Вернуться назад

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О минимальном размере уставного капитала кредитного бюро 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и статье 12 Закона Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информации» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1.  Установить минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных бюро в размере не менее 50 000 000 сомов. 

2. Установить для действующих кредитных бюро следующие минимальные размеры уставного капитала в следующие сроки: 

- до 1 января 2024 года не менее 10 000 000 сомов; 

- до 1 января 2025 года не менее 30 000 000 сомов; 

- до 1 января 2026 года не менее 50 000 000 сомов. 

3. Действующим кредитным бюро, размер минимального уставного капитала которых составляет менее установленных размеров, совместно с акционерами (участниками) разработать план исполнения требований пункта 2 настоящего постановления и представить его в Национальный банк Кыргызской Республики в срок до 1 декабря 2023 года. 

4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней после официального опубликования. 

5. Юридическому управлению со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней: 

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

6. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения всех структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

7. Управлению лицензирования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения кредитных бюро. 

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление лицензирования. 

 

 

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О минимальном размере уставного капитала кредитного бюро» 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О минимальном размере уставного капитала кредитного бюро» (далее проект) разработан в целях реализации Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информацией» от 29 марта 2023 года № 74. 

 

2. Описательная часть 

В настоящее время вопросы лицензирования и регулирования деятельности кредитных бюро регламентированы нормативными правовыми актами Национального банка. 

При этом в действующих нормативных правовых актах Национального банка не предусмотрены требования к минимальному размеру уставного капитала кредитных бюро. 

Вместе с тем Законом Кыргызской Республики от 29 марта 2023 года № 74 внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информацией» (далее Закон). Данными изменениями Национальный банк уполномочен устанавливать требования к минимальному размеру уставного капитала кредитных бюро. 

В этой связи представленным проектом предлагается установить минимальный размер уставного капитала кредитного бюро. 

В частности, со дня вступления в силу данного проекта предлагается определить минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых кредитных бюро в размере не менее 50 000 000 сомов. 

В целях сглаживания процесса перехода к новым требованиям в соответствии с проектом предлагается поэтапное увеличение минимального размера уставного капитала действующих кредитных бюро в следующие сроки: 

- до 1 января 2024 года не менее 10 000 000 сомов; 

- до 1 января 2025 года не менее 30 000 000 сомов; 

- до 1 января 2026 года не менее 50 000 000 сомов. 

Согласно информации кредитных бюро ежегодные расходы действующего кредитного бюро составляют около 30 000 000 сомов, куда включаются административные расходы, расходы на заработную плату и аренду помещений. 

Также для обеспечения обмена кредитной информацией кредитному бюро необходимы программное обеспечение и оборудование, стоимость которых также может повлечь ощутимую нагрузку на уставный капитал кредитного бюро. 

В соответствии со статьей 6 Закона Кыргызской Республики «Об информации персонального характера» кредитное бюро, в качестве держателя и обработчика персональных данных обязано обеспечивать охрану персональных данных во избежание несанкционированного доступа, блокирования, передачи, а равно их случайного или несанкционированного уничтожения, изменения или утраты. 

При этом, 14 статья указанного Закона предусматривает право субъекта персональных данных на возмещение причиненного ущерба и на компенсацию морального вреда в судебном порядке. 

В данное время у действующих кредитных бюро хранятся персональные данные более 2 (двух) миллионов граждан. С внедрением информационных технологий, развитием банковской системы и увеличением цифровых банковских услуг количество граждан, персональные данных которых будут накапливаться у кредитных бюро, будет только увеличиваться. При этом параллельно будут возрастать риски кредитных бюро по обеспечению безопасности персональных данных граждан. 

В этой связи необходимо отметить, что в соответствии со статями 130 и 144 Гражданского кодекса Кыргызской Республики уставный капитал юридического лица определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. 

Ввиду чего, в случае реализации рисков при обеспечении безопасности персональных данных граждан, уставный капитал кредитных бюро должен быть способным покрыть возможные исковые требования граждан. 

В связи с чем, в минимальный размер уставного капитала кроме административных расходов, расходов на заработную плату и аренду офисов, также должны быть включены расходы на приобретение программного обеспечения, на его обслуживание, на приобретение оборудования, обеспечивающего обмен кредитной информацией, а также возможные расходы, связанные с исполнением судебных решений по исковым требованиям граждан в случае реализации рисков. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий 

Принятие данного проекта негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Информация по данному разделу будет представлена по результатам общественного обсуждения. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект нормативного правового акта разработан в целях приведения подзаконного акта с вышестоящим по юридической силе нормативным правовым актом (законом) и не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости и источниках финансирования 

Принятие предлагаемого проекта не предусматривает выделение дополнительного финансирования с республиканскоо бюджета или с бюджета Национального банка. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия 

Представленный проект требует проведения анализа регулятивного воздействия, поскольку направлен на регулирование предпринимательской деятельности. В связи с чем подготовлен проект анализа регулятивного воздействия. 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

 

 

 

  

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

  

  

  

УТВЕРЖДАЮ 

  

  

_____________________________ 

(ФИО, должность) 

  

  

 

(подпись) 

  

  

«___» ____________ 20___ года 

  

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

к проектам постановлений Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности кредитных бюро» и «О минимальном размере уставного капитала кредитного бюро» 

 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от 10 ноября 2022 г.  

№ 2022-Пр-171/239-О «О создании постоянной межведомственной рабочей группы  

по проведению анализа регулятивного воздействия (АРВ) нормативных правовых актов, разработанных управлением лицензирования Национального банка Кыргызской Республики». 

 

Сроки проведения АРВ: ___________ ___________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Садыров А.К., начальник управления лицензирования Национального банка, руководитель рабочей группы 

 

________________ 

 

 

Контактные данные ответственных лиц:  

Мукашова З.А., тел.: 0 312 31 34 12, e-mail: zmukashova@nbkr.kg 

  

1. Проблемы и основания для изменения регулирования 

 

1. Описание проблем  

В настоящее время вопросы лицензирования кредитных бюро регламентированы Положением «О лицензировании деятельности кредитных бюро» (далее Положение), утвержденного постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 24 августа 2016 года № 35/5. 

Действующая редакция Положения регулирует вопросы лицензирования, переоформления, приостановления, отзыва и прекращения лицензии кредитного бюро, а также процедуру внесения изменений в учредительные документы кредитных бюро, вопросы реорганизации и ликвидации кредитного бюро. 

При этом Законом Кыргызской Республики от 29 марта 2023 года № 74 внесены изменения в Закон Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информацией» (далее Закон). Данными изменениями Национальный банк уполномочен устанавливать требования к минимальному уставному капиталу кредитных бюро, квалификационные требования к должностным лицам кредитного бюро, перечень которых определяется Национальным банком, а также к лицам, желающим приобрести в совокупности 10 (десяти) и более процентов акций кредитного бюро. 

В этой связи в новой редакции Положения должны быть внесены нормы с учетом вышеуказанных изменений в Законе, а также должны быть установлены требования к минимальному размеру уставного капитала кредитных бюро. 

Вместе с тем, учитывая, что требования к минимальному размеру уставного капитала должны быть утверждены как в отношении действующих кредитных бюро, так и в отношении вновь открываемых кредитных бюро, нормы по уставному капиталу выделены в отдельный проект нормативного правового акта, а проекте Положения предусмотрена ссылка на указанный проект. 

 

2. Масштаб проблем 

Принимаемые проекты будут затрагивать деятельность двух кредитных бюро, имеющих лицензию Национального банка: ЗАО «Кредитное Бюро «Ишеним» и ЗАО «Кредитное бюро «КРИФ Кейджи». 

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

Проекты постановлений разработаны в целях приведения в соответствие нормативных правовых актов с Законом Кыргызской Республики «О внесении изменений в Закон Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информацией» от 29 марта 2023 года № 74. 

 

4. Международный опыт 

Республика Армения.  

Согласно статье 5 Закона Республики Армения «Об обороте кредитной информации и деятельности кредитных бюро», для лицензирования кредитного бюро размер уставного капитала компании должен составлять не менее 200 000 000 драмов Республики Армения (около 45 000 000 сомов). 

Согласно статье 10 указанного Закона руководителями кредитного бюро не могут быть: 

1) лица, имеющие судимость за умышленно совершенные преступления; 

2) лица, лишенные судом права занимать должности в финансовой, налоговой, таможенной, торговой, экономической, правовой сферах; 

3) лица, признанные банкротами и имеющие непогашенные (непрощенные) обязательства; 

4) лица, совершившие ранее такое деяние, которое, по мнению Центрального банка, обоснованному утвержденной Центральным банком инструкцией, дает основания полагать, что данное лицо в качестве руководителя кредитного бюро не может надлежащим образом управлять соответствующей сферой деятельности кредитного бюро или его действия могут привести к банкротству, ухудшению финансового положения либо дискредитации авторитета и деловой репутации кредитного бюро. 

5) в иных случаях, установленных законом. 

Республика Казахстан.  

Закон Республики Казахстан «О кредитных бюро и формировании кредитных историй в Республике Казахстан» не предусматривает полномочия уполномоченного органа по определению минимального размера уставного капитала кредитного бюро и требований к его должностным лицам. 

Республика Узбекистан. 

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Узбекистан «Об обмене кредитной информацией», Центральный банк Республики Узбекистан устанавливает квалификационные требования к руководителю кредитного бюро. 

При этом в данном Законе полномочия по установлению размеров уставного капитала кредитных бюро не предусмотрены. 

Российская Федерация. 

Согласно статье 15 Федерального закона Российской Федерации «О кредитных историях», лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа бюро кредитных историй, должно иметь высшее образование и опыт руководства кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, бюро кредитных историй, кредитным рейтинговым агентством либо структурным подразделением финансовой организации, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства, осуществляющими деятельность на финансовом рынке, или опыт работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, Банке России не менее двух лет.  

Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа бюро кредитных историй, не может являться: 

1) лицом, осуществлявшим функции (независимо от срока, в течение которого лицо их осуществляло) единоличного исполнительного органа финансовой организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва (аннулирования) за нарушение законодательства Российской Федерации у финансовой организации лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо дню исключения финансовой организации, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства из соответствующего реестра за нарушение законодательства Российской Федерации, если на день, предшествовавший дню назначения (избрания) лица на должность, не истек пятилетний срок со дня отзыва (аннулирования) лицензии на осуществление операций, соответствующих виду деятельности финансовой организации, либо исключения финансовой организации, бюро кредитных историй, кредитного рейтингового агентства из соответствующего реестра (за исключением случая, если лицо представило в Банк России доказательства непричастности к принятию решения или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву (аннулированию) лицензии либо к исключению из соответствующего реестра);  

2) лицом, в отношении которого не истек срок, в течение которого оно считается подвергнутым административному наказанию в виде дисквалификации; 

3) лицом, имеющим неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики или преступления против государственной власти; 

4) лицом, которое привлекалось два и более раза в течение трех лет, предшествовавших дню назначения (избрания) лица на должность, в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом к административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве юридического лица, преднамеренное и (или) фиктивное банкротство юридического лица (за исключением случаев, если такое административное правонарушение повлекло административное наказание в виде предупреждения). 

В обозначенном Законе отсутствуют нормы относительно установления размеров уставного капитала кредитного бюро. 

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

 

5. Цель регулирования 

Целью регулирования рассматриваемого вопроса является приведение Положения в соответствие с Законом, который обладает более высокую юридическую силу. 

 

6. Предлагаемое регулирование 

Принятие данного варианта регулирования направлено на реализацию норм Закона Кыргызской Республики «Об обмене кредитной информацией». 

В частности, проектами постановлений предлагается установление минимального размера уставного капитала кредитных бюро, определение согласуемых должностных лиц и требований к ним, регламентирование порядка приобретения 10 (десяти) и более процентов акций кредитных бюро. 

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования  

Принятие данных проектов не требует дополнительного финансирования с республиканского бюджета или с бюджета Национального банка. 

Принятие предлагаемого варианта регулирования не влияет на состояние конкуренции на рынке услуг по организации обмена кредитной информации, так как проекты не предусматривают новые преимущества для конкретного кредитных бюро. 

Кроме того, проекты постановлений должны быть рекомендованы для принятия по следующим основаниям: 

- регулятивное воздействие обоснованно, поскольку нормативным правовым актом, обладающим более высокую силу, то есть Законом, предусмотрено принятие данных постановлений Национального банка; 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере лицензирования деятельности кредитных бюро;  

- установит квалификационные требования для кандидатов на должности в кредитных бюро и потенциальных акционеров, что окажет содействие в повышении эффективности деятельности кредитных бюро, а также в обеспечении безопасности персональных данных граждан; 

- определить минимальный размер уставного капитала кредитных бюро, что может оказать содействие институциональному развитию кредитных бюро и минимизирует риски невыполнения кредитными бюро своих обязательств перед кредиторами. 

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Принятие предлагаемых проектов обеспечит соответствие Положения Закону, обладающему более высокую юридическую силу. 

Риски могут возникнуть для кредитных бюро, уставный капитал которых не соответствует установленному минимальному размеру 50 000 000 (пятьдесят миллионов) сомов. Однако для них предусматриваются переходные положения, обеспечивающие поэтапное увеличение суммы уставного капитала до необходимого размера. 

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию  

Принятие проектов постановлений прямого воздействия на конкуренцию в сфере оказания услуг по организации обмена кредитной информацией не окажет, так как проектами не представляются определенные льготы и не предусмотрены дискриминирующие положения для отдельных кредитных бюро. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения общественного обсуждения проекты будут размещены на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

Информация по данному разделу будет дополнена по итогам общественного обсуждения. 

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного проекты постановлений должны быть рекомендованы для принятия, поскольку принятие обеспечит реализацию следующих вопросов: 

- обеспечит совершенствование нормативных правовых актов Национального банка в сфере лицензирования деятельности кредитных бюро;  

- установит квалификационные требования для кандидатов на должности в кредитных бюро и потенциальных акционеров, что окажет содействие в повышении эффективности деятельности кредитных бюро, а также в обеспечении безопасности персональных данных граждан; 

- определить минимальный размер уставного капитала кредитных бюро, что может оказать содействие институциональному развитию кредитных бюро и минимизирует риски невыполнения кредитными бюро своих обязательств перед кредиторами. 

 

12. Приложение  

- уведомление о разработке проекта нормативного правового акта; 

- приказ о рабочей группе по АРВ.