> Показать меню раздела

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

г.Бишкек, от 29 июля 1997 года N 59 

О Национальном банке Кыргызской Республики 

(В редакции Законов КР от 12 февраля 2007 года N 17, 30 мая 2007 года N 75, 4 июня 2007 года N 77, 9 августа 2007 года N 143, 16 мая 2008 года N 87, 19 мая 2008 года N 90, 18 июля 2008 года N 154, 17 октября 2008 года N 224, 17 октября 2008 года N 231, 3 ноября 2008 года N 236, 23 января 2009 года N 21, 28 марта 2009 года N 94, 28 марта 2009 года N 95, 19 мая 2009 года N 162, 16 февраля 2010 года N 30, 15 марта 2010 года N 49, 11 апреля 2011 года N 11, 12 мая 2011 года N 21, 18 июля 2014 года № 143, 25 февраля 2015 года N 39, 24 июля 2015 года N 189) 

Глава I 

Общие положения 

Статья 1. Национальный банк Кыргызской Республики 

1. Национальный (Центральный) банк Кыргызской Республики (далее - Банк Кыргызстана) является банком Кыргызской Республики и находится в ее собственности. 

2. Банк Кыргызстана является юридическим лицом с самостоятельной организационно-правовой формой - центральный банк Кыргызской Республики, осуществляющим свою деятельность в соответствии с настоящим Законом и не преследующим цели получения прибыли. 

3. Местом нахождения Банка Кыргызстана является город Бишкек. Банк Кыргызстана вправе создавать филиалы, представительства и назначать своих представителей в Кыргызской Республике и за рубежом. 

Банк Кыргызстана имеет печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Кыргызской Республики. 

4. Запрещается использовать словосочетания "Банк Кыргызстана", "Кыргыз Банкы", аббревиатуры "ЦБКР", "НБКР", а также слова "Центральный", "Национальный" в названиях и символике других банков в полном или сокращенном виде на любом языке. 

5. Кыргызская Республика не несет ответственности по обязательствам Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана не несет ответственности по обязательствам Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 87) 

Статья 2. Цель деятельности Банка Кыргызстана 

Целью деятельности Банка Кыргызстана являются достижение и поддержание стабильности цен посредством проведения соответствующей денежно-кредитной политики согласно настоящему Закону. 

Статья 3. Основная задача Банка Кыргызстана 

Основной задачей, способствующей достижению цели (или подчиненной основной цели) деятельности Банка Кыргызстана, является поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики для содействия долгосрочному экономическому росту республики. 

(В редакции Закона КР от 19 мая 2008 года N 90) 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 15 сентября 2004 года N 24/10 "О Стандартах "По обеспечению информационной безопасности учреждений банковской системы Кыргызской Республики" 

Статья 4. Функции Банка Кыргызстана 

Банк Кыргызстана выполняет следующие функции: 

1) определяет и проводит денежно-кредитную политику в Кыргызской Республике; 

2) разрабатывает и осуществляет единую валютную политику; 

3) обладает исключительным правом проведения эмиссии денежных знаков; 

4) является кредитором последней инстанции для банков в соответствии с настоящим Законом; 

5) устанавливает правила проведения банковских операций, в том числе и на основе исламских принципов банковского дела и финансирования, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; 

6) выдает лицензию на ведение банковских операций, привлечение юридическими лицами денежных средств от населения на условиях срочности, возвратности и платности в соответствии с законодательством республики и ведет реестр выданных лицензий; 

7) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана; 

8) способствует эффективному функционированию платежной системы и осуществлению межбанковских платежей; 

9) осуществляет валютное регулирование, включая издание нормативов, регулирующих операции с иностранной валютой, а также операций по купле, продаже и обмену иностранной валюты в соответствии с законодательством республики; 

10) владеет и управляет официальными валютными резервами в соответствии с настоящим Законом; 

11) составляет совместно с Национальным статистическим комитетом платежный баланс Кыргызской Республики; 

12) представляет интересы и выступает от имени Кыргызской Республики на международных совещаниях, конференциях и организациях, касающихся денежно-кредитной и банковской политики; 

13) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Законов КР от 28 марта 2009 года N 94, 11 апреля 2011 года N 11) 

Статья 5. Операции Банка Кыргызстана 

Для достижения установленных настоящим Законом целей Банк Кыргызстана имеет право на определенных им условиях осуществлять следующие операции: 

1) предоставлять кредиты на срок не более шести месяцев под обеспечение ценными бумагами и другими активами, определяемыми Банком Кыргызстана в соответствии с настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики; 

2) осуществлять банковские операции по обслуживанию банков и других финансово-кредитных учреждений; 

3) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя первоклассных эмитентов, имеющие, как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести месяцев; 

4) покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики, на вторичном рынке; 

5) покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные Банком Кыргызстана, а также ценные бумаги, выпущенные иностранными государствами, международными организациями; 

6) покупать и продавать драгоценные металлы и иные виды валютных ценностей; 

7) покупать и продавать иностранную валюту; 

8) открывать счета в банках и финансовых учреждениях; 

9) выступать в качестве посредника по сделкам, связанным со средствами, предоставленными международными финансовыми институтами для финансирования различных программ, на условиях, установленных Правлением Банка Кыргызстана; 

9-1) осуществлять сделки по покупке иностранной валюты с обязательством ее обратной продажи с международными организациями, создаваемыми Кыргызской Республикой совместно с другими государствами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по средствам, направляемым ими на льготное финансирование экономики Кыргызской Республики; 

9-2) предоставлять денежные средства в национальной валюте на условиях платности, срочности и возвратности под обеспечение иностранной валютой международным организациям, создаваемым Кыргызской Республикой совместно с другими государствами в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), по осуществляемым ими проектам и программам льготного финансирования экономики Кыргызской Республики; 

10) осуществлять иные банковские операции, не запрещенные законодательством. 

(В редакции Закона КР от 24 июля 2015 года N 189) 

Статья 6. Организация деятельности Банка Кыргызстана 

1. Банк Кыргызстана самостоятельно организует и осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, установленных настоящим Законом и не противоречащих ему. 

Вмешательство всех органов государственной власти в решение вопросов, отнесенных настоящим Законом к ведению Банка Кыргызстана, не допускается. 

2. Банк Кыргызстана координирует свою политику с Правительством Кыргызской Республики в той мере, в которой она не противоречит его основным целям и задачам. 

Статья 7. Нормативные акты Банка Кыргызстана 

1. Банк Кыргызстана по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом и другими законами, дает разъяснения по банковской терминологии, а также издает нормативные акты, обязательные для исполнения всеми банками, юридическими и физическими лицами, осуществляющими отдельные банковские операции на основании лицензий, выдаваемых Банком Кыргызстана, а также их клиентами и органами исполнительной власти. 

Банк Кыргызстана вправе издавать нормативные акты, обязательные для исполнения банками, осуществляющими операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливать дополнительные стандарты адекватности капитала, дополнительные требования к бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, а также требования для членов Шариатского совета. 

2. Нормативные акты Банка Кыргызстана, непосредственно затрагивающие права, свободы или обязательства граждан, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законодательством для государственной регистрации нормативных правовых актов. 

3. Нормативные акты Банка Кыргызстана вступают в силу с момента их официального опубликования в официальном издании Банка Кыргызстана, за исключением случаев, установленных в самом нормативном акте. Нормативные акты Банка Кыргызстана не имеют обратной силы. 

(В редакции Закона КР от 28 марта 2009 года N 94) 

Глава II 

Отчетность Банка Кыргызстана 

Статья 8. Отчетность Банка Кыргызстана 

1. Финансовый год Банка Кыргызстана устанавливается с 1 января по 31 декабря включительно. 

2. Банк Кыргызстана ведет постоянный учет и отчетность, отражающие в соответствии с международной учетной практикой его операции и финансовое состояние. 

3. Банк Кыргызстана ежегодно подготавливает финансовый отчет, состоящий из баланса Банка Кыргызстана, отчета о прибыли и убытках и других связанных с ним отчетов, установленных Правлением Банка Кыргызстана. 

Структура баланса Банка Кыргызстана устанавливается Правлением Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана ежемесячно публикует сводный баланс в средствах массовой информации. 

Статья 9. Аудит Банка Кыргызстана 

1. По результатам проведенного Банком Кыргызстана тендера Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в срок не позднее шести месяцев до окончания финансового года Банка Кыргызстана рассматривает и утверждает аудиторскую организацию, имеющую признанную международную репутацию и опыт проведения аудита центральных (национальных) банков не менее пяти лет. 

Одна и та же аудиторская организация не может рассматриваться и утверждаться Жогорку Кенешем Кыргызской Республики более двух раз подряд. 

2. Аудит Банка Кыргызстана должен осуществляться в соответствии с международными стандартами аудита и может быть проведен как аудиторской организацией, зарегистрированной в Кыргызской Республике и имеющей соответствующую лицензию, так и иностранной аудиторской организацией, не имеющей лицензии на осуществление аудиторской деятельности на территории Кыргызской Республики, но удовлетворяющей требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 

Лицензии таких иностранных организаций признаются на территории Кыргызской Республики при наличии подтверждения правоспособности такой лицензии. 

3. Банк Кыргызстана, согласно заключенному с аудиторской организацией договору, представляет отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской проверки в соответствии с международной аудиторской практикой. 

Оплата услуг аудиторской организации по аудиту Банка Кыргызстана осуществляется за счет собственных средств Банка Кыргызстана. 

(В редакции Закона КР от 3 ноября 2008 года N 236) 

Статья 10. Годовой отчет Банка Кыргызстана 

1. Председатель Банка Кыргызстана ежегодно представляет Жогорку Кенешу Кыргызской Республики отчет о деятельности Банка Кыргызстана не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики заслушивает отчет Председателя Банка Кыргызстана до 1 июля года, следующего за отчетным. 

Заслушивание отчета Председателя Банка Кыргызстана в Жогорку Кенеше Кыргызской Республики осуществляется с учетом самостоятельности и независимости Банка Кыргызстана в соответствии с требованиями положений Конституции Кыргызской Республики и настоящего Закона. 

2. Отчет Председателя Банка Кыргызстана о деятельности Банка Кыргызстана включает в себя: 

1) финансовую отчетность Банка Кыргызстана, прошедшую аудиторскую проверку; 

2) информацию о деятельности Банка Кыргызстана за отчетный период; 

3) иную информацию, определяемую Правлением Банка Кыргызстана. 

3. Банк Кыргызстана ежегодно публикует в средствах массовой информации основные аналитические данные, касающиеся состояния финансовой и банковской системы республики и финансовую отчетность. 

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 87, 19 мая 2008 года N 90) 

Статья 11. Информация о проводимой политике Банка Кыргызстана 

1. Банк Кыргызстана дважды в год, не позднее 1 июля и 31 декабря, направляет Президенту Кыргызской Республики, Жогорку Кенешу Кыргызской Республики, Правительству Кыргызской Республики официальную информацию об основных направлениях проводимой Банком Кыргызстана политики в области денежно-кредитных отношений, а также по вопросам развития финансового и банковского сектора республики. 

2. Данные об основных направлениях деятельности Банка Кыргызстана публикуются в средствах массовой информации. 

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 87) 

Статья 11-1. Бюджет Банка Кыргызстана 

Бюджет доходов и расходов и бюджет развития Банка Кыргызстана на очередной год утверждаются Правлением Банка не позднее 31 декабря предшествующего года, в соответствии с основными параметрами денежно-кредитной политики и согласно порядку, устанавливаемому Президентом Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 87) 

Глава III 

Капитал Банка Кыргызстана 

Статья 12. Капитал Банка Кыргызстана 

1. Капитал Банка Кыргызстана состоит из оплаченного уставного капитала, обязательного резерва, резерва по переоценке активов и обязательств, нераспределенной прибыли или убытка. 

2. Банк Кыргызстана имеет оплаченный уставный капитал (далее - уставный капитал) в размере 1 миллиарда сомов. Уставный капитал формируется путем отчислений средств из прибыли Банка Кыргызстана до ее распределения, за счет средств республиканского бюджета, в том числе путем выпуска государственных ценных бумаг. Банк Кыргызстана не может отчуждать или передавать в залог свой уставный капитал. 

3. Увеличение или уменьшение суммы уставного капитала Банка Кыргызстана не может быть осуществлено без внесения соответствующих изменений в настоящий Закон. 

4. Обязательный резерв формируется в соответствии со статьей 13 настоящего Закона. 

5. Резервы по переоценке активов и обязательств формируются в соответствии со статьями 8 и 13 настоящего Закона. 

6. Нераспределенная прибыль или убыток определяются как разница между доходами и расходами, имевшими место в течение финансового года в соответствии со статьей 8 настоящего Закона, до момента распределения или погашения данной прибыли или убытка, осуществляемого в соответствии со статьей 13 настоящего Закона. 

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 87, 28 марта 2009 года N 95, 15 марта 2010 года N 49) 

Статья 13. Прибыль и резервы Банка Кыргызстана 

1. Прибыль Банка Кыргызстана определяется по результатам финансового года после учета всех доходов и расходов, имевших место в данном периоде, в соответствии со статьей 8 настоящего Закона и пунктом 3 настоящей статьи. 

2. Нереализованная прибыль или убыток состоят из нереализованных доходов и расходов от переоценки золотовалютных активов и обязательств, отражаемых в капитале на счете резерва по переоценке золотовалютных активов и обязательств. 

3. Если резерв по переоценке золотовалютных активов и обязательств будет иметь отрицательный остаток, то весь данный отрицательный остаток должен быть включен в прибыль к распределению, осуществляемому в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи. 

4. Прибыль Банка Кыргызстана, рассчитанная с учетом пункта 3 настоящей статьи, распределяется следующим образом: 

1) если по результатам финансового года сумма уставного капитала и обязательного резерва Банка Кыргызстана будет менее 10 процентов от монетарных обязательств Банка Кыргызстана, то в доход государственного бюджета Кыргызской Республики перечисляется 70 процентов прибыли. Остаток прибыли после отчисления в доход государственного бюджета переносится в обязательный резерв Банка Кыргызстана; 

2) если по результатам финансового года сумма уставного капитала и обязательного резерва будет равна или превышать 10 процентов от монетарных обязательств Банка Кыргызстана, то в доход государственного бюджета Кыргызской Республики перечисляется 100 процентов прибыли, а также одна треть от суммы указанного превышения за счет средств обязательного резерва, но в пределах остатка данного резерва. 

Перечисление прибыли производится по окончании финансового года, после проведения независимого внешнего аудита и утверждения годового отчета Правлением Банка Кыргызстана. 

Для целей исполнения настоящей статьи монетарные обязательства Банка Кыргызстана состоят: 

из банкнот и монет, выпущенных в обращение Банком Кыргызстана; 

из финансовых обязательств по инструментам денежно-кредитного регулирования; 

из счетов резидентов Кыргызской Республики, открытых в Банке Кыргызстана, включая счета Правительства Кыргызской Республики и любых других финансовых обязательств перед Правительством Кыргызской Республики, а также счета Агентства по защите депозитов Кыргызской Республики; 

из счетов в национальной валюте банков-нерезидентов Кыргызской Республики, открытых в Банке Кыргызстана. 

5. Если по результатам финансового года с учетом пункта 3 настоящей статьи Банк Кыргызстана имеет убыток, то данный убыток погашается резервом по переоценке золотовалютных активов и обязательств и обязательным резервом в пределах своего остатка. 

6. Если по результатам финансового года и с учетом пункта 3 настоящей статьи Банк Кыргызстана имеет убыток, не погашаемый обязательным резервом и резервом по переоценке золотовалютных активов и обязательств, то Правительство Кыргызской Республики погашает данный убыток для восполнения капитала до размера, установленного в пункте 2 статьи 12 настоящего Закона, прямым перечислением денежных средств Банку Кыргызстана. 

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 87, 28 марта 2009 года N 95) 

Глава IV 

Национальная валюта Кыргызской Республики 

Статья 14. Денежная единица 

1. Денежной единицей (валютой) Кыргызской Республики является сом. Один сом состоит из 100 тыйынов. 

2. Наличные деньги выпускаются в обращение в виде банкнот и монет. 

Статья 15. Эмиссия денежных знаков 

Банку Кыргызстана принадлежит исключительное право выпуска в обращение и изъятия из обращения денежных знаков (банкнот и монет). 

Статья 16. Платежное средство 

1. Сом является единственным законным платежным средством на территории Кыргызской Республики, которое юридические и физические лица обязаны принимать без ограничений. 

2. В случае необоснованного отказа в приеме сомов к оплате должностные лица и граждане несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Подделка и незаконное изготовление денежных знаков Кыргызской Республики преследуются по закону. 

Статья 17. Отношение сома к другим валютам 

1. Банк Кыргызстана объявляет официальный курс сома по отношению к денежным единицам других государств. 

2. Обменные операции по обмену сома на иностранную валюту на территории Кыргызской Республики не ограничиваются. 

Статья 18. Организация наличного денежного обращения 

Банк Кыргызстана в целях организации наличного денежного обращения на территории Кыргызской Республики: 

1) разрабатывает и утверждает порядок ведения кассовых операций для банков и финансово-кредитных учреждений, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана; 

2) прогнозирует потребности республики в выпуске банкнот и монет; 

3) обеспечивает создание резервных фондов банкнот и монет, размещает заказ на изготовление денежных знаков (банкнот и монет); 

4) устанавливает общие требования для хранения, перевозки и инкассации наличных денег для банков; 

5) устанавливает порядок определения платежности денежных знаков при осуществлении платежей; 

6) определяет признаки защиты и порядок замены выпускаемых в обращение денежных знаков, а также порядок уничтожения поврежденных и изъятых из обращения банкнот и монет; 

7) применяет другие способы и механизмы регулирования, принятые в международной практике. 

Глава V 

Денежно-кредитное регулирование 

Статья 19. Денежно-кредитная политика Банка Кыргызстана 

Денежно-кредитная политика Кыргызской Республики разрабатывается Банком Кыргызстана и осуществляется во взаимодействии с Правительством Кыргызской Республики. 

Статья 20. Регулирование денежной массы в обращении 

Регулирование объема и структуры денежной массы осуществляется Банком Кыргызстана с использованием следующих инструментов: 

1) покупка и продажа ценных бумаг, выпущенных и гарантированных Правительством Кыргызской Республики; 

2) покупка и продажа ценных бумаг, выпущенных и гарантированных Банком Кыргызстана; 

3) покупка и продажа иностранной валюты; 

4) изменение объемов кредитов, предоставляемых Банком Кыргызстана, и процентных ставок по ним; 

5) изменение размеров обязательных резервов, депонируемых в Банке Кыргызстана; 

6) другие способы и методы, принятые в международной практике, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

(В редакции Закона КР от 28 марта 2009 года N 94) 

Статья 21. Ценные бумаги, выпускаемые Банком Кыргызстана 

Банк Кыргызстана в целях проведения денежно-кредитной политики имеет право выпускать ценные бумаги и осуществлять с ними все виды операций в соответствии с принятой международной практикой, в том числе в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

(В редакции Закона КР от 28 марта 2009 года N 94) 

Статья 22. Обязательные резервы 

1. Банк Кыргызстана устанавливает для банков размер обязательных резервов, размещаемых в Банке Кыргызстана за плату. 

2. Размер обязательных резервов, правила расчета, порядок депонирования и размеры оплаты за их несоблюдение устанавливаются Правлением Банка Кыргызстана. 

Статья 23. Регулирование уровня процентных ставок 

Банк Кыргызстана осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в Кыргызской Республике инструментами денежно-кредитной политики. 

Глава VI 

Отношения Банка Кыргызстана с государством 

Статья 24. Запрет на кредитование Правительства Кыргызской Республики 

1. Банк Кыргызстана не вправе предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики и другим государственным органам. 

2. Банк Кыргызстана не вправе, в любой форме, предоставлять органам государственной власти, а также хозяйственным товариществам или обществам финансовую помощь. 

Статья 25. Операции с ценными бумагами, выпущенными Правительством Кыргызской Республики 

В целях проведения денежно-кредитной политики Банк Кыргызстана вправе покупать и продавать ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики, только на вторичном рынке ценных бумаг, за исключением случаев, когда ценные бумаги Правительства Кыргызской Республики получены с целью увеличения уставного капитала Банка Кыргызстана. 

Статья 26. Прием депозитов 

1. Банк Кыргызстана выступает в качестве банка-депозитария и осуществляет банковские операции по обслуживанию Правительства Кыргызской Республики только по счетам, открываемым Казначейством Кыргызской Республики, а также Министерством финансов Кыргызской Республики в соответствии с вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика. 

2. Кроме депозитов, принимаемых согласно пункту 1 настоящей статьи, Банк Кыргызстана вправе принимать депозиты от иностранных банков-корреспондентов, банков и финансово-кредитных учреждений в порядке, определяемом Банком Кыргызстана и условиями договора. 

3. Расчетные операции производятся в пределах средств, имеющихся на этих счетах, если иное не оговорено договором о корреспондентских отношениях. 

(В редакции Закона КР от 12 мая 2011 года N 21) 

Статья 27. Роль Банка Кыргызстана в качестве финансового агента и советника 

1. Банк Кыргызстана выступает в качестве финансового агента Правительства Кыргызской Республики на условиях, согласованных между Министерством финансов Кыргызской Республики и Банком Кыргызстана. 

Как финансовый агент Правительства Кыргызской Республики Банк Кыргызстана может выполнять агентские функции, связанные с обслуживанием внешнего долга Правительства Кыргызской Республики. 

2. Банк Кыргызстана является финансовым советником Президента Кыргызской Республики, Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, Правительства Кыргызской Республики по финансовым вопросам и другим вопросам, связанным с банковской деятельностью. 

3. Правительство Кыргызской Республики при рассмотрении проекта республиканского бюджета консультируется с Банком Кыргызстана. 

4. Проекты нормативных правовых актов, связанных с финансовой и банковской деятельностью, рассматриваются Президентом Кыргызской Республики, Жогорку Кенешем Кыргызской Республики, Правительством Кыргызской Республики только при наличии заключения Банка Кыргызстана. 

Нормативные правовые акты министерств, государственных комитетов, административных ведомств и иных исполнительных органов, затрагивающие вопросы финансовой и банковской системы, подлежат согласованию с Банком Кыргызстана. 

(В редакции Закона КР от 18 июля 2008 года N 154) 

Глава VII 

Отношения Банка Кыргызстана с банками 

Статья 28. Кредиты, предоставляемые банкам 

1. В целях поддержания ликвидности банков Банк Кыргызстана может предоставлять банкам краткосрочный кредит на условиях платности сроком не более шести месяцев при условии предоставления одного из следующих приемлемых для Банка Кыргызстана видов обеспечения: 

1) золото и другие драгоценные металлы; 

2) иностранная валюта; 

3) векселя в национальной и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев и другие обязательства, приемлемые для Банка Кыргызстана; 

4) депозиты в Банке Кыргызстана или в ином кредитном учреждении, приемлемом для Банка Кыргызстана; 

5) ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики; 

6) другие виды обеспечения, приемлемые для Банка Кыргызстана. 

Обеспечением также могут быть другие активы и товарно-распорядительные документы в случаях, установленных Правлением Банка Кыргызстана. 

2. Порядок и условия предоставления кредитов устанавливаются Правлением Банка Кыргызстана и доводятся до сведения коммерческих банков. 

Банк Кыргызстана может выдавать банкам разные виды кредитов и устанавливать различные процентные ставки в зависимости от вида выдаваемого кредита. 

Банк Кыргызстана не представляет кредит в виде овердрафта по операциям, проводимым между коммерческими банками. 

Банк Кыргызстана создает специальные резервы для покрытия возможных убытков, относящиеся на затраты банка, в зависимости от качества активов. 

Банк Кыргызстана может на договорной основе предоставить средства исламскому банку. 

3. В чрезвычайных случаях, в целях защиты целостности банковской системы, Банк Кыргызстана может предоставлять необеспеченный кредит либо кредит, обеспеченный иными видами активов, на условиях, установленных Правлением Банка Кыргызстана. 

Чрезвычайный кредит выдается на срок до шести месяцев. Данный срок может быть продлен по решению Правления Банка Кыргызстана. В течение срока предоставления таких кредитов к заемщику со стороны Банка Кыргызстана применяется особый режим, установленный нормативными актами Банка Кыргызстана. 

(В редакции Закона КР от 28 марта 2009 года N 94) 

Статья 29. Организация расчетов 

1. С целью нормального функционирования системы расчетов в республике Банк Кыргызстана осуществляет межбанковские платежи и другие формы расчетов в соответствии с международной банковской практикой. 

Банк Кыргызстана определяет приемлемость используемых в республике технологий систем расчетов и клиринга. 

2. Банк Кыргызстана несет ответственность за сроки прохождения платежей, осуществляемых через Банк Кыргызстана. 

Статья 30. Банковское регулирование и надзор 

1. Банк Кыргызстана является органом банковского надзора и регулирования деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана, осуществляет постоянное наблюдение за их деятельностью с целью сохранения стабильной финансовой системы, поддержания и защиты интересов вкладчиков и других кредиторов, соблюдения законодательства Кыргызской Республики и нормативных актов Банка Кыргызстана. 

2. Банк Кыргызстана для осуществления своих функций в отношении надзора и регулирования деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана, имеет право: 

1) устанавливать экономические нормативы, издавать директивы, инструкции и рекомендации в целях осуществления функций лицензирования и надзора, а также порядка их реализации путем установления соответствующих правил и норм в соответствии с настоящим Законом; 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 28 апреля 2004 года N 11/2 "Об утверждении "Порядка придания статуса неначисления процентного дохода" 

2) осуществлять проверки на местах деятельности банков и их филиалов, а также компаний, имеющих с ними связанные интересы (инсайдеры и аффилированные компании), или поручать проведение таких проверок независимым аудиторам или аудиторским фирмам; 

3) запрашивать и получать информацию и отчетность для эффективного осуществления своих надзорных функций и требовать разъяснения по полученной информации; 

4) предписывать принять меры по оздоровлению финансового положения, ввести временную администрацию, приостановить или отозвать лицензию либо наложить штрафы в соответствии с настоящим Законом в целях предотвращения небезопасной либо неразумной или недобросовестной деятельности; 

5) издавать нормативные акты, относящиеся к выявлению и предотвращению финансовых махинаций и операций (сделок) по финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и требующие принятия конкретных мер (включая предоставление Банку Кыргызстана или другим органам необходимой отчетности, изменение банковских процедур, обучение персонала, предоставление сведений о клиентуре банка); 

6) приостанавливать по письменному ходатайству правоохранительных органов, в компетенцию которых входит выявление и предотвращение финансовых махинаций, или на основании собственного решения на срок, установленный нормативными актами Банка Кыргызстана, проведение любых банковских операций, которые относятся к категории подозрительных операций, согласно законодательству Кыргызской Республики. 

Банк Кыргызстана проводит инспектирование деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых и регулируемых Банком Кыргызстана, по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и направляет информацию о его результатах уполномоченному органу по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 

Ответственность за необоснованное приостановление банковских операций несет лицо или организация, по чьей инициативе оно осуществлено. 

Информация, поступившая от банков и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана, по конкретным операциям не подлежит разглашению без их согласия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством республики. 

3. Банк Кыргызстана может на принципах взаимности по отношению к надзору за банками и их лицензированию сотрудничать с зарубежными органами банковского надзора, осуществляющими либо желающими осуществлять свою деятельность под их соответствующей юрисдикцией. 

Банк Кыргызстана может обмениваться информацией по любому банку, осуществляющему либо желающему осуществлять свою деятельность в обеих соответствующих юрисдикциях, с зарубежными органами банковского надзора при условии соблюдения последними конфиденциальности полученной информации. 

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 224, 19 мая 2009 года N 162) 

Статья 31. Экономические нормативы, устанавливаемые Банком Кыргызстана 

1. Банк Кыргызстана в целях осуществления функций по регулированию деятельности банков и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана, в соответствии с международными нормами устанавливает и объявляет следующие экономические нормативы: 

1) минимальный размер уставного капитала, минимальный размер капитала (собственных средств); 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 11 марта 2009 года N 12/6 "О минимальном размере капитала (собственных средств) банков" 

2) стандарты достаточности (адекватности) капитала; 

3) максимальный размер риска на одного заемщика; 

4) показатели ликвидности; 

5) размеры валютного, процентного и иных рисков; 

6) другие нормативы, необходимые для обеспечения финансовой стабильности и используемые в международной банковской практике. 

Методика расчета экономических нормативов определяется нормативными актами Банка Кыргызстана. 

2. Банк Кыргызстана устанавливает порядок формирования и размер относимых на затраты резервов банков на покрытие возможных кредитных, лизинговых и иных потерь, а также валютных, процентных и иных финансовых рисков. 

(В редакции Законов КР от 30 мая 2007 года N 75, 19 мая 2008 года N 90) 

Статья 32. Предупредительные меры и санкции, применяемые Банком Кыргызстана 

1. При обнаружении фактов несоблюдения банками или финансово-кредитными учреждениями, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, экономических нормативов, нарушения банковского законодательства, Закона Кыргызской Республики "О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем", нормативных актов и предписаний Банка Кыргызстана, а также непредоставление либо предоставление недостоверной и/или неполной информации, либо когда банки или финансово-кредитные учреждения становятся неплатежеспособными, Банк Кыргызстана может: 

1) издать обязательные для исполнения предписания, касающиеся исправления обнаруженных нарушений, немедленно или в течение установленного срока; 

2) применить иные санкции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 

3) приостановить или отозвать лицензию; 

4) начать процесс ликвидации в случае неплатежеспособности. 

Банк Кыргызстана, принимая меры в отношении банков или финансово-кредитных учреждений, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, должен руководствоваться необходимостью сохранения высоких стандартов банковской практики и стабильности финансовой системы Кыргызской Республики. Он не должен руководствоваться и находиться под влиянием интересов акционеров или принимать во внимание возможные убытки, которые они могут понести из-за каких-либо действий, которые Банк Кыргызстана может предпринять в целях защиты интересов кредиторов и/или сохранности стабильности финансовой и банковской системы республики. 

Банк Кыргызстана не несет ответственность за какие-либо убытки, возникшие в результате применения санкций, предусмотренных настоящим Законом. 

2. В случае невыполнения в установленный Банком Кыргызстана срок предписаний об устранении нарушений, а также при обнаружении фактов несоблюдения банком или финансово-кредитным учреждением, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, экономических нормативов либо нарушения банковского законодательства Банк Кыргызстана вправе применить одну или несколько из следующих мер: 

1) ввести более высокие экономические нормативы; 

2) повысить размер обязательных резервов; 

3) взыскать штраф в размере не более одного процента оплаченного уставного капитала за каждый конкретный случай нарушения в соответствии с порядком, установленным Правлением Банка Кыргызстана; 

4) взыскать штраф с отдельных исполнительных должностных лиц в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда (минимальной ставки), установленной законодательством Кыргызской Республики; 

5) обратиться с требованием, обязательным к исполнению: 

- смены всех или некоторых исполнительных должностных лиц; 

- проведения мероприятий по финансовому оздоровлению; 

- проведения рекапитализации либо реорганизации; 

- проведения внепланового аудита за счет средств проверяемого; 

6) в целях сохранения активов назначить на срок до шести месяцев временную администрацию; 

7) временно приостановить действие лицензии с возможным назначением временного управляющего и ограничением всех или отдельных операций, предусмотренных лицензией, на срок до шести месяцев. 

3. Банк Кыргызстана может отозвать предварительное разрешение на открытие банка в следующих случаях: 

1) при неоплате в течение шести месяцев после получения предварительного разрешения на открытие минимального уставного капитала создаваемого банка; 

2) при обнаружении в течение шести месяцев после получения предварительного разрешения на открытие банка недостоверности сведений, на основании которых оно было выдано; 

3) если финансовое состояние учредителей ухудшилось или установлены факты, на основании которых может быть отказано в выдаче лицензии; 

4) если учредители банка решили не начинать деятельность банка. 

4. Отзыв лицензии у банка или финансово-кредитного учреждения, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, может производиться в следующих случаях: 

1) при наступлении событий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, и если Банк Кыргызстана согласится с необходимостью отзыва лицензии; 

2) в случае систематического (два и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) невыполнения обязательных, предписаний Банка Кыргызстана; 

3) если коэффициент адекватности суммарного капитала банка составляет два процента или будет находиться ниже этого уровня в ближайшее время по расчетам Банка Кыргызстана и учредители, несмотря на предварительное предупреждение, не пополняют капитал и/или не предпринимают меры по его пополнению сверх этого уровня в течение срока, определенного Банком Кыргызстана; 

4) при невыполнении требований и санкций, примененных Банком Кыргызстана санкций, в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи; 

5) в случае систематического (два и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) невыполнения нормативных актов Банка Кыргызстана; 

6) при систематическом предоставлении недостоверной информации или обнаружении в течение года со дня выдачи лицензии недостоверных сведений, на основании которых она была выдана; 

7) в случае принятия участия в операциях, запрещенных законодательством Кыргызской Республики, либо занятия деятельностью, не предусмотренной лицензией; 

8) в случае неплатежеспособности или признания Банком Кыргызстана неплатежеспособным в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

9) если банк откладывает начало деятельности по принятию депозитов и выдаче кредитов на срок более одного года после его регистрации и получения банковской лицензии; 

10) при невыполнении банком требований антимонопольного законодательства; 

11) у филиала иностранного банка - в случае ликвидации или отзыва банковской лицензии у головного иностранного банка страной, в которой он зарегистрирован. 

5. Деятельность банка или финансово-кредитного учреждения, лицензируемая Банком Кыргызстана, может быть прекращена по другим основаниям, предусмотренным законодательством Кыргызской Республики. 

Банк или финансово-кредитное учреждение, деятельность которых лицензируется Банком Кыргызстана, могут прекратить свою деятельность и вернуть лицензию, известив об этом Банк Кыргызстана в письменной форме с указанием предполагаемой даты, только после получения одобрения со стороны Банка Кыргызстана. Банк Кыргызстана может потребовать удовлетворения интересов вкладчиков и других кредиторов перед тем, как он согласится с прекращением деятельности. 

6. В случае наличия угрозы признания банка банкротом (если коэффициент адекватности капитала банка будет составлять два и менее двух процентов) в целях защиты интересов кредиторов и вкладчиков Банк Кыргызстана помимо полномочий, предусмотренных в настоящем Законе, а также в Законе Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", имеет право предпринять любые из следующих мер: 

1) дать предписание банку предпринять определенные меры либо не предпринимать определенных мер; 

2) дать предписание, чтобы акционеры предоставили банку дополнительный капитал либо передали свои акции желающим по стоимости, установленной Банком Кыргызстана; 

3) распорядиться, чтобы банк продал часть или все свое имущество для получения ликвидных средств, не возбуждая процесс банкротства банка; 

4) предоставить банку собственные ликвидные средства под залоговое обеспечение; 

5) придать банку статус консервированного и назначить консерватора банка; 

6) возбудить внесудебный процесс банкротства банка; 

7) поддержать заявление банка, его акционеров либо кредиторов банка о возбуждении дела о банкротстве банка (в судебном или внесудебном порядке). 

7. Банк Кыргызстана определяет порядок и правила обслуживания исламских банков и банков, имеющих "исламские окна", и принимает меры в случае нарушения банками нормативных правовых актов в части, регулирующей деятельность банков, осуществляющих операции в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования. 

(В редакции Законов КР от 17 октября 2008 года N 224, 28 марта 2009 года N 94) 

Статья 32-1. Правовая защита должностных лиц и сотрудников Банка Кыргызстана, а также иных лиц, назначенных Банком Кыргызстана 

1. Должностное лицо или сотрудник Банка Кыргызстана, а также любое лицо, назначенное Банком Кыргызстана для исполнения функций и полномочий, предоставленных настоящим Законом или Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", несут уголовную, административную или иную ответственность перед любым лицом за ущерб, причиненный в ходе выполнения должностных обязанностей, либо при выражении профессионального суждения - только в случае если будет доказано, что такое лицо преднамеренно, по грубой неосторожности либо халатности совершило данное противоправное действие (бездействие). 

2. Выдача лицензии (свидетельства) банку или иному финансово-кредитному учреждению, регулируемому Банком Кыргызстана, а также осуществление их деятельности в соответствии с лицензией (свидетельством) не могут рассматриваться как гарантия Банка Кыргызстана о платежеспособности банка, финансово-кредитного учреждения. 

3. Возникновение убытков в результате деятельности, неплатежеспособности, консервации, ликвидации (добровольной и принудительной) банка или финансово-кредитного учреждения, лицензируемого или регулируемого Банком Кыргызстана, не влечет возникновения ответственности Правительства Кыргызской Республики, Банка Кыргызстана, должностных лиц, сотрудников Банка Кыргызстана и лиц, назначенных Банком Кыргызстана. 

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 87) 

Глава VIII 

Внешнеэкономические связи и валютные операции 

Статья 33. Операции, связанные с участием Кыргызской Республики в международных финансово-кредитных организациях 

1. В случаях, предусмотренных законодательством и вступившими в установленном законом порядке в силу международными договорами, участницей которых является Кыргызская Республика, Банк Кыргызстана представляет на международных совещаниях, конференциях и в организациях интересы республики, касающиеся денежно-кредитной политики, лицензирования банков, банковского надзора и других вопросов, входящих в его ведение. 

2. Банк Кыргызстана в соответствии с предоставленными полномочиями может проводить от имени Кыргызской Республики операции и сделки в отношениях с центральными банками других стран, Международным валютным фондом и иными международными финансово-кредитными организациями. 

3. Банк Кыргызстана может участвовать в деятельности любой организации, находящейся как на территории Кыргызской Республики, так и за рубежом, которая занимается развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах, в том числе между центральными банками иностранных государств. 

(В редакции Закона КР от 12 мая 2011 года N 21) 

Статья 34. Валютное регулирование 

Банк Кыргызстана является государственным органом валютного регулирования и осуществляет эту функцию посредством: выпуска нормативных актов, регулирующих проведение операций в иностранной валюте; выдачи и отзыва лицензии валютным посредникам, включая банки; осуществления надзора за их деятельностью в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Статья 35. Международные резервы Банка Кыргызстана 

1. В целях выполнения своих задач Банк Кыргызстана держит часть своих средств в иностранной валюте и иных международных активах, стоимость которых на международных рынках менее подвержена изменениям. При этом Банк Кыргызстана на условиях, определяемых Правлением Банка Кыргызстана, имеет международный резерв, состоящий из золота и: 

1) иностранной валюты, в том числе размещающихся на счетах в центральных и первоклассных иностранных банках или других международных финансовых институтах: 

2) иностранной валюты в виде банкнот и монет; 

3) любых международно признанных резервных активов; 

4) простых и переводных векселей в иностранной валюте, принимаемых в международных сделках и подлежащих оплате в иностранной валюте; 

5) государственных ценных бумаг, выпускаемых или гарантированных иностранными правительственными учреждениями в их собственной валюте (или в иностранной валюте) и оплачиваемых в иностранной валюте; 

6) других оборотных ценных бумаг, выпущенных первоклассными международными финансовыми институтами, при условии их классификации в качестве надлежащих ценных бумаг. 

2. Банк Кыргызстана управляет своими международными резервами с учетом ликвидности и безопасности резервных активов. 

3. Для вывоза Банком Кыргызстана драгоценных металлов, находящихся на его балансе, с целью размещения либо продажи международных резервов за рубежом дополнительной лицензии не требуется. Порядок и условия вывоза и продажи драгоценных металлов определяются Правлением Банка Кыргызстана. 

Статья 36. Операции и сделки с иностранной валютой и золото-валютными резервами, находящимися на балансе Банка Кыргызстана 

1. Банк Кыргызстана вправе: 

1) осуществлять на территории Кыргызской Республики и за ее пределами операции с иностранной валютой, которые соответствуют действующему законодательству и приняты в международной банковской практике; 

2) покупать, продавать или производить операции с казначейскими векселями и другими ценными бумагами, выпущенными или гарантированными правительствами иностранных государств или международными финансовыми организациями, а также заключать иные сделки, не противоречащие законодательству Кыргызской Республики и принятые в международной банковской практике; 

3) открывать и вести счета в иностранных центральных банках и других финансовых организациях за пределами Кыргызской Республики, а также в международных финансовых организациях; 

4) открывать и вести счета, действовать как представитель или корреспондент для зарубежных центральных банков и других учреждений за пределами Кыргызской Республики, а также представлять интересы центральных банков и других финансовых учреждений иностранных государств, международных финансовых организаций в Кыргызской Республике; 

5) производить на территории Кыргызской Республики и на внешнем рынке операции по покупке и продаже золота, других сертифицированных драгоценных металлов в слитках, монетах и иных формах. 

Глава IX 

Организация управления Банком Кыргызстана 

Статья 37. Управление Банком Кыргызстана 

1. Высшим органом управления Банка Кыргызстана является Правление Банка Кыргызстана - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка Кыргызстана и осуществляющий руководство Банком Кыргызстана. 

2. Правление Банка Кыргызстана состоит из 7 членов. Члены Правления работают на постоянной основе в Банке Кыргызстана. 

3. В состав Правления Банка Кыргызстана входят Председатель Банка Кыргызстана, три его заместителя и члены Правления Банка Кыргызстана, назначаемые Президентом Кыргызской Республики с учетом представительства не более семидесяти процентов лиц одного пола. 

(В редакции Законов КР от 23 января 2009 года N 21, 16 февраля 2010 года N 30) 

Статья 38. Требования к должности 

Председатель Банка Кыргызстана, заместители Председателя и члены Правления должны быть лицами с признанной репутацией и профессиональным опытом по экономическим, финансовым или монетарным вопросам. 

(В редакции Закона КР от 12 мая 2011 года N 21) 

Статья 39. Срок полномочий 

1. Председатель Банка Кыргызстана избирается Жогорку Кенешем Кыргызской Республики по представлению Президента Кыргызской Республики сроком на семь лет и освобождается от должности Жогорку Кенешем Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 

Заместители Председателя и члены Правления назначаются Президентом Кыргызской Республики по предложению Председателя Банка Кыргызстана сроком на семь лет и освобождаются от должности Президентом Кыргызской Республики в случаях, предусмотренных настоящим Законом. 

Кандидатура для избрания на должность Председателя Банка Кыргызстана вносится Президентом Кыргызской Республики в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики не позднее десяти рабочих дней со дня назначения его исполняющим обязанности Председателя Банка Кыргызстана. 

2. Председатель Банка Кыргызстана и члены Правления могут быть повторно назначены на должность не более трех раз подряд. 

В случае подачи в отставку члена Правления Банка Кыргызстана должен быть соответственно назначен новый член Правления до истечения срока полномочий того должностного лица, на чье место он назначен. Заменяющее должностное лицо может быть в дальнейшем соответственно назначено на полный срок полномочий. 

(В редакции Законов КР от 4 июня 2007 года N 77, 18 июля 2008 года N 154, 12 мая 2011 года N 21) 

Статья 40. Оплата труда Председателя и членов Правления Банка Кыргызстана 

Должностные оклады Председателя Банка Кыргызстана, его заместителей и членов Правления устанавливаются Президентом Кыргызской Республики с учетом оплаты труда на конкурирующих рынках и условий оплаты труда государственных служащих. 

(В редакции Закона КР от 19 мая 2008 года N 90) 

Статья 41. Отставка и освобождение от должности 

1. Председатель, заместители Председателя и члены Правления Банка Кыргызстана могут быть освобождены от должности только в следующих случаях: 

1) по истечении срока полномочий; 

2) по личному заявлению об отставке; 

3) при совершении уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; 

4) при невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; 

5) утраты гражданства Кыргызской Республики. 

2. Члены Правления Банка Кыргызстана могут быть освобождены от своих обязанностей в случае серьезного нарушения своих должностных полномочий, существенно ущемляющих интересы Банка Кыргызстана, либо совершения грубого нарушения настоящего Закона или банковского законодательства Кыргызской Республики по заключению и рекомендации большинства членов Правления Банка Кыргызстана. 

(В редакции Закона КР от 12 мая 2011 года N 21) 

Статья 42. Заседания Правления Банка Кыргызстана 

1. Правление Банка Кыргызстана проводит свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Внеочередные заседания Правления Банка Кыргызстана могут созываться по инициативе Председателя Банка Кыргызстана либо трех членов Правления. 

Члены Правления Банка Кыргызстана своевременно уведомляются о назначении заседания Правления Банка Кыргызстана. 

2. Заседание Правления правомочно при условии присутствия на нем большинства от общего числа членов Правления с обязательным участием Председателя Банка Кыргызстана или одного из его заместителей либо лица, исполняющего обязанности Председателя. При принятии Правлением Банка Кыргызстана решений по вопросам денежно-кредитной политики мнения членов Правления Банка Кыргызстана, оказавшихся в меньшинстве, заносятся по их требованию в протокол. 

3. Решение Правления принимается простым большинством голосов от общего числа членов Правления. 

4. Председатель Банка Кыргызстана руководит работой и ведет заседания Правления Банка Кыргызстана, а в случае его отсутствия эти функции выполняет лицо, его заменяющее. 

(В редакции Закона КР от 16 февраля 2010 года N 30) 

Статья 43. Полномочия Правления Банка Кыргызстана 

1. Правление Банка Кыргызстана рассматривает и утверждает: 

1) денежно-кредитную политику Банка Кыргызстана; 

2) годовой отчет Банка Кыргызстана; 

3) виды, размеры и порядок формирования и использования резервов и счетов Банка Кыргызстана; 

4) финансовый прогноз Банка Кыргызстана на очередной год - не позднее 31 декабря предшествующего года; 

5) организационную структуру Банка Кыргызстана; 

6) виды и размеры активов, необходимых Банку Кыргызстана в его международных резервах; 

7) нормативные акты; 

8) регламент Банка Кыргызстана и его Правления; 

9) новые формы краткосрочного кредитования сроком до шести месяцев; 

10) бюджет Банка Кыргызстана, включая бюджет доходов и расходов и бюджет развития; 

11) порядок выпуска новых образцов и номиналов денежных знаков и изъятия из обращения банкнот и монет; 

12) другие вопросы, отнесенные настоящим Законом к ведению Банка Кыргызстана. 

2. Правление Банка Кыргызстана принимает решения: 

1) о величине обязательных резервов; 

2) о выпуске и изъятии из обращения банкнот и монет; 

3) об установлении размеров экономических нормативов для банков в соответствии с настоящим Законом; 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 29 декабря 2004 года N 36/13 "Об утверждении Инструкции "О порядке соблюдения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики" 

4) об изменении процентных ставок Банка Кыргызстана; 

5) о создании и ликвидации хозрасчетных учреждений Банка Кыргызстана, об участии в капитале юридических лиц; 

6) об участии в международных организациях; 

7) о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка Кыргызстана, его учреждений, организаций и служащих; 

8) и определяет Перечень служащих, которые не должны являться близкими родственниками (первая очередь наследников по закону согласно гражданскому законодательству) лиц, являющихся инсайдерами банков и иных финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана; 

9) по иным вопросам, отнесенным настоящим Законом к ведению Правления Банка Кыргызстана. 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 22 февраля 2005 года N 3/5 "О проекте Инструкции "О порядке нумерации банковских расчетных счетов"  

3. Правление Банка Кыргызстана вправе рассмотреть любой другой вопрос, если оно сочтет его важным. 

4. Решения, принятые на заседаниях Правления Банка Кыргызстана, исполняются заместителями Председателя, руководителями структурных подразделений, всеми служащими Банка Кыргызстана. 

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 87, 18 июля 2014 года № 143) 

Статья 44. Полномочия Председателя Банка Кыргызстана 

1. Председатель Банка Кыргызстана: возглавляет Правление Банка Кыргызстана; действует без доверенности от имени Банка Кыргызстана; представляет его интересы в отношениях с государственными органами, банками, кредитными, международными и другими учреждениями и организациями в Кыргызской Республике и за рубежом; принимает решения по всем вопросам деятельности Банка Кыргызстана, за исключением вопросов, отнесенных к ведению Правления в соответствии с настоящим Законом; подписывает решения, протоколы заседаний Правления Банка Кыргызстана, а также соглашения и договоры, заключаемые Банком Кыргызстана; издает приказы; дает указания, обязательные для исполнения всеми служащими Банка Кыргызстана, его учреждениями и организациями. 

2. Председатель Банка Кыргызстана определяет должностные оклады служащих Банка Кыргызстана по согласованию со своими заместителями и руководителями структурных подразделений. 

3. При отсутствии Председателя Банка Кыргызстана его функции выполняет один из его заместителей, назначаемый Председателем или Правлением. 

Статья 45. Ограничения для членов Правления Банка Кыргызстана 

1. Члены Правления Банка Кыргызстана не могут быть депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и членами Правительства Кыргызской Республики, а также членами (депутатами) органов местного самоуправления. 

2. Члены Правления Банка Кыргызстана не могут занимать должности в общественно-политических и религиозных организациях. 

На членов Правления Банка Кыргызстана распространяются также ограничения, установленные в статье 48 настоящего Закона. 

3. На время исполнения своих обязанностей члены Правления Банка Кыргызстана приостанавливают свое членство в партийных организациях. 

(В редакции Закона КР от 16 мая 2008 года N 87) 

Глава X 

Служащие Банка Кыргызстана 

Статья 46. Организация труда служащих Банка Кыргызстана 

1. Условия приема на работу, система оплаты труда, служебные обязанности и права, система поощрений и дисциплинарных взысканий для служащих Банка Кыргызстана определяются Правлением Банка Кыргызстана в соответствии с законодательством республики. 

2. Система оплаты труда всех сотрудников Банка Кыргызстана определяется аналогично системе оплаты труда хозяйствующих субъектов Кыргызской Республики. 

3. Служащие Банка Кыргызстана должны отвечать требованиям, предъявляемым для банковских работников, устанавливаемым Банком Кыргызстана. 

Статья 47. Социальная защита служащих Банка Кыргызстана 

Банк Кыргызстана организует страхование жизни и медицинское страхование служащих, а также принимает меры по социальной защите служащих Банка Кыргызстана, включая приобретение недвижимости, связанной с решением жилищно-социальных проблем его служащих, и создание пенсионных и иных фондов в целях обеспечения социальной защиты сотрудников Банка Кыргызстана. 

Некоторые категории служащих согласно перечню, утверждаемому Правлением Банка Кыргызстана, подлежат обязательному страхованию. 

Статья 48. Ограничения для служащих Банка Кыргызстана 

1. Служащие Банка Кыргызстана согласно перечню должностей, утверждаемому Правлением Банка Кыргызстана: 

1) не могут быть депутатами местных кенешей и Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, а также избираться в органы местного самоуправления; 

2) не имеют права занимать другие должности в финансово-кредитных и других организациях независимо от того, оплачивается занятие этих должностей или нет (за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности). 

Данный запрет не распространяется на представительство служащими Банка Кыргызстана интересов Банка Кыргызстана в организациях, участником которых является Банк Кыргызстана, на занятие постов и должностей, в международных финансово-кредитных и иных организациях, участником которых является Кыргызская Республика, а также в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики; 

3) не могут получать кредиты на личные нужды в коммерческих банках республики; 

4) не могут владеть более одним процентом акций коммерческого банка республики, а в совокупности со всеми членами семьи - более пятью процентами акций одного банка. 

Если при поступлении на работу в Банк Кыргызстана служащий имел акции одного из коммерческих банков, в размере более одного процента, он обязан передать имущественные права по данным акциям в управление членам своей семьи, если же в совокупности со всеми членами семьи служащий владеет более пятью процентами акций - он обязан передать имущественные права по данным акциям в трастовое управление независимому лицу, имеющему лицензию на осуществление доверительных операций (траст). 

(В редакции Законов КР от 9 августа 2007 года N 143, 16 мая 2008 года N 87) 

Статья 49. Неразглашение конфиденциальных сведений 

Служащие Банка Кыргызстана не имеют права разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Банка Кыргызстана либо иную информацию, которая стала им известна в связи с выполнением служебных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. 

Глава XI 

Заключительные положения 

Статья 50. Имущество Банка Кыргызстана 

1. Банк Кыргызстана самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается, принадлежащими ему денежными средствами, зданиями, сооружениями, оборудованием, другими материальными ценностями и может создавать в целях выполнения своих задач организации, обладающие правами юридического лица. 

2. Банк Кыргызстана вправе в ходе удовлетворения задолженности перед ним приобретать любые права должника в любой форме при условии, что эти права должны быть реализованы Банком Кыргызстана в возможно короткие сроки, но не более двух лет. 

3. Банк Кыргызстана не вправе заниматься деятельностью, выходящей за пределы его задач, быть держателем акций или иным образом участвовать в деятельности банков или иных коммерческих организаций, за исключением случая участия в капитале юридических лиц в целях реализации основной задачи Банка Кыргызстана, а также развития экономики Кыргызской Республики, покупать, арендовать либо другим способом приобретать права собственника любой недвижимости, за исключением приобретения и аренды недвижимости, связанной с обеспечением деятельности Банка Кыргызстана и его сотрудников. 

Банк Кыргызстана вправе передать или продать товарные материальные ценности, которые морально устарели, непригодны или не используются для обеспечения деятельности Банка Кыргызстана и его сотрудников. Порядок реализации материальных ценностей устанавливается нормативными правовыми актами Банка Кыргызстана. 

4. Государство гарантирует защиту законных имущественных прав Банка Кыргызстана и не может изъять или сократить его имущество и капитал, а также обременить обязательствами имущество Банка Кыргызстана. Имущество Банка Кыргызстана, включая капитал, денежные средства, является собственностью Банка Кыргызстана и не может быть обременено обязательствами и (или) изъято у Банка Кыргызстана без решения суда в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

5. Банк Кыргызстана принимает меры по обеспечению безопасности его деятельности, а также сохранности его имущества и активов (включая печатание, хранение и распределение денежных знаков) и защиты служащих. 

В этих целях Банк Кыргызстана вправе создавать специальные службы, а также приобретать и использовать оружие и специальные средства защиты. 

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 87, 18 июля 2014 года № 143) 

Статья 51. Составление платежного баланса Кыргызской Республики 

1. Банк Кыргызстана совместно с государственным органом по статистике составляет платежный баланс Кыргызской Республики. 

2. Министерства, государственные комитеты, административные ведомства, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, а также нерезиденты, находящиеся на территории Кыргызской Республики, предоставляют Банку Кыргызстана необходимую информацию по составу показателей для составления платежного баланса по формам и в сроки, определяемые Банком Кыргызстана по согласованию с Национальным статистическим комитетом. 

3. За непредоставление либо несвоевременное предоставление информации, указанной в пункте 2 настоящей статьи, наступает ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 25 ноября 2004 года N 30/5 "Об утверждении новой редакции "Инструкции об учете назначения платежей в банках"; 

постановление Правления Нацбанка КР от 25 ноября 2004 года N 30/6 "Об утверждении Положения об отчетности по международным операциям банка" 

Статья 52. О бухгалтерском учете и отчетности 

Банк Кыргызстана устанавливает формы и стандарты бухгалтерского учета и отчетности, план счетов коммерческих банков, Банка Кыргызстана и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Банком Кыргызстана. 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 23 октября 2004 года N 26/2 "Об утверждении Положения "О требованиях к учетной политике коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР"; 

Статья 53. Иммунитет 

(Название статьи в редакции Закона КР от 17 октября 2008 года N 231 

1. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 17 октября 2008 года N 231) 

2. Банк Кыргызстана, включая областные управления, его собственность, имущество и доходы, а также сделки и операции освобождаются от любых сборов, таможенных пошлин и сборов в отношении товаров, указанных в пункте 10 статьи 178 Таможенного кодекса Кыргызской Республики, а также государственной пошлины. 

Данный иммунитет не распространяется на юридических лиц, созданных Банком Кыргызстана. 

(В редакции Законов КР от 16 мая 2008 года N 87, 17 октября 2008 года N 231, 25 февраля 2015 года N 39) 

Статья 54. Внутренний аудит Банка Кыргызстана 

Внутренний аудит Банка Кыргызстана осуществляется службой внутреннего аудита, непосредственно подчиненной Председателю Банка Кыргызстана. 

Статья 55. Международные договоры 

Международными договорами могут быть установлены иные, чем в настоящем Законе, взаимоотношения между Банком Кыргызстана и Правительством Кыргызской Республики по обслуживанию вступивших в установленном законом порядке в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика. 

(В редакции Закона КР от 12 мая 2011 года N 21) 

Статья 56. О введении в действие настоящего Закона 

1. Ввести в действие настоящий Закон с момента опубликования. 

Опубликован в газете "Эркин-Тоо" от 6 августа 1997 года N 62-63 

2. Статью 24 настоящего Закона ввести в действие с 1 января 1998 года. На переходный период, связанный с развитием экономики республики, до 1 января 1998 года Национальный банк Кыргызской Республики может предоставлять кредиты Правительству Кыргызской Республики в пределах нормы, установленной законом о республиканском бюджете. 

Пункт 3 статьи 50 настоящего Закона ввести в действие с 1 января 2000 года. 

3. Признать утратившими силу: 

- Закон Республики Кыргызстан "О Национальном банке Республики Кыргызстан" от 12 декабря 1992 года N 1055-XII; 

- постановление Верховного Совета Республики Кыргызстан "О порядке введения в действие Закона Республики Кыргызстан "О Национальном банке Республики Кыргызстан" от 12 декабря 1992 года N 1056-XII. 

  

Президент Кыргызской Республики 

  

А.Акаев 

  

  

  

Принят Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 

  

16 июня 1997 года 

  

  

  

Одобрен Собранием народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 

  

2 июля 1997 года