Вернуться назад

 

СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ  

к проектам постановлений «Об утверждении Порядка по учету операции мурабаха» 

и «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики»  

 

1. Цель и задачи 

Проект постановления разработан с целью определения правил учета для оценки, признания и раскрытия информации о сделках мурабаха.  

 

2. Описательная часть 

Мурабаха является наиболее распространенным договором, используемым исламскими банками и банками с «исламским окном» при предоставлении финансирования клиентам, следовательно, мурабаха представляет собой важный элемент в финансовых отчетах. Хотя мурабаха может быть оформлена на кратковременной основе, банки во всем мире чаще всего используют мурабаху в форме сделок с отсроченным платежом.  

Учитывая важность учета данной сделки для финансовой отчетности банков, Организация бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) 22-23 сентября 2017 года в Королевстве Бахрейн приняла стандарт финансового учета №28 «Мурабаха и другие товарные сделки с отсроченным платежом».  

Представленный проект порядка по учету операции мурабаха разработан в том числе с учетом требований принятого AAOIFI стандарта №28 и направлен на использование единого метода учета и раскрытия информации по операциям коммерческими банками.  

Так, согласно стандарту AAOIFI №28, мурабаха признается на балансе банка по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость это сумма дебиторской задолженности по мурабаха, основанная на цене, согласованной между клиентом и банком, и состоящая из стоимости актива и наценки банка по сделке. При этом сумма наценки также отражается в доходах будущих периодов с ежемесячным уменьшением на сумму признанной прибыли.  

Следует отметить, что в настоящее время два коммерческих банка республики, предлагающих операции по исламским принципам финансирования, применяют принцип начисления при учете наценки по операции мурабаха, согласно которому банк начисляет размер ежемесячной наценки в конце отчетного месяца.  

Данный принцип также применяется традиционными коммерческими банками при начислении процентов по кредитам. Однако учитывая то, что сделка мурабаха заключается в перепродаже актива/товара за заранее определенную цену, согласованную сторонами, и отличается от традиционного кредита, было принято решение изменить подход к ее учету.  

Принимая во внимание, что банкам придется вносить изменения в их учетные политики и автоматизированные информационные системы, срок вступления постановления в силу будет обсужден с банками и установлен не ранее с 1 января 2022 года. 

Дополнительно для отражения информации по мурабаха в части наценки вносятся изменения в периодические регулятивные отчеты банков, работающих по исламским принципам финансирования, в том числе через «исламское окно», а также в порядок придания статуса неначисления процентного дохода. 

 

3. Прогнозы возможных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий 

Принятие данного проекта постановления негативных социальных, экономических, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий не повлечет. 

 

 

 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Информация по данному пункту будет представлена по результатам общественного обсуждения.  

 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Разработанный проект постановления не противоречит законодательству Кыргызской Республики. 

 

6. Информация о необходимости финансирования 

Принятие предлагаемого проекта постановления не предусматривает выделения дополнительных финансовых средств. 

 

 

 

 

 

Проект  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Об утверждении Порядка по учету операции мурабаха 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Утвердить Порядок по учету операции мурабаха (прилагается).  

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года. 

3. Действующим коммерческим банкам, работающим по исламским принципам финансирования, в том числе через «исламское окно», в срок до 1 января 2022 года привести автоматизированную информационную систему и учетные политики в соответствие с требованиями Порядка по учету операции мурабаха. 

4. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

5. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН», ЗАО «ЭкоИсламикБанк», ОАО «БАКАЙ БАНК», ОАО «Айыл Банк», ОАО «РСК Банк», ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора и лицензирования банков.  

 

 

 

Проект  

 

 

 

О внесении изменений  

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики 

 

 

В соответствии со статьями 20 и 68 Закона Кыргызской Республики  

«О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:  

 

1. Внести изменения в постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении «Порядка придания статуса неначисления процентного дохода» от 28 апреля 2004 года №11/2; 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5; 

- «Об утверждении Положения «О периодическом регулятивном отчете банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 30 марта 2011 года № 20/4. 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года. 

 

3. Юридическому управлению:  

- опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики;  

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики.  

 

4. Управлению методологии надзора и лицензирования банков довести настоящее постановление до сведения ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН»,  

ЗАО «ЭкоИсламикБанк», ОАО «БАКАЙ БАНК», ОАО «Айыл Банк», ОАО «РСК Банк», ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», соответствующих структурных подразделений, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора и лицензирования банков.  

 

 

 

 

 

Проект  

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от «___» _________2021 года  

№_______________________ 

 

ПОРЯДОК  

по учету операции мурабаха 

 

1. Общие положения 

1. Действие Порядка по учету операции мурабаха (далее - Порядок) распространяется на банки, осуществляющие операции по исламским принципам банковского дела и финансирования, в том числе через «исламское окно» (далее банк). 

2. Настоящий Порядок определяет правила учета банком операции мурабаха и признания дохода по операции мурабаха в соответствии со Стандартами по бухгалтерскому учету, аудиту и управлению для исламских финансовых учреждений, разработанными Организацией бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (Accounting and Auditing Organization for Islamic Financial Institutions) (далее стандарты AAOIFI). 

3. Банк несет ответственность за выработку и реализацию внутренних процедур учета операции мурабаха, систем внутреннего контроля, обеспечивающих соблюдение настоящего Порядка.  

 

2. Термины и определения 

4. В настоящем Порядке применяются следующие термины и определения: 

арбун сумма задатка, выплаченная клиентом банку, которая после заключения сделки мурабаха зачисляется в счет погашения части задолженности клиента банка.  

В случае если сделка мурабаха не состоялась, банк имеет право не возвращать арбун клиенту; 

мурабаха продажа в рассрочку актива (товара), приобретенного банком по заявке клиента, либо находящегося в собственности банка к моменту обращения клиента; 

наценка прибыль банка по договору мурабаха, устанавливаемая в виде фиксированной суммы или доли себестоимости актива (товара); 

первоначальная стоимость сумма дебиторской задолженности по мурабаха, основанная на цене, согласованной между клиентом и банком, и состоящая из стоимости актива и наценки банка по сделке; 

хамиш джиддия сумма, выплаченная клиентом банку в удостоверение серьезности намерения клиента заключить договор мурабаха. В случае если сделка мурабаха не состоялась, хамиш джиддия возвращается клиенту;  

чистая стоимость возможной реализации это предполагаемая продажная цена при нормальном ходе дел, за вычетом возможных затрат на выполнение работ и возможных затрат на реализацию. 

 

3. Признание и последующая оценка актива,  

предназначенного для продажи по договору мурабаха 

5. Активы, приобретенные банком для последующей продажи по договору мурабаха, признаются по себестоимости с увеличением статьи бухгалтерского баланса «активы/инвентарь для последующей передачи по мурабаха».  

6. В себестоимость актива должны включаться все затраты на приобретение и прочие затраты, понесенные при их поставке и приведение в рабочее состояние, расходы по страхованию и любые другие агентские расходы и комиссионные. 

Любые дополнительные непрямые расходы должны быть отражены в отчете о прибылях и убытках банка в соответствующем периоде.  

7. Скидка (дисконт), получаемая банком при покупке актива для дальнейшей перепродажи, не может считаться доходом банка. Банк должен снизить стоимость товара для клиента на сумму скидки, за исключением случаев, когда имеется соответствующее решение Шариатского совета.  

Если банк не уменьшает стоимость актива (товара), предназначенного для передачи клиенту по договору мурабаха, на сумму, полученной банком на данный товар скидки (дисконта), то такая скидка (дисконт) отражается в бухгалтерском балансе банка с увеличением статьи отсроченной прибыли (доходы будущих периодов) с последующей амортизацией.  

8. После первоначального признания актив (товар), предназначенный для продажи по мурабаха, оценивается по наименьшей из двух стоимостей: себестоимости или чистой стоимости возможной реализации актива: 

1) в тех случаях, когда клиент банка несет обязательство по приобретению актива по стоимости, равной или превышающей себестоимость, продавец должен учитывать актив по себестоимости, независимо от колебаний справедливой стоимости на них, если таковые имеются. 

Считается, что клиент банка несет обязательство по приобретению актива и оно является для него обязательным в случае, если банк, ожидающий исполнение такого обязательства, понес связанные с ним издержки;  

2) в тех случаях, когда клиент банка не несет обязательств по приобретению актива, любое понижение стоимости актива отражается в виде разницы между стоимостью приобретения и специальным резервом на покрытие потенциальных потерь и убытков по данному активу в соответствующем периоде. 

9. В случае отказа клиента от заключения договора мурабаха банк учитывает приобретенный актив в качестве прочей собственности, согласно Положению  

«Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом», утвержденному постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 29 августа 2012 года №36/2.  

10. В случае отказа клиента от заключения договора мурабаха расходы банка, связанные с приобретением актива (товара), могут быть покрыты за счет ранее полученных сумм хамиш джиддия или арбун, согласно стандартам AAOIFI.  

 

4. Признание и последующая оценка дебиторской задолженности мурабаха 

11. Банк отражает дебиторскую задолженность и наценку в своей финансовой отчетности после продажи активов по договору мурабаха. 

12. Мурабаха признается на балансе банка по первоначальной стоимости: 

1) стоимость проданного актива отражается по статье бухгалтерского баланса «дебиторская задолженность по мурабаха»/ «финансирование мурабаха»;  

2) наценка по активу отражается в полном объеме за весь срок финансирования по статье бухгалтерского баланса «наценка по мурабаха» в прочих активах с соответствующей статьей контрсчета по наценке по мурабаха и в прочих обязательствах с увеличением отсроченной прибыли банка по статье бухгалтерского баланса «доходы будущих периодов по мурабаха».  

13. После первоначального признания дебиторская задолженность по операции мурабаха учитывается в сумме непогашенной задолженности за вычетом резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков. 

14. Операционные расходы, связанные с переговорами и заключением договора мурабаха, за вычетом любых возмещений со стороны покупателя, учитываются в соответствующем периоде. 

15. После заключения договора мурабаха: 

1) хамиш джиддия не подлежит зачету в счет дебиторской задолженности, кроме случаев, согласованных с клиентом в договоре;  

2) арбун должен быть вычтен из дебиторской задолженности клиента.  

 

5. Признание прибыли по мурабаха 

16. Прибыль по операции мурабаха признается в счет уменьшения отсроченной прибыли банка по статье бухгалтерского баланса «доходы будущих периодов по мурабаха» в том периоде, в котором она имело место, независимо от фактического поступления денежных средств. 

17. Согласно стандартам AAOIFI, банк должен применять эффективную процентную ставку для расчета нормы прибыли по сделке независимо от срока финансирования мурабаха в соответствии с Положением «О расчете эффективной процентной ставки при распространении информации о размере вознаграждения по банковским услугам», утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 27 августа 2008 года №33/4.  

18. Если банк предоставил скидку клиенту при досрочном погашении задолженности по договору мурабаха или по иной причине, сумма скидки должна быть отражена в бухгалтерском балансе с уменьшением статьи «доходы будущих периодов по мурабаха» и соответствующей статьи контрсчета по наценке по мурабаха. 

 

6. Создание резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков и раскрытие информации  

19. Дебиторская задолженность по мурабаха оценивается в конце отчетного периода и равна сумме задолженности за вычетом резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков, созданных в соответствии с Положением «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков при осуществлении операций в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 28 декабря 2009 года №51/6

20. Начисление и признание дохода должно быть приостановлено по договору мурабаха в случаях, предусмотренных Порядком придания статуса неначисления процентного дохода, утвержденным постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 апреля 2004 года 11/2.  

21. В целях классификации активов и создания резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков под просроченной частью наценки понимается непогашенный в течении 30 дней размер наценки по статье бухгалтерского баланса «начисленная наценка по мурабаха». 

22. Актив, являющийся объектом договора мурабаха, должен быть переведен в категорию прочей собственности банка в соответствии с Положением «Об отдельных сделках/операциях коммерческих банков и микрофинансовых компаний Кыргызской Республики с недвижимым имуществом», утвержденным постановлением Правления Национального банка от 29 августа 2012 года №36/2, в случае: 

1) отказа клиента от заключения договора мурабаха после покупки актива банком;  

2) в счет погашения полной или частичной задолженности в случае отказа клиента от выполнения обязательств клиентом или неплатежеспособности клиента.  

23. Банку необходимо раскрыть информацию о финансировании по операции мурабаха в финансовой отчетности с целью понимания влияния активов, размещенных по исламским принципам финансирования, на финансовое положение и результаты деятельности банка. Банку следует раскрыть размер, качество, концентрацию и реструктуризацию кредитного портфеля по операции мурабаха, размер активов (товара) для передачи по операции мурабаха, размер отсроченной прибыли по операции мурабаха и любую информацию, являющуюся существенной в рамках деятельности банка.  

 

 

 

 

Проект 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от ___________________2021 года  

№____________________________ 

 

Изменения 

в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Порядка придания статуса неначисления процентного дохода» от 28 апреля 2004 года №11/2 следующие изменения: 

в Порядке придания статуса неначисления процентного дохода, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 1.1. дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«К кредитным организациям, осуществляющим операции по исламским принципам финансирования, в том числе через «исламское окно», действие настоящего Порядка распространяется в части начисления наценки/дохода по операциям мурабаха и иджара мунтахийя биттамлик с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций.»; 

- пункт 1.2. дополнить абзацем вторым следующего содержания: 

«Для кредитных организаций, осуществляющих операции по исламским принципам финансирования, в том числе через «исламское окно» под процентами понимается наценка/доход по операциям мурабаха и иджара мунтахийя биттамлик.». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5 следующие изменения: 

в Положении «О Периодическом регулятивном банковском отчете», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

в Приложении 2: 

в Разделе 1 «Балансовый отчет»:  

в подразделе «З. Отчет об операциях, проводимых банком в рамках «исламского окна»»:  

- часть «Г. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств» изложить в следующей редакции: 

« 

Г. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств  

   

  

1. Прочие активы   

 

 

а) вознаграждение, начисленное к получению банком  

  

  

б) наценка по мурабаха 

 

 

в) контр-счет к наценке по мурабаха 

 

 

г) предоплата выплаченная  

  

  

д) невыясненные дебиторские суммы   

  

  

е) драгоценные металлы  

  

  

ж) другие прочие активы  

  

  

2. Специальный РППУ на прочие активы  

  

  

в том числе специальный РППУ по наценке по мурабаха 

 

 

3. Чистые прочие активы  

 

 

4. Прочие обязательства  

 

 

а) вознаграждение, начисленное к выплате клиентам  

  

  

б) доходы будущих периодов по мурабаха 

 

 

в) налоги к выплате  

  

  

г) невыясненная кредиторская задолженность  

  

  

д) другие прочие обязательства   

  

  

». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О периодическом регулятивном отчете банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования» от 30 марта 2011 года № 20/4 следующие изменения: 

в Положении «О периодическом регулятивном отчете банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования»,  

утвержденном вышеуказанным постановлением: 

в разделе 1. А. «Балансовый отчет» подраздел Д. «Расшифровка прочих активов и прочих обязательств банка» изложить в следующей редакции: 

« 

Д. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств банка 

  (тыс. сом) 

Наименование статьи 

Всего 

Инвалюта 

1. Прочие активы  

  

  

а) вознаграждение, начисленное к получению банком 

  

  

б) наценка по мурабаха 

 

 

в) контр-счет к наценке по мурабаха 

 

 

г) предоплата выплаченная 

  

  

д) невыясненные дебиторские суммы  

  

  

е) драгоценные металлы 

  

  

ж) другие прочие активы 

  

  

2. Специальный РППУ на прочие активы 

  

  

в том числе специальный РППУ по наценке по мурабаха 

 

 

3. Чистые прочие активы 

  

  

4. Прочие обязательства 

  

  

а) вознаграждение, начисленное к выплате клиентам 

  

  

б) доходы будущих периодов по мурабаха 

 

 

в) налоги к выплате 

  

  

г) невыясненная кредиторская задолженность 

  

  

д) дивиденды к выплате 

  

  

е) другие прочие обязательства  

 

 

». 

 

 

 

 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики»  

 

№ 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

«О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 25 августа 2005 года № 26/5 

(Положение о периодическом регулятивном банковском отчете) 

1. 

Раздел 1 Балансовый отчет 

 

З. Отчет об операциях, проводимых банком в рамках «исламского окна» 

……. 

Г. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств  

   

  

1. Прочие активы   

а) вознаграждение, начисленное к получению банком  

  

  

б) предоплата выплаченная  

  

  

в) невыясненные дебиторские суммы   

  

  

г) драгоценные металлы  

  

  

д) другие прочие активы  

  

  

2. Специальный РППУ на прочие активы  

  

  

3. Чистые прочие активы  

4. Прочие обязательства  

а) вознаграждение, начисленное к выплате клиентам  

  

  

б) налоги к выплате  

  

  

в) невыясненная кредиторская задолженность  

  

  

г) другие прочие обязательства   

  

  

Раздел 1 Балансовый отчет 

 

З. Отчет об операциях, проводимых банком в рамках «исламского окна» 

……. 

Г. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств  

   

  

1. Прочие активы   

а) вознаграждение, начисленное к получению банком  

  

  

б) наценка по мурабаха 

 

 

в) контр-счет к наценке по мурабаха 

 

 

г) предоплата выплаченная  

  

  

д) невыясненные дебиторские суммы   

  

  

е) драгоценные металлы  

  

  

ж) другие прочие активы  

  

  

2. Специальный РППУ на прочие активы  

  

  

в том числе специальный РППУ по наценке по мурабаха 

 

 

3. Чистые прочие активы  

4. Прочие обязательства  

а) вознаграждение, начисленное к выплате клиентам  

  

  

б) доходы будущих периодов по мурабаха 

 

 

в) налоги к выплате  

  

  

г) невыясненная кредиторская задолженность  

  

  

д) другие прочие обязательства   

  

  

«Об утверждении Положения «О периодическом регулятивном отчете банков,  

осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования»  

от 30 марта 2011 года № 20/4 

Раздел 1.А. Балансовый отчет 

 

Д. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств банка 

  

(тыс.  

сом) 

Наименование статьи 

Всего 

Инвалюта 

1. Прочие активы  

  

  

а) вознаграждение, начисленное к получению банком 

  

  

б) предоплата выплаченная 

  

  

в) невыясненные дебиторские суммы 

  

  

г) драгоценные металлы 

  

  

д) другие прочие активы 

  

  

2. Специальный РППУ на прочие активы 

  

  

3. Чистые прочие активы 

  

  

4. Прочие обязательства 

  

  

а) вознаграждение, начисленное к выплате клиентам 

  

  

б) налоги к выплате 

  

  

в) невыясненная кредиторская задолженность 

  

  

г) дивиденды к выплате 

  

  

д) другие прочие обязательства 

 

 

Раздел 1.А. Балансовый отчет 

 

Д. Расшифровка прочих активов и прочих обязательств банка 

  

(тыс. сом) 

Наименование статьи 

Всего 

Инвалюта 

1. Прочие активы  

  

  

а) вознаграждение, начисленное к получению банком 

  

  

б) наценка по мурабаха 

 

 

в) контр-счет к наценке по мурабаха 

 

 

г) предоплата выплаченная 

  

  

д) невыясненные дебиторские суммы  

  

  

е) драгоценные металлы 

  

  

ж) другие прочие активы 

  

  

2. Специальный РППУ на прочие активы 

  

  

в том числе специальный РППУ по наценке по мурабаха 

 

 

3. Чистые прочие активы 

  

  

4. Прочие обязательства 

  

  

а) вознаграждение, начисленное к выплате клиентам 

  

  

б) доходы будущих периодов по мурабаха 

 

 

в) налоги к выплате 

  

  

г) невыясненная кредиторская задолженность 

  

  

д) дивиденды к выплате 

  

  

е) другие прочие обязательства  

 

 

Об утверждении Порядка придания статуса неначисления процентного дохода 

1.1. Настоящий Порядок определяет порядок придания статуса неначисления процентного дохода по кредитам и активам, несущим в себе кредитный риск (далее кредиты) в коммерческих банках, Государственном банке развития Кыргызской Республики и иных финансово-кредитных организациях, регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, кроме обменных бюро (далее кредитные организации). 

1.1. Настоящий Порядок определяет порядок придания статуса неначисления процентного дохода по кредитам и активам, несущим в себе кредитный риск (далее кредиты) в коммерческих банках, Государственном банке развития Кыргызской Республики и иных финансово-кредитных организациях, регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики, кроме обменных бюро (далее кредитные организации). 

К кредитным организациям, осуществляющим операции по исламским принципам финансирования, в том числе через «исламское окно», действие настоящего Порядка распространяется в части учета начисления наценки/дохода по операциям мурабаха и иджара мунтахийя биттамлик, с учетом специальной терминологии, применяемой ими при осуществлении банковских операций. 

 

1.2. Настоящий порядок рассматривает вопросы, связанные с начислением и признанием процентного дохода кредитной организации. Придание статуса неначисления процентного дохода не затрагивает условий договора между клиентом и кредитной организацией (например, сроков или сумм платежей в погашение основной суммы и уплаты процентов или очередности их уплаты). 

1.2. Настоящий порядок рассматривает вопросы, связанные с начислением и признанием процентного дохода кредитной организации. Придание статуса неначисления процентного дохода не затрагивает условий договора между клиентом и кредитной организацией (например, сроков или сумм платежей в погашение основной суммы и уплаты процентов или очередности их уплаты). 

Для кредитных организаций, осуществляющих операции по исламским принципам финансирования, в том числе через «исламское окно», под процентами понимается наценка/доход по операциям мурабаха и иджара мунтахийя биттамлик. 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

  

  

Полный/частичный АРВ 

(нужное подчеркнуть) 

  

Национального банка Кыргызской Республики 

(наименование органа-разработчика) 

  

  

  

                      УТВЕРЖДАЮ 

  

  

____________________________________ 

                       (должность) 

  

  

____________________________________ 

                         (подпись) 

  

  

"___" _______________ 20___ года 

 

 

 

АНАЛИЗ РЕГУЛЯТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ 

 

 

к проектам постановлений Правления Национального банка  

Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка по учету операции мурабаха» и 

«О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики»  

 

 

Основания для разработки: приказ от 6 февраля 2019 г. №2019-Пр-121/16-О  

«О создании постоянной рабочей группы для проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов управления методологии надзора и лицензирования банков Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства». 

 

Сроки проведения АРВ: _________________ _________________  

(начало) (окончание) 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель рабочей группы: 

Сулайманбекова Ж.С., начальник управления методологии надзора и лицензирования Национального банка Кыргызской Республики 

 

_______ 

 

 

Рабочая группа: 

Чалбаев С.А., начальник управления банковского надзора 1 Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Бейшеналиева Б.А., начальник управления банковского надзора 2 Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Султанкулов И.Дж., начальник отдела анализа системных рисков Национального банка Кыргызской Республики 

________ 

Абдыразаков Э.О., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка Кыргызской Республики 

 

________ 

Биялиева Ч.А., главный специалист юридического управления ОАО «Халык Банк Кыргызстан» 

 

________ 

Мамырбаева Д.М., начальник юридического управления ОАО «Дос-Кредобанк»  

 

________ 

Жораев А.А., руководитель отдела внутреннего Шариатского контроля ОсОО «Микрокредитная компания «М Булак» 

 

________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Майташова С.Н., 31-30-52, smaitashova@nbkr.kg 

(ФИО, тел., e-mail) 

 

 

 

 

1. Проблемы и основания государственного вмешательства 

 

1.1. Описание проблем 

Целью настоящего проекта является стандартизация бухгалтерского учета и отчетности в целях признания, оценки и раскрытия информации, которые должны применяться в отношении мурабаха. 

На сегодняшний день исламский финансовый сектор является одним из самых быстрорастущих сегментов глобальной индустрии финансовых услуг. За последнее десятилетие мировой рынок исламских финансовых услуг вырос почти до 2,44 трлн долларов США (2,7 процента от мирового реального оборота) при ежегодном росте исламских финансовых инструментов на 11,4 процентов. 

В Кыргызской Республике развитие исламских принципов банковского дела и финансирования началось в 2006 году с реализации пилотного проекта. На сегодняшний день рынок представлен одним пилотным банком, одним банком с «исламским окном» и пятью микрокредитными компаниями, работающими по ИПФ.  

По состоянию на конец II квартала 2021 года доля активов банков, осуществляющих операции по ИПФ, составила порядка 2,4 млрд сомов или около 1 процента активов банковского сектора страны. При этом практически все активы предоставлены по договору мурабаха.  

Следует отметить, что для рынка, который находится на этапе развития, важна стандартизация продуктов с точки зрения оптимизации работы учреждений, которые только начинают предоставлять услуги по исламским принципам финансирования. Стандартизация продуктов также важна и для действующих участников рынка для применения единого подхода к формированию и раскрытию информации для пользователей банковских услуг, регулятора и других лиц. 

Представленный проект подготовлен в целях дальнейшего роста сектора ИПФ и направлен на решение следующих проблем: 

Проблема 1: отсутствие у банков, работающих по ИПФ, единых стандартизированных правил учета мурабаха и несопоставимость информации различных учреждений в связи с различным подходом к учету и подготовке информации. Возникновение данной проблемы связано с тем, что банки работают по Международным стандартам финансовой отчетности и учитывают наценку по мурабаха в своей отчетности в конце отчетного периода, ежемесячно в размере начисленного дохода за месяц. При этом не учитывается особенность операции мурабаха, согласно которой банк продает товар сразу с наценкой на него.  

Проблема 2: репутационный риск сектора, связанный с разным подходом банков к отражению информации, и несоблюдением стандартов шариата. Эта проблема связана с проблемой 1 и имеет последствие в виде недоверия к исламскому банковскому сектору со стороны пользователей банковских услуг, инвесторов и других лиц, заинтересованных в получении информации об исламском банковском секторе страны. 

Следует отметить, что в решении вышеуказанных проблем заинтересованы следующие стороны:  

- орган надзора Национальный банк Кыргызской Республики; 

- банки, осуществляющие операции по ИПФ; 

- клиенты банков, осуществляющих операции по ИПФ. 

 

1.2. Анализ мнения заинтересованных лиц 

Анализ мнения заинтересованных лиц будет проведен по итогам общественного обсуждения проекта нормативного правового акта.  

 

1.3. Масштабы проблемы 

Масштаб проблем будет изменяться с учетом роста сектора ИПФ и его участников, так как в настоящее время договора мурабаха есть у двух банков, которые имеют право проводить операции по ИПФ. Однако с ростом количества банков, предоставляющих банковские услуги по ИПФ, проблемы, связанные с учетом операции мурабаха, будут возрастать. 

 

1.4. Международный опыт 

При разработке документа за основу взяты стандарт шариата AAOIFI №28 «Мурабаха и другие товарные сделки с отсроченным платежом», согласно которому размер наценки по мурабаха в отчетности банка должен быть отражен в полном размере. Этот стандарт применяется в большинстве стран с развитыми исламскими финансами. Например, в Малайзии требования к учету и раскрытию информации по мурабаха соответствуют стандарту AAOIFI №28. 

В Казахстане учет исламских банковских сделок проводится по Международным стандартам финансовой отчетности, согласно Инструкции по ведению бухгалтерского учета исламскими банками, утвержденной постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 марта 2017 года № 46. Согласно требованиям данной Инструкции, размер наценки признается в полном объеме в день предоставления финансирования мурабаха на счете бухгалтерского баланса «Доходы будущих периодов». 

Национальным банком Таджикистана не установлены отдельные требования к учету исламских банковских операций.  

 

1.5. Основание внедрения регулирования 

Основаниями внедрения регулирования учета операции мурабаха является решение соответствующих проблем путем стандартизации процедур учета операции, что позволит снизить репетиционные риски, связанные с соблюдением стандартов шариата банками.  

 

2. Описание и оценка рассмотренных вариантов регулирования 

2.1. Целью государственного регулирования является стандартизация учета операции мурабаха. Мурабаха является наиболее распространенным договором, используемым исламскими банками и банками с «исламским окном» при предоставлении финансирования клиентам, следовательно, мурабаха представляет собой важный элемент в финансовых отчетах. Хотя мурабаха может быть оформлена на кратковременной основе, банки во всем мире чаще всего используют мурабаху в форме сделок с отсроченным платежом. 

Учитывая важность учета данной сделки для финансовой отчетности банков, Организация бухгалтерского учета и аудита для исламских финансовых институтов (AAOIFI) 22-23 сентября 2017 года в Королевстве Бахрейн приняла стандарт финансового учета №28 «Мурабаха и другие товарные сделки с отсроченным платежом». Представленный проект порядка по учету операции мурабаха разработан в том числе с учетом требований принятого AAOIFI стандарта №28 и направлен на использование единого метода учета и раскрытия информации по операциям коммерческими банками.  

Так, согласно стандарту AAOIFI №28, мурабаха признается на балансе банка по первоначальной стоимости. Первоначальная стоимость это сумма дебиторской задолженности по мурабаха, основанная на цене, согласованной между клиентом и банком, и состоящая из стоимости актива и наценки банка по сделке.  

Следует отметить, что в настоящее время два коммерческих банка, предлагающих операции по исламским принципам финансирования, применяют принцип начисления при учете наценки по операции мурабаха, согласно которому банк начисляет размер ежемесячной наценки в конце отчетного месяца.  

Данный принцип также применяется традиционными коммерческими банками при начислении процентов по кредитам. Однако учитывая, что сделка мурабаха заключается в перепродаже актива/товара за заранее определенную цену, согласованную сторонами, и отличается от традиционного кредита, было принято решение изменить подход к ее учету. При этом индикатором достижения цели будет являться соответствие стандартам шариата и идентичный подход к раскрытию информации для пользователей банковских услуг, регулятора и прочих лиц. 

 

2.2. С целью регулирования вышеуказанных проблем в банковской сфере представлены и рассмотрены три варианта регулирования: 

1) Вариант регулирования «оставить все как есть»; 

2) Предпочтительный вариант регулирования «Утверждение предлагаемого нормативного правового акта Национального банка»; 

3) Альтернативный вариант регулирования «Руководствоваться внутренними нормативными актами банка».  

 

2.3 Вариант регулирования «оставить все как есть» 

Этот вариант решения не может быть выбран, поскольку не позволяет предотвратить риск различного толкования стандартов шариата, использования различных подходов к учету и раскрытия информации.  

Анализ исполнения данного варианта регулирования приводит к оценке данного варианта как более легкого для реализации с технической позиции, однако не решающего вышеуказанные проблемы, так как действующие требования нормативных правовых актов не предусматривают требований учета операции мурабаха, которые являются на сегодняшний день общепринятой практикой. 

2.4. Предпочтительный вариант регулирования «Утверждение предлагаемого нормативного правового акта Национального банка»  

Качество представляемой банками информации позволяет органу надзора принимать актуальные и правильные решения, а потребителям банковских услуг позволяет решить, пользоваться теми или иными услугами, самому банку адекватно оценивать свою деятельность и избегать рисков, связанных с репутацией учреждения.  

В этой связи предлагаемый вариант регулирования направлен на то, чтобы стандартизировать подход к подготовке информации и ее распространению. При этом следует отметить, что требования к учету операции мурабаха устанавливаются с учетом международных требований и практики.  

 

a) Способ регулирования 

Принятие постановления Правления Национального банка «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Национального банка Кыргызской Республики». 

 

б) Оценка регулятивного воздействия 

Данный вариант регулирования позволит решить проблемы, определенные в пункте 2.1. «Цель государственного вмешательства». 

 

в) Оценка реализационных рисков 

В случае утверждения данного проекта банкам следует привести в соответствие свои внутренние документы, Шариатскому совету банков рассмотреть возможность применения новых правил учета мурабаха. Реализация данного варианта требует времени.  

 

г) Оценка воздействия на конкуренцию 

Принятие данного варианта регулирования самостоятельно не влияет на состояние конкуренции на рынке банковских услуг. Однако адекватная маркетинговая деятельность банков способствует развитию и поддержанию здоровой конкуренции на рынке банковских услуг. 

 

д) Результаты публичных консультаций 

Область действия требований к процедуре учета операции мурабаха непосредственно затрагивает деятельность тех банков, которые осуществляют операции по ИПФ. 

Проект был представлен на согласование структурным подразделениям Национального банка (надзорному блоку в целом), компетенция которых распространяется на контроль и регулирование положений рассматриваемого документа.  

Предложения структурных подразделений рассмотрены и приняты.  

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.  

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупционных факторов не выявлено. 

Анализ исполнения рассматриваемого варианта регулирования свидетельствует, что полномочия по введению Национальным банком в действие данного проекта регламентированы Законом «О Национальном банке Кыргызской Республики, банках и банковской деятельности».  

Затраты банков, имеющих право на проведение операции мурабаха, могут быть связаны с модернизацией автоматизированной банковской системы для учета мурабаха по новым требованиям.  

Каких-либо прямых или косвенных затрат со стороны Национального банка реализация данного проекта не повлечет. 

 

2.5. Альтернативный вариант регулирования «Руководствоваться внутренними нормативными актами банка». 

Установление требований к банкам руководствоваться самостоятельно разработанными внутренними документами банка. 

а) Способ регулирования 

Данный вариант подразумевает что в каждом банке будут разработаны собственные процедуры учета операции мурабаха, согласованные с их шариатскими советами. 

б) Оценка регулятивного воздействия 

Выбор данного варианта регулирования позволит банкам самостоятельно разрабатывать документы, что в целом может сказаться на полноте, сопоставимости и единообразии раскрываемой банками информации. Этот вариант так же, как и первый вариант регулирования «Оставить все как есть», не может решить проблем, которые определены в пункте 2.1. «Цель государственного вмешательства». 

в) Оценка реализационных рисков 

Реализация данного способа регулирования нежелательна, так как в условиях развивающегося рынка ИПФ необходим стандартизированный подход по раскрытию информации.  

Анализ исполнения данного варианта регулирования приводит к рискам несоответствия стандартам шариата.  

г) Оценка воздействия на конкуренцию 

Принятие данного варианта не оказывает какого-либо воздействия на конкуренцию на рынке банковских услуг. 

д) Результаты публичных консультаций 

В соответствии со статьями 19 и 22 Закона «О нормативных правовых актах Кыргызской Республики», а также с требованиями Положения «О нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» проекты нормативных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы граждан и юридических лиц, а также регулирующие предпринимательскую деятельность, подлежат общественному обсуждению и анализу регулятивного воздействия.  

В связи с этим проект постановления будет размещен для общественного обсуждения на официальном интернет-сайте Национального банка.  

При проведении оценки положений предлагаемого проекта нормативного правового акта содержание в них коррупционных факторов не выявлено. 

 

3. Обоснование выбора предпочтительного варианта регулирования 

Вариант регулирования по 2.4. Предпочтительный вариант регулирования «Утверждение предлагаемого нормативного правового акта Национального банка» должен быть рекомендован в связи с тем, что он позволяет решить проблемы, которые определены в пункте 2.1. «Цель государственного вмешательства».  

В целом этапы дальнейшего развития ИПФ в стране, скорее всего, должны проходить в рамках единых регулятивных требований применительно ко всем аспектам осуществления исламской банковской деятельности. Данный подход позволит стандартизировать осуществление исламской банковской деятельности, тем самым сократив риски банков с раскрытием информации, работающих по ИПФ, что оправдано в условиях становления ИПФ.  

 

4. Приложение по оценке ожидаемых экономических последствий и воздействию на конкуренцию 

Учитывая, что предлагаемый проект предусматривает стандартизацию учета операции мурабаха, ожидается, что банкам необходимо будет внести изменения в свои учетные политики, автоматизированную банковскую систему, с чем и будут связаны дополнительные затраты.  

Кроме того, принятие варианта «Утверждение предлагаемого нормативного правового акта Национального банка» прямого воздействия на конкуренцию не окажет, так как проектом не представляются определенные льготы или дискриминирующие условия для отдельных хозяйствующих субъектов. 

 

 

 

 

Приложение  

к Аналитической записке 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛИЗУ ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНЦИЮ 

 

варианта регулирования «Утверждение предлагаемого нормативного правового акта Национального банка» 

указать наименование 

 

Методика, в соответствии с которой проводился анализ (наименование): 

 

Методика анализа влияния на конкуренцию при проведении анализа регулятивного воздействия 

 

Дата проведения анализа: _______________________________________ 

 

Основной (краткий) вывод анализа влияния на конкуренцию

вариант регулирования не оказывает существенное влияние на конкуренцию 

 

Развернутая информация об анализе влияния на конкуренцию: 

 

· Основные параметры товарного рынка 

Продуктовые границы товарного рынка: 

- банковские продукты и услуги 

 

Географические границы товарного рынка: 

- географически не ограничены  

 

Объем товарного рынка (при наличии данных): 

- 2,4 млрд сомов или около 1 процента активов банковского сектора Кыргызской Республики 

 

1) Состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке (при наличии данных) 

- ЗАО «ЭкоИсламикБанк», ОАО «Бакай банк», АОА «АКБ Кыргызстан»  

(наименование) 

- доля (%): 2,4 млрд сомов или около 1 процента активов банковского сектора Кыргызской Республики 

Оценки 

 

Наименование фактора 

Оценка 

"да" или "нет" 

Обоснование оценки "да" 

 

 

Оценка уровня концентрации товарного рынка 

 

 

Имеется ли доминирующее положение, при котором доля какого-либо хозяйствующего субъекта на данном товарном рынке составляет 35 процентов или выше) - при наличии данных? 

нет 

 

Имеется ли доминирующее положение, при котором совокупное доминирование более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше доли других субъектов на этом рынке и в совокупности превышает 50 процентов, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем рынке - при наличии данных? 

нет 

 

 

Оценка экономических ограничений входа-выхода на товарный рынок 

 

 

Приведет ли новое регулирование к непропорционально высоким затратам:  

для потенциальных участников рынка, чем это было для действующих;  

для малых предприятий, чем это предполагается для крупных предприятий и т.д. 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к существенному ограничению доступа потенциальных участников к ресурсам (материально-вещественным, нематериальным и другим), предложение которых на рынке ограничено? 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к неприемлемо высоким (способным подорвать экономическую устойчивость) издержкам действующих хозяйствующих субъектов при их вынужденном прекращении деятельности на данном товарном рыке, связанным с новым регулированием? 

нет 

 

 

Оценка административных ограничений входа на товарный рынок 

 

 

Приведет ли новое регулирование к существенному росту лицензионных требований и стоимости процедур получения лицензии для потенциальных участников рынка? 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к нарушению условий равенства прав хозяйствующих субъектов при административном распределении ограниченных ресурсов? 

нет 

 

Приведет ли новое регулирование к ограничению действующих хозяйствующих субъектов выбирать механизм ценообразования, определять качество продукции, местонахождение размещения производственных мощностей? 

нет 

 

 

Оценка стратегических ограничений входа на товарный рынок 

 

 

Приведет ли новое регулирование к получению дополнительных преимуществ для участников различных устойчивых форм хозяйственной интеграции (холдинги, финансово-промышленные объединения, кластеры с низким уровнем взаимной конкуренции его участников и высоким уровнем кооперации и другие) по сравнению с другими потенциальными участниками рынка, не входящими в такие формы интеграции? 

нет