УВЕДОМЛЕНИЕ
о разработке проекта нормативного правового акта
Национальный банк Кыргызской Республики извещает о начале обсуждения правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
1. Описание проблем, на решение которых направлено предлагаемое регулирование
В условиях современного финансового ландшафта, где риски мошенничества становятся все более многообразными и изощренными, обеспечение безопасности банковских операций приобретает исключительное значение. В этой связи планируется внедрение новых мер, направленных на повышение надежности и защиту клиентов.
Внедрение антифрод-систем и мер по оперативному блокированию счетов в банках обусловлено рядом ключевых факторов, касающихся как защиты потребителей, так и обеспечения стабильности финансовой системы в целом.
Кроме того, с учетом необходимости обеспечения доступности услуг, предоставляемых населению посредством мобильных приложений поднадзорных организаций, будет рассмотрен вопрос определения полномочий Национального банка на установление перечня услуг поднадзорных организаций, за оказание которых посредством мобильных приложений будет введено ограничение и/или запрет на взимание комиссионного вознаграждения.
2. Описание цели предлагаемого регулирования и способа решения проблем
Банки должны будут внедрить эффективные антифрод-системы, которые будут соответствовать строгим требованиям Национального банка Кыргызской Республики. Эти системы станут важным инструментом для выявления подозрительной активности и анализа транзакций при мошеннических операциях. Принятие данного регулирования позволит значительно снизить риски и предотвратить возможные финансовые потери.
Кроме того, предложенные меры предусматривают возможность оперативного блокирования счетов в случае возникновения подозрений на мошенничество. Эта функция станет важным шагом к защите потребителей, позволяя банковским учреждениям действовать быстро и эффективно. В ситуации, когда угроза мошенничества становится очевидной, оперативное вмешательство, включая блокировку счетов, поможет предотвратить несанкционированные транзакции и минимизировать ущерб.
Поднадзорные организации при установлении комиссионного вознаграждения также будут руководствоваться требованиями нормативных правовых актов Национального банка, определяющих перечень услуг поднадзорных организаций, за оказание которых посредством мобильных приложений будет введено ограничение и/или запрет на взимание комиссионного вознаграждения.
3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования
С апреля 2024 года в отдел по защите прав потребителей Национального банка поступило порядка 30 письменных обращений от граждан, пострадавших от действий мошенников.
Кроме того, в общественную приемную Национального банка поступило 25 телефонных звонков с сообщениями о мошенничестве, еще порядка 20 аналогичных обращений пришло на официальный WhatsApp-канал Национального банка.
Внедрение антифрод-систем и мер по оперативному блокированию счетов решит вопросы:
- роста мошенничества
Современные технологии и интернет-услуги открывают новые возможности для злоумышленников, что приводит к увеличению схем мошенничества. Внедрение антифрод-систем позволит банкам оперативно идентифицировать и реагировать на такие схемы, снижая вероятность успешного мошенничества.
- защиты потребителей
Одной из основных обязанностей банков является обеспечение безопасности средств своих потребителей. Эффективные антифрод-системы позволяют минимизировать риски потери средств по вине мошенников, а возможность оперативного блокирования счетов предоставляет клиентам дополнительную защиту.
- доверия к банковской системе
Клиенты должны чувствовать безопасность своих финансов, чтобы активно пользоваться банковскими услугами. Надежные антифрод-меры способствуют формированию доверия как к конкретным финансовым учреждениям, так и к банковской системе в целом.
- оперативности реакции
Возможность блокировки счетов в реальном времени предоставляет банкам инструмент для мгновенной реакции на подозрительную активность. Это существенно увеличивает шансы на предотвращение мошеннических операций и возврат средств клиентам.
4. Оценка возможных неблагоприятных последствий
Это регулирование направлено на предотвращение и защиту от мошенничества в финансовой сфере, не влечет за собой неблагоприятных последствий и способствует укреплению доверия к финансовым системам.
Установление полномочий Национального банка на определение перечня услуг поднадзорных организаций, за оказание которых посредством мобильных приложений будет ведено ограничение и/или запрет на взимание комиссионного вознаграждения, окажет содействие обеспечению доступности услуг, предоставляемых населению посредством мобильных приложений.
5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства – адресатов предлагаемого регулирования
Предлагаемое регулирование касается коммерческих банков и других поднадзорных субъектов Национального банка Кыргызской Республики.
6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением
Внедрение антифрод-систем и мер по оперативному блокированию счетов обеспечит решение проблем клиентов банков, возникающих из-за мошеннических действий злоумышленников, а также позволит банкам оперативно идентифицировать и реагировать на указанные действия, снижая вероятность мошенничества.
Введение полномочий Национального банка на установление перечня услуг поднадзорных организаций, за оказание которых посредством мобильных приложений будет введено ограничение и/или запрет на взимание комиссионного вознаграждения, и последующая реализация норм по бесплатному оказанию данных услуг повлечет незначительные расходы у участников платежных систем, операторов процессинговых центров по организации межхостовых соединений между процессинговыми системами.
При этом введение предлагаемого регулирования позволит повысить качество, доступность, разнообразие и безопасность платежных услуг, оказываемых населению.
7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского/местного бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования
Введение предлагаемого регулирования не повлечет дополнительных финансовых расходов из республиканского бюджета. При этом возможно увеличение налоговых отчислений от участников рынка платежных услуг в связи с ростом доверия населения к финансовому сектору и увеличением объема банковских и платежных услуг, оказанных населению.
К уведомлению прилагаются:
1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций:
- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем изменения в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения;
- является ли предлагаемый способ решения проблем (изменения в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности») наиболее предпочтительным;
- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого изменения в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого изменения в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»;
- существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем;
- общее мнение относительно предлагаемого изменения в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».
Перечень вопросов может быть расширен.
Контакты и сроки для обсуждения информации уведомления:
1. Предложения принимаются: |
|
- по электронной почте |
uakylbek@nbkr.kg |
- на почтовый адрес |
720001, Кыргызская Республика, г. Бишкек, пр. Чуй, 168 Национальный банк Кыргызской Республики |
2. Срок приема предложений не позднее |
10 октября 2024 г. |
3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее |
16 октября 2024 г. |