|
|
Приложение к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от 31 мая 2017 года № 21/5 |
ИНСТРУКЦИЯ
о требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 28 декабря 2020 года № 2020-П-12/75-3, 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10, 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-7, 17 января 2024 года № 2024-П-12/1-3, 20 марта 2024 года № 2024-П-12/12-2, 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3, 25 сентября 2024 года № 2024-П-12/46-3)
1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция разработана в целях установления требований к деятельности банков, в том числе осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, банков, имеющих исламское окно, и ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" (далее - банк) при осуществлении операций и сделок с аффилированными и связанными с банком лицами.
При этом настоящая Инструкция распространяется на ОАО "Финансовая компания кредитных союзов" с учетом особенностей и в части, не противоречащей требованиям, указанным в Правилах регулирования деятельности ОАО "Финансовая компания кредитных союзов".
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 марта 2024 года № 2024-П-12/12-2)
2. Банк должен вести реестр аффилированных и связанных с банком лиц, беспрепятственный доступ к которому должен быть обеспечен для работников Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). Реестр аффилированных и связанных с банком лиц, как минимум, должен содержать сведения о фамилии, имени, отчестве должностного лица банка, занимаемой им должности в банке, фамилии, имени и отчестве связанного с ним лица, являющегося близким родственником, степень его родства с должностным лицом (родители, супруг(а) и т.д.). Допускается ведение реестра в электронном виде, при условии, что в банках установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации.
Банк со 100% государственной долей участия в рамках ведения реестра аффилированных и связанных с банком лиц вправе не включать в реестр лиц, не осуществляющих контроль над банком и не влияющих на их деятельность.
При этом банк со 100% государственной долей участия включает в реестр в обязательном порядке лиц аффилированных и связанных с банком, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 1 статьи 52 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности" при следующих условиях:
- при выдаче аффилированным и связанным с банком лицам кредитов и кредитных заменителей;
- при заключении сделок, несущих в себе кредитный риск, с аффилированными и связанными с банком лицами.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3)
3. Отношения аффилированного с банком лица могут быть отслежены по связям компаний и лиц, отношения между которыми основываются на владении пороговым участием в капитале банка, вне зависимости от количества аффилированных лиц.
4. В случае привлечения денежных средств банком, участником банковской группы (депозит/кредит и других активов, несущих в себе кредитный риск), соответствующий договор на привлечение денежных средств от материнской компании, участника банковской группы или любой другой зарубежной компании/участника банковской группы должен содержать условие об обязательном уведомлении Национального банка о досрочном расторжении договора за 30 рабочих дней до его расторжения. При этом инициатором уведомления должен быть тот участник банковской группы, который является поднадзорным Национальному банку.
2. Порядок осуществления операций и сделок
5. Банк не вправе кредитовать (далее в том числе и выдача финансирования в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования) аффилированных или связанных с банком лиц, если имеет место любое из перечисленных ниже условий:
1) при наличии текущих убытков на последнюю отчетную дату;
2) максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банком (норматив К1.2), превышает 15% чистого суммарного капитала (далее - ЧСК) банка;
3) максимальный размер риска по межбанковским размещениям в другой банк, связанный с банком (норматив К1.4), превышает 15% ЧСК;
4) общая сумма всех кредитов и их заменителей, предоставленных всем аффилированным и/или связанным с банком лицам, превышает 60% ЧСК банка;
5) банк не соответствует требованиям по достаточности (адекватности) капитала и собственного (регулятивного) капитала, установленным Национальным банком.
6. Банку рекомендуется установить внутренние пределы ограничения кредитования аффилированных и связанных с банком лиц, которые должны быть ниже установленных Национальным банком.
7. Максимальный размер любых инвестиций в каждую небанковскую организацию, включая любые финансовые вложения и кредиты, должен составлять менее 15% размера собственного (регулятивного) капитала банка. Общий размер таких инвестиций не может превышать 60% собственного (регулятивного) капитала банка.
8. Сделки банка со связанными с банком лицами в сумме, превышающей 1% от ЧСК, являются сделками с заинтересованностью. Решение о заключении сделки с заинтересованностью, и других банковских операций, осуществляемых с аффилированными и связанными лицами, размер которых составляет от 1% до 14% от ЧСК, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров банка. При этом, в протоколе решения Совета Директоров должна быть указана заинтересованность либо незаинтересованность членов Совета Директоров.
9. Решение по кредитам и активам, несущим в себе кредитный риск, а также операциям с прочей собственностью, недвижимым/движимым имуществом банка с аффилированными и связанными лицами, размер которых составляет от одного расчетного показателя до 14% от ЧСК, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров банка. При этом в протоколе решения Совета директоров должна быть указана заинтересованность либо незаинтересованность членов Совета директоров, а также оговорены условия по проводимой операции.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 декабря 2020 года № 2020-П-12/75-3)
10. Решение о заключении сделки с заинтересованностью, и других банковских операций, включая кредиты и их заменители, осуществляемыми с аффилированными и связанными лицами, размер которых составляет более 14% от ЧСК принимаются общим собранием акционеров.
При этом такие сделки и операции, кроме заключаемых публичных договоров, должны быть одобрены Советом директоров банка.
11. Любая операция или сделка банка с любым лицом должна считаться операцией или сделкой с аффилированным или связанным с банком лицом, если даже часть доходов по операциям или сделкам используются для выгоды аффилированного или связанного с банком лица или передаются в их распоряжение.
12. Банк имеет право проводить операции или сделки с аффилированным или связанным с банком лицом только в случае выполнения всех следующих условий:
1) Операции, кроме указанных в пункте 13 настоящей Инструкции, и сделки могут проводиться только на таких условиях и требованиях, которые не являются более льготными по сравнению с условиями и требованиями, применяемыми в это же время для подобных операций и сделок между данным банком и другими лицами - клиентами банка, не являющимися сотрудниками данного банка и не являющимися любыми другими лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы. Такие условия и требования включают, в частности, недопущение:
- взимания более низких процентов (далее в том числе и наценка и/или другие платежи, оговоренные между банком и клиентом/партнером в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования) или сборов по сравнению с теми, которые взимаются с других лиц - клиентов банка, не являющихся сотрудниками данного банка и не являющихся любыми другими лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы;
- выплаты более высоких процентов по депозитам (далее в том числе и привлечение денежных средств в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, за исключением ограниченной мударабы) по сравнению с другими лицами - клиентами банка, не являющимися сотрудниками данного банка и не являющимися любыми другими лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы;
- принятие залога, который имеет более низкую стоимость, чем тот, который требуется от других лиц - клиентов банка, не являющихся сотрудниками данного банка и не являющихся любыми другими лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы. При принятии залога не должна применяться методология, позволяющая оценить его выше, чем другой подобный залог;
- выдачи кредитов и кредитных заменителей, которые не были бы выданы другим лицам - клиентам банка, не являющимся сотрудниками данного банка и не являющимся любыми другими лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы, из-за уровня риска данной операции или низкой кредитоспособности заемщика;
- покупки актива низкого качества у аффилированного или связанного с банком лица или принятие актива низкого качества в виде залога;
- покупки актива по цене более высокой, чем та, которая могла бы быть уплачена другому лицу - клиенту банка, не являющемуся сотрудником данного банка и не являющемуся любым другим лицом, связанным с банком и/или имеющим с банком общие интересы;
- продажи актива по более низкой цене, чем та, которая могла бы быть принята от другого лица - клиента банка, не являющегося сотрудником данного банка и не являющегося любым другим лицом, связанным с банком и/или имеющим с банком общие интересы;
- инвестирования в ценные бумаги, в которые банк в другом случае не стал бы инвестировать из-за уровня риска ценных бумаг или вида деятельности, которым занимается инвестор или рассматриваемое аффилированное или связанное с банком лицо;
- оплаты за товары, услуги или за аренду имущества более высокой цены, чем та, которая была бы уплачена другому лицу - клиенту банка, не являющегося сотрудником данного банка и не являющегося любым другим лицом, связанным с банком и/или имеющим с банком общие интересы, или в условиях, при которых оплата не была бы произведена другому лицу - клиенту банка, не являющегося сотрудником данного банка и не являющегося любым другим лицом, связанным с банком и/или имеющим с банком общие интересы;
- реструктуризация кредитов аффилированных или связанных с банком лиц, когда такая реструктуризация не была бы сделана для другого лица - клиента банка, не являющегося сотрудником данного банка и не являющегося любым другим лицом, связанным с банком и/или имеющим с банком общие интересы.
2) В случае выдачи кредитов, его риск на момент принятия решения Советом директоров банка не должен превышать риска, заложенного в кредитах, относящихся к удовлетворительным, согласно Положению о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков.
3) Решение о проведении операции или сделки в размере от 1% до 14% от ЧСК, принимается только незаинтересованными членами Совета директоров банка поименным голосованием, большинством голосов (более 2/3 от списочного состава членов Совета директоров банка) с учетом заключения риск-менеджера банка о риске, связанном с проведением операции или сделки с аффилированным или связанным с банком лицом, при отсутствии прямого или косвенного влияния со стороны лица, заинтересованного в проведении операции или сделки. Председатель или любой член Совета директоров с прямой или косвенной заинтересованностью в предполагаемой операции или сделке должен покинуть заседание Совета директоров на время обсуждения вопроса, и он не имеет право голосовать по данному вопросу.
4) Банк должен вести письменный протокол одобрения такой операции или сделки. Решение об одобрении должно приниматься на основании, письменного анализа всех достоинств операции или сделки, включая обоснование того, что операция или сделка осуществляется не в ущерб банку и в его интересах. Анализ должен включать:
- для кредитных операций и кредитных заменителей - сумму кредита, срок кредита, процентную ставку, финансовую информацию о заемщике, доказывающую способность заемщика выплатить кредит в соответствии с договоренностью, и информацию, подтверждающую стоимость залога по кредиту;
- для операций или сделок, связанных с покупкой или продажей активов - цену покупки и информацию, подтверждающую стоимость актива;
- для инвестиций - оценку риска таких инвестиций и потенциальные выгоды для банка и рассматриваемого лица;
- детальное объяснение причин необходимости данной операции или сделки;
- для операций или сделок, включающих продажу/приобретение активов или услуг, Совет директоров банка должен рассмотреть не менее трех предложений о покупке/продаже актива или предоставлении услуги. Эти предложения должны быть сделаны не являющимися связанными с банком лицами или лицами, имеющими с банком общие интересы, и соответствовать среднерыночным ценам.
5) Связанные с банком лица, которые являются стороной в предполагаемой операции или сделке с банком или связаны с этой стороной общими интересами, должны в письменной форме раскрыть информацию о степени своего интереса в операции или сделке и степени взаимоотношений с другой стороной операции. Такое письменное раскрытие должно быть предоставлено Совету директоров банка до голосования по предполагаемой операции или сделке, которое должно быть частью протокола одобрения операции или сделки Советом директоров банка.
13. Банк вправе предоставлять кредиты должностным лицам, за исключением Председателя и членов Совета директоров, Председателя и членов Шариатского Совета, в соответствии с программой социальной поддержки сотрудников банка. В указанной программе должны быть предусмотрены одинаковые условия социальной поддержки сотрудников банка и должностных лиц. При этом, условия кредитования должностных лиц, должны соответствовать, как минимум, следующим требованиям:
1) кредиты предоставляются должностным лицам банка только на приобретение или строительство жилья;
2) приобретаемое или строящееся жилье должно будет принадлежать на праве собственности только должностному лицу банка, которому предоставляется кредит;
3) в приобретаемом или в последующем построенном жилье должны проживать должностное лицо банка, которому предоставляется кредит, и члены его семьи (если имеются);
4) максимальный размер кредита не должен превышать десять миллионов сом;
5) максимальный размер кредита не должен превышать восьмидесяти процентов справедливой стоимости приобретаемого или строящегося жилья. Кредит может быть выдан в размере ста процентов справедливой стоимости приобретаемого или строящегося жилья в случае предоставления дополнительного залога в виде связанного депозита в размере не менее сорока процентов справедливой стоимости приобретаемого или строящегося жилья;
6) для определения справедливой стоимости жилья используются услуги оценщика/оценочной организации;
7) в качестве первичного залога принимается только приобретаемое или строящееся жилье;
8) запрещается выдача кредита на приобретение должностным лицом банка жилья у лиц, являющихся его близкими родственниками.
Кредитный договор, заключенный между банком и должностным лицом банка, должен содержать пункт о том, что в случае нарушения должностным лицом банка условий кредитования, предусмотренных подпунктами 1-8 настоящего пункта, кредитный договор подлежит изменению на условиях, предусмотренных пунктом 17 настоящей Инструкции.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 28 декабря 2022 года № 2022-П-12/83-7)
14. Положения подпунктов 3, 4 и 5 пункта 12 распространяются на операции с должностными лицами банка, указанные в пункте 13 настоящей Инструкции.
15. Внутренний документ банка, регламентирующий порядок кредитования сотрудников, должен содержать положения о кредитовании должностных лиц банка, соответствовать требованиям Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности", нормативным правовым актам Национального банка и содержать, как минимум, следующее:
- долю кредитов, выданных должностным лицам банка, указанным в пункте 13 настоящей Инструкции, к общему объему кредитного портфеля банка и ЧСК банка;
- виды кредитов;
- валюта кредита;
- максимальный размер кредита;
- сроки кредитования;
- процентные ставки (ценообразование);
- критерии оценки стоимости и приемлемости залога.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10)
16. Внутренний документ банка, регламентирующий порядок кредитования сотрудников, должен быть утвержден Советом директоров банка. Совет директоров банка также должен:
- ежегодно пересматривать внутренний документ банка, регламентирующий порядок кредитования сотрудников, для того, чтобы обеспечить его актуальность и соответствие кредитной политике банка;
- контролировать деятельность Правления банка (или другого аналогичного исполнительного органа банка) по обеспечению выполнения требований внутреннего документа банка, регламентирующего порядок кредитования сотрудников.
17. В случае нарушения должностными лицами банка условий кредитования, предусмотренных пунктом 13 настоящей Инструкции:
- банк должен в день обнаружения нарушения произвести изменение кредитного договора, предусмотрев в нем такие требования и условия предоставления кредита, которые не являются более льготными по сравнению с условиями и требованиями, применяемыми для подобных операций;
- должностное лицо банка обязано возместить банку разницу по процентам, образовавшуюся со дня получения кредита до даты изменения его условий;
- возмещение разницы по процентам должно быть предусмотрено в графике погашения кредита и процентов по нему, начиная с месяца, следующего за тем, в котором были изменены условия кредита.
18. Председатель Совета директоров банка должен уведомить в письменной форме членов Совета директоров банка, что все применимые условия пункта 12 настоящей Инструкции выполнены до того, как члены Совета директоров банка проголосуют по рассматриваемому вопросу. Любой член Совета директоров банка имеет право рассмотреть подтверждающую документацию до голосования. Председатель и каждый голосующий член Совета директоров банка должен лично подписать решение об одобрении операции или сделки. Решение должно ясно указывать, что Председатель и член Совета директоров банка рассмотрел и понимает условия предполагаемой операции или сделки и лично прочитал анализ, требуемый подпунктом 4 пункта 12 настоящей Инструкции.
19. Положения подпунктов 3, 4, и 5 пункта 12 настоящей Инструкции не относятся к приему депозитов банком от аффилированных или связанных с банком лиц, проведению спот-операций банка с банком/компанией, являющимся связанным с банком лицом, за исключением материнского банка, предоставлению расчетно-кассовых услуг, выпуску и обслуживанию банковских платежных карт аффилированным или связанным с банком лицам на тех же условиях и требованиях, что и для других лиц - клиентов банка, не являющихся сотрудниками данного банка и не являющихся любыми другими лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы.
Денежные средства и субординированные займы должны привлекаться на основании решения Совета директоров банка на таких условиях и требованиях, которые не являются более благоприятными по сравнению с условиями и требованиями, применяемыми в это же время для подобных операций и сделок между данным банком и другими лицами, не являющимися аффилированными лицами и лицами, связанными с банком и/или имеющими с банком общие интересы.
20. Исключения из пределов кредитования аффилированных и связанных лиц возможны в случаях, установленных в Инструкции об ограничениях кредитования.
21. Каждый кредит, выдаваемый аффилированному или связанному с банком лицу (за исключением межбанковского кредита в ходе обычной корреспондентской деятельности), должен быть обеспечен залогом, стоимость реализации которого составляет не менее:
1) 100 процентов от суммы кредита, если кредит обеспечивается поручительством, выданным решением Кабинета Министров Кыргызской Республики субъектам национальной экономики, направленных на обеспечение национальной и продовольственной безопасности страны в целях оказания поддержки субъектам национальной экономики;
2) 120 процентов от суммы кредита, если кредит обеспечивается ценными бумагами Кабинета Министров Кыргызской Республики или связанным депозитом в банке, выдающем кредит.
Связанный депозит означает отдельный срочный вклад (депозит), не являющийся корреспондентским счетом:
- со сроком не менее срока выдаваемого кредита;
- соответствующим образом оформленный как залог;
- по которому запрещается движение средств;
- недоступный клиенту до тех пор, пока обязательства по кредиту не будут выполнены.
Рыночная стоимость залогового обеспечения в виде ценных бумаг должна переоцениваться банком ежемесячно в виде вклада (депозита) в иностранной валюте - еженедельно/ежедневно.
3) 140 процентов от суммы кредита в случае любого другого вида залога.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3)
22. Если стоимость залогового обеспечения становится со временем меньше величины, установленной в пункте 21 настоящей Инструкции, то такое обеспечение должно быть доведено дополнительно до требуемой величины путем заключения нового договора о залоге или внесением изменений в имеющийся договор о залоге и гарантировано дополнительным залоговым имуществом или заменено новым видом залога со стоимостью, достаточной для выполнения установленного требования, в срок не позднее пятнадцати рабочих дней со дня переоценки.
23. После одобрения и выдачи кредита аффилированному или связанному с банком лицу, такой кредит должен отслеживаться и оцениваться таким же образом, как управляются схожие кредиты, выданные другим лицам - клиентам банка, не являющимся сотрудниками данного банка и не являющимся любыми другими лицами, аффилированными, связанными, с банком и/или имеющими с банком общие интересы. Инвестиции аффилированным и связанным с банком лицам, должны отслеживаться и оцениваться периодически таким же образом, как и инвестиции другим лицам - клиентам банка, не являющимся сотрудниками данного банка и не являющимся любыми другими лицами, аффилированными, связанными, с банком и/или имеющими с банком общие интересы.
24. Банк не вправе вступать в сделку с любым лицом, чтобы предоставить ему возможность:
1) оплатить или другим образом выполнить обязательство перед аффилированным или связанным с банком лицом;
2) приобрести какое-либо имущество у аффилированного или связанного с банком лица;
3) приобрести ценные бумаги, эмитированные аффилированным или связанным с банком лицом.
Запреты, установленные в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, не распространяются на сделки банка, заключаемые в рамках реализации государственных программ (жилищных, социальных, по обеспечению национальной и экономической безопасности), утвержденных Кабинетом Министров Кыргызской Республики. При этом совокупный объем кредитов/финансирования в рамках каждой государственной программы должен составлять менее пятнадцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 25 сентября 2024 года № 2024-П-12/46-3)
3. Порядок принятия решения общим собранием акционеров банка
25. Акционеры банка обязаны добросовестно и разумно осуществлять свои права и обязанности в целях безопасной, здоровой и надежной деятельности банка.
26. Общее собрание акционеров принимает решение об осуществлении операции или заключении сделки с заинтересованностью со связанным с банком лицом в размере, превышающем 14% от ЧСК.
27. В случае, когда незаинтересованные члены Совета директоров банка не могут принять решение об осуществлении операции или сделки с аффилированным или связанным с банком лицом из-за отсутствия кворума, рассмотрение данного вопроса выносится на общее собрание акционеров банка.
28. Совет директоров банка несет ответственность за надежную и благоразумную деятельность банка, включая поддержание высоких стандартов этики и порядочности. Совет директоров банка должен предоставить детальный отчет для общего собрания акционеров банка, который должен содержать полное описание предлагаемой операции или сделки, включая анализ, указанный в подпункте 4 пункта 12 настоящей Инструкции. Совет директоров банка должен предпринять любую попытку для решения вопроса в исключительных интересах банка до того, как принять решение о передаче вопроса на рассмотрение общему собранию акционеров банка.
29. Акционер, который мог бы получить предпочтительный режим по операции или сделке (прямо или косвенно, или через лицо, с которым акционер имеет общие интересы) с аффилированным или связанным с банком лицом не вправе участвовать в обсуждении, влиять или пытаться влиять на голосование общего собрания акционеров банка, или голосовать по вопросу одобрения операции или сделки.
30. Акционеры могут одобрить операцию или сделку, которая предоставляет предпочтительный режим аффилированному или связанному с банком лицу только в том случае, если 2/3 от общего количества голосующих акций будут отданы "за" осуществление указанной операции или сделки.
31. Если каждый акционер банка является лицом, которое могло бы получить предпочтительный режим по данной операции или сделке (прямо или косвенно, или через лицо, с которым акционер имеет общие интересы) или, если такие акционеры составляют более трети от количества акционеров, то такая операция или сделка не может рассматриваться общим собранием акционеров банка и не может быть осуществлена банком.
4. Требования к предоставлению отчетов
32. Банк должен вести документальные записи (отчеты) в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики и настоящей Инструкции. Эти записи должны содержать информацию обо всех аффилированных и связанных с банком лицах с указанием сумм и условий всех операций и сделок с указанными лицами и лицами, связанными с указанными лицами общими интересами.
33. Банк должен вести записи обо всех кредитах, полученных его должностными лицами от банков, или о других операциях, по имеющиеся информации у банка. Каждое должностное лицо банка, получившее кредит в других банках, или обратившееся с заявкой на получение кредита, должно не реже одного раза в полгода представлять в банк письменные отчеты обо всех существующих и вновь полученных им в течение отчетного периода кредитах, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Для учета этих отчетов банк должен вести отдельное досье и при их обновлении банк должен составить протокол, где должны быть указаны все изменения, произошедшие за отчетный период.
34. Председатель и каждый член Совета директоров банка, должностное лицо банка раз в год должны представлять Совету директоров банка и его руководству письменное изложение информации в отношении его коммерческих, бизнес и других материальных интересов. Отчет должен включать перечень лиц, связанных с Председателем и членами Совета директоров банка, должностными лицами банка общими интересами, и степень таких интересов в каждом случае. Председатель, каждый член Совета директоров банка и должностные лица банка должны уведомлять банк в письменной форме в течение двух рабочих дней о любых изменениях информации в отчете.
35. Банк должен поддерживать адекватную систему внутреннего контроля для обеспечения соответствия своей деятельности требованиям настоящей Инструкции.
36. Банк должен представлять в Национальный банк отчеты в составе ПРБО.
37. Все отчеты с соответствующими приложениями (анализом), требуемые в соответствии с настоящей Инструкцией, должны храниться в банке не менее 5 лет после возврата всей задолженности по кредиту и по завершении операции и сделки с аффилированным и связанным с банком лицом.
5. Заключительные положения
38. Банку запрещается осуществлять любые операции и сделки с аффилированными и связанными с банком лицами, если в результате совершения таких операций и сделок финансовое состояние банка ухудшится и вызовет финансовые затруднения и создается угроза интересам банка, вкладчиков и других кредиторов.
39. Если акционеры, Председатель и члены Совета директоров банка и должностные лица банка принимают решение или голосуют за принятие решения о выдаче кредита и кредитных заменителей, проведение операции или сделки с аффилированным или связанным с банком лицом, противоречащего требованиям настоящей Инструкции и законодательству Кыргызской Республики, в результате которого банк понес убытки, то указанные лица несут ответственность за возврат таких убытков или задолженности банку по этому кредиту, операции или сделке в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
40. Все внутренние документы банка (политики и процедуры) должны соответствовать требованиям настоящей Инструкции.
41. Любые операции и сделки между банком и аффилированным или связанным с банком лицом, заключенные в нарушение требований настоящей Инструкции и законодательства Кыргызской Республики, являются ничтожными.
42. Невыполнение требований настоящей Инструкции является основанием для применения мер воздействия со стороны Национального банка, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.