Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике  

на 2023-2027 годы» 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы» (далее проект постановления) разработан в целях дальнейшего увеличения доли безналичных платежей и расчетов, развития и расширения применения инновационных и цифровых финансовых услуг, достижения прозрачности денежного обращения и сокращения теневой экономики в Кыргызской Республике. 

 

2. Описательная часть 

Снижение доли наличного оборота и переход расчетов в безналичную форму являются одними из важнейших задач государства в рамках сокращения теневой экономики и увеличения налоговых доходов.  

На сегодняшний день рынок платежных услуг предлагает населению большое разнообразие платежных сервисов, включая проведение платежей за товары и услуги, перевод денежных средств посредством использования банковских платежных карт, интернет-банкинга, мобильного банкинга, электронных денег, QR-кода и др. Однако данные инструменты не используются населением в полном объеме ввиду того, что основная часть субъектов предпринимательства предпочитает принимать оплату за товары и услуги в наличной форме.  

Развитие безналичных платежей и расчетов на государственном уровне требует комплексного подхода и взаимодействия Национального банка, банковского сектора и органов государственной власти.  

Представленным проектом постановления предлагается утвердить Государственную программу по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы, которая определяет приоритетные направления развития платежных услуг, представляемых населению. 

Реализация Государственной программы позволит обеспечить государству: 

- уменьшение теневого оборота наличных денег и увеличение налоговой базы; 

- увеличение доходной части государственного бюджета; 

- эффективное целевое использование средств государственного бюджета; 

- повышение результативности и эффективности исполнения государственного бюджета; 

- сокращение расходов, связанных с эмиссией наличных денег; 

- мобилизацию внутренних инвестиционных ресурсов; 

- повышение уровня финансовой грамотности населения. 

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Проект постановления не повлечет социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики  

«О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальных интернет-сайтах Кабинета Министров Кыргызской Республики, Национального банка Кыргызской Республики, а также на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg). 

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не несет дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета и бюджета Национального банка Кыргызской Республики. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Методики проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 10 августа 2022 года № 444, при рассмотрении проектов нормативных правовых актов об утверждении концепций, стратегий, программ, планов действий, других аналогичных документов проведение АРВ не требуется. В связи с этим представленный проект постановления не подлежит АРВ. 

 

Проект 

Кабинет Министров 

Кыргызской Республики 

 

Национальный банк Кыргызской Республики 

 

 

 

 

Об утверждении Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы 

В целях дальнейшего увеличения доли безналичных платежей и расчетов, развития и расширения применения инновационных и цифровых финансовых услуг, достижения прозрачности денежного обращения и сокращения теневой экономики в Кыргызской Республике, в соответствии со статьей 13 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики» и статьей 5 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Кабинет Министров Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики постановляют: 

1. Утвердить: 

- Государственную программу по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы, согласно Приложению 1; 

- План мероприятий по реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы (далее Государственная программа), согласно Приложению 2. 

2. Национальному банку Кыргызской Республики, министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным государственным органам управления, органам местного самоуправления (по согласованию) обеспечить исполнение плана мероприятий по реализации Государственной программы. 

3. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным государственным органам управления, органам местного самоуправления (по согласованию) ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять сводную информацию о ходе исполнения плана мероприятий по реализации Государственной программы в Национальный банк Кыргызской Республики. 

4. Межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, образованной постановлением Правительства Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики от 25 апреля 2011 года № 189/11/4, обеспечить координацию работы по исполнению плана мероприятий по реализации Государственной программы и на ежеквартальной основе рассматривать отчет о ходе его исполнения. 

5. Возложить персональную ответственность на руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, иных государственных органов управления, органов местного самоуправления (по согласованию) за своевременное и качественное исполнение плана мероприятий по реализации Государственной программы. 

6. Министерствам, государственным комитетам, административным ведомствам, иным государственным органам управления, бюджетным учреждениям Кыргызской Республики принять исчерпывающие меры по обеспечению возможности оплаты за предоставляемые государственные и муниципальные услуги с использованием инновационных способов проведения платежей (электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, QR-коды (двухмерный штрих-код)). 

7. Рекомендовать коммерческим банкам, операторам платежных систем и платежным организациям Кыргызской Республики: 

- активизировать проведение мероприятий по расширению банковской и платежной инфраструктуры в регионах Кыргызской Республики; 

- принять меры по продвижению и популяризации среди населения инновационных способов проведения платежей (электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, QR-коды (двухмерный штрих-код)); 

- формировать тарифы на платежные услуги с учетом повышения их доступности для всех категорий населения. 

8. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить разъяснительную работу среди субъектов предпринимательства, осуществляющих торговую деятельность на соответствующей территории, 

о необходимости обеспечения возможности оплаты за товары и услуги в безналичной форме. 

9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на соответствующие структурные подразделения Администрации Президента Кыргызской Республики и Национальный банк Кыргызской Республики. 

10. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования. 

  

 

Проект 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА  

по увеличению доли безналичных платежей и расчетов  

в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы 

 

1. Основные итоги реализации Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов 

В целях обеспечения оптимального соотношения уровня наличных и безналичных расчетов в стране, прозрачности денежного обращения и снижения доли теневой экономики Национальным банком Кыргызской Республики при содействии органов исполнительной власти и органов местного самоуправления с 2003 года поэтапно реализовывалась Государственная программа по увеличению доли безналичных платежей и расчетов (далее Государственная программа). 

В рамках реализации первого этапа Государственной программы была заложена основа для создания инфраструктуры, способной обеспечить эффективное проведение платежей в Кыргызской Республике. В результате проведенных реформ банковской и платежной систем были созданы платежные системы государственного значения, отвечающие современным требованиям государства с рыночной экономикой. 

К 2008 году в Кыргызской Республике функционировали следующие платежные системы: 

- система пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей (далее СПК), предназначенная для обработки мелких и розничных межбанковских платежей; 

- единый межбанковский процессинговый центр (далее ЕМПЦ) на базе закрытого акционерного общества «Межбанковский Процессинговый Центр» (далее ЗАО «МПЦ»), на который возложены функции по расчетам на рынке розничных услуг за товары и услуги, реализация зарплатных проектов посредством использования национальной платежной карты «Элкарт»; 

- гроссовая система расчетов в режиме реального времени (далее ГСРРВ), предназначенная для проведения быстрых и окончательных расчетов по сделкам на финансовых рынках и другим крупным и срочным платежам.  

С 2018 по 2022 годы осуществлялась реализация мероприятий Государственной программы, направленных на достижение равновесного соотношения наличного и безналичного денежного обращения путем развития рынка розничных платежей, включая инновационные платежные инструменты, и повышение уровня проникновения банковских и платежных услуг в Кыргызской Республике.  

В рамках работы межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике (далее МВК) осуществлялась координация и контроль за реализацией плана мероприятий Государственной программы со стороны министерств, ведомств, коммерческих банков. На заседаниях МВК рассматривались предложения по увеличению доли безналичных платежей и расчетов, обсуждались возникающие проблемы и пути их решения, в том числе вопросы, связанные с установкой банковского оборудования в регионах, оплатой медицинских услуг и штрафов за нарушения правил дорожного движения в безналичном порядке, продвижением нормативных правовых актов по безналичным расчетам и другие вопросы. 

Совместные усилия Национального банка, министерств, ведомств и коммерческих банков, а также мероприятия в рамках реализации Концепции развития цифровых платежных технологий в Кыргызской Республике на  

2020-2022 годы оказали положительное влияние на увеличение безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, развитие национальной платежной системы, инфраструктуру по приему безналичных платежей и доступность платежных услуг для населения. Так, в рамках исполнения плана мероприятий по реализации Государственной программы по состоянию 

на конец 2022 года достигнуты следующие результаты: 

- все бюджетные организации, получающие в рамках зарплатных проектов заработную плату на международные карты, были переведены на национальную платежную систему «Элкарт» с целью исключения передачи и обработки персональной информации за рубежом; 

- социальные выплаты через банковские платежные карты получили 360,7 тыс. человек (97,4 процента от общего количества получателей); 

- пенсии через счета в коммерческих банках получили 548,5 тыс. человек, что составляет 74,0 процента от общего количества пенсионеров; 

- в бюджетных организациях использовались 1 145 карт «получателя бюджетных средств», по которым проведено 9 935 транзакций на общую сумму 3 282,3 млн сомов; 

- в 387 отделениях почтовой связи Государственного предприятия «Кыргыз почтасы» установлены POS-терминалы для выплаты пенсий, пособий и заработных плат картодержателям, а также проведения платежей за коммунальные услуги, оплаты налогов и других платежей в регионах, не охваченных банковскими учреждениями; 

- все коммерческие банки Кыргызской Республики были подключены к ЗАО «МПЦ», в результате чего карты национальной платежной системы «Элкарт» выпускаются для населения и принимаются к обслуживанию в периферийных устройствах всех коммерческих банков. 

С 2018 года населению предоставлена возможность снимать наличные денежные средства с платежной карты на кассах торгово-сервисных предприятий через POS-терминалы по агентскому договору с коммерческими банками. Данный сервис позволяет удобно и быстро предоставлять доступ к деньгам для любого владельца банковской платежной карты, с одной стороны, и увеличить количество клиентов и их покупок для торгово-сервисных предприятий, с другой стороны. В настоящее время четырьмя коммерческими банками реализовывается проект по обналичиванию денежных средств с банковской платежной карты на кассах 89 торгово-сервисных предприятий, расположенных в регионах. 

Банками на постоянной основе проводились мероприятия по стимулированию держателей карт к проведению безналичных расчетов (дисконтные программы, маркетинговые акции, реклама, обновление тарифных планов, а также расширение перечня услуг, которые можно оплатить через интернет-банкинг и мобильный банкинг), по привлечению бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов к зарплатным проектам с предоставлением программ лояльности и других привлекательных условий, для использования населением банковских платежных карт, электронных кошельков и дистанционных способов проведения платежей. Помимо этого, проводилась работа по созданию новых продуктов и пересмотру тарифных планов.  

Информирование банками населения о новых услугах и продуктах осуществлялось банками посредством размещения рекламы через различные источники информации как в самих учреждениях банка, так и через постоянное взаимодействие со средствами массовой информации, организацию пресс-конференций, размещение рекламных модулей и публикацию статей на информационных ресурсах.  

Начиная с 2018 года по 2022 год Национальным банком было выдано девять лицензий на осуществление деятельности оператора платежной системы и десять лицензий платежной организации. Так, по состоянию  

на конец 2022 года 24 юридических лица имеют лицензии Национального банка: 24 лицензии на право осуществления деятельности платежной организации и 23 лицензии на право осуществления деятельности оператора платежной системы. Из них 20 операторов платежной системы/ платежных организаций расположены в городе Бишкек, один в Чуйской области, три в городе Ош и Ошской области.  

В целях расширения платежной инфраструктуры был принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в Налоговый кодекс Кыргызской Республики» от 2 апреля 2018 года, предусматривающий освобождение от уплаты НДС при ввозе на территорию Кыргызской Республики банковского оборудования. Во исполнение данного Закона между Национальным банком и коммерческими банками было подписано Соглашение о ввозе в республику банковского оборудования, и за период с 2018 по 2022 годы в страну завезен 971 банкомат, 12 538 POS-терминалов,  

1 622 платежных терминала. 

В апреле 2022 года принята новая редакция Закона Кыргызской Республики «О государственных закупках», который не регулирует закупки, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями, акционерными обществами, где 50 и более процентов доли участия в уставном капитале принадлежит государству, в том числе их дочерними хозяйственными обществами. Под действие данного Закона не подпадают коммерческие банки с государственной долей, что облегчает им процедуры по закупке и установке банковского оборудования с учетом специфики их деятельности. 

Продолжалась работа по реализации постановления Правительства Кыргызской Республики «О мерах по защите прав потребителей»  

от 23 декабря 2015 года № 869 об обязательной установке торгово-сервисными предприятиями POS-терминалов для приема оплаты за товары и услуги в безналичной форме. При этом в целях защиты прав потребителей, расширения способов оплаты в безналичной форме, актуализации и расширения перечня отдельных видов деятельности, при осуществлении которых индивидуальные и юридические лица обязаны установить оборудование для приема платежей в безналичной форме, были внесены соответствующие изменения. Согласно данному постановлению, потребители могут проводить оплату в торгово-сервисных предприятиях посредством банковской платежной карты, электронных денег и QR-кодов.  

По состоянию на конец 2022 года количество POS-терминалов, установленных в торгово-сервисных предприятиях, достигло 13 744 шт., тогда как на начало 2018 года количество POS-терминалов составляло 6 646 шт. 

В целях информирования предпринимателей о порядке исполнения данного постановления и о праве картодержателей осуществлять оплату за товары и услуги в безналичной форме для хозяйствующих субъектов подготовлены и запущены в прокат социальные видеоролики на республиканских и региональных телеканалах, а также размещена информация на официальном интернет-сайте Национального банка. 

Для информирования населения об использовании платежных услуг и инновационных технологий Национальным банком совместно с Международной финансовой корпорацией разработано пять видеороликов на тему «Цифровые финансовые услуги», которые были размещены на сайте «Финсабат», а также транслировались на республиканских и региональных телеканалах. 

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию из-за пандемии  

COVID-19, Национальный банк в 2020 году принял меры по расширению возможностей участников платежного сектора при предоставлении дистанционных платежных услуг. В частности, были приняты нормативные правовые акты, представляющие возможность проведения идентификации и верификации клиентов в удаленном (дистанционном) режиме в соответствии с требованиями законодательства в сфере ПФТД/ ЛПД, были созданы условия для полноценного пользования услугами проведения платежей и платежных операций через электронные кошельки и мобильные приложения агентов платежных организаций без необходимости посещения отделения банка или платежной организации.  

По результатам выполнения комплекса мероприятий, направленных на увеличение доли безналичных платежей и расчетов, были достигнуты следующие показатели по платежной системе (Таблица 1). 

Таблица 1. Показатели по платежной системе

 

2. Анализ текущей ситуации  

В рамках реализации стратегических целей цифрового развития страны Национальным банком проводились мероприятия, направленные на создание условий для развития цифровых финансовых услуг в платежной системе, предусмотренных в следующих стратегических документах: 

- Указе Президента Кыргызской Республики «О Национальной программе развития Кыргызской Республики до 2026 года» от 12 октября  

2021 года УП № 435; 

- Указе Президента Кыргызской Республики «О мерах по дальнейшему развитию финансового рынка» от 8 февраля 2021 года УП № 24; 

- плане мероприятий по цифровизации управления и развития цифровой инфраструктуры в Кыргызской Республике на 2022-2023 годы, утвержденном распоряжением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 12 января 2022 года № 2-р; 

- Концепции развития цифровых платежных технологий в Кыргызской Республике на 2020-2022 годы, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 27 марта 2020 года № 2020-П-14/17-4-(ПС), принятой в целях определения приоритетных направлений развития в сфере цифровых платежных технологий с учетом прогрессивного мирового опыта и реализации задач дальнейшего повышения эффективности, надежности и безопасности платежной системы, обеспечения к 2022 году гармоничного взаимодействия финансовых организаций, их клиентов, органов государственного управления и коммерческих организаций посредством электронных каналов коммуникаций.  

Для развития технологий открытых банковских интерфейсов (далее API) реализован трансграничный пилотный проект (далее пилотный проект) по апробированию API для обеспечения цифрового взаимодействия финансовых организаций на пространстве Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС). От Кыргызской Республики в пилотном проекте приняли участие три коммерческих банка. Целью пилотного проекта определено тестирование применения технологии информационных API по единому стандарту для обеспечения цифрового взаимодействия финансовых организаций на пространстве ЕАЭС, а также оценка потенциала развития технологий API для финансового рынка Кыргызской Республики, в том числе в рамках ЕАЭС. Завершена интеграция национальной платежной системы «Элкарт» с национальными платежными системами стран ЕАЭС. 

Реализован проект по выпуску бесконтактных банковских платежных карт «Элкарт NFC» («Элкарт Бесконтакт»), который позволяет совершать платежи без передачи карты постороннему лицу. Расширен спектр услуг через мобильное приложение «Элкарт Мобайл» национальной платежной системы «Элкарт», а также мобильное приложение «Элкарт Трейд» для торгово-сервисных предприятий, позволяющее принимать платежи за товары или услуги безналичным способом, в том числе с использованием QR-кода. 

В целях обеспечения межсистемной интеграции различных платежных систем и создания единого платежного пространства плательщикам для проведения платежей и переводов через QR-коды постановлением Правления Национального банка приняты изменения в Правила проведения платежей с использованием QR-кодов. Данные изменения устанавливают обязательные требования по приведению участниками платежной системы своих QR-кодов в соответствие с утвержденным Национальным стандартом, присоединению их к оператору взаимодействия и обеспечению интероперабельности платежей при оплате с использованием QR-кода. В декабре 2022 года Национальным банком совместно с банками, ЗАО «МПЦ» и операторами платежных систем/платежными организациями завершены мероприятия по межсистемной интеграции платежных систем (банковские карты, электронные кошельки и мобильные приложения), и создано единое платежное пространство для проведения платежей и переводов с использованием QR-кода. Реализуется дорожная карта по развитию способов оплаты государственных и других платежей и переводов посредством QR-кодов, в рамках которой осуществляется прием платежей за государственные услуги: за услуги паспортизации, регистрацию/перерегистрацию автотранспорта, получение услуг по регистрации актов гражданского состояния и получения водительских удостоверений. 

Для реализации единой цифровой финансовой онлайн-платформы в Кыргызской Республике Национальным банком совместно с ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана» подписана дорожная карта по созданию финансового маркетплейса. Постановлением Правления Национального банка принято Положение «О регулировании доступа к финансовым услугам через финансовые платформы (маркетплейс) с использованием открытых программных интерфейсов в Кыргызской Республике». Положение определяет участников, которые могут стать операторами услуг финансовой платформы маркетплейс, и перечень услуг на данной платформе.  

Дополнительно установлены требования к оператору услуг финансовой платформы и поставщикам финансовых услуг, которые могут обмениваться информацией через открытые программные интерфейсы API. Национальный банк будет вести реестр операторов услуг финансовой платформы (маркетплейса). 

Проведена работа в рамках проекта по внедрению Системы быстрых платежей, разработаны технические требования к системе, что позволит произвести соответствующие мероприятия по модернизации платежной системы Кыргызской Республики. 

Кроме того, в целях создания благоприятных условий для населения, а также сокращения времени и издержек по внедрению инновационных банковских и платежных услуг и новых продуктов была запущена «регулятивная песочница». В 2022 году три организации в рамках временных лицензий стали осуществлять банковские операции, в частности эмиссию предвыпущенных ограниченно функциональных кредитных карт «Элкарт» для выдачи кредитов в безналичной форме, эквайринг банковских карт, прием и обслуживание платежей с использованием QR-кода, а также выпуск (эмиссия) и погашение собственных электронных денег и выпуск (эмиссия) платежных карт для доступа к электронным кошелькам. Тестирование одной организации признано успешным. 

Для информирования населения о преимуществах и удобстве использования цифровых платежных услуг и инновационных технологий Национальным банком разработаны и размещены на интернет-ресурсах Национального банка видеоматериалы о (об): 

- проведении бесконтактных платежей с «Элкарт NFC»;  

- оплате с использованием QR-кода;  

- электронных кошельках;  

- использовании мобильного и интернет-банкинга, мобильного приложения «Элкарт Мобайл». 

В рамках реализации Национальной программы развития Кыргызской Республики до 2026 года утверждена Концепция цифрового сома, согласно которой цифровой сом будет дополнительной формой национальной валюты и будет эмитироваться Национальным банком в цифровой форме. Цифровой сом, как и наличные сомы, будет обязательством Национального банка. Предполагается, что цифровой сом будет использоваться наряду с наличными и безналичными сомами, выполняя все функции денег средства обращения (платежа), меры стоимости и средства сбережения. 

 

3. Анализ проблем,  

препятствующих развитию безналичных платежей и расчетов 

В рамках реализации Государственной программы были созданы базовые условия для дальнейшего устойчивого роста безналичного денежного обращения. 

На сегодняшний день населению, помимо традиционных банковских платежных карт, доступны к использованию инновационные платежные инструменты, такие как электронные деньги, интернет-банкинг, мобильный банкинг, оплата платежей с помощью мобильных телефонов, через банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы, QR-коды (двухмерный штрихкод) и др.  

В настоящее время рынок платежных услуг может предложить потребителям широкий выбор платежных сервисов, однако доля безналичных денег в общем обороте денежной массы значительно ниже, чем в развитых странах мира, где этот показатель достигает 80-90 процентов. По состоянию на 1 января 2022 года было достигнуто равновесное соотношение наличного и безналичного денежного обращения. Так, доля безналичных денег в экономике составила 50,7 процента, увеличившись с 2012 года на  

21,1 процентных пункта. Данные показатели свидетельствуют о том, что больше половины денежной массы в экономике удалось сконцентрировать в банковском секторе.  

Несмотря на достижение равновесного соотношения наличного и безналичного денежного обращения доля безналичных платежей в розничном обороте все еще находится на низком уровне.  

На сегодняшний день наиболее востребованными платежными услугами для населения являются платежи и переводы с использованием банковских платежных карт, в том числе осуществляемых посредством систем дистанционного банковского обслуживания, а также расчеты с использованием электронных денег. 

В 2022 году с использованием банковских платежных карт проведено более 128,3 млн операций на сумму 524,7 млрд сомов, по сравнению с  

2021 годом количество операций увеличилось на 52,4 процента, а объем операций вырос на 39,9 процента. Использование банковских платежных карт является наиболее быстрорастущим сегментом платежных услуг, который в период с 2012 по 2022 годы увеличился более чем в 10 раз. 

Однако по-прежнему основную долю операций как по количеству, так и по объему операций с использованием банковских платежных карт занимают операции по снятию наличных денег, которые по итогам 2022 года составили 83,5 процента. Данные показатели свидетельствуют о том, что большинство держателей банковских карт все еще предпочитает использовать наличные деньги в повседневных расчетах.  

На каждого взрослого жителя Кыргызской Республики приходится  

28 карточных платежей в год, в то время как в «безналичных» странах на душу населения приходится более 250 платежей в год. Для сравнения: в Российской Федерации доля безналичных платежей в розничной торговле по итогам  

2020 года составила 70,3 процента, а на каждого жителя приходится более  

300 карточных платежей в год.  

Тем не менее в Кыргызской Республике отмечается устойчивая тенденция к росту безналичных платежей, которые в среднем удваиваются каждые три года.  

Количество операций по оплате за товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях с использованием банковских платежных карт за 2022 год по сравнению с показателем 2021 года выросло на 82,2 процента, объем операций увеличился в 2,3 раза. 

В рамках настоящей Государственной программы основные усилия должны быть сосредоточены на повсеместном использовании различных платежных инструментов для роста безналичных платежей в розничной торговле. Прежде всего, примером отказа от наличных денег за оплату государственных и муниципальных услуг и перехода на безналичные платежи должно стать государство в лице государственных, муниципальных органов, государственных предприятий и учреждений. 

Причиной низкого уровня использования населением безналичных платежей главным образом являются следующие проблемы: 

1) Низкая заинтересованность населения в использовании безналичных платежей и инновационных платежных сервисов. 

На сегодняшний день подавляющее большинство населения использует в повседневных покупках безналичные платежи лишь в качестве альтернативного варианта оплаты, предпочитая снимать наличные деньги в банкоматах. Во многих случаях выбор потребителей в пользу наличных денег является привычкой, а в некоторых случаях обусловлен другими факторами, в том числе отсутствием возможности приема безналичных платежей в торговых точках или недоверием к современным платежным средствам. 

2) Нежелание субъектов предпринимательства переходить на безналичные расчеты. 

Переход на безналичные расчеты для предпринимателей сопряжен с невозможностью сокрытия доходов от налоговых органов, в связи с этим предприниматели предпочитают прием наличной оплаты.  

3) Недостаточно развитая платежная инфраструктура для приема безналичных платежей в регионах страны. 

Торгово-сервисные предприятия, в которых можно расплатиться в безналичной форме, расположены в основном в крупных городах страны.  

В регионах страны все еще сохраняется низкий уровень проникновения банковских услуг и доступа населения к финансовым услугам. При этом необходимо отметить, что 65 процентов населения страны проживает в сельской местности. 

4) Функциональная несовместимость различных платежных систем. 

Функциональная совместимость платежных систем обеспечивает простой, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты и переводов денежных средств между пользователями различных систем. Однако в силу технических и экономических причин участники платежных систем не выражают заинтересованности в обеспечении функциональной совместимости с другими системами. Это, в свою очередь, создает неудобства конечным пользователям при переводе денежных средств и оплате за товары/услуги, являясь одной из причин ухода в наличный оборот. 

5) Отсутствие надлежащего государственного контроля за наличием в торговых точках оборудования для приема безналичных платежей. 

Статьей 318 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях установлена ответственность за отсутствие у продавцов оборудования, предназначенного для осуществления безналичных платежей. Дела о правонарушениях рассматриваются уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей. Однако ограниченные ресурсы государственных органов не позволяют должным образом осуществлять государственный контроль за исполнением вышеотмеченных требований.  

6) Тарифная политика по банковским и платежным услугам, предлагаемая коммерческими банками. 

Прием оплаты в безналичной форме влечет за собой определенные расходы для предпринимателя. Так, при безналичном расчете продавец должен будет перечислить комиссию банку в размере от 0,5 до 2,5 процента от выручки в зависимости от платежной системы, что может стать существенной финансовой нагрузкой для малого бизнеса.  

7) Низкий уровень финансовой грамотности населения. 

Население Кыргызской Республики не в полной мере владеет базовыми финансовыми понятиями, информацией о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах. Без финансовых знаний и умений тяжело распоряжаться собственными средствами, качественно управлять и использовать различные финансовые продукты и услуги, что крайне необходимо в кризисные ситуации.  

Принимая во внимание вышеуказанные проблемы, Кабинету Министров Кыргызской Республики и Национальному банку Кыргызской Республики необходимо продолжить дальнейшую реализацию Государственной программы с акцентом на развитие цифровых технологий, банковской и платежной инфраструктуры, внедрение платежных инструментов в сферах обслуживания, совершенствовать нормативную правовую базу, а также осуществлять контроль и мониторинг проводимых мероприятий по развитию безналичных платежей и расчетов в рамках Государственной программы. 

 

4. Цель и задачи 

Целью Государственной программы является дальнейшее увеличение доли безналичных платежей и расчетов путем развития цифровых платежных услуг на рынке розничных платежей, включая инновационные платежные инструменты, и повышение уровня проникновения банковских и платежных услуг в Кыргызской Республике. 

Основными задачами в рамках реализации Государственной программы являются: 

1) развитие и совершенствование новых цифровых платежных технологий: 

- повышение качества, доступности и разнообразия цифровых платежных услуг для населения; 

- применение мирового передового опыта в сфере цифровых платежных технологий 

- создание благоприятных условий для населения при пользовании ими платежными услугами во всех регионах республики; 

- обеспечение развития в Кыргызской Республике услуг по осуществлению платежей/переводов в режиме реального времени между клиентами разных банков с текущих банковских/расчетных счетов. 

2) развитие и совершенствование дистанционного банковского обслуживания населения: 

- развитие технологий дистанционного банковского обслуживания, в том числе с привлечением агентской сети и обеспечение ее работы по принципу «24 х 7»; 

- популяризация среди населения использования инновационных платежных технологий, позволяющих совершать платежи и расчеты без посещения отделений коммерческих банков. 

3) повышение уровня социального обслуживания населения и роста предпринимательской деятельности: 

- развитие межсистемной интеграции в рамках единого национального платежного и расчетного пространства для обеспечения физическим и юридическим лицам возможности проводить оплату государственных услуг, осуществления расчетов между субъектами с использованием таких доступных способов оплаты, как интернет-банкинг, оплата платежей с помощью мобильных телефонов, через банкоматы, POS-терминалы, платежные терминалы и т.д.; 

- создание условий и стимулирующих механизмов, в том числе налоговых, для перехода субъектов предпринимательства и населения на безналичные расчеты; 

- повышение уровня социального обслуживания населения за счет управления процессом предоставления льгот и пособий при проведении безналичных платежей через счета в коммерческих банках; 

- предоставление условий для активного роста предпринимательской деятельности в реальном секторе путем расширения инфраструктуры проведения безналичных расчетов и использования платежных карт, электронных кошельков, QR-кода и других инновационных технологий при проведении бюджетных, розничных и регулярных платежей населения в национальной валюте Кыргызской Республики; 

- создание условий для минимизации издержек физических и юридических лиц при получении услуг, оказываемых участниками платежных систем, а также снижение их операционных расходов при оказании данных услуг. 

4) создание и поддержание необходимого уровня безопасности безналичных платежей и расчетов: 

- обеспечение необходимого уровня безопасности функционирования цифровых технологий в платежном секторе; 

- совершенствование системы защиты прав потребителей платежных услуг; 

- охват регионов республики высокоскоростными каналами связи для проведения мгновенных платежей по всей территории республики;  

- усиление государственного контроля за субъектами предпринимательства в части обеспечения возможности безналичной оплаты за товары и услуги. 

5) повышение финансовой грамотности и популяризация безналичных форм расчета среди населения: 

- информирование населения о доступности, безопасности и надежности современных электронных платежных инструментов, средств платежа и технологий дистанционного банковского обслуживания; 

- реализация мер по популяризации безналичных форм расчета среди населения (социальные акции, рекламные акции, бонусные программы, кампании через средства массовой информации и др.); 

- создание участниками платежных систем и торгово-сервисными предприятиями более привлекательных условий для расчетов населением за приобретаемые товары и услуги в безналичной форме; 

- стимулирование торгово-сервисных предприятий и мотивирование их работников к принятию оплаты за товары и услуги преимущественно в безналичной форме; 

- активное вовлечение бизнес-структур в проведение платежей и расчетов в безналичной форме; 

- оптимизация тарифной политики на банковские и платежные услуги. 

6) совершенствование законодательной базы по платежной системе: 

- разработка нормативной правовой базы по регулированию цифровых, инновационных платежных услуг и обеспечению необходимого уровня безопасности; 

- совершенствование законодательной и нормативной базы в части налоговых платежей в целях стимулирования безналичных расчетов; 

- обеспечение равного участия Кыргызской Республики в едином платежном пространстве в рамках интеграционных объединений с другими странами с целью создания условий беспрепятственного перевода денежных средств, в том числе в рамках миграционных проектов. 

В рамках поставленных задач участники Государственной программы обеспечивают: 

- подготовку и реализацию планов мероприятий, программ развития; 

- разработку предложений по улучшению условий и механизмов финансовой поддержки данных мероприятий; 

- совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей взаимодействие участников системы безналичных расчетов на территории Кыргызской Республики; 

- оказание содействия организации и реализации проектов; 

- ведение текущего контроля/мониторинга за реализацией существующих и пилотных проектов. 

 

5. Основные приоритетные направления 

Государственная программа предусматривает комплекс мероприятий по развитию инновационных и цифровых платежных услуг, что в перспективе приведет к увеличению доли безналичных платежей и расчетов и расширению инфраструктуры безналичных платежей, а именно: 

- развитию межсистемной интеграции между участниками платежного рынка для повышения доступности платежных услуг; 

- созданию Системы быстрых платежей (СБП), позволяющей переводить денежные средства между клиентами разных банков по простому идентификатору (номеру телефона, QR-коду и др.); 

- продвижению и популяризации платежей и переводов с использованием QR-кода; 

- развитию новых возможностей национальной платежной системы «Элкарт»; 

- развитию бесконтактных технологий при проведении расчетов в безналичной форме; 

- внедрению технологии обмена данными (API); 

- регулированию деятельности поставщиков услуг виртуальных активов; 

- реализации проекта «Цифровой сом»; 

- созданию платформы маркетплейс для платежных услуг и продуктов; 

- дальнейшему развитию рынка электронных денег; 

- интеграции информационных систем участников рынка платежных услуг с государственными информационными системами; 

- увеличению доли получателей, получающих пенсии, пособия, денежные компенсации и другие социальные выплаты со счетов Социального фонда Кыргызской Республики на индивидуальные счета в коммерческих банках; 

- переводу заработной платы сотрудников всех учреждений, организаций и хозяйствующих субъектов на банковские платежные карты; 

- обеспечению оплаты за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме посредством банковских карт, электронных кошельков и/или с использованием QR-кодов, платежных терминалов и других инструментов; 

- - повышению объемов проведения регулярных платежей населения в регионах через счета в коммерческих банках посредством использования инновационных технологий (в том числе с использованием банковских платежных карт, электронных кошельков, QR-кодов, мобильного банкинга и др.); 

- оснащению регионов банковским оборудованием; 

- реализации требований по внутригосударственным платежам; 

- расширению инфраструктуры сети по обслуживанию банковских платежных карт, электронных кошельков, QR-кодов и других инновационных технологий для проведения расчетов в национальной валюте Кыргызской Республики в безналичной форме; 

- охвату всей территории республики высокоскоростными каналами связи для расширения доступа к платежам и расчетам в безналичной форме. 

 

6. Ожидаемые результаты Государственной программы 

Реализация мероприятий, предусмотренных Государственной программой, позволит обеспечить: 

1) государству: 

- уменьшение теневого оборота наличных денег и увеличение налоговой базы; 

- увеличение доходной части государственного бюджета; 

- эффективное целевое использование средств государственного бюджета; 

- повышение результативности и эффективности исполнения государственного бюджета; 

- сокращение расходов, связанных с эмиссией наличных денег; 

- мобилизацию внутренних инвестиционных ресурсов; 

- повышение уровня финансовой грамотности населения. 

2) коммерческим банкам: 

- расширение спектра дистанционного обслуживания клиентов; 

- сокращение издержек, связанных с эмиссионно-кассовой работой (инкассация, обработка, хранение денег); 

- увеличение депозитной базы и аккумулирование денежных средств для инвестирования в реальный сектор экономики. 

3) организациям и предприятиям: 

- сокращение расходов на создание собственных внутрикорпоративных систем; 

- снижение расходов на работу с наличными денежными средствами (прием, хранение и транспортировка); 

- ведение более точного учета, финансового контроля и планирования; 

- прямые социальные отчисления; 

4) населению: 

- простой, широкий, надежный и безопасный доступ к платежным услугам, более удобные и быстрые способы оплаты; 

- широкий выбор банков и их агентов для получения платежных услуг; 

- широкий выбор традиционных и инновационных инструментов и способов осуществления платежей и денежных переводов вне зависимости от банков и систем и территориальной принадлежности. 

 

7. Прогнозные показатели 

Прогнозные показатели рассчитаны с учетом постоянной численности населения на территории Кыргызской Республики. Так, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, в 2017 году население Кыргызской Республики составляло 6,14 млн человек. 

В период с 1 января 2018 года по 1 января 2023 года численность населения увеличилась на 780,9 тыс. человек (т.е. на 12,5 процента) и составила 7,04 млн человек, из них численность экономически активного/трудоспособного населения составляет 4 409 тыс. человек. 

В рамках реализации Государственной программы необходимо создать благоприятные условия для населения и привлечь трудоспособное население Кыргызской Республики к проведению платежей в безналичной форме.  

Помимо этого, планируется развитие банковской и платежной инфраструктуры в ориентировочных показателях, приведенных в Таблице 2. 

 

Таблица 2. Прогнозные показатели  

 

8. Финансовое обеспечение 

Реализация Государственной программы предусматривает финансирование за счет собственных средств коммерческих банков, операторов платежных систем и платежных организаций, выделение финансовых средств в рамках смет расходов государственных органов-исполнителей согласно внутриведомственным планам мероприятий.  

Дополнительно предполагается оказание финансовой, технической, консультационной и другой поддержки со стороны международных и региональных организаций. 

 

9. Мониторинг, оценка и контроль исполнения Государственной программы 

Реализация Государственной программы будет осуществляться посредством исполнения плана мероприятий. При этом министерства, государственные комитеты, административные ведомства и иные государственные органы должны разработать внутренний план мероприятий по исполнению Государственной программы.  

Мониторинг реализации Государственной программы Национальный банк Кыргызской Республики будет проводить через сбор и обработку представленных данных участниками, задействованными в плане мероприятий Государственной программы.  

Вопросы о ходе исполнения плана мероприятий Государственной программы на ежеквартальной основе будут рассматриваться на заседаниях межведомственной комиссии по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике. 

Государственная программа может корректироваться с учетом изменений в законодательстве Кыргызской Республики и проводимых экономических реформ в стране. 

  

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ 

по реализации Государственной программы по  

увеличению доли безналичных платежей и расчетов  

в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы 

 

  

Мероприятия 

Сроки исполнения 

Ответственные исполнители 

1. Обеспечение/совершенствование организационно-правового развития системы безналичных платежей и расчетов 

1.1 

Совершенствование нормативной правовой базы по платежной системе Кыргызской Республики. 

2023-2027 годы 

(на постоянной основе) 

НБКР 

1.2 

Реализация мероприятий по внутригосударственным платежам на территории Кыргызской Республики. 

2023-2024 год 

НБКР, КБ, ОПС  

1.3. 

Разработка и внесение на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекта Закона о внесении изменений в налоговое законодательство Кыргызской Республики в части продления действия нулевой ставки налога с продаж при оплате за товары и услуги в безналичной форме. 

IV квартал 2023 года 

МЭК, НБКР 

1.4 

Разработка и внесение на рассмотрение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проекта Закона о внесении изменений в законодательство Кыргызской Республики: 

- в части применения мер (наложение штрафа уполномоченным государственным органом) в отношении как продавца, так и покупателя, за продажу/покупку движимого/недвижимого имущества, товаров и услуг за валюту, отличную от национальной; 

- в части наделения полномочиями органов местного самоуправления по рассмотрению дел, предусмотренных статьей 317 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях. 

 

 

 

 

 

 

IV квартал 2023 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

2024 год 

 

 

 

 

 

 

НБКР 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЭК 

1.5 

Разработка нормативного правового акта по включению в систему защиты депозитов средств на эскроу-счете 

2024 год 

НБКР, МЭК, АЗД (по согласованию), КБ (по согласованию) 

1.6 

Внесение изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики в части установления предельного размера наличных расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями  

IV квартал 2023 год 

МЭК, задействованные государственные органы, НБКР 

1.7 

Исключение необходимости предоставления бумажных платежных документов при взаимодействии граждан с государственными органами, а также признание электронных платежных документов в качестве доказательства при рассмотрении судебных споров. 

I квартал 2024 года 

Государствен- 

ные органы, ОМСУ (по согласованию), Судебный департамент при Верховном суде Кыргызской Республики (по согласованию), НБКР  

1.8 

Утверждение требования о наличии соответствующего оборудования для приема безналичных платежей за товары/услуги от покупателя/потребителя в безналичной форме субъектами предпринимательства, осуществляющих лицензируемые виды деятельности и оказывающих их услуги населению. 

IV квартал 2023 года 

органы-лицензиары, органы- регистраторы 

2. Популяризация расчетов и платежей  

в безналичной форме среди населения 

2.1 

Проведение мероприятий, стимулирующих граждан к использованию электронных платежных инструментов и системы дистанционного банковского обслуживания для оплаты товаров (работ, услуг). 

2023-2027 годы 

(на постоянной основе) 

ОЮЛ «СБК» (по согласованию), КБ (по согласованию), ПО (по согласованию), НБКР 

2.2 

Информирование населения о преимуществах и выгодах от использования современных электронных платежных инструментов и средств платежа, систем дистанционного банковского обслуживания (видеоролики, аудиоролики и публикации). 

2023-2027 годы 

(на постоянной основе) 

ОЮЛ «СБК» (по согласованию), КБ, ПО (по согласованию), НБКР 

2.3 

Разработка и внедрение просветительских материалов по использованию безналичных платежей и расчетов в государственные программы образования. 

2024 год 

МОН, ОЮЛ «СБК» (по согласованию), НБКР 

3. Платежи в безналичной форме 

3.1 

Принятие мер по усилению мотивации организаций торговли (сервиса) к обеспечению оплаты населением товаров (работ, услуг) в безналичной форме посредством введения налоговых стимулов. 

IV квартал 2023 года 

МЭК, КБ (по согласованию), ГНС, ОМСУ (по согласованию) 

3.2 

Проведение регулярных выездных мониторингов (проверки) торгово-сервисных предприятий на предмет наличия и работы/ применения оборудования (программно-технического устройства), предназначенного для приема платежей с использованием банковских платежных карт, электронных денег и/или QR-кода. 

2023-2027 годы  

(на регулярной основе) 

САР при МЭК, ГНС, НБКР и ОМСУ (по согласованию) 

3.3 

Проведение мероприятий по популяризации и приоритетному использованию сервисов, обеспечивающих проведение платежей с использованием мобильных устройств, в том числе QR-кода и других бесконтактных технологий (NFC и другие) 

2023-2027 годы  

(на регулярной основе) 

КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию) 

4. Совершенствование банковских и платежных услуг 

4.1 

Совершенствование тарифной политики оператора национальной платежной системы. Установка тарифов по розничным банковским продуктам с учетом категорий населения с невысокой оплатой труда, а также лиц, получающих социальные выплаты, пенсии и пособия 

2023-2027 годы 

(на постоянной основе) 

ЗАО «МПЦ» (по согласованию), КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию), НБКР 

4.2 

Создание и развитие системы быстрых платежей (24/7): 

- модернизация платежных систем  

 

 

- развитие инфраструктуры Системы быстрых платежей 

2023-2027 

 

2023 год III кв. 2024 года 

 

II кв. 2025 года 

НБКР, ЗАО «МПЦ» (по согласованию), КБ (по согласованию),  

4.3. 

Развитие технологии открытых программных интерфейсов (API) для упрощения обмена данными 

2023-2027 

НБКР, КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию) 

5. Внедрение инновационных способов применения безналичных платежей и расчетов 

5.1 

Обеспечение приема платежей с использованием бесконтактных технологий (QR-код, NFC и другие) при проведении населением расчетов в безналичной форме (транспорт/крупные розничные/оптовые рынки, пункты общественного питания и т.д.) 

IV квартал 2023 года 

Мэрии городов (по согласованию), ОМСУ (по согласованию, МЭК, КБ, ОПС/ПО (по согласованию), НБКР  

5.2 

Внедрение безналичной формы оплаты населением за образовательные и культурные услуги, медицинские услуги, социальные услуги, услуги регистрации, выдачи справок, удостоверений и других документов, а также их копий и дубликатов, услуги исследования, анализа, оценки и экспертизы, предоставление информации, услуги печати, копирования и издания, обеспечение безопасности и хранения: 

- заключение договорных отношений по установке оборудования для приема оплаты государственных услуг в безналичной форме, а также с использованием платежных терминалов и иных устройств; 

- установка оборудования на кассах в государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих услуги населению для приема оплаты государственных услуг в безналичной форме, а также с использованием платежных терминалов и иных устройств  

IV квартал2023 года 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV квартал2023 года 

 

 

 

IV квартал2023 года 

 

 

 

 

МОН, МТД, МЧС, МЗ, МТСР, МЦР, ВАК, ГСИН, МИД, МЭК, МЮ, МФ, МСХ, Кыргызтест, ГСЭС, НАН, Соцфонд, Нацстатком, Кыргызпатент, МВД, др. госорганы, коммерческие банки, ОПС/ПО 

5.3 

Внедрение адаптивных технологий в целях предоставления возможности использования инновационных способов оплаты для лиц с ограниченными возможностями здоровья 

2023-2024 годы 

КБ (по согласованию), ПО (по согласованию), НБКР 

5.4 

Развитие межсистемного взаимодействия/интеграции в рамках единого национального платежного и расчетного пространства (интероперабельность), объединяющего платежные системы Кыргызской Республики 

2024 год 

(будет установлен с учетом срока внедрения API) 

ЗАО «МПЦ» (по согласованию), МЦР, КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию), НБКР 

5.5 

Создание прототипа цифрового сома и его апробирование: 

- проработка правовых и регуляторных вопросов внедрения цифрового сома: 

- разработка и внедрение прототипа платформы цифрового сома; 

- апробирование прототипа цифрового сома и принятие решения о целесообразности промышленного внедрения  

2023-2026 

 

2023-2024 годы 

2024-2025 годы 

2026 год 

НБКР, Проектная группа, МЭК, МЦР, МФ, КБ (по согласованию), ОПС/ПО (по согласованию) 

6. Повышение квалификации специалистов в государственных и иных органах в области инновационных цифровых услуг  

и IT-безопасности, обмен информацией и опытом 

6.1 

Проведение тренингов по вопросам реагирования на инциденты информационной безопасности, выявления и снижения рисков информационной безопасности в области платежной системы 

2023-2027 годы  

(на постоянной основе) 

ГСФР, НБКР, ГКНБ, МВД, МЦР Генеральная прокуратура (по согласованию), международные финансовые институты 

6.2 

Информирование и оперативное реагирование на кибератаки финансово-кредитных и небанковских организаций, мошенничества при использовании инновационных услуг 

2023-2027 годы 

(на постоянной основе) 

НБКР, КБ (по согласованию), ГКНБ, ГСФР, МВД 

 

Список сокращений 

 

АЗД 

Агентство по защите депозитов Кыргызской Республики  

ВАК 

Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики  

ГКНБ 

Государственный комитет национальной безопасности Кыргызской Республики 

ГНС 

Государственная налоговая служба при Министерстве финансов Кыргызской Республики 

ГП 

Генеральная прокуратура Кыргызской Республики 

ГП «Кыргызпочтасы» 

Государственное предприятие «Кыргызпочтасы» при Министерстве цифрового развития Кыргызской Республики 

ГСФР 

Государственная служба финансовой разведки при Министерстве финансов Кыргызской Республики 

ГСЭС 

Судебно-экспертная служба при Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

ГУОБДД МВД 

Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики 

ЗАО «МПЦ» 

Закрытое акционерное общество «Межбанковский Процессинговый Центр» 

КБ 

коммерческие банки Кыргызской Республики 

Кыргызпатент 

Государственное агентство интеллектуальной собственности и инноваций при Кабинете Министров Кыргызской Республики  

Кыргызтест 

Государственное учреждение «Кыргызтест» 

МВД 

Министерство внутренних дел Кыргызской Республики 

МЗ 

Министерство здравоохранения Кыргызской Республики 

МИД 

Министерство иностранных дел Кыргызской Республики 

МОН 

Министерство образования и науки Кыргызской Республики 

МСХ 

Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики 

МТК 

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики 

МТСОМ 

Министерство труда, социального обеспечения и миграции Кыргызской Республики 

МФ 

Министерство финансов Кыргызской Республики 

МЦР 

Министерство цифрового развития Кыргызской Республики 

МЧС 

Министерство чрезвычайных ситуаций Кыргызской Республики  

МЭК 

Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики 

МЮ 

Министерство юстиции Кыргызской Республики  

НАН 

Национальная академия наук Кыргызской Республики 

Нацстатком 

Национальный статистический комитет Кыргызской Республики  

НБКР 

Национальный банк Кыргызской Республики 

ОМСУ 

органы местного самоуправления 

ОПС/ПО 

операторы платежных систем/платежные организации 

САР при МЭК 

Служба антимонопольного регулирования 

при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики 

СБК 

Объединение юридических лиц «Союз банков Кыргызстана» 

СИН 

Служба исполнения наказаний при Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

СФ 

Социальный фонд Кыргызской Республики при Кабинете Министров Кыргызской Республики 

ТСП 

торгово-сервисные предприятия 

ФУГИ 

Фонд по управлению государственным имуществом при Министерстве экономики и коммерции Кыргызской Республики