Вернуться назад

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросу аудита информационных систем 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Положения «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики» от 12 марта 2010 года № 6/2; 

- «Об утверждении Положения «О критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-9-(НПА); 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА); 

- «Об утверждении Правил формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-3-(НПА); 

- «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА). 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 дней со дня официального опубликования.  

 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление  

в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, ОАО «Государственный банк развития Кыргызской Республики», структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Председатель К. Боконтаев  

 

 

 

 

 

 

Приложение  

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ________________2023 года  

№_________________________ 

 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики 

по вопросу аудита информационных систем 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики» от 12 марта 2010 года № 6/2 следующие изменения:  

в Положении «О требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- абзац первый пункта 26 изложить в следующей редакции: 

«26. Дополнительная публикация компонентов финансовой отчетности (Отчета о финансовом положении на конец дня 31 декабря отчетного года, Отчета о совокупном доходе за период, Отчета о движении денежных средств и Отчета об изменениях в собственном капитале) вместе с аудиторским заключением должна быть осуществлена в средствах массовой информации на государственном и официальном языках. Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации форм финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям. Публикация осуществляется в сроки и в порядке, определенные настоящим Положением.»; 

- абзац первый пункта 31 изложить в следующей редакции: 

«31. Ежеквартальные отчеты о финансовом положении, о совокупном доходе, о движении денежных средств и об изменениях в собственном капитале, а также информация, содержащейся в пункте 31-1 должны быть опубликованы на официальном интернет-сайте банка и в средствах массовой информации, на государственном и официальном языках не позже 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.». 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций» от 8 июня 2017 года № 2017-П-12/23-9-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «О критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 10: 

второй абзац изложить в следующей редакции: 

«Оценка системной значимости банков проводиться ежегодно, и при наличии изменений в банковской системе. Количественные показатели, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, рассчитываются на основе их финансовых показателей после последней оценки, а затем группируются по следующим трем категориям (с соответствующим взвешиванием):»; 

дополнить абзацами следующего содержания: 

«Качественные характеристики, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, определяются на основе следующей информации: 

а) количество корреспондентских счетов и обороты по ним; 

б) количество выпущенных/действующих карт в обращение и объем транзакций; 

в) наличие мобильных кошельков/приложений, интернет банкинга и систем быстрых платежей; 

г) участие в реализации государственных программ; 

д) доля непроцентных доходов в структуре доходов банка; 

е) доля государственных средств в банке и связь банка с государством; 

ж) доля иностранных средств в капитале банка; 

з) доступность и обширность сети банкоматов, терминалов.». 

- второй абзац пункта 13 изложить в следующей редакции: 

«Для определения системно-значимого банка по количественным показателям, общий показатель банка должен быть на уровне не менее 10% в течении последних либо последующих трех отчетных периодов (ежеквартально). Изменение количественных показателей системно значимого банка могут повлиять на результат оценки его системной значимости, проводимой Национальным банком.». 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-2-(НПА) следующие изменения: 

в Положении о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 3: 

пятый абзац изложить в следующей редакции: 

«Внешний аудит информационных систем - независимая комплексная проверка внешним аудитором технических регламентов и требований банка, позволяющих обеспечить безопасность и защиту информации и самих банковских систем от неправомерного вмешательства и иных угроз (рисков).»; 

дополнить абзацами следующего содержания: 

«DDoS-атака (distributed denial of service) - целенаправленная атака путем подачи большого количества запросов в целях прекращения или затруднения работы «веб»-ресурса. 

Anti-fraud системы - программные комплексы для предотвращения мошеннических транзакций. 

Sql-инъекций - это уязвимость веб-безопасности, которая позволяет злоумышленнику вмешиваться в запросы, которые приложение делает к своей базе данных.  

Dmz - «демелитаризованная» /изолированная зона сети, отделяющая общедоступные сервисы организации от частной.»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. Руководитель аудита информационных систем для проведения внешнего аудита информационных систем должен обладать:  

- квалификационным сертификатом (одним из CISA, CISM, CISSP и т.д.);  

- опытом аудита информационных систем финансово-кредитных организациях.»; 

- пункт 37 изложить в следующей редакции: 

«37. Банки должны проводить внешний аудит информационных систем минимум один раз в два года. Срок проведения внешнего аудита информационных систем определяется из расчета двух последовательных лет с даты проведения последнего внешнего аудита информационных систем.  

При этом системно значимые банки, определяемые по количественным показателям в соответствии с Положением «О критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций», а также банки, которые предоставляют дистанционные финансовые услуги (если объем данных операций свыше 10% от активов банка) должны проводить внешний аудит информационных систем ежегодно.  

В случае получения банком сертификации в соответствии с международным стандартом ISO 27001 «Система менеджмента информационной безопасности» по информационным системам банка, внешний аудит информационных систем может проводиться раз в три года.  

Банк должен проводить внешний аудит информационных систем дочерней компании, предоставляющей услуги по разработке финансовых технологий для реализации банковских услуг. Аудит информационных систем банка и его дочерней компании, предоставляющей услуги по разработке финансовых технологий должен осуществляться одной аудиторской организацией.»; 

- главу 6 «Аудит информационных систем» дополнить пунктами 37-1, 37-2, 37-3, 37-4 и 37-5 следующего содержания: 

«37-1. В программе внешнего аудита, помимо соблюдений требований Положения о требованиях по обеспечению информационной безопасности в коммерческих банках Кыргызской Республики, дополнительно отражаются следующие вопросы/разделы: 

защита важной информации: шифрование данных (сокрытие данных по картам клиентов банка) и предотвращение утечек, управление неструктурированными данными, использование защищенных протоколов обмена с третьими лицами, использование многофакторной аутентификации, использование сертификатов безопасности;  

безопасность инфраструктуры: оценка обеспеченностью серверными и сетевыми ресурсами, оценка защиты виртуальных ресурсов и комплексной защиты от направленных атак, проверка наличия установки актуальных версий операционных систем и патчей безопасности, наличие использования банком внешних облачных ресурсов и другие; 

мониторинг: оценка управления инцидентами и цифровыми расследованиями инцидентов, анализ управления учетными записями и удаленным доступом к инфраструктуре, контроль привилегированных пользователей, анализ полноты логов систем для цифровых расследований; 

защита от взломов и мошенничества: использование anti-fraud систем, защита от DDoS-атак и sql-инъекций, использование нагрузочных тестов на «отказ в обслуживании», систем от межсайтового скриптинга и другие; 

защита приложений и баз данных: оценка защищенности баз данных, оценка безопасности программного кода приложений банка и использование автоматизированных инструментов проверки уязвимости кода как статический и динамический анализаторы (SAST и DAST), в том числе мобильного и интернет банкингов;  

сетевая безопасность: оценка топологии сети на предмет выделения подсети с серверами, pos-терминалами и банкоматами, подсети администрирования для привилегированных пользователей, наличия dmz-зон, наличия актуальных версий операционных систем и патчей безопасности; изучение полноты настроек систем предотвращения сетевых вторжений и сетевых аномалий; наличие межсетевых экранов и сканеров безопасности с актуальными подписками.  

Акцентированные области внешнего аудита должны банком регулярно пересматриваться в зависимости от актуальности. Национальный банк вправе дополнительно рекомендовать банку включить в программу внешнего аудита акцентированные области по результатам предыдущего аудита и/или при наличии инцидентов по информационной безопасности.  

37-2. Программа внешнего аудита должна утверждаться/согласовываться ответственными лицами банка по информационной безопасности.  

37-3. Банк при необходимости может проводить целевой аудит компонентов информационных систем на этапе создания, внедрения и экплуатации новых информационных систем. Однако, целевой аудит не исключает проведения внешнего аудита информационных систем. 

37-4. Целевой аудит банком может быть самостоятельно внепланово инициирован и проведен в качестве узкоспециализированного аудита, направленного на отдельный элемент инфраструктуры, для оценки бизнес-процесса или на соответствие конкретным критериям как быстродействие, безопасность, надежность, производительность или признанным международным стандартам (PCI DSS, COBIT, ITIL, ISO, NIST и другие).  

37-5. При внедрении банком нового приложения для удаленного доступа клиентов (интернет и мобильный банкинг) банк должен провести целевой внешний аудит безопасности программного кода. Результаты целевого аудита должны быть предоставлены в Национальный банк в течение 10 дней после получения отчета аудита.»; 

- пункт 38 изложить в следующей редакции: 

«38. В ходе и для целей аудита информационных систем внешний аудитор должен: 

а) обозначить сроки проведения аудита, область аудита (проверяемые информационные системы, процессы, документы), подходы и применяемые инструменты аудита;  

б) осуществить анализ и оценку соответствия информационных систем и процессов банка требованиям:  

- нормативных правовых актов Национального банка в части информационной безопасности;  

- внутренних политик/процедур информационных систем банка, утвержденных руководством банка.»; 

- пункт 39 изложить в следующей редакции: 

«39. При проведении внешнего аудита информационных систем как минимум необходимо:  

а) оценить внутренние документы по обеспечению информационной безопасности на предмет их необходимости, достаточности и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка;  

б) изучить стратегические документы банка, бизнес-планы, политики и процедуры по управлению рисками информационных систем в целях оценки их адекватности, достаточности и актуальности;  

в) оценить систему управления информационной безопасности и систему управления операционными рисками;  

г) оценить систему обеспечения непрерывности деятельности информационных систем и планов восстановления информационных систем в случае чрезвычайных ситуаций;  

д) оценить риски, связанные с угрозами нарушения информационной безопасности в отношении активов банка, идентификация уязвимостей информационных систем;  

е) рассмотреть степень защищенности информационных систем в филиалах;  

ж) оценить систему управления доступом и распределения ролей в автоматизированных системах;  

з) оценить уровень осведомленности персонала банка в области информационной безопасности и меры банка по информированию персонала;  

и) рассмотреть вопросы соблюдения требований законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности и использования лицензионных программных продуктов;  

л) оценить выполнение рекомендаций предыдущих внешних аудиторских проверок в виде разработки новых или совершенствования действующих внутренних процедур банка, а также мер по улучшению системы защищенности информационных систем.»; 

- главу 6 «Аудит информационных систем» дополнить пунктом 39-1 следующего содержания: 

«39-1. По результатам аудита информационных систем внешний аудитор представляет оценку текущего состояния информационных систем и степень их защищенности.  

По результатам аудита дочерней компании, предоставляющей услуги по разработке финансовых технологий для реализации банковских услуг составляются отчеты на индивидуальной или консолидированной основе.»; 

- пункт 40 изложить в следующей редакции: 

«40. В аудиторском заключении должна быть отражена информация в соответствии с международными стандартами аудита и требованиями Национального банка, включая рекомендации, которые должны быть включены в программу аудита.»; 

- подпункт 1 пункта 41 изложить в следующей редакции: 

«1) представить Национальному банку заверенную копию аудиторского заключения вместе с финансовой отчетностью и письмом аудитора к руководству банка, включая рекомендации внешнего аудитора за пять рабочих дней до дня проведения годового общего собрания акционеров;»; 

- пункт 42 изложить в следующей редакции: 

«42. По завершению аудита информационных систем банк обязан представить Национальному банку заверенную копию аналитического отчета по результатам аудита информационных систем и письмо руководству в течение 5 рабочих дней.  

Аналитический отчет по результатам аудита информационных систем должен содержать как минимум информацию о масштабах аудита, использованных подходах аудита, информацию по исполнению рекомендаций предыдущих аудитов, краткие выводы о выявленных рисках, рекомендации, общее заключение по итогам аудита.»; 

- пункт 49 изложить в следующей редакции: 

«49. Уполномоченные сотрудники Национального банка в ходе осуществления инспекторской проверки вправе встречаться с внешним аудитором и получать от них устную и письменную информацию.  

В случае выявления рисков и недостатков в деятельности банка, Национальный банк вправе дополнительно рекомендовать внешнему аудитору включить в программу аудита и оценки проверку указанных вопросов.»; 

- пункт 54 изложить в следующей редакции: 

«54. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики Национальный банк вправе потребовать от банка проведения внепланового аудита.  

Национальный банк вправе назначить проведение внепланового целевого аудита в банке при возникновении событий/инцидентов информационной безопасности, которые привели к фактам мошенничества, кражам, взлому системы и иным угрозам, которые могут нести существенные убытки в банке в результате недостатков в системе управления информационной безопасностью. 

При этом, услуги аудиторской организации оплачиваются банком.»; 

- пункт 57 дополнить четвертым абзацем следующего содержания: 

«- оперативно принимать меры по устранению выявленных аудиторской проверкой недостатков по информационной безопасности в целом, в том числе по рискам и угрозам, которые могут привести к убыткам и потерям в банке.». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-3-(НПА) следующие изменения: 

в Правилах формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, утвержденных вышеуказанным постановлением: 

- третий абзац подпункта 2 пункта 24 изложить в следующей редакции: 

«- программный контроль, который осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных, контроль создания транзитных счетов, контроль удаленных записей и т.п.).»; 

- пункт 25 дополнить одиннадцатым абзацем следующего содержания: 

«- осуществления регулярного контроля операций, проводимых через транзитные счета.». 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики» от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-8-(НПА) следующее изменение: 

в Положении «О минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- главу 10 «Операционный риск» дополнить пунктами 72-1 и 72-2 следующего содержания: 

«72-1. При возникающих событиях/инцидентах информационной безопасности, приведших к простоям автоматизированной системы или других информационных систем банка с недоступностью услуг населению более 30 минут, банк не позднее 45 минут с момента события/инцидента должен информировать Национальный банк по каналам взаимодействия, и допонительно направить не позднее 1 рабочего дня со дня события/инцидента официальное письмо в Национальный банк с подробным описанием события/инцидента и о мерах предпринимаемых банком для устранения причин.  

72-2. В случае простоя автоматизированной системы или других информационных систем банка более 60 минут, связанных с недоступностью каких - либо банковских услуг населению, банк должен самостоятельно информировать население не позднее 90 минут с момента события/инцидента с помощью доступных ему каналов связи или средств массовой информации о времени устранения технических неполадок.». 

 

 

 

 

 

Сравнительная таблица  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики по вопросу аудита информационных систем»  

 

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция 

1. Положение о требованиях к формированию финансовой отчетности коммерческих банков Кыргызской Республики  

3. Порядок и сроки представления и публикации финансовой отчетности 

26. Дополнительная публикация компонентов финансовой отчетности (Отчета о финансовом положении на конец дня 31 декабря отчетного года, Отчета о совокупном доходе за период, Отчета о движении денежных средств и Отчета об изменениях в собственном капитале) вместе с аудиторским заключением должна быть осуществлена в средствах массовой информации на государственном и/или официальном языках. Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации форм финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям. Публикация осуществляется в сроки и в порядке, определенные настоящим Положением.  

При этом обязательно должна быть ссылка на то, что с финансовой отчетностью и пояснениями к ней в полном объеме можно ознакомиться на официальном интернет-сайте банка, а также в головном офисе банка, его филиалах и сберегательных кассах.  

Сведения о публикации с приложением копии публикации, должны быть представлены в Национальный банк в течение 3-х рабочих дней после публикации.  

26. Дополнительная публикация компонентов финансовой отчетности (Отчета о финансовом положении на конец дня 31 декабря отчетного года, Отчета о совокупном доходе за период, Отчета о движении денежных средств и Отчета об изменениях в собственном капитале) вместе с аудиторским заключением должна быть осуществлена в средствах массовой информации на государственном и официальном языках. Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации форм финансовой отчетности вместе с аудиторским заключением с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям. Публикация осуществляется в сроки и в порядке, определенные настоящим Положением.  

При этом обязательно должна быть ссылка на то, что с финансовой отчетностью и пояснениями к ней в полном объеме можно ознакомиться на официальном интернет-сайте банка, а также в головном офисе банка, его филиалах и сберегательных кассах.  

Сведения о публикации с приложением копии публикации, должны быть представлены в Национальный банк в течение 3-х рабочих дней после публикации.  

4. Ежедневная, ежемесячная и ежеквартальная финансовые отчетности, порядок и сроки их представления 

31. Ежеквартальные отчеты о финансовом положении, о совокупном доходе, о движении денежных средств и об изменениях в собственном капитале, а также информация, содержащейся в пункте 31-1 должны быть опубликованы на официальном интернет-сайте банка и в средствах массовой информации, на государственном и/или официальном языках не позже 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.  

При этом в публикации обязательно должна быть ссылка на то, что с ежеквартальной финансовой отчетностью в полном объеме, указанном в пункте 27 настоящего Положения, можно ознакомиться в головном офисе банка, филиалах и его сберегательных кассах.  

Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации ежеквартальной отчетности с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям.  

Если в течение квартала произошли операции, которые существенно повлияли или могут повлиять на финансовое состояние банка, то банку в полной ежеквартальной финансовой отчетности необходимо раскрыть данные события.  

Сведения о публикации с приложением копии публикации, должны быть представлены в Национальный банк в течение 3-х рабочих дней после публикации.  

Пользователи финансовой отчетности банка должны иметь возможность получать для изучения ежеквартальную финансовую отчетность банка в полном объеме, указанном в пункте 27 настоящего Положения, в связи с чем банк (головной офис, филиалы, сберегательные кассы) должен беспрепятственно предоставлять отчетность в полном объеме по первому требованию пользователей.  

31. Ежеквартальные отчеты о финансовом положении, о совокупном доходе, о движении денежных средств и об изменениях в собственном капитале, а также информация, содержащейся в пункте 31-1 должны быть опубликованы на официальном интернет-сайте банка и в средствах массовой информации, на государственном и официальном языках не позже 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.  

При этом в публикации обязательно должна быть ссылка на то, что с ежеквартальной финансовой отчетностью в полном объеме, указанном в пункте 27 настоящего Положения, можно ознакомиться в головном офисе банка, филиалах и его сберегательных кассах.  

Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации ежеквартальной отчетности с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям.  

Если в течение квартала произошли операции, которые существенно повлияли или могут повлиять на финансовое состояние банка, то банку в полной ежеквартальной финансовой отчетности необходимо раскрыть данные события.  

Сведения о публикации с приложением копии публикации, должны быть представлены в Национальный банк в течение 3-х рабочих дней после публикации.  

Пользователи финансовой отчетности банка должны иметь возможность получать для изучения ежеквартальную финансовую отчетность банка в полном объеме, указанном в пункте 27 настоящего Положения, в связи с чем банк (головной офис, филиалы, сберегательные кассы) должен беспрепятственно предоставлять отчетность в полном объеме по первому требованию пользователей.  

2. Положение о критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций  

Глава 2. Критерии системности банков 

10. Критерии системно-значимых банков необходимо определять на основе количественных показателей, а также качественной информации о коммерческих банках, которая дополнит количественную информацию и позволит точнее определить системную значимость банков.   

Оценка системной значимости банков проводиться ежегодно. Количественные показатели, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, рассчитываются на основе их финансовых показателей после последней оценки (данные по состоянию на конец года), а затем группируются по следующим трем категориям (с соответствующим взвешиванием):   

 1) Размеры определенных показателей банка (доля взвешивания составляет 50 %).  

а) Показатель величина активов (П1). Доля активов банка в удельном весе от общего количества активов банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения влияния на экономику республики. Вес  10%.  

б) Показатель величина депозитов физических лиц (П2). Доля депозитов физических лиц банка в удельном весе от общего объема депозитов физических лиц банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения критичности для подрыва доверия населения к банковской системе. Вес  10%.   

в) Показатель величина депозитов юридических лиц (П3). Доля депозитов юридических лиц банка в удельном весе от общего объема депозитов юридических лиц банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения защиты интересов потребителей финансовых услуг. Вес  10%.  

г) Показатель количество вкладчиков  физических и юридических лиц банка в удельном весе от общего количества вкладчиков  физических и юридических лиц банковской системы. Вес  10% (П4)  

д) Показатель величина кредитного портфеля (П5). Доля кредитного портфеля (брутто-значение) от общего объема кредитного портфеля (брутто-значение) банковской системы. Вес  10%.  

2) Взаимосвязанность с участниками банковской и/или финансовой системы Кыргызской Республики (доля взвешивания составляет 14 %).  

а) Показатель активы, размещенные в банках (П6). Объем размещенных активов (кредиты, депозиты и другие активы) банка в других банках Кыргызской Республики в удельном весе от активов, размещенных в банках банковской системы. Данный критерий характеризует возможность распространения риска неплатежеспособности банка на другие банки, т.е. возможность наступления «эффекта домино». Вес  7%.  

б) Показатель обязательства, привлеченные от банков (П7). Объем совокупной задолженности (кредиты, депозиты и другие обязательства) банка перед другими банками Кыргызской Республики в удельном весе от обязательств, привлеченных от банков банковской системы. Вес  7%.  

3) Уровень замещения (доля взвешивания составляет 36 %).  

а) Показатель концентрации кредитования в отраслях экономики отражает объем кредитов банка по секторам экономики, превышающим пороговое значение (более 15 %) в удельном весе от объема кредитов банковской системы по секторам экономики. Вес  7%. (П8).  

б) Показатель территориальная сеть. Количество филиалов банка к общему количеству филиалов банковской системы. Вес  5% (П9).  

в) Показатель доли входящих и исходящих платежей в СПК банка в объеме входящих и исходящих платежей в СПК банковской системы. Вес  8% (П10).  

г) Показатель доли входящих и исходящих платежей в ГСРРВ банка в объеме входящих и исходящих платежей в ГСРРВ банковской системы. Вес  8% (П11).  

д) Показатель доли трансграничных переводов (входящие и исходящие) банка в объеме трансграничных переводов банковской системы. Вес  8% (П12). 

10. Критерии системно-значимых банков необходимо определять на основе количественных показателей, а также качественной информации о коммерческих банках, которая дополнит количественную информацию и позволит точнее определить системную значимость банков.   

Оценка системной значимости банков проводиться ежегодно, и при наличии изменений в банковской системе. Количественные показатели, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, рассчитываются на основе их финансовых показателей после последней оценки, а затем группируются по следующим трем категориям (с соответствующим взвешиванием):   

 1) Размеры определенных показателей банка (доля взвешивания составляет 50 %).  

а) Показатель величина активов (П1). Доля активов банка в удельном весе от общего количества активов банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения влияния на экономику республики. Вес  10%.  

б) Показатель величина депозитов физических лиц (П2). Доля депозитов физических лиц банка в удельном весе от общего объема депозитов физических лиц банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения критичности для подрыва доверия населения к банковской системе. Вес  10%.   

в) Показатель величина депозитов юридических лиц (П3). Доля депозитов юридических лиц банка в удельном весе от общего объема депозитов юридических лиц банковской системы. Данный критерий необходимо рассматривать с точки зрения защиты интересов потребителей финансовых услуг. Вес  10%.  

г) Показатель количество вкладчиков  физических и юридических лиц банка в удельном весе от общего количества вкладчиков  физических и юридических лиц банковской системы. Вес  10% (П4)  

д) Показатель величина кредитного портфеля (П5). Доля кредитного портфеля (брутто-значение) от общего объема кредитного портфеля (брутто-значение) банковской системы. Вес  10%.  

2) Взаимосвязанность с участниками банковской и/или финансовой системы Кыргызской Республики (доля взвешивания составляет 14 %).  

а) Показатель активы, размещенные в банках (П6). Объем размещенных активов (кредиты, депозиты и другие активы) банка в других банках Кыргызской Республики в удельном весе от активов, размещенных в банках банковской системы. Данный критерий характеризует возможность распространения риска неплатежеспособности банка на другие банки, т.е. возможность наступления «эффекта домино». Вес  7%.  

б) Показатель обязательства, привлеченные от банков (П7). Объем совокупной задолженности (кредиты, депозиты и другие обязательства) банка перед другими банками Кыргызской Республики в удельном весе от обязательств, привлеченных от банков банковской системы. Вес  7%.  

3) Уровень замещения (доля взвешивания составляет 36 %).  

а) Показатель концентрации кредитования в отраслях экономики отражает объем кредитов банка по секторам экономики, превышающим пороговое значение (более 15 %) в удельном весе от объема кредитов банковской системы по секторам экономики. Вес  7%. (П8).  

б) Показатель территориальная сеть. Количество филиалов банка к общему количеству филиалов банковской системы. Вес  5% (П9).  

в) Показатель доли входящих и исходящих платежей в СПК банка в объеме входящих и исходящих платежей в СПК банковской системы. Вес  8% (П10).  

г) Показатель доли входящих и исходящих платежей в ГСРРВ банка в объеме входящих и исходящих платежей в ГСРРВ банковской системы. Вес  8% (П11).  

д) Показатель доли трансграничных переводов (входящие и исходящие) банка в объеме трансграничных переводов банковской системы. Вес  8% (П12). 

Качественные характеристики, применяемые для оценки системной значимости банков в банковской системе, могут определяться, в том числе, на основе следующих данных банка:  

а) количество корреспондентских счетов и обороты по ним; 

б) количество выпущенных/действующих карт в обращении и объем транзакций; 

в) наличие мобильных кошельков/приложений, интернет банкинга и систем быстрых платежей; 

г) участие в реализации государственных программ; 

д) доля непроцентных доходов в структуре доходов банка; 

е) доля государственных средств в банке и связь банка с государством; 

ж) доля иностранных средств в капитале банка; 

з) доступность и обширность сети банкоматов, терминалов. 

13. Значение количественных показателей и общий показатель для банка должны рассчитываться на каждый отчетный период отдельно.   

Для определения системно-значимого банка по количественным показателям, общий показатель банка должен быть на уровне не менее 10% в течении последних либо последующих трех отчетных периодов. Изменение количественных показателей системно значимого банка могут повлиять на результат оценки его системной значимости, проводимой Национальным банком.  

13. Значение количественных показателей и общий показатель для банка должны рассчитываться на каждый отчетный период отдельно.   

Для определения системно-значимого банка по количественным показателям, общий показатель банка должен быть на уровне не менее 10% в течении последних либо последующих трех отчетных периодов (ежеквартально). Изменение количественных показателей системно значимого банка могут повлиять на результат оценки его системной значимости, проводимой Национальным банком.  

3. Положение о минимальных требованиях к внешнему аудиту банков и других финансово-кредитных организаций, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

1. Общие положения 

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:  

 

Внешний аудит информационных систем - независимая проверка внешним аудитором технических регламентов и требований банка, позволяющих обеспечить защиту информации и самих банковских систем от неправомерного вмешательства и иных угроз (рисков).  

… 

3. Для целей настоящего Положения используются следующие понятия:  

 

Внешний аудит информационных систем - независимая комплексная проверка внешним аудитором технических регламентов и требований банка, позволяющих обеспечить безопасность и защиту информации и самих банковских систем от неправомерного вмешательства и иных угроз (рисков).  

… 

DDoS-атака (distributed denial of service) целенаправленная атака путем подачи большого количества запросов в целях прекращения или затруднения работы «веб»-ресурса. 

Anti-fraud системы программные комплексы для предотвращения мошеннических транзакций. 

Sql-инъекций - это уязвимость веб-безопасности, которая позволяет злоумышленнику вмешиваться в запросы, которые приложение делает к своей базе данных.  

Dmz - «демелитаризованная» /изолированная зона сети, отделяющая общедоступные сервисы организации от частной. 

3. Требования к внешнему аудитору банка  

21. Руководитель аудита информационных систем для проведения аудита информационных систем должен обладать:  

- квалификационным сертификатом (CISA, CISM и т.д.);  

- опытом аудита информационных систем финансово-кредитных организациях.  

21. Руководитель аудита информационных систем для проведения внешнего аудита информационных систем должен обладать:  

- квалификационным сертификатом (одним из CISA, CISM, CISSP и т.д.);  

- опытом аудита информационных систем финансово-кредитных организациях.  

6. Аудит информационных систем 

37. Банки должны проводить аудит информационной системы минимум один раз в два года. Срок проведения внешнего аудита информационных систем определяется из расчета двух последовательных лет с даты проведения последнего внешнего аудита информационных систем.  

37. Банки должны проводить внешний аудит информационных систем минимум один раз в два года. Срок проведения внешнего аудита информационных систем определяется из расчета двух последовательных лет с даты проведения последнего внешнего аудита информационных систем.  

При этом системно значимые банки, определяемые по количественным показателям в соответствии с Положением «О критериях системности коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных организаций», а также банки, которые предоставляют дистанционные финансовые услуги (если объем данных операций свыше 10% от активов банка) должны проводить внешний аудит информационных систем ежегодно.  

В случае получения банком сертификации в соответствии с международным стандартом ISO 27001 «Система менеджмента информационной безопасности» по информационным системам банка, внешний аудит информационных систем может проводиться раз в три года.  

Банк должен проводить внешний аудит информационных систем дочерней компании, предоставляющей услуги по разработке финансовых технологий для реализации банковских услуг. Аудит информационных систем банка и его дочерней компании, предоставляющей услуги по разработке финансовых технологий должен осуществляться одной аудиторской организацией.  

37-1. В программе внешнего аудита, помимо соблюдений требований Положения о требованиях по обеспечению информационной безопасности в коммерческих банках Кыргызской Республики, дополнительно отражаются следующие вопросы/разделы: 

защита важной информации: шифрование данных (сокрытие данных по картам клиентов банка) и предотвращение утечек, управление неструктурированными данными, использование защищенных протоколов обмена с третьими лицами, использование многофакторной аутентификации, использование сертификатов безопасности;  

безопасность инфраструктуры: оценка обеспеченностью серверными и сетевыми ресурсами, оценка защиты виртуальных ресурсов и комплексной защиты от направленных атак, проверка наличия установки актуальных версий операционных систем и патчей безопасности, наличие использования банком внешних облачных ресурсов и другие; 

мониторинг: оценка управления инцидентами и цифровыми расследованиями инцидентов, анализ управления учетными записями и удаленным доступом к инфраструктуре, контроль привилегированных пользователей, анализ полноты логов систем для цифровых расследований; 

защита от взломов и мошенничества: использование anti-fraud систем, защита от DDoS-атак и sql-инъекций, использование нагрузочных тестов на «отказ в обслуживании», систем от межсайтового скриптинга и другие; 

защита приложений и баз данных: оценка защищенности баз данных, оценка безопасности программного кода приложений банка и использование автоматизированных инструментов проверки уязвимости кода как статический и динамический анализаторы (SAST и DAST), в том числе мобильного и интернет банкингов;  

сетевая безопасность: оценка топологии сети на предмет выделения подсети с серверами, pos-терминалами и банкоматами, подсети администрирования для привилегированных пользователей, наличия dmz-зон, наличия актуальных версий операционных систем и патчей безопасности; изучение полноты настроек систем предотвращения сетевых вторжений и сетевых аномалий; наличие межсетевых экранов и сканеров безопасности с актуальными подписками.  

Акцентированные области внешнего аудита должны банком регулярно пересматриваться в зависимости от актуальности. Национальный банк вправе дополнительно рекомендовать банку включить в программу внешнего аудита акцентированные области по результатам предыдущего аудита и/или при наличии инцидентов по информационной безопасности.  

37-2. Программа внешнего аудита должна утверждаться/согласовываться ответственными лицами банка по информационной безопасности.  

37-3. Банк при необходимости может проводить целевой аудит компонентов информационных систем на этапе создания, внедрения и экплуатации новых информационных систем. Однако, целевой аудит не исключает проведения внешнего аудита информационных систем. 

37-4. Целевой аудит банком может быть самостоятельно внепланово инициирован и проведен в качестве узкоспециализированного аудита, направленного на отдельный элемент инфраструктуры, для оценки бизнес-процесса или на соответствие конкретным критериям как быстродействие, безопасность, надежность, производительность или признанным международным стандартам (PCI DSS, COBIT, ITIL, ISO, NIST и другие).  

37-5. При внедрении банком нового приложения для удаленного доступа клиентов (интернет и мобильный банкинг) банк должен провести целевой внешний аудит безопасности программного кода. Результаты целевого аудита должны быть предоставлены в Национальный банк в течение 10 дней после получения отчета аудита.  

38. В ходе и для целей аудита информационных систем внешний аудитор должен осуществить анализ и оценку соответствия информационных систем банка требованиям:  

а) нормативных правовых актов Национального банка, в части информационной безопасности банка;  

б) внутренних политик/процедур информационных систем банка, утвержденных руководством банка.  

38. В ходе и для целей аудита информационных систем внешний аудитор должен: 

а) обозначить сроки проведения аудита, область аудита (проверяемые информационные системы, процессы, документы), подходы и применяемые инструменты аудита;  

б) осуществить анализ и оценку соответствия информационных систем и процессов банка требованиям:  

- нормативных правовых актов Национального банка в части информационной безопасности;  

- внутренних политик/процедур информационных систем банка, утвержденных руководством банка.  

39. При проведении внешнего аудита информационных систем как минимум необходимо:  

а) изучить внутренние нормативные документы по обеспечению информационной безопасности на предмет их достаточности и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики и нормативных правовых актов Национального банка;  

б) изучить стратегические документы банка, бизнес-планы, политики и процедуры по управлению рисками информационных систем в целях оценки их адекватности, достаточности и актуальности;  

в) оценить систему управления качеством ИТ-процессов и систему управления операционными рисками;  

г) оценить систему обеспечения непрерывности деятельности информационных систем и планов восстановления информационных систем в случае чрезвычайных ситуаций;  

д) оценить уровень обеспечения безопасности сети, операционных систем, приложений и баз данных, персонала и физической безопасности;  

е) рассмотреть степень защищенности информационных систем в филиалах;  

ж) оценить систему управления доступом и распределения ролей в автоматизированных системах;  

з) оценить уровень осведомленности персонала банка в области информационной безопасности;  

и) рассмотреть вопросы соблюдения требований законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности и использования лицензионных программных продуктов.  

39. При проведении внешнего аудита информационных систем как минимум необходимо:  

а) оценить внутренние документы по обеспечению информационной безопасности на предмет их необходимости, достаточности и соответствия требованиям законодательства Кыргызской Республики, нормативных правовых актов Национального банка;  

б) изучить стратегические документы банка, бизнес-планы, политики и процедуры по управлению рисками информационных систем в целях оценки их адекватности, достаточности и актуальности;  

в) оценить систему управления информационной безопасности и систему управления операционными рисками;  

г) оценить систему обеспечения непрерывности деятельности информационных систем и планов восстановления информационных систем в случае чрезвычайных ситуаций;  

д) оценить риски, связанные с угрозами нарушения информационной безопасности в отношении активов банка, идентификация уязвимостей информационных систем;  

е) рассмотреть степень защищенности информационных систем в филиалах;  

ж) оценить систему управления доступом и распределения ролей в автоматизированных системах;  

з) оценить уровень осведомленности персонала банка в области информационной безопасности и меры банка по информированию персонала;  

и) рассмотреть вопросы соблюдения требований законодательства в отношении прав интеллектуальной собственности и использования лицензионных программных продуктов;  

л) оценить выполнение рекомендаций предыдущих внешних аудиторских проверок в виде разработки новых или совершенствования действующих внутренних процедур банка, а также мер по улучшению системы защищенности информационных систем. 

39-1. По результатам аудита информационных систем внешний аудитор представляет оценку текущего состояния информационных систем и степень их защищенности.  

По результатам аудита дочерней компании, предоставляющей услуги по разработке финансовых технологий для реализации банковских услуг составляются отчеты на индивидуальной или консолидированной основе. 

7. Требования к банку о предоставлении заключения/отчета внешнего аудитора 

40. Аудиторское заключение составляется с соблюдением международных стандартов аудита и требований Национального банка. При этом для всех пользователей, согласно международным стандартам финансовой отчетности, аудиторское заключение по финансовой отчетности банка должно быть единым.  

40. В аудиторском заключении должна быть отражена информация в соответствии с международными стандартами аудита и требованиями Национального банка, включая рекомендации, которые должны быть включены в программу аудита. 

41. По завершению финансового года банк обязан:  

1) представить Национальному банку заверенную копию аудиторского заключения вместе с финансовой отчетностью и письмом аудитора к руководству банка за пять рабочих дней до дня проведения годового общего собрания акционеров;  

… 

41. По завершению финансового года банк обязан:  

1) представить Национальному банку заверенную копию аудиторского заключения вместе с финансовой отчетностью и письмом аудитора к руководству банка, включая рекомендации внешнего аудитора за пять рабочих дней до дня проведения годового общего собрания акционеров;  

… 

42. По завершению аудита информационных систем банк обязан представить Национальному банку заверенную копию аналитического отчета по результатам аудита информационных систем и письмо руководству в течение 5 рабочих дней.  

42. По завершению аудита информационных систем банк обязан представить Национальному банку заверенную копию аналитического отчета по результатам аудита информационных систем и письмо руководству в течение 5 рабочих дней.  

Аналитический отчет по результатам аудита информационных систем должен содержать как минимум информацию о масштабах аудита, использованных подходах аудита, информацию по исполнению рекомендаций предыдущих аудитов, краткие выводы о выявленных рисках, рекомендации, общее заключение по итогам аудита. 

49. Уполномоченные сотрудники Национального банка в ходе осуществления инспекторской проверки вправе встречаться с внешним аудитором и получать от них устную и письменную информацию.  

49. Уполномоченные сотрудники Национального банка в ходе осуществления инспекторской проверки вправе встречаться с внешним аудитором и получать от них устную и письменную информацию.  

В случае выявления рисков и недостатков в деятельности банка, Национальный банк вправе дополнительно рекомендовать внешнему аудитору включить в программу аудита и оценки проверку указанных вопросов. 

8. Заключительные положения 

54. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики Национальный банк вправе потребовать от банка проведения внепланового аудита. При этом, услуги аудиторской организации оплачиваются банком.  

54. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики Национальный банк вправе потребовать от банка проведения внепланового аудита.  

Национальный банк вправе назначить проведение внепланового целевого аудита в банке при возникновении событий/инцидентов информационной безопасности, которые привели к фактам мошенничества, кражам, взлому системы и иным угрозам, которые могут нести существенные убытки в банке в результате недостатков в системе управления информационной безопасностью. 

При этом, услуги аудиторской организации оплачиваются банком.  

57. Должностные лица банка обязаны:  

- создавать внешнему аудитору банка условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по его запросу разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;  

- оперативно устранять все выявленные аудиторской проверкой нарушения, в том числе по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, в системе внутреннего контроля банка.  

57. Должностные лица банка обязаны:  

- создавать внешнему аудитору банка условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки, предоставлять всю документацию, необходимую для ее проведения, а также давать по его запросу разъяснения и объяснения в устной и письменной форме;  

- оперативно устранять все выявленные аудиторской проверкой нарушения, в том числе по ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, в системе внутреннего контроля банка; 

- оперативно принимать меры по устранению выявленных аудиторской проверкой недостатков по информационной безопасности в целом, в том числе по рискам и угрозам, которые могут привести к убыткам и потерям в банке.  

4. Правила формирования системы внутреннего контроля и внутреннего аудита в банках и небанковских финансово-кредитных организациях, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики 

3. Требования к процедурам внутреннего контроля 

24. Порядок контроля за управлением и обеспечением безопасных информационных потоков, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях, устанавливается внутренними документами банка с учетом настоящих Правил и распространяется на все направления деятельности и операции банка. Для этого банк должен:  

1) владеть адекватными и исчерпывающими финансовыми и другими необходимыми данными в оперативном режиме, а также обладать информацией о событиях и условиях рынка, которые могут влиять на принятие решений руководством банка;  

2) обеспечить внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами, включающий в себя:  

- общий контроль автоматизированных систем, который предусматривает контроль компьютерных систем (контроль за главным компьютером, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д.), проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы. Общий контроль состоит из осуществляемых банком процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью физического доступа;  

- программный контроль, который осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных и т.п.).  

24. Порядок контроля за управлением и обеспечением безопасных информационных потоков, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения конфиденциальной информации, а также от использования конфиденциальной информации в личных целях, устанавливается внутренними документами банка с учетом настоящих Правил и распространяется на все направления деятельности и операции банка. Для этого банк должен:  

1) владеть адекватными и исчерпывающими финансовыми и другими необходимыми данными в оперативном режиме, а также обладать информацией о событиях и условиях рынка, которые могут влиять на принятие решений руководством банка;  

2) обеспечить внутренний контроль за автоматизированными информационными системами и техническими средствами, включающий в себя:  

- общий контроль автоматизированных систем, который предусматривает контроль за серверами, сетевым оборудованием, базами данных, системой клиент-сервер и рабочими местами конечных пользователей и т.д., проводимый с целью обеспечения бесперебойной и непрерывной работы. Общий контроль состоит из осуществляемых банком процедур резервирования (копирования) данных и процедур восстановления функций автоматизированных информационных систем, осуществления поддержки в течение времени использования автоматизированных информационных систем, включая определение правил приобретения, разработки и обслуживания (сопровождения) программного обеспечения, порядка осуществления контроля за безопасностью физического доступа;  

- программный контроль, который осуществляется встроенными в прикладные программы автоматизированными процедурами, а также выполняемыми вручную процедурами, контролирующими обработку банковских операций и других сделок (контрольное редактирование, контроль логического доступа, внутренние процедуры резервирования и восстановления данных, контроль создания транзитных счетов, контроль удаленных записей и т.п.).  

25. Контроль обеспечения своевременности, достоверности и достаточности финансовой информации банка требует проверки как минимум следующего:  

- системы бухгалтерского учета в банке на предмет соответствия Международным стандартам финансовой отчетности и требованиям законодательства Кыргызской Республики;  

- в банке, осуществляющем операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования - системы бухгалтерского учета в банке на предмет соответствия стандартам Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) (в случае отсутствия определенных стандартов - на предмет соответствия стандартам МСФО при условии, что они не будут противоречить стандартам Шариата, утвержденных AAOIFI) и безопасным стандартам банковской практики, принятым в Кыргызской Республике;  

- наличия в банке внутреннего документа (руководство) по проведению бухгалтерских записей и проводок;  

- осуществления бухгалтерских записей на ежедневной основе и отражения каждой операции банка;  

- наличия отчетности, отражающей финансовое состояние банка на каждый день;  

- совпадения данных лицевых счетов, особенно относящиеся к депозитам, кредитам, валютным операциям и другим операциям, с данными главной книги банка;  

- осуществления регулярных сверок работниками, которые не вовлечены в процесс санкционирования или отражение операций в финансовой отчетности;  

- наличия документации, сформированной таким образом, что любая операция банка может быть прослежена от начала и до ее завершения или текущего состояния;  

- наличие подтверждения первичными документами всех операций банка и подтверждения любых изменений в проведении операции соответствующими записями.  

25. Контроль обеспечения своевременности, достоверности и достаточности финансовой информации банка требует проверки как минимум следующего:  

- системы бухгалтерского учета в банке на предмет соответствия Международным стандартам финансовой отчетности и требованиям законодательства Кыргызской Республики;  

- в банке, осуществляющем операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования - системы бухгалтерского учета в банке на предмет соответствия стандартам Организации бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) (в случае отсутствия определенных стандартов - на предмет соответствия стандартам МСФО при условии, что они не будут противоречить стандартам Шариата, утвержденных AAOIFI) и безопасным стандартам банковской практики, принятым в Кыргызской Республике;  

- наличия в банке внутреннего документа (руководство) по проведению бухгалтерских записей и проводок;  

- осуществления бухгалтерских записей на ежедневной основе и отражения каждой операции банка;  

- наличия отчетности, отражающей финансовое состояние банка на каждый день;  

- совпадения данных лицевых счетов, особенно относящиеся к депозитам, кредитам, валютным операциям и другим операциям, с данными главной книги банка;  

- осуществления регулярных сверок работниками, которые не вовлечены в процесс санкционирования или отражение операций в финансовой отчетности;  

- наличия документации, сформированной таким образом, что любая операция банка может быть прослежена от начала и до ее завершения или текущего состояния;  

- наличие подтверждения первичными документами всех операций банка и подтверждения любых изменений в проведении операции соответствующими записями

- осуществления регулярного контроля операций, проводимых через транзитные счета.  

5. Положение о минимальных требованиях по управлению рисками в банках Кыргызской Республики 

10. Операционный риск 

71. Совет директоров должен утвердить политики, а Правление - процедуры для осуществления контроля и минимизации операционных рисков. В некоторых случаях они могут быть включены в другие внутренние документы, такие как, в кредитную или инвестиционную политику.  

72. Для предотвращения операционных рисков, банкам необходимо иметь в наличии планы на случай непредвиденных обстоятельств и планы непрерывного ведения деятельности, чтобы обеспечить непрерывное функционирование и минимизировать потери в случае непредвиденного сбоя. Планы должны включать, но не ограничиваться резервным копированием ключевой информации, а также, постоянным хранением такой резервной информации в отдельном месте.  

71. Совет директоров должен утвердить политики, а Правление - процедуры для осуществления контроля и минимизации операционных рисков. В некоторых случаях они могут быть включены в другие внутренние документы, такие как, в кредитную или инвестиционную политику.  

72. Для предотвращения операционных рисков, банкам необходимо иметь в наличии планы на случай непредвиденных обстоятельств и планы непрерывного ведения деятельности, чтобы обеспечить непрерывное функционирование и минимизировать потери в случае непредвиденного сбоя. Планы должны включать, но не ограничиваться резервным копированием ключевой информации, а также, постоянным хранением такой резервной информации в отдельном месте.  

72-1. При возникающих событиях/инцидентах информационной безопасности, приведших к простоям автоматизированной системы или других информационных систем банка с недоступностью услуг населению более 30 минут, банк не позднее 45 минут с момента события/инцидента должен информировать Национальный банк по каналам взаимодействия, и допонительно направить не позднее 1 рабочего дня со дня события/инцидента официальное письмо в Национальный банк с подробным описанием события/инцидента и о мерах предпринимаемых банком для устранения причин.  

72-2. В случае простоя автоматизированной системы или других информационных систем банка более 60 минут, связанных с недоступностью каких - либо банковских услуг населению, банк должен самостоятельно информировать население не позднее 90 минут с момента события/инцидента с помощью доступных ему каналов связи или средств массовой информации о времени устранения технических неполадок.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу аудита информационных систем» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу аудита информационных систем» (далее проект постановления) разработан в целях снижения операционного риска по информационной безопасности

 

2. Описательная часть  

В рамках предлагаемого проекта постановления предусматривается внесение изменений в требования по проведению аудита информационных систем, а также оценки системы управления информационной безопасностью банка.  

Эффективное управление рисками, связанными с информационными технологиями, имеет решающее значение для обеспечения безопасности и надежности банков и стабильности банковской системы. Эффективное использование информационных систем позволяет разрабатывать сложные продукты, улучшать рыночную инфраструктуру, внедрять надежные методы контроля рисков и получать доступ к новым рынкам. 

В то время как информационные технологии расширили возможности роста и прибыльности банков (например, за счет цифрового банкинга), риски и угрозы для платформ цифрового банкинга также увеличились. По мере того, как все больше банки предлагают цифровые банковские продукты, количество угроз также увеличивается. 

Кибербезопасность необходима для защиты банковских активов от этих потенциальных угроз. Надлежащая проверка подлинности и управление доступом пользователей жизненно важны для программы информационной безопасности, которая представляет собой широкую и многоуровневую стратегию безопасности.  

На сегодняшний день современные технологии изменяют способы, которыми банки традиционно предоставляли финансовые услуги. Банки стремятся развивать новые продукты и услуги путем информационных технологий, что потенциально улучшает качество обслуживания клиентов. Данные изменения создают новые источники системных рисков, которые, в свою очередь, создают вызовы для регулирования.  

Банковский сектор является критически важным сектором, который более подвержен рискам кибератак, чем другие сектора, учитывая, что он интенсивно использует информационные технологии и зависит от информации как ключевых исходных данных. Банки также тесно взаимосвязаны с другими финансовыми организациями через платежные системы. 

В этой связи, в целях своевременного анализа рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов информационных систем, а также идентификации уязвимых мест в системе защиты и эксплуатации информационных систем, проектом постановления предлагается проведения аудита информационных систем ежегодно для системно значимых банков и банков, предоставляющих дистанционные финансовые услуги.  

Кроме того, в рамках проекта постановления предусмотрены внешний аудит, который является обязательным, и целевой аудит, проводимый по инициативе банка. Целевой аудит может быть проведен в качестве узкоспециализированного аудита, направленного на отдельный элемент инфраструктуры, технический аудит для оценки бизнес-процесса, аудит на соответствие конкретных критериев и/или стандартов или экспертной оценки. 

Данные требования позволят банкам локализовать уязвимые места в информационных системах, а также проводить тематический аудит отдельных бизнес-процессов.  

Проектом постановления включены требования к процессу проведения аудита информационных систем и содержанию аудиторского отчета в целях обеспечения эффективности управления системой информационной безопасности и снижения операционных рисков. 

Также проектом постановления предусмотрены требования в части публикации финансовых отчетов банка на государственном и при необходимости на официальном языках в целях приведения в соответствие с конституционным законом Кыргызской Республики «О государственным языке Кыргызской Республики» и дополнения по качественным характеристикам по определению системно значимых банков.  

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологическх, коррупционных последствий. 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

Проект постановления будет размещен на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики для общественного обсуждения.  

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных средств. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

К представленному проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2022 года №2022-П-02/81-6-(НПА). 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу аудита информационных систем» 

 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 24 октября 2022 г. № 2022-Пр-121/225-О «О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики по вопросам банковского регулирования». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Жапарова Э.М, начальник управления методологии надзора Национального банка Кыргызской Республики 

 

_________ 

 

 

Рабочая группа: 

Исаев М.Б., начальник отдела по защите прав потребителей Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Абдыразаков Э.О., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Сарыажиев Э.А., начальник управления банковского надзора Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Биялиева Ч.А., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мамырбаева Д.М., начальник юридического управления ОАО «Евразийский Сберегательный Банк» 

 

________ 

Жораев А.А., член Шариатского наблюдательного совета ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Ипасова Н.А., 31-28-81, nipasova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

  

  

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем 

На сегодняшний день современные технологии влияют на изменение способов, которыми банки традиционно предоставляли банковские и финансовые услуги. Банки стремятся развивать новые продукты и услуги путем использования информационных технологий, что потенциально должно улучшить качество обслуживания клиентов. Данные изменения могут создавать источники системных новых рисков, которые в свою очередь, создают вызовы также для регулирования.  

В финансовом секторе банки, как правило, имеют наибольшее проникновение в предоставлении своих продуктов и услуг. Наличие многочисленных точек соприкосновения банковских систем с внешними сторонами приводит к значительным уязвимостям, к кибератакам и возможности использовать в качестве точек входа для атак, направленных на другие части финансовой системы. Следовательно, важно, чтобы банки имели надлежащее управление, системы, процедуры и процессы для снижения киберрисков. 

Повышенная зависимость от информационных систем увеличивает уровень технологического риска, с которым может столкнуться банк, что в свою очередь имеет косвенный эффект, повышая, таким образом, актуальность аудита информационной безопасности. 

Необходимость проведения аудита системы информационной безопасности банка проистекает из ее роли в поддержке эффективного управления рисками, особенно в отношении тех рисков, которые возникают из-за слабых мер кибербезопасности. Утечки данных и киберпреступность обострились в ответ на цифровизацию мира, в частности, финансового и банковского сектора.  

Потребность в эффективной функции аудита информационной безопасности имеет решающие факторы, так как банки используют технологии для лучшей навигации по рынку, что также влияет на систему внутреннего контроля. Учитывая, что в основном бизнес-процессы в значительной степени интегрированы технологическими достижениями, банкам приходится строить систему внутреннего контроля и взаимодействия сотрудников с учетом новых подходов. Таким образом, по мере роста внедрения технологий наблюдаются новые риски. 

Аудит информационной безопасности сосредоточен на спектре рисков, связанных с бизнесом, их выявлении и оценке с целью внедрения надлежащих средств контроля, необходимых для их наилучшего действия. Помогая банкам понять потенциальные риски, с которыми они сталкиваются, аудит дает банкам четкую стратегию действий в отношении этих рисков, независимо от того, можно ли их устранить, смягчить или смягчить с помощью надлежащих средств контроля. 

Применение регулярного и тщательного аудита информационной безопасности позволяет контролировать соответствующие системы, снижая потенциальные риски и принимая оптимальные решения. Функция аудита информационных систем существует для того, чтобы отсеивать недостатки или уязвимые места в управлении информационной безопасности.  

 

2. Масштаб проблем  

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков, в частности, по управлению операционным риском и системы информационной безопасности.  

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Одним из потенциальных преимуществ регулирования является то, что оно может помочь обеспечить заинтересованность Совета директоров и Правления банка. Поскольку регулирование делает любую проблему более заметной для Советов директоров и руководства и регулирование киберрисков дает банкам более сильный стимул для постоянных инвестиций в повышение информационной безопасности. У Советов директоров и Правления банков есть естественный стимул для обеспечения надежной информационной безопасности, учитывая потенциально разрушительные денежные и репутационные издержки кибератак. Тем не менее, Советы директоров и Правление банков не всегда могут смотреть в будущее и могут не осознавать последствий киберрисков для бизнеса и, следовательно, быть склонными подчинять киберустойчивость другим бизнес-целям в отсутствии регулирования. 

Кроме того, в соответствии со статьей 40 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» (далее Закон), Национальный банк в целях обеспечения стабильности и надежности банковской и платежной системы Кыргызской Республики, защиты интересов вкладчиков и иных потребителей банковских и платежных услуг, соблюдения банковского законодательства Кыргызской Республики осуществляет надзор и устанавливает нормы регулирования и надзора за банками, банковскими группами, небанковскими финансово-кредитными организациями и иными юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку, включая платежные организации и операторов платежных систем. 

В этой связи, в целях своевременного анализа рисков, связанных с возможностью осуществления угроз безопасности в отношении ресурсов информационных систем, а также идентификации уязвимых мест в системе защиты и эксплуатации информационных систем, Национальным банком разработан проект постановления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики по вопросу аудита информационных систем» (далее проект постановления).  

 

4. Международный опыт  

Существующие технические стандарты кибербезопасности и информационной безопасности могут стать ценной отправной точкой для любого нормативного руководства. Например, в 20132014 годах Национальный институт стандартов и технологий США (NIST) в тесном сотрудничестве с частным и государственным секторами разработал структуру кибербезопасности. Эта структура, состоящая из набора отраслевых стандартов и лучших практик, которые помогают организациям управлять киберрисками, добровольно используется организациями в Соединенных Штатах, а также привлекла значительное внимание во всем мире. 

Российская Федерация: Законом Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, годовая консолидированная финансовая отчетность банковской группы, годовая консолидированная финансовая отчетность банковского холдинга подлежат обязательному аудиту. При этом, отдельные требования в части аудита информационной безопасности не указаны.  

Республика Казахстан: Согласно статье 57 Закона Республики Казахстана «О банках и банковской деятельности» банк проводит аудит иной информации не более одного раза в год, по одному вопросу аудит иной информации проводится не чаще одного раза в три года. 

Перечень вопросов, подлежащих проверке в рамках аудита иной информации, требования к содержанию, срокам представления аудиторской организацией аудиторского заключения по аудиту иной информации, требования к аудиторам в составе аудиторской организации, привлекаемой к аудиту иной информации, устанавливаются нормативными правовыми актами уполномоченного органа по согласованию с уполномоченным государственным органом, осуществляющим государственное регулирование в области аудиторской деятельности и контроль за деятельностью аудиторских и профессиональных аудиторских организаций. 

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Казахстана к иной информации относятся следующие вопросы: 

1) оценка системы управления рисками и внутреннего контроля; 

2) оценка стратегии и бизнес-модели, системы корпоративного управления; 

3) оценка системы управления рисками информационных технологий, эффективности системы информационной безопасности; 

4) оценка эффективности системы внутреннего контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

 

5. Цель регулирования 

5.1 Целью государственного регулирования является снижения операционного риска по информационной безопасности банков. 

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование внести изменения в нормативные правовые акты Национального банка в части установления требований аудита информационных систем с учетом профиля банка, а также отдельные виды аудита.  

Принятие проекта постановления позволит минимизировать операционные риски коммерческих банков в части информационной безопасности.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на снижение риска банка, а также укреплению информационной безопасности.  

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействия на экономику: проект постановления направлен на поддержание стабильности и надежности банков. В этой связи, предлагаемое регулирование как ожидается будет иметь позитивное воздействие на банковский сектор в целом; 

2) воздействие на социальную сферу: нормы регулирования направлены на снижение рисков банка и защиту банковской системы.  

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон - адресатов регулирования: учитывая, что в проекте предусмотрены новые требования к банкам по проведению аудита информационных систем, возможны потребуется дополнительные затраты коммерческих банков.  

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Внедрение предлагаемых изменений направлено на снижение операционного риска банков и своевременную локализацию уязвимых мест в управлении информационной безопасности. Предлагаемое регулирование требует дополнительных средств банков на проведения аудита информационных систем и оценки отдельных бизнес-процессов банка.  

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проекта постановления прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия направлено уведомления о разработке нормативного правового акта по вопросу информационной безопасности членам рабочей группы по АРВ. При этом, со стороны членов рабочей группы не предоставлены предложения и замечания

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проект постановления должен быть рекомендован для принятия, поскольку обеспечит реализацию следующих аспектов: 

- поддержания стабильности и надежности банковской системы; 

- снижение операционных рисков; 

- эффективное управления информационной безопасности банка. 

 

 

12. Приложение  

- приказ о рабочей группе по АРВ.