Вернуться назад

Постановление Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 12 апреля 2024 года 

№ 2024-П-12/17-3-(НПА) 

 

 

 

 

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты  

Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросу признания рейтинговых агентств 

 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

 

1. Внести изменения в следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики (прилагаются): 

- «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3; 

- «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 14 сентября 2011 года № 52/4; 

- «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5; 

- «Об утверждении Положения «О расчете коэффициента покрытия ликвидности коммерческих банков» от 27 декабря 2019 года № 2019-П-12/68-4-(НПА); 

- «Об утверждении Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики» от 12 октября 2022 года № 2022-П-12/63-1-(НПА); 

- «Об утверждении Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики» от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-7-(НПА); 

- «Об утверждении Инструкции «Об ограничениях кредитования» от 12 апреля 2023 года № 2023-П-12/23-5-(НПА). 

 

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 15 (пятнадцати) дней со дня официального опубликования.  

 

3. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

4. Управлению методологии надзора после официального опубликования в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана», коммерческих банков, структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление методологии надзора. 

 

 

Председатель К. Боконтаев

 

 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 12 апреля 2024 года 

№ 2024-П-12/17-3-(НПА) 

 

 

 

Изменения в некоторые нормативные правовые акты 

Национального банка Кыргызской Республики  

по вопросу признания рейтинговых агентств 

 

 

1. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков» от 21 июля 2004 года № 18/3 следующие изменения: 

в Положении о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 10.6 дополнить абзацем следующего содержания: 

«Нерыночные инвестиции в ценные бумаги классифицируются, как минимум, как «актив под наблюдением» с созданием РППУ в размере от 5% до 15% в случае наличия информации об инвестируемой компании, ее финансовой отчетности и если проведен анализ будущих потоков денежных средств, положения компании на рынке, бизнес-плана компании, а также другой информации, которая позволит оценить качество этих инвестиций с документальным подтверждением.»; 

- абзац второй пункта 10.8 изложить в следующей редакции: 

«Примечание: Эквивалентный рейтинг, который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poors (США), или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Ratings Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».»; 

- в Приложении 1 к Положению: 

- пункт 1 изложить в следующей редакции: 

«1. Наличие у эмитента/оригинатора ценных бумаг инвестиционного рейтинга не ниже «ВВВ» или «Ваа2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».». 

 

2. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «О некоторых нормативных правовых актах Национального банка Кыргызской Республики» от 14 сентября 2011 года № 52/4 следующие изменения: 

в Положении «О работе банков с ценными бумагами», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- пункт 24 изложить в следующей редакции: 

«24. Банк может приобретать акции частных эмитентов:  

- резидентов Кыргызской Республики  только в случае включения эмитента в листинг фондовой биржи по наивысшей категории;  

- нерезидентов Кыргызской Республики  при наличии у эмитента рейтинга долгосрочной кредитоспособности категории не ниже наивысшей и следующей за наивысшей, который присвоен рейтинговым агентством Moody's Investors Service (США), или эквивалентного рейтинга, который присвоен рейтинговыми агентствами Standard & Poors (США), Fitch IBCA (Великобритания) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».   

При этом банк вправе приобретать акции частных эмитентов нерезидентов Кыргызской Республики, не имеющих рейтингов долгосрочной кредитоспособности с соблюдением требований Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков.

- абзац а) пункта 25 изложить в следующей редакции: 

«а) эмитентом/оригинатором нерезидентом Кыргызской Республики при условии наличия рейтинга не ниже «ВВВ» или «Ваа2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»;». 

 

3. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами» от 31 мая 2017 года № 21/5 следующие изменения: 

в Инструкции «О требованиях к операциям банка с аффилированными и связанными с банком лицами», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- пункт 2 дополнить абзацами следующего содержания: 

«Банк со 100% государственной долей участия в рамках ведения реестра аффилированных и связанных с банком лиц вправе не включать в реестр лиц, не осуществляющих контроль над банком и не влияющих на их деятельность.  

При этом банк со 100% государственной долей участия включает в реестр в обязательном порядке лиц аффилированных и связанных с банком, указанных в пунктах 4, 5 и 6 части 1 статьи 52 Закона Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» при следующих условиях: 

- при выдаче аффилированным и связанным с банком лицам кредитов и кредитных заменителей

- при заключении сделок, несущих в себе кредитный риск, с аффилированными и связанными с банком лицами.»; 

- пункт 21 изложить в следующей редакции: 

«21. Каждый кредит, выдаваемый аффилированному или связанному с банком лицу (за исключением межбанковского кредита в ходе обычной корреспондентской деятельности), должен быть обеспечен залогом, стоимость реализации которого составляет не менее:  

1) 100 процентов от суммы кредита, если кредит обеспечивается поручительством, выданным решением Кабинета Министров Кыргызской Республики субъектам национальной экономики, направленных на обеспечение национальной и продовольственной безопасности страны в целях оказания поддержки субъектам национальной экономики; 

2) 120 процентов от суммы кредита, если кредит обеспечивается ценными бумагами Кабинета Министров Кыргызской Республики или связанным депозитом в банке, выдающем кредит.  

Связанный депозит означает отдельный срочный вклад (депозит), не являющийся корреспондентским счетом:  

- со сроком не менее срока выдаваемого кредита;  

- соответствующим образом оформленный как залог;  

- по которому запрещается движение средств;  

- недоступный клиенту до тех пор, пока обязательства по кредиту не будут выполнены.  

Рыночная стоимость залогового обеспечения в виде ценных бумаг должна переоцениваться банком ежемесячно в виде вклада (депозита) в иностранной валюте еженедельно/ежедневно.  

3) 140 процентов от суммы кредита в случае любого другого вида залога.». 

 

4. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О расчете коэффициента покрытия ликвидности коммерческих банков» от 27 декабря 2019 года № 2019-П-12/68-4-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «О расчете коэффициента покрытия ликвидности коммерческих банков», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- подпункты 3 и 4 пункта 12 изложить в следующей редакции: 

«3) средства на корреспондентских счетах в коммерческих банках, имеющие долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «A-», который присвоен рейтинговым агентством Standard and Poors, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»

4) ценные бумаги, выпущенные Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики, в том числе ценные бумаги, гарантированные Кабинетом Министров Кыргызской Республики и Национальным банком Кыргызской Республики;»; 

- абзац а) подпункта 5 пункта 12 изложить в следующей редакции: 

«а) эмитенты имеют долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «АA-», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»;»; 

- подпункты 1 и 2 пункта 14 изложить в следующей редакции: 

«1) ценные бумаги, выпущенные правительствами иностранных государств и центральными банками иностранных государств, международными финансовыми организациями, или гарантированные ими, имеющие долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «A-», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», эмитентами которых не являются аффилированные организации по отношению к банку; 

2) ценные бумаги, эмитентами которых не являются аффилированные организации по отношению к банку, имеющие долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «AA-», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».»; 

- подпункты 1 и 2 пункта 15 изложить в следующей редакции: 

«1) ценные бумаги, выпущенные правительствами иностранных государств и центральными банками иностранных государств, международными финансовыми организациями, или гарантированные ими и имеющие долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже «BBB-», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»;  

2) ценные бумаги, эмитентами которых не являются финансовые организации или аффилированные с ними организации, имеющие долгосрочный кредитный рейтинг от «A+» до «A-», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»;»; 

- в третьей строке первой графы таблицы пункта 41 слово «Правительства» заменить словами «Кабинета Министров». 

- в третьей строке первой графы таблицы пункта 46 слово «Правительства» заменить словами «Кабинета Министров». 

 

5. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики» от 12 октября 2022 года № 2022-П-12/63-1-(НПА) следующие изменения: 

в Инструкцию по определению стандартов достаточности (адекватности) капитала коммерческих банков Кыргызской Республики, утвержденной вышеуказанным постановлением: 

- в пункте 25: 

в подпункте 1: 

- абзац а) изложить в следующей редакции: 

«а) банкноты и монеты Кыргызской Республики, государств, являющихся членами ЕАЭС и ОЭСР, и государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики»

Примечание: ОЭСР Организация экономического сотрудничества и развития. Перечень государств членов ОЭСР размещен на официальном сайте www.oecd.org;»; 

- абзацы г) и д) изложить в следующей редакции: 

«г) требования к центральным (национальным) банкам государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или являющихся членами ОЭСР; 

д) требования к правительствам государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или являющихся членами ОЭСР (ценные бумаги, выпущенные правительствами);»; 

- абзац ж) изложить в следующей редакции: 

«ж) активы (или их часть) с обеспечением, выраженным в валюте государств, являющихся членами ЕАЭС и ОЭСР, а также государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», а также находящиеся на отдельном депозитном счете;»; 

- абзац б) подпункта 2 изложить в следующей редакции: 

«б) активы (или их часть), обеспеченные ценными бумагами по текущей рыночной цене и выпущенные правительствами государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или являющихся членами ОЭСР;»; 

в подпункте 3: 

- абзац в) изложить в следующей редакции: 

«в) денежные активы в расчетах с банками и другими финансово-кредитными организациями государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или являющихся членами ОЭСР;»; 

- абзац д) изложить в следующей редакции: 

«д) требования к банкам и другим финансово-кредитным организациям государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или являющихся членами ОЭСР, которые не являются аффилированными организациями по отношению к отчитывающемуся банку, а также все активы, основанные на гарантиях данных институтов;»; 

- абзацы б), в), г) и д) подпункта 5 изложить в следующий редакции: 

«б) требования к правительствам и центральным банкам государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или не являющихся членами ОЭСР (ценные бумаги, выпущенные правительствами этих государств и другие требования); 

в) денежные активы в расчетах с банками и другими финансово-кредитными организациями государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или не являющихся членами ОЭСР;  

г) требования к банкам и другим финансово-кредитным организациям государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или являющихся членами ОЭСР, которые являются аффилированными организациями по отношению к отчитывающемуся банку;  

д) требования к банкам и другим финансово-кредитным организациям государств, имеющих долгосрочный суверенный кредитный рейтинг ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moody's Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или не являющихся членами ОЭСР;». 

 

6. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики» от 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-7-(НПА) следующие изменения: 

в Положении «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

пункт 3 изложить в следующей редакции: 

«3. В целях выполнения экономических нормативов и требований, указанных в настоящем Положении, и снижения рисков банкам рекомендуется установить внутренние пределы по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных Национальным банком Кыргызской Республики (далее Национальный банк).  

Банк вправе признавать рейтинговые оценки рейтинговых агентств государств-членов ЕАЭС, подлежащих регулированию в стране происхождения и оценки которых признаются в рамках пруденциального регулирования, а также соответствующих следующим критериям: 

1) объективность: 

- методология, применяемая рейтинговым агентством, является надежной и подлежит проверке на основе исторических и (или) ожидаемых данных о дефолтах, а также содержит подробное описание всех ключевых количественных и качественных факторов, определяющих способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства, и описание их влияния на кредитные рейтинги и прогнозы по кредитным рейтингам; 

2) независимость: 

- рейтинговое агентство не контролируется государственными органами или должностными лицами государственных органов, квазигосударственными организациями или политическими партиями, которые не вмешиваются в деятельность рейтингового агентства и не имеют влияния на процессы присвоения рейтингов; 

- юридические лица, которым рейтинговое агентство присваивает, подтверждает или пересматривает рейтинг, не являются аффилированными лицами рейтингового агентства; 

- рейтинговые аналитики рейтингового агентства, участвующие в рейтинговых действиях в отношении рейтингуемого лица, не состоят и не состояли в трудовых или деловых отношениях с рейтингуемым лицом в течение последних 3 (трех) лет до даты осуществления рейтингового действия, а также не владеют прямо или косвенно, в том числе через близких родственников, ценными бумагами, иными финансовыми инструментами или иным имуществом рейтингуемого лица или лиц, осуществляющих контроль над рейтингуемым лицом или оказывающих значительное влияние на такое лицо; 

- рейтинговое агентство имеет службу внутреннего аудита или внутреннего контроля, в том числе осуществляющего функции внутреннего аудита, подотчетную Совету директоров; 

- в рейтинговом агентстве как минимум одна треть, но не менее двух членов Совета директоров являются независимыми членами, не осуществляющими рейтинговые действия, рекламу услуг рейтингового агентства и иные действия по привлечению клиентов; 

- доля прямого или косвенного владения акциями каждого акционера рейтингового агентства не превышает 50 (пятидесяти) процентов от общего количества голосующих акций данного рейтингового агентства; 

- внутренние процедуры рейтингового агентства предусматривают меры для предотвращения неправомерного использования и раскрытия информации и обеспечивают защиту и конфиденциальность информации; 

3) международный доступ/прозрачность: 

- рейтинговое агентство обеспечивает раскрытие на интернет-ресурсе рейтингового агентства следующей информации: 

- методологии, применяемой рейтинговым агентством при определении рейтинга; 

- списка кредитных рейтингов, присвоенных за последний год, а также рейтингуемых лиц и иных лиц, доля денежных поступлений от которых составила пять и более процентов в годовом объеме выручки рейтингового агентства по состоянию на конец последнего истекшего календарного года; 

4) раскрытие информации: 

рейтинговое агентство раскрывает следующую информацию:  

- свой профессиональный кодекс поведения;  

- общий характер его компенсационных соглашений с оцениваемыми организациями;  

- любой конфликт интересов, компенсационные механизмы рейтингового агентства, его методологии оценки рейтингов, включая определение дефолта, временной горизонт и значение каждого рейтинга;  

- фактические показатели неисполнения обязательств по каждой категории оценки и переходы рейтингов, например, вероятность того, что рейтинг «АА» станет «А» с течением времени.  

Рейтинг должен быть раскрыт как можно скорее после его выпуска. При раскрытии рейтинга информация должна предоставляться простым языком с указанием характера и ограничений кредитных рейтингов, а также риска необоснованного использования их при осуществлении инвестиций. 

5) надежность рейтингов и ресурсы:  

- рейтинговое агентство осуществляет рейтинговую деятельность на регулярной основе не менее пяти последних лет; 

- количество организаций, которым рейтинговое агентство присваивало и пересматривало кредитный рейтинг, составляет не менее тридцати, в том числе за последние три года не менее двадцати, из них не менее пяти являлись финансовыми организациями; 

- рейтинговое агентство на постоянной основе осуществляет мониторинг присвоенных рейтингов, а также обеспечивает своевременное реагирование на изменяющиеся факторы, связанные с изменениями в финансовом положении, корпоративном управлении или иных аспектах деятельности рейтингуемого лица, изменениями макроэкономических условий или условий финансового рынка, что подтверждается фактическими обновлениями рейтингов не позднее календарного года с даты присвоения или последнего пересмотра рейтинга или даты последнего пересмотра применяемой методологии.»; 

в пункте 15: 

- абзац одиннадцатый изложить в следующей редакции: 

«- депозиты в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «ВВ» или «Ва2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service, Japan Credit Rating Agency (JCR), Dominion Bond Rating Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, за исключением аффилированных банков, если условиями договора предусмотрена возможность изъятия депозита в течение 7 (семи) дней;»; 

- абзац тринадцатый изложить в следующей редакции: 

«- государственные ценные бумаги, имеющие долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения;»; 

в пункте 22: 

- абзацы в) и г) изложить в следующей редакции: 

«в) средства на корреспондентских счетах, в том числе в драгоценных металлах, в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «ВВ» или «Ва2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service, Japan Credit Rating Agency (JCR), Dominion Bond Rating Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, за исключением аффилированных банков;  

г) депозиты в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «ВВ» или «Ва2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service, Japan Credit Rating Agency (JCR), Dominion Bond Rating Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, за исключением аффилированных банков, если условиями договора предусмотрена возможность изъятия депозита в течение 7 (семи) дней;»; 

- абзац л) изложить в следующей редакции: 

«л) государственные ценные бумаги, выпущенные государствами, имеющими долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения;»; 

в пункте 26: 

- абзац седьмой изложить в следующей редакции: 

«- средства на корреспондентских счетах в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «ВВ» или «Ва2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service, Japan Credit Rating Agency (JCR), Dominion Bond Rating Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, за исключением аффилированных банков;»; 

- абзац двенадцатый изложить в следующей редакции: 

«- депозиты «овернайт» в банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «ВВ» или «Ва2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service, Japan Credit Rating Agency (JCR), Dominion Bond Rating Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, за исключением аффилированных банков, погашение по которым наступает в течение следующего (одного) операционного дня;»; 

пункт 53 изложить в следующей редакции: 

«53. Общий размер инвестиций банка в ценные бумаги правительств и центральных банков государств, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже уровня «А» или «А2», который присвоен одним из рейтинговых агентств Standard and Poors, Fitch Ratings, Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 настоящего Положения, не должен превышать 100% размера чистого суммарного капитала банка.». 

 

7. Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Инструкции «Об ограничениях кредитования» от 12 апреля 2023 года № 2023-П-12/23-5-(НПА) следующие изменения: 

в Инструкции «Об ограничениях кредитования», утвержденной вышеуказанным постановлением: 

в пункте 8: 

- подпункт 2 изложить в следующей редакции: 

«2) Средства, размещенные в коммерческих банках, имеющих долгосрочный кредитный рейтинг не ниже «ВВВ», который присвоен рейтинговым агентством Standard and Poors, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Fitch Ratings, Moodys Investors Service, Japan Credit Rating Agency (JCR), Dominion Bond Rating Service (DBRS) и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», а также кредиты, гарантированные такими банками. Для того чтобы подпадать под это исключение, банк должен иметь соответствующую документацию, подтверждающую присвоенный рейтинг, в частности название рейтингового агентства, даты первоначального присвоения рейтинга и последнего подтверждения присвоенного рейтинга, приемлемый источник информации о рейтинге, а также последний годовой отчет банка-корреспондента.»; 

- подпункт 4 изложить в следующей редакции: 

«4) Требования к правительствам или центральным банкам, имеющим долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».»; 

в пункте 9: 

- подпункт 5 изложить следующей редакции: 

«5) Требования, гарантированные правительствами или центральными банками, имеющими долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики», или гарантированные международными финансовыми институтами (ЕБРР, АБР и др.).»; 

- подпункт 6 изложить следующей редакции: 

«6) Забалансовые обязательства, принятые банком, по которым бенефициаром являются центральные банки или правительства, имеющие долгосрочный суверенный кредитный рейтинг не ниже уровня «А», который присвоен рейтинговым агентством Standard & Poor's, или равнозначный рейтинг, который присвоен одним из рейтинговых агентств Japan Credit Rating Agency (JCR), Fitch Ratings, Dominion Bond Rating Service (DBRS), Moodys Investors Service и другими рейтинговыми агентствами, соответствующими критериям, установленным пунктом 3 Положения «Об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками Кыргызской Республики».».