Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13; 

- «Об утверждении Положения «О ликвидации банков» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-5-(НПА) 

- «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА); 

- «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора» от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА).  

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования. 

 

3. Юридическому управлению: 

- после получения всех необходимых документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОЮЛ «Ассоциация микрофинансовых организаций», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов», микрофинансовых компаний, привлекающих депозиты, структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка в Баткенской области. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

Приложение 

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «_____» ____________ 2023 года  

№ ___________________________ 

 

 

Изменения  

в некоторые нормативные правовые акты Национального банка  

Кыргызской Республики  

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13 следующие изменения: 

в Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- дополнить пунктом 5.1-1 следующего содержания: 

«5.1-1. В случае представленного письмом согласия банка с фактом нарушения лимитов открытой позиции и размером штрафа, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, выносится постановление о наложении штрафа.  

В иных случаях, рассмотрение вопроса о нарушении банком лимитов открытой позиции, а также применение меры воздействия в виде взыскания штрафа осуществляется в установленном порядке.»; 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О ликвидации банков» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-5-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «О ликвидации банков», утвержденном вышеуказанным постановлением

- пункт 10 изложить в следующей редакции: 

«10. Три процента от суммы вырученных от реализации активов и направленных на удовлетворение требований кредиторов (за исключением сумм, полученных от реализации высоколиквидных активов, не обремененных обязательствами, и залогового имущества), направляются ликвидатором в накопительный фонд. В любой момент до утверждения судом заключительного отчета ликвидатора Национальный банк вправе рекомендовать суду принять решение о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда, а также по решению ликвидатора - работникам согласно заключенным контрактам. В отсутствие указанной рекомендации Национального банка выплата вознаграждения за счет средств накопительного фонда запрещается, а средства накопительного фонда направляются на удовлетворение требований кредиторов. Национальный банк принимает решение о предоставлении/не предоставлении рекомендации суду о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда с учетом соблюдения ликвидатором требований законодательства Кыргызской Республики.»;  

- в абзаце третьем пункта 19 слова и цифру «3 (три)» заменить словами и цифрой «2 (два)»; 

- пункт 41 дополнить подпунктом 16 следующего содержания: 

«16) предложения по последующим мероприятиям для завершения процессов, которые по объективным причинам не были реализованы к моменту завершения процедуры ликвидации банка.»; 

- дополнить пунктом 43-1 следующего содержания: 

«43-1. При добровольной ликвидации филиала иностранного банка, вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров банка в соответствии с настоящим Положением и банковским законодательством, рассматриваются и утверждаются органом управления иностранного банка, создавшего филиал на территории Кыргызской Республики, уполномоченным в соответствии с учредительными документами рассматривать вопросы открытия/закрытия филиалов иностранного банка за рубежом.»; 

- дополнить пунктом 47-1 следующего содержания: 

«47-1. Ликвидатор в течение 3 рабочих дней со дня принятия Национальным банком решения об отзыве лицензии и начале добровольной ликвидации банка в письменной форме уведомляет об этом государственный орган по регистрации юридических лиц в установленном законодательством порядке.»; 

- пункт 54 дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Ликвидатор в течение 3 рабочих дней со дня принятия судом решения о начале процедуры принудительной ликвидации банка в письменной форме уведомляет об этом государственный орган по регистрации юридических лиц в установленном законодательством порядке.»; 

- третий абзац пункта 74 изложить в следующей редакции: 

«- он получил заключение оценщиков (оценочной организации), на основании которого ликвидатором принято решение об экономической нецелесообразности реализации имущества.»; 

- дополнить пунктом 78-1 следующего содержания: 

«78-1. После удовлетворения требований всех кредиторов банка, оставшиеся денежные средства должны быть распределены между акционерами соразмерно доле участия акционера в капитале банка, с учетом наличия фактических обязательств между банком и акционером банка.  

При ликвидации филиала иностранного банка, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов денежные средства перечисляются на счет создавшего его иностранного банка, в соответствии с требованиями настоящего Положения. 

Процедура распределения денежных средств должна быть завершена до обращения ликвидатора в суд (в случае принудительной ликвидации), в Национальный банк (в случае добровольной ликвидации) о завершении процедуры ликвидации банка.  

Капитал филиала иностранного банка, размещенный в качестве не обремененного долгами связанного депозита в Национальном банке включается в ликвидационную массу филиала иностранного банка и может быть направлен на удовлетворение требований кредиторов филиала иностранного банка.  

Выплата денежных средств акционеру/ам может производится в безналичной форме.».  

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «О мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением

- пункт 3 дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«День обнаружения нарушения: 

- дата отправки отчета о проверке в банк; 

- дата отправки документа с указанием о выявленном нарушении (предписание, письмо, постановление Национального банка и/или иного документа, содержащего информацию о выявленном нарушении), в том числе по итогам проверки Национальным банком информации о нарушении банком требований законодательства на основании обращений третьих лиц (любых физических, юридических лиц, уполномоченных органов).»; 

- пункт 4 изложить в следующей редакции:  

«4. Национальный банк вправе предусмотреть возможность принятия банком добровольных обязательств по устранению недостатков, угроз/предпосылок нарушения требований законодательства Кыргызской Республики.»; 

- пункт 15 изложить в следующей редакции: 

«15. Письмо-обязательство готовится и предоставляется банком, в деятельности которого имеют место недостатки и угрозы/предпосылки нарушения нормативных правовых актов, не вызывающие значительную обеспокоенность надзорного органа. Письмо-обязательство должно содержать конкретные меры по устранению недостатков, которые будут предприняты Советом директоров и руководством банка, с установлением сроков и целевых показателей. Письмо-обязательство при необходимости может содержать меры по ужесточению внутренних значений экономических нормативов и требований. Банк предоставляя письмо-обязательство обязуется выполнять требования, предусмотренные в письме-обязательстве.  

Письмо-обязательство утверждается Советом директоров банка и подлежит предоставлению в уполномоченное подразделение Национального банка.»; 

- первое предложение пункта 19 изложить в следующей редакции:  

«Меры воздействия Национального банка могут применяться в форме постановлений Правления Национального банка, Комитета по надзору Национального банка, заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, предписаний или требований заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, начальников структурных подразделений Национального банка.». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции об осуществлении банковского надзора» от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) следующие изменения: 

в Инструкции об осуществлении банковского надзора, утвержденном вышеуказанным постановлением

- в пункте 4: 

в абзаце третьем: 

исключить слово «коммерческий» в соответствующих падежных формах; 

дополнить пункт абзацем девятым следующего содержания: 

«- день обнаружения нарушения понимается в значении, указанном в Положении о мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики;».  

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект постановления) разработан в целях совершенствования требований нормативных правовых актов Национального банка по мерам воздействия с учетом практики надзора. 

 

2. Описательная часть  

Проектом постановления предусмотрены изменения содержательного и технического характера, касающиеся вопросов: 

- определение дня обнаружения нарушения; 

- предоставления банком письма-обязательства; 

- возможности добровольной оплаты штрафа банком за нарушение лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах; 

- ликвидации банков.  

В соответствии с проектом постановления изменения вносятся в следующие нормативные правовые акты Национального банка: 

- Инструкцию «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» от 29 декабря 2004 года № 36/13; 

- Положение «О ликвидации банков» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-5-(НПА); 

- Положение «О мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА); 

- Инструкцию об осуществлении банковского надзора от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА).  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики», проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению.  

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не потребует дополнительного финансирования. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА). 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики»» 

 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 27 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О «О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Жапаркулова Н., 31-32-64, nzhaparkulova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем  

Национальный банк, являясь органом банковского надзора и регулирования, осуществляет постоянный мониторинг за деятельностью банков с целью сохранения стабильной финансовой системы, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов, соблюдения законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка. Мероприятия Национального банка в области надзора направлены в первую очередь на оценку характера и уровня, принимаемых банками рисков, оценку их финансовой устойчивости, оптимизацию надзорного режима.  

В условиях динамичного развития и растущей сложности банковской деятельности возрастают банковские риски, в этой связи необходимо и важно обеспечивать соответствующие механизмы мониторинга и надзора, которые способствуют обеспечению надежности, безопасности и стабильности банковского сектора. Данные обстоятельства обуславливают потребность в постоянном развитии инструментов надзора и механизмов их применения, что необходимо для достижения максимальной эффективности банковского надзора.  

Так, по результатам практики надзора выявлено, что в случае нарушения банком лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах, учитывая установленный порядок применения мер воздействия, необходимо пройти процедуры по подготовке соответствующих материалов и вынесению вопроса на рассмотрение Комитета по надзору, принятию соответствующего решения, взиманию штрафа с банка. При этом согласно информации надзора, бывают ситуации, когда банк согласен с допущенным нарушением и наложенным штрафом. Однако, для оплаты указанного штрафа, учитывая требования, необходимо пройти все указанные выше процедуры, что требует соответствующих ресурсов. При этом необходимо отметить, что специфика по нарушениям открытых позиций такова, что в таких случаях достаточно факта нарушения, что в свою очередь влечет в любом случае наложение штрафа на банк, нарушивший указанные лимиты. Вместе с тем, с учетом всех возможных рисков, не представляется возможным автоматическое безакцептное списание с банка штрафа. В этой связи с учетом, всех вышеуказанных обстоятельств, предлагается предусмотреть возможность оплаты штрафа банком на основании постановления заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, в случае предоставления банком письма с согласием с допущенным нарушением открытых позиций и наложенным штрафом.  

Также, по результатам практики работы с ликвидируемыми банками, выявлена необходимость в уточнении отдельных требований по процедурным вопросам, а также в целях детализации имеющихся требований.  

Кроме того, отдельные сложности на практике возникают в связи с отсутствием в нормативных правовых актах определения дня обнаружения нарушения. Данная ситуация обуславливает разное понимание указанного определения у надзорного органа и поднадзорных субъектов.  

Дополнительно, в результате практики надзора выявлена необходимость уточнения требований по вопросу подготовки и предоставления писем-обязательств банков.  

 

2. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков в рамках осуществления за ними надзора со стороны Национального банка.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

По мере осуществления надзора за деятельностью банков, на практике возникают различного рода вопросы по требованиям нормативных правовых актов по вопросам применения мер воздействия. В связи с чем, для уточнения требований по применению мер воздействия возникла необходимость в актуализации отдельных нормативных правовых актов Национального банка.  

На сегодняшний день требования Инструкции «О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики» не предусматривают возможности добровольной оплаты штрафа в случае согласия банка с допущенным нарушением. В связи с этим необходимо пройти установленные процедуры для применения меры воздействия в виде штрафа за нарушение вышеуказанных лимитов и его оплаты банком. Данные обстоятельства не способствуют оптимизации процедур по взиманию с банков штрафов за нарушение рассматриваемых лимитов, в связи с чем предлагается предусмотреть возможность оплаты штрафа в случае согласия банка с допущенным нарушением лимитов ОВП и наложенным штрафом на основании постановления заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, без вынесения вопроса на рассмотрение Комитетом по надзору Национального банка. При этом в целях обеспечения единого подхода при рассмотрении вопросов по наложению штрафа за нарушение лимитов ОВП, считаем целесообразным внутренние вопросы предусмотреть в процедурном документе, аналогично Процедуре контроля соблюдения обязательных резервных требований коммерческими банками. В частности, можно предусмотреть единый порядок действий ответственных СП в случаях добровольной оплаты штрафа банком, а также принудительного взыскания штрафа за нарушение лимитов ОВП. 

В рамках работы с ликвидируемыми банками у надзора возникают вопросы, касающиеся отдельных процессов, более того, на сегодняшний день выявлена необходимость в совершенствовании, к примеру, требований по части ликвидации филиала иностранного банка, процедурных норм по вопросам сроков и отчетности ликвидатора.  

В практике надзора неоднократно возникают вопросы, связанные с единообразным пониманием дня обнаружения нарушения, в связи с чем возникают сложности в рамках применения мер воздействия к банкам. При этом необходимо отметить, что на сегодняшний день в Руководстве по банковскому надзору (ДСП) имеется определение дня обнаружения нарушения. Однако, отсутствие рассматриваемого определения в требованиях нормативных правовых актов Национального банка обуславливает риски различного толкования указанного определения со стороны поднадзорных субъектов, что в свою очередь влечет риски обжалования отдельных решений Национального банка. Вместе с тем, в рамках проработки данного вопроса с уполномоченными подразделениями, последние выразили мнение о том, что в рамках принятия мер воздействия материалы согласовываются, обсуждаются, дополняются, корректируются, что требует много времени, в том числе для изучения вопроса руководством Национального банка. В этой связи датой обнаружения нарушения предложено считать дату направления официального документа (отчета, предписания, письма, постановления Комитета по надзору/Правления Национального банка и т.д.).  

На основании вышеизложенного, для минимизации вышеуказанных рисков предлагается прописать определение дня обнаружения нарушения в соответствующих нормативных правовых актах Национального банка. Также конкретное обозначение дня обнаружения нарушения необходимо для корректного определения сроков в рамках применения мер воздействия.  

По результатам практики надзора было выявлено, отсутствие конкретизированных норм по предоставлению банками писем-обязательств в Национальный банк. Данный пробел не позволяет обеспечить единый подход в рамках работы надзорного органа с письмами-обязательствами банков. Для устранения указанного пробела и в целях обеспечения единого подхода в перспективе на практике предлагается детализировать требования по предоставлению банками писем-обязательств и их рассмотрению Национальным банком.  

 

 

4. Международный опыт 

В целом, лимиты ОВП устанавливаются с целью ограничения валютных рисков банков и данный инструмент является одним из экономических нормативов, необходимых для регулирования активов и обязательств банка в иностранной валюте.   

В пункте 4.2. Инструкции Банка России от 28 декабря 2016 г. № 178-И «Об установлении размеров (лимитов) ОВП, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями» установлено, что Банк России применяет к кредитным организациям меры в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 86-ФЗ, в случае превышения размеров (лимитов) ОВП в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах, а также балансирующей позиции в рублях и суммы открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах (в том числе их контрольных значений) за 6 и более операционных дней в совокупности в течение любых 30 последовательных операционных дней. 

В статье 74 Федерального закона № 86-ФЗ указано, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев. 

В Республике Казахстан статья 42 Закона Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», лимиты ОВП в составе пруденциальных нормативов, устанавливаемых уполномоченным органом для их обязательного соблюдения банками. 

При этом в Правилах расчета и лимитов открытой валютной позиции, утвержденного постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170, не предусмотрены требования по ответственности банков за нарушение лимитов ОВП. 

В Республике Беларусь пунктом 20 Инструкции о порядке вынесения Национальным банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, утвержденного постановлением Правления Национального банка РБ от 28.11.2006 г. № 195 установлено, что днем выявления нарушения считается день составления акта проверки, в котором отражен факт выявления нарушения, либо день представления в Национальный банк отчетности или (и) иной информации, по результатам анализа которой были выявлены основания для применения меры воздействия. 

Днем совершения нарушения считается день фактического совершения нарушения. При этом при длящемся нарушении установленные указанном пунктом сроки исчисляются с момента прекращения нарушения или составления акта проверки, в котором отражен факт выявления нарушения.  

Согласно статье 134 Банковского Кодекса Республики Беларусь в перечень мер надзорного реагирования, применяемых Национальным банком включено также истребование письма, предусматривающего обязанность по устранению в определенный срок выявленных нарушения (недостатка) и (или) действия (бездействия), которые могут привести к созданию положения, угрожающего безопасному функционированию банка, и (или) интересам его вкладчиков и иных кредиторов, и (или) стабильности банковской системы, либо по недопущению такого недостатка и (или) действия (бездействия) в будущем.  

Закон Республики Армения «О банках и банковской деятельности» не предусматривает такого инструмента, как предоставление банком письма-обязательства, при этом статья 61 указанного Закона устанавливает, что если предоставляемые совету банка отчеты выявляют нарушения законов, иных нормативных правовых актов и внутренних правовых актов банка, то совет обязан принимать меры по устранению и не повторению этих нарушений в дальнейшем. 

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

 

5. Цель регулирования 

5.1 Целью государственного регулирования является уточнение требований отдельных нормативных правовых актов Национального банка по вопросам применения мер воздействия.  

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование внести изменения в нормативные правовые акты Национального банка в части уточнения требований по вопросам применения мер воздействия.  

Принятие проекта постановления направлено на дополнение действующих требований Национального банка по вопросам применения мер воздействия, которые позволят исключить имеющиеся пробелы и совершенствовать механизмы применения надзорных инструментов.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на оптимизацию отдельных процессов в рамках применения мер воздействия, а также минимизацию рисков в надзорной деятельности Национального банка.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

Принятие проекта постановления не окажет воздействия на экономику, социальный сектор и экологию.  

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено на совершенствование требований по вопросам применения Национальным банком мер воздействия, что в свою очередь позволит минимизировать риски надзорного органа в рамках применения мер воздействия. Кроме того, минимизируются риски некорректного понимания и толкования требований нормативных правовых актов Национального банка.  

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не предоставляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия направлено уведомление о разработке нормативного правового акта членам рабочей группы по АРВ.  

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- устранит пробелы в нормативных правовых актах Национального банка по мерам воздействия;  

- минимизирует риски в рамках применения Национальным банком мер воздействия.  

 

12. Приложение  

- приказ о рабочей группе по АРВ.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской» 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

1. Инструкция о порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции и открытой позиции в драгоценных металлах коммерческими банками на территории Кыргызской Республики от 29 декабря 2004 года № 36/13 

5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 10 % от норматива минимального размера уставного капитала банка.  

5.1. В случае нарушения банком по состоянию на конец каждого операционного дня установленных лимитов открытой позиции, Национальный банк применяет меры воздействия в виде взыскания штрафа в размере 5% от суммы нарушения, но не более 10 % от норматива минимального размера уставного капитала банка.  

5.1-1. В случае представленного письмом согласия банка с фактом нарушения лимитов открытой позиции и размером штрафа, заместителем председателя/членом Правления Национального банка, курирующим надзорный блок, выносится постановление о наложении штрафа.  

В иных случаях, рассмотрение вопроса о нарушении банком лимитов открытой позиции, а также применение меры воздействия в виде взыскания штрафа осуществляется в установленном порядке. 

2. Положение о ликвидации банков от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-5-(НПА) 

10. Три процента от суммы вырученных от реализации активов и направленных на удовлетворение требований кредиторов (за исключением сумм, полученных от реализации высоколиквидных активов, не обремененных обязательствами, и залогового имущества), направляются ликвидатором в накопительный фонд. До утверждения судом заключительного отчета ликвидатора Национальный банк вправе рекомендовать суду принять решение о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда, а также по решению ликвидатора - работникам согласно заключенным контрактам. В отсутствие указанной рекомендации Национального банка выплата вознаграждения за счет средств накопительного фонда запрещается, а средства накопительного фонда направляются на удовлетворение требований кредиторов. Национальный банк принимает решение о предоставлении/не предоставлении рекомендации суду о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда с учетом степени удовлетворения требований кредиторов и соблюдения ликвидатором требований законодательства Кыргызской Республики. 

Решение о предоставлении/не предоставлении рекомендации должно быть обоснованным и принимается Правлением Национального банка при утверждении заключительного отчета ликвидатора. 

10. Три процента от суммы вырученных от реализации активов и направленных на удовлетворение требований кредиторов (за исключением сумм, полученных от реализации высоколиквидных активов, не обремененных обязательствами, и залогового имущества), направляются ликвидатором в накопительный фонд. В любой момент до утверждения судом заключительного отчета ликвидатора Национальный банк вправе рекомендовать суду принять решение о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда, а также по решению ликвидатора - работникам согласно заключенным контрактам. В отсутствие указанной рекомендации Национального банка выплата вознаграждения за счет средств накопительного фонда запрещается, а средства накопительного фонда направляются на удовлетворение требований кредиторов. Национальный банк принимает решение о предоставлении/не предоставлении рекомендации суду о выплате вознаграждения ликвидатору по итогам процедуры ликвидации за счет средств накопительного фонда с учетом соблюдения ликвидатором требований законодательства Кыргызской Республики. 

19. Срок проведения ликвидации банка не может превышать 24 (двадцати четырех) месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен судом по ходатайству ликвидатора с письменного согласия Национального банка в случае принудительной ликвидации. 

В случае добровольной ликвидации срок может быть продлен по ходатайству ликвидатора с письменного согласия Национального банка. 

В этом случае ликвидатор банка за 3 (три) месяца до завершения срока ликвидации банка направляет в Национальный банк ходатайство о продлении срока ликвидации банка с приложением отчетов ликвидируемого банка за прошедший период на последнюю отчетную дату с указанием оснований и причин, обосновывающих необходимость продления срока проведения ликвидации банка. Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента поступления ходатайства от ликвидатора банка рассматривает указанные в ходатайстве сведения о необходимости продления срока ликвидации банка. Основаниями для продления срока проведения ликвидации банка должны быть обстоятельства, существенно затрудняющие завершение процедуры ликвидации в установленные сроки и влияющие на интересы кредиторов банка. По результатам рассмотрения ходатайства ликвидатора о продлении срока ликвидации банка Правление Национального банка может принять одно из следующих мотивированных решений: 

1) согласиться с ходатайством ликвидатора о продлении срока ликвидации банка; 

2) согласиться с ходатайством ликвидатора, но с продлением процедуры ликвидации на иной срок; 

3) не согласиться с ходатайством ликвидатора о продлении срока ликвидации банка. 

После получения письменного согласия Национального банка о продлении срока принудительной ликвидации ликвидатор направляет соответствующее заявление для утверждения в суд. 

В случае отказа Национального банка в продлении сроков ликвидации ликвидатор банка должен устранить замечания, послужившие основаниями для отказа в согласовании продления срока ликвидации, и подать повторное ходатайство, либо обратиться в суд (в случае принудительной ликвидации), либо в Национальный банк (в случае добровольной ликвидации) в порядке, установленном настоящим Положением, с заявлением о завершении ликвидации банка. 

Продление срока ликвидации не допускается без рассмотрения и утверждения судом отчета ликвидатора за предыдущий срок в случае принудительной ликвидации, а в случае добровольной ликвидации - Национальным банком. 

19. Срок проведения ликвидации банка не может превышать 24 (двадцати четырех) месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен судом по ходатайству ликвидатора с письменного согласия Национального банка в случае принудительной ликвидации. 

В случае добровольной ликвидации срок может быть продлен по ходатайству ликвидатора с письменного согласия Национального банка. 

В этом случае ликвидатор банка за 2 (два) месяца до завершения срока ликвидации банка направляет в Национальный банк ходатайство о продлении срока ликвидации банка с приложением отчетов ликвидируемого банка за прошедший период на последнюю отчетную дату с указанием оснований и причин, обосновывающих необходимость продления срока проведения ликвидации банка. Национальный банк в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента поступления ходатайства от ликвидатора банка рассматривает указанные в ходатайстве сведения о необходимости продления срока ликвидации банка. Основаниями для продления срока проведения ликвидации банка должны быть обстоятельства, существенно затрудняющие завершение процедуры ликвидации в установленные сроки и влияющие на интересы кредиторов банка. По результатам рассмотрения ходатайства ликвидатора о продлении срока ликвидации банка Правление Национального банка может принять одно из следующих мотивированных решений: 

1) согласиться с ходатайством ликвидатора о продлении срока ликвидации банка; 

2) согласиться с ходатайством ликвидатора, но с продлением процедуры ликвидации на иной срок; 

3) не согласиться с ходатайством ликвидатора о продлении срока ликвидации банка. 

После получения письменного согласия Национального банка о продлении срока принудительной ликвидации ликвидатор направляет соответствующее заявление для утверждения в суд. 

В случае отказа Национального банка в продлении сроков ликвидации ликвидатор банка должен устранить замечания, послужившие основаниями для отказа в согласовании продления срока ликвидации, и подать повторное ходатайство, либо обратиться в суд (в случае принудительной ликвидации), либо в Национальный банк (в случае добровольной ликвидации) в порядке, установленном настоящим Положением, с заявлением о завершении ликвидации банка. 

Продление срока ликвидации не допускается без рассмотрения и утверждения судом отчета ликвидатора за предыдущий срок в случае принудительной ликвидации, а в случае добровольной ликвидации - Национальным банком. 

41. Заключительный отчет ликвидатора банка должен содержать следующую информацию: 

………. 

15) отчет по полученным и использованным денежным средствам от Национального банка. 

 

41. Заключительный отчет ликвидатора банка должен содержать следующую информацию: 

………. 

15) отчет по полученным и использованным денежным средствам от Национального банка

16) предложения по последующим мероприятиям для завершения процессов, которые по объективным причинам не были реализованы к моменту завершения процедуры ликвидации банка. 

 

43-1. При добровольной ликвидации филиала иностранного банка, вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания акционеров банка в соответствии с настоящим Положением и законодательством, рассматриваются и утверждаются органом управления иностранного банка, создавшего филиал на территории Кыргызской Республики, уполномоченным в соответствии с учредительными документами рассматривать вопросы открытия/закрытия филиалов иностранного банка за рубежом. 

 

47-1. Ликвидатор в течение 3 рабочих дней со дня принятия Национальным банком решения об отзыве лицензии и начале добровольной ликвидации банка в письменной форме уведомляет об этом государственный орган по регистрации юридических лиц в установленном законодательством порядке.  

54. После отзыва лицензии на право осуществления банковской деятельности Национальный банк в течение 5 (пяти) рабочих дней обращается в суд с заявлением о возбуждении процедуры принудительной ликвидации банка в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности». До назначения судом ликвидатора Национальный банк назначает в банк временную администрацию в целях обеспечения сохранности активов банка и защиты интересов вкладчиков. В случае если в банке на момент отзыва лицензии действовала временная администрация, она сохраняет свои полномочия до назначения судом ликвидатора. 

54. После отзыва лицензии на право осуществления банковской деятельности Национальный банк в течение 5 (пяти) рабочих дней обращается в суд с заявлением о возбуждении процедуры принудительной ликвидации банка в порядке, установленном Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности». До назначения судом ликвидатора Национальный банк назначает в банк временную администрацию в целях обеспечения сохранности активов банка и защиты интересов вкладчиков. В случае если в банке на момент отзыва лицензии действовала временная администрация, она сохраняет свои полномочия до назначения судом ликвидатора. 

Ликвидатор в течение 3 рабочих дней со дня принятия судом решения о начале процедуры принудительной ликвидации банка в письменной форме уведомляет об этом государственный орган по регистрации юридических лиц в установленном законодательством порядке. 

74. Ликвидатор банка вправе решить, что имущество невозможно продать, в случае, если к моменту завершения ликвидации банка: 

- в ходе проведенных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики аукционов либо реализации иным способом никто не изъявил желание купить это имущество; 

- он получил заключение независимых специалистов (экспертов) о том, что стоимость имущества равна нулю

74. Ликвидатор банка вправе решить, что имущество невозможно продать, в случае, если к моменту завершения ликвидации банка: 

- в ходе проведенных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики аукционов либо реализации иным способом никто не изъявил желание купить это имущество; 

- он получил заключение оценщиков (оценочной организации), на основании которого ликвидатором принято решение об экономической нецелесообразности реализации имущества. 

 

78-1. После удовлетворения требований всех кредиторов банка, оставшиеся денежные средства должны быть распределены между акционерами соразмерно доле участия акционера в капитале банка, с учетом наличия фактических обязательств между банком и акционером банка. 

При ликвидации филиала иностранного банка, оставшиеся после удовлетворения требований всех кредиторов денежные средства перечисляются на счет создавшего его иностранного банка, в соответствии с требованиями настоящего Положения. 

Процедура распределения денежных средств должна быть завершена до обращения ликвидатора в суд (в случае принудительной ликвидации), в Национальный банк (в случае добровольной ликвидации) о завершении процедуры ликвидации банка.  

Капитал филиала иностранного банка, размещенный в качестве необремененного долгами связанного депозита в Национальном банке включается в ликвидационную массу филиала иностранного банка и может быть направлен на удовлетворение требований кредиторов филиала иностранного банка.  

Выплата денежных средств акционеру/ам производится в безналичной форме. 

3. Положение о мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА) 

Глава 1. Общие положения 

3. Мера воздействия может быть применена Национальным банком не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня обнаружения нарушения. 

3. Мера воздействия может быть применена Национальным банком не позднее 12 (двенадцати) месяцев со дня обнаружения нарушения. 

День обнаружения нарушения: 

- дата отправки отчета о проверке в банк; 

- дата отправки документа с указанием о выявленном нарушении (предписание, письмо, постановление Национального банка и/или иного документа, содержащего информацию о выявленном нарушении), в том числе по итогам проверки Национальным банком информации о нарушении банком требований законодательства на основании обращений третьих лиц (любых физических, юридических лиц, уполномоченных органов). 

4. Национальный банк вправе предусмотреть возможность принятия банком добровольных обязательств по устранению допущенных недостатков в своей деятельности. 

4. Национальный банк вправе предусмотреть возможность принятия банком добровольных обязательств по устранению недостатков, угроз/предпосылок нарушения требований законодательства Кыргызской Республики. 

15. Письмо-обязательство готовится и предоставляется банком, в деятельности которого имеют место недостатки и угрозы/предпосылки нарушения нормативных правовых актов, не вызывающие значительную обеспокоенность надзорного органа. Письмо-обязательство должно содержать конкретные меры по устранению недостатков, которые будут предприняты Советом директоров и руководством банка, с установлением сроков и целевых показателей. Письмо-обязательство утверждается Советом директоров банка и подлежит согласованию с Национальным банком. 

15. Письмо-обязательство готовится и предоставляется банком, в деятельности которого имеют место недостатки и угрозы/предпосылки нарушения нормативных правовых актов, не вызывающие значительную обеспокоенность надзорного органа. Письмо-обязательство должно содержать конкретные меры по устранению недостатков, которые будут предприняты Советом директоров и руководством банка, с установлением сроков и целевых показателей. Письмо-обязательство при необходимости может содержать меры по ужесточению внутренних значений экономических нормативов и требований. Банк предоставляя письмо-обязательство обязуется выполнять требования, предусмотренные в письме-обязательстве.  

Письмо-обязательство утверждается Советом директоров банка и подлежит предоставлению в уполномоченное подразделение Национального банка. 

19. Меры воздействия Национального банка могут применяться в форме постановлений Правления Национального банка или Комитета по надзору Национального банка, предписаний или требований заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, начальников структурных подразделений Национального банка. При этом указанные документы являются обязательными к исполнению. 

Национальный банк вправе применить более строгие меры воздействия вплоть до отзыва лицензии за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, содержащихся в постановлениях Правления Национального банка, Комитета по надзору Национального банка, предписаниях или требованиях заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, и начальников структурных подразделений Национального банка. 

19. Меры воздействия Национального банка могут применяться в форме постановлений Правления Национального банка, Комитета по надзору Национального банка, заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, предписаний или требований заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, начальников структурных подразделений Национального банка. При этом указанные документы являются обязательными к исполнению. 

Национальный банк вправе применить более строгие меры воздействия вплоть до отзыва лицензии за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований, содержащихся в постановлениях Правления Национального банка, Комитета по надзору Национального банка, предписаниях или требованиях заместителя председателя/члена Правления Национального банка, курирующего надзорный блок, и начальников структурных подразделений Национального банка. 

4. Инструкция об осуществлении банковского надзора от 20 июня 2018 года № 2018-П-12/24-2-(НПА) 

4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие определения: 

- банки - коммерческие банки, микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", а также Государственный банк развития Кыргызской Республики; 

- риск-ориентированный надзор за коммерческими банками (далее - РОН) - надзорный подход, который предназначен для идентификации основных рисков в деятельности и практике коммерческих банков в целях сохранения их безопасности и устойчивости, и, соответственно, направлен на оценку того, как коммерческий банк управляет этими рисками (Приложение 6); 

- куратор/институциональный инспектор (банка) - уполномоченный работник Национального банка, который в соответствии с возложенными на него функциональными обязанностями осуществляет банковский надзор за деятельностью отведенных под его ответственность поднадзорных организаций; 

- присущий риск - это подверженность риску при отсутствии каких бы то ни было мер контроля; 

- чистый риск - определяется как присущий риск после снижения риска за счет качества управления риском; 

- профиль риска банка - это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка (холдинговой компании/аффилированного банка), которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка (холдинговой компании/аффилированного банка) и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам; 

- сводный рейтинг банка - это общая оценка профиля риска банка после рассмотрения результатов оценки его менеджмента, доходности и капитала с точки зрения чистого риска; 

- орган финансовой разведки - уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие определения: 

- банки - коммерческие банки, микрофинансовые компании, привлекающие депозиты, ОАО "Финансовая компания кредитных союзов", а также Государственный банк развития Кыргызской Республики; 

- риск-ориентированный надзор за коммерческими банками (далее - РОН) - надзорный подход, который предназначен для идентификации основных рисков в деятельности и практике банков в целях сохранения их безопасности и устойчивости, и, соответственно, направлен на оценку того, как банк управляет этими рисками (Приложение 6); 

- куратор/институциональный инспектор (банка) - уполномоченный работник Национального банка, который в соответствии с возложенными на него функциональными обязанностями осуществляет банковский надзор за деятельностью отведенных под его ответственность поднадзорных организаций; 

- присущий риск - это подверженность риску при отсутствии каких бы то ни было мер контроля; 

- чистый риск - определяется как присущий риск после снижения риска за счет качества управления риском; 

- профиль риска банка - это сводная информация всех видов рисков и их уровней, приемлемых для банка (холдинговой компании/аффилированного банка), которые отражают все ключевые проблемы в деятельности банка (холдинговой компании/аффилированного банка) и выводы по итогам текущей (последней обновленной) оценки имеющейся информации по данным рискам; 

- сводный рейтинг банка - это общая оценка профиля риска банка после рассмотрения результатов оценки его менеджмента, доходности и капитала с точки зрения чистого риска; 

- день обнаружения нарушения понимается в значении, указанном в Положении о мерах воздействия, применяемых к банкам, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики;  

- орган финансовой разведки - уполномоченный государственный орган Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.