УВЕДОМЛЕНИЕ 

о разработке проекта нормативного правового акта 

  

Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) извещает о начале проведения анализа регулятивного воздействия по вопросу правового регулирования цифрового сома и сборе предложений заинтересованных лиц.  

В целях исполнения и реализации пункта 3. Раздела 9 Концепции цифрового сома, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 25 мая 2022 года № 2022-П-14/32-3-(ПС), проработка правовых и регуляторных вопросов внедрения цифрового сома, а также внесения изменений/дополнений в законодательство Кыргызской Республики, Национальным банком инициируется проведение анализа регулятивного воздействия к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесений изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики по вопросу правового статуса цифровой валюты «цифровой сом» и проработки регуляторных вопросов цифрового сома».  

Цифровой сом дополнительная форма национальной валюты Кыргызской Республики (кыргызского сома), которая будет эмитироваться Национальным банком в цифровой форме и являться его обязательством и третьей формой денег. 

В настоящее время в Кыргызстане существуют две формы национальной валюты сом наличные денежные знаки (сом, тыйын), эмитируемые Национальным банком, и безналичные платежи в виде денежных средств на счетах в коммерческих банках и в Национальном банке.  

В Национальном банке корреспондентские счета открываются коммерческим банкам, Центральному казначейству Министерства финансов Кыргызской Республики и другим специальным участникам. Модель реализации проекта по прототипу цифрового сома двухуровневая розничная модель, что не будет отличаться/меняться от действующего цикла взаиморасчетов между участниками и роли участников. Роль эмитента, роль участников и пользователей сохранится. Единственным различием реализации проекта является его технологическое решение, эксклюзивность/инновационность по доступу финансовой доступности в отдаленных регионах республики, оплата платежей без доступа Интернета (офлайн-платежи), безопасность и способы заключения цифровых контрактов (smart-contract) между участниками платежных систем на платформе цифрового сома, что ускорит процесс расчетов в режиме реального времени.  

 

2. Цель предлагаемого регулирования 

Целью предлагаемого регулирования является проработка вопроса о введении правового статуса третьей формы денег Кыргызской Республики путем внесения изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики: 

- конституционный Закон Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики»; 

- Гражданский кодекс Кыргызской Республики; 

- Бюджетный кодекс Кыргызской Республики; 

- Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности»; 

- Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики»; 

- Закон Кыргызской Республики «О противодействии финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов»; 

- Налоговый кодекс Кыргызской Республики; 

- Кодекс Кыргызской Республики о правонарушениях 

- и др.  

 

3. Оценка ожидаемых выгод и преимуществ предлагаемого регулирования 

Проработка правовых и регуляторных вопросов внедрения цифрового сома и разработка изменений в законодательство Кыргызской Республики позволит выработать перечень конкретных рекомендаций для юридической значимости и создания сбалансированной нормативной правовой среды для функционирования цифрового сома. Помимо этого, будут определены и разработаны необходимые изменения в законодательство Кыргызской Республики, в том числе для закрепления терминологического аппарата, роли, права и обязанности участников системы, регуляторные механизмы для контроля возможных рисков, аспекты ПФТД/ЛПД и т.д. 

 

4. Оценка возможных неблагоприятных последствий 

С введением цифрового сома негативных последствий не ожидается, так как цифровой сом не будет ограничивать население в использовании наличных и безналичных денег в повседневной жизни.  

 

5. Характеристика и оценка численности субъектов предпринимательства адресатов предлагаемого регулирования 

Предлагаемое регулирование касается деятельности Национального банка как эмитента цифрового сома и оператора платформы цифрового сома, участников платежных систем, Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики, бюджетных организаций и пользователей цифрового сома с использованием цифрового кошелька.  

 

6. Приблизительная оценка дополнительных расходов и выгод потенциальных адресатов предлагаемого регулирования, связанных с его введением 

Введение предлагаемого регулирования повлечет дополнительные финансовые расходы из бюджета Национального банка и участников платежных систем.  

 

7. Приблизительная оценка расходов и выгод республиканского бюджета, связанных с введением предлагаемого регулирования 

Реализация данного законопроекта сократит расходы Национального банка на изготовление наличных денежных знаков за счет введения правового статуса цифрового сома и переводов денежных средств в цифровой форме.  

 

К уведомлению прилагается: 

1. Перечень вопросов для участников публичных консультаций: 

- являются ли указанные проблемы верными, требующими решения путем внесения изменений в вышеуказанные законодательные акты Кыргызской Республики, или достаточно будет регулирования на уровне нормативных правовых актов Национального банка; 

- является ли указанная цель обоснованной, важной для достижения; 

- является ли предлагаемый способ решения проблем (внесение изменений в законы Кыргызской Республики) наиболее предпочтительным; 

- какие выгоды и преимущества могут возникнуть в случае принятия предлагаемого изменения в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики

- какие риски и негативные последствия могут возникнуть в случае принятия предлагаемого изменения в законодательные акты Кыргызской Республики

- существуют ли более эффективные альтернативные способы решения проблем; 

- общее мнение относительно предлагаемого изменения в законодательные акты Кыргызской Республики

- какие еще законодательные акты Кыргызской Республики в рамках вышеописанных проблем необходимо пересмотреть и, возможно, внести изменения комплексно. 

Перечень вопросов может быть расширен. 

 

Контакты и сроки для обсуждения предложений: 

1. Предложения принимаются: 

 

- по электронной почте 

abakesarieva @nbkr.kg / mail@nbkr.kg  

- на почтовый адрес 

720001, Кыргызская Республика, 

г. Бишкек, пр. Чуй 168 

Национальный банк  

Кыргызской Республики 

2. Срок приема предложений не позднее 

10 февраля 2024 года 

3. Срок размещения Реестра предложений и ответов на официальном сайте органа разработчика не позднее 

19 февраля 2024 года