Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики  

по лицензированию небанковских финансово кредитных организаций 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний» от 23 декабря 2015 года № 78/26

- Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-10-(НФКУ); 

«О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 5 октября 2022 года № 2022-П-33/61-2-(НФКУ); 

 

2. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней  опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования. 

 

4. Управлению лицензирования в течение 3 (трех) рабочих дней довести данное постановление до сведения коммерческих банков, микрофинансовых компаний и специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов». 

 

5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения всех структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление лицензирования. 

 

 

Председатель К. Боконтаев  

Члены Правления М. Аттокуров 

М. Жакыпов 

У. Жамалидинов 

К. Куленбеков 

Р. Сейткасымова 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики 

от _________________ 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики по 

лицензированию небанковских финансово кредитных организаций 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний» от 23 декабря 2015 года № 78/26 следующие изменения: 

 

в Положении «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний», утвержденном вышеуказанным постановлением

- абзац «в» подпункта 2 пункта 31 изложить в следующей редакции:  

«в) главный бухгалтер, руководители структурных подразделений как минимум 

1 (один) год в банковской и/или финансовой системе, в аналогичной сфере на которую назначается кандидат (бухгалтером, комплаенс-офицером (сотрудником структурного подразделения, ответственного за реализацию политики по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов), сотрудником кредитного подразделения, сотрудником подразделения по финансированию в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования/«исламского окна», сотрудником подразделения, ответственного за управление активами и пассивами, внутренним аудитором (сотрудником службы внутреннего аудита соответственно);»; 

- подпункт 1 пункта 139-1 изложить в следующей редакции:  

«1) размеры уставного капитала и собственного (регулятивного) капиталов коммерческого банка, намеревающегося перерегистрироваться в МФК, должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» к минимальному размеру уставного капитала для МФК;»; 

- подпункт 2 пункта 139-2 изложить в следующей редакции:  

«2) решение акционера (при единственном учредителе) или протокол заседания общего собрания акционеров (в двух экземплярах) о перерегистрации в МФК с правом или без права на прием срочных вкладов от физических и юридических лиц на условиях возвратности в целях накопления сбережений клиентов, утверждении устава, назначении должностных лиц МФК в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения;»;  

- подпункт 12 пункта 139-2 изложить в следующей редакции:  

«12) сведения, подтверждающие соблюдение экономических нормативов, установленных для МФК.  

В случае невозможности соблюдения экономических нормативов и иных требований Национального банка на момент перерегистрации в МФК Национальным банком может быть предоставлен период для приведения деятельности МФК в соответствие требованиям нормативных правовых актов, не превышающий 12 месяцев со дня получения лицензии МФК (за исключением требований, установленных Национальным банком к уставному капиталу и собственному (регулятивному) капиталам коммерческого банка, намеревающегося перерегистрироваться в МФК, согласно требованиям нормативных правовых актов Национального банка, в том числе постановлению Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» для вновь открываемых МФК.  

Коммерческим банком должен быть предоставлен в Национальный банк план, утвержденный советом директоров, по приведению нормативов и иных требований в соответствие требованиям нормативных правовых актов.»; 

- пункт 139-7 изложить в следующей редакции:  

«139-7. Коммерческий банк, перерегистрированный в МФК, при соответствии размера уставного капитала и собственного (регулятивного) капиталов требованиям, установленным постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» к минимальному размеру уставного капитала для МФК, вправе получить соответствующую лицензию МФК: 

- без установления ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов); 

- с установлением ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов).». 

 

2. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-10-(НФКУ) следующие изменения: 

 

в Положении «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов», утвержденном вышеуказанным постановлением

- абзацы «г», «д», «е» подпункта 3 и подпункт 4 пункта 26 изложить в следующих редакциях: 

«г) руководитель службы внутреннего аудита не менее трех лет в финансово-кредитной системе, из них один год сотрудником службы внутреннего аудита или внутренним аудитором; 

д) руководитель структурного подразделения по кредитованию/финансированию, руководитель структурного подразделения, осуществляющего операции по исламским принципам банковского дела и финансирования («исламское окно») как минимум один год в финансово-кредитной системе сотрудником подразделения по кредитованию или по финансированию по исламским принципам банковского дела и финансирования («исламское окно») соответственно; 

е) руководитель службы комплаенс-контроля как минимум один год в финансово-кредитной системе комплаенс-офицером (сотрудником структурного подразделения, ответственного за реализацию политики по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов); 

4) кандидат на должность главного бухгалтера также должен владеть знаниями в области международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, подтвержденными соответствующими сертификатами или иными документами, полученными в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования или в соответствующих организациях / органах иностранного государства / международной организации;». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» от 5 октября 2022 года № 2022-П-33/61-2-(НФКУ) следующие изменения: 

- подпункт 1 пункта 1 изложить в следующей редакции:  

«1) для микрофинансовых компаний:  

- не привлекающих депозиты в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов. Данное требование также распространяется на коммерческие банки, намеревающие перерегистрироваться в микрофинансовую компанию, с установлением ограничения на прием срочных вкладов (депозитов) микрокредитные компании, микрокредитные агентства и кредитные союзы, преобразующиеся в микрофинансовые компании;   

- претендующих на получение права приема срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов. Данное требование также распространяется на коммерческие банки, намеревающиеся перерегистрироваться в микрофинансовую компанию, без установления ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов).»; 

-  дополнить пунктом 3-1. следующего содержания:  

«3-1. Требования, установленные к минимальному размеру уставного капитала для действующих микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, также распространяются на микрофинансовые компании, которые планируют снять в лицензии ограничения на прием срочных вкладов (депозитов) от физических и юридических лиц. 

Требования, установленные к минимальному размеру уставного капитала для действующих микрофинансовых компаний, также распространяются на действующие микрокредитные компании, микрокредитные агентства и кредитные союзы, намеревающиеся перерегистрироваться в микрофинансовую компанию.». 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по лицензированию небанковских финансово кредитных организаций» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по лицензированию небанковских финансово кредитных организаций» (далее проект постановления) разработан в целях исключения некоторых противоречий при выдаче разрешительных документов микрофинансовой компании (далее МФК), а также пересмотра требований к стажу работы должностных лиц МФК и специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» (далее ОАО ФК КС), установленных в Положении «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний», утвержденном постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23 декабря 2015 года № 78/26, и Положения «О лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-10-(НФКУ) соответственно. 

 

2. Описательная часть 

В проекте постановления предлагается пересмотреть требования к наличию стажа работы руководителей структурных подразделений МФК и ОАО ФК КС, так как в настоящее время требуется как минимум 1 (один) год в банковской и/или финансовой системе на аналогичной должности, на которую назначается кандидат. 

Данная норма не позволяет МФК и ОАО ФК КС на рынке труда найти кандидатов, соответствующих вышеуказанному требованию, в связи с чем управление лицензирования в последнее время вынуждено было отправлять документы должностных лиц на доработку либо просить представлять альтернативную кандидатуру. 

Однако МФК и ОАО ФК КС назначают на должности кандидатов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Национального банка, с приставкой «исполняющий обязанности». 

Следует отметить, что в адрес Национального банка поступали письма сектора о пересмотре этих требований, данные вопросы также неоднократно поднимались на встречах и давались предложения об их пересмотре. 

Кроме этого, проектом постановления предлагается внести изменения в части выдачи лицензии при перерегистрации коммерческого банка в микрофинансовую компанию, что позволит микрофинансовым компаниям получить лицензию без или с установлением ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов), уточнены требования к уставному капиталу коммерческого банка, намеревающегося перерегистрироваться в МФК. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Информация по данному разделу будет представлена по результатам общественного обсуждения. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект нормативного правового акта не противоречит законодательству Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости и источниках финансирования 

Принятие предлагаемого проекта нормативного правового акта не предусматривает выделение дополнительного финансирования из республиканского бюджета или из бюджета Национального банка. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

Представленный проект нормативного правового акта требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку направлен на регулирование предпринимательской деятельности. В связи с чем подготовлен проект анализа регулятивного воздействия. 

 

 

Начальник УЛ А. Садыров  

 

 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель председателя М. Жакыпов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

  

  

 

  

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

  

  

  

УТВЕРЖДАЮ 

  

  

Председатель  

Национального банка Кыргызской Республики 

К.К. Боконтаев 

  

  

____________________________(подпись) 

  

  

«___» ____________ 20___ года 

  

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по лицензированию небанковских финансово кредитных организаций» 

 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 10 ноября 2022 г.  

№ 2022-Пр-171/239-О «О создании постоянной межведомственной рабочей группы  

по проведению анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов, разработанных управлением лицензирования Национального банка Кыргызской Республики». 

 

Сроки проведения АРВ: 15.11.2023 г. __. .2023 г.  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Садыров А.К., начальник управления лицензирования Национального банка, руководитель рабочей группы 

 

________________ 

Рабочая группа: 

 

- Букаренко Е.А., руководитель группы методологии надзора за небанковскими и специализированными финансово-кредитными организациями отдела методологии надзора управления методологии надзора Национального банка 

 

- Абдыразаков Э.О., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка 

 

- Токтосунов А.М., институциональный инспектор отдела банковского надзора 1 управления банковского надзора Национального банка 

 

- Акбаралиев А.А., исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций» 

 

- Исраилов А.И., президент ОЮЛ «Национальная ассоциация кредитных союзов и кооперативов Кыргызстана» 

 

- Елебесова А.Дж., генеральный директор ОЮЛ «Ассоциация пользователей кредитной информацией» 

 

- Жораев А.А., член Шариатского совета ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» 

 

- Довлетова П.Н., юрист ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» 

 

- Алексеева И.О., методолог кредитного департамента ОАО «РСК Банк» 

 

- Алдыракманова П.А., методолог юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

- Кубанычбекова А.Н., главный бухгалтер ОЮЛ «Ассоциация обменных бюро «Альянс» 

 

 

Контактные данные ответственных лиц:  

Мукашова З.А., тел.: 0 312 31 34 12, e-mail: zmukashova@nbkr.kg 

Асакеев Б.О. тел.: 0 312 31 32 21, e-mail: basakeev@nbkr.kg 

 

  

 

 

 

1. Проблемы и основания для изменения регулирования 

В настоящее время для руководителей структурных подразделений микрофинансовых компаний и специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов» (далее ФК КС) установлена норма о наличии 1 (одного) года стажа работы в банковской и/или финансовой системе на аналогичной должности, на которую назначается кандидат. 

Данная норма не позволяет микрофинансовым компаниям и ФК КС на рынке труда найти кандидата, соответствующего вышеуказанному требованию, в связи с чем управление лицензирования в последнее время вынуждено отправлять документы на доработку либо просит представлять альтернативную кандидатуру. 

Однако микрофинансовые компании и ФК КС назначают на должности кандидатов, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов Национального банка, с приставкой «исполняющий обязанности» и, соответственно, должностные лица продолжают работать, не проходя согласование в Национальном банке. 

Следует отметить, что сектором неоднократно поднимался данный вопрос и были даны предложения о пересмотре этих требований, в связи с чем предлагается пересмотреть вышеуказанные требования в сторону смягчения и установить стаж работы не менее 1 (одного) года в аналогичной сфере. 

Кроме этого, проектом также предлагается внести изменения в части выдачи лицензии при перерегистрации коммерческого банка в микрофинансовую компанию, что позволит микрофинансовым компаниям получать лицензию без или с установлением ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов). 

 

2. Масштаб проблем 

Принимаемый проект постановления будет затрагивать деятельность 23 коммерческих банков, девяти микрофинансовых компаний и ФК КС, в части порядка выдачи разрешительных документов коммерческому банку, перерегистрированному в микрофинансовую компанию, а также согласования должностных лиц микрофинансовых компаний и ФК КС. 

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Проект постановления разработан в целях исключения противоречащих норм в части выдачи разрешительных документов при перерегистрации коммерческого банка в микрофинансовую компанию, изменения также касаются квалификационных требований должностных лиц микрофинансовых компаний и ФК КС. 

 

4. Международный опыт 

Республика Узбекистан: В законодательстве Республики Узбекистан отсутствуют нормы по перерегистрации коммерческого банка в микрофинансовую компанию.  

Российская Федерация: Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании осуществляется путем внесения изменений в ее устав и внесения сведений о данной микрофинансовой компании в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, установленном статьями 5 и 6 Федерального закона от 2 июля 2010 года № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».  

Получение кредитной организацией статуса микрофинансовой компании допускается только после исполнения ею всех обязательств перед вкладчиками и снятия ее с учета в системе обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации. 

Лицензия микрофинансовой организации не выдается, требования к размеру собственных средств (капитала) для микрофинансовых компаний 70 млн рублей, микрофинансовые компании вправе привлекать денежные средства физических лиц.  

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

5. Цель регулирования 

В соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики» Национальном банк разрабатывает и издает нормативные правовые акты в соответствии с данным конституционным Законом и банковским законодательством Кыргызской Республики, соответственно, Национальный банк является нормотворческим органом, уполномоченным издавать нормативные правовые акты в виде постановлений (документов, утверждаемых постановлением), направленных на надзор за банковской системой Кыргызской Республики, в том числе за деятельностью юридических лиц, поднадзорных Национальному банку. 

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование утвердить постановление Правления «О внесении изменений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по лицензированию микрофинансовых компаний и специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов». 

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

Принятие данного проекта не требует дополнительного финансирования из республиканского бюджета или из бюджета Национального банка. 

Принятие данного варианта регулирования не влияет на состояние конкуренции на рынке услуг небанковских финансово-кредитных организаций, так как проект не предусматривает новых преимуществ для отдельных небанковских финансово-кредитных организаций. 

Кроме того, проект постановления должен быть рекомендован для принятия по следующим основаниям: 

- регулятивное воздействие обоснованно; 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере лицензирования деятельности небанковских финансово-кредитных организаций;  

- даст возможность микрофинансовым компаниям и ФК КС найти на рынке труда соответствующих кандидатов и получить коммерческим банкам, перерегистрированным в микрофинансовую компанию, разрешительный документ без или с установлением ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов). 

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Проект постановления разработан в целях соблюдения микрофинансовыми компаниями и ФК КС требований нормативных правовых актов в части соответствия должностных лиц и возможности коммерческим банкам перерегистрироваться в микрофинансовую компанию и получить разрешительный документ с учетом требований Национального банка к минимальному размеру уставного и собственного (регулятивного) капиталам микрофинансовых компаний. 

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию в сфере деятельности микрофинансовых компаний не окажет, так как проектами не представляются определенные льготы и не предусмотрены дискриминирующие положения для микрофинансовых компаний. 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения общественного обсуждения проект будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

Информация по данному разделу будет дополнена по итогам общественного обсуждения. 

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку: 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере лицензирования деятельности микрофинансовых компаний и ФК КС;  

- смягчит квалификационные требования для кандидатов на должности руководителей структурных подразделений микрофинансовых компаний и ФК КС, что позволит найти на рынке труда соответствующих кандидатов; 

- даст возможность коммерческим банкам, перерегистрированным в микрофинансовую компанию, получить лицензию без или с установлением ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов).  

 

12. Приложение  

уведомление о разработке проекта нормативного правового акта; 

- приказ о рабочей группе по АРВ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

О внесении изменений в нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики 

по лицензированию небанковских финансово-кредитный организаций 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Положение «О лицензировании деятельности микрофинансовых компаний», утвержденное постановлением 

Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23 декабря 2015 года № 78/26 

31. Кандидаты на должности председателя и членов Правления, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений должны отвечать следующим требованиям: 

1) наличие высшего образования; 

2) наличие стажа работы: 

а) председатель Правления МФК - не менее 3 (трех) лет стажа в банковской и/или финансовой системе, в том числе на руководящих должностях - не менее 1 (одного) года. 

Для целей настоящего пункта под руководящей должностью подразумевается должность не ниже руководителя структурного подразделения финансово-кредитной организации и/или компании, деятельность которой подпадает под действие пункта 21 настоящего Положения, и/или организации в сфере регулирования финансовых услуг. При этом в стаж работы не включается работа в подразделениях вышеуказанных организаций/компаний, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. 

б) члены Правления - не менее 2 (двух) лет стажа в банковской и/или финансовой системе; 

в) главный бухгалтер, руководители структурных подразделений - как минимум, 1 (один) год в банковской и/или финансовой системе, на аналогичной должности, на которую назначается кандидат (бухгалтера, комплаенс-офицера, руководителя кредитного подразделения, руководителя подразделения по финансированию в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования/"исламского окна", руководителя подразделения, ответственного за управление активами и пассивами, руководителя службы внутреннего аудита соответственно); 

3) наличие знаний в области законодательства, регулирующего деятельность банков и микрофинансовых организаций, управления рисками и корпоративного управления, подтвержденное сертификатом или иным документом о прохождении обучения в данном направлении, полученным в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования. 

Один из членов Правления МФК, имеющей "исламское окно", и члены Правления МФК, осуществляющей операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, руководитель "исламского окна" и подразделения по финансированию в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны иметь сертификаты и/или иные документы в области исламских принципов банковского дела и финансирования. 

Опыт работы кандидата подтверждается копией трудовой книжки или другими документами. 

31. Кандидаты на должности председателя и членов Правления, главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений должны отвечать следующим требованиям: 

1) наличие высшего образования; 

2) наличие стажа работы: 

а) председатель Правления МФК - не менее 3 (трех) лет стажа в банковской и/или финансовой системе, в том числе на руководящих должностях - не менее 1 (одного) года. 

Для целей настоящего пункта под руководящей должностью подразумевается должность не ниже руководителя структурного подразделения финансово-кредитной организации и/или компании, деятельность которой подпадает под действие пункта 21 настоящего Положения, и/или организации в сфере регулирования финансовых услуг. При этом в стаж работы не включается работа в подразделениях вышеуказанных организаций/компаний, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. 

б) члены Правления - не менее 2 (двух) лет стажа в банковской и/или финансовой системе; 

в) главный бухгалтер, руководители структурных подразделений - как минимум, 1 (один) год в банковской и/или финансовой системе, в аналогичной сфере на которую назначается кандидат (бухгалтером, комплаенс-офицером (сотрудником структурного подразделения, ответственного за реализацию политики по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов), сотрудником кредитного подразделения, сотрудником подразделения по финансированию в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования/"исламского окна", сотрудником подразделения, ответственного за управление активами и пассивами, внутренним аудитором (сотрудником службы внутреннего аудита соответственно); 

3) наличие знаний в области законодательства, регулирующего деятельность банков и микрофинансовых организаций, управления банковскими рисками и корпоративного управления, подтвержденное сертификатом или иным документом о прохождении обучения в данном направлении, полученным в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования или в соответствующих организациях / органах иностранного государства / международной организации. 

Один из членов Правления МФК, имеющей "исламское окно", и члены Правления МФК, осуществляющей операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, руководитель «исламского окна» и подразделения по финансированию в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, должны иметь сертификаты и/или иные документы в области исламских принципов банковского дела и финансирования. 

Опыт работы кандидата подтверждается копией трудовой книжки или другими документами. 

139-1. Коммерческий банк, намеревающийся перерегистрироваться в МФК, должен соответствовать следующим требованиям: 

1) размеры уставного капитала и собственного (регулятивного) капитала коммерческого банка, намеревающегося перерегистрироваться в МФК, должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правления Национального банка "О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций" для МФК; 

2) иметь заключение независимой аудиторской компании, подтверждающее достоверность финансовой отчетности коммерческого банка на последнюю отчетную дату до подачи ходатайства о выдаче лицензии МФК. 

139-1. Коммерческий банк, намеревающийся перерегистрироваться в МФК, должен соответствовать следующим требованиям: 

1) размеры уставного капитала и собственного (регулятивного) капиталов коммерческого банка, намеревающегося перерегистрироваться в МФК, должны соответствовать требованиям, установленным постановлением Правления Национального банка "О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций" к минимальному размеру уставного капитала для МФК: 

2) иметь заключение независимой аудиторской компании, подтверждающее достоверность финансовой отчетности коммерческого банка на последнюю отчетную дату до подачи ходатайства о выдаче лицензии МФК. 

139-2. Для получения согласия Национального банка на государственную перерегистрацию в связи с перерегистрацией в МФК коммерческий банк должен представить в Национальный банк следующие документы:  

1) ходатайство о выдаче лицензии в связи с перерегистрацией в МФК с указанием перечня операций, которые намеревается осуществлять в качестве МФК;  

2) решение акционера (при единственном учредителе) или протокол заседания общего собрания акционеров (в двух экземплярах) о перерегистрации в МФК, утверждении устава, назначении должностных лиц МФК в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения;  

3) устав (в двух экземплярах). Примерный перечень вопросов, которые должны содержаться в уставе, приводится в Приложении 4;  

4) сведения об акционерах (Приложение 5) с приложением анкет акционеров (Приложения 13, 13-1);  

5) бизнес-план, разработанный с учетом прекращения банковских операций, не предусмотренных для МФК, а также включая вопросы, приведенные в Приложении 6;  

6) сведения об общей организационной структуре МФК (органы управления, структурные подразделения (управления, отделы), их функциональные обязанности, круг рассматриваемых вопросов или перечень операций, на совершение которых они уполномочены, подчиненность);  

7) сведения о должностных лицах МФК, указанных в пункте 25 настоящего Положения, с приложением анкет (Приложение 1) и сведений (документов), подтверждающих их соответствие минимальным требованиям настоящего Положения и нормативных правовых актов Национального банка. Должностные лица МФК, прошедшие в течение последних 12 месяцев согласование на аналогичную должность в коммерческом банке, который проходит процедуру перерегистрации в МФК, не проходят согласование с Национальным банком и ограничиваются предоставлением анкет по форме Приложения 1 к настоящему Положению;  

8) сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств, вносимых/внесенных учредителями/участниками (акционерами) в уставный капитал преобразующегося коммерческого банка, в соответствии с подпунктом 9 пункта 50 настоящего Положения (в случае если учредители/участники (акционеры) ранее не проходили согласование по вносимым денежным средствам);  

9) акт о соответствии помещения требованиям по технической укрепленности и оснащенности, составленный уполномоченным органом;  

10) основные политики и процедуры МФК;  

11) подробный план мероприятий по прекращению (завершению) банковских операций, которые МФК не вправе осуществлять с описанием конкретных действий, сроков и объемов операций. План мероприятий должен быть рассчитан на срок не превышающий 12 (двенадцати) месяцев с момента получения лицензии МФК;  

Следующие мероприятия должны быть завершены до момента получения согласия на государственную перерегистрацию:  

- извещение банков-корреспондентов относительно принятия решения о перерегистрации в МФК;  

- прекращение проведения новых операций в Автоматизированной торговой системе Национального банка, а также завершение имеющихся операций в Автоматизированной торговой системе Национального банка;  

- при наличии на счетах "депо" коммерческого банка ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк, принадлежащих клиентам банка, извещение клиентов коммерческого банка о прекращении функции по суб-депозитарному учету ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк;  

- при наличии собственных ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк, реализация данных ценных бумаг или перевод на клиентский счет "депо" другой организации, являющейся субдепозитарием ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк;  

12) сведения, подтверждающие соблюдение экономических нормативов, установленных для МФК.  

В случае невозможности соблюдения экономических нормативов и иных требований Национального банка на момент перерегистрации в МФК, Национальным банком может быть предоставлен период для приведения деятельности МФК в соответствие требованиям нормативных правовых актов, не превышающий 12 месяцев со дня получения лицензии МФК.  

Коммерческим банком должен быть предоставлен в Национальный банк план, утвержденный советом директоров, по приведению нормативов и иных требований в соответствие требованиям нормативных правовых актов. 

139-2. Для получения согласия Национального банка на государственную перерегистрацию в связи с перерегистрацией в МФК коммерческий банк должен представить в Национальный банк следующие документы:  

1) ходатайство о выдаче лицензии в связи с перерегистрацией в МФК с указанием перечня операций, которые намеревается осуществлять в качестве МФК;  

2) решение акционера (при единственном учредителе) или протокол заседания общего собрания акционеров (в двух экземплярах) о перерегистрации в МФК с правом или без права на прием срочных вкладов от физических и юридических лиц на условиях возвратности в целях накопления сбережений клиентов, утверждении устава, назначении должностных лиц МФК в соответствии с пунктом 25 настоящего Положения;  

3) устав (в двух экземплярах). Примерный перечень вопросов, которые должны содержаться в уставе, приводится в Приложении 4;  

4) сведения об акционерах (Приложение 5) с приложением анкет акционеров (Приложения 13, 13-1);  

5) бизнес-план, разработанный с учетом прекращения банковских операций, не предусмотренных для МФК, а также включая вопросы, приведенные в Приложении 6;  

6) сведения об общей организационной структуре МФК (органы управления, структурные подразделения (управления, отделы), их функциональные обязанности, круг рассматриваемых вопросов или перечень операций, на совершение которых они уполномочены, подчиненность);  

7) сведения о должностных лицах МФК, указанных в пункте 25 настоящего Положения, с приложением анкет (Приложение 1) и сведений (документов), подтверждающих их соответствие минимальным требованиям настоящего Положения и нормативных правовых актов Национального банка. Должностные лица МФК, прошедшие в течение последних 12 месяцев согласование на аналогичную должность в коммерческом банке, который проходит процедуру перерегистрации в МФК, не проходят согласование с Национальным банком и ограничиваются предоставлением анкет по форме Приложения 1 к настоящему Положению;  

8) сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств, вносимых/внесенных учредителями/участниками (акционерами) в уставный капитал преобразующегося коммерческого банка, в соответствии с подпунктом 9 пункта 50 настоящего Положения (в случае если учредители/участники (акционеры) ранее не проходили согласование по вносимым денежным средствам);  

9) акт о соответствии помещения требованиям по технической укрепленности и оснащенности, составленный уполномоченным органом;  

10) основные политики и процедуры МФК;  

11) подробный план мероприятий по прекращению (завершению) банковских операций, которые МФК не вправе осуществлять с описанием конкретных действий, сроков и объемов операций. План мероприятий должен быть рассчитан на срок не превышающий 12 (двенадцати) месяцев с момента получения лицензии МФК;  

Следующие мероприятия должны быть завершены до момента получения согласия на государственную перерегистрацию:  

- извещение банков-корреспондентов относительно принятия решения о перерегистрации в МФК;  

- прекращение проведения новых операций в Автоматизированной торговой системе Национального банка, а также завершение имеющихся операций в Автоматизированной торговой системе Национального банка;  

- при наличии на счетах "депо" коммерческого банка ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк, принадлежащих клиентам банка, извещение клиентов коммерческого банка о прекращении функции по суб-депозитарному учету ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк;  

- при наличии собственных ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк, реализация данных ценных бумаг или перевод на клиентский счет "депо" другой организации, являющейся субдепозитарием ценных бумаг, размещаемых через Национальный банк;  

12) сведения, подтверждающие соблюдение экономических нормативов, установленных для МФК.  

В случае невозможности соблюдения экономических нормативов и иных требований Национального банка на момент перерегистрации в МФК, Национальным банком может быть предоставлен период для приведения деятельности МФК в соответствие требованиям нормативных правовых актов, не превышающий 12 месяцев со дня получения лицензии МФК (за исключением требований установленных Национальным банком к уставному капиталу и собственному (регулятивному) капиталам коммерческого банка, намеревающегося перерегистрироваться в МФК, согласно требованиям нормативных правовых актов Национального банка в том числе постановлению Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» для вновь открываемых МФК).  

Коммерческим банком должен быть предоставлен в Национальный банк план, утвержденный советом директоров, по приведению нормативов и иных требований в соответствие требованиям нормативных правовых актов. 

139-7. Коммерческий банк, перерегистрированный в МФК, получает лицензию МФК без установления ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов). 

139-7. Коммерческий банк, перерегистрированный в МФК, при соответствии размера уставного капитала и собственного (регулятивного) капиталов требованиям, установленным постановлением Правления Национального банка «О минимальном размере уставного капитала небанковских финансово-кредитных организаций» к минимальному размеру уставного капитала для МФК, вправе получить соответствующую лицензию МФК: 

- без установления ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов); 

- с установлением ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов). 

Положение о лицензировании деятельности специализированной финансово-кредитной организации Открытого акционерного общества «Финансовая компания кредитных союзов», утвержденное постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-10-(НФКУ) 

26. Кандидаты на должности председателя и члена Правления, главного бухгалтера, руководителя службы внутреннего аудита (внутренний аудитор, при отсутствии структурного подразделения), руководителя структурного подразделения по кредитованию/финансированию, руководителя структурного подразделения, осуществляющего операции по исламским принципам банковского дела и финансирования ("исламское окно"), руководителя службы комплаенс-контроля должны соответствовать следующим квалификационным требованиям: 

1) иметь высшее образование; 

2) иметь знания в области законодательства, регулирующего деятельность финансово-кредитных организаций, управления рисками и корпоративного управления, по вопросам деятельности кредитных союзов; 

3) иметь следующий стаж работы: 

а) кандидат на должность председателя Правления - не менее трех лет в финансово-кредитной системе, в том числе на руководящих должностях - не менее одного года; 

б) кандидат на должность члена Правления - не менее двух лет в финансово-кредитной системе; 

в) кандидат на должность главного бухгалтера - как минимум, один год в финансово-кредитной системе бухгалтером; 

г) руководитель службы внутреннего аудита - не менее трех лет в финансово-кредитной системе, из них один год руководителем службы внутреннего аудитора или аудитором; 

д) руководитель структурного подразделения по кредитованию/финансированию, руководитель структурного подразделения, осуществляющего операции по исламским принципам банковского дела и финансирования ("исламское окно") - как минимум один год в финансово-кредитной системе руководителем подразделения по кредитованию или по финансированию по исламским принципам банковского дела и финансирования ("исламское окно") соответственно; 

е) руководитель службы комплаенс-контроля - как минимум один год в финансово-кредитной системе комплаенс-офицером; 

4) кандидат на должность главного бухгалтера также должен владеть знаниями в области международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, подтвержденными соответствующими сертификатами, полученными в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования; 

5) кандидат на должность руководителя службы внутреннего аудита также должен обладать знаниями по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности, подтвержденными соответствующими сертификатами или иными документами, полученными в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования, знать и уметь применять стандарты внутреннего аудита, международные стандарты аудита и международные стандарты финансовой отчетности; 

6) кандидат на должность председателя Правления Компании не должен быть участником или должностным лицом кредитного союза на протяжении последних трех лет до момента его назначения. 

26. Кандидаты на должности председателя и члена Правления, главного бухгалтера, руководителя службы внутреннего аудита (внутренний аудитор, при отсутствии структурного подразделения), руководителя структурного подразделения по кредитованию/финансированию, руководителя структурного подразделения, осуществляющего операции по исламским принципам банковского дела и финансирования ("исламское окно"), руководителя службы комплаенс-контроля должны соответствовать следующим квалификационным требованиям: 

1) иметь высшее образование; 

2) иметь знания в области законодательства, регулирующего деятельность финансово-кредитных организаций, управления рисками и корпоративного управления, по вопросам деятельности кредитных союзов; 

3) иметь следующий стаж работы: 

а) кандидат на должность председателя Правления - не менее трех лет в финансово-кредитной системе, в том числе на руководящих должностях - не менее одного года; 

б) кандидат на должность члена Правления - не менее двух лет в финансово-кредитной системе; 

в) кандидат на должность главного бухгалтера - как минимум, один год в финансово-кредитной системе бухгалтером; 

г) руководитель службы внутреннего аудита - не менее трех лет в финансово-кредитной системе, из них один год сотрудником службы внутреннего аудита или внутренним аудитором; 

д) руководитель структурного подразделения по кредитованию/финансированию, руководитель структурного подразделения, осуществляющего операции по исламским принципам банковского дела и финансирования ("исламское окно") - как минимум один год в финансово-кредитной системе сотрудником подразделения по кредитованию или по финансированию по исламским принципам банковского дела и финансирования ("исламское окно") соответственно; 

е) руководитель службы комплаенс-контроля - как минимум один год в финансово-кредитной системе комплаенс-офицером (сотрудником структурного подразделения, ответственного за реализацию политики по противодействию финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов); 

4) кандидат на должность главного бухгалтера также должен владеть знаниями в области международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности, подтвержденными соответствующими сертификатами или иными документами, полученными в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования или в соответствующих организациях / органах иностранного государства / международной организации

5) кандидат на должность руководителя службы внутреннего аудита также должен обладать знаниями по международным стандартам аудита и международным стандартам финансовой отчетности, подтвержденными соответствующими сертификатами или иными документами, полученными в организациях, имеющих соответствующее разрешение/лицензию уполномоченного государственного органа в сфере образования, знать и уметь применять стандарты внутреннего аудита, международные стандарты аудита и международные стандарты финансовой отчетности; 

6) кандидат на должность председателя Правления Компании не должен быть участником или должностным лицом кредитного союза на протяжении последних трех лет до момента его назначения. 

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики 

от 5 октября 2022 года № 2022-П-33/61-2-(НФКУО минимальном размере уставного капитала небанковских 

финансово-кредитных организаций 

1. Установить с 1 июля 2023 года минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых небанковских финансово-кредитных организаций в следующих размерах:   

1) для микрофинансовых компаний:  

- не привлекающих депозиты в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов. Данное требование также распространяется на микрокредитные компании, микрокредитные агентства и кредитные союзы, преобразующиеся в микрофинансовые компании;   

- претендующих на получение права приема срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов;  

2) для микрокредитных компаний  в размере не менее 50 (пятидесяти) млн сомов;  

3) для кредитных союзов:  

- не имеющих лицензии на привлечение депозитов  в размере не менее 2 (двух) млн сомов;   

- имеющих лицензию на привлечение депозитов в размере не менее 5 (пяти) млн сомов;  

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний  в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов;  

5) для гарантийных фондов  в размере не менее 700 (семисот) млн сомов.  

1. Установить с 1 июля 2023 года минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых небанковских финансово-кредитных организаций в следующих размерах:   

1) для микрофинансовых компаний:  

- не привлекающих депозиты в размере не менее 300 (трехсот) млн сомов. Данное требование также распространяется на коммерческие банки, намеревающие перерегистрироваться в микрофинансовую компанию с установлением ограничения на прием срочных вкладов (депозитов), микрокредитные компании, микрокредитные агентства и кредитные союзы, преобразующиеся в микрофинансовые компании;   

- претендующих на получение права приема срочных вкладов от физических и юридических лиц в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов. Данное требование также распространяется на коммерческие банки, намеревающие перерегистрироваться в микрофинансовую компанию без установления ограничения на право привлечения срочных вкладов (депозитов). 

2) для микрокредитных компаний  в размере не менее 50 (пятидесяти) млн сомов;  

3) для кредитных союзов:  

- не имеющих лицензии на привлечение депозитов  в размере не менее 2 (двух) млн сомов;   

- имеющих лицензию на привлечение депозитов в размере не менее 5 (пяти) млн сомов;  

4) для жилищно-сберегательных кредитных компаний  в размере не менее 600 (шестисот) млн сомов;  

5) для гарантийных фондов  в размере не менее 700 (семисот) млн сомов.  

3. Установить для действующих небанковских финансово-кредитных организаций минимальный размер уставного капитала (для кредитных союзов капитала) и следующие сроки его формирования: 

…. 

____ 

 

 

 

 

3-1. Требования, установленные к минимальному размеру уставного капитала для действующих микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, также распространяются на микрофинансовые компании, которые планируют снять в лицензии ограничения на прием срочных вкладов (депозитов) от физических и юридических лиц. 

Требования, установленные к минимальному размеру уставного капитала для действующих микрофинансовых компаний, также распространяются на действующие микрокредитные компании, микрокредитные агентства и кредитные союзы, намеревающиеся перерегистрироваться в микрофинансовую компанию.