязан обеспечить проведение внешнего аудита гарантийного фонда в срок не позднее 90 (девяноста) дней с начала финансового года, следующего за отчетным.
64. Ежегодно после проведения независимого внешнего аудита гарантийный фонд обязан предоставлять в Национальный банк один экземпляр (копию) полного отчета внешнего аудитора без изменений, включая письмо руководству, в течение 30 (тридцати) дней со дня предоставления отчета внешним аудитором.
65. Внешний аудитор гарантийного фонда обязан:
- обладать квалификацией в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики по аудиту или международной квалификацией;
- быть независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают основание считать, что существует конфликт интересов.
Глава 9. Меры воздействия
66. Национальный банк вправе применять меры воздействия к гарантийному фонду и его должностным лицам.
67. Целью применения Национальным банком мер воздействия являются оперативное реагирование, корректировка и устранение проблем для поддержания стабильности и устойчивости гарантийных фондов.
68. Национальный банк самостоятельно определяет целесообразность, виды мер воздействия и порядок применения мер воздействия к гарантийному фонду и их должностным лицам.
69. Деятельность гарантийного фонда, действия (бездействие) его должностных лиц, создающие объективную угрозу и/или высокую вероятность потерь или убытков для гарантийного фонда, его кредиторов, акционеров, или банковской системы, считаются нездоровой и небезопасной практикой гарантийных фондов.
70. Основания, случаи и порядок применения Национальным банком мер воздействия к гарантийным фондам, а также признаки нездоровой и небезопасной практики гарантийных фондов и причастность к ней гарантийного фонда и его должностных лиц определяются в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к небанковским финансово-кредитным организациям и другим юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 23 декабря 2020 года
№ 2020-П-33/73-12-(НФКУ).
Гарантийный фонд может быть реорганизован или ликвидирован в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе нормативными правовыми актами Национального банка.
71. Национальный банк публикует информацию о принятых мерах воздействия в отношении гарантийных фондов, а также о любом изменении или прекращении таких мер, кроме случаев, когда публикация может нанести ущерб интересам кредиторов гарантийного фонда, стабильности, безопасности и целостности финансовой системы Кыргызской Республики. Публикация подобной информации не является раскрытием банковской тайны.
72. Досудебное обжалование решений Национального банка является обязательным. Досудебному обжалованию подлежат любые решения Национального банка, за исключением решений Правления Национального банка, которые обжалуются в суде.
73. Порядок досудебного обжалования решений Национального банка регламентирован в Положении «О досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами», утвержденном постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13.
Глава 10. Предоставление периодической регулятивной отчетности
74. Гарантийные фонды обязаны предоставлять в Национальный банк периодическую регулятивную отчетность (далее – ПРО) о деятельности гарантийного фонда за определенный период в установленный срок, согласно формам, приведенным в Приложении 3 к настоящим Правилам.
75. Состав ПРО в сводном виде, периодичность, формат и сроки её предоставления приведены в Приложении 1 к настоящим Правилам.
76. При заполнении форм ПРО должны соблюдаться следующие правила:
а) информация должна отражаться в сомовом эквиваленте по официальному курсу Национального банка на отчетную дату;
б) операции должны отражаться на основе данных бухгалтерского и забалансового учетов за отчетный период;
в) отчетность предоставляется на государственном и официальном языках;
г) отчетность предоставляется в электронном формате с досылом на бумажном носителе.
77. Руководство гарантийного фонда полностью несет ответственность за достоверность информации, отраженной в ПРО.
78. ПРО по состоянию за 31 декабря является годовой и предоставляется в Национальный банк в срок, указанный в Приложении 1 к настоящим Правилам. По итогам внешнего аудита при наличии корректировок в годовом ПРО предоставляются те формы отчетности, в которые внесены изменения, с пояснением, в какой части были внесены изменения. Откорректированные отчеты направляются в Национальный банк в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней после получения заключения независимой аудиторской компании.
79. В случае непредставления отчетов ПРО в установленные сроки гарантийный фонд обязан направить письменное объяснение причин несвоевременного предоставления ПРО.
80. В случае систематического предоставления недостоверных данных в отчетах и нарушения установленных сроков к гарантийному фонду могут быть применены меры воздействия, предусмотренные нормативными правовыми актами Национального банка и законодательством Кыргызской Республики.
Приложение 1
к Правилам регулирования
деятельности гарантийных
фондов
СОСТАВ
периодической регулятивной отчетности ГФ
N |
Раздел |
Название |
Периодич ность |
Сроки предоставления |
Формат передачи |
1 |
|
Базовая информация о ГФ |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
2 |
|
Сведения об акционерах |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
3 |
|
Информация об отдельных должностных лицах |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
4 |
|
Информация о комитетах и членах комитетов |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
5 |
|
Информация о руководителях структурных подразделений ГФ |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
6 |
|
Сведения о филиалах/представительствах (офисах) |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
7 |
Раздел 1 |
Балансовый отчет А. Активы Б. Обязательства В. Капитал Г. Забалансовые счета Д. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств Е. Внесистемный учет |
Ежемесячно
|
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«xlsx» |
8 |
Раздел 2 |
Отчет о прибылях и убытках А. Процентные доходы Б. Процентные расходы В. Непроцентные доходы Г. Непроцентные расходы Д. Другие операционные и административные расходы Е. Размещение активов ГФ Ж. Привлечение обязательств ГФ по страновому признаку З. Привлечение обязательств ГФ по страновому признаку (в иностранной валюте) К. Привлечение капитала по страновому признаку |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
9 |
Раздел 3 |
Информация о гарантиях 3.A1. Деятельность ГФ в разрезе регионов 3.A1-1. Информация в разрезе регионов о гарантиях субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A2. Деятельность ГФ в разрезе отраслей 3.A3. Информация по утвержденным гарантиям в разрезе отраслей/регионов (с начала деятельности ГФ) 3.A3-1. Информация в разрезе отраслей/регионов по утвержденным гарантиям (с начала деятельности ГФ) субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A4. Информация по выданным гарантиям в разрезе отраслей/регионов (с начала деятельности ГФ) 3.A4-1. Информация в разрезе отраслей/регионов о гарантиях, выданных c начала деятельности ГФ субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A5. Информация по действующим гарантиям (на отчетную дату) в разрезе отраслей/регионов 3.A5-1. Информация в разрезе отраслей/регионов по действующим (на отчетную дату) гарантиям, выданным субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A6. Информация в разрезе отраслей/регионов о кредитах, по которым выданы гарантии (с начала деятельности ГФ) 3.A6-1. Информация о кредитах, по которым выданы гарантии (с начала деятельности ГФ) субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A7. Информация в разрезе отраслей/регионов по действующим кредитам (на отчетную дату), по которым выданы гарантии 3.A7-1. Информация в разрезе отраслей/регионов по действующим кредитам (на отчетную дату), по которым выданы гарантии субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A8. Информация по исполненным гарантиям (с начала деятельности ГФ) в разрезе отраслей/регионов 3.A8-1. Информация в разрезе отраслей/регионов по исполненным гарантиям (с начала деятельности ГФ), выданным субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя 3.A9. Информация по исполненным гарантиям (за отчетный период) в разрезе отраслей/регионов 3.A9-1. Информация в разрезе отраслей/регионов по исполненным гарантиям (за отчетный период), выданным субъектам предпринимательства, учредителями/участниками которых являются женщины, либо женщинам, которые работают в качестве индивидуального предпринимателя |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
10 |
Раздел 4 |
Информация о деятельности ГФ в разрезе ФКО – партнеров 4.А1. Информация по выданным гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/отраслей за отчетный период 4.А2. Информация по выданным гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/регионов за отчетный период 4.Б1. Информация по выданным гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/отраслей с начала деятельности ГФ 4.Б2. Информация по выданным гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/регионов с начала деятельности ГФ 4.B1. Информация по действующим гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/отраслей 4.B2. Информация по действующим гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/регионов 4.Г1. Информация по исполненным гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/отраслей 4.Г2. Информация по исполненным гарантиям в разрезе ФКО – партнеров/регионов |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
11 |
Раздел 5 |
Информация о просроченных активах А. Информация о просроченных активах (всего) Б. Информация о просроченных активах (в иностранной валюте) |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
12 |
Раздел 6 |
Классификация активов и забалансовых обязательств по степени риска |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
13 |
Раздел 7 |
Изменения в РППУ Сведения о списанных за счет РППУ и возвращенных (ранее списанных) активах и забалансовых обязательствах |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
14 |
Раздел 8 |
Портфель ценных бумаг |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
15 |
Раздел 9 |
Информация по депозитам и счетам А. Информация по срочным депозитам, размещенным в коммерческих банках Б. Информация по депозитам до востребования В. Информация по расчетным счетам |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
16 |
Раздел 10 |
Исполнение гарантий в отчетном периоде |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
17 |
Раздел 11 |
Краткие сведения об активных операциях со связанными и аффилированными лицами |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
18 |
Раздел 12 |
Сведения о крупных рисках |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
19 |
Раздел 13 |
Срок погашения активов/обязательств |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
20 |
Раздел 14 |
Сведения о соблюдении экономических нормативов, ограничений и требований |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
21 |
Раздел 15 |
Отчет о соблюдении лимитов А1. Отчет о соблюдении лимита по портфельным гарантиям А2. Отчет о соблюдении лимитов размещения средств во вкладах (депозитах) и на счетах ФКО |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
Реестр гарантийного портфеля (Приложение 2) |
Ежемесячно |
В течение 10 рабочих дней после окончания отчетного периода |
«.xlsx» |
Приложение 2
к Правилам регулирования
деятельности гарантийных
фондов
Наименование организации/ Уюмдун аталышы |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
Реестр гарантийного портфеля/ Кепилдик портфелинин реестри
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тыс. сомов/%/миң сом/%
№ |
Аталышы/Карыз алуучунун аты-жөнү/Наименование/Ф.И.О. Заемщика |
Укуктук статусу: жеке адам/юридикалык жак/Правовой статус: физ.лицо/юр.лицо |
Жетекчинин аты-жөнү/ФИО руководителя |
ФКУ-өнөктөштүн аталышы/Наименование ФКО-партнера |
Кредиттик линия Ооба/жок/ Кредитная линия Да/нет |
Берилген кредиттин суммасы (номиналы)/ Сумма выданного кредита(номинал) |
Берилген кредиттин суммасы (экв. сом менен)/Сумма выданного кредита (экв. в сом) |
Кредиттин калдыгынын суммасы (номиналы)/Сумма остатка кредита (номинал)/ |
Кредиттин калдыгынын суммасы (экв. сом менен)/Сумма остатка кредита (экв. в сом) |
Валютасы (KZT, USD, EUR, RUB)/Валюта (KGS, USD, EUR, RUB) |
Кредиттин номиналдык пайыздык чени/Номинальная процентная ставка по кредиту |
Кепилдикти берүү үчүн комиссиялык төлөмдүн өлчөмү %/Размер комиссии за выдачу гарантии в % |
Кепилдикти берүү үчүн комиссиялык төлөмдүн суммасы /Сумма комиссии за выдачу гарантии |
Берилген датасы/Дата выдачи |
Төлөө датасы/Дата погашения |
Мөөнөтү өткөн сумма (негизги сумма боюнча)/Просроченная сумма (по основной сумме) |
Мөөнөтү өткөн күндөрдүн саны (негизги сумма боюнча)/Количество просроченных дней (по основной сумме) |
ФКУ кредитинин негизги суммасы боюнча классификациянын аталышы/Наименование классификации по основной сумме кредита ФКО |
РППУнун өлчөмү кредиттин негизги суммасы боюнча % менен/Размер РППУ в % по основной сумме кредита |
Кредиттин негизги суммасы боюнча РППУнун суммасы/Сумма РППУ по основной сумме кредита |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Мөөнөтү өткөн сумма (пайыздар боюнча)/Просроченная сумма (по процентам) |
Мөөнөтү өткөн күндөрдүн саны (пайыздар боюнча)/Количество просроченных дней (по процентам) |
Реструктуризациялардын саны/Количество реструктуризаций |
Реструктуризациялоо датасы/Дата реструктуризации |
Регион |
Өнөр жай/ Отрасль |
Максаттуу багыты (толук маалымат)/ Целевое назначение (подробная информация) |
Күрөөлүк камсыздоо/ Залоговое обеспечение |
Кайра каржылоонун үлүшү % менен/ Доля рефинансирования в % |
Берилген кепилдиктин суммасы/ Сумма выданной гарантии |
Берилген кредит боюнча берилген кепилдиктердин үлүшү % менен/Доля выданной гарантий от выданного кредита в % |
Кепилдиктин калган бөлүгү (сом менен)/Остаток гарантии (в сомах) |
Гарантиянын классификациясынын аталышы/Наименование классификации гарантии |
РППУнун өлчөмү гарантия боюнча % менен/Размер РППУ в % по гарантии |
Гарантия боюнча РППУнун суммасы/Сумма РППУ по гарантии |
Байланыштын/аффилирленгендигинин/инсайдердин түрү/Тип связанности/аффилированности/инсайдер |
Кепилдиктин параллелдүүлүгүнүн белгиси (параллель/параллель эмес)/Признак параллельности гарантии (параллельная/непараллельная) |
Продукт түрү/Вид продукта |
Гендер |
Портфель кепилдиги Ооба / жок/Портфельная гарантия Да/нет |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
Приложение 3
к Правилам регулирования
деятельности гарантийных
фондов
Периодическая регулятивная отчетность гарантийных фондов