Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О приостановлении некоторых норм постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О приостановлении некоторых норм постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6» (далее проект постановления) разработан в целях временного приостановления требований, принятых постановлением от 18 апреля 2022 года № 2022-П-14/24-1-(ПС), в связи со стабилизацией внутреннего валютного рынка, достаточным запасом наличных долларов США в кассах коммерческих банков. 

 

2. Описательная часть 

В рамках комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на внутреннем валютном рынке и минимизации неблагоприятных последствий в связи с геополитической ситуацией в мировом масштабе, постановлением Правления Национального банка от 18 апреля 2022 года № 2022-П-14/24-1-(ПС) были внесены изменения, согласно которым денежный перевод, поступивший по международной системе денежных переводов, на территории Кыргызской Республики предоставляется получателю в валюте страны-отправителя либо в национальной валюте. Постановление, согласно пункту 3 данного постановления, действует до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

В связи со стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке, достаточным запасом наличных долларов США в кассах коммерческих банков, предлагается временно разрешить до принятия соответствующего решения Правлением Национального банка Кыргызской Республики: 

- выдавать денежные переводы через международные системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики в валюте, отправленной отправителем; 

- отзывать/отменять денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. 

Вместе с тем, принимая во внимание нестабильную геополитическую ситуацию в мировом масштабе, в случае признаков оттока иностранной валюты из страны в связи со спекулятивными действиями недобросовестных граждан, Национальным банком будет принято соответствующее решение в целях защиты внутреннего валютного рынка. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Принятие данного проекта не повлечет негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия. 

Материалы по проекту будут размещены для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка и Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Реализация норм указанного проекта постановления не несет дополнительной финансовой нагрузки.  

 

7. Информация об Анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

К проекту постановления проведен анализ регулятивного воздействия в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной Национальным банком. 

 

 

 

 

Проект 

 

 

О приостановлении некоторых норм постановления  

Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6 

 

 

В целях предотвращения возможных спекулятивных операций с иностранной валютой по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, в соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Приостановить действие абзацев третьего и четвертого пункта 1.2 Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6, до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

2. Установить, что в период приостановления действия абзацев третьего и четвертого пункта 1.2 Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6, до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики

- денежный перевод по международной системе денежных переводов на территории Кыргызской Республики предоставляется получателю в валюте, отправленной отправителем, и отличной от национальной валюты Кыргызской Республики сом; 

- отзыв/отмена денежного перевода по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики осуществляется в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования и действует до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

4. Юридическому управлению:  

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

5. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков и операторов систем денежных переводов. 

6. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения управления банковского надзора, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

Председатель К. Боконтаев 

Члены Правления: М. Аттокуров 

М. Жакыпов 

У. Жамалидинов 

К. Куленбеков 

Р. Сейткасымова 

З. Чокоев 

 

 

 

Проект 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О приостановлении некоторых норм постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике» от 15 июля 2009 года № 30/6» 

 

Действующая редакция 

пункта 1.2 Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6 

Проект постановления 

«О приостановлении некоторых норм постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике»  

от 15 июля 2009 года № 30/6 

1.2. Перевод денежных средств без открытия банковского счета (далее - денежный перевод) на территории Кыргызской Республики осуществляется физическими лицами, резидентами и нерезидентами Кыргызской Республики в национальной или иностранной валютах через коммерческие банки (далее - банки), лицензируемые и регулируемые Национальным банком Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) с использованием специализированных систем денежных переводов (локальные, международные системы) либо по прямым корреспондентским отношениям банков (международные/трансграничные денежные переводы). 

Перевод денежных средств по системам денежных переводов в кыргызских сомах (национальной валюте Кыргызской Республики) внутри Кыргызской Республики должен осуществляться только с использованием локальных систем денежных переводов. 

Денежный перевод по международной системе денежных переводов на территории Кыргызской Республики предоставляется получателю в валюте страны-отправителя, отличной от национальной валюты Кыргызской Республики - сом. 

Отозвать/отменить денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики можно только в валюте страны отправителя либо в национальной валюте. 

Конвертация (обменная операция) денежного перевода, поступившего по системе денежных переводов, из валюты перевода/выплаты в другую валюту осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Конвертация денежного перевода производится банками Кыргызской Республики только по курсу, указанному в информационном стенде курсов покупки и продажи иностранных валют (как для обмена наличной валюты), в соответствии с Положением «О порядке проведения обменных операций с наличной иностранной валютой в Кыргызской Республике», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 14 августа 2019 года № 2019-П-12/42-1-(НПА). 

В целях предотвращения возможных спекулятивных операций с иностранной валютой по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, в соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Приостановить действие абзацев третьего и четвертого пункта 1.2 Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6, до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

2. Установить, что в период приостановления действия абзацев третьего и четвертого пункта 1.2 Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике, утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6, до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики

- денежный перевод по международной системе денежных переводов на территории Кыргызской Республики предоставляется получателю в валюте, отправленной отправителем, и отличной от национальной валюты Кыргызской Республики сом. 

- отзыв/отмена денежного перевода по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики осуществляется в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования и действует до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

4. Юридическому управлению:  

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

5. Управлению платежных систем после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков и операторов систем денежных переводов. 

6. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения управления банковского надзора, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

Проект 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

 

   

   

УТВЕРЖДАЮ 

   

   

____________________________________ (должность) 

   

   

____________________________________ (подпись) 

   

   

«______» _______________ 20___ года 

  

  

  

Анализ регулятивного воздействия  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О приостановлении некоторых норм постановления Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «Об утверждении Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике»  

от 15 июля 2009 года № 30/6 

 

Основания для разработки: приказ Национального банка от ____ 2023 года № 2023-Пр-141/_____ «О создании рабочей группы по проведению анализа регулятивного воздействия». 

 

Сроки проведения АРВ: _______________ _________________ 

(начало) (окончание) 

 

 

Руководитель рабочей группы: Султаналиев А.З.,  

начальник управления платежных систем  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

______________________ 

 

Члены рабочей группы: 

 

Акулуева М.Ш., начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

____________________ 

Джакубова А.К., главный специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы) 

 

 

____________________ 

Сарыбаев Р., менеджер по проектам ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» 

 

____________________ 

Ыбыкеева А., член правления ОАО «Дос-Кредобанк» (по согласованию) 

 

____________________ 

 

Контактные данные ответственного лица: Джакубова А.К., тел.: 66-91-43, adjakubova@nbkr.kg

 

 

I. ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ 

 

1. Описание проблем 

В соответствии с пунктом 1.2 Правил осуществления денежных переводов по системам денежных переводов в Кыргызской Республике (далее Правила), утвержденных постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июля 2009 года № 30/6, денежный перевод по международной системе денежных переводов на территории Кыргызской Республики предоставляется получателю в валюте страны-отправителя, отличной от национальной валюты Кыргызской Республики сом. Отозвать/отменить денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики можно только в валюте страны отправителя либо в национальной валюте. 

Так, согласно Правилам, если денежный перевод отправляется из Российской Федерации, он должен быть выдан получателю только в российских рублях или в сомах по согласию клиента, если с Республики Казахстан только в казахских тенге или в сомах также по согласию клиента, если с другой страны в национальной валюте по курсу коммерческого банка. В случае, если валюта перевода не имеет широкого хождения на территории Кыргызской Республики коммерческим банком может применяться учетный курс Национального банка. При этом клиент должен быть заранее информирован о курсе обмена. В то же время правила конвертации денежного перевода остаются без изменений, т.е. в соответствии с законодательством Кыргызской Республики конвертировать валюту могут только организации у которых есть лицензия Национального банка на проведение операции по конвертации валюты. Коммерческий банк по согласию получателя может осуществить конвертацию денежного перевода исключительно в национальную валюту сом. 

Кроме того, если к примеру денежный перевод был направлен в долларах США из Кыргызской Республики, но по каким-либо причинам система денежных переводов возвратила данный денежный перевод отправителю в Кыргызскую Республику, то коммерческий банк Кыргызской Республики должен возвратить денежный перевод отправителю в национальной валюте  сом. 

Следует отметить, что вышеуказанные требования были внесены в Правила в рамках комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на внутреннем валютном рынке, связанной с оттоком долларов США из страны, и минимизацию неблагоприятных последствий в связи с геополитической ситуацией в мировом масштабе, постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 18 апреля 2022 года № 2022-П-14/24-1-(ПС). При этом в соответствии с пунктом 2 данного постановления оно вступило в силу с 19 апреля 2022 года и действует до принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

Кроме того, в рамках комплекса мер по предотвращению оттока валюты из страны Правлением Национального банка Кыргызской Республики было принято постановление «О временных ограничениях по операциям с наличной иностранной валютой в отношении коммерческих банков, обменных бюро, микрофинансовых и микрокредитных компаний Кыргызской Республики» от 11 марта 2022 года № 2022-П-09/14-1-(БС)», которое носит временный характер. Согласно пункту 1 данного постановления до принятия соответствующего решения Правления Национального банка для коммерческих банков, обменных бюро, микрофинансовых и микрокредитных компаний Кыргызской Республики, имеющих лицензию Национального банка Кыргызской Республики на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, установлен запрет на вывоз наличных долларов США за пределы Кыргызской Республики с 17:30 часов 11 марта 2022 года. 

Введение вышеуказанной нормы в Правила прежде всего было обусловлено тем, что на фоне геополитической ситуации в мировом масштабе ситуация на внутреннем валютном рынке могла осложняться рисками: 

- отток наличной иностранной валюты из банковской системы за пределы Кыргызской Республики, и как следствие, недовольство со стороны коммерческих банков и среди населения; 

- стечение определенных обстоятельств могло бы спровоцировать резкий рост стоимости даллара США, что повлекло бы негативные последствия в части сокращения золото-валютных резервов, роста инфляции, нагрузки на бюджет и возможно другие последствия; 

- увеличение спекулятивных операций с целью извлечения прибыли со стороны недобросовестных граждан. 

Относительно спекулятивных операций необходимо отметить, что недобросовестные граждане начали использовать канал денежных переводов без открытия счета в своих спекулятивных интересах с целью получения прибыли, а также вывода полученных денежных переводы в долларах США из банковской системы Кыргызской Республики за пределы страны. Таким образом, принятие вышеуказанного постановления было одновременно своевременной и вынужденной мерой в целях обеспечения экономической безопасности Кыргызской Республики и стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке. Требование по выдаче денежного перевода по международной системе денежных переводов получателю в валюте страны-отправителя или в национальной валюте сом позволило снизить подобные спекулятивные операции. 

Вместе с тем, несмотря на то, что с одной стороны требование по выдаче денежного перевода по международной системе денежных переводов получателю в валюте страны-отправителя или в национальной валюте «сом» позволило снизить спекулятивные операции среди недобросовестного населения, с другой стороны ущемляются права «добросовестной» категории населения. Так, с момента принятия постановления от 18 апреля 2022 года и по настоящее время, обычные граждане, которые не преследуют спекулятивных целей, не могут получить денежные переводы в долларах США и вынуждены получать денежные переводы в валюте страны-отправителя или в национальной валюте сом. В данной ситуации граждане вынуждены нести расходы при конвертации денежных переводов в сомы, в то же время коммерческие банки получают прибыль, что вполне обоснованно вызывает нарекания в адрес банковской системы. 

В дополнение относительно ситуации на внутреннем валютном рынке необходимо отметить следующее. В настоящее время Национальным банком инициирован проект постановления «О временном разрешении на вывоз наличной иностранной валюты коммерческим банкам Кыргызской Республики» (далее проект постановления), согласно которому приостановлен срок действия пункта 1 постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О временных ограничениях по операциям с наличной иностранной валютой в отношении коммерческих банков, обменных бюро, микрофинансовых и микрокредитных компаний Кыргызской Республики» от 11 марта 2022 года № 2022-П-09/14-1-(БС) в отношении коммерческих банков до 31 августа 2023 года. Согласно пункту 4 проекта постановления при осуществлении операции по вывозу наличных долларов США общий объем остатков наличных долларов США в коммерческом банке без учета объема вывозимых наличных долларов США должен быть не менее среднедневного объема остатков наличных долларов США, сложившегося за период с начала 2023 года до даты принятия настоящего постановления включительно. 

В соответствии с информацией по проекту постановления, размещенной на официальном интернет-сайте Национального банка от 13 мая 2023 года, с момента введения запрета на вывоз наличных долларов США некоторые коммерческие банки наладили каналы по поставке наличных долларов США из дальнего зарубежья. Это обусловило то, что в настоящее время остаток наличных долларов США в кассах коммерческих банков в два раза превышает уровень до кризисного периода. Проект постановления разработан в целях управления остатками кассовой наличности в иностранной валюте и обеспечения бесперебойного обслуживания расчетов в безналичной форме, коммерческим банкам по мере накопления наличных долларов США (как годных, так и ветхих), поступающей от обменных бюро, населения, денежных переводов, банкнотных сделок и хозяйствующих субъектов, необходимо производить вывоз наличной иностранной валюты, в том числе и долларов США, за пределы Кыргызской Республики. 

При этом следует отметить, что постановлением Кабинета Министров КР от  

13 января 2023 года № 7 введен запрет на вывоз наличных долларов США нерезидентам и иностранным гражданам в сумме более 5 000 наличных долларов США, резидентам и гражданам КР в сумме более 10 000 наличных долларов США. В этой связи в случае вывоза резидентами и гражданами КР наличных долларов США в сумме, превышающей 10 000 долларов США, взимается платеж в размере 10% от суммы, превышающей установленный лимит. 

Учитывая вышеприведенную информацию, предлагается временно приостановить требования пункта 1.2 Правил с целью разрешения выдавать денежный перевод по международной системе денежных переводов на территории Кыргызской Республики в валюте, отправленной отправителем, а также отзывать/отменять денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. 

 

2. Масштаб проблем 

Масштабы рассматриваемого вопроса затрагивают деятельность коммерческих банков, связанной с выдачей получателям денежных переводов по международным системам денежных переводов без открытия счета. Затрагиваются также вопросы защиты прав потребителей, поскольку в настоящее время на территории Кыргызской Республики получатель может получить денежный перевод, поступивший по международной системе денежных переводов без открытия счета, валюте страны-отправителя или в национальной валюте сом. 

Следует отметить, что в реестре операторов, оказывающих услуги по международным системам денежных переводов на территории Кыргызской Республики, зарегистрировано 15 операторов международных систем денежных переводов. 

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы 

В настоящее время ситуация на внутреннем валютном рынке постепенно стабилизируется, о чем свидетельствуют статистика по международным системам денежных переводов в долларах США и евро. Однако, в связи с нестабильной геополитической ситуацией в мире, сохраняются риски оттока иностранной валюты из страны в связи со спекулятивными действиями недобросовестных граждан в целях извлечения дополнительной прибыли от валютных операций.  

Согласно данным раздела 21Д ПРБО: 

Денежные переводы в долларах США. Так, в I квартале 2022 года объем входящих денежных переводов составил 192,0 млн долларов США, объем исходящих денежных переводов 91,6 млн долларов США, тогда как в IV квартале 2022 года объем входящих денежных переводов составил 109,0 млн долларов США, объем исходящих денежных переводов 349,4 млн долларов США. При этом в I квартале 2023 года объем входящих денежных переводов составил 93,5 млн долларов США, объем исходящих денежных переводов 142,1 млн долларов США, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество переводов увеличилось на 7,5 процента, объем вырос в 1,6 раза. 

Денежные переводы в евро. По итогам I квартала 2023 года было проведено 14,5 тыс. входящих переводов на общую сумму 5,7 млн евро, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года показатели уменьшились на 51,3 и 39,4 процента соответственно. Количество исходящих переводов составило 0,4 тыс. транзакций на общую сумму 0,3 млн евро, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года показатели уменьшились на 73,3 и 78,6 процента соответственно. 

В целом, по всем валютам в сомовом эквиваленте в течение I квартала 2023 года по международным системам денежных переводов общее количество входящих переводов составило 1 670,6 тыс. транзакций на общую сумму 39,8 млрд сомов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатели уменьшились на 35,2 и 13,3 процента соответственно. Количество исходящих переводов составило 163,3 тыс. транзакций на общую сумму 15,7 млрд сомов, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество переводов уменьшилось на 20,5 процента, при этом объем увеличился на 18,0 процента. 

При этом отметим, что усредненная сумма входящего денежного перевода в сомовом эквиваленте за первый квартал 2023 года составляет 23 821 сомов. Данная сумма в пересчете, например, на доллары США по курсу, установленному Национальным банком на 29 мая 2023 года, составляет 272 доллара США. 

Поскольку ситуация на внутреннем валютном рынке постепенно стабилизируется, предлагается внести в Правила изменения временного характера, принимая во внимание риски возникновения дефицита иностранной валюты в кассах коммерческих банков.  

Согласно вышеприведенной информации, а также в целях гармонизации нормативных правовых актов Национального банка, предлагается временно приостановить требования, принятые постановлением от 18 апреля 2022 года № 2022-П-14/24-1-(ПС), до принятия соответствующего решения Правлением Национального банка Кыргызской Республики и разрешить: 

- выдавать денежные переводы через международные системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики в валюте, отправленной отправителем; 

- отзывать/отменять денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. 

Предлагаемые решения позволят возобновить работу международных систем денежных переводов на принципах рыночной экономики, снять социальную напряженность среди населения, связанную с установленными ограничениями по валюте при выдаче денежных переводов и в случае отзыва/отмены денежного перевода по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики. 

Вместе с тем, принимая во внимание нестабильную геополитическую ситуацию в мировом масштабе, в случае признаков оттока иностранной валюты из страны в связи со спекулятивными действиями недобросовестных граждан, Национальным банком будет принято соответствующее решение в целях защиты внутреннего валютного рынка. 

 

4. Международный опыт 

Российская Федерация: Согласно информации, опубликованной 31 марта  

2023 года на официальном интернет-сайте Центрального банка России, ограничения на перевод средств за рубеж продлены с 1 апреля по 30 сентября 2023: 

«Ограничения предусматривают, что граждане России и физические лица резиденты из дружественных стран по-прежнему смогут в течение месяца перевести на любые счета в зарубежных банках не более 1 млн долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Сохраняются и лимиты на перечисления через системы денежных переводов за месяц не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой иностранной валюте. Суммы переводов определяются по официальному курсу иностранных валют к рублю на дату получения банком поручения об операции. 

Физические лица нерезиденты, работающие в России, могут перевести за рубеж средства в размере заработной платы. Такое право есть у представителей как дружественных, так и недружественных стран. 

Сохраняется запрет на перевод средств за рубеж для физических лиц нерезидентов из недружественных стран, не работающих в России, а также для юридических лиц из таких государств. Это ограничение не касается иностранных компаний, которые находятся под контролем российских юридических или физических лиц. 

Банки из недружественных государств могут осуществлять переводы денежных средств в рублях с использованием корреспондентских счетов, открытых в российских кредитных организациях, если счета плательщика и получателя открыты в зарубежных банках.». 

Ранее, 1 апреля 2022 года Банк России на своем официальном интернет-сайте проинформировал, что установил на ближайшие 6 месяцев новые пороги по суммам переводов средств за рубеж для граждан. В течение календарного месяца физические лица имеют право перевести за пределы Российской Федерации со своего счета в российском банке на свой счет или другому физическому лицу за рубежом не более 10 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой валюте. Через компании, оказывающие услуги по переводу денежных средств без открытия счета, можно перевести в месяц не более 5 тыс. долларов США или в эквиваленте в другой валюте. 

Республика Казахстан: В соответствии с информационным сообщением об ограничении вывоза наличной иностранной валюты, опубликованной на официальном интернет-сайте Национального банка Республики Казахстан от 14 марта 2022 года указано следующее: 

«На фоне реализации внешних шоков наблюдается рост спроса на наличную иностранную валюту. Банки второго уровня Республики Казахстан обладают достаточными объемами ликвидных валютных активов в виде остатков на счетах, депозитах и ценных бумагах. При этом, удовлетворение спроса на наличную иностранную валюту сталкивается с логистическими затруднениями по доставке наличной иностранной валюты в Казахстан из других стран. 

В целях предотвращения рисков финансовой стабильности и снижения давления спекулятивного спроса Указом Президента Республики Казахстан по предложению Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан введены ограничения на вывоз из Казахстана: 

1) наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 000 (десять тысяч) долларов США и рассчитанной по курсу Национального Банка Республики Казахстан, установленному на дату вывоза; 

2) золотых слитков аффинированного золота и инвестиционных монет из золота и серебра, выпускаемых Национальным Банком Республики Казахстан, а также аффинированного золота массой свыше 100 грамм. 

Принятие данных мер обеспечит контроль за чрезмерным вывозом иностранной валюты и сохранность резервов Национального Банка, а также диверсификацию инструментов сбережения.». 

 

 

II. Описание предлагаемое регулирования 

5. Цель регулирования 

Целью государственного регулирования гармонизация требований Правил с нормативными правовыми актами Национального банка. В связи с инициированием проекта постановления Национального банка «О временном разрешении на вывоз наличной иностранной валюты коммерческим банкам Кыргызской Республики», наблюдающейся стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке, а также в рамках защиты прав потребителей, предлагается временно приостановить требования Правила в части выдачи получателям денежных переводов по международным системам денежных переводов в валюте страны-отправителя, а также отзыва/отмены денежного перевода по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в валюте страны отправителя либо в национальной валюте. 

 

6. Предлагаемое регулирование 

Предлагаемое регулирование временно разрешить до принятия соответствующего решения Правлением Национального банка Кыргызской Республики: 

- выдавать денежные переводы через международные системы денежных переводов на территории Кыргызской Республики в валюте, отправленной отправителем; 

- отзывать/отменять денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. 

Принимая во внимание нестабильную геополитическую ситуацию в мировом масштабе, в случае признаков оттока иностранной валюты из страны в связи со спекулятивными действиями недобросовестных граждан, Национальным банком будет принято соответствующее решение в целях защиты внутреннего валютного рынка. 

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования 

7.1. Ожидаемая результативность данного вида регулирования направлена на возобновление работы международных систем денежных переводов в прежнем режиме в связи с тем, что в настоящее время в кассах коммерческих банков наблюдается большое накопление наличных долларов США в кассах коммерческих банков.  

Предлагаемые изменения в Правила позволят осуществлять выдачу получателям денежных переводов по международным системам денежных переводов без открытия счета, в той валюте, в которой денежный перевод был отправлен отправителем, а также отзывать/отменять денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. 

7.2. Ожидаемые воздействия на экономику, социальный сектор и экологию: 

1) воздействие на экономику: предлагаемое регулирование окажет позитивное воздействие на экономику в целом; 

2) воздействие на социальную сферу: нормы регулирования направлены на обеспечение защиты прав потребителей;  

3) воздействие на экологию: отсутствует. 

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон адресатов регулирования: 

1) государственные органы: не затрагивает деятельность государственных органов; 

2) предприниматели: предлагаемое регулирование окажет позитивное воздействие на деятельность коммерческих банков. При этом следует отметить, что согласно пункту 2.3 Правил, денежные переводы без открытия счета между юридическими лицами, гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью, запрещены; 

3) население: население сможет получать денежные переводы в той валюте, в которой был направлен денежный перевод, соответственно, населению не придется тратить средства на оплату комиссии при «вынужденной» конвертации валюты в сомы. В случае отмены/возврата денежного перевода, отправитель сможет получить обратно денежный перевод в той валюте, в которой денежный перевод был направлен по системе денежных переводов. 

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

В связи со стабилизацией ситуации на внутреннем валютном рынке, достаточным запасом наличных долларов США в кассах коммерческих банков, предлагается временно разрешить выдачу денежных переводов через международные системы денежных переводов в валюте, а также отзывать/отменять денежный перевод по международной системе денежных переводов с территории Кыргызской Республики в той валюте, в которой был отправлен денежный перевод. Данное решение будет действовать принятия соответствующего решения Правления Национального банка Кыргызской Республики. 

Как указано выше, в связи с отсутствием в настоящее время проблем с наличными долларами в коммерческих банках, а также в целях управления коммерческими банками остатками кассовой наличности в иностранной валюте и обеспечения бесперебойного обслуживания расчетов в безналичной форме, Национальным банком был инициирован проект постановления «О временном разрешении на вывоз наличной иностранной валюты коммерческим банкам Кыргызской Республики», который носит временный характер действия. 

В этой связи, в рамках гармонизации нормативных правовых актов Национального банка также требуется внести изменения в Правила временного характера.  

При этом необходимо отметить, что основным риском при реализации предлагаемого регулирования может стать следующее. В случае ухудшения геополитической ситуации в мировом масштабе может наблюдаться ситуация, связанная с оттоком долларов США из банковской системы Кыргызской Республики, в том числе за счет спекулятивных настроений населения с целью получения прибыли.  

При наступлении такого сценария предлагается ввести ограничения на осуществление денежных переводов путем утверждения Правлением Национального банка временного постановления в рамках которого можно будет установить ограничения по видам валют, объемам и срокам. Принятие временного постановления позволит более оперативно как ввести ограничения, так и отменить их.  

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию 

Предлагаемое регулирование не окажет воздействия на конкуренцию, поскольку не предполагает введение каких-либо ограничений или преимуществ для участников рынка. 

 

10. Мнение заинтересованных сторон 

Для проведения анализа регулятивного воздействия членам рабочей группы по разработке АРВ было направлено уведомление о разработке нормативного правового акта. 

Кроме того, мнения заинтересованных сторон будут отражены по итогам общественного обсуждения. 

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования 

На основании вышеизложенного предлагаемое регулирование рекомендуется к выбору, поскольку является наиболее оптимальным решением. 

 

12. Приложение 

К Аналитической записке прилагаются: 

- уведомление о разработке проекта нормативного правового акта; 

- приказ о рабочей группе по АРВ.