Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
4 августа 2006 года. Регистрационный номер 86-06
|
|
Утверждено постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 июня 2006 года N 19/3 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о минимальных требованиях по управлению страновым риском в коммерческих банках и иных финансово-кредитных организациях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5, 12 октября 2012 года N 40/3, 16 ноября 2012 года N 43/1, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-7, 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1, 17 января 2024 года № 2024-П-12/1-3)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает обязательные для соблюдения коммерческими банками (далее - банки) минимальные требования к организации управления страновым риском.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 17 января 2024 года № 2024-П-12/1-3)
1.2. Целью настоящего Положения является установление минимальных требований к политикам, процедурам и внутреннему контролю в банках для формирования в банках адекватной системы управления страновым риском, включая риск перевода (трансфертный риск) и суверенный риск, которые предусматривают, как минимум, следующее:
- задачи управления страновым риском;
- порядок выявления, оценки, определения приемлемого уровня странового риска и мониторинга за уровнем странового риска, в том числе на консолидированной основе;
- принятие мер по поддержанию приемлемого уровня странового риска, включающих в том числе контроль и/или минимизацию риска;
- порядок информационного обеспечения по вопросам странового риска (порядок обмена информацией между подразделениями и служащими, порядок и периодичность представления отчетной и иной информации по вопросам управления страновым риском);
- порядок управления страновым риском при осуществлении валютного банковского обслуживания, при разработке и внедрении новых форм и условий осуществления банковских операций и других сделок, финансовых инноваций и технологий, при выходе на новые рынки (по видам услуг, по видам валют и по территориальной (страновой) принадлежности);
- распределение полномочий и ответственности между Советом директоров, исполнительными органами, подразделениями и служащими в части реализации основных принципов управления страновым риском;
- порядок осуществления контроля за эффективностью управления страновым риском.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-7)
II. Определение странового риска
2.1. Страновой риск - это риск возникновения у банка потерь вследствие изменения экономических, социальных и политических условий и событий в иностранных государствах при осуществлении международного кредитования, иностранных инвестиций и иных трансграничных операций, т.е. операций, предполагающих участие контрагентов, являющихся резидентами иностранного государства (см. примечание 1).
2.2. Банку следует принимать во внимание наличие косвенного странового риска, в том числе при работе с клиентами - резидентами Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1)
2.3. Банк должен определить, каким типам странового риска подвержена его деятельность. Банком могут быть понесены убытки вследствие подверженности его деятельности различным типам странового риска, включая:
2.3.1. Риск перевода (трансфертный риск) - риск потерь, которые может понести банк в результате неспособности заемщика исполнить свои обязательства вследствие действий иностранного правительства (см. примечание 3).
2.3.2. Суверенный риск - риск возможных прямых или косвенных потерь, которому подвержен банк или любая из его дочерних компаний в результате неспособности или нежелания иностранного правительства погашать свои обязательства и обслуживать свои долги в соответствии с условиями, оговоренными договорами. Суверенный риск может возникнуть, например, в результате нехватки иностранной валюты или нежелания обслуживать свой государственный долг.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-7)
2.3.3. Риск цепной реакции - риск потерь, возникающий в случае, когда неблагоприятные события в одной стране приводят к невозможности исполнения своих обязательств заемщиками другой страны (см. примечание 4).
2.3.4. Валютный риск - риск того, что активы заемщика и потоки наличности станут недостаточными для обслуживания его обязательств вследствие изменения курсов валют.
2.3.5. Макроэкономический риск - риск возникновения расходов (потерь) в результате значительных изменений макроэкономических условий в государстве или в иностранном государстве, которые повлияют на способность заемщика выполнять свои обязательства (например, принятие Центральным банком иностранного государства решение по повышению/снижению ставки рефинансирования, которая направлена для предотвращения обесценения/укрепления собственной валюты, которая в последующем может негативно сказаться на заемщиках, имеющих деловые отношения с данной страной).
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1)
2.3.6. Косвенный страновой риск - риск того, что способность заемщика погасить задолженность может ухудшиться вследствие изменения экономических, политических или социальных условий в зарубежной стране, в которой заемщик имеет значительные деловые связи и интересы (см. примечание 2). Косвенный страновой риск должен быть принят во внимание при оценке кредитоспособности клиента.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-1)
III. Требования к политике по управлению страновым риском
3.1. Для обеспечения эффективного контроля странового риска банком должна быть создана система управления данным риском. Система управления страновым риском должна включать разработку банком адекватных политик и процедур по управлению страновым риском, систему отчетности по страновому риску, анализ и оценку странового риска, систему лимитов странового риска, учет факторов странового риска при оценке кредитного риска.
3.2. Банк должен иметь политику по управлению страновым риском, утвержденную Советом директоров. Политика по управлению страновым риском не обязательно должна быть отдельным внутренним документом, особенно в небольших банках, и может быть составной частью политики банка по управлению кредитным риском. Политика должна предусматривать адекватную систему управления страновым риском в зависимости от размера и сложности международной деятельности банка. Минимальные требования, установленные настоящим Положением, должны соблюдаться всеми банками, чья деятельность подвержена страновому риску.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 16 ноября 2012 года N 43/1)
3.3. Политика банка по управлению страновым риском должна учитывать уровень и сложность влияния странового риска на деятельность банка. Политика по управлению страновым риском должна включать:
3.3.1. Описание процесса оценки странового риска, присутствующего в деятельности банка и его дочерних компаний;
3.3.2. Стандарты, критерии и методы, применяемые при анализе риска по операциям, связанным с определенной страной, и в системе рейтингов странового риска, если таковая используется банком;
3.3.3. Определение факторов странового риска, которые должны быть включены в кредитную политику банка;
3.3.4. Лимиты концентрации странового риска, в том числе, сводный лимит по трансграничным операциям банка и индивидуальные лимиты по странам и/или регионам;
3.3.5. Требования по идентификации каждого участника группы контрагентов, связанных между собой, в целях соблюдения лимитов концентрации странового риска для одной страны. Это означает, что банк должен установить процедуры, которые позволяют ему понять структуру определенной группы контрагентов и идентифицировать конечного владельца группы в целях адекватной оценки уровня странового риска;
3.3.6. Требование о том, что любой договор между банком и клиентом, подпадающий также под юрисдикцию иностранного государства, должен быть проанализирован юристом и по каждому договору должно быть дано заключение о том, что данное соглашение является законным и имеет силу с учетом специфики юрисдикции иностранного государства;
3.3.7. Порядок оценки странового риска при создании резерва на покрытие потенциальных потерь и убытков;
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5)
3.3.8. Перечень видов трансграничных операций, которые банк намерен осуществлять, а также операции, осуществление которых запрещено Советом директоров банка;
3.3.9. Четкое разграничение обязанностей между сотрудниками (структурными подразделениями), по стратегическому планированию и кредитованию от обязанностей персонала, который несет ответственность за установление страновых лимитов;
3.3.10. Четкое разграничение уровней полномочий и ответственности при принятии решений по управлению страновым риском, в том числе, при одобрении лимитов для международного кредитования и инвестиционных вложений, ответственность за мониторинг страновых рисков и недопущение чрезмерной концентрации таких рисков;
3.3.11. Описание управленческой информационной системы. Политика должна четко определять, формы отчетности, периодичность и порядок ее предоставления с целью обеспечения целостности и своевременности обмена информацией и контроля за уровнем странового риска на регулярной основе.
3.4. Совет директоров и Правление банка должны обеспечить адекватный внутренний контроль, основанный на создании соответствующей системы взаимодействия уровней управления и направленной на обеспечение эффективного процесса управления страновым риском.
IV. Процесс управления страновым риском
4.1. Процесс управления страновым риском предполагает:
- анализ и оценку риска по каждой стране, с клиентами из которой банк проводит или планирует проводить операции;
- проведение анализа в целях оценки странового риска и установления лимитов по операциям, подверженным страновому риску, а также размеров соответствующих резервов, как минимум, один раз в год;
- мониторинг текущей ситуации в странах, интересующих банк, с точки зрения влияния странового риска;
- соотнесение выводов банка об уровне странового риска с информацией, полученной из внешних источников;
- адекватное документирование результатов анализа и мониторинга риска таким образом, чтобы представить достаточную основу для определения типа и уровня странового риска, принимаемого банком;
- обеспечение адекватных ресурсов для анализа странового риска с учетом объема и сложности международной деятельности банка;
- обеспечение своевременного предоставления Совету директоров и Правлению банка информации, необходимой для контроля за соблюдением лимитов по страновому риску и принятия управленческих решений по его ограничению.
4.2. Анализ и оценка риска проводится, по крайней мере, ежегодно, или чаще, в случае, если существует обеспокоенность по поводу увеличения странового риска по каждой стране, в которой банк и/или его дочерние компании осуществляют или планируют осуществлять деятельность (операции). При формировании своих заключений банк может полагаться на такие источники информации, как:
- официальные данные рейтинговых агентств;
- оценки странового риска, проведенные авторитетными международными организациями: Всемирным Банком, Международным Валютным Фондом, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития, Европейским Банком Реконструкции и Развития, другими.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5)
4.3. При анализе странового риска банку рекомендуется учитывать как количественные, так и качественные факторы по данной стране. В их числе: темпы экономического роста, размер и структура внешнего долга страны, размер международных резервов, сбалансированность государственного бюджета, динамика обменного курса национальной валюты, торговый баланс, роль иностранных источников капитала, доступ к международным финансовым рынкам, уровень развития финансовой системы, правовая система страны, влияние социальной и политической ситуации на интересы банка в данной стране.
4.4. При оценке риска банку следует провести анализ того, каким образом нестабильная ситуация в конкретной стране может повлиять на экономические и политические условия в странах, имеющих значительные торговые отношения с данной страной или значительные инвестиционные вложения (риск цепной реакции). Возможное влияние риска цепной реакции следует учитывать при установлении лимитов странового риска в случае, когда страна принадлежит к какому-либо межгосударственному объединению (союзу) (см. примечание 5).
4.5. Оценка странового риска должна учитываться при принятии банком решения по выдаче кредита и установлении лимитов риска для отдельных стран и регионов.
4.6. Банку со значительной подверженностью страновому риску рекомендуется рассмотреть возможность создания рейтинговой системы странового риска (см. примечание 6) и проведение более детального анализа странового риска. В случае использования рейтингов международных рейтинговых агентств (см. примечание 7) для оценки уровня странового риска, банк должен также проводить самостоятельный анализ обстоятельств, свидетельствующих об ухудшении текущей ситуации в конкретной стране, и в связи с этим немедленно пересмотреть свою оценку уровня странового риска в отношении тех клиентов, на которых имеет влияние изменение данного странового риска, а не ждать изменения рейтинга, устанавливаемого рейтинговым агентством.
4.7. Банк должен осуществлять мониторинг текущей социально-экономической и политической ситуации и отслеживать изменения в системе законодательства в стране контрагента, имеющего высокую степень подверженности страновому риску. В целях мониторинга текущей ситуации в стране банком может использоваться информация из различных источников, в том числе из средств массовой информации, отчетов рейтинговых агентств и независимых экспертов, аналитические отчеты сотрудников банка, от клиентов, партнеров банка и т.д.
4.8. В качестве составной части процесса управления страновым риском, в целях избежания концентрации риска, банк должен внедрить систему лимитов странового риска. Лимиты странового риска обычно отражают баланс нескольких факторов, включая общую стратегию международной деятельности банка и приемлемый для банка уровень странового риска, планы в отношении расширения деятельности и стремление банка обслуживать трансграничные операции своих клиентов.
4.9. Лимиты странового риска должны быть одобрены Советом директоров банка и сообщены всем соответствующим управлениям и сотрудникам. Лимиты странового риска должны пересматриваться, как минимум, один раз в год, или чаще, в случае, если существует обеспокоенность по поводу увеличения странового риска в определенной стране.
4.10. Банку со значительной трансграничной деятельностью рекомендуется рассмотреть возможность установления суб-лимитов подверженности страновому риску. Критерии для установления суб-лимитов могут включать, среди прочего, срок погашения (краткосрочный и долгосрочный); тип заемщика (финансовые организации, тип бизнеса), тип странового риска (суверенный, трансфертный), тип продукта (торговый кредит, проектное финансирование) наличие залогового имущества, принимаемого за пределами Кыргызской Республики и др.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 12 октября 2012 года N 40/3, 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-7)
4.11. Банку рекомендуется проводить стресс-тестирование для оценки потенциальных убытков, связанных со страновым риском, самостоятельно определяя методы проведения стресс-тестирования.
4.12. Банк должен организовать надежную систему отчетности по оценке и анализу страновых рисков. Отчетность должна отражать оценку рисков по всем видам операций, проводимых банком. Отчетность по текущему уровню странового риска должна регулярно представляться на рассмотрение Правления и Совета директоров банка.
4.13. Банком должен осуществляться сбор и хранение документов, подтверждающих результаты проведенного анализа и оценки странового риска. Пакет документов по оценке странового риска должен содержать установленные лимиты странового риска и исключения к ним, утвержденные Советом директоров банка, отчеты по результатам внутреннего анализа странового риска, отчеты, полученные из внешних источников, другую информацию, подтверждающую оценку уровня странового риска.
V. Отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков
(Название раздела в редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5)
5.1. При создании резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (РППУ) банком должны оцениваться риски (включая косвенные), связанные с деятельностью заемщика, размещением активов и залогового обеспечения по ним в иностранных государствах.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5)
5.2. При определении соответствующего уровня резервов для покрытия странового риска, банк должен применять трехступенчатый процесс:
- выявление стран, изменения в которых создают угрозу убытков по операциям банка;
- проведение регулярного мониторинга ситуации в данных странах;
- определение потенциальных убытков по страновому риску, которые могут быть понесены банком.
5.3. Резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков по активам, размещенным в иностранных государствах, создаются с учетом классификации стран по следующим категориям риска и в пределах соответствующих диапазонов:
1) страны низкого риска - от 0 до 2 процентов;
2) страны среднего риска - более 2 до 5 процентов;
3) страны высокого риска - более 5 до 25 процентов.
Банк вправе не создавать резерв по активу, размещенному в иностранном государстве, классифицированному как нормальный в соответствии с Положением "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков".
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5)
5.4. Перечень стран, классифицированных по категориям риска, включая страны, на территории которых банку не допускается проведение активных операций, должен быть утвержден Советом директоров банка. Указанный перечень пересматривается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 23 декабря 2008 года N 49/5, 12 октября 2012 года N 40/3)
VI. Контроль за эффективностью управления страновым риском
6.1. Правление банка ответственно за обеспечение эффективности системы управления страновым риском, соответствия процессов определения, оценки, контроля и мониторинга страновых рисков потребностям банка.
6.2. Совет директоров несет ответственность за обеспечение соблюдения Правлением политики по управлению страновым риском и реализацию соответствующих мер по выявлению, мониторингу и контролю за страновым риском. Совет директоров должен пересматривать, по крайней мере, на ежегодной основе, политику банка по управлению страновым риском и по созданию резервов для покрытия потенциальных убытков по трансграничным кредитным операциям банков в целях обеспечения их соответствия масштабу и сложности с учетом странового риска.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 12 октября 2012 года N 40/3)
6.3. Контроль за соблюдением политик и процедур по страновому риску осуществляется в рамках системы внутреннего контроля. Контроль за страновым риском предполагает, как минимум, контроль:
- за соблюдением требований и процедур, установленных политикой банка и внутренними документами банка, регламентирующими процедуру оценки странового риска;
- за соблюдением установленных лимитов при осуществлении операций и предоставлении услуг.
VII. Раскрытие информации по управлению страновым риском
7.1. Банк должен раскрывать информацию по обеспечению мер, снижающих страновой риск, в рамках годового отчета банка. Объем раскрытия информации должен соответствовать степени и уровню подверженности банка страновому риску и включать показатели характера и сложности трансграничных операций, осуществляемых банком.
Примечание:
(1) - В частности, страновой риск включает возможность национализации или экспроприации активов, отказ иностранного государства от выполнения своих обязательств, изменения в политике валютного контроля, изменения в политике регулирования курса национальной валюты.
(2) - Например, банк подвержен косвенному страновому риску в случае, если клиент банка - компания, которая осуществляет поставку оборудования заграницу и ожидает платежи в иностранной валюте.
(3) - Например, установление валютного контроля или ограничений на перевод денежных средств, затрудняющих доступ к валюте платежа и перевод платежа заграницу.
(4) - Например, в случае, когда дефолт правительства одной страны вынуждает инвесторов выводить инвестиции из других стран данного региона.
(5) - Например, если страна является членом Содружества Независимых Государств (СНГ) и имеет тесные экономические связи с другими странами-участницами.
(6) - Банком может быть принято решение о необходимости использования внутренней системы рейтингов для оценки странового риска. В этом случае детальное описание методики, применяемой банком для оценки странового риска, должно быть изложено во внутренних документах, утвержденных Советом директоров банка. При этом банк может устанавливать различный рейтинг для клиентов, представляющих государственный и частный сектор. Однако, рейтинг странового риска для контрагента, функционирующего в частном секторе, не может быть выше, чем рейтинг странового риска, присвоенный контрагенту, представляющему государственный сектор. Рейтинги странового риска могут служить информационной базой для определения лимитов странового риска. В случае, если банком используется система рейтингов странового риска, то она должна быть интегрирована в процедуру классификации активов.
(7) - Банкам рекомендуется в качестве внешних источников суверенного рейтинга стран использовать оценки таких международных рейтинговых агентств, как Moody's Investor Services, Standard and Poor's Rating Group, а также данные по странам, публикуемые такими международными организациями, как: Всемирный Банк, Международный Валютный Фонд, Организация Экономического Сотрудничества и Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Банк международных расчетов.