Утверждены
Постановлением Правления НБКР
от 14.12.1998 г. № 34/9
Правила регулирования операций коммерческого банка
по доверительному управлению
(изменения и дополнения утверждены постановлениями Правления НБКР
№18/9 от 25.04.2012 г., № 43/1 от 16.11. 2012 г., от 15.06.2017 г. №2017-П-12/25-12-(НПА), 14.12.2022 г. от № 2022-П-12/78-10-(НПА))
1. Общие положения
Настоящие Правила регулируют операции коммерческого банка по доверительному управлению в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики и Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 15 июня 2017 года №2017-П-12/25-12-(НПА), от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10-(НПА)).
Настоящие Правила определяют действия коммерческого банка и Государственного банка развития Кыргызской Республики (далее – банк) в качестве доверительного управляющего.
Настоящие Правила определяют общий для всех банков порядок осуществления операций по доверительному управлению.
2. Основные понятия
Доверительное управление - деятельность банков или других финансово-кредитных организаций по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.
Учредитель управления - собственник передаваемого в доверительное управление имущества; уполномоченный на то государственный орган (в отношении имущества, находящегося в государственной собственности); предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (с разрешения собственника).
Доверительным управляющим является банк.
Выгодоприобретатель (бенефициар) - лицо, в пользу которого был заключен договор доверительного управления.
Выгодоприобретатель имеет право на выгоды, предусмотренные договором доверительного управления. Учредитель доверительного управления может быть бенефициаром доверительного управления.
Договор доверительного управления имуществом - договор, по которому одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Конфликт интересов - под конфликтом интересов для целей настоящей инструкции признается конфликт между интересами учредителя управления и доверительного управляющего или его служащих, возникающий в банке при проведении операций доверительного управления, банковских операций и других сделок.
3. Объекты доверительного управления.
3.1. Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права.
3.2. Деньги могут быть объектом доверительного управления лишь в составе предприятия или другого имущественного комплекса, а также при расчетах по деятельности, связанной с доверительным управлением.
К расчетам по деятельности, связанной с доверительным управлением относятся расчеты по выплатам бенефициару, иные обязательные выплаты, предусмотренные законодательством, вознаграждение доверительному управляющему, купля-продажа активов в процессе доверительного управления, а также движение средств согласно условиям договора в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Денежные средства как средства для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, должны быть переведены на соответствующие счета в срок не более 10 (десяти) рабочих дней.
4. Заключение договора доверительного управления
4.1. Деятельность по доверительному управлению имуществом осуществляется на основании договора о доверительном управлении, заключаемого между учредителем управления и доверительным управляющим.
4.2. Ответственность сторон определяется условиями договора доверительного управления. Кроме этого в договоре доверительного управления имуществом должны быть указаны:
· состав имущества, передаваемого в доверительное управление;
· собственник имущества, передаваемого в доверительное управление;
· наименование юридического лица или имя физического лица, в интересах которого осуществляется управление имуществом (выгодоприобретатель);
· наименование или имя доверительного управляющего;
· выгоды, предоставляемые выгодоприобретателю;
· размер и форма вознаграждения управляющему (в виде комиссии от полученной прибыли, либо заранее оговоренный фиксированный размер вознаграждения), если договор не предусматривает, что доверительное управление осуществляется безвозмездно;
· обязательство доверительного управляющего о возмещении убытков учредителю доверительного управления и упущенной прибыли — выгодоприобретателю, если убытки были причинены вследствие неправомерных действий, совершенных управляющим, или его бездействий.
· сроки и порядок предоставления доверительным управляющим учредителю и выгодоприобретателю отчета о деятельности согласно договору управления;
· действия, на которые уполномочен доверительный управляющий в отношении объектов доверительного управления;
· срок действия договора.
4.3. Договор доверительного управления вступает в силу в части управления имуществом с момента передачи его учредителем управления доверительному управляющему, если иное не оговорено в договоре.
4.4. Имущество, приобретаемое доверительным управляющим в собственность учредителя управления в процессе исполнения договора, становится объектом доверительного управления с момента передачи его собственником доверительному управляющему, если договором не предусмотрено иное.
4.5. Недвижимость, принятая управляющим в доверительное управление, может быть застрахована на полный срок действия договора. Ответственный за страхование определяется условиями договора.
4.6. Если в ходе доверительного управления производится смена или дополнение типа (вида) объектов доверительного управления, то необходимо заключение другого договора, если иное не оговорено в первоначально заключенном договоре.
4.7. При желании учредителя договора сменить или дополнить объекты доверительного управления, необходимо заключение нового договора, если это не оговорено в первоначальном договоре.
5. Права, обязанности и ответственность доверительного управляющего
5.1. В соответствии с договором доверительного управления доверительный управляющий вправе совершать любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя в пределах полномочий, данных по договору, и в соответствии с законодательством.
5.2. Доверительный управляющий осуществляет в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление на основании договора.
5.3. Доверительный управляющий при совершении действий по управлению имуществом обязан проявлять необходимую заботливость об интересах учредителя управления и выгодоприобретателя, осмотрительность и умение.
5.4. Доверительный управляющий осуществляет доверительное управление имуществом лично, кроме случаев, оговоренных в гражданском законодательстве.
5.5. Доверительный управляющий представляет учредителю управления и выгодоприобретателю отчет о деятельности в сроки, объеме и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.
5.6. Доверительный управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах учредителя и выгодоприобретателя, возмещает в соответствии с договором выгодоприобретателю упущенную выгоду за время доверительного управления имуществом, а учредителю управления - убытки, причиненные утратой или повреждением имущества, с учетом его естественного износа.
5.7. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки (реализованные и нереализованные), если не докажет, что эти убытки произошли вследствие действий выгодоприобретателя или учредителя управления либо непреодолимой силы. К непреодолимой силе относятся:
· форс-мажорные обстоятельства (природные катастрофы, война и т.д.);
· действия, над которыми доверительный управляющий не имеет никакого контроля или которые невозможно прогнозировать (например, изменения в законодательстве Кыргызской Республики или другого суверенного государства, и т.д.).
5.8. Сделка, совершенная доверительным управляющим с нарушением установленных для него ограничений, признается действительной, если участвующие в сделке третьи лица не знали и не должны были знать об этих ограничениях. Доверительный управляющий несет в этих случаях ответственность, предусмотренную законодательством и договором.
5.9. Доверительный управляющий несет перед третьими лицами субсидиарную ответственность собственным имуществом за убытки, причиненные ненадлежащими действиями по управлению имуществом.
5.10. В случае ненадлежащего осуществления управления имуществом учредитель доверительного управления может предъявить в суде требование о прекращении управления и возмещении убытков.
5.11. Учредитель доверительного управления не вправе вмешиваться в деятельность доверительного управляющего, если иное не оговорено в договоре.
5.12. Доверительный управляющий проводит переоценку имущества в соответствии с внутренней политикой оценки имущества в доверительном управлении банка.
6. Типы доверительных операций
6.1. В зависимости от объектов доверительного управления доверительные операции классифицируются по типам:
· имущественные (операции с имуществом);
· операции с ценными бумагами;
· операции с исключительными правами.
6.2. В свою очередь типы доверительных операций в зависимости от учредителя договора доверительного управления подразделяются на следующие виды:
· с физическими лицами;
· с юридическими лицами.
7. Организация работы отдела трастовых операций
7.1. Банк - доверительный управляющий с целью предотвращения возникновения конфликта интересов внутри банка между различными его подразделениями должен осуществить разработку правил ограничения обмена служебной и конфиденциальной информацией между подразделениями и обеспечить контроль за их соблюдением служащими банка. Для реализации данного требования банк может использовать следующие меры:
· письменное обязательство служащих банка о неразглашении конфиденциальной информации;
· организационно-техническое разделение соответствующих подразделений (например, закрытие доступа в компьютерные сети подразделений, осуществляющих операции по доверительному управлению, и подразделений, осуществляющих брокерские и дилерские операции);
· обособленное подчинение соответствующих функциональных подразделений банка;
· предоставление служебной информации только в соответствии с действующим законодательством;
· территориальная изоляция служащих и документов, относящихся к операциям доверительного управления.
7.2. Руководство проведением трастовых операций осуществляется под управлением Председателя Правления банка .
7.3. В банке должен быть создан траст-комитет. Траст-комитет является коллегиальным органом и определяет нормы и правила осуществления доверительного управления, внутреннюю политику оценки активов, осуществляет независимый обзор трастовых операций. Все вопросы, касающиеся доверительного управления должны решаться только траст-комитетом, либо лицами, которым делегируется данное право траст-комитетом.
7.4. В группе по проведению доверительного управления не допускается совмещение одним сотрудником функций контролера и доверительного управляющего.
8. Ограничения на проведение операций доверительного управления
8.1. Самостоятельным объектом доверительного управления не могут быть отдельные предметы, относящиеся к движимому имуществу, деньги, вещи, определяемые родовыми признаками.
8.2. Доверительный управляющий (как банк, так и его служащие) не может быть выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом.
8.3. Банк-доверительный управляющий не вправе:
· принимать в доверительное управление собственные ценные бумаги как эмитента;
· принимать в доверительное управление ценные бумаги аффилированных компаний;
· использовать активы доверительного управления в свою пользу (например, использовать ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении, в качестве залога при заключении РЕПО-соглашений);
· проводить операции между двумя различными договорами доверительного управления;
· осуществлять куплю-продажу активов между подразделением, занимающимся операциями по доверительному управлению, и другими подразделениями банка;
· принимать в аренду активы доверительного управления;
· предоставлять в аренду собственные активы в траст.
8.4. Банк, заключивший договор доверительного управления, вправе предоставлять учредителю договора дополнительно только следующие банковские услуги (вне подразделения, занимающегося проведением операций по доверительному управлению):
· открытие депозитного счета;
· расчетно-кассовое обслуживание;
· валютные операции;
· операции с ценными бумагами;
· консультационные услуги.
· Общая стоимость имущества, принимаемого банком в доверительное управление, не должна превышать 50 % от чистого суммарного капитала банка.
· Банк должен проводить оценку возможных потерь от рисков в соответствии с внутренней политикой оценки возможных потерь.
9. Конфликт интересов
9.1. Конфликт интересов при проведении банком операций доверительного управления может возникнуть между банком - доверительным управляющим и учредителем управления (выгодоприобретателем), служащими банка - доверительного управляющего и учредителем управления (выгодоприобретателем), разными учредителями управления.
Конфликт интересов может возникнуть:
· при осуществлении банком профессиональной деятельности на финансовых рынках по поручению учредителя управления;
· при размещении депозитов учредителем управления в банке - доверительном управляющем;
· при осуществлении других банковских операций, кроме доверительных, по поручению учредителя управления;
· при осуществлении банковских операций между банком-доверительным управляющим и выгодоприобретателем;
· при осуществлении банковских операций между связанными сторонами.
К связанной стороне относятся: учредитель договора, выгодоприобретатель, доверительный управляющий (как банк, так и его служащие), аффилированные компании банка, учредителя, выгодоприобретателя.
9.2. Банк - доверительный управляющий должен действовать в интересах учредителя управления (выгодоприобретателя) в соответствии с договором доверительного управления и действующим законодательством и обеспечивать предотвращение конфликта интересов.
9.3. В целях предотвращения возникновения конфликта интересов отношения, определенные договором доверительного управления, не должны оказывать существенного влияния и рассматриваться в качестве предпосылки для установления особых отношений сторон в других сферах взаимодействия.
Банки - доверительные управляющие должны осуществлять операции с имуществом для целей доверительного управления по рыночным ценам и не допускать действий, которые могут привести к возникновению конфликта интересов, а также подорвать естественное ценообразование и дестабилизировать рынок.
9.4. С целью предотвращения конфликта личных интересов служащих банка - доверительного управляющего и учредителей управления (выгодоприобретателей) служащим банка при совершении операций по доверительному управлению запрещается:
· участие в сделке, в которую вовлечены лица или организации, с которыми данный служащий или член его семьи имеет личные связи или финансовые интересы;
· использование служебной информации для заключения сделок, а также передача служебной информации для заключения сделок третьими лицами.
9.5. В случае, если служащий банка предполагает возможность возникновения конфликта интересов в результате его действий, он обязан проинформировать об этом сотрудника, осуществляющего внутренний контроль по доверительному управлению.
9.6. При возникновении потенциального конфликта интересов банк обязан немедленно сообщить в Национальный банк Кыргызской Республики.
10. Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению
10.1. Имущество, принятое в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе, и по нему ведется самостоятельный учет.
10.2. Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет.
10.3. Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению проводится в соответствии с “Политикой учета операций доверительного управления”.
11. Отчетность банков - доверительных управляющих
11.1. Банки, осуществляющие доверительное управление имуществом, обязаны ежегодно представлять в Национальный банк Кыргызской Республики, помимо годового отчета о деятельности банка, отчетность в соответствии с Приложением 1, 2, 3, 4, а также пояснительную записку, содержащую основные положения, методы оценки активов доверительного управления внутренней политики банка. Указанная информация должна быть также представлена в составе ежеквартального и годового Периодического регулятивного банковского отчета. Правильность отражения данной информации должна быть удостоверена подписью начальника отдела трастовых операций,
11.2. Стоимость активов, принятых банком в доверительное управление, не включается в расчет экономических нормативов, определяемых Правилами регулирования деятельности банков в Кыргызской Республике.
11.3. Управление внешнего надзора обязано контролировать сроки поступления информации, проверять соблюдение формы, правильность, целостность и непротиворечивость поступивших данных.
11.4. Банки отчитываются перед учредителями доверительного управления имуществом по форме и в сроки, установленные договором доверительного управления, но не реже одного раза в год. В случае, если договор доверительного управления заключен на срок менее 1 года и сроки предоставления отчетности не оговорены, то банк предоставляет отчет по завершению срока договора.
Приложение 1
к Правилам регулирования операций
по доверительному управлению
I. Количество договоров доверительного управления по типу и видам операций:
1. Количество договоров, всего......................... |
|
В том числе: |
|
1.1 по имущественным операциям: |
|
а) с физическими лицами; .................................. |
|
б) с юридическими лицами. ............................... |
|
1.2 по операциям с ценными бумагами: |
|
а) с физическими лицами; .................................. |
|
б) с юридическими лицами................................. |
|
1.3 прочие............................................................. |
|
а) с физическими лицами; .................................. |
|
б) с юридическими лицами................................. |
|
Приложение 2
к Правилам регулирования операций
по доверительному управлению
Движение объектов доверительного управления
(тыс. сом)
|
Остаток на начало отчетного периода |
Дебетовый оборот по счетам |
Кредитовый оборот по счетам |
Остаток на конец отчетного периода |
1. Всего |
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
1.1. По имущественным операциям: |
|
|
|
|
а) с физическими лицами; |
|
|
|
|
б) с юридическими лицами. |
|
|
|
|
1.2. По операциям с ценными бумагами: |
|
|
|
|
а) с физическими лицами; |
|
|
|
|
б) с юридическими лицами. |
|
|
|
|
1.3. Прочие |
|
|
|
|
а) с физическими лицами; |
|
|
|
|
б) с юридическими лицами. |
|
|
|
|
Должность |
Подпись |
Ф. И. О. |
|
|
|
_____________ |
_____________ |
_____________ |
_____________ |
_____________ |
_____________ |
Приложение 3
к Правилам регулирования операций
по доверительному управлению
Объекты доверительного управления, принятые за «____» квартал 199__ г.
(тыс. сом)
Типы объектов |
Приняты на срок |
||||
|
0-1 месяц |
1-3 месяца |
3-6 месяцев |
6-12 месяцев |
1-5 лет |
1. Всего |
|
|
|
|
|
В том числе: |
|
|
|
|
|
1.1. По имущественным операциям: |
|
|
|
|
|
а) с физическими лицами; |
|
|
|
|
|
б) с юридическими лицами. |
|
|
|
|
|
1.2. По операциям с ценными бумагами: |
|
|
|
|
|
а) с физическими лицами; |
|
|
|
|
|
б) с юридическими лицами. |
|
|
|
|
|
1.3. Прочие |
|
|
|
|
|
а) с физическими лицами; |
|
|
|
|
|
б) с юридическими лицами. |
|
|
|
|
|
Должность |
Подпись |
Ф. И. О. |
|
|
|
____________ |
____________ |
____________ |
____________ |
____________ |
____________ |
Приложение 4
к Правилам регулирования операций
по доверительному управлению
1. Максимальный размер общей стоимости имущества, принятого в доверительное управление:
Норматив |
Расчет норматива |
Фактическое значение норматива |
Установленное значение норматива |
Отклонение от установленного норматива |
Максимальный размер общей стоимости имущества, принятого в доверительное управление |
ЧАДУ ______________ ЧСК |
|
не более ___% |
|
ЧАДУ - Чистые активы в доверительном управлении =
ЧСК - Чистый суммарный капитал =
Должность |
Подпись |
Ф. И. О. |
|
|
|
____________ |
____________ |
____________ |
____________ |
____________ |
____________ |