|
|
Приложение к постановлению Правления Национального банка Кыргызской Республики от 17 мая 2017 года № 19/13 |
ПОЛОЖЕНИЕ
о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 17 октября 2018 года № 2018-П-12/43-2, 9 сентября 2019 № 2019-П-33/47-4, 1 ноября 2019 года № 2019-П-33/55-3, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3, 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10, 17 января 2024 года № 2024-П-12/1-3)
Настоящее Положение регулирует порядок досудебного обжалования банком, в том числе небанковской финансово-кредитной организацией, иным юридическим (обменное бюро, кредитное бюро, оператор платежной системы и платежная организация) или физическим лицом, в том числе обжалование решений о применении мер воздействия и/или о наложении штрафов (далее - меры воздействия), а также решений по вопросам лицензирования, принятых уполномоченными лицами (структурными подразделениями), заместителем председателя/членом Правления Национального банка или Комитетом по надзору Национального банка/Комитетом по платежной системе Национального банка (далее - Комитет) в рамках компетенции, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики.
Досудебное обжалование решений Национального банка является обязательным.
Досудебному обжалованию подлежат любые решения Национального банка, за исключением решений Правления Национального банка, которые обжалуются в суд.
Досудебное обжалование не приостанавливает действие решений Национального банка.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 9 сентября 2019 № 2019-П-33/47-4, 1 ноября 2019 года № 2019-П-33/55-3, 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10, 17 января 2024 года № 2024-П-12/1-3)
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение применяется во всех случаях, когда банк, юридическое или физическое лицо в соответствии с настоящим Положением, намерены обжаловать решение уполномоченного лица (структурного подразделения), заместителя Председателя/члена Правления Национального банка или Комитета.
2. По смыслу настоящего Положения:
"Лица или орган, осуществляющие разбирательство" - заместитель Председателя/член Правления, Председатель и Правление Национального банка.
"Апеллянт" - банк, небанковская финансово-кредитная организация, иное юридическое, или физическое лицо, которое обжалует решение уполномоченного лица (структурного подразделения), заместителя председателя/члена Правления Национального банка или Комитета, в соответствии с порядком, установленным настоящим Положением.
"Банк" - коммерческий банк, небанковская финансово-кредитная организация, лицензируемая Национальным банком, и/или подлежащая надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
"Юридическое лицо" - обменное бюро, кредитное бюро, оператор платежной системы и платежная организация или иное юридическое лицо, не являющееся банком или небанковской финансово-кредитной организацией, подлежащее надзору со стороны Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
"Национальный банк" - Национальный банк Кыргызской Республики.
"Ответственное структурное подразделение Национального банка" - структурное подразделение Национального банка, которое определено согласно приказу Национального банка и в компетенцию которого входит принятие решений Национального банка, которые могут быть предметом обжалования в соответствии с настоящим Положением, инициировавшее рассмотрение вопроса по делу апеллянта.
"Уполномоченное лицо (структурное подразделение)" - начальник структурного подразделения Национального банка или иное уполномоченное лицо Национального банка, в компетенцию которого входит принятие решений Национального банка, которые могут быть обжалованы в соответствии с настоящим Положением.
"Решение Национального банка" - документ, принятый уполномоченным лицом (структурным подразделением), заместителем Председателя/членом Правления Национального банка или Комитетом в отношении банка, иного юридического или физического лица, принятый в соответствии с компетенцией, предусмотренной нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, вытекающий из функций/полномочий Национального банка как органа надзора и регулирования, в том числе определяющий меры воздействия, включая решение о наложении штрафа, а также решений, связанных с лицензированием и регулированием.
"Разбирательство" - процесс рассмотрения жалобы (далее - заявление об апелляции) на решение Национального банка в соответствии с настоящим Положением.
"Сторона" - банк и/или иное юридическое, или физическое лицо, которое может подать заявление об апелляции в соответствии с настоящим Положением, а также представители Национального банка.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 17 октября 2018 года № 2018-П-12/43-2, 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10)
3. Лицо или орган Национального банка, осуществляющие разбирательство, рассматривают заявление об апелляции по существу в срок не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня поступления заявления об апелляции.
Лицо или орган, осуществляющие разбирательство, могут продлить срок рассмотрения заявления об апелляции, но не более чем на 30 (тридцать) календарных дней.
4. Любое лицо, в отношении которого принято решение Национального банка, имеет право обжаловать это решение лицу или органу, осуществляющему разбирательство, в порядке, установленном настоящим Положением.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3)
Глава 2. Полномочия лиц или органа, осуществляющих разбирательство
5. Разбирательство осуществляется заместителем Председателя/членом Правления, Председателем или Правлением Национального банка.
6. Заместитель Председателя/член Правления Национального банка рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на решения уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка.
Решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения), в соответствии с настоящим Положением обжалуется Председателю Национального банка.
7. Председатель рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка.
Председатель Национального банка по собственному усмотрению вправе передать заявление об апелляции на рассмотрение Правления Национального банка.
Решение Председателя Национального банка, принятое по результатам рассмотрения заявления об апелляции, в соответствии с настоящим Положением обжалуется в суд.
8. Правление Национального банка рассматривает и принимает решения по заявлению об апелляции, поданному на:
- решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, вытекающее из функций/полномочий Национального банка как органа надзора и регулирования;
- решение заместителя Председателя/члена Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции на решение уполномоченного лица (структурного подразделения) Национального банка, в соответствии с настоящим Положением, и переданного Председателем Национального банка на рассмотрение Правления Национального банка;
- решение Комитета.
Решение по разбирательству принимается простым большинством голосов членов Правления. При равенстве голосов, голос Председателя Правления (в отсутствие Председателя - лицо, исполняющего его обязанности) является решающим.
Решение Правления Национального банка, принятое на основании заявления об апелляции, в соответствии с настоящим Положением обжалуется в суд.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 17 октября 2018 года № 2018-П-12/43-2)
9. Лицо и орган, осуществляющие разбирательство, вправе:
1) запрашивать от сторон документы, имеющие отношение к предмету разбирательства;
2) приглашать любых лиц, которые могут предоставить информацию по предмету разбирательства;
3) принимать решения или предпринимать действия, которые могут способствовать достижению цели разбирательства.
Глава 3. Порядок подачи заявления об апелляции
10. Процедура разбирательства начинается с получения письменного заявления об апелляции. Заявление об апелляции должно быть подано в течение 20 рабочих дней после получения решения (уведомления) Национального банка.
11. Заявление об апелляции должно содержать:
1) название и адрес, в том числе электронный адрес банка или другого юридического лица;
2) фамилию, имя, отчество, место работы, должность, место жительства апеллянта, электронный адрес, если он является физическим лицом;
3) фамилию, имя, отчество, рабочий адрес, электронный адрес и номер телефона лица, которое представляет интересы апеллянта при разбирательстве, на основании надлежащим образом оформленной доверенности (копия доверенности прилагается к заявлению, оригинал доверенности предоставляется лицу или органу, осуществляющему разбирательство);
4) указание на обжалуемое решение;
5) изложение обстоятельств и доводов, послуживших причиной частичного или полного несогласия с принятым решением и причиной обжалования;
6) любые возражения/несогласие апеллянта в отношении фактического или юридического обоснования принятого решения;
7) соответствующие документы, подтверждающие доводы апеллянта (при необходимости);
8) полный список лиц, которые будут присутствовать на заседании по рассмотрению заявления об апелляции (далее заседание), с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса и номера телефона, и краткое обобщение ожидаемых доводов каждого лица либо указание о рассмотрении заявления об апелляции без участия апеллянта и его представителей;
9) подпись апеллянта (если апеллянт банк, заявление об апелляции вправе подписывать Председатель Правления или Председатель Совета директоров, а в их отсутствие по уважительной причине (которая должна быть указана в заявлении об апелляции и по возможности подтверждена соответствующими документами) - заместитель руководителя с правом подписи от имени банка; если филиал иностранного банка - руководитель филиала, а в его отсутствие по уважительной причине (которая должна быть указана в заявлении об апелляции и по возможности подтверждена соответствующими документами) - заместитель руководителя с правом подписи от имени филиала банка-нерезидента; если юридическое лицо - руководитель, в его отсутствие по уважительной причине (которая должна быть указана в заявлении об апелляции и по возможности подтверждена соответствующими документами) - заместитель руководителя, имеющий право подписи от имени юридического лица.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3)
12. В течение 10 календарных дней после получения заявления об апелляции, заместитель Председателя/член Правления (при обжаловании решения, принятого уполномоченным лицом (структурным подразделением) Национального банка) или Председатель Национального банка (в отсутствие Председателя - лицо, исполняющее его обязанности) определяет дату проведения заседания по рассмотрению заявления об апелляции, но не позднее 30 (тридцати) календарных дней со дня получения заявления об апелляции.
При подаче заявления об апелляции, подлежащего рассмотрению Правлением Национального банка, секретариат Правления Национального банка, не позднее следующего рабочего дня после определения даты проведения заседания по рассмотрению заявления об апелляции, направляет копии заявления об апелляции заместителю Председателя/члену Правления Национального банка или Комитету, соответствующим структурным подразделениям и уведомляет стороны о времени и месте проведения заседания.
При рассмотрении заявления об апелляции Председателем Национального банка, ответственное структурное подразделение Национального банка не позднее следующего рабочего дня после определения даты проведения заседания по рассмотрению апелляции, направляет копии заявления об апелляции заместителю Председателя/члену Правления Национального банка, соответствующим структурным подразделениям и уведомляет стороны о времени и месте проведения заседания.
При рассмотрении заявления об апелляции заместителем Председателя/членом Правления Национального банка, ответственное структурное подразделение Национального банка не позднее следующего рабочего дня после определения даты проведения заседания по рассмотрению апелляции, направляет копии заявления об апелляции соответствующим структурным подразделениям и уведомляет стороны о времени и месте проведения заседания.
Глава 4. Порядок предоставления документов и информации в процессе разбирательства
13. Письменная информация и/или документы, связанные с предметом разбирательства, представляются одновременно лицу или органу, осуществляющему разбирательство, и всем сторонам разбирательства (или их представителям, заявленным ранее Национальному банку).
14. Лицо, направляющее письменные сообщения и документы, должно иметь на руках доказательство факта отправки сообщения.
15. Вся информация и документы, дополнительно представленные лицу или органу, осуществляющим разбирательство, должны содержать фамилию, имя, отчество, адрес и номер телефона лица, который их представляет и содержание разбирательства.
Глава 5. Подготовка к заседанию по рассмотрению заявления об апелляции
16. В течение 25 календарных дней после получения заявления об апелляции, представленного в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, ответственное структурное подразделение и Юридическое управление Национального банка представляют лицам или органу, осуществляющим разбирательство, мнение по полученному заявлению об апелляции.
Мнение ответственного структурного подразделения и Юридического управления Национального банка согласовывается с заместителем Председателя/членом Правления Национального банка (согласование не требуется при направлении заявления об апелляции данному лицу, осуществляющему разбирательство), и содержит следующее:
1) письменное обоснование своей позиции;
2) список лиц, желающих представить доводы по предмету разбирательства, с указанием их должности;
3) список и копии доказательств (документов), которые будут представлены в ходе разбирательства.
Мнение ответственного структурного подразделения и Юридического управления Национального банка должно быть представлено заместителю Председателя/члену Правления Национального банка, Председателю или Правлению Национального банка и каждой другой стороне в срок, указанный в настоящем пункте, но не позднее чем, за 3 рабочих дня до начала разбирательства.
Вышеуказанное мнение может быть направлено апеллянту посредством электронной почты. Отправка мнения ответственного структурного подразделения и юридического управления Национального банка в сроки, предусмотренные настоящим пунктом, на адрес электронной почты, указанной апеллянтом в заявлении об апелляции, считается надлежащим доведением до сведения информации апеллянту.
(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 17 октября 2018 года № 2018-П-12/43-2, 14 июля 2021 года № 2021-П-12/38-3)
17. Ответственное структурное подразделение, в течение 10 календарных дней с момента получения Национальным банком заявления об апелляции, но не позднее даты проведения заседания, определенной Председателем Национального банка или Заместителем Председателя/Членом Правления Национального банка, по рассмотрению заявления об апелляции в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, обязано при получении заявления об апелляции проверить соответствие заявления об апелляции требованиям пункта 11 настоящего Положения. В случае, если заявление об апелляции не отвечает требованиям, указанным в пункте 11 настоящего Положения, оно оставляется без движения. В этом случае Национальный банк в разумный срок указывает на недостатки и предоставляет апеллянту возможность для их устранения в пределах общего срока на обжалование. В случае назначения лицом или органом, осуществляющим разбирательство даты разбирательства, апеллянт обязан устранить выявленные недостатки (не являющимися критичными для рассмотрения по существу) не менее чем за 10 дней до даты разбирательства.
В случае не устранения указанных Национальным банком недостатков заявление об апелляции признается недопустимым и оставляется без рассмотрения.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 17 октября 2018 года № 2018-П-12/43-2)
18. Третьи лица не могут представлять доводы и доказательства (документы), если они не были заявлены в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения, без разрешения лица или органа, осуществляющего разбирательство.
Глава 6. Проведение заседания по рассмотрению заявления об апелляции
19. Заседание проводится с целью справедливого и быстрого разрешения соответствующих спорных вопросов. Каждая сторона имеет право представить свою позицию посредством устных доводов и документальных свидетельств, а также задать вопросы по фактам, представленным любой другой стороной.
20. Стороны имеют право присутствовать на заседании по рассмотрению заявления об апелляции и представлять свои доводы. Заседание может быть проведено в отсутствие сторон, если они уведомлены в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения.
21. Лицо или орган, осуществляющие разбирательство, определяют и выясняют все процедурные вопросы, связанные с разбирательством.
22. Заседание протоколируется, копия протокола заседания предоставляется всем сторонам разбирательства по их письменному запросу в течение 7 рабочих дней, с момента поступления письменного запроса.
(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 17 октября 2018 года № 2018-П-12/43-2)
23. Апеллянт первым представляет свою позицию по делу. Представители Национального банка представляют свои доводы после того, как апеллянт представил свою позицию по делу.
24. Стороны и их представители с целью объяснения и доказательства своей позиции могут использовать иллюстративные материалы в виде схем, графиков, описания или другого, чтобы обобщить, доказать или упростить предоставление доводов.
25. При принятии окончательного решения, лицо или орган, осуществляющие разбирательство, могут консультироваться с любой стороной или лицами, которые не являются сторонами разбирательства при условии, что при получении такой консультации не будет иметь место разглашение банковской тайны. При этом любые такие консультации должны быть обобщены и включены в материалы разбирательства.
26. Каждой стороне предоставляется возможность сделать окончательное обобщение в отношении своей позиции на основе фактов, применения законов, нормативных правовых актов, в отношении фактов, и любых других соответствующих материалов, обосновывающих решение, которого добивается сторона.
27. Лицом или органом, осуществляющими разбирательство, для дальнейшего участия в разбирательстве могут быть не допущены либо удалены с заседания сторона или представитель стороны, которые действуют либо ведут себя оскорбительно, неуважительно, а также не соблюдают установленный порядок досудебного рассмотрения спора.
Глава 7. Решение лица или органа, осуществляющих разбирательство
28. В решении лица или органа, осуществляющих разбирательство, указывается:
1) номер и дата принятия решения;
2) наименование и/или фамилия, имя, отчество лица, подавшее заявление об апелляции и/или его представителя;
3) краткое изложение сущности обжалуемого решения;
4) возражения апеллянта в отношении фактического или юридического обоснования принятого решения;
5) установленные обстоятельства дела и доказательства, на которых основаны выводы лица или органа, осуществляющих разбирательство, в т.ч. при необходимости краткое изложение мнения ответственного структурного подразделения и Юридического управления Национального банка;
6) выводы по результатам рассмотрения заявления об апелляции, в т.ч. законы и иные нормативные правовые акты, которыми при принятии решения по заявлению об апелляции руководствовались лицо или орган, осуществляющие разбирательство.
29. Правление Национального банка принимает решение по заявлению об апелляции в виде постановления Правления Национального банка и вправе:
1) удовлетворить заявление об апелляции полностью или частично. В связи с чем, отменить или изменить ранее принятое заместителем Председателя/членом Правления Национального банка или Комитетом;
2) отклонить заявление об апелляции и оставить в силе решение, ранее принятое заместителем Председателя/членом Правления Национального банка или Комитета.
Решение Правления Национального банка не должно повлечь ужесточения мер воздействия по сравнению с мерами воздействия, послужившими предметом разбирательства.
30. Председатель или заместитель Председателя/член Правления Национального банка по итогам рассмотрения заявления об апелляции принимают решение. Председатель или заместитель Председателя/члена Правления Национального банка вправе:
1) удовлетворить заявление об апелляции полностью или частично. В связи с чем, отменить или изменить ранее принятое решение уполномоченного лица (структурного подразделения);
2) отклонить заявление об апелляции и оставить в силе ранее принятое решение уполномоченного лица/структурного подразделения.
Решение Председателя или заместителя Председателя/члена Правления Национального банка не должно повлечь ужесточения мер воздействия по сравнению с мерами воздействия, послужившими предметом разбирательства.
31. Копия решения лица или органа, осуществляющих разбирательство, предоставляется каждой стороне разбирательства под расписку или направляется по адресу, указанному апеллянтом в заявлении об апелляции в течение 3 рабочих дней с момента вынесения решения.