Вернуться назад

г.Бишкек 

от 23 июля 2002 года N 124 

 

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О микрофинансовых организациях 

в Кыргызской Республике 

 

(В редакции Законов КР от 

1 декабря 2005 года N 157, 27 марта 2009 года N 87, 

6 октября 2012 года N 169) 

 

Глава 1. Общие положения 

Глава 2. Микрофинансовые компании 

Глава 3. Лицензирование деятельности микрофинансовых компаний 

Глава 4. Регулирование деятельности микрофинансовых компаний 

Глава 5. Микрокредитные компании и микрокредитные агентства 

Глава 6. Заключительные положения 

 

Настоящий Закон определяет статус, регулирует деятельность микрофинансовых организаций и направлен на создание правовых и организационных предпосылок для осуществления микрофинансовой деятельности в Кыргызской Республике. 

 

Глава 1 

Общие положения 

 

Статья 1. Определения 

 

1. Микрофинансовой организацией является специализированное финансово-кредитное или кредитное учреждение (микрофинансовая компания, микрокредитная компания, микрокредитное агентство), созданное как юридическое лицо в целях микрокредитования определенных категорий физических и юридических лиц. 

Микрофинансовая организация осуществляет свою деятельность на основании лицензии (свидетельства) Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк). Микрофинансовая организация не является банком и может осуществлять отдельные банковские операции в соответствии с требованиями настоящего Закона. 

2. Микрофинансовой компанией является специализированное финансово-кредитное учреждение, создаваемое в форме акционерного общества и осуществляющее микрокредитование отдельных категорий юридических и физических лиц за счет собственных, а также привлеченных средств, в том числе средств донорских организаций, местных и международных финансовых организаций, и другие виды операций, предусмотренные настоящим Законом, в том числе привлечение срочных вкладов от физических и юридических лиц в соответствии с настоящим Законом. 

3. Микрокредитной компанией является специализированное кредитное учреждение, созданное в любой организационно-правовой форме коммерческой организации, получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц только за счет собственных средств либо средств донорских организаций, местных и международных финансовых организаций в соответствии с настоящим Законом. 

4. Микрокредитным агентством является специализированное кредитное учреждение, созданное в форме некоммерческой организации, за исключениями, установленными настоящим Законом, получившее свидетельство Национального банка и осуществляющее микрокредитование физических и юридических лиц только за счет собственных средств либо средств донорских организаций, местных или международных финансовых организаций, в соответствии с уставными целями организации. 

Микрокредитные агентства не могут распределять прибыль между своими участниками и направляют ее на решение уставных целей в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

5. Аффилированным лицом микрофинансовой организации является любое физическое (инсайдер) или юридическое лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих контроль за деятельностью микрофинансовой организации в рамках предоставленных им полномочий), которое имеет право прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые микрофинансовой организацией решения, в том числе в силу договора (включая устный договор) или иной сделки, а также любое физическое (инсайдер) или юридическое лицо, в отношении которого это аффилированное лицо имеет такое право. Аффилированным лицом микрофинансовой компании также признаются его исполнительные должностные лица, акционеры (участники) или любое предприятие, владеющее пятью и более процентами его голосующих акций. 

6. Микрокредит - это денежные средства, предоставляемые микрофинансовой организацией физическим лицам или созданным ими сообществам, юридическим лицам в соответствии с уставом микрофинансовой организации. 

Размер микрокредита для предоставления одному и тому же лицу не может превышать предельно допустимый размер микрокредита, устанавливаемый Национальным банком. 

7. Микрофинансовая деятельность - это деятельность микрофинансовых организаций по предоставлению микрокредитов в соответствии с настоящим Законом. 

8. Выдача микрокредитов оформляется кредитным договором или договором займа в соответствии с требованиями законодательства, в том числе под субсидиарную ответственность группы лиц. 

9. Деятельность иных видов финансово-кредитных учреждений, в том числе кредитных союзов, регулируется Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

 

Статья 2. Цель микрофинансовой организации 

 

Целью микрофинансовых организаций является осуществление доступных услуг по микрофинансированию для преодоления бедности, повышения уровня занятости, содействия развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики. 

 

Статья 3. Наименование микрофинансовой организации 

 

1. Микрофинансовая организация должна использовать только то наименование, которое приведено в уставе микрофинансовой организации, и в зависимости от своего вида в своем наименовании использовать слова "микрофинансовая компания", "микрокредитная компания", "микрокредитное агентство", а в своем кратком наименовании соответственно аббревиатуры "МФК", "МКК", "МКА". 

2. Микрофинансовая организация не может ни в одном из документов, объявлений или рекламных материалов использовать наименование, отличное от того, которое приведено в его уставе. 

3. Микрофинансовая организация не имеет права использовать в своем наименовании или символике слова "национальный", "государственный", "Кыргызская Республика", "Кыргызстан" на любом языке, в любом сочетании. 

4. Термины "микрофинансовая компания", "микрокредитная компания", "микрокредитное агентство" или аббревиатуры "МФК", "МКК", "МКА", или какие-либо слова в комбинации с этими терминами могут быть использованы в фирменном наименовании и в целях рекламы только той микрофинансовой организации, которая действует в соответствии с лицензией или свидетельством в рамках настоящего Закона. 

5. Изменение наименования, местонахождения микрофинансовой организации осуществляется после предварительного уведомления Национального банка с представлением подтверждающих документов, а также микрофинансовая организация обязана в течение трех дней дать об этом уведомление в средствах массовой информации. 

 

Статья 4. Разграничение ответственности Кыргызской Республики и микрофинансовых организаций 

 

1. Микрофинансовые организации не отвечают по обязательствам Кыргызской Республики, равно как и Кыргызская Республика не отвечает по обязательствам микрофинансовых организаций, за исключением случаев, когда стороны добровольно принимают на себя такие обязательства. 

2. Микрофинансовые организации не отвечают по обязательствам Национального банка, равно как и Национальный банк не отвечает по обязательствам микрофинансовых организаций. 

 

Статья 5. Независимость микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике 

 

1. Микрофинансовые организации самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", нормативными правовыми актами Национального банка и другим законодательством Кыргызской Республики. 

2. Органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размер ставки процента, комиссионного вознаграждения и оплаты за услуги самостоятельно устанавливаются микрофинансовыми организациями в соответствии с договором, заключаемым с клиентом. 

 

Статья 6. Объединения микрофинансовых организаций 

 

1. В целях координации своей деятельности, защиты и представления общих интересов, выполнения совместных проектов и в других аналогичных целях микрофинансовые организации могут создавать ассоциации или иные подобные объединения, членами которых наряду с микрофинансовыми организациями могут быть другие иностранные граждане и юридические лица или физические и юридические лица - граждане Кыргызской Республики. 

2. Ассоциации или другие подобные объединения микрофинансовых организаций должны выполнять требования антимонопольного законодательства. Микрофинансовым организациям запрещается использовать ассоциации либо другие подобные объединения в целях установления размеров процентных ставок, размеров комиссионного вознаграждения или взносов, направленных на ограничение конкуренции или монополизацию рынка. 

 

Статья 7. Филиалы и представительства микрофинансовых организаций 

 

1. Филиалом микрофинансовой организации является ее обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, расположенное вне места нахождения головной микрофинансовой организации, и осуществляющее все и/или часть операций на основании положения, утвержденного микрофинансовой организацией, и действующее в пределах полномочий, предоставленных ему микрофинансовой организацией. 

Филиал имеет единые с микрофинансовой организацией уставный капитал, баланс, а также наименование, полностью совпадающее с наименованием микрофинансовой организации, с добавлением слова "филиал". 

Руководители филиала назначаются создавшей его микрофинансовой организацией и действуют на основании выданной им в установленном порядке доверенности. 

2. Представительством микрофинансовой организации является ее обособленное подразделение, не являющееся юридическим лицом, осуществляющее защиту и представительство интересов микрофинансовой организации, а также совершающее от имени микрофинансовой организации сделки и иные правомерные действия согласно утвержденному микрофинансовой организацией положению о представительстве. 

3. Филиал и/или представительство микрофинансовой организации открываются с предварительного уведомления Национального банка. Порядок открытия филиалов и представительств микрофинансовой организации устанавливается нормативными актами Национального банка. 

4. Филиалы и представительства микрофинансовой организации не подлежат регистрации в местных органах власти, исключая учетную регистрацию филиала и/или представительства в органах юстиции. 

5. Изменение наименования, местонахождения, видов деятельности филиала и/или представительства микрофинансовой организации может быть осуществлено после уведомления Национального банка. 

6. Национальный банк вправе требовать информацию и издавать нормативные акты, относящиеся к деятельности филиалов и представительств микрофинансовой организации. 

7. Действия филиала и/или представительства микрофинансовой организации рассматриваются как действия микрофинансовой организации, причем их создавшая микрофинансовая организация несет полную ответственность за действия филиала и/или представительства. 

 

Статья 8. Сделки, осуществляемые микрофинансовыми организациями 

 

1. Микрофинансовая организация помимо осуществления основной деятельности по микрокредитованию также вправе осуществлять иные сделки для обеспечения своей деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, в том числе: 

1) изымать и реализовывать заложенное залогодателем имущество в погашение обязательств перед микрофинансовой организацией; 

2) оказывать консультационные и информационные услуги, связанные с предоставлением услуг по микрокредитованию; 

3) открывать и держать расчетные (депозитные) счета в коммерческих банках; 

4) заимствовать средства у международных донорских организаций, банков и финансово-кредитных учреждений. 

2. Микрофинансовая организация может приобретать, владеть, пользоваться, отчуждать собственность в соответствии с ограничениями, приведенными в настоящем Законе, в соответствующем законодательстве Кыргызской Республики, а также в своих собственных уставных документах, осуществлять иные сделки, связанные с предоставлением услуг по микрофинансированию и необходимые для обеспечения своей деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

3. Микрокредит, выдаваемый клиентам микрофинансовой организации, может быть обеспечен залогом, гарантией, различными финансовыми инструментами или другими средствами в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

Статья 9. Деятельность микрофинансовых организаций 

 

1. Для осуществления своей деятельности микрофинансовая компания обязана получить лицензию Национального банка на право проведения отдельных банковских операций в соответствии с требованиями настоящего Закона и нормативных актов Национального банка. 

2. Для осуществления своей деятельности микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство обязаны получить свидетельство Национального банка об учетной регистрации микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства. Свидетельство об учетной регистрации выдается микрокредитным компаниям и микрокредитным агентствам в упрощенном порядке, установленном нормативными актами Национального банка. 

 

Статья 10. Реорганизация и/или ликвидация микрофинансовых организаций 

 

1. Микрофинансовая организация может быть реорганизована по решению ее учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению Национального банка в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Микрофинансовая организация может быть ликвидирована в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, при этом микрофинансовая организация должна сдать оригинал лицензии или свидетельства Национальному банку в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации в добровольном порядке и прекратить осуществление операций, предусмотренных лицензией, с момента принятия решения о ликвидации. 

3. В случае ликвидации микрокредитного агентства все имущество, оставшееся после удовлетворения исков кредиторов, направляется на решение уставных целей некоммерческой организации. 

4. В случае неплатежеспособности (банкротства) микрофинансовая организация ликвидируется как банк в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о банкротстве. 

(В редакции Закона КР от 1 декабря 2005 года N 157) 

 

Статья 11. Резервы микрофинансовой организации 

 

1. Микрофинансовая организация классифицирует свои активы и кредитный портфель и формирует резервы на покрытие потенциальных потерь и убытков в соответствии с нормативными актами, издаваемыми Национальным банком. 

2. Формирование резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков, списание сомнительных и убыточных долгов, а также корректировка резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков производятся в соответствии с нормативными актами Национального банка. 

 

Об общих принципах классификации активов и формировании резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков микрофинансовыми организациями см. Временное положение, утв. постановлением Правлением Нацбанка КР от 22 октября 2003 года N 31/3 

 

3. Затраты по формированию резервов на покрытие потенциальных кредитных потерь и убытков рассматриваются как затраты микрофинансовой организации, вычитаемые из налогооблагаемой базы в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

 

Глава 2 

Микрофинансовые компании 

 

См. также Временное положение "О создании микрофинансовых компаний на территории КР", утв. постановлением Правления Нацбанка КР от 11 октября 2002 года N 42/1 

 

Статья 12. Организационно-правовая форма микрофинансовой компании 

 

1. Микрофинансовая компания создается как акционерное общество открытого или закрытого типа и действует на основании своего устава, в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

2. Вся деятельность микрофинансовой компании подлежит ограничениям, определенным в настоящем Законе и нормативных актах, изданных Национальным банком в соответствии с настоящим Законом. 

3. Все изменения и дополнения, вносимые в устав и другие учредительные документы микрофинансовой компании, должны регистрироваться в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики. Изменения и дополнения, вносимые в устав и учредительные документы, должны быть одобрены Национальным банком до их регистрации в органах юстиции. 

4. В случае внесения изменений и дополнений в устав и/или учредительные документы микрофинансовой компании, связанных с величиной уставного капитала, микрофинансовая компания должна уведомить Национальный банк об итогах окончательной регистрации эмиссии ценных бумаг в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о ценных бумагах в течение одного месяца с момента признания выпуска состоявшимся. 

 

Статья 13. Микрофинансовая компания и ее учредители 

 

Учредителями и акционерами микрофинансовой компании могут быть физические и юридические лица - резиденты или нерезиденты Кыргызской Республики при условии, что: 

1) доля юридического лица (за исключением лица, приведенного в подпункте 2 настоящей статьи) не может в совокупности с долей любого другого юридического лица, контролирующего его, контролируемого им или находящегося под общим с ним контролем, превышать 20 процентов голосующих акций микрофинансовой компании; 

2) международная финансовая организация, оказывающая помощь в поддержке экономики развивающихся стран; микрофинансовая компания, банк или любое другое юридическое лицо, подпадающее под критерии, приведенные в нормативных актах Национального банка, может владеть 100 процентами (или менее) голосующих акций микрофинансовой компании. 

 

Статья 14. Капитал микрофинансовой компании 

 

1. Основу капитала микрофинансовой компании составляет полностью оплаченный уставный капитал. В состав капитала входит только такой уставный капитал, по которому микрофинансовая компания не имеет обязательств по возврату средств, вложенных ее учредителями (акционерами). 

2. Уставный капитал микрофинансовой компании формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики за счет средств учредителей (акционеров). Формирование уставного капитала микрофинансовых компаний за счет основных средств и нематериальных активов не допускается. 

3. До получения лицензии микрофинансовая компания обязана внести минимальный уставный капитал на накопительный счет, открываемый в коммерческом банке Кыргызской Республики. 

4. Национальный банк устанавливает экономические нормативы по определению стандарта адекватности капитала, минимальные размеры уставного капитала для вновь создаваемых микрофинансовых компаний, а также определяет структуру капитала микрофинансовой компании. 

5. Размер уставного капитала микрофинансовой компании не должен быть ниже минимальных требований, установленных нормативными актами Национального банка. 

 

Статья 15. Особенности лицензирования микрофинансовой компании 

 

Микрофинансовая компания, претендующая на получение лицензии на право привлечения депозитов от своего имени на условиях, оговоренных с вкладчиком, дополнительно к документам, указанным в статье 23 настоящего Закона, представляет документы, предусмотренные статьей 14 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". 

 

Статья 16. Операции, осуществляемые микрофинансовой компанией 

 

1. Если иное не установлено настоящей частью, микрофинансовая компания может осуществлять следующие банковские операции с учетом ограничений, установленных Национальным банком, при условии, что такие операции указаны в лицензии: 

1) выдача обеспеченных и необеспеченных микрокредитов; 

 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 27 апреля 2005 года N 12/7 "Об утверждении Положения о кредитовании в коммерческих банках и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

2) прием срочных вкладов от физических и юридических лиц на условиях возвратности в целях накопления сбережений клиентов; 

3) покупка и продажа долговых обязательств (факторинг); 

4) (утратил силу в соответствии с Законом КР от 6 октября 2012 года N 169) 

2. В течение первых двух лет с момента начала своей деятельности микрофинансовая компания не может получить право на осуществление операции, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, за исключением случаев: 

1) если организация осуществляла деятельность до вступления настоящего Закона в силу, на законном основании принимая вклады и выдавая кредиты в течение двух лет до получения настоящей лицензии, и меняет организационно-правовую форму в целях получения лицензии в качестве микрофинансовой компании и при условии, что Национальный банк удостоверится в том, что по сути это то же лицо, которое осуществляло деятельность ранее; 

2) когда лицо, учрежденное в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О кредитных союзах" в качестве кредитного союза, активно действуя и принимая вклады на взаимной основе и выдавая кредиты в течение двух лет с момента вступления настоящего Закона в силу, меняет организационно-правовую форму на акционерное общество в целях получения лицензии в качестве микрофинансовой компании и при условии, что Национальный банк удостоверится в том, что по сути это то же лицо, которое осуществляло деятельность ранее; 

3) когда лицо, учрежденное в качестве микрокредитной компании или агентства, проработало два года на основании свидетельства, выданного Национальным банком, и при этом соответствует квалификационным и другим требованиям Национального банка для получения лицензии на право осуществления деятельности по приему срочных вкладов. 

3. Право на осуществление операции, указанной в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, не могут получить даже при соответствии требованиям пункта 2 настоящей статьи банки и иные финансово-кредитные учреждения, если: 

1) они признаны неплатежеспособными (банкротами) и подлежат ликвидации и/или реорганизации; 

2) в отношении них имеются предупредительные меры и санкции Национального банка, а также другие нарушения нормативных актов Национального банка; 

3) имеется решение суда, запрещающее занятие данным видом деятельности; 

4) не соответствуют квалификационным и другим требованиям Национального банка для получения лицензии на право осуществления деятельности по приему срочных вкладов. 

4. Микрофинансовая компания вправе выпускать простые акции и долговые ценные бумаги в пределах, допускаемых Национальным банком и соответствующим законодательством Кыргызской Республики. 

5. Национальный банк издает нормативные акты, устанавливающие ограничения для микрофинансовой компании, в том числе: 

1) по способу работы с депозитами; 

2) по использованию вкладов физических лиц для дальнейшего кредитования; 

3) по объему привлекаемых депозитов; 

4) по порядку соблюдения размера обязательных резервных требований; 

5) по размерам инвестиций. 

6. Микрофинансовая компания может осуществлять операции по финансовому лизингу. 

(В редакции Закона КР от 6 октября 2012 года N 169) 

 

Статья 17. Размещение средств 

 

1. Размещение средств микрофинансовой компании должно осуществляться в соответствии с внутренней кредитной политикой микрофинансовой компании, подлежащей утверждению соответствующим органом управления, на цели, определенные настоящим Законом. 

2. Микрофинансовая компания не должна выдавать кредиты третьей стороне на приобретение ценных бумаг, выпущенных самой микрофинансовой компанией, или в качестве ценных бумаг. 

3. Микрофинансовая компания не имеет права выдавать аккредитивы и иные формы гарантий. 

 

Статья 18. Разрешение конфликта интересов 

 

1. Член Совета директоров микрофинансовой компании во избежание 

конфликта интересов: 

1) должен действовать в интересах микрофинансовой компании, предпринимать усилия по защите интересов микрофинансовой компании, выносить обоснованные и разумные решения во время выполнения своих обязанностей, а также нести материальную ответственность за убытки, причиненные микрофинансовой компании вследствие недобросовестного исполнения обязанностей; 

2) не может одновременно быть членом Совета директоров или Правления, или сотрудником любой другой аффилированной компании, микрофинансовой компании, действующей в Кыргызской Республике; 

3) не должен одновременно занимать пост в качестве должностного лица или сотрудника любого органа государственной власти, включая органы местного самоуправления; 

4) не должен принимать участие в процессе голосования по вопросам, имеющим личный интерес, или каким-либо образом влиять на голосование. 

2. Член Правления микрофинансовой компании должен действовать в интересах микрофинансовой компании, а не в своих личных интересах, и предпринимать всевозможные усилия по защите интересов микрофинансовой компании, выносить обоснованные и разумные решения во время выполнения своих обязанностей, а также нести материальную ответственность за убытки, причиненные микрофинансовому учреждению вследствие недобросовестного исполнения обязанностей. 

 

Статья 19. Операции с аффилированными лицами 

 

1. Любая операция между микрофинансовой компанией и любым аффилированным лицом подлежит одобрению со стороны Совета директоров микрофинансовой компании. Национальный банк должен принять нормативные акты, устанавливающие требования к операциям между микрофинансовой компанией и аффилированным лицом. 

2. Микрофинансовая компания может участвовать в операциях (кроме микрокредитования и финансового лизинга) с аффилированным лицом при условии, что: 

а) в отношении любого аффилированного лица общая сумма операций не должна превышать установленное процентное соотношение к капиталу и резервам микрофинансовой компании (как это установлено в нормативных актах, издаваемых Национальным банком); 

б) совокупная сумма всех таких операций не должна превышать установленное процентное соотношение к капиталу и резервам микрофинансовой компании (как это установлено в нормативных актах, издаваемых Национальным банком). 

3. В любых случаях, связанных с операциями между микрофинансовой компанией и аффилированным лицом, когда Совет директоров отказывается голосовать или не в состоянии принять решение по какому-либо вопросу, Совет директоров может большинством голосов принять решение передать данный вопрос на рассмотрение следующего внеочередного общего собрания акционеров или годового собрания акционеров. 

4. Выдача микрофинансовой компанией микрокредитов или осуществление иных операций в пользу аффилированных лиц микрофинансовой компании осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми нормативными актами Национального банка. 

 

Статья 20. Квалификация членов Совета директоров и исполнительных должностных лиц микрофинансовой компании 

 

1. Национальный банк вправе принять нормативные акты, устанавливающие квалификационные требования по следующим должностям микрофинансовой компании, привлекающей депозиты: члены Совета директоров, члены Правления, руководители крупных структурных подразделений и главный бухгалтер. 

2. Члены Совета директоров, члены Правления микрофинансовой компании, привлекающей депозиты, должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию и обладать хорошей репутацией. 

 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 8 февраля 2006 года N 4/2 "Об утверждении Положения о минимальных квалификационных требованиях, предъявляемых к должностным лицам микрофинансовых компаний, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

Статья 21. Процедура изменения состава акционеров микрофинансовой компании 

 

1. Любое физическое или юридическое лицо, желающее приобрести пакет акций микрофинансовой компании, дающий право прямо или косвенно осуществлять контроль, или действующее вместе с другими лицами или объединениями, обязано за тридцать дней до предполагаемой даты приобретения акций подать заявку в Национальный банк в письменном виде. 

Под приобретением в настоящей статье понимаются покупка, передача, залог и иная форма отчуждения или обременения акций микрофинансовой компании. 

Под контролем в настоящей статье понимается способность контролировать прямо или косвенно выборы большинства членов Совета директоров микрофинансовой компании, а также оказывать влияние на управление микрофинансовой компанией другим путем. Контроль может осуществляться через владение пятью и более процентами выпущенных микрофинансовой компанией акций любого типа с правом голоса или иным способом, позволяющим влиять на принятие управленческих решений. 

2. Заявки на приобретение акций в порядке, указанном в пункте 1 настоящей статьи, подаются также лицами, которые в результате дополнительного приобретения акций микрофинансовой компании прямо или косвенно становятся владельцами контрольного пакета акций. 

3. Национальный банк не позднее тридцати дней с момента получения заявки, а в случаях приобретения акций нерезидентом - в течение шестидесяти дней сообщает заявителю в письменной форме о своем решении (согласии или отказе). Отказ должен быть мотивирован. В случае если Национальный банк не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, сделка по приобретению акций микрофинансовой компании считается разрешенной. 

4. Национальный банк в рамках осуществления своих надзорных функций может запрашивать и получать информацию о финансовом положении и деловой репутации акционеров микрофинансовой компании в случае приобретения ими более пяти процентов акций микрофинансовой компании. 

5. Национальный банк может отказать в удовлетворении заявки в 

случае: 

1) если приобретение пакета акций может привести к монополии; 

2) если финансовое состояние приобретающих сторон подвергает опасности стабильность микрофинансовой компании; 

3) если компетенция, опыт, квалификация предложенного руководства микрофинансовой компании не соответствуют установленным требованиям; 

4) если приобретающие стороны не представили полностью необходимую информацию либо представили искаженную или неверную информацию; 

6. Порядок подачи и рассмотрения заявки регламентируется нормативными актами Национального банка. 

 

Статья 22. Прозрачность деятельности микрофинансовой компании 

 

Микрофинансовая компания не реже одного раза в квартал публикует в средствах массовой информации балансовую отчетность с пояснениями, раскрывающими данную отчетность, и ежегодно публикует годовую финансовую отчетность, подтвержденную независимым внешним аудитором. 

 

Глава 3 

Лицензирование деятельности 

микрофинансовых компаний 

 

Статья 23. Документы, необходимые для получения лицензии 

 

1. Для получения лицензии на осуществление операций микрофинансовой компании заявитель должен представить в Национальный банк в двух экземплярах следующие документы: 

1) заявление о выдаче лицензии по форме, установленной нормативными актами Национального банка; 

2) копии учредительных документов создаваемой микрофинансовой компании, заверенные нотариально; 

3) общую организационную структуру микрофинансовой компании; 

4) копию свидетельства государственной регистрации юридического лица; 

5) список членов органов управления микрофинансовой компании и данные о их соответствии требованиям профессиональной пригодности, установленным Национальным банком; 

6) документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии; 

7) документ, подтверждающий внесение средств в качестве уставного капитала микрофинансовой компании на накопительный счет в коммерческом банке; 

8) технико-экономическое обоснование (бизнес-план) создания микрофинансовой компании. 

2. Национальный банк вправе определить дополнительную информацию, которую должны представить заявители для получения лицензии. 

 

Статья 24. Условия рассмотрения заявления на получение лицензии 

 

1. Национальный банк должен выдать лицензию либо отказать в ее выдаче в течение одного месяца после получения заявления и всех требуемых документов на получение лицензии для микрофинансовых компаний. 

2. Положительным ответом является письмо-согласие на государственную регистрацию (перерегистрацию) микрофинансовой компании в органах юстиции Кыргызской Республики по форме и в порядке, установленным Национальным банком и Министерством юстиции Кыргызской Республики для финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком. 

3. В случае изменений, касающихся любой информации, представленной Национальному банку, заявитель должен немедленно уведомить об этом Национальный банк и представить в Национальный банк документы, содержащие изменения, в течение 3 дней с момента их возникновения. Национальный банк может продлить период рассмотрения заявления и всех требуемых документов на 10 рабочих дней. В случае если Национальный банк посчитает изменения существенными, он вправе заново начать отсчет срока рассмотрения заявления и всех требуемых документов со дня получения уведомления об изменениях первоначальных сведений. 

4. В случае если документы, полученные Национальным банком, не соответствуют требованиям Национального банка на получение лицензии, отсчет срока рассмотрения заявления и всех требуемых документов начинается со дня получения удовлетворяющих требованиям документов. 

5. В случае отказа в выдаче лицензии микрофинансовой организации или отзыва заявления на получение лицензии учредителями микрофинансовой организации один экземпляр документов, представленных для получения лицензии, не подлежит возврату. 

 

Статья 25. Основания для отказа в выдаче лицензии 

 

1. Национальный банк может отказать в выдаче лицензии по любой из нижеследующих причин: 

1) несоответствия представленных документов требованиям настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики; 

2) предоставления недостоверной информации, содержащейся в документах на получение лицензии; 

3) невнесения платы за выдачу лицензии; 

4) наличия решения суда, запрещающего заявителю осуществлять данный вид деятельности; 

5) несоответствия другим положениям, определенным нормативными правовыми актами, принятыми Национальным банком во исполнение настоящего Закона; 

6) иным причинам, предусмотренным настоящим Законом и законодательными актами Кыргызской Республики. 

2. Национальный банк должен представить заявителю письменное уведомление с указанием причин, на основании которых было отказано в выдаче лицензии. 

 

Статья 26. Изменение информации в документах после получения лицензии 

 

1. Предварительное одобрение Национального банка требуется по следующим дополнениям или изменениям относительно информации, представленной для получения лицензии и создания микрофинансовой компании: 

1) любые дополнения, внесенные в учредительные документы микрофинансовой компании; 

2) любые изменения в документы или в информацию, которая требовалась для включения в перечень документов на получение лицензии; 

3) изменения в составе органов управления микрофинансовой компании; 

4) другие изменения, указанные в нормативных актах Национального банка. 

2. Национальный банк в течение 15 рабочих дней после получения уведомления о предполагаемых изменениях и дополнениях выдает согласие или отказ на их внесение. 

3. Предполагаемое изменение или дополнение может быть отклонено Национальным банком на том же основании, которое предусмотрено для отказа в выдаче лицензии. 

 

Глава 4 

Регулирование деятельности 

микрофинансовых компаний 

 

См. также Временные правила регулирования деятельности микрофинансовых компаний на территории Кыргызской Республики, утв. постановлением Правления Нацбанка от 19 февраля 2003 года N 4/2 

 

Статья 27. Орган регулирования и надзора 

 

1. Национальный банк осуществляет регулирование и надзор за деятельностью микрофинансовых компаний с целью выполнения функций и задач, возложенных на Национальный банк Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", поддержания стабильной финансовой системы, защиты интересов потребителей, а также обеспечения выполнения микрофинансовыми компаниями соответствующего законодательства Кыргызской Республики. 

2. Национальный банк выпускает нормативные акты в дополнение к положениям настоящего Закона, регулирующие деятельность микрофинансовых компаний, а также рассматривающие вопросы пруденциального регулирования, в том числе: 

1) минимальный размер уставного капитала; 

2) структуру и состав капитала; 

3) классификацию активов и создание резервов на покрытие кредитных и лизинговых потерь; 

4) экономические нормативы (адекватность капитала, максимальный размер кредита на одного заемщика, ликвидность и другие); 

5) ограничения и правила работы с депозитами (вкладами); 

6) порядок соблюдения размера обязательных резервных требований. 

3. Отдельные полномочия Национального банка, относящиеся к регулированию и надзору над микрофинансовыми компаниями, включая разработку проектов нормативных актов, могут быть делегированы Национальным банком уполномоченному лицу. 

 

Статья 28. Меры регулирования, применяемые Национальным банком 

 

Национальный банк обладает правом применять к микрофинансовым компаниям следующие меры: 

1) устанавливать финансовые стандарты, включая стандарты, относящиеся к минимальным размерам уставного капитала, структуре и характеристикам уставного капитала и резервам; коэффициенты адекватности капитала; ликвидность; правила, ограничивающие типы деятельности с различными лицами и размеры такой деятельности, а также другие финансовые стандарты, имеющиеся в настоящем Законе, необходимые с точки зрения Национального банка в целях благоразумной деятельности, осуществляемой микрофинансовыми компаниями; 

2) проверять деятельность микрофинансовых компаний и их филиалов; 

3) давать рекомендации по улучшению деятельности микрофинансовых компаний; 

4) давать обязательные к исполнению инструкции по устранению в течение определенного Национальным банком периода времени обнаруженных нарушений и недостатков в их деятельности, противоречащих настоящему Закону или нормативным актам Национального банка; 

5) предупредительные меры и санкции (в том числе штрафные), предусмотренные настоящим Законом, Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", иными законодательными актами Кыргызской Республики, а также нормативными актами Национального банка; 

6) запрашивать и получать баланс, отчетность и другую документацию или информацию о деятельности или операциях, осуществляемых микрофинансовыми компаниями; 

 

См.: 

постановление Правления Нацбанка КР от 31 октября 2007 года N 46/6 "О Положении "О периодическом регулятивном отчете микрофинансовой компании"; 

постановление Правления Нацбанка КР от 31 октября 2007 года N 46/7 "О Положении "О периодическом регулятивном отчете микрокредитной компании/микрокредитного агентства и ломбарда" 

 

7) приостанавливать или отзывать лицензию или временно приостанавливать или запрещать осуществлять операции, разрешенные настоящим Законом; 

8) в случае неплатежеспособности предпринимать в отношении них действия в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банкротстве (несостоятельности)"; 

9) предпринимать другие действия, разрешенные в соответствии с нормативными актами, издаваемыми Национальным банком, в соответствии с настоящим Законом или разрешенные согласно законодательству Кыргызской Республики. 

 

Статья 29. Проверка деятельности микрофинансовых компаний 

 

1. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью микрофинансовых компаний, используя проверки финансовой отчетности и другой информации, представляемой ими, и инспекционные проверки на местах. 

Национальный банк проводит инспектирование деятельности микрофинансовых компаний по вопросам организации внутреннего контроля в целях противодействия финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и направляет информацию о его результатах уполномоченному органу по противодействию финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. 

2. Национальный банк вправе делегировать полномочия по проверкам профессиональным независимым аудиторам. 

Должностные лица микрофинансовых компаний обязаны оказывать содействие проверяющим лицам, назначенным Национальным банком. 

3. После предоставления доказательств о своем назначении, проверяющие лица при проверках имеют право: 

1) получать доступ к любым помещениям (головной офис, филиал, представительство) микрофинансовой компании в любой рабочий день в рабочее время или любое другое время, в течение которого члены наблюдательного органа, органов управления, администрации, начальники структурных подразделений или лица, ответственные за учет, фактически находятся в этих помещениях; 

2) беседовать в рабочее время с членами наблюдательного органа и администрации микрофинансовой компании, ее служащими; 

3) изучать и делать копии или выписки из любых документов и записей (включая компьютерные записи) и требовать пояснения по ним от должностных лиц микрофинансовой компании, ее сотрудников и других лиц, которые в данное время являются или были ее основными учредителями, акционерами (участниками); 

4) готовить инструкции по списанию безнадежных долгов или для создания и поддержки достаточных резервов, или соблюдения других экономических норм, или настоящего Закона, других законодательных и нормативных актов Кыргызской Республики; 

5) осуществлять другие необходимые меры, связанные с проверкой деятельности микрофинансовой компании. 

4. Полномочия Национального банка по проведению проверок микрофинансовых компаний (и все полномочия, связанные с такими проверками) распространяются на любые компании, имеющие связанные интересы (инсайдеры и аффилированные компании) с микрофинансовыми компаниями и их дочерними компаниями. 

В целях осуществления проверок микрофинансовых компаний Национальный банк вправе затребовать консолидированный баланс, отражающий общее финансовое положение микрофинансовых компаний и всех их дочерних компаний. В случаях нарушения настоящего Закона и/или банковского законодательства Национальный банк может применить к микрофинансовым компаниям санкции и меры, предусмотренные настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

5. Проверяющим сотрудникам Национального банка (аудиторской компании) запрещается разглашать или передавать информацию, полученную в ходе проверок, третьим сторонам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

6. Лица, осуществляющие проверки, несут ответственность за незаконное разглашение или передачу третьим сторонам данных, полученных в ходе проверок, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

(В редакции Закона КР от 27 марта 2009 года N 87) 

 

Статья 30. Приостановление и отзыв лицензии 

 

1. Национальный банк вправе принимать решение о приостановлении или ограничении операций микрофинансовой компании, или о приостановлении или отзыве лицензии с соблюдением условий приостановления действия лицензии и ее отзыва, определенных законодательством, если: 

1) имеет место нарушение настоящего Закона, нормативных актов, изданных Национальным банком в соответствии с настоящим Законом, и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики; 

2) при несоблюдении микрофинансовой компанией рекомендаций, предупреждений, инструкций или иных санкций Национального банка; 

3) при нарушении экономических и иных нормативов, установленных Национальным банком; 

4) имеется угроза платежеспособности или при неплатежеспособности микрофинансовой компании; 

5) при непредставлении информации, которая должна была быть представлена в Национальный банк, или предоставление недостоверной, неполной информации; 

6) в других случаях, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

2. Решение о приостановлении или ограничении определенных операций микрофинансовой компании, приостановлении или отзыве лицензии, принятое Национальным банком, должно содержать описание конкретных фактов нарушений, по причине которых было принято решение. В случае приостановления или ограничения операций или приостановления лицензии решение должно также содержать конкретные следующие меры, но не ограничиваться только ими: 

1) ограничение на выплату дивидендов микрофинансовой компанией или любой из ее дочерних компаний, расположенных в Кыргызской Республике; 

2) ограничение на рост микрофинансовой компании через запрет на создание филиалов, представительств, дочерних или иных компаний; 

3) требование о продаже микрофинансовой компанией указанных активов и использование вырученной суммы определенным способом; 

4) требование об аннулировании или внесении поправок микрофинансовой компанией в определенные контракты или соглашения, заключенные микрофинансовой компанией с нарушением законодательства Кыргызской Республики, или требование о воздержании от заключения таких контрактов в будущем; 

5) требование к микрофинансовой компании о приостановлении деятельности или определенных ее видов, разрешенных в рамках лицензии (свидетельства); 

6) требование к микрофинансовой компании о принятии других мер по устранению нарушений; 

7) применение процедур банкротства в соответствии с законами Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и "О банкротстве (несостоятельности)". 

3. С момента отзыва лицензии Национальный банк исключает микрофинансовую компанию из реестра. При этом микрофинансовая компания подлежит ликвидации. 

Способ уведомления клиентов о приостановлении или отзыве лицензии микрофинансовой компании должен устанавливаться в нормативных актах Национального банка. 

4. Если ситуация, приводящая к приостановлению или ограничению операций микрофинансовой компании, исправлена, Национальный банк направляет письменное уведомление микрофинансовой компании, информируя ее о том, что приостановление или ограничение операций снято, а приостановление лицензии отменено. 

 

Статья 31. Информация и документы 

 

1. Национальный банк вправе затребовать и получать информацию, которая находится в распоряжении микрофинансовой компании или ее дочерней компании, включая информацию о клиентах микрофинансовой компании и источниках их финансирования. 

2. Информация, полученная в процессе использования Национальным банком своих полномочий, не может предоставляться третьей стороне, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

 

Глава 5 

Микрокредитные компании 

и микрокредитные агентства 

 

См. также Временное положение "О создании микрокредитных компаний и микрокредитных агентств в КР", утв. постановлением Правления НБКР от 11 сентября 2002 года N 37/2 

 

Статья 32. Учредители и учредительные документы микрокредитной компании и микрокредитного агентства 

 

1. Учредителями микрокредитной компании и микрокредитного агентства могут быть юридические и физические лица, независимо от места регистрации юридических лиц и места жительства или гражданства физических лиц. 

2. Микрокредитная компания может быть учреждена в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики для коммерческих организаций. 

3. Микрокредитное агентство может быть учреждено в любой организационно-правовой форме, предусмотренной законодательством Кыргызской Республики для некоммерческих организаций, исключая политические партии, профессиональные союзы, религиозные организации. 

4. Микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство должны иметь устав, содержащий основные вопросы, требуемые согласно гражданскому законодательству с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом и иным законодательством Кыргызской Республики. 

 

Статья 33. Операции, осуществляемые микрокредитной компанией и микрокредитным агентством 

 

1. Микрокредитная компания осуществляет микрокредитование физических и юридических лиц только за счет собственных средств либо средств донорских организаций, местных или международных финансовых организаций на условиях, оговоренных с заемщиком, при наличии свидетельства Национального банка. 

2. Микрокредитная компания может дополнительно осуществлять следующие банковские операции при условии, что эти операции указаны в лицензии, полученной в соответствии с порядком лицензирования микрофинансовых компаний Национальным банком, определенным настоящим Законом: 

1) покупать и продавать долговые обязательства (факторинг); 

2) осуществлять операции по финансовому лизингу, где микрокредитная компания выступает как посредник между поставщиком или производителем имущества, финансируя продажу имущества поставщика или производителя путем покупки у него и продажи на условиях кредита покупателю. 

3. Микрокредитное агентство осуществляет выдачу микрокредитов (обеспеченные и необеспеченные микрокредиты) за счет собственных средств либо средств донорских организаций, местных или международных финансовых организаций на условиях, оговоренных с заемщиком в соответствии с уставными целями некоммерческой организации, определяемыми участниками и донорами микрокредитного агентства, а также может проводить операции по финансовому лизингу, где микрокредитое агентство выступает как посредник между поставщиком или производителем имущества, финансируя продажу имущества поставщика или производителя путем покупки у него и продажи на условиях кредита покупателю на основании лицензии Национального банка. 

4. Микрокредитная компания или микрокредитное агентство, получившие лицензию Национального банка на осуществление банковских операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, должны осуществлять свою деятельность в соответствии с требованиями и правилами, установленными законодательством Кыргызской Республики и Национальным банком для данного вида деятельности. 

Национальный банк вправе осуществлять в отношении данных микрокредитной компании или агентства, осуществляющих операции, указанные в пункте 2 настоящей статьи, меры регулирования, предусмотренные в главе 4 настоящего Закона. 

 

Статья 34. Капитал микрокредитной компании 

 

1. Основу капитала микрокредитной компании составляет полностью оплаченный уставный капитал. В состав капитала входит только такой уставный капитал, по которому микрокредитная компания не имеет обязательств по возврату средств, вложенных ее учредителями, акционерами, участниками. 

2. Уставный капитал микрокредитной компании формируется только в национальной валюте Кыргызской Республики за счет средств учредителей, акционеров, участников. Формирование уставного капитала микрокредитной компании за счет основных средств и нематериальных активов не допускается. 

3. До получения свидетельства микрокредитная компания обязана внести минимальный уставный капитал на накопительный (депозитный) счет, открываемый в коммерческом банке Кыргызской Республики. 

4. Национальный банк устанавливает минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых микрокредитных компаний. 

 

Статья 35. Особенности функционирования микрокредитных компаний и микрокредитных агентств 

 

1. Микрокредитные агентства осуществляют деятельность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о некоммерческих организациях с учетом особенностей настоящего Закона. 

2. Для начала осуществления своей деятельности и/или агентских функций доноров микрокредитная компания и/или микрокредитное агентство обязаны получить свидетельство Национального банка в соответствии с требованиями нормативных актов Национального банка. 

3. Для получения свидетельства об учетной регистрации микрокредитной компании и/или микрокредитного агентства заявитель подает в двух экземплярах следующие документы: 

1) заявление о выдаче свидетельства по форме, установленной нормативными актами Национального банка; 

2) копии учредительных документов, заверенные нотариально; 

3) копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; 

4) список членов органов управления микрокредитной компаний и/или микрокредитного агентства; 

5) документ, подтверждающий внесение средств в качестве уставного капитала микрокредитной компании на накопительный счет в коммерческом банке (кроме микрокредитного агентства). 

4. Национальный банк в течение одного месяца после получения заявления и всех требуемых документов для учетной регистрации должен выдать свидетельство об учетной регистрации либо отказать в его получении. 

5. В случае если документы, полученные Национальным банком, не соответствуют требованиям на получение свидетельства, отсчет срока рассмотрения заявления и всех требуемых документов начинается со дня получения удовлетворяющих требованиям документов. 

6. В случае отказа в выдаче свидетельства либо отзыва заявления на получение свидетельства один экземпляр документов, представленных для получения свидетельства, не подлежит возврату. 

7. В случае изменений любой информации, представленной Национальному банку, заявитель должен уведомить об этом Национальный банк и представить в Национальный банк документы, содержащие изменения, в течение 10 дней с момента их возникновения. 

8. Порядок выдачи, отказа в выдаче и отзыва свидетельства микрокредитной компании и микрокредитного агентства устанавливается нормативными актами Национального банка. 

9. Национальный банк или уполномоченный им орган (лицо) вправе проверять, запрашивать и получить любую информацию, касающуюся деятельности микрокредитных компаний и микрокредитных агентств. 

10. Национальный банк или уполномоченный им орган (лицо) вправе отозвать свидетельство об учетной регистрации микрокредитной компании или микрокредитного агентства в случаях, указанных в пункте 1 статьи 30 настоящего Закона. 

 

Глава 6 

Заключительные положения 

 

Статья 36. Запрет ложной рекламы 

 

1. Микрофинансовой организации запрещено осуществлять ложную или вводящую в заблуждение рекламу своей деятельности. 

2. Национальный банк вправе потребовать от микрофинансовой организации изменить или отменить рекламное объявление или опубликованную информацию о ее деятельности или наименовании в течение установленного Национальным банком времени в случае, если Национальный банк посчитает, что объявление или информация от имени микрофинансовой организации изложены неправильно или вводят в заблуждение. 

3. В случае если требования Национального банка не выполняются в течение срока, установленного им в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, Национальный банк вправе за счет средств микрофинансовой организации опубликовать заявление о том, что объявление или информация от имени микрофинансовой организации изложены неправильно или вводят в заблуждение клиентов и общественность. В этом случае Национальный банк вправе потребовать возмещения таких затрат от микрофинансовой организации, поскольку они возникли в качестве долга, который должен быть уплачен ему микрофинансовой организацией. 

4. Другие обязательства, связанные с преднамеренной публикацией ложной или вводящей в заблуждение информации микрофинансовой организации должны определяться в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

Статья 37. Аудит микрофинансовой организации 

 

1. Микрофинансовая организация посредством своей службы внутреннего аудита осуществляет любой внутренний аудит с тем, чтобы проверить достоверность счетов, а также проверить и оценить адекватность и эффективность своей системы внутреннего контроля в соответствии с законодательством и нормативными актами Кыргызской Республикой. 

2. Микрофинансовая компания должна проводить ежегодный независимый аудит силами независимых аудиторов. Микрофинансовая компания обязана ежегодно представлять Национальному банку один экземпляр либо копию полного отчета внешнего аудитора без изменений (отчет руководства и финансовые отчеты) в течение 30 дней с момента представления отчета внешним аудитором микрофинансовой компании. 

3. Микрокредитная компания/агентство может проводить внешний аудит своей деятельности. 

4. Национальный банк издает нормативные акты, устанавливающие минимальные требования по проведению ежегодного независимого аудита. 

(В редакции Закона КР от 1 декабря 2005 года N 157) 

 

Статья 38. Учет и отчетность микрофинансовой организации 

 

1. Финансовый год микрофинансовой организации начинается 1 января и заканчивается 31 декабря. Первый финансовый год, если регистрация микрофинансовой организации прошла после 1 января, должен начинаться с даты государственной регистрации и заканчиваться 31 декабря этого же года. 

2. Характер, объем, список форм и сроки представления отчетов микрофинансовых организаций должны быть установлены в нормативных актах Национального банка. 

3. Микрофинансовая организация несет ответственность за достоверность и полноту представленной информации и отчетов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

4. Структура и сроки подачи годового отчета микрофинансовой организации устанавливаются нормативными актами Национального банка. 

 

См. Положение "О требованиях к учетной политике коммерческих банков", утв. постановлением Правления НБКР от 13 августа 2003 года N 24/3 

 

Статья 39. О введении в действие настоящего Закона 

 

1. Ввести в действие настоящий Закон с момента опубликования. 

 

Закон опубликован в газете "Эркинтоо" от 2 августа 2002 года N 58 

 

2. Действующие микрофинансовые организации обязаны привести свою деятельность в соответствие с настоящим Законом в течение 6 месяцев с момента введения в действие настоящего Закона. 

 

Президент Кыргызской Республики А.Акаев 

 

Принят Законодательным собранием 

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 11 июня 2002 года 

 

Одобрен Собранием народных представителей 

Жогорку Кенеша Кыргызской Республики 3 июля 2002 года