|
|
Утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 июня 2006 года N 19/4 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о минимальных требованиях к проведению внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года N 18/9, 14 октября 2015 года № 62/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8, 28 сентября 2021 года № 2021-П-33/53-10, 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-7, 8 декабря 2023 года № 2023-П-12/76-1)
Настоящее Положение "О минимальных требованиях к проведению внешнего аудита микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике" (далее - Положение) разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике", "Об аудиторской деятельности" и "О бухгалтерском учете" и устанавливает минимальные требования к проведению внешнего аудиту годовой финансовой отчетности микрофинансовых организаций, в том числе осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования с учетом специфики используемой терминологии, и имеющих свидетельство Национального банка для осуществления деятельности в качестве микрофинансовой организации.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2)
1. Основные понятия, используемые в настоящем Положении
1.1. Внешний аудит - осуществляемая на основании договора между микрофинансовой организацией и внешним аудитором независимая проверка деятельности микрофинансовой организации с целью повышения степени уверенности пользователей в достоверности финансовой отчетности во всех ее существенных аспектах в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и прочей информации, и требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2021 года № 2021-П-33/53-10)
1.2. Внешний аудитор - лицо, являющееся индивидуальным аудитором или аудиторской организацией в соответствии с Законом Кыргызской Республики "Об аудиторской деятельности".
1.3. Независимость внешнего аудитора - способность внешнего аудитора действовать самостоятельно, независимо от чьего-либо влияния на результаты его заключений, выводов и в условиях, исключающих всякое постороннее воздействие на выражение мнения внешним аудитором.
1.4. Должностные лица - лица, входящие в состав органов управления микрофинансовой организации, а также лица, наделенные полномочиями и несущие ответственность по финансовым и кредитным операциям.
1.5. Аффилированные лица - значение определено в пункте 5 статьи 1 Закона Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике".
2. Требования к проведению внешнего аудита микрофинансовых компаний
(Глава утратила силу
в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2)
3. Правила проведения внешнего аудита микрокредитными компаниями и микрокредитными агентствами
3.1. Микрокредитные компании и микрокредитные агентства (далее - МКК/МКА) проводят внешний аудит своей деятельности в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике".
МКА могут проводить внешний аудит своей деятельности.
МКК должны проводить внешний аудит своей деятельности на ежегодной основе при наличии одного из следующих критериев:
- наличие заемных средств от кредиторов, в том числе от финансово-кредитных организаций;
- среднегодовое значение кредитного портфеля составляет 20 (двадцать) млн. сомов и выше;
- количество заемщиков составляет 5000 (пять тысяч) и выше.
МКК, у которых отсутствуют данные критерии, проводят внешний аудит своей деятельности 1 раз в два года.
При проведении внешнего аудита МКК/МКА должны руководствоваться требованиями к аудиторской деятельности, установленными законодательством Кыргызской Республики, международными стандартами аудита и настоящим Положением.
При проведении внешнего аудита МКК/МКА, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, могут применяться Стандарты аудита для исламских финансовых институтов, разрабатываемые Организацией по бухгалтерскому учету и аудиту для исламских финансовых институтов.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12)
3.2. МКК, преобразующиеся в микрофинансовые компании, должны провести независимый внешней аудит в соответствии с Положением "О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", утвержденным постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА).
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 28 сентября 2021 года № 2021-П-33/53-10)
3.3. Внешний аудит МКК/МКА проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, имеющими право на осуществление аудиторской деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
3.4. Требования к внешнему аудитору:
- иметь соответствующую лицензию/сертификат аудитора на право осуществления аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики;
- быть независимым, объективным, избегать ситуаций, которые дают обоснование считать, что существует конфликт интересов.
В случае, если внешний аудит проводит индивидуальный аудитор, то дополнительно к вышеуказанным требованиям необходимо иметь трехлетний опыт аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности.
Штатные или привлеченные аудиторы аудиторской организации, выбранной для аудита МКК/МКА, должны соответствовать следующим требованиям:
- соответствие квалификационным требованиям, установленным уполномоченным органом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- наличие трехлетнего опыта аудита в финансово-кредитных организациях в соответствии с международными стандартами аудита и международными стандартами финансовой отчетности.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12)
3.5. МКК/МКА должны разрабатывать процедуры взаимодействия с внешним аудитором, осуществляющим аудиторскую проверку организации, включая процедуру отбора и утверждения кандидатуры внешнего аудитора, определение масштаба и графика проведения аудиторской проверки, порядок предоставления документов, разъяснений и подтверждений, запрашиваемых внешним аудитором и необходимых для осуществления аудита, порядок взаимодействия должностных лиц и сотрудников организации с внешним аудитором, порядок предоставления внешним аудитором аудиторского заключения и письма руководству МКК/МКА.
3.6. В течение 10 рабочих дней после заключения договора с внешним аудитором о проведении внешнего аудита годовой финансовой отчетности МКК/МКА в письменном виде должны направить в Национальный банк информацию о выборе внешнего аудитора с указанием:
- Ф.И.О. индивидуального аудитора/название аудиторской организации с указанием Ф.И.О. руководителя;
- реквизитов лицензии индивидуального аудитора/аудиторской организации (номер лицензии, дата получения, срок действия, кем выдана);
- юридического адреса и телефона индивидуального аудитора/аудиторской организации.
При смене внешнего аудитора МКК/МКА должны сообщить о причинах смены аудитора в Национальный банк (в Чуйской области и г.Бишкек - в центральный аппарат, в других областях - областные управления Национального банка) в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 25 апреля 2012 года N 18/9, 8 декабря 2023 года № 2023-П-12/76-1)
3.7. В договоре о проведении аудиторской проверки годовой финансовой отчетности МКК/МКА следует отразить цель и масштаб проведения аудита, период, который будет изучен в ходе аудиторской проверки, отчеты, которые планируется подготовить и сроки их представления руководству МКК/МКА.
3.8. Масштаб проведения внешнего аудита МКК/МКА включает следующие основные аспекты:
- соответствие бухгалтерского учета и отражения операций в финансовой отчетности требованиям, установленным законодательством Кыргызской Республики;
- организация деятельности по микрокредитованию: наличие кредитной политики; процедура рассмотрения кредитных заявок; надлежащее ведение кредитных дел (досье) заемщиков; мониторинг состояния и качества активов; процедура классификации активов и оценки адекватности резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков;
- организация внутреннего контроля: порядок принятия решений по кредитным и финансовым операциям; наличие и соблюдение положений о структурных подразделениях и должностных инструкций; контроль за отражением операций в бухгалтерском учете и подготовкой достоверной отчетности; контроль за деятельностью филиалов и представительств;
- соответствие внутренних процедур и политик законодательству Кыргызской Республики;
- соблюдение требований законодательства Кыргызской Республики, в том числе нормативных правовых актов Национального банка;
- оценка качества управления рисками.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2)
3.9. По окончании проведения внешнего аудита внешний аудитор предоставляет МКК/МКА аудиторское заключение, оформленное в соответствии с требованиями, установленными законодательством Кыргызской Республики и международными стандартами аудита, письмо к руководству МКК/МКА, рекомендации, которые должны быть включены в программу аудита, а также любые отчеты, оговоренные в договоре по проведению внешнего аудита.
Национальный банк вправе не принять заключение внешнего аудитора МКК/МКА и требовать проведения повторного аудита МКК/МКА с привлечением другой аудиторской организации в случае, если обнаружатся обстоятельства, которые включают:
- выявление фактов сокрытия информации, являющейся в соответствии со статьей 11 Закона Кыргызской Республики "Об аудиторской деятельности" основанием для выводов об ограничениях при проведении аудита;
- лишение (отзыв) квалификационного сертификата/лицензии внешнего аудитора уполномоченным органом;
- выявление в деятельности внешнего аудитора фактов несоответствия законодательству Кыргызской Республики и пункту 3.4 настоящего Положения.
При обнаружении вышеуказанных обстоятельств Национальный банк направит соответствующее требование о проведении повторного аудита с установлением сроков и с приведением обоснованных причин в адрес МКК/МКА. МКК/МКА обязана провести повторный внешний аудит в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики и настоящего Положения. Повторный аудит осуществляется за счет средств МКК/МКА.
МКК/МКА не вправе привлекать аудиторскую организацию или аудиторов для проведения аудита следующего финансового года в случае, если предыдущее аудиторское заключение данной аудиторской организации или аудитора не было принято или было признано Национальным банком как не соответствующее требованиям законодательства Кыргызской Республики и/или международным стандартам аудита.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 21 декабря 2022 года № 2022-П-12/81-7)
3.10. В письме к руководству МКК/МКА раскрываются выявленные внешним аудитором существенные недостатки и несоответствия в бухгалтерском учете и финансовой отчетности организации, в системе внутреннего контроля, в организации деятельности по микрокредитованию, в управлении МКК/МКА, нарушения законодательства Кыргызской Республики, а также содержатся рекомендации по исправлению выявленных существенных недостатков и несоответствий.
3.11. В течение 30 дней с момента получения заключения внешнего аудитора, но не позднее 30 апреля следующего за отчетным годом (периодом), МКК/МКА должны предоставить в Национальный банк (в Чуйской области и г.Бишкек - в центральный аппарат, в других областях - в областные управления и представительство Национального банка) копию аудиторского заключения, заверенную внешним аудитором в установленном порядке с приложением финансовой отчетности МКК/МКА, включая письмо руководству МКК/МКА.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2, 8 декабря 2023 года № 2023-П-12/76-1)
3.12. МКК, проводящие внешний аудит своей деятельности на ежегодной основе, обязаны опубликовать отчетность в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка о требованиях к формированию, публикации и представлению в Национальный банк Кыргызской Республики финансовой отчетности небанковских финансово-кредитных организаций.
МКК, не указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут опубликовать годовую финансовую отчетность в средствах массовой информации республиканского и местного значения после ее подтверждения внешним аудитором, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2021 года № 2021-П-33/53-10)
3.13. Опубликование отчетности МКА с участием государственных органов или имеющих дочерние (зависимые) юридические лица, которые осуществляют кредитную и финансовую деятельность, проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка о требованиях к формированию, публикации и представлению в Национальный банк финансовой отчетности небанковских финансово-кредитных организаций Кыргызской Республики.
МКА, не указанные в абзаце первом настоящего пункта, могут опубликовать годовую финансовую отчетность в средствах массовой информации республиканского и местного значения после ее подтверждения внешним аудитором, если иное не установлено законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 сентября 2021 года № 2021-П-33/53-10)
Примечание:
(Утратило силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 октября 2015 года № 62/2)