Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики»  

 

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» (далее проект постановления) разработан в целях приведения в соответствие с принятым постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 18 ноября 2022 года № 637 «О внесении изменений в некоторые решения Правительства Кыргызской Республики в целях внедрения использования цифровых документов на территории Кыргызской Республики».  

 

2. Описательная часть 

Проектом постановления предусмотрены изменения (сравнительная таблица прилагается) технического характера в следующие постановления Правления Национального банка: 

«Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8»; 

«Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС); 

«Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 14 сентября 2022 года № 2022-П-14/57-1-(ПС); 

«Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 20 апреля 2022 года № 2022-П-14/25-3-(ПС); 

«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС)

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Проект постановления не повлечет социальные, правовые, правозащитные, гендерные, экологические, экономические и коррупционные последствия. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Материалы по проекту постановления будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg) по итогам информационного заседания Правления Национального банка.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит нормам действующего законодательства Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Дополнительных финансовых затрат при принятии проекта постановления не требуется. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

В соответствии с подпунктом 4 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА) анализ регулятивного воздействия к представленному проекту постановления не требуется.  

 

 

ПРОЕКТ 

 

 

 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8»; 

- «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС); 

«Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС); 

- «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 20 апреля 2022 года № 2022-П-14/25-3-(ПС);  

- «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 14 сентября 2022 года № 2022-П-14/57-1-(ПС)

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.  

 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

4. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций. 

 

5. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений Национального банка Кыргызской Республики, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.  

 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

Председатель К. Боконтаев 

Члены Правления М. Аттокуров 

М. Жакыпов  

У. Жамалидинов 

К. Куленбеков 

Р. Сейткасымова 

З. Чокоев 

 

 

ПРОЕКТ 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от _____________2023 года   

№ ____________________ 

 

 

Изменения   

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

  

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8» следующее изменение:  

в Положении «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением:  

- пункт 54 изложить в следующей редакции:  

«54. В договоре с ТСП банк должен установить лимиты на сумму одной операции, свыше которой ТСП необходимо запросить подтверждающий документ держателя карты (оригинал паспорта /оригинал другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на бумажном носителе или в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем). Данные о документе, удостоверяющем личность, обязательно заносятся в чек. 

В договор с ТСП банк должен включить инструкцию (правила) с описанием карт, признаками и/или списком подозрительных действий со стороны держателей карт и необходимые меры, которые должны принимать ТСП при получении соответствующего сообщения из платежной системы. При этом банку необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим вопросы защиты прав потребителей, а также иными нормативными правовыми актами и рекомендациями операторов платежных систем, связанными с обеспечением безопасности платежей и расчетов.».  

  

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС) следующие изменения: 

в Положении «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением:  

- подпункт 13 пункта 19 изложить в следующей редакции: 

«13) копии документов учредителя (акционера/участника) заявителя - физического лица резидента/нерезидента Кыргызской Республики: 

- копию паспорта (копию ID-паспорта для резидента на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, для нерезидента - копию паспорта гражданина иностранного государства); 

- копию декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица-нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по уплате налогов; 

- сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителя (акционера/участника), направленных на формирование уставного капитала, с приложением подтверждающих документов и документов об отсутствии кредиторской задолженности (справки из банка о сбережениях, с места работы - о доходах; справку о дивидендах или другие документы, подтверждающие получение доходов и наличие средств, направляемых на формирование/увеличение уставного капитала, приобретение акций, или участие в доле);»; 

- подпункт 19 пункта 19-1 изложить в следующей редакции: 

«19) копии документов учредителя (акционера/участника) - физического лица резидента/нерезидента: 

- копию паспорта (копия ID-паспорта - для резидента на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, для нерезидента - копия паспорта иностранного государства); 

- копию декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица-нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по уплате налогов; 

- сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителя (акционера/участника), направленных на формирование уставного капитала, с приложением подтверждающих документов и документов об отсутствии кредиторской задолженности (справки из банка о сбережениях, с места работы - о доходах; справка о дивидендах или другие документы, подтверждающие получение доходов и наличие средств, направляемых на формирование/увеличение уставного капитала, приобретение акций, или участие в доле). 

Требования подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 19 настоящего пункта не распространяются на Национальный банк Кыргызской Республики, если он выступает одним из акционеров (учредителей)/участников платежной организации/оператора платежной системы.»; 

- пункт 28 изложить в следующей редакции:  

«28. Выдача лицензии уполномоченному лицу осуществляется при предъявлении доверенности и оригинала документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, а также документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за выдачу лицензии. Представленная доверенность на получение лицензии от уполномоченного лица хранится в Национальном банке.»; 

- пункт 40 изложить в следующей редакции: 

«40. Платежная организация/оператор платежной системы должна/ен представить в Национальный банк вместе с документами для получения лицензии, указанными в пунктах 19 и 19-1 настоящего Положения, следующие документы членов исполнительного органа управления, в том числе по вновь принятым и/или при смене членов исполнительного органа управления: 

1) копию диплома о среднем/высшем образовании; 

2) заверенную копию соответствующего решения (либо оригинал выписки из такого решения) уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата на должность, согласно настоящему Положению, а также копию трудового договора с указанием функциональных обязанностей кандидата в соответствии с должностной инструкцией; 

3) для руководителя исполнительного органа управления - соответствующий документ (свидетельство) о прослушивании курса о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (копию). На момент подачи документов в Национальный банк срок получения документа (свидетельства) не должен превышать 2 (двух) лет с даты его получения; 

4) не менее одной рекомендации от лиц, которые работали с кандидатом на прежних местах его работы либо имели деловые отношения с ним, по форме Приложения 5 к настоящему Положению. Не допускается предоставление рекомендаций от служащих/сотрудников Национального банка; от близких родственников; от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике; 

5) копию трудовой книжки; 

6) копию ID-паспорта на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем.». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) следующие изменения:  

В Положении «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем», утвержденном вышеуказанным постановлением:  

- пункт 26 Приложения 2 изложить в следующей редакции:  

«26. В целях верификации идентификационных данных пользователя МПА, полученных удаленным способом, платежная организация и/или агент в рамках настоящего параграфа в процессе идентификации должны получить по электронным каналам взаимодействия через МПА фотографию (видеозапись) лица клиента, фотографию передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, фотографию (видеозапись) клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре.  

На фотографии (видеозаписи) клиента должны быть четко видны его лицо и плечи, клиент должен находиться в достаточно освещенном помещении. Лицо клиента должно быть полностью открыто, не допускается ношение солнцезащитных очков или иных аксессуаров, закрывающих лицо, попадание тени на лицо клиента, а также присутствие в кадре третьих лиц. 

В случае, если клиент предъявил документ, удостоверяющий его личность, в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем, то фотография (видеозапись) клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре не требуется.»; 

- пункт 35 Приложения 2 изложить в следующей редакции:  

«35. В ходе сеанса видеосвязи должны быть сделаны фотография лица клиента отдельным кадром, фотография передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, отдельным кадром, а также фотография лица клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре. Эти фотографии должны храниться вместе с видеозаписью. 

Допускается получение фотографий клиента и документа, удостоверяющего личность клиента, заранее согласованным способом по установленным каналам связи через МПА. 

В случае, если клиент предъявил документ, удостоверяющий его личность, в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем, то фотография (видеозапись) клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре не требуется.». 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 20 апреля 2022 года № 2022-П-14/25-3-(ПС) следующее изменение:  

В Положении «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 83 изложить в следующей редакции:  

«83. Возврат невостребованных электронных денег осуществляется идентифицированным владельцам электронных кошельков при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, через кассу банка наличными либо переводится на расчетный/банковский счет клиента по его заявлению.  

Возврат невостребованных электронных денег с неидентифицированных электронных кошельков производится клиенту при предъявлении им оригинала документа, удостоверяющего личность на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, и договора на оказание услуг сотовой связи, заключенного между клиентом и оператором сотовой связи, на номер, по которому был открыт кошелек. При этом договор на оказание услуг сотовой связи должен быть заключен до открытия клиентом электронного кошелька. 

При отсутствии договора на оказание услуг сотовой связи возврат невостребованных электронных денег производится при предъявлении владельцем неидентифицированного электронного кошелька официального письма, полученного от оператора системы электронных денег, подтверждающего владение электронным кошельком. Банк должен указать во внутренних нормативных документах, а также в правилах системы, порядок возврата невостребованных электронных денег.».  

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 14 сентября 2022 года № 2022-П-14/57-1-(ПС) следующее изменение:  

в Инструкции «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- пункт 50 изложить в следующей редакции: 

«50. Отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом нарочно передается руководителю или иному уполномоченному лицу поднадзорной организации не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты проведения заключительной встречи по итогам проверки. При получении отчета представитель поднадзорной организации предъявляет удостоверяющий его личность оригинал документа на бумажном носителе либо предъявляет документ в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем, предоставляет оригинал или заверенную копию уполномочивающего документа на получение отчета об инспекторской проверке (для иных представителей, кроме руководителя) и расписывается в журнале выдачи отчетов с отметкой о получении отчета нарочно. 

В исключительных случаях (невозможность вручения отчета нарочно в связи с нахождением руководителя/иных уполномоченных лиц поднадзорной организации за пределами территории Кыргызской Республики, их временная нетрудоспособность по медицинским показаниям и тому подобное) отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом направляется почтовым отправлением на фактический адрес нахождения поднадзорной организации. В данном случае в обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставлении почтового отправления с обратным уведомлением, включающим ФИО получившего отчет лица и дату доставки.». 

 

 

 СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики» 

 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Положение «О банковских платежных картах в Кыргызской Республике» от 9 декабря 2015 года № 76/8 

Глава 8. Требования к эквайрингу  

54. В договоре с ТСП банк должен установить лимиты на сумму одной операции, свыше которой ТСП необходимо запросить подтверждающий документ держателя карты (паспорт или другие документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики). Данные о документе, удостоверяющем личность, обязательно заносятся на чек.  

В договор с ТСП банк должен включить инструкцию (правила) с описанием карт, признаками и/или списком подозрительных действий со стороны держателей карт и необходимые меры, которые должны принимать ТСП при получении соответствующего сообщения из платежной системы. При этом банку необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим вопросы защиты прав потребителей, а также иными нормативными правовыми актами и рекомендациями операторов платежных систем, связанными с обеспечением безопасности платежей и расчетов.  

54. В договоре с ТСП банк должен установить лимиты на сумму одной операции, свыше которой ТСП необходимо запросить подтверждающий документ держателя карты (оригинал паспорта /другого документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на бумажном носителе или в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем). Данные о документе, удостоверяющем личность, обязательно заносятся в чек. 

В договор с ТСП банк должен включить инструкцию (правила) с описанием карт, признаками и/или списком подозрительных действий со стороны держателей карт и необходимые меры, которые должны принимать ТСП при получении соответствующего сообщения из платежной системы. При этом банку необходимо руководствоваться законодательством, регулирующим вопросы защиты прав потребителей, а также иными нормативными правовыми актами и рекомендациями операторов платежных систем, связанными с обеспечением безопасности платежей и расчетов.  

Положение «О лицензировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 2 сентября 2019 года № 2019-П-14/46-1-(ПС) 

РАЗДЕЛ 2. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ 

Глава 6. Документы, необходимые для получения лицензии 

13 подпункт 19 пункта: 

13) копии документов учредителя (акционера/участника) заявителя - физического лица резидента/нерезидента Кыргызской Республики: 

- копию паспорта (копию ID-паспорта для резидента, для нерезидента - копию паспорта гражданина иностранного государства); 

- копию декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица-нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по уплате налогов; 

- сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителя (акционера/участника), направленных на формирование уставного капитала, с приложением подтверждающих документов и документов об отсутствии кредиторской задолженности (справки из банка о сбережениях, с места работы - о доходах; справку о дивидендах или другие документы, подтверждающие получение доходов и наличие средств, направляемых на формирование/увеличение уставного капитала, приобретение акций, или участие в доле); 

13 подпункт 19 пункта: 

13) копии документов учредителя (акционера/участника) заявителя - физического лица резидента/нерезидента Кыргызской Республики: 

- копию паспорта (копию ID-паспорта для резидента на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, для нерезидента - копию паспорта гражданина иностранного государства); 

- копию декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица-нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по уплате налогов; 

- сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителя (акционера/участника), направленных на формирование уставного капитала, с приложением подтверждающих документов и документов об отсутствии кредиторской задолженности (справки из банка о сбережениях, с места работы - о доходах; справку о дивидендах или другие документы, подтверждающие получение доходов и наличие средств, направляемых на формирование/увеличение уставного капитала, приобретение акций, или участие в доле); 

Подпункт 19 пункта 19-1: 

19) копии документов учредителя (акционера/участника) - физического лица резидента/нерезидента: 

- копию паспорта (копия ID-паспорта - для резидента, для нерезидента - копия паспорта иностранного государства); 

- копию декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица-нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по уплате налогов; 

- сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителя (акционера/участника), направленных на формирование уставного капитала, с приложением подтверждающих документов и документов об отсутствии кредиторской задолженности (справки из банка о сбережениях, с места работы - о доходах; справка о дивидендах или другие документы, подтверждающие получение доходов и наличие средств, направляемых на формирование/увеличение уставного капитала, приобретение акций, или участие в доле). 

Требования подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 19 настоящего пункта не распространяются на Национальный банк Кыргызской Республики, если он выступает одним из акционеров (учредителей)/участников платежной организации/оператора платежной системы. 

 

19) копии документов учредителя (акционера/участника) - физического лица резидента/нерезидента: 

- копию паспорта (копия ID-паспорта - для резидента на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, для нерезидента - копия паспорта иностранного государства); 

- копию декларации о доходах, социальных отчислениях на дату подачи документов в форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики; для физического лица-нерезидента необходимо предоставить аналогичные документы в соответствии с законодательством страны происхождения, а также документ, подтверждающий отсутствие задолженностей по уплате налогов; 

- сведения, позволяющие определить источники происхождения денежных средств учредителя (акционера/участника), направленных на формирование уставного капитала, с приложением подтверждающих документов и документов об отсутствии кредиторской задолженности (справки из банка о сбережениях, с места работы - о доходах; справка о дивидендах или другие документы, подтверждающие получение доходов и наличие средств, направляемых на формирование/увеличение уставного капитала, приобретение акций, или участие в доле). 

Требования подпунктов 2, 3, 4, 5, 6, 19 настоящего пункта не распространяются на Национальный банк Кыргызской Республики, если он выступает одним из акционеров (учредителей)/участников платежной организации/оператора платежной системы. 

Глава 8. Выдача лицензии 

28. Выдача лицензии уполномоченному лицу осуществляется при предъявлении доверенности и документов, удостоверяющих его личность, а также документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за выдачу лицензии. Представленная доверенность на получение лицензии от уполномоченного лица хранится в Национальном банке. 

28. Выдача лицензии уполномоченному лицу осуществляется при предъявлении доверенности и оригинала документа, удостоверяющего его личность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, а также документа, подтверждающего внесение государственной пошлины за выдачу лицензии. Представленная доверенность на получение лицензии от уполномоченного лица хранится в Национальном банке. 

Глава 10. Требования к членам исполнительного органа управления заявителя/лицензиата 

40. Платежная организация/оператор платежной системы должна/ен представить в Национальный банк вместе с документами для получения лицензии, указанными в пунктах 19 и 19-1 настоящего Положения, следующие документы членов исполнительного органа управления, в том числе по вновь принятым и/или при смене членов исполнительного органа управления: 

1) копию диплома о среднем/высшем образовании; 

2) заверенную копию соответствующего решения (либо оригинал выписки из такого решения) уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата на должность, согласно настоящему Положению, а также копию трудового договора с указанием функциональных обязанностей кандидата в соответствии с должностной инструкцией; 

3) для руководителя исполнительного органа управления - соответствующий документ (свидетельство) о прослушивании курса о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (копию). На момент подачи документов в Национальный банк срок получения документа (свидетельства) не должен превышать 2 (двух) лет с даты его получения; 

4) не менее одной рекомендации от лиц, которые работали с кандидатом на прежних местах его работы либо имели деловые отношения с ним, по форме Приложения 5 к настоящему Положению. Не допускается предоставление рекомендаций от служащих/сотрудников Национального банка; от близких родственников; от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике; 

5) копию трудовой книжки; 

6) копию ID-паспорта. 

40. Платежная организация/оператор платежной системы должна/ен представить в Национальный банк вместе с документами для получения лицензии, указанными в пунктах 19 и 19-1 настоящего Положения, следующие документы членов исполнительного органа управления, в том числе по вновь принятым и/или при смене членов исполнительного органа управления: 

1) копию диплома о среднем/высшем образовании; 

2) заверенную копию соответствующего решения (либо оригинал выписки из такого решения) уполномоченного органа управления, принявшего решение об избрании/назначении кандидата на должность, согласно настоящему Положению, а также копию трудового договора с указанием функциональных обязанностей кандидата в соответствии с должностной инструкцией; 

3) для руководителя исполнительного органа управления - соответствующий документ (свидетельство) о прослушивании курса о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов (копию). На момент подачи документов в Национальный банк срок получения документа (свидетельства) не должен превышать 2 (двух) лет с даты его получения; 

4) не менее одной рекомендации от лиц, которые работали с кандидатом на прежних местах его работы либо имели деловые отношения с ним, по форме Приложения 5 к настоящему Положению. Не допускается предоставление рекомендаций от служащих/сотрудников Национального банка; от близких родственников; от лиц, признанных причастными к осуществлению деятельности, относящейся к нездоровой и небезопасной банковской практике; 

5) копию трудовой книжки; 

- копию ID-паспорта на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем

Положение «О регулировании деятельности платежных организаций и операторов платежных систем» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-2-(ПС) 

Приложение 2 к положению «Порядок проведения идентификации и верификации клиентов платежных организаций, использующих мобильные приложения агентов для оплаты товаров/услуг» 

26. В целях верификации идентификационных данных пользователя МПА, полученных удаленным способом, платежная организация и/или агент в рамках настоящего параграфа в процессе идентификации должны получить по электронным каналам взаимодействия через МПА фотографию (видеозапись) лица клиента, фотографию передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, фотографию (видеозапись) клиента рядом с документом, удостоверяющим личность клиента.  

На фотографии (видеозаписи) клиента должны быть четко видны его лицо и плечи, клиент должен находиться в достаточно освещенном помещении. Лицо клиента должно быть полностью открыто, не допускается ношение солнцезащитных очков или иных аксессуаров, закрывающих лицо, попадание тени на лицо клиента, а также присутствие в кадре третьих лиц. 

26. В целях верификации идентификационных данных пользователя МПА, полученных удаленным способом, платежная организация и/или агент в рамках настоящего параграфа в процессе идентификации должны получить по электронным каналам взаимодействия через МПА фотографию (видеозапись) лица клиента, фотографию передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, фотографию (видеозапись) клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре.  

На фотографии (видеозаписи) клиента должны быть четко видны его лицо и плечи, клиент должен находиться в достаточно освещенном помещении. Лицо клиента должно быть полностью открыто, не допускается ношение солнцезащитных очков или иных аксессуаров, закрывающих лицо, попадание тени на лицо клиента, а также присутствие в кадре третьих лиц. 

В случае, если клиент предъявил документ, удостоверяющий его личность, в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем, то фотография (видеозапись) клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре не требуется. 

35. В ходе сеанса видеосвязи должны быть сделаны фотография лица клиента отдельным кадром, фотография передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, отдельным кадром, а также фотография лица клиента рядом с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре. Эти фотографии должны храниться вместе с видеозаписью. 

Допускается получение фотографий клиента и документа, удостоверяющего личность клиента, заранее согласованным способом по установленным каналам связи через МПА. 

35. В ходе сеанса видеосвязи должны быть сделаны фотография лица клиента отдельным кадром, фотография передней и задней (оборотной) сторон документа, удостоверяющего личность клиента, отдельным кадром, а также фотография лица клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре. Эти фотографии должны храниться вместе с видеозаписью. 

Допускается получение фотографий клиента и документа, удостоверяющего личность клиента, заранее согласованным способом по установленным каналам связи через МПА. 

В случае, если клиент предъявил документ, удостоверяющий его личность, в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем, то фотография (видеозапись) клиента вместе с документом, удостоверяющим личность клиента, в одном кадре не требуется. 

Положение «Об электронных деньгах в Кыргызской Республике» от 20 апреля 2022 года № 2022-П-14/25-3-(ПС) 

Глава 3. Порядок предоставления услуг с использованием электронных денег 

§ 7. Порядок погашения электронных денег 

83. Возврат невостребованных электронных денег осуществляется идентифицированным владельцам электронных кошельков при предъявлении документа, удостоверяющего личность, через кассу банка наличными либо переводится на расчетный/банковский счет клиента по его заявлению. 

Возврат невостребованных электронных денег с неидентифицированных электронных кошельков производится клиенту при предъявлении им документа, удостоверяющего личность, и договора на оказание услуг сотовой связи, заключенного между клиентом и оператором сотовой связи, на номер, по которому был открыт кошелек. При этом договор на оказание услуг сотовой связи должен быть заключен до открытия клиентом электронного кошелька. 

При отсутствии договора на оказание услуг сотовой связи возврат невостребованных электронных денег производится при предъявлении владельцем неидентифицированного электронного кошелька официального письма, полученного от оператора системы электронных денег, подтверждающего владение электронным кошельком. Банк должен указать во внутренних нормативных документах, а также в правилах системы, порядок возврата невостребованных электронных денег. 

83. Возврат невостребованных электронных денег осуществляется идентифицированным владельцам электронных кошельков при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, через кассу банка наличными либо переводится на расчетный/банковский счет клиента по его заявлению.  

Возврат невостребованных электронных денег с неидентифицированных электронных кошельков производится клиенту при предъявлении им оригинала документа, удостоверяющего личность на бумажном носителе или в цифровом формате, полученного из государственных информационных систем, и договора на оказание услуг сотовой связи, заключенного между клиентом и оператором сотовой связи, на номер, по которому был открыт кошелек. При этом договор на оказание услуг сотовой связи должен быть заключен до открытия клиентом электронного кошелька. 

При отсутствии договора на оказание услуг сотовой связи возврат невостребованных электронных денег производится при предъявлении владельцем неидентифицированного электронного кошелька официального письма, полученного от оператора системы электронных денег, подтверждающего владение электронным кошельком. Банк должен указать во внутренних нормативных документах, а также в правилах системы, порядок возврата невостребованных электронных денег. 

Инструкция «О проведении инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций» от 14 сентября 2022 года № 2022-П-14/57-1-(ПС) 

Глава 8. Ознакомление с отчетом о проверке 

50. Отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом нарочно передается руководителю или иному уполномоченному лицу поднадзорной организации не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты проведения заключительной встречи по итогам проверки. При получении отчета представитель поднадзорной организации предъявляет удостоверяющий его личность документ, предоставляет оригинал или заверенную копию уполномочивающего документа на получение отчета об инспекторской проверке (для иных представителей, кроме руководителя) и расписывается в журнале выдачи отчетов с отметкой о получении отчета нарочно. 

В исключительных случаях (невозможность вручения отчета нарочно в связи с нахождением руководителя/иных уполномоченных лиц поднадзорной организации за пределами территории Кыргызской Республики, их временная нетрудоспособность по медицинским показаниям и тому подобное) отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом направляется почтовым отправлением на фактический адрес нахождения поднадзорной организации. В данном случае в обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставлении почтового отправления с обратным уведомлением, включающим ФИО получившего отчет лица и дату доставки. 

50. Отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом нарочно передается руководителю или иному уполномоченному лицу поднадзорной организации не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты проведения заключительной встречи по итогам проверки. При получении отчета представитель поднадзорной организации предъявляет удостоверяющий его личность оригинал документа на бумажном носителе либо предъявляет документ в цифровом формате, полученный из государственных информационных систем, предоставляет оригинал или заверенную копию уполномочивающего документа на получение отчета об инспекторской проверке (для иных представителей, кроме руководителя) и расписывается в журнале выдачи отчетов с отметкой о получении отчета нарочно. 

В исключительных случаях (невозможность вручения отчета нарочно в связи с нахождением руководителя/иных уполномоченных лиц поднадзорной организации за пределами территории Кыргызской Республики, их временная нетрудоспособность по медицинским показаниям и тому подобное) отчет об инспекторской проверке с сопроводительным письмом направляется почтовым отправлением на фактический адрес нахождения поднадзорной организации. В данном случае в обязательном порядке должно быть получено подтверждение о доставлении почтового отправления с обратным уведомлением, включающим ФИО получившего отчет лица и дату доставки.