Вернуться назад

  

  

  

Утверждено  

постановлением Правления Национального банка  

Кыргызской Республики  

от 14 сентября 2011 года № 52/4 

ПОЛОЖЕНИЕ  

о работе банков с ценными бумагами 

 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 февраля 2012 года N 8/2, 16 ноября 2012 года N 43/1, 11 марта 2015 года № 16/2, 10 февраля 2016 года № 7/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15-(НПА), 23 марта 2022 года № 2022-П-12/17-4-(НПА), 21 декабря 2022 года 2022-П-12/81-8-(НПА), 29 апреля 2023 года № 2023-П-12/29-1-(НПА), 17 января 2024 года № 2024-П-12\1-3-(НПА), 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3-(НПА)) 

Глава 1. Общие положения 

1. Настоящее Положение распространяется на коммерческие банки Кыргызской Республики и микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, в том числе банки и привлекающие депозиты микрофинансовые компании, осуществляющие операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования (далее банки). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА), 17 января 2024 года № 2024-П-12\1-3-(НПА)) 

2. Основные понятия, применяемые в рамках настоящего Положения: 

государственные ценные бумаги  это ценные бумаги, выпущенные Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) (ноты)

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 29 апреля 2023 года № 2023-П-12/29-1-(НПА)) 

- рыночные ценные бумаги - это ценные бумаги, которые обращаются на развитом, эффективном, транспарентном рынке ценных бумаг, позволяющем определить справедливую стоимость этих ценных бумаг; 

- портфель ценных бумаг - совокупность различных видов ценных бумаг, находящихся в собственности или управлении банка; 

- брокер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе и банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, совершающий сделки с ценными бумагами, по поручению, за счет и в интересах клиентов, на основании соответствующего договора; 

- дилер - профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе и банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, совершающий сделки с ценными бумагами от своего имени и за свой счет с целью получения прибыли в результате последующей перепродажи ценных бумаг или совершения иных сделок с ними; 

- депозитарий ценных бумаг - профессиональный участник рынка ценных бумаг, в том числе и банк, имеющий лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, осуществляющий регистрацию прав и (или) перехода прав на ценные бумаги и учет, и (или) хранение этих ценных бумаг и денежных средств, предназначенных для осуществления сделок, а также вырученных от совершения сделок на основании договора с собственником или номинальным держателем этих ценных бумаг (депозитарный договор). 

Исламские ценные бумаги ценные бумаги, выпущенные на основе исламских принципов финансирования (стандартов шариата), удостоверяющие право собственности на неделимую долю в установленной собственности или бизнесе эмитента. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА), 21 декабря 2022 года 2022-П-12/81-8-(НПА)) 

3. Положение определяет порядок работы банков с ценными бумагами, минимальные требования к отчетности и системе внутреннего контроля при работе с ценными бумагами, требования к брокеру/дилеру/депозитарию, с которым банк осуществляет операции и сделки с ценными бумагами, определяет ответственность должностных лиц и сотрудников банка при работе с ценными бумагами, а также устанавливает основные правила разработки инвестиционной политики. 

Банк вправе проводить операции и сделки с ценными бумагами при соблюдении условий и требований, изложенных в настоящем Положении. 

Глава 2. Ответственность Совета директоров и Правления банка 

4. Совет директоров и Правление банка несут ответственность за соблюдение банком требований и ограничений, установленных настоящим Положением. В банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, Шариатский совет несет ответственность за соответствие Политики банка по работе с ценными бумагами стандартам шариата. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

5. Все члены Совета директоров, независимо от квалификации и закрепленных функций внутри банка, несут ответственность за исполнение требований, установленных законодательством, в том числе за принятие политики осуществления деятельности с ценными бумагами, установление требований к выбору брокеров, дилеров, депозитариев и других контрагентов банка, и должны убедиться в наличии у соответствующих сотрудников банка необходимых навыков управления рисками. В целях надлежащего осуществления своих функций Совет директоров должен утвердить инвестиционную политику банка, периодически анализировать деятельность банка с ценными бумагами и установить ограничения по рискам. Совет директоров должен быть компетентным в вопросах осуществления деятельности банка с ценными бумагами и должен обеспечить независимую проверку данной деятельности путем проведения внутреннего аудита. 

6. Правление банка несет ответственность за ежедневное управление деятельностью с ценными бумагами, наличие компетентного и хорошо обученного персонала, обеспечение исполнения соответствующих политик и процедур, представление отчетности Совету директоров, организацию системы внутреннего контроля, предусматривающую разделение обязанностей сотрудников, осуществляющих работу с ценными бумагами, строгое соблюдение ограничений по рискам, а также обеспечивающую независимую оценку системы внутреннего контроля. Правлением банка должны быть утверждены внутренние документы (положения, указания, процедуры и т.д.) по организации и порядку работы с ценными бумагами (по осуществлению операций и сделок с ценными бумагами, по их хранению и т.д.), по недопущению конфликта интересов, организации системы внутреннего контроля с четким указанием полномочий и функциональных обязанностей каждого сотрудника. Сотрудники банка должны понимать характер и уровни различных рисков, связанных с операциями и сделками банка, и то, каким образом эти риски согласовываются с общей бизнес стратегией банка. 

7. В целях эффективного внутреннего контроля деятельности банка с ценными бумагами Правление банка должно руководить текущей деятельностью в соответствии со стратегией развития банка, утвержденной Советом директоров, соблюдая установленные ограничения по рискам.  

Ограничения по рискам должны соответствовать стратегическим планам банка и общим целям управления активами/обязательствами с учетом рисков деятельности банка в целом, портфеля ценных бумаг, каждой ценной бумаги в отдельности и т.д. Ограничения должны устанавливаться по рыночному риску, кредитному риску, риску ликвидности и по иным видам рисков, согласно Положению «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденному постановлением Правления Национального банка от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА) (далее Положение о минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики).  

В банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, ограничения должны устанавливаться также по риску несоответствия стандартам шариата и по иным видам рисков, согласно Положению «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденному постановлением Правления Национального банка от 18 июля 2018 года  

№ 2018-П-12/30-3-(БС) (далее Положение о минимальных требованиях по управлению рисками в исламских банках Кыргызской Республики). 

В целях обеспечения бесперебойного операционного функционирования банка руководство банка также должно установить надлежащее разделение ответственности дилерской деятельности (фронт-офис) и бухгалтерской обработки сделок (бэк-офис). 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

8. Совокупный лимит по операциям и сделкам с ценными бумагами устанавливается Советом директоров банка. Приобретение ценных бумаг, стоимость которых превышает установленные в инвестиционной политике банка лимиты, должно быть утверждено Правлением банка с последующим одобрением Советом директоров. 

9. Руководство банка периодически, но не реже одного раза в год, проводит обзор политики, положений и внутренних процедур, касающихся инвестиционной деятельности банка, работы с ценными бумагами, системы внутреннего контроля на предмет их соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики, стратегии деятельности банка, с учетом влияния внешних и внутренних факторов, и при необходимости принимает соответствующие коррективные меры. 

10. Ответственность Совета директоров и Правления банка, в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, в том числе и Шариатского совета, не может быть возложена на других лиц, независимо от наличия профессиональных консультаций, полученных указанными органами управления банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

 

Глава 3. Инвестиционная политика 

11. Инвестиционная политика банка должна описывать инвестиционную и торговую стратегии банка и их цель, раскрывать мероприятия по эффективному управлению и контролю соответствующих рисков, а также должна содержать, как минимум, следующее: 

а) описание бизнес-модели банка по управлению ценными бумагами (например, удержание ценных бумаг для получения денежных средств, удержание ценных бумаг для получения денежных средств или продажи, и другие бизнес-модели) и цель их приобретения (например, поддержание ликвидности, получение дохода, соблюдение залоговых требований и т.п.); 

б) порядок внутреннего лимитирования полномочий по принятию инвестиционных и торговых решений. Для этих целей банкам рекомендуется создать Инвестиционный комитет, который будет наделен определенными полномочиями и степенью ответственности, либо наделить этими полномочиями и соответствующей степенью ответственности Комитет по управлению активами и пассивами банка. 

При этом каждый член уполномоченного комитета, участвующий в принятии решения, должен: 

- быть осведомленным о сути рассматриваемого вопроса; 

- осознавать влияние принимаемых им решений на деятельность банка; 

- оценивать возможность возникновения рисков и последствий принимаемых им решений. 

Мнение члена комитета, имеющего замечания и предложения по рассматриваемому вопросу и не согласного с принятым решением, должно быть выражено при голосовании и отражено в протоколе. Протокол должен быть подписан всеми членами комитета, присутствовавшими на заседании, и секретарем комитета. Члены комитета, не принимавшие участие на заседании, должны быть ознакомлены с протоколом и принятыми решениями под роспись; 

в) определение вида и качества ценных бумаг, которые следует держать в портфеле (например, в политике может быть записано: "Допускается вложение средств в правительственные казначейские векселя и в долговые ценные бумаги частных эмитентов, кредитный рейтинг которых не ниже категории "Ваа2"); 

г) указания по правовому, финансовому и качественному анализу инвестиционных возможностей банка с учетом прогнозных значений показателей финансового рынка, эмитента, деятельности брокера/дилера/депозитария, с которым банк планирует взаимодействовать, включая виды финансовой информации, необходимой для целей анализа; 

д) требования по диверсификации риска по видам, качеству, эмитентам, географическому распределению, по установлению лимитов по различному виду рисков согласно Положению о минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики/ Положению о минимальных требованиях по управлению рисками в исламских банках Кыргызской Республики; 

е) четкое распределение полномочий и ответственности сотрудников банка, участвующих в операциях с ценными бумагами; 

ж) минимальные квалификационные требования к персоналу, осуществляющему работу с ценными бумагами. Банку необходимо иметь персонал, который способен провести анализ эмитента и дать рекомендации по принятию решений. Сотрудники банка, имеющие отношение к операциям с ценными бумагами, должны владеть достоверной и исчерпывающей информацией о том виде ценных бумаг, в которые банк инвестировал или планирует инвестировать средства; 

з) требования к системе внутреннего контроля, позволяющей своевременно выявлять и эффективно управлять рисками, связанными с размещением средств в ценные бумаги, с операциями и сделками с ценными бумагами, с взаимодействием с брокером/дилером/депозитарием, другими контрагентами и клиентами банка. При этом в данной части инвестиционной политики должны быть описаны: 

- порядок организации внутреннего контроля, устанавливающий полномочия и ответственность должностных лиц банка по принятию решений, порядок взаимодействия и подотчетности между лицами и подразделениями, вовлеченными в процесс осуществления операций и сделок с ценными бумагами; 

- требования к управленческой информационной системе по оценке эффективности портфеля (виды отчетов и их периодичность), нацеленной на информирование Совета директоров и Правления сотрудниками банка о существующих недостатках и проблемах, о возможных рисках в деятельности банка по работе с ценными бумагами; 

- порядок приостановления операций и сделок с ценными бумагами, при наличии сведений об участии брокера/дилера/депозитария, других контрагентов и клиентов банка в операциях и сделках, которые могут привести к нарушению законодательства Кыргызской Республики; 

- порядок проведения мониторинга и оценки рисков при осуществлении операций и сделок с ценными бумагами; 

- порядок контроля и мониторинга за соблюдением банком законодательства Кыргызской Республики; 

- меры по предотвращению возможного сговора между участниками системы внутреннего контроля и возникновения конфликта интересов; 

- установление запрета на исполнение одним и тем же лицом обязанностей одновременно во фронт- и бэк-офисах и подразделениях, осуществляющих мониторинг рисков; 

- порядок проверки своевременности, правильности, полноты и точности отражения проведенных операций с ценными бумагами в учете и отчетности; 

и) основные принципы выбора внешних брокеров, дилеров и депозитариев. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 февраля 2012 года N 8/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА), 23 марта 2022 года № 2022-П-12/17-4-(НПА)) 

Глава 4. Система внутреннего контроля 

12. В банке должна быть организована система внутреннего контроля согласно требованиям настоящего Положения. Структура внутреннего контроля банка чрезвычайно важна для надежного и безопасного осуществления им своей инвестиционной деятельности. Адекватная система внутреннего контроля способствует осуществлению эффективных операций, надежности финансовой и регулятивной отчетности, соблюдению законодательства и внутренних документов банка. 

13. Операции с ценными бумагами должны быть функционально разделены между исполнителями заключения сделок и исполнителями их бухгалтерской обработки. Каждому банку следует придерживаться, как минимум, следующих рекомендаций: 

а) четко определить функциональное разграничение дилерской деятельности (фронт-офис) и бухгалтерской обработки сделок (бэк-офис). На всех стадиях заключения, контроля и бухгалтерской обработки сделки должен быть использован принцип "четырех глаз", то есть, как минимум, два лица должны осуществлять контроль за исполнением операции; 

б) оценка стоимости и анализ каждой ценной бумаги должны проводиться на основе легитимной, достоверной и актуальной информации; 

в) сотрудник фронт-офиса, заключающий сделку, не имеет права единолично давать указания на осуществление бухгалтерской обработки сделки без заверяющей подписи контролера, обмениваться подтверждениями по заключенной сделке с контрагентом, осуществлять бухгалтерскую обработку сделки; 

г) сотрудник бэк-офиса не имеет право заключать сделку (сделки) на покупку или продажу ценных бумаг. Сотрудник, осуществляющий бухгалтерскую обработку сделки, должен проводить сверку условий сделки с подтверждающими документами контрагента; 

д) сотрудниками бэк-офиса по всем операциям должно быть получено независимое от исполнителей фронт-офиса подтверждение от контрагента, и проведена его сверка с условиями сделки; 

е) клиринг и платежи по ценным бумагам должны регулярно, с периодичностью, установленной внутренними положениями (процедурами) банка, подвергаться сверкам и аудиту, которые осуществляются сотрудниками, не участвующими в торговых операциях или их учете; 

ж) если банк выступает в роли брокера: банк должен открыть счет для каждого из клиентов и вести регистрационные записи, включая все случаи покупки или продажи ценных бумаг, виды ценных бумаг, даты проведения сделки, цену и количество проданных/купленных ценных бумаг; 

з) учет ценных бумаг, принадлежащих банку должен осуществляться отдельно от учета ценных бумаг, принадлежащих клиентам банка. 

14. Работники банка, осуществляющие операции с ценными бумагами, не могут использовать служебное положение для собственной выгоды, вступая в личные отношения с лицами, которые участвуют в операциях с ценными бумагами, осуществляемых банком. 

15. Приобретение банком ценных бумаг должно осуществляться после проведения предварительного анализа котировок на рынке ценных бумаг. Также должен быть проведен тщательный анализ ценной бумаги, ее эмитента и рисков, с которыми связано приобретение и/или владение такой бумагой, с учетом требований Положения о минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики/ Положения о минимальных требованиях по управлению рисками в исламских банках Кыргызской Республики. Такой анализ должен основываться на текущей финансовой информации, отчетах по рейтингам и сведениях о листинге на фондовой бирже (если таковые имеются), информации, представленной в соответствующих информационных аналитических системах (как например Reuters или Bloomberg), и других необходимых источниках. Если предполагается приобретение долговых ценных бумаг проектного финансирования и исламских ценных бумаг проектного финансирования эмитентов-резидентов Кыргызской Республики (создание, строительство и производство новых активов: зданий, сооружений и др. активов), банк должен также изучить успешность проекта. Однако для приобретения высокорейтинговых, высоколиквидных ценных бумаг, включенных в листинги фондовых бирж, в том числе международных и обращающихся на развитых фондовых рынках ценных бумаг (стран, включенных в список агентства Standard & Poor's - The S&P Global BMI (Broad Market Index)), обоснование об инвестиционной привлекательности ценных бумаг может основываться на анализе информации, полученной от третьих лиц (аналитических компаний, рейтинговых агентств, брокерских компаний и т.д.). 

Если предполагается приобретение ценной бумаги, выпущенной эмитентом - нерезидентом Кыргызской Республики анализ должен также включать достаточный объем информации о зарубежной стране и оценку странового риска. Банк должен владеть достаточной для принятия решений информацией о законодательстве, а также практике регулирования соответствующих зарубежных рынков ценных бумаг и деятельности их профессиональных участников рынка ценных бумаг. При необходимости банку рекомендуется обращаться за консультацией к юристу и специалисту по рынку ценных бумаг, имеющим опыт и знания в данной области. 

При покупке-продаже государственных ценных бумаг Кыргызской Республики, банки должны соблюдать настоящее Положение в части, не противоречащей соответствующим нормативным правовым актам Национального банка и уполномоченного государственного органа по регулированию рынка ценных бумаг. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

16. В банке должно быть сформировано досье с документами по ценным бумагам, включая: 

- информацию о финансовом состоянии эмитента, подтвержденную финансовыми отчетами с заключением внешнего аудита за последние три годовых отчета; 

- соответствующие подтверждающие документы о выпуске каждой ценной бумаги, являющейся предметом сделки, с информацией об обязательствах эмитента по данным ценным бумагам, о совершении сделки с ценными бумагами (в том числе проспект эмиссии, выписки по счетам в реестре держателей ценных бумаг, сертификаты и/или выписки по счетам депо у депозитария, договор купли-продажи, копия платежного поручения); 

- анализ котировок на рынке ценных бумаг и прогнозной стоимости приобретаемой ценной бумаги; 

- анализ и оценку финансового состояния эмитента и ценной бумаги, рисков, с которыми связано приобретение и/или владение такой ценной бумагой, возможностей исполнения эмитентом обязательств по ценным бумагам с учетом требований Положения о минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики/Положения о минимальных требованиях по управлению рисками в исламских банках Кыргызской Республики; 

- юридическое заключение по приобретению ценной бумаги; 

- заключение должностного лица по ПФТД/ЛПД на предмет причастности эмитента и выпущенных им ценных бумаг к операциям, несущим риск финансирования террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов, согласно соответствующим нормативным правовым актам в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

Примечание: должностным лицом по ПФТД/ЛПД является сотрудник банка (на уровне руководителя службы комплаенс-контроля), назначаемый в целях организации внутреннего контроля по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов, имеющий доступ ко всей информации, касающейся идентификации, верификации, выявления, фиксирования и передачи данных в орган финансовой разведки. 

- протокол заседания Правления или соответствующего уполномоченного органа банка, который должен отражать соответствующее обсуждение, включая: 

описание характеристик приобретаемых ценных бумаг; 

цель приобретения/продажи; 

изложение причин, по которым приобретение или продажа именно данных ценных бумаг (бумаги) наилучшим образом служит интересам банка. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/2, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

17. Банк должен соблюдать нормативные правовые акты Кыргызской Республики в отношении регистрационных записей по ценным бумагам и, как минимум, вести записи с учетом следующего: 

а) каждому документу на покупку-продажу ценной бумаги присваивается уникальный код (регистрационный номер) с параллельным ведением записи в регистрационном журнале. 

Документ должен содержать следующую информацию: 

- куплена ли ценная бумага за счет клиента или банка; 

- вид операции (продажа/покупка); 

- цена сделки; 

- дата получения документа на заключение сделки; 

- дата исполнения документа на заключение сделки; 

- описание ценной бумаги (вид ценной бумаги, дата погашения, процентная ставка/доходность, эмитент, купонная ставка, номинальная стоимость); 

- наименование дилера/брокера; 

- наименование (ФИО) клиента; 

- инструкции по доставке/оплате; 

- специальные условия, предусмотренные банком; 

б) в каждом банке должны вестись журналы регистрации сделок по ценным бумагам, содержащие следующую информацию: 

- ФИО покупателя/продавца; 

- наименование и адрес (название страны и города) стороны, которой ценная бумага должна быть передана или от которой она должна быть получена; 

- описание ценной бумаги; 

- официальный номер ценной бумаги; 

- номер операции или подтверждения; 

- дата покупки-продажи; 

- общая номинальная стоимость; 

- общая стоимость покупки-продажи; 

- номинальная цена за единицу, дисконт, доходность; 

- наименование организации, осуществляющей хранение ценных бумаг (название и адрес организации, ФИО руководителя, N лицензии). 

18. Управленческая информационная система должна быть достаточно детализированной, чтобы обеспечивать ответственных лиц информацией, необходимой для осуществления должного учета, мониторинга и контроля портфеля ценных бумаг. Помимо вышеприведенной информации, сведения о портфеле должны, как минимум, включать разделение ценных бумаг по виду (облигации, векселя и т.д.), рейтингу (если присвоен), номинальной и рыночной стоимости, датам сделки, процентной ставке, дисконту, доходности. Такие сведения необходимо готовить отдельно по ценным бумагам, оцениваемым по амортизированной стоимости, по ценным бумагам, оцениваемым по справедливой стоимости через прибыль и убыток, и по ценным бумагам, оцениваемым по справедливой стоимости через прочий совокупный доход. В инвестиционной политике должна быть указана периодичность оценки (соответствие классификации должно оцениваться не реже одного раза в месяц, для целей отчетности). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 марта 2022 года № 2022-П-12/17-4-(НПА)) 

19. В банках должна быть установлена система безопасности, обеспечивающая сохранность информации, указанной в настоящем разделе. Хранить информацию следует не менее пяти лет. 

20. При совмещении банком деятельности брокера и дилера, сделки осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого банка. При этом банк вправе осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг только при наличии лицензии на эту деятельность согласно законодательству и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. 

21. Проверка и оценка управления рисками портфеля ценных бумаг должны проводиться на регулярной основе службой внутреннего аудита в целях обеспечения его полноты, точности и обоснованности. Масштаб программы проверки и оценки должен соответствовать размеру и сложности инвестиционной деятельности банка, и должен быть нацелен на оценку достаточности системы управления рисками, своевременности, точности и полезности системы отчетности, оценку кадровых ресурсов и возможностей, соблюдения законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка, оценку эффективности системы внутреннего контроля, практики бухгалтерского учета и делопроизводства, оценку конфликта интересов. Результаты проверок должны напрямую представляться Совету директоров. Совет директоров банка несет ответственность за обеспечение своевременных корректирующих мер. 

Глава 5. Ограничения по операциям с ценными бумагами 

22. Банк не может передавать физическим лицам полномочия на совершение любых действий с ценными бумагами, в том числе по доверительному управлению. 

23. Банк не может осуществлять операции и сделки с документарными ценными бумагами, выпущенными эмитентами - нерезидентами Кыргызской Республики, в том числе связанные с принятием банком ценных бумаг в качестве залогового обеспечения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

24. Банк может приобретать акции частных эмитентов:   

- резидентов Кыргызской Республики  только в случае включения эмитента в листинг фондовой биржи по наивысшей категории;   

- нерезидентов Кыргызской Республики  при наличии у эмитента рейтинга долгосрочной кредитоспособности категории не ниже наивысшей и следующей за наивысшей, который присвоен рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США), или эквивалентного рейтинга, который присвоен рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».    

При этом банк вправе приобретать акции частных эмитентов  нерезидентов Кыргызской Республики, не имеющих рейтингов долгосрочной кредитоспособности с соблюдением требований Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА), 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3-(НПА)) 

25. Банки могут осуществлять операции и сделки с негосударственными долговыми ценными бумагами и исламскими ценными бумагами, выпущенными: 

а) эмитентом/оригинатором  нерезидентом Кыргызской Республики при условии наличия рейтинга не ниже «ВВВ» или «Ваа2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»

б) эмитентом/оригинатором-резидентом Кыргызской Республики при условии, что данный эмитент: 

- осуществляет деятельность не менее 4 (четырех) лет; 

- имеет устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние 3 (три) года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором), и положительные финансовые долгосрочные перспективы развития; 

- имеет достаточные потоки денежных средств по проекту, в который будут вложены средства от размещения долговых ценных бумаг, позволяющие обслуживать обязательства по долговым ценным бумагам, подтверждённые результатами тщательного анализа рентабельности/доходности проекта. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА), 12 апреля 2024 года № 2024-П-12/17-3-(НПА)) 

26. Приобретение банком ценных бумаг Правительств и Центральных банков других государств может осуществляться при условии, что они имеют долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня "А", присвоенный рейтинговым агентством "Standard & Poor's" или равнозначный рейтинг, присвоенный одним из рейтинговых агентств "Japan Credit Rating Agency (JCR)", "Fitch Ratings", "Dominion Bond Rating Service (DBRS)" и "Moody's Investors Service" или являющихся членами ОЭСР, и при этом общий размер инвестиций банка в ценные бумаги должен составлять не более 100% размера чистого суммарного капитала банка. 

Примечание: ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития. Перечень государств-членов ОЭСР размещен на официальном сайте www.oecd.org. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

27. Общий размер инвестиций банка в негосударственные долговые ценные бумаги, в том числе исламские ценные бумаги, не должен превышать 50 процентов размера чистого суммарного капитала банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

28. Представление и публикация отчетности о выполнении банком нормативов, указанных в пунктах 26 и 27 настоящего Положения, осуществляется в соответствии с Положением «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27 декабря 2019 года №2019-П-12/68-3-(НПА) (далее Положение об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики).  

Порядок и сроки представления и публикации отчетности о выполнении микрофинансовой компанией, привлекающей депозиты, нормативов, указанных в пунктах 26 и 27 настоящего Положения, устанавливаются в соответствии с Правилами регулирования деятельности микрофинансовых организаций на территории Кыргызской Республики, утвержденными постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 февраля 2003 года № 4/2. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, 11 марта 2015 года № 16/2, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

29. При наличии ограничений по привлечению депозитов банк не вправе выпускать долговые ценные бумаги, в том числе векселя. 

30. Банк может выпускать долговые ценные бумаги, при условии, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия решения банком о выпуске ценных бумаг, банк: 

- выполняет экономические нормативы по адекватности капитала банка и иные обязательные к соблюдению банками нормы и лимиты, установленные Национальным банком; 

- выполнил рекомендации и требования Национального банка по итогам инспекторской проверки и текущего надзора за деятельностью банка; 

- не имел примененных к нему со стороны Национального банка мер воздействия, предусмотренных законодательством, за систематические нарушения законодательства (два и более раза в течение последних двенадцати месяцев). 

При несоответствии любому из вышеперечисленных условий, банк не вправе выпускать долговые ценные бумаги, в том числе векселя. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12, 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

Глава 5-1. Ограничения по операциям с ценными бумагами банка, осуществляющего деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования 

(Глава в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

30-1. Банк, осуществляющий операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, вправе проводить следующие операции и сделки с ценными бумаги при одобрении Шариатским советом банка и при соблюдении условий и требований, изложенных в настоящем Положении и законодательстве Кыргызской Республики: 

1) покупать и продавать государственные ценные бумаги Кыргызской Республики (ГКВ, ГКО, ноты). При этом совокупный объем государственных ценных бумаг не должен превышать 30 процентов активов банка, в банке с исламским окном совокупный объем государственных ценных бумаг исламского окна не должен превышать 30 процентов активов исламского окна; 

2) покупать и продавать исламские ценные бумаги (сукук). 

Банки могут осуществлять операции и сделки с негосударственными исламскими ценными бумагами, выпущенными: 

а) эмитентом/оригинатором-нерезидентом Кыргызской Республики, при условии наличия рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже «ВВВ» или «Ваа2», присвоенного одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service; 

б) оригинатором-резидентом Кыргызской Республики, при условии, что данный оригинатор: 

- осуществляет деятельность не менее 4 (четырех) лет; 

- имеет устойчивое финансовое состояние (безубыточное), подтвержденное финансовой отчетностью за последние 3 (три) года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором), и положительные финансовые долгосрочные перспективы развития; 

- имеет достаточные потоки денежных средств по проекту, в который будут вложены средства от размещения ценных бумаг, позволяющие обслуживать обязательства по ценным бумагам, подтверждённые результатами тщательного анализа рентабельности/доходности проекта. 

Общий размер инвестиций банка в негосударственные исламские ценные бумаги не должен превышать 50 процентов размера чистого суммарного капитала банка; 

с) приобретение банком исламских ценных бумаг правительств и центральных банков других государств может осуществляться при условии, что они имеют долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», присвоенный рейтинговым агентством Standard & Poor's или равнозначный рейтинг, присвоенный одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS) и Moody's Investors Service или являются членами ОЭСР, и при этом общий размер инвестиций банка в ценные бумаги должен составлять не более 100 процентов размера чистого суммарного капитала банка. 

Примечание: ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития. Перечень государств-членов ОЭСР размещен на официальном сайте www.oecd.org. 

Представление и публикация отчетности о выполнении банком нормативов, указанных в подпунктах «а», «б» и «с» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с Положением об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики, утвержденными постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27 декабря 2019 года № 2019-П-12/68-3-(НПА). 

Порядок и сроки представления и публикации отчетности о выполнении микрофинансовой компанией, привлекающей депозиты, нормативов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта, устанавливаются в соответствии с Правилами регулирования деятельности микрофинансовых организаций, осуществляющих операции по исламским принципам банковского дела и финансирования, утвержденными постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 30 мая 2014 года № 24/11; 

3) при наличии соответствующей лицензии выступать андеррайтером по исламским ценным бумагам; 

4) при наличии соответствующей лицензии выступать в качестве брокера/дилера/депозитария исламских ценных бумаг; 

5) покупать и продавать акции компаний, деятельность которых не противоречит стандартам шариата в пределах ограничений Национального банка: 

а) банк может приобретать акции частных эмитентов-резидентов Кыргызской Республики только в случае включения эмитента в листинг фондовой биржи по наивысшей категории; 

б) банк может приобретать акции эмитентов-нерезидентов Кыргызской Республики только в случае наличия у эмитента рейтинга долгосрочной кредитоспособности категории не ниже наивысшей и следующей за наивысшей, присвоенного рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США) или эквивалентного рейтинга, присвоенного рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания), Исламским международным рейтинговым агентством; 

6) осуществлять операции с векселями; 

7) при наличии одобрения Шариатского совета банка и разрешения Национального банка банк может выступить Оригинатором выпуска исламских ценных бумаг при условии, что в течение последних 12 месяцев, предшествующих дате принятия решения банком о выпуске исламских ценных бумаг, банк: 

- выполняет экономические нормативы по адекватности капитала банка и иные обязательные к соблюдению банками нормы и лимиты, установленные Национальным банком; 

- выполнил рекомендации и требования Национального банка по итогам инспекторской проверки и текущего надзора за деятельностью банка; 

- не имел примененных к нему со стороны Национального банка мер воздействия, предусмотренных законодательством за систематические нарушения законодательства (два и более раза в течение последних двенадцати месяцев). 

При несоответствии любому из вышеперечисленных условий банк не вправе выпускать исламские ценные бумаги, в том числе векселя. 

30-2. Банк не может проводить операции с процентными облигациями (за исключением государственных ценных бумаг) и производными финансовыми инструментами (деривативами), когда базовым активом является ценная бумага.  

30-3. Банк не может передавать физическим лицам полномочия на совершение любых действий с исламскими ценными бумагами, в том числе по доверительному управлению. 

30-4. Банк не может осуществлять операции и сделки с документарными ценными бумагами, выпущенными эмитентами-нерезидентами Кыргызской Республики, в том числе связанные с принятием банком ценных бумаг в качестве залогового обеспечения. 

Глава 6. Квалификация банковского персонала 

31. В банке должны быть утвержденные положения о структурных подразделениях и должностные инструкции сотрудников банка, на которых будут возложены функции по осуществлению деятельности на рынке ценных бумаг, в том числе по проведению операций и сделок с ценными бумагами, по взаимодействию с брокерами, дилерами, депозитариями и т.д. 

32. Сотрудники банка должны соответствовать минимальным квалификационным требованиям. Руководство банка ответственно за то, чтобы все сотрудники, занятые в дилерских и брокерских операциях, обладали необходимой квалификацией. 

Сотрудники банка, непосредственно осуществляющие работу в качестве брокера/дилера должны иметь: 

- соответствующие сертификаты (свидетельства), необходимые для проведения операций на рынке ценных бумаг; 

- опыт работы в банковской системе не менее двух лет. 

При этом как минимум два сотрудника банка (основной и дублер), непосредственно занятые в дилерских и брокерских операциях, должны иметь квалификационное свидетельство уполномоченного государственного органа по рынку ценных бумаг и опыт практической работы в данной сфере не менее одного года. 

Для соответствия сотрудников данным требованиям банкам рекомендуется проводить кадровую политику, направленную на повышение квалификации сотрудников через обучение на соответствующих курсах, семинарах, а также использовать практику наставничества. 

Глава 7. Требования к внешнему брокеру/дилеру/депозитарию 

33. При недостатке собственного опыта банк может воспользоваться услугами внешнего брокера/дилера/депозитария. Совет директоров и Правление банка несут полную ответственность за контроль и управление портфелем ценных бумаг. Поэтому, необходимо уделить этому вопросу особое внимание. 

34. В инвестиционной политике банка должны быть определены критерии отбора брокера/дилера/депозитария, в том числе оценки финансовой отчетности каждого брокера/дилера/депозитария и оценки его способности выполнить свои обязательства. Банк не должен осуществлять операции по ценным бумагам с брокером/дилером/депозитарием, который не желает полностью и своевременно предоставить и раскрыть информацию о своем финансовом положении. Если объем операций значителен и существует целесообразность разделения операций между несколькими брокерами/дилерами/депозитариями, то в таком случае Правление должно установить ограничения по суммам и видам операций, утвержденным для каждого брокера/дилера/депозитария. Решение о выборе брокера/дилера/депозитария должно быть подписано всеми членами Правления банка и доведено до сведения членов Совета директоров. Правление должно периодически проверять и повторно утверждать перечень уполномоченных брокеров/дилеров/депозитариев. Перечень уполномоченных брокеров/дилеров/депозитариев должен доводиться до сведения Совета директоров банка не реже одного раза в квартал. 

35. При выборе брокера/дилера/депозитария по ценным бумагам банки должны соблюдать следующие требования: 

а) брокер/дилер/депозитарий, с которым банк осуществляет операции и сделки с ценными бумагами (за исключением государственных ценных бумаг) эмитентов - резидентов Кыргызской Республики должен: 

- являться юридическим лицом; 

- иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренную законодательством; 

- осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг не менее 5 лет; 

- иметь устойчивое финансовое состояние, подтвержденное финансовой отчетностью за последние три года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором); 

- соблюдать нормативы и иные критерии финансовой устойчивости, установленные уполномоченным государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг; 

- иметь размер оплаченного собственного капитала, в сумме не менее 3 млн. сом. 

При этом должны отсутствовать факты, свидетельствующие о ненадлежащей деловой репутации брокера/дилера/депозитария и должно быть подтверждение, что к ним за последние три года осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не применялись меры воздействия, предусмотренные законодательством; 

б) брокер/дилер/депозитарий, с которым банк осуществляет операции и сделки с ценными бумагами эмитентов - нерезидентов Кыргызской Республики должен: 

- являться юридическим лицом; 

- иметь лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, предусмотренную законодательством, соответствующей юрисдикции; 

- осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг не менее 5 лет; 

- иметь устойчивое финансовое состояние, подтвержденное финансовой отчетностью за последние три года, заверенной независимой аудиторской организацией (внешним аудитором); 

- соблюдать нормативы и иные критерии финансовой устойчивости, установленные уполномоченным государственным органом, регулирующим рынок ценных бумаг; 

- иметь размер оплаченного собственного капитала, в сумме не менее 3 млн. долларов США; 

- иметь подтверждение рейтинга долгосрочной кредитоспособности не ниже категории "Ваа2", присвоенного рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США) или эквивалентного рейтинга, присвоенного рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания). 

При этом должны отсутствовать факты, свидетельствующие о ненадлежащей деловой репутации брокера/дилера/депозитария и должно быть подтверждение, что к ним за последние три года осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг не применялись меры воздействия, предусмотренные законодательством; 

в) банк также должен: 

- изучить репутацию брокера/дилера в части того, что касается его честности, добросовестности и профессиональной квалификации посредством общения с его коллегами и клиентами и сбора соответствующей информации из государственных и негосударственных источников; 

- запросить информацию у Центральных банков, уполномоченных государственных органов по рынку ценных бумаг и соответствующих должностных лиц в зарубежных странах, чтобы убедиться в том, что у брокера/дилера/депозитария имеется соответствующая лицензия, а также с целью получения иной информации, которая может оказаться полезной в процессе выбора брокера/дилера/депозитария. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

36. Депозитарный договор, кроме соответствующих прав и обязанностей сторон, должен включать условия хранения и учета, а также требования к реестру (какого рода информация должна быть отражена в выписке из реестра, периодичность получения, требования в отношении подтверждения). 

Глава 8. Предоставление информации об операциях с ценными бумагами в Национальный банк 

37. Банк обязан незамедлительно (в день, когда банку стало известно) представить в Национальный банк в письменном виде: 

а) информацию о ценных бумагах, выбывших из владения их законных держателей, в том числе клиентов банков; 

б) сведения о фактах утраты (по любым основаниям, в том числе выбытие из владения путем потери), хищения, кражи, мошенничества, присвоения, растраты ценных бумаг и др.; 

в) информацию обо всех обременениях на ценные бумаги, в том числе блокирование, арест ценных бумаг, наличие притязаний на ценную бумагу третьих лиц и др. 

38. До осуществления операций и сделок с любыми ценными бумагами, выпущенными эмитентами - нерезидентами Кыргызской Республики, и негосударственными ценными бумагами, выпущенными эмитентами - резидентами Кыргызской Республики, банки должны представить в соответствующее структурное подразделение Национального банка Национального банка следующую информацию: 

а) утвержденный Правлением банка перечень брокеров, дилеров и депозитариев, с которыми банк работает или планирует проводить операции и сделки, в том числе с ценными бумагами клиентов банка; 

б) перечень суб-брокеров и/или контрагентов брокеров, а также депозитариев и суб-депозитариев, услугами которых брокер намерен пользоваться для осуществления операций и сделок по ценным бумагам от имени банка; 

в) информация по анализу и оценке соответствия брокеров, дилеров и депозитариев банка требованиям Национального банка, в том числе копия подписанного заключения юриста банка о том, что выбранный банком вышеназванный профессиональный участник рынка ценных бумаг соответствует требованиям законодательства Кыргызской Республики; 

г) информация о репутации брокеров, дилеров и депозитариев, полученная от уполномоченных государственных органов по регулированию рынка ценных бумаг (приложить копии писем с ответной информацией от уполномоченных государственных органов); 

д) информация с подробным описанием операций и сделок, которые банк намерен проводить посредством брокеров/дилеров и депозитариев. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1, 15 августа 2018 года № 2018-П-33/33-8) 

39. При приобретении ценных бумаг банку необходимо их классифицировать по назначению (в зависимости от целей приобретения) и учитывать, согласно Международным стандартам финансовой отчетности, в банках, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, согласно стандартам Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

40. Банк должен ежемесячно отражать в своей финансовой отчетности любое известное ухудшение стоимости всех ценных бумаг и обязан проводить классификацию ценных бумаг на предмет ухудшения качества согласно требованиям, установленным Национальным банком. 

Правильность оценки ценных бумаг должна проверятся каждый раз, когда банк готовит регулятивный отчет или публикует свои финансовые отчеты. Национальный банк на регулярной основе, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, будет проверять деятельность банка на предмет соответствия деятельности банка с ценными бумагами настоящему Положению. 

41. Несоответствующее применение правил учета ценных бумаг приводит к неправильному отражению финансового состояния банка в отчетах, представляемых в Национальный банк, что рассматривается как предоставление недостоверной информации. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12) 

Глава 9. Особенности работы банка, осуществляющего операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, с исламскими ценными бумагами 

(Глава в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 24 марта 2020 года № 2020-П-12/15-15(НПА)) 

42. Разрешается выпуск ценных бумаг (секьюритизация) под активы (материальные активы, права на получение доходов и услуги) посредством разделения этих активов на равные доли и выпуска исламских ценных бумаг пропорционально стоимости таких долей. Запрещается трансформация (секьюритизация) долговых обязательств в исламские ценные бумаги с целью обращения. 

43. Держатели исламских ценных бумаг имеют право на долю в доходе, согласно проспекту эмиссии ценных бумаг, и несут убытки, пропорционально доле или количеству ценных бумаг, которыми они владеют.  

44. Проспект эмиссии исламских ценных бумаг должен содержать: 

- достаточные сведения об участниках эмиссии, их правовой статус, наряду с их правами и обязанностями, включая информацию об оригинаторе эмиссии, должностных лиц и т. д; 

- договор, на основании которого выпускаются исламские ценные бумаги, например, договор купли-продажи имущества, сдаваемого в аренду (иджара), мурабаха и т.д.). Данный договор должен включать все основные условия, присущие данной операции и соответствовать стандартам шариата; 

- четко прописанное обязательство следовать стандартам шариата, а также заключение Шариатского совета о соответствии проспекта и процедур эмиссии исламским принципам финансирования; 

- информацию, что инвестирование полученных средств и активов, в которые конвертируются такие средства, будет соответствовать стандартам шариата; 

- информацию, что владелец каждого сертификата участвует в прибыли и несет убытки пропорционально имущественным правам, представленным в его сертификате. 

Проспект не должен содержать каких-либо указаний на то, что эмитент исламских ценных бумаг гарантирует владельцу сертификата компенсацию в пределах его номинальной стоимости, кроме случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения эмитентом своих обязательств, либо, что эмитент гарантирует фиксированную величину прибыли. Однако гарантия независимого третьего лица допускается. При этом данная гарантия должна быть на безвозмездной основе, исполнение договора сторонами не должно зависеть от выполнения третьим лицом своего обязательства по гарантии. Эмитент инвестиционных исламских ценных бумаг вправе предоставить гарантии, обеспечивающие его ответственность, в случаях неправомерных действий, халатности, превышения полномочий или нарушения договора; 

45. Эмитент вправе принимать обязательство по покупке той части сертификатов, в отношении которой не оформлена подписка, при этом обязательство по такой подписке должно быть основано на обязывающем обещании. Лицу, взявшему обязательство по подписке на оставшиеся сертификаты, не разрешается получать какую-либо комиссию за такую подписку. 

46. Разрешается выпуск инвестиционных исламских ценных бумаг на краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной основе в соответствии со стандартами шариата.  

47. Эмитент или держатели исламских ценных бумаг вправе хеджировать свои риски, в том числе путем минимизации колебаний распределяемой прибыли (резерв на выравнивание прибыли), посредством учреждения фонда исламского страхования, состоящего из взносов держателей исламских ценных бумаг или через участие в исламском страховании (такафул) посредством выплаты премий из дохода (по долям участия) держателей сертификатов. При этом стандартами шариата не запрещается удерживать определённую часть от дохода. 

48. После размещения исламских ценных бумаг и начала деятельности проекта разрешается обращение и приобретение сертификатов при условии, что они удостоверяют права в отношении имущества, права на получение дохода, услуги и соответствуют на данном этапе стандартам шариата.  

49. В случае обращаемых исламских ценных бумаг эмитент в проспекте эмиссии вправе брать на себя обязательство по выкупу предложенных ему сертификатов по рыночной стоимости после завершения эмиссии. Однако эмитенту не разрешается давать обещание на приобретение исламских ценных бумаг по их номинальной стоимости. 

50. Обращение исламских ценных бумаг может осуществляться на рынке любыми известными, не противоречащими стандартам шариата, способами (регистрации в реестре, с применением электронных средств связи или посредством фактической передачи, если это сертификаты на предъявителя). 

 

(1) Развитых стран, включенных в список агентства Standard & Poor's "The S&P Global BMI (Broad Market Index)". 

(2) (Утратил силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

(3) Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония, Чехия, Венгрия, Корея, Польша, Республика Словакия. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 10 февраля 2016 года № 7/2, 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1) 

  

  

  

Приложение 1 

ВИДЫ РИСКОВ,  

присущих операциям с ценными бумагами 

(Утратили силу в соответствии с постановлением Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-12)