Вернуться назад

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС)» 

 

 

1. Цель и задачи  

Проект постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС)» (далее проект постановления) разработан в целях приведения Положения «О мерах воздействия,применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» (далее Положение) в соответствие с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, принятого 28 октября 2021 года № 128. 

 

2. Описательная часть 

С 1 декабря 2021 года введен в действие Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях в соответствии с Законом Кыргызской Республики «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 28 октября 2021 года № 126.  

В соответствии с вновь принятым Кодексом о правонарушениях противоправные, виновные деяния, совершенные физическими и юридическими лицами, будут называться правонарушениями, а не проступками и нарушениями, как это было установлено в утративших силу Кодексе Кыргызской Республики о нарушениях.   

В этой связи проектом постановления предлагается внести соответствующие изменения в пункт 13 Положения.  

Кроме того, проектом постановления предлагается уточнить нормы, касающиеся определения размера штрафов, налагаемых в качестве меры воздействия на операторов платежных систем и платежные организации. Также проектом предусмотрены некоторые изменения и уточнения отдельных норм, касающихся оснований и порядка применения мер воздействия, применяемых Национальным банком.  

 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Проект постановления не повлечет социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических и коррупционных последствий. 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения  

В соответствии со статьей 22 Закона Кыргызской Республики «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики» проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка, а также на Едином портале общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов Кыргызской Республики (koomtalkuu.gov.kg).  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Представленный проект постановления не противоречит нормам законодательства Кыргызской Республики.  

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие данного проекта постановления не потребует дополнительного финансирования из государственного бюджета. 

 

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

Анализ регулятивного воздействия к проекту постановления проведен в соответветствии с требованиями Методики проведения анализа регулятивного воздействия, утвержденной постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 сентября 2020 года № 504. 

 

 

С уважением, 

Начальник УПС Э.В. Лелевкина  

 

 

СОГЛАСОВАНО 

Заместитель председателя З.Л. Чокоев 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА  

Полный/частичный АРВ  

  

   

Национальный банк Кыргызской Республики  

 

   

УТВЕРЖДАЮ  

____________________________________  

(должность)  

__________________________________  

(подпись)  

«___» _______________ 20___ года  

  

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ  

  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики 

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»  

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС)» 

  

  

Основания для разработки: приказ Национального банка Кыргызской Республики от 9 марта 2022 г. №2022-Пр-141/58-О «О создании рабочей группы по проведению анализа регулятивного воздействия».  

  

Сроки проведения АРВ: _________________ _________________   

(начало) (окончание)  

  

  

Руководитель рабочей группы:  

Лелевкина Э.В., начальник управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики______  

  

  

Рабочая группа:  

- Акулуева М.Ш., начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики;_________ 

- Сыргатаев А.Т., главный специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики_________; 

- Бардинов Э.Д., ведущий специалист отдела контроля и надзора за платежными системами управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики_________; 

- Айылчиев Б.К., вр.и.о. ведущего специалиста группы надзора за деятельностью операторов платежных систем и платежных организаций отдела по операторам платежных систем и платежных организаций управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики_________; 

- Безуглов А.Л., заместитель председателя ОсОО «ПЭЙ 24» _________; 

- Бекишова М.Т., юрист ОсОО «ПЭЙ 24» _________;  

- Нишонов У.Х., юрист ОсОО «АЙБИЭС МА» _________; 

- Маратова А.М., специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики_________. 

  

Контактные данные ответственного лица:  

Маратова А.М., 66-90-99, ammaratova@nbkr.kg;  

Сыргатаев А.Т., 66-91-43, asyrgataev@nbkr.kg.  

  

1. Проблемы и основания для государственного вмешательства  

 

1.1 Описание проблем  

В целях снижения рисков, которые могут привести к негативным последствиям у операторов платежных систем/платежных организаций, защиты прав потребителей платежных услуг, обеспечения эффективности, безопасности и надежности платежной системы Кыргызской Республики и снижения системных рисков постановлением Правления Национального банка Кырызской Республики от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС) было утверждено Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» в новой редакции. 

Принятие новой редакции Положения позволило Национальному банку снизить вероятность возникновения системных рисков, обеспечить правовую защиту потребителей платежных услуг, безопасность, стабильность и эффективность платежной системы. 

В 2019 году в рамках приведения деятельности операторов платежных систем и платежных организаций в соответствие с законодательством Кыргызской Республики были применены соответствующие меры воздействия: приостановлены действия лицензий трех платежных организаций и трех операторов платежных систем, отозваны две лицензии платежной организации и две лицензии операторов платежных систем.  

В 2020 году по итогам внешнего надзора и инспекторских проверок деятельности операторов платежных систем и платежных организаций были введены ограничения на прием платежей и проведение отдельных видов платежей/операций в рамках лицензий одного оператора платежной системы/ платежной организации, отозваны одна лицензия оператора платежной системы и две лицензии платежных организаций, а также направлено девять предписаний об устранении нарушений. 

В 2021 году было направлено 25 предписаний в адрес операторов платежных систем и платежных организаций, наложен штраф на двух операторов платежных систем и платежных организаций и на одно должностное лицо, отозваны две лицензии оператора платежной системы и две лицензии платежной организации

Между тем в процессе применения на практике норм Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям», выявлены ряд проблем, которые требуют государственного вмешательства. 

Проблема 1. Необходимость приведения в соответствие норм Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» Кодексу Кыргызской Республики о правонарушениях. 

28 октября 2021 года принят Закон Кыргызской Республики «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики, Уголовно-процессуального кодекса Кыргызской Республики, Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях и внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики», в соответствии с которым с 1 декабря 2021 года введен в действие Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях.  

В соответствии с вновь принятым Кодексом о правонарушениях противоправные, виновные деяния, совершенные физическими и юридическими лицами, будут называться правонарушениями, а не нарушениями, как это было установлено ранее в утратившем силу Кодексе Кыргызской Республики о нарушениях.  В этой связи возникает необходимость включения в Положение слова «правонарушений».  

 

Проблема 2. Не установлены конкретные размеры штрафов, налагаемых на операторов платежных систем и платежные организации. 

Пунктом 10 Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» установлено, что Национальный банк вправе наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации в случае:  

- невыполнения предписания Национального банка;   

- систематического (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений;  

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов.  

Однако в связи с тем, что Положением не установлены конкретные размеры штрафов за определенные нарушения, на практике возникают спорные моменты относительно обоснованности размера налагаемых штрафов. Учитывая, что регулирование деятельности операторов платежных систем/платежных организаций, в отличие от коммерческих банков, не имеет устоявшейся правоприменительной практики, возникает необходимость в конкретизации норм, касающихся наложения штрафов, применяемых в отношении операторов платежных систем/платежных организаций. 

Проблема 3. Не установлены конкретные размеры штрафов, налагаемые на должностных лиц операторов платежных систем и платежных организаций. 

Пунктом 11 Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» установлено, что Национальный банк вправе  

наложить штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.), в случае:  

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации - в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- невыполнения предписаний Национального банка в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- систематического (два и более раз в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности - в размере 30 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения. 

 Однако в связи с тем, что размер вознаграждений должностных лиц определяется самостоятельно каждой организацией, на практике возникают спорные моменты относительно справедливости и соразмерности размера налагаемых штрафов к должностным лицам. К примеру, должностное лицо, к которому установлена меньшая заработная плата, несет ответственности меньше, несмотря на то, что совершенные нарушения в разных платежных организациях могут быть одинаковыми. Учитывая, что регулирование деятельности операторов платежных систем/платежных организаций, в отличие от коммерческих банков, не имеет устоявшейся правоприменительной практики, возникает необходимость в конкретизации норм, касающихся наложения штрафов, применяемых в отношении должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций. 

 

 

 Заинтересованные стороны:  

1) орган регулирования  Национальный банк;  

2) операторы платежных систем и платежные организации;  

3) потребители платежных услуг.  

  

1.2. Анализ мнения заинтересованных лиц  

Анализ мнения заинтересованных лиц будет проведен по итогам общественного обсуждения проекта нормативного правового акта.  

 

1.3. Общий анализ всех выявленных проблем 

В целом обозначенные в рамках настоящего анализа регулятивного воздействия проблемы связаны с необходимостью совершенствования нормативной правовой базы по регулированию и надзору за деятельностью участников платежных систем. 

Развитие конкурентного и технологичного платежного рынка, на котором представлены современные платежные решения, требует создания безопасной среды, стимулирующей внедрение инноваций. 

Имеющиеся пробелы в правовом регулировании могут оказывать негативное влияние на развитие платежного рынка. В этой связи от регулятора требуется постоянное и непрерывное совершенствование нормативных правовых актов в сфере контроля и надзора за операторами платежных систем и платежными организациями. 

 

1.4. Масштаб проблем  

По состоянию на 1 апреля 2022 года на рынке платежных услуг Кыргызской Республики лицензии Национального банка Кыргызской Республики (далее Национальный банк) имеют 20 юридических лиц, из них: 19 лицензий на право осуществления деятельности оператора платежной системы и 20 лицензий на право осуществления деятельности платежной организации. 

Платежные системы являются важной частью современной экономики, и сбои в их функционировании могут привести к финансовым потерям населения и хозяйствующих субъектов, к возникновению и распространению системных рисков.  

Масштаб проблем следует рассматривать с точки зрения необходимости создания качественной регуляторной среды для операторов платежных систем и платежных организаций.  

 

1.5. Правовые основания для решения проблем Национальным банком путем изменения регулирования 

В соответствии со статьей 311 Закона Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики Национальный банк применяет меры воздействия к участникам платежной системы в случаях: 

1) нарушения законодательства Кыргызской Республики при осуществлении деятельности операторов платежной системы/платежных организаций; 

2) противодействия при осуществлении надзорных функций и проверок на местах, проводимых Национальным банком; 

3) осуществления фиктивных и сомнительных операций, не имеющих реального покрытия, с целью недостоверного представления финансовой отчетности; 

4) действий или бездействия, которые влекут угрозу интересам участников и пользователей платежных систем. 

В случаях выявления Национальным банком вышеуказанных нарушений, влекущих сбои функционирования платежной системы, а также влияющих на услуги, оказываемые участником платежной системы их пользователям, Национальный банк направляет предупреждение и/или применяет меры в соответствии с главой 23 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности».  

 

1.6. Международный опыт   

В ходе подготовки проекта был рассмотрен опыт зарубежных стран.   

Российская Федерация. В Российской Федерации применение штрафов в отношении операторов платежных систем предусмотрено статьями 824 и 825 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В случае приостановления (прекращения) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры участнику (участникам) платежной системы и его (их) клиентам Банк России взыскивает штраф: 

1) с оператора платежной системы, не являющейся национально значимой платежной системой, в размере до 10 процентов от обеспечительного взноса за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры; 

2) с оператора национально значимой платежной системы в размере до 10 миллионов рублей за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры. 

При этом обеспечительный взнос устанавливается в размере суммы переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации в рамках платежной системы в течение двух календарных дней. 

Банк России привлекает поднадзорную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. 

 

Республика Казахстан. Национальный Банк Республики Казахстан в пределах своей компетенции применяет к операторам платежных систем, операционным центрам платежных систем и иным субъектам рынка платежных услуг ограниченные меры воздействия и санкции за нарушение требований законодательства Республики Казахстан о платежах и платежных системах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в порядке, предусмотренном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях и Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан». 

В соответствии со статьей 220 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях за различные нарушения законодательства предусмотрено наложение штрафа от 50 до 200 месячных расчетных показателей (МРП). МРП в Республике Казахстан на 2022 год установлен в размере 3 063 тенге, что составило 602 сома по официальному курсу Национального банка Кыргызской Республики на 31 декабря 2021 года.  

В Казахстане применение штрафов Национальным Банком Республики Казахстан и Кодексом РК об административных правонарушениях в отношении должностных лиц операторов платежных систем не предусмотрено. 

В отношении операторов платежных систем, операционных центров платежных систем и иных субъектов рынка платежных услуг Национальный Банк Республики Казахстан вправе применить одну из следующих ограниченных мер воздействия: 

1) дать обязательное для исполнения письменное предписание; 

2) вынести письменное предупреждение; 

3) составить письменное соглашение. 

 

2. Описание и оценка рассмотренных вариантов регулирования  

 

2.1. Цель регулирования  

Целью регулирования является обеспечение операторами платежных систем и платежными организациями бесперебойного функционирования деятельности, своевременных взаиморасчетов и недопущение возникновения финансовых обязательств перед потребителями платежных услуг/агентами/поставщиками товаров/услуг, защита прав потребителей платежных услуг.  

Для решения перечисленных проблем необходимо пересмотреть требования Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежный организациям», в части конкретизации размеров штрафов за нарушения законодательства операторами платежных систем и платежными организациями. 

 

К индикаторам достижения цели относятся:   

- бесперебойное проведение платежей через операторов платежных систем и платежных организаций за счет более слаженного механизма взаимоотношений между операторами платежных систем и платежными организациями, а также их агентами, поставщиками товаров и услуг;  

- минимизация рисков потерь населения и обеспечение гарантий исполнения обязательств со стороны финансовых посредников;  

- обеспечение защиты прав потребителей банковских и платежных услуг;  

- осуществление мониторинга и контроля за платежными системами со стороны регулятора, а также за агентами/субагентами платежных организаций;  

- ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;  

- создание равных условий для всех участников рынка розничных платежей и расчетов.  

2.2. Рассмотренные варианты регулирования   

1) Вариант регулирования «оставить все как есть»;  

2) Предпочтительный вариант регулирования «Внесение изменений в нормативный правовой акт»;  

3) Альтернативный вариант регулирования  

  

2.3. Вариант регулирования «оставить все как есть»  

Этот вариант решения не может быть выбран, поскольку действующим Положением установлена лишь максимальная сумма возможного штрафа. Вместе с тем остается не урегулированным вопрос о том, в каком размере должен быть наложен штраф на оператора платежной системы/платежную организацию и их должностным лицам за то или иное нарушение.  

Реализация данного варианта регулирования нежелательна, так как действующие нормы Положения вызывают неопределенность и недоверие со стороны субъектов рынка платежных услуг.   

Анализ исполнения данного варианта регулирования приводит к оценке данного варианта как более легкого для реализации с технической позиции, однако не решающего вышеуказанные проблемы.  

  

2.4. Вариант регулирования «Внесение изменений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям»  

Способом регулирования является принятие постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14-50-3-(ПС)». 

Данный вариант регулирования позволит решить проблемы, определенные в разделе 1 «Проблемы и основания для государственного вмешательства».  

2.4.1. Регулятивное воздействие  

Внесение изменений и дополнений будет касаться операторов платежных систем и платежных организаций и их должностным лицам, в части применения Национальным банком мер воздействия за выявленные нарушения законодательства.   

В целом по сравнению с действующей редакцией Положения, будут устранены пробелы в правовом регулировании относительно размера налагаемых штрафов в зависимости от тяжести нарушения, осуществлена конкретизация некоторых норм данного Положения. Также в случае принятия данного варианта регулирования ожидается существенное снижение правовых рисков, связанных с возникновением споров, в том числе судебных между операторами платежных систем/платежными организациями и Национальным банком относительно примененных мер воздействия.  

Усовершенствованная нормативная правовая база напрямую влияет на осуществление эффективного и качественного надзора за деятельностью операторов платежных систем/платежных организаций.   

Данный вариант регулирования позволит решить проблемы, определенные в пункте 2.1. «Цель регулирования».   

2.4.2. Реализационные риски  

В целях решения вышеуказанных проблем 1-2-3 внесение предлагаемых изменений и дополнений направлено на восполнение пробелов и усовершенствование Положения. Несовершенство в нормативной правовой базе может привести к нежелательным последствиям, снижению показателей платежной системы, неэффективному надзору и т.д.   

Также изменения направлены на совершенствование отдельных действующих требований по регулированию, что в целом должно минимизировать возникновение возможных рисков разногласий между операторами платежных систем/платежными организациями и Национальным банком.   

2.4.3. Правовой анализ  

Принятие данного нормативного правового акта не повлечет неблагоприятных последствий, так как направлено на совершенствование действующих требований по регулированию деятельности коммерческих банков и операторов платежных систем в целях конкретизации требований по применению Национальным банком мер воздействия.  

Настоящий вариант не противоречит законодательству Кыргызской Республики.  

2.4.4. Оценка ожидаемых экономических последствий  

В целом субъекты предлагаемого регулирования не понесут дополнительных затрат, поскольку максимальное значение размера штрафов остается неизменным. 

Проект не требует дополнительных расходов из бюджета Кыргызской Республики.  

 

2.5. Вариант регулирования «Применение мер воздействия к операторам платежных систем/платежной организации в виде штрафа исключительно в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях.  

В случае реализации данного варианта Национальный банк, в случае выявления нарушений банковского законодательства со стороны оператора платежных систем/платежной организации, будет применять штраф исключительно в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях. Согласно статье 300 действующей редакции Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях нарушение должностным лицом банков или финансово-кредитных учреждений или иных лиц, деятельность которых лицензируется и регулируется Национальным банком Кыргызской Республики, положений банковского законодательства, невыполнение обязательных предписаний уполномоченного государственного органа влекут наложение штрафа на юридических лиц в размере 550 расчетных показателей.  

2.5.1. Регулятивное воздействие  

Выбор данного варианта может оказать негативное воздействие на деятельность операторов платежных систем/платежные организации, так как не учитывает ситуацию, сложность и серьезность нарушения и последствий для пользователей и участников платежных систем. Данный подход может привести к ущемлению прав и интересов операторов платежных систем/платежных организаций, которые допустили менее тяжкие нарушения, поскольку размер штрафа, предусмотренный Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, является фиксированным. Это может привести к тому, что налагаемые штрафы могут оказаться несоразмерными допущенным нарушениям. 

2.5.2. Реализационные риски  

Учитывая, что нормы Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях, в части наложения штрафов за несоблюдение банковского законодательства, изложены в обобщенном виде при выборе обозначенного варианта возможны различные риски в виде противоречивой практики применения законодательства и вытекающих из нее судебных споров между субъектами рынка платежных услуг и Национальным банком.  

2.5.3. Правовой анализ  

Данный вариант потребует частичного внесения изменений и дополнений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям».   

В соответствии с частью 6 статьи 152 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке, банках и банковской деятельности» меры воздействия, применяемые к банкам и их должностным лицам в соответствии с настоящим Законом, не относятся к мерам административной ответственности. Согласно части 1 статьи 149 вышеуказанного Закона положения Закона в части применения мер воздействия и порядка их обжалования применяются также к небанковским финансово-кредитным организациям и иным юридическим лицам, поднадзорным Национальному банку, если иное не предусмотрено законом. Выбор данного варианта регулирования может привести к тому, что не будет исполнятся вышеуказанные нормы Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке, банках и банковской деятельности».  

2.5.4. Результаты публичных консультаций  

В рамках проведения анализа регулятивного воздействия 11 марта 2022 года на официальном интернет сайте Национального банка было размещено уведомление о разработке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям». 

По итогам публичных консультаций поступили предложения от ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG» и ОсОО «Баланс КГ».  

Поступившие предложения касались следующих вопросов:  

- исключения возможности применения Национальным банком мер воздействия без очередности и последовательности; 

- наложение штрафов на операторов платежных систем/платежные организации исключительно в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях, либо снизить размер применяемого штрафа до размеров, предусмотренных Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях; 

- снижения размера штрафа на операторов платежных систем/платежные организации в процентах от балансовой стоимости активов; 

- изменения критериев несвоевременности при представлении отчетности. 

Реестр поступивших предложений размещен на официальном интернет-сайте Национального банка 30 апреля 2022 года. 

Поступившие предложения были рассмотрены рабочей группой по проведению анализа регулятивного воздействия на заседании от 26 марта 2022 года. 

В ходе обсуждения указанных предложений членами рабочей группы было отмечено, что полномочия по применению мр воздействия в виде штрафа предусмотрены статьей 152 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке, банках и банковской деятельности». При этом меры воздействия, применяемые к банкам и их должностным лицам в соответствии с указанным Законом, не относятся к мерам административной ответственности. Что касается размеров штрафов, то их предельный размер также установлен вышеназванным Законом. В этой связи поступившие в ходе публичных консультаций предложения по снижению размера штрафов до размеров, предусмотренных Кодексом КР о правонарушениях, не могут быть рассмотрены в рамках внесения изменений в Положение.  

По предложениям об уменьшении размера процентов налагаемых штрафов от среднего годового вознаграждения до 20 процентов, в отношении должностных лиц, будет рассмотрено с учетом общественного обсуждения проекта нормативного правового акта. 

Кроме того, в ходе работы рабочей группы поступило предложение, относительно возможности внесения изменений относительно применения мер воздействия в случае невыполнения предписания НБКР. В частности предложено, что в случае невыполнения предписания 2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев, применяются меры воздействия в виде штрафа, а до 2-х раз применяются положения кодекса о нарушениях (аналогично пункту, касающегося мер воздействия за непредставление финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности, или сведений). 

Данное предложение будет рассмотрено с учетом общественного обсуждения проекта нормативного правового акта. 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.    

В связи с этим проект будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.    

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупционных факторов не выявлено.   

  

3. Обоснование выбора предпочтительного варианта регулирования   

Проект постановления по варианту 2.4 «Внесение изменений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям и к их должностным лицам» должен быть рекомендован для принятия по следующим основаниям:  

- достигаются цели, определенные в пункте 2.1. «Цель регулирования»;  

- конкретизирует нормы Положения для их однозначного понимания;  

- будет способствовать повышению надежности и безопасности рынка платежных услуг;  

- позволит повысить эффективность осуществляемого Национальным банком надзора за деятельностью коммерческих банков и операторов платежных систем.  

  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНЦИЮ  

  

варианта регулирования «Внесение изменений в Положение «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» 

  

Методика, в соответствии с которой проводился анализ (наименование):  

  

Методика анализа влияния на конкуренцию при проведении анализа регулятивного воздействия  

  

Дата проведения анализа: _______________________________________  

  

Основной (краткий) вывод анализа влияния на конкуренцию:  

Вариант регулирования не оказывает существенного влияния на конкуренцию  

  

Развернутая информация об анализе влияния на конкуренцию:  

  

·Основные параметры рынка услуг 

Продуктовые границы рынка услуг:  

- банковские продукты и услуги  

  

Географические границы рынка услуг:  

- географически не ограничены, за исключением тех стран, указанных в списке высокорискованных стран  

  

Объем рынка услуг (при наличии данных): 46,5 млрд сомов 

 

1) Состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг: 20 юридических лиц, из них: 19 лиц имеют лицензию на право осуществления деятельности оператора платежной системы и 20 лиц имеют лицензию на право осуществления деятельности платежной организации.  

 

Оценки 

  

Наименование фактора  

Оценка  «да» или «нет»  

Обоснование оценки «да»  

  

2  

3  

4  

  

Оценка уровня концентрации рынка услуг 

  

  

1  

Имеется ли доминирующее положение, при котором доля какого-либо хозяйствующего субъекта на данном рынке услуг составляет 35 процентов или выше при наличии данных?  

нет  

  

2  

Имеется ли доминирующее положение, при котором совокупное доминирование более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50 процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке - при наличии данных?  

нет  

  

  

Оценка экономических ограничений входа-выхода на рынок услуг 

  

  

3  

Приведет ли новое регулирование к непропорционально высоким затратам:   для потенциальных участников рынка, чем это было для действующих;   для малых предприятий, чем это предполагается для крупных предприятий и т.д.  

нет  

  

4  

Приведет ли новое регулирование к существенному ограничению доступа потенциальных участников к ресурсам (материально-вещественным, нематериальным и другим), предложение которых на рынке ограничено?  

нет  

  

5  

Приведет ли новое регулирование к неприемлемо высоким (способным подорвать экономическую устойчивость) издержкам действующих хозяйствующих субъектов при их вынужденном прекращении деятельности на данном рынке услуг, связанным с новым регулированием?  

нет  

  

  

Оценка административных ограничений входа на рынок услуг 

  

  

6  

Приведет ли новое регулирование к существенному росту лицензионных требований и стоимости процедур получения лицензии для потенциальных участников рынка?  

нет  

  

7  

Приведет ли новое регулирование к нарушению условий равенства прав хозяйствующих субъектов при административном распределении ограниченных ресурсов?  

нет  

  

8  

Приведет ли новое регулирование к ограничению действующих хозяйствующих субъектов выбирать механизм ценообразования, определять качество продукции, местонахождение размещения производственных мощностей?  

нет  

  

  

Оценка стратегических ограничений входа на рынок услуг 

  

  

9  

Приведет ли новое регулирование к получению дополнительных преимуществ для участников различных устойчивых форм хозяйственной интеграции (холдинги, финансово-промышленные объединения, кластеры с низким уровнем взаимной конкуренции его участников и высоким уровнем кооперации и другие) по сравнению с другими потенциальными участниками рынка, не входящими в такие формы интеграции?  

нет  

  

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС)»  

 

Действующая редакция  

Предлагаемая редакция  

4. Национальный банк применяет меры воздействия к должностным лицам и операторам платежных систем/платежным организациям в следующих случаях, произошедших на стороне оператора платежной системы/платежной организации:  

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;  

- неисполнения финансовых обязательств перед участниками и пользователями платежной системы, которые могут повлечь угрозу для дальнейшей деятельности оператора платежной системы/платежной организации, и неспособность погасить обязательства в течении установленного срока;  

- действия или бездействия операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой угрозу правам и законным интересам участников и пользователей платежных систем или угрозу возникновения системного риска в платежной системе;  

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой нарушение банковского законодательства, приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации;  

- противодействия при осуществлении Национальным банком надзорных функций;  

- осуществления подозрительных операций (сделок), не имеющих реального финансового покрытия;   

- осуществления подозрительных действий (сделок), которые запрещены в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;  

- непредоставления или предоставления несвоевременной/недостоверной/ неполной отчетности и/или иной информации в Национальный банк;  

- задержки начала деятельности в качестве оператора платежной системы/платежной организации более чем на 1 (один) год с момента выдачи лицензии.  

4. Основанием для применения мер воздействия в отношении операторов платежных систем/платежных организаций и (или) их должностных лиц является нарушение норм, требований и ограничений, установленных законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О платежной системе Кыргызской Республики», «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», нормативными правовыми актами Национального банка и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Национальный банк применяет соответствующие меры воздействия к операторам платежных систем/платежным организациям и (или) их должностным лицам при выявлении нарушений, предусмотренных настоящим Положением.  

8. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает начальник структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями (меру воздействия в виде предписания) и Комитет по платежной системе Национального банка (в виде постановления).  

8. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает Комитет по платежной системе Национального банка в форме постановления.  

Решение о применении меры воздействия в виде предписания принимается начальником структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями. 

9. Предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок направляется операторам платежных систем/платежным организациям в случае: 

- непредоставления финансовой отчетности или другой отчетности, определенной нормативными правовыми актами Национального банка; 

- непредоставления заключения независимого финансового аудита, аудита информационных систем и приложения к ним в определенные сроки и в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- предоставления в Национальный банк несвоевременной/недостоверной/неполной информации; 

- отсутствия и/или непредоставления в ходе проведения инспекторских проверок технических документов, а также документов, поддерживающих функционирование аппаратно-программного комплекса в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- неустранения в течение 24 часов возникшего технического сбоя в функционировании платежной системы; 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок; 

- иных нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

Решение о применении меры воздействия в виде предписания принимается начальником структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями. 

9. Предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок направляется операторам платежных систем/платежным организациям в случае: 

- непредоставления финансовой отчетности или другой отчетности, определенной нормативными правовыми актами Национального банка; 

- непредоставления заключения независимого финансового аудита, аудита информационных систем и приложения к ним в определенные сроки и в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка; 

- предоставления в Национальный банк несвоевременной/недостоверной/неполной информации; 

- отсутствия и/или непредоставления в ходе проведения инспекторских проверок технических документов и иной запрашиваемой информации/документов либо предоставление недостоверной/неполной информации/документов, а также документов, поддерживающих функционирование аппаратно-программного комплекса в соответствии с нормативными правовыми актами Национального банка неустранения в течение 24 часов возникшего технического сбоя в функционировании платежной системы; 

- иных нарушений банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

 

9-1. Предписание должно содержать указание на факт нарушения, конкретные ссылки на законодательство Кыргызской Республики, которые были нарушены оператором платежных систем/платежной организацией и/или их должностными лицами, а также срок для их устранения.  

10. Национальный банк вправе наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации. 

Штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации налагается в случае: 

- невыполнения предписания Национального банка; 

 

- систематического (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, а также антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов. 

Операторы платежных систем/платежные организации обязаны уплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты операторами платежных систем/платежными организациями штрафа Национальный банк вправе применить меры, направленные на принудительное взыскание задолженности в рамках исполнительного производства или другие меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

10. Национальный банк вправе наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации. 

Штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации налагается в случае: 

- невыполнения предписания Национального банка в установленные сроки в размере 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации; 

- систематического (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений в размере 2 (двух) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации; 

- нарушения законодательства Кыргызской Республики, в том числе антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в размере 5 (пяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации; 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок в размере 5 (пяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации. 

Операторы платежных систем/платежные организации обязаны уплатить штраф в месячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты операторами платежных систем/платежными организациями штрафа Национальный банк вправе применить меры, направленные на принудительное взыскание задолженности в рамках исполнительного производства или другие меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

11. Наложение штрафа на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций. 

Штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.), налагается в случае: 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- невыполнения предписаний Национального банка в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- систематического (два и более раз в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности в размере 30 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов - в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения. 

Должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций обязаны уплатить штраф в трехмесячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты штрафа должностными лицами операторов платежных систем/платежных организаций Национальный банк вправе применить к ним меры принудительного взыскания штрафа в рамках исполнительного производства и другие меры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

11. Наложение штрафа на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций. 

Штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.), налагается в случае: 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- невыполнения предписаний Национального банка - в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- систематического (два и более раз в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности - в размере 30 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов - в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения. 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок.  

Размер среднего годового вознаграждения должностного лица рассчитывается по следующей формуле: 

В/3/29,6*365, где: 

В  вознаграждение должностного лица за последние 3 месяца, включая все виды выплат (должностной оклад, премии, бонусы и др.), за вычетом обязательных налоговых платежей и социальных отчислений, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;  

 количество месяцев;  

29,6  среднемесячное число календарных дней;  

365  количество дней в году.  

Должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций обязаны уплатить штраф в месячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты штрафа должностными лицами операторов платежных систем/платежных организаций Национальный банк вправе применить к ним меры принудительного взыскания штрафа в рамках исполнительного производства и другие меры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

13. Национальный банк вправе применить штраф к операторам платежных систем/платежным организациям и/или их должностным лицам за нарушения, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. В данном случае решение о наложении штрафа принимается в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о нарушениях. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же нарушение не допускается. 

13. Национальный банк вправе применить штраф к операторам платежных систем/платежным организациям и/или их должностным лицам за нарушения, предусмотренные Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях. В данном случае решение о наложении штрафа принимается в соответствии с Кодексом Кыргызской Республики о правонарушениях. Привлечение к ответственности дважды за одно и то же правонарушение не допускается. 

23. Лицензия считается возобновившей свое действие со дня принятия соответствующего решения Комитетом по платежной системе Национального банка, внесения сведений об этом в реестр и уведомления оператора платежной системы/платежной организации. Оператор платежной системы/платежная организация вправе обжаловать решение Национального банка об отказе в возобновлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

23. Лицензия считается возобновившей свое действие со дня принятия соответствующего решения Комитетом по платежной системе Национального банка. Оператор платежной системы/платежная организация вправе обжаловать решение Национального банка об отказе в возобновлении действия лицензии в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

31. С момента временного приостановления/отзыва лицензии или добровольной ликвидации оператор платежной системы/платежная организация должны полностью прекратить осуществление деятельности по: 

- приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей; 

- оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

31. С момента временного приостановления/отзыва лицензии оператор платежной системы/платежная организация должны полностью прекратить осуществление деятельности по: 

- приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей; 

- оказанию услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы, данного процессингового, клирингового центра. 

34. В случае если оператором платежной системы/платежной организацией выступает банк или другая финансово-кредитная организация, то мера воздействия применяется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА). 

34. В случае если оператором платежной системы/платежной организацией выступает банк или другая финансово-кредитная организация, то мера воздействия применяется в соответствии с Положением «О мерах воздействия, применяемых к банкам и некоторым другим финансово-кредитным организациям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 15 июня 2017 года № 2017-П-12/25-4-(НПА). 

 

Проект 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О внесении изменений в постановление Правления Национального банка 

Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» 

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС) 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС) следующие изменения (прилагаются). 

2. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения платежных организаций и операторов платежных систем. 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем. 

 

 

Председатель К. Боконтаев 

 

Члены Правления А. Айбалаева 

М. Жакыпов  

Н. Жениш  

Н. Сагындыков 

Р. Сейткасымова 

З. Чокоев  

Приложение к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от «_____» ____________2022 года  

№ _________________________ 

 

Изменения 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых 

к операторам платежных систем/платежным организациям»  

от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС) 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям» от 30 сентября 2019 года № 2019-П-14/50-3-(ПС) следующие изменения: 

в Положении «О мерах воздействия, применяемых к операторам платежных систем/платежным организациям», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

1) пункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4. Основанием для применения мер воздействия в отношении операторов платежных систем/платежных организаций и (или) их должностных лиц является нарушение норм, требований и ограничений, установленных законами Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности», «О платежной системе Кыргызской Республики», «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов», нормативными правовыми актами Национального банка и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. Национальный банк применяет соответствующие меры воздействия к операторам платежных систем/платежным организациям и (или) их должностным лицам при выявлении нарушений, предусмотренных настоящим Положением.»; 

2) пункт 8 изложить в следующей редакции: 

«8. Решение о применении соответствующих мер воздействия принимает Комитет по платежной системе Национального банка в форме постановления. 

Решение о применении меры воздействия в виде предписания принимается начальником структурного подразделения, осуществляющего функции регулирования, надзора и контроля за операторами платежных систем и платежными организациями.»; 

3) в пункте 9: 

- абзац пятый после слов «инспекторских проверок технических документов» дополнить словами «и иной запрашиваемой информации/документов либо предоставление недостоверной/неполной информации/документов»; 

- абзац седьмой признать утратившим силу; 

- абзац девятый признать утратившим силу; 

4) дополнить пунктом 9-1 следующего содержания: 

«9-1. Предписание должно содержать указание на факт нарушения, конкретные ссылки на законодательство Кыргызской Республики, которые были нарушены оператором платежных систем/платежной организацией и/или их должностными лицами, а также срок для их устранения.». 

5) пункт 10 изложить в следующей редакции: 

«10. Национальный банк вправе наложить штраф на операторов платежных систем/платежные организации. 

Штраф на операторов платежных систем/платежные организации в размере не более 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации налагается в случае: 

- невыполнения предписания Национального банка в установленные сроки в размере 10 (десяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации; 

- систематического (2 и более раза в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности или сведений в размере 2 (двух) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации; 

- нарушения законодательства Кыргызской Республики, в том числе антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в размере 5 (пяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации; 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок в размере 5 (пяти) процентов от балансовой стоимости активов (на последнюю отчетную дату) оператора платежных систем/платежной организации. 

Операторы платежных систем/платежные организации обязаны уплатить штраф в месячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты операторами платежных систем/платежными организациями штрафа Национальный банк вправе применить меры, направленные на принудительное взыскание задолженности в рамках исполнительного производства или другие меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.». 

6) пункт 11 изложить в следующей редакции: 

11. Наложение штрафа на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций. 

Штраф на должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций в размере не более среднего годового вознаграждения, включая все виды выплат в данной организации (должностной оклад, премии, бонусы и др.), налагается в случае: 

- действия или бездействия должностных лиц операторов платежных систем/платежных организаций, которые влекут за собой приостановление/отзыв лицензии, принудительную ликвидацию или банкротство оператора платежной системы/платежной организации в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- невыполнения предписаний Национального банка в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- систематического (два и более раз в течение 12 последовательных календарных месяцев) непредставления финансовой или другой отчетности либо представления несвоевременной/недостоверной/неполной информации, финансовой или другой отчетности в размере 30 процентов от среднего годового вознаграждения; 

- нарушения банковского законодательства Кыргызской Республики, антимонопольного законодательства и законодательства о противодействии финансированию деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов в размере 50 процентов от среднего годового вознаграждения. 

- противодействия при осуществлении служащими Национального банка надзорных функций в рамках проводимых инспекторских проверок. 

Размер среднего годового вознаграждения должностного лица рассчитывается по следующей формуле: 

В/3/29,6*365, где: 

В  вознаграждение должностного лица за последние 3 месяца, включая все виды выплат (должностной оклад, премии, бонусы и др.), за вычетом обязательных налоговых платежей и социальных отчислений, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;  

 количество месяцев;  

29,6  среднемесячное число календарных дней;  

365  количество дней в году.  

Должностные лица операторов платежных систем/платежных организаций обязаны уплатить штраф в месячный срок со дня вручения им постановления о наложении штрафа. 

В случае неуплаты штрафа должностными лицами операторов платежных систем/платежных организаций Национальный банк вправе применить к ним меры принудительного взыскания штрафа в рамках исполнительного производства и другие меры в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.»;  

7) по всему тексту пункта 13 слова «нарушениях» заменить словами «правонарушениях»; 

8) в пункте 23 слова «, внесения сведений об этом в реестр и уведомления оператора платежной системы/платежной организации» исключить; 

9) в пункте 31 слова «или добровольной ликвидации» исключить; 

10) в пункте 34 слова «и некоторым другим финансово-кредитным организациям» исключить.