Утверждено
постановлением Правления
Национального банка
Кыргызской Республики
от «8» июня 2017 года
№ 2017-П-12-12/23-9-(НПА)
Положение
о критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово- кредитных организаций
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года №2020-П-12/73-10-(НПА), 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-2-(НПА))
Глава 1. Общие положения
1. Положение «О критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово- кредитных организаций» (далее- Положение), направлено на осуществление адекватного банковского надзора, предупреждения изменений в банковской системе, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, определяет подходы, критерии системной значимости коммерческих банков (далее - банк) и небанковских финансово-кредитных организаций (далее – НФКО).
2. Для целей настоящего Положения используются следующие термины:
Системный/Системно значимый банк – это банк, соответствующий критериям системности для банковской и платежной систем, несостоятельность которого может привести к серьезным последствиям для финансовой системы и экономики Кыргызской Республики, к отрицательному влиянию на других участников банковской и платежной систем, к оттоку депозитов, к ослаблению или кризису банковской системы, к ухудшению макроэкономических условий.
Системная/Системно значимая НФКО – это НФКО, соответствующая критериям системной значимости для банковской системы и системы небанковских финансово-кредитных организаций (системное НФКО), несостоятельность (банкротство) и/или ухудшение финансовых показателей, которой может привести к сбою или кризису банковской системы и системы небанковских финансово-кредитных организаций.
Потенциальные неблагоприятные последствия включают не только непосредственный финансовый ущерб для вкладчиков банка, но и потенциальный косвенный ущерб для банковской системы, а также финансовой системы и экономики Кыргызской Республики.
Системный риск – риск нарушения процесса оказания финансовых услуг, который вызван повреждением всей или части банковской системы и несет угрозу отрицательных последствий для реального сектора экономики, вследствие в том числе взаимозависимости банков (риск «заражения»).
СПК – система пакетного клиринга
ГСРРВ – Гроссовая Система Расчетов в режиме Реального Времени.
3. Рейтинг по системной значимости банков/НФКО – это описательная оценка потенциальных неблагоприятных последствий в результате несостоятельности/банкротства банка/НФКО, который не подлежит раскрытию.
4. Несостоятельность системно-значимого банка может иметь следующие отрицательные последствия:
1) проблемы, с которыми сталкиваются системно-значимые банки, могут оказать отрицательное влияние на других участников банковской системы республики и финансовой системы в целом, поскольку они связаны с системно-значимыми банками (посредством взаимодействия с системно-значимого банка через платежные системы и т.п.);
2) подорвать доверие общественности в отечественной банковской системе и привести к оттоку депозитов, а в итоге, возможно, и к банковскому кризису;
3) в сочетании с ослаблением или кризисом банковской системы или финансовой системы в целом будет иметь отрицательные последствия для национальной экономики из-за резкого сокращения объемов кредитования и приостановки/сокращения предоставления других финансовых услуг (таких как услуги по осуществлению платежей и расчетов);
4) ослабление макроэкономических условий, в свою очередь, может оказать негативное влияние на стабильность финансовой системы.
5. Системная значимость банка/НФКО определяется с учетом последствий, которые могут повлиять на банковскую и/или финансовую систему Кыргызской Республики и экономику в целом, а не риска (вероятности) того, что такая несостоятельность может произойти.
6. Последствия несостоятельности системных банков/НФКО для национальной экономики оцениваются с учетом специфики каждого банка/НФКО отдельно и с учетом следующих критериев:
1) размеры определенных показателей;
2) взаимосвязанность с участниками финансовой системы Кыргызской Республики;
3) уровень взаимозаменяемости.
7. При классификации банков/НФКО помимо перечисленных в пункте 6 настоящего Положения критериев могут дополнительно приниматься во внимание информация о качественных и количественных показателях.
8. Определение системности банков/НФКО классифицируется по трем категориям:
1) Системно-значимый - последствия несостоятельности банка/НФКО будут значительными;
2) Значимый - последствия несостоятельности банка/НФКО будут умеренными;
3) Ограниченно значимый - последствия несостоятельности банка/НФКО будут ограниченными.
9. Национальным банком Кыргызской Республики (далее – Национальный банк) определяется соответствие системно-значимого банка/НФКО на основе количественных и качественных показателях.
Оценка системной-значимости банка/НФКО проводиться ежегодно Национальным банком, и при наличии изменений в банковской системе/в деятельности конкретного банка/НФКО.
Перечень системно-значимых банков/НФКО не подлежит официальному опубликованию.
При этом Национальный банк индивидуально информирует каждый системно значимый банк/НФКО, определяемый по количественным показателям в соответствии с настоящим Положением.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2020 года №2020-П-12/73-10-(НПА))
Глава 2. Критерии системности банков
10. Критерии системно-значимых банков необходимо определять на основе количественных показателей, а также качественной информации о коммерческих банках, которая дополнит количественную информацию и позволит точнее определить системную значимость банков.
Оценка системной значимости банков проводиться ежегодно. Количественные показатели, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, рассчитываются на основе их финансовых показателей после последней оценки (данные по состоянию на конец года), а затем группируются по следующим трем категориям (с соответствующим взвешиванием):
1) Размеры определенных показателей банка (доля взвешивания составляет 50 %).
а) Показатель величина активов (П1). Доля активов банка в удельном весе от общего количества активов банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения влияния на экономику республики. Вес – 10%.
б) Показатель величина депозитов физических лиц (П2). Доля депозитов физических лиц банка в удельном весе от общего объема депозитов физических лиц банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения критичности для подрыва доверия населения к банковской системе. Вес – 10%.
в) Показатель величина депозитов юридических лиц (П3). Доля депозитов юридических лиц банка в удельном весе от общего объема депозитов юридических лиц банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения защиты интересов потребителей финансовых услуг. Вес – 10%.
г) Показатель количество вкладчиков – физических и юридических лиц банка в удельном весе от общего количества вкладчиков – физических и юридических лиц банковской системы. Вес – 10% (П4)
д) Показатель величина кредитного портфеля (П5). Доля кредитного портфеля (брутто-значение) от общего объема кредитного портфеля (брутто-значение) банковской системы. Вес – 10%.
2) Взаимосвязанность с участниками банковской и/или финансовой системы Кыргызской Республики (доля взвешивания составляет 14 %).
а) Показатель активы, размещенные в банках (П6). Объем размещенных активов (кредиты, депозиты и другие активы) банка в других банках Кыргызской Республики в удельном весе от активов, размещенных в банках банковской системы. Данный критерий характеризует возможность распространения риска неплатежеспособности банка на другие банки, т.е. возможность наступления «эффекта домино». Вес – 7%.
б) Показатель обязательства, привлеченные от банков (П7). Объем совокупной задолженности (кредиты, депозиты и другие обязательства) банка перед другими банками Кыргызской Республики в удельном весе от обязательств, привлеченных от банков банковской системы. Вес – 7%.
3) Уровень замещения (доля взвешивания составляет 36 %).
а) Показатель концентрации кредитования в отраслях экономики отражает объем кредитов банка по секторам экономики, превышающим пороговое значение (более 15 %) в удельном весе от объема кредитов банковской системы по секторам экономики. Вес – 7%. (П8).
б) Показатель территориальная сеть. Количество филиалов банка к общему количеству филиалов банковской системы. Вес – 5% (П9).
в) Показатель доли входящих и исходящих платежей в СПК банка в объеме входящих и исходящих платежей в СПК банковской системы. Вес – 8% (П10).
г) Показатель доли входящих и исходящих платежей в ГСРРВ банка в объеме входящих и исходящих платежей в ГСРРВ банковской системы. Вес – 8% (П11).
д) Показатель доли трансграничных переводов (входящие и исходящие) банка в объеме трансграничных переводов банковской системы. Вес – 8% (П12).
Качественные характеристики, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, определяются на основе следующей информации:
а) количество корреспондентских счетов и обороты по ним;
б) количество выпущенных в обращение/действующих карт и объем транзакций;
в) наличие мобильных кошельков/приложений, интернет-банкинга и систем быстрых платежей;
г) участие в реализации государственных программ;
д) доля непроцентных доходов в структуре доходов банка;
е) доля государственных средств в банке и связь банка с государством;
ж) доля иностранных средств в капитале банка;
з) доступность и обширность сети банкоматов, терминалов.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 апреля 2024 года №2024-П-12/17-2-(НПА))
11. Оценка соответствия банка критериям осуществляется по всем критериям в совокупности, а также с учетом следующих факторов:
– особенностей положения банка на текущий момент;
- тенденций развития экономики и позиции других банков по таким же критериям системности и значимости;
- наличие возможностей по применению мер и инструментов в целях распределения и/или снижения системных рисков;
- последствия для банковской и/или финансовой системы в случае исключения банка из системы на текущий момент;
- возможность замещения ниши исключаемого банка на рынке другими банками в короткие сроки;
- других факторов.
12. Системная значимость банка определяется по критериям, описанным в пункте 10 настоящего Положения. Эти критерии необходимо затем суммировать и оценить обобщающий (средневзвешенный) результат.
Обобщающий показатель банка (ОП) рассчитывается по формуле:
,
где:
ОП - обобщающий показатель банка;
Пij – значение j-го показателя (П1-П12) в процентах;
Впj - вес j-го показателя (П1-П12) в процентах;
n – количество показателей.
- если ОП получится 10% или выше, значит, банк является системно-значимым;
- если ОП будет от 3% до 10%, банк является значимым (средний банк);
- если ОП будет от 0% до 3%, - банк имеет ограниченную значимость (небольшой банк).
13. Значение количественных показателей и общий показатель для банка должны рассчитываться на каждый отчетный период отдельно.
Для определения системно-значимого банка по количественным показателям, общий показатель банка должен быть на уровне не менее 10% в течении последних либо последующих трех отчетных периодов (ежеквартально). Изменение количественных показателей системно значимого банка могут повлиять на результат оценки его системной значимости, проводимой Национальным банком.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 апреля 2024 года №2024-П-12/17-2-(НПА))
Глава 3. Критерии системности НФКО
14. Для определения категории НФКО по системной значимости используются следующие критерии:
1) Размер НФКО
а) Показатель величина активов. Доля активов НФКО в общей суммы активов системы НФКО – среднее значение за два последних отчетных периода с момента оценки НФКО. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения влияния на экономику республики. Вес – 15%.
б) Показатель величина депозитов или количество вкладчиков НФКО, от общего объема депозитов и вкладчиков системы НФКО соответственно среднее значение за два последних отчетных периода с момента оценки НФКО. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения критичности для устойчивости системы и доверия населения к НФКО, а также защиты прав потребителей услуг. Веса – 20%.
в) Доля кредитного портфеля НФКО в суммарном кредитном портфеле НФКО, среднее значение за два последних отчетных периода с момента оценки НФКО. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения влияния размещаемых активов и защиты прав потребителей услуг. Вес – 15%.
2) Взаимосвязанность с другими участниками финансового рынка.
а) Активы, размещенные в банках и в других НФКО. Удельный вес размещенных активов (кредиты, депозиты, инвестиции и другие активы) НФКО в банках и НФКО в общей сумме размещенных активов НФКО в банках и НФКО. Данный критерий характеризует возможность распространения риска неплатежеспособности НФКО на другие финансово-кредитные учреждения, то есть возможность наступления «эффекта домино». Вес –10%.
б) Обязательства, привлеченные от НФКО. Удельный вес совокупной задолженности (кредиты, депозиты и другие обязательства) НФКО в капитале системы НФКО. Вес – 10%
в) Обязательства, привлеченные от банков. Удельный вес совокупной задолженности (кредиты и другие обязательства) НФКО в капитале банковской системы. Вес – 30%.
15. Оценка соответствия НФКО осуществляется по всем критериям, а также с учетом следующих факторов:
- особенностей положения НФКО на текущий момент;
- тенденций развития экономики и позиции других НФКО по таким же критериям системности;
- наличия возможностей по применению мер и институтов в целях распределения и/или снижения системных рисков;
- возможность влияния показателей НФКО на стабильность коммерческих банков и других НФКО;
- и других факторов.
Для определения системно-значимого НФКО по количественным показателям, суммарное значение показателей, взвешенных по весам должно быть на уровне не менее 10%.
Глава 4. Требования к системно значимым банкам /НФКО
16. Национальный банк в отношении банков и небанковских финансово-кредитных организаций, которые по количественным показателям соответствуют требованиям системно значимого банка/НФКО, может устанавливать:
1) другие размеры экономических нормативов, требований и ограничений;
2) более высокие требования по раскрытию информации в рамках годовых, квартальных отчетов касательно отдельных показателей, характеризующих выполнение банком нормативов безопасного функционирования:
- о системе управления рисками и принимаемых банком рисках;
- о результатах проводимого стресс-тестирования;
- о качестве активов банка/НФКО.