Вернуться назад

Приложение 

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики 

от 12 августа 2020 года  

№ 2020-П-12/45-3-(НПА) 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о специальном регулятивном режиме 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4, 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10, 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

 

Глава 1. Общие положения 

 

1. Настоящее Положение "О специальном регулятивном режиме" (далее - Положение) определяет порядок создания специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг/технологий, порядок участия и требования к участникам специального регулятивного режима в условиях необходимости адаптации новых услуг и технологий, которые ранее не были представлены в банковской и платежной системах Кыргызской Республики. Требования нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики (далее - Национальный банк) применяются к правоотношениям по деятельности специальных регулятивных режимов с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Положением и решениями Комитета по надзору/Комитета по платежной системе Национального банка (далее - Комитет). 

Критерии определения соответствия операций и услуг, относящихся к банковским операциям в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, для участия в специальном регулятивном режиме: 

- технологии, используемые при проведении банковских операций и (или) оказании банковских услуг, являются новыми для рынка; 

- потребительские свойства операций и услуг являются улучшенными по сравнению с имеющимися идентичными продуктами и существенно повышают эффективность проведения операций; 

- операции и услуги ранее не применялись субъектами на банковском рынке или были ограничены нормативными правовыми актами Кыргызской Республики; 

- операции и услуги не регулируются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики и отсутствует прямой запрет на проведение операций. 

Соответствие предлагаемой для тестирования операции и (или) услуги вышеизложенным критериям является обязательным для создания специального регулятивного режима. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4, 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

2. Основными задачами специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций и услуг являются: 

- снижение правовой неопределенности и правовых рисков для участников рынка; 

- определение приемлемых и доступных правил для пилотного использования инновационных банковских операций и услуг; 

- ускорение выбора и ввода на рынок инновационных банковских операций и услуг; 

- выработка правовых и иных регулятивных требований для новых общественных отношений, возникших в результате внедрения инновационных банковских операций и услуг; 

- повышение доступности банковских операций и услуг для потребителей и снижение затрат на их внедрение; 

- развитие конкуренции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

3. Национальный банк принимает решение о создании специального регулятивного режима для внедрения инновационных банковских операций, осуществляет контроль за процессом реализации режима. 

Информация о создании специального регулятивного режима на основании выданной Национальным банком лицензии на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима размещается на официальном интернет-сайте Национального банка. 

4. Создание специального регулятивного режима осуществляется на основе принципов добровольности, публичности, равенства отчетности и введения ограничений в отношении всех участников специального регулятивного режима, а также с учетом рекомендаций международных стандартов по банковской деятельности и эффективному надзору. При этом реализация специального регулятивного режима не должна влиять на изменение основной цели, операций и принципов деятельности Национального банка, указанных в законодательстве Кыргызской Республики. 

Методы управления рисками должны соответствовать масштабам деятельности участника и рискам, связанным с внедрением инновационной банковской услуги или технологии в рамках специального регулятивного режима. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

5. Ответственность за соблюдение условий специального регулятивного режима несет Заявитель совместно с Созаявителем (при наличии). 

При этом Заявителем/Созаявителем (при наличии) для вхождения в специальный регулятивный режим выступает юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, которое должно отвечать следующим требованиям: 

- отсутствие неисполненных мер воздействия в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника), примененных за последние 3 (три) года до момента подачи заявки; 

- заявитель не должен находиться в процессе ликвидации или банкротства, или в специальном режиме; 

- отсутствие запрета в отношении Заявителя (Созаявителя) либо его руководителя или учредителя (акционера, участника) заниматься данным видом деятельности по решению суда или согласно законодательству Кыргызской Республики; 

- отсутствие в составе учредителей Заявителя (Созаявителя) аффилированных лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, либо физических лиц, проживающих на территории оффшорных зон или являющихся акционерами (участниками) юридических лиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, перечень которых устанавливается Национальным банком; 

- финансовое состояние Заявителя (Созаявителя) должно быть удовлетворительным или Заявитель (Созаявитель) обязан обладать достаточными финансовыми и иными ресурсами для создания и ведения специального регулятивного режима. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

Глава 2. Термины и определения 

 

6. В настоящем Положении используются следующие термины и определения: 

Оказание услуги - совершение операций и предоставление услуг в рамках специального регулятивного режима в соответствии со статьей 48 конституционного Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и требованиями Национального банка. 

Специальный регулятивный режим - совокупность правил, которые позволяют участникам, занимающимся внедрением инновационных услуг/технологий на рынке банковских и платежных услуг Кыргызской Республики, апробировать их в ограниченной контролируемой среде (по территории, во времени, по количеству и объему операций и пользователей и иное), согласно требованиям Национального банка. 

Тестирование - процесс оказания, исследования, мониторинга и анализа услуги/технологий, имеющий своей целью апробацию услуги в соответствии с требованиями и условиями специального регулятивного режима. 

Заявитель - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, обратившееся в Национальный банк с заявкой о создании специального регулятивного режима для внедрения инновационных/ой банковских операций и услуг/технологии и их дальнейшего тестирования. 

Созаявитель - юридическое лицо, зарегистрированное на территории Кыргызской Республики, направившее совместно с Заявителем в Национальный банк заявку о проведении тестирования инновационных/ой банковских операций и услуг/технологий в рамках специального регулятивного режима. 

Участник специального регулятивного режима - Заявитель и Созаявитель (при наличии), осуществляющие тестирование инновационных банковских операций и услуг в соответствии с условиями специального регулятивного режима. 

Лицензия на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима - документ (Приложение 5 к настоящему Положению), удостоверяющий право участника на осуществление деятельности (отдельных банковских операций) в рамках специального регулятивного режима. 

Техническое задание - Приложение к лицензии (Приложение 6 к настоящему Положению) на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима, является неотъемлемой частью лицензии с отображением разрешенных операций. 

В ходе проведения тестирования содержание технического задания должно быть неизменным. 

В случае принятия решения о продлении специального регулятивного режима содержание технического задания при необходимости может быть изменено на основании соответствующего заявления Заявителя (Созаявителя) по решению Комитета Национального банка. 

Определения и термины в части инноваций соответствуют определениям и терминам, согласно законодательству Кыргызской Республики об инновационной деятельности. В зависимости от вида операции, услуги/технологии, проходящей тестирование в рамках специального регулятивного режима, основные определения и термины могут содержаться в справке об операции, услуге/технологии. 

(В редакции постановлений Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4, 14 декабря 2022 года № 2022-П-12/78-10, 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

 

Глава 3. Подача и рассмотрение заявки о создании специального регулятивного режима 

 

7. Заявка о создании специального регулятивного режима (далее Заявка) подается Заявителем и Созаявителем (при наличии) в Национальный банк. 

В специальном регулятивном режиме для тестирования аналогичных операций и услуг или применяемых технологий при проведении операций и оказании услуг допускается одновременное участие участников специального регулятивного режима с учетом пункта 14-1 настоящего Положения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

8. В состав Заявки включаются: 

- заявление по форме Приложения 1 к настоящему Положению, оформленное на бланке Заявителя, с ходатайством о создании специального регулятивного режима в соответствии с настоящим Положением, содержащее опись приложенных к заявлению документов, с подписью руководителя и заверенные печатью Заявителя и Созаявителя (при наличии), либо аналоги в электронном виде, оформленные согласно требованиям законодательства Кыргызской Республики; 

- информация о Заявителе и Созаявителе (при наличии) по форме Приложения 2 к настоящему Положению и письменное согласие Созаявителя; 

- информация об операции, услуге/технологии по форме Приложения 3 к настоящему Положению, тестирование которой предлагается Заявителем; 

- нотариально заверенные копии или электронные формы учредительных документов Заявителя/Созаявителя (при наличии) с реквизитами для получения подтверждения из соответствующих государственных органов с указанием суммы объявленного уставного капитала; 

- заверенная надлежащим образом бухгалтерская/финансовая отчетность заявителя за последний отчетный финансовый год; 

- документ, подтверждающий оплату за лицензию. Размер государственной пошлины за лицензию определяется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- оригинал доверенности на получение лицензии; 

- письменное согласие Заявителя и Созаявителя на осуществление плановых/внеплановых инспекторских проверок на местах в рамках специального регулятивного режима со стороны Национального банка, если Заявитель и/или Созаявитель не являются юридическими лицами, поднадзорными Национальному банку (Приложение 1-1); 

- прогнозные экономические расчеты результатов, ожидаемых от проведения предлагаемой операции и услуги. 

Требование о предоставлении учредительных документов и бухгалтерской/финансовой отчетности не распространяется на лиц, поднадзорных Национальному банку, выступающих в качестве Заявителя и Созаявителя (при наличии). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4), 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

9. Информация об операции, услуге/технологии (Приложения 3) должна кратко раскрывать содержание и суть предполагаемой операции, услуги/технологии. При этом подробное описание операции, услуги/технологии должно быть дополнительно приложено в свободной форме, в том числе в графической и схематичной формах. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

10. Рассмотрение Заявки осуществляется Национальным банком в течение 30 (тридцати) рабочих дней с момента получения документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящего Положения. 

В срок рассмотрения документов Национальным банком не входит время, затраченное Заявителем (Созаявителем) на доработку документов, если иное не предусмотрено настоящим Положением. 

При этом в Национальный банк должны быть представлены оригинал документа и/или надлежащим образом заверенные его копии. Документы, представленные иностранными учредителями (акционерами), должны быть легализованы в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики. Документы, представленные на иностранном языке, должны содержать заверенный надлежащим образом перевод на государственный и/или официальный языки. 

Если документы, полученные Национальным банком, не отвечают требованиям, предъявляемым Национальным банком, и/или не содержат сведений (описания), достаточных для их рассмотрения и принятия решения по ним, отсчет срока рассмотрения документов начинается с даты получения Национальным банком документов, удовлетворяющих предъявляемым требованиям. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

11. В ходе рассмотрения заявки Национальный банк: 

- устанавливает соответствие Заявителя (Созаявителя) требованиям, установленным настоящим Положением; 

- проверяет соответствие Заявки требованиям, установленным настоящим Положением; 

- проводит экспертизу действующих нормативных правовых актов Национального банка на предмет возможности реализации инновационных банковских операций и услуг Заявителя в рамках текущих требований нормативных правовых актов Национального банка. 

12. Если в ходе рассмотрения Заявки установлено, что положения нормативных правовых актов Национального банка не препятствуют оказанию услуги, Заявителю (Созаявителю) направляется соответствующее разъяснение. 

13. При рассмотрении Заявки Национальный банк может запрашивать дополнительную информацию у Заявителя (Созаявителя) для обеспечения полноты и достоверности информации в рамках Заявки в соответствии с требованиями настоящего Положения, с установлением срока предоставления информации. 

14. В адрес Заявителя (Созаявителя) направляется письмо с отказом в создании специального регулятивного режима с указанием причин отказа, если по итогам рассмотрения заявки обнаружено несоответствие Заявителя (Созаявителя) требованиям, установленным настоящим Положением, либо выявлено: 

- существенные риски в части нарушения прав и/или интересов потребителей банковской операции и услуги; 

- существенные операционные риски и риски, связанные с финансированием террористической деятельности и легализации (отмывания) преступных доходов; 

- наличие недостоверных сведений и информации в предоставленных документах; 

- наличие аналогичной банковской деятельности, оказываемой или используемой в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- признание предлагаемой для тестирования услуги/операции не соответствующей критериям, указанным в пункте 1 настоящего Положения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4, 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

14-1. Прием заявлений на создание специального регулятивного режима на тестирование банковской операций и услуги, которые уже предоставляются другим(и) субъектом(ами) в рамках специального регулятивного режима осуществляется в дополнительным предоставлением следующей информации: 

а) комплексной оценки факторов (SWOT-анализ) предлагаемого для тестирования операции и услуги по сравнению уже действующими специальными регулятивными режимами, тестирующие аналогичные операции и услуги. Требуется минимальное раскрытие компонентов комплексной оценки факторов (SWOT-анализа): 

- S сильные стороны, с описанием преимуществ параллельного тестирования операций и услуг, которые предоставляются другим(и) субъектом(ами) в рамках специального регулятивного режима; 

- W слабые стороны, с описанием трудностей параллельного тестирования операций и услуг, которые предоставляются другим(и) субъектом(ами) в рамках специального регулятивного режима; 

- O возможности внешней среды, с описанием результата внедрения инновационных услуг/технологий на рынке банковских и платежных услуг;  

- T угрозы внешней среды, с описанием возможных рисков параллельного тестирования операций и услуг, которые предоставляются другим(и) субъектом(ами) в рамках специального регулятивного режима. 

б) предложения для совершенствования нормативных правовых актов Национального банка, которые будут способствовать внедрению инновационных услуг/технологий на рынке банковских и платежных услуг. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

 

Глава 4. Создание специального регулятивного режима 

 

15. Соответствующий комитет или комитеты на основании рассмотренных документов, включенных в состав Заявки, принимает/принимают следующие решения: 

- о создании или об отказе в создании специального регулятивного режима; 

- о выдаче лицензии на право проведение ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима; 

- об определении ограничений специального регулятивного режима; 

- об утверждении критериев оценки успешности на основании количественных и качественных показателей проведения предполагаемого тестирования; 

- об условиях оказания услуг и/или полном/частичном освобождении участников от исполнения отдельных требований нормативных правовых актов Национального банка во время тестирования; 

- об установлении условий прекращения действия специального регулятивного режима; 

- об уполномочивании структурного подразделения ответственностью за проведение специального регулятивного режима; 

- о продлении срока специального регулятивного режима; 

- об установлении дополнительных требований по экономическим нормативам Участнику специального регулятивного режима с учетом особенностей предлагаемой операции для тестирования; 

- при успешном тестировании о продлении срока лицензии до внесения соответствующих изменений в нормативные правовые акты Кыргызской Республики. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

16. Уполномоченное структурное подразделение Национального банка взаимодействует с Заявителем и Созаявителем (при наличии) по рассмотрению Заявки. 

17. Решение Комитета может включать также и иные положения с учетом специфики предоставления/применения инновационных банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима. 

18. Решения, предусмотренные пунктом 15 настоящего Положения, принимаются в форме постановления Комитета и доводятся Национальным банком до сведения Заявителя и Созаявителя (при наличии) в письменном виде в течение трех рабочих дней со дня принятия решений. 

Лицензия на участие в специальном регулятивном режиме выдается Заявителю в течение трех рабочих дней со дня принятия Комитетом решения о выдаче Заявителю лицензии. 

 

Глава 5. Условия специального регулятивного режима 

 

19. В рамках специального регулятивного режима в отношении оказания услуги могут быть установлены следующие ограничения: 

- по числу клиентов (физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица), которым оказывается услуга в рамках тестирования; 

- по числу операций, совершаемых в определенное время участником специального регулятивного режима при оказании услуг в рамках тестирования; 

- по месту (местам) оказания услуг в рамках тестирования; 

- по объему (лимиты) обязательств участника специального регулятивного режима перед клиентами при оказании услуги в рамках тестирования; 

- по количеству платежных инструментов либо заключенных договоров в рамках тестирования; 

- на максимальный объем операций, совершаемых одним клиентом и/или группой связанных клиентов, при оказании ему/им услуг в рамках тестирования; 

- на максимальный объем (лимит) операций, совершаемых при оказании услуг в рамках тестирования за фиксированный период времени (в течение дня, недели, месяца, квартала, года); 

- иные ограничения к тестируемой банковской операции и услуге, определяемые решением Комитета на основе сопутствующих банковской операции и услуге рисков. 

20. В рамках специального регулятивного режима Комитетом могут быть установлены следующие обязательства Участника специального регулятивного режима: 

- дополнительная отчетность, связанная с оказанием тестируемой банковской операции и услуги; 

- допуск представителей Национального банка в рамках периодических проверок на местах, целевых проверок, а также допуск к информационным системам Участника специального регулятивного режима для получения информации, связанной с оказанием тестируемой банковской операции и услуги, в том числе для участника, не являющегося лицом, поднадзорным Национальному банку; 

- уведомление потребителей о том, что банковская операция и услуга оказывается в тестовом режиме и о возможности прекращении тестового режима в течение 1 (одного) рабочего дня с момента прекращения действия лицензии Национальным банком и уведомления Участника; 

- безусловное возмещение всех финансовых обязательств по банковским операциям и услугам; 

- иные обязательства, с учетом специфики предоставления инновационной банковской операции и услуги. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

22. В случае, если Заявитель осуществляет иную лицензируемую деятельность, то после принятия решения Комитета о запуске специального регулятивного режима Национальный банк может направить в адрес государственных органов соответствующую информацию. Информация о проводимом тестировании также направляется регулирующим и надзирающим государственным органам Заявителя и Созаявителя (при наличии). Национальный банк вправе запрашивать информацию у регулирующих и надзирающих государственных органов Заявителя и Созаявителя (при наличии), а также взаимодействовать с ними иным образом в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

22-1. В рамках специального регулятивного режима Национальный банк вправе проводить плановые/внеплановые инспекторские проверки в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Национального банка по инспекторским проверкам, в том числе лиц, не являющихся поднадзорными Национальному банку, получивших лицензию на осуществление банковских операций в рамках специального регулятивного режима и предоставивших согласие в соответствии с Приложением 1-1 к настоящему Положению. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

23. Длительность тестирования может составлять до 12 месяцев. 

24. Не позднее чем за 30 календарных дней до даты окончания тестирования, указанной в лицензии, Участник специального регулятивного режима может обратиться с письменным заявлением в Национальный банк о продлении тестирования и указанием причин, по которым такое продление целесообразно с приложением отчета согласно пункту 31 настоящего Положения. Такое заявление рассматривается в срок, не превышающий 15 рабочих дней. 

В случае продления срока тестирования выносится дополнительное решение Комитета с указанием новой даты окончания тестирования. Дополнительное решение Комитета о продлении срока тестирования может приниматься не более 1 (одного) раза и длительностью не более 6 (шести) месяцев. Условия продления сроков тестирования, указанные в решении Комитета, должны соответствовать требованиям настоящего Положения. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

25. Условия тестирования, указанные в решении Комитета, должны соответствовать требованиям настоящего Положения. 

 

Глава 6. Приостановление и прекращение действия лицензии 

 

26. Участник специального регулятивного режима вправе начать тестирование с даты, указанной в лицензии. 

27. Национальный банк вправе приостановить действие лицензии на участие в специальном регулятивном режиме при выявлении несоблюдения участником специального регулятивного режима условий оказания услуг и/или представления технологий, предусмотренных условиями специального регулятивного режима. 

28. В случае, предусмотренном пунктом 27 настоящего Положения, Национальный банк направляет Участнику специального регулятивного режима соответствующее уведомление о приостановлении действия лицензии, до устранения нарушений. 

29. Национальный банк направляет в адрес Участника специального регулятивного режима решение о прекращении тестирования и отзывает лицензию, с указанием причин прекращения, в случае: 

- выявления фактов недостоверности данных, указанных в заявке на применение особого режима регулирования; 

- выявления систематического (два и более раза в течение тестирования) несоблюдения Участником специального регулятивного режима условий оказания услуг и/или представления технологий, предусмотренных условиями специального регулятивного режима; 

- по истечении срока тестирования, указанного в лицензии; 

- по истечении сроков согласно пунктов 21 и 24 настоящего Положения; 

- получения от Участника специального регулятивного режима запроса о прекращении тестирования и выходе из специального регулятивного режима с указанием срока и причин окончания тестирования. 

30. В случаях прекращения тестирования участник специального регулятивного режима обязан прекратить осуществление операций, проводимых в рамках тестирования и сдать лицензию на право проведения ограниченного перечня банковских операций в рамках специального регулятивного режима в течение 1 (одного) рабочего дня после получения соответствующего решения/уведомления Национального банка, а также реализовать меры, предусмотренные при выходе из тестирования, согласно условиям специального регулятивного режима. 

 

Глава 7. Подведение итогов тестирования 

 

31. В срок не позднее 30 календарных дней до окончания срока лицензии или при достижении критериев с количественными и качественными показателями тестирования, установленных в техническом задании, Участник специального регулятивного режима направляет в Национальный банк отчет о результатах тестирования (далее - отчет), включающий: 

- информацию о количественных и качественных показателях, достигнутых в ходе тестирования, в соответствии с указанными в условиях технического задания и причин расхождения (при наличии); 

- описание проблем, с которыми столкнулся Участник специального регулятивного режима в ходе тестирования и принятых мерах; 

- оценку востребованности услуги потребителями; 

- указание на положения нормативных правовых актов, которые могут препятствовать дальнейшему оказанию услуги; 

- сведения о фактах жалоб потребителей, связанных с оказанием услуги; 

- сведения о рисках, реализовавшихся в ходе тестирования и принятых мерах; 

- заполненную форму согласно Приложению 4 настоящего Положения; 

- предложения по дальнейшему нормативному регулированию банковской операции. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

32. В течение 25 календарных дней после получения Отчета Комитет знакомится с Отчетом, а также с заключением уполномоченного структурного подразделения Национального банка. 

33. В случае если по результатам тестирования Участник специального регулятивного режима не достиг критериев с количественными и качественными показателями, указанных в решении специального регулятивного режима, на основании заключения уполномоченного структурного подразделения Национального банка Комитет дает соответствующую оценку участия в тестировании. 

При этом Участник специального регулятивного режима предоставляет письменную информацию Национальному банку о причинах расхождения с планируемыми показателями. 

34. В случае если по результатам тестирования Участник специального регулятивного режима, в том числе Участники одновременного тестирования достигли количественных и качественных критериев, указанных в условиях специального регулятивного режима, на основании заключения уполномоченного структурного подразделения Комитет признает тестирование успешным. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

35. В случае если тестирование признано неуспешным, Участнику специального регулятивного режима, в том числе Участникам одновременного тестирования запрещается дальнейшее предоставление инновационных банковских операций и услуг, которые проходили тестирование в рамках специального регулятивного режима. Действие лицензии на участие в специальном регулятивном режиме прекращается. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

35-1. В случае прекращения действия лицензии Участник, в том числе Участники одновременного тестирования обязаны:  

1) в течение 1 (одного) рабочего дня оповестить участников/пользователей поставщиков товаров/услуг о прекращении оказания операций/услуг в рамках специального регулятивного режима; 

2) в установленные Комитетом сроки завершить платежи/исполнение обязательств перед участниками/потребителями и поставщиками товаров/услуг (третьими лицами) и немедленно прекратить лицензируемый вид деятельности; 

3) в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения уведомления о прекращении действия лицензии сдать лицензию в Национальный банк.  

Национальный банк публикует информацию о прекращении действия лицензии на официальном интернет-сайте Национального банка. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

35-2. Участник до сдачи соответствующей лицензии в Национальный банк должен выполнить условия договора/ов, завершить платежи и исполнить финансовые обязательства перед участниками/потребителями и поставщиками товаров/услуг (третьими лицами) и прекратить лицензируемый вид деятельности, согласно законодательству Кыргызской Республики.  

При сдаче лицензии в Национальный банк Участник должен представить в бумажной форме копии актов сверок завершения расчетов перед третьими лицами, копии документов, подтверждающих завершение взаиморасчетов с другими участниками за предоставление соответствующих услуг. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

36. В случае если тестирование признано успешным, Комитет выносит рекомендацию соответствующему структурному подразделению Национального банка по разработке проекта нормативного правового акта Национального банка, исключающего препятствие оказанию услуг/технологии, прошедших тестирование. Оказание услуг в рамках специального регулятивного режима может продолжаться на основании продления срока лицензии до внесения соответствующих изменений в законодательство. В случае продления сроков специального регулятивного режима для внесения изменений в законодательство Комитетом могут быть установлены дополнительные условия/ ограничения для продолжения оказания услуг в условиях специального регулятивного режима. 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

 

Глава 8. Обеспечение публичности специальных регулятивных режимов 

 

37. В целях обеспечения публичности функционирования специальных регулятивных режимов Национальный банк размещает на своем официальном интернет-сайте реестр специальных регулятивных режимов. 

38. В реестр специальных регулятивных режимов включается следующая информация об участниках специальных регулятивных режимов: 

- наименование Участника/ов специального регулятивного режима; 

- перечень осуществляемых банковских операций, на которые выдана лицензия в рамках специального регулятивного режима; 

- регистрационный номер Участника специального регулятивного режима и реквизиты лицензии; 

- интернет-сайт Участника/ов специального регулятивного режима (при наличии) и его контактные данные (в том числе и электронный адрес); 

- дата утверждения специального регулятивного режима; 

- дата начала тестирования, указанная в специальном регулятивном режиме; 

- дата окончания тестирования, указанная в специальном регулятивном режиме (а также в случае продления тестирования указание на продление периода тестирования). 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

39. Информация, указанная в пункте 38 настоящего Положения, включается в реестр Национального банка не позднее трех рабочих дней после утверждения решения о выдаче лицензии на участие в специальном регулятивном режиме. 

 

Глава 9. Порядок обжалования решений Национального банка 

 

40. Решения, принимаемые Национальным банком в рамках настоящего Положения, могут быть обжалованы в соответствии с Положением о досудебном регулировании споров между Национальным банком Кыргызской Республики и коммерческими банками, организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, и их учредителями (участниками), юридическими и физическими лицами, утвержденным постановлением Правления Национального банка от 17 мая 2017 года № 19/13. 

41. Акты Национального банка, принимаемые в рамках настоящего Положения (за исключением постановлений Комитета, Правления Национального банка и лицензии), не требуют заверения печатями. Решения, принимаемые в соответствии с настоящим Положением, могут быть доведены до сведения соответствующих лиц (заявителей) путем направления письма уполномоченным структурным подразделением Национального банка. 

  

  

Приложение 1 

к Положению "О специальном регулятивном режиме" 

  

Национальный банк Кыргызской Республики 

от _______________________ 

ЗАЯВЛЕНИЕ 

Прошу Вас рассмотреть заявление на создание специального регулятивного режима для 

_______________________________________________________________________________ 

                                           (полное название и юридический адрес) 

на тестирование следующей банковской операции и услуги ____________________________ 

_______________________________________________________________________________ 

                         (краткое описание планируемой банковской операции и услуги) 

1. Сведение об учредителях: 

_______________________________________________________________________________ 

Состав исполнительного органа управления (ФИО руководителя, финансового директора, 

главного бухгалтера, технического директора либо лица, исполняющего их функции). 

_______________________________________________________________________________ 

2. Контактное лицо для получения дополнительной информации, касающейся настоящей 

заявки: (ФИО, должность, телефон, адрес электронной почты контактного лица). 

3. Информация о наличии Созаявителя: (полное наименование и юридический адрес 

Заявителя (Созаявителя). 

4. К настоящему заявлению прилагаются: 

_______________________________________________________________________________ 

  

Подпись руководителя и печать организации 

  

"___" ______________________ 20__ г. 

 

Приложение 1-1 

к Положению «О специальном регулятивном режиме»  

Национальный банк 

Кыргызской Республики 

от ___________________ 

№____________________ 

 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 13 декабря 2023 года № 2023-П-12/77-1-(НПА) 

 

ПИСЬМЕННОЕ СОГЛАСИЕ 

на осуществление плановых/внеплановых инспекторских проверок на местах в рамках специального регулятивного режима со стороны 

Национального банка Кыргызской Республики 

 

___________________(название юридического лица) в лице ______________(ФИО, паспорт №, выдан), являющийся руководителем (председателем правления) ________, уполномоченный уставом _____ или решением руководства (правления/советом директоров), в рамках заявления на создание специального регулятивного режима в Национальном банке Кыргызской Республики дает согласие на осуществление плановых/внеплановых инспекторских проверок на местах в рамках специального регулятивного режима со стороны Национального банка Кыргызской Республики и на предоставление по запросу Национального банка документов и информации в установленные сроки. 

 

ФИО 

Подпись руководителя и печать организации 

 

«___» ____________ 20__ г. 

  

  

Приложение 2 

к Положению "О специальном регулятивном режиме" 

  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

 

ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЯВИТЕЛЕ 

Полное наименование организации 

 

Юридический и фактический адреса организации 

 

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации организации 

 

Дата выдачи свидетельства 

 

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 

 

Веб-сайт организации (при наличии) 

 

Наличие других разрешительных документов от других государственных органов 

 

ФИО и должность контактного лица Заявителя 

 

Электронный адрес контактного лица Заявителя 

 

Телефон контактного лица Заявителя 

 

ИНФОРМАЦИЯ О СОЗАЯВИТЕЛЕ 

Полное наименование организации 

 

Юридический и фактический адреса организации 

 

Реквизиты свидетельства о государственной регистрации организации 

 

Дата выдачи свидетельства 

 

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) 

 

Веб-сайт организации 

 

  

  

  

Приложение 3 

к Положению "О специальном регулятивном режиме" 

  

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОЙ УСЛУГЕ/ТЕХНОЛОГИИ 

Подробное описание предлагаемой инновационной услуги/технологии (графическая/схематичная форма прилагается) 

Описание банковской операции и услуги 

Описание бизнес-процесса оказания инновационной услуги/реализации инновационной технологии 

Описание бизнес-процесса, также прилагается графическое описание бизнес-процесса 

Описание новшества услуги/технологии для рынка. Каковы ожидаемые положительные социальные и экономические эффекты? 

Отличие предлагаемой банковской операции и услуги от иных банковских операций и услуг, оказываемых на рынке, либо новой технологии предоставления банковской операции и услуги. Указание на положительные эффекты от оказания услуги, с указанием количественных показателей 

Описание оказания идентичных инновационной услуги/технологии за пределами локального рынка (при его наличии) либо указание на отсутствие такого опыта 

Краткое описание практики оказания идентичных банковских операций и услуг за пределами локального рынка либо указание на отсутствие такой практики 

Положения нормативных актов Национального банка, которые препятствуют оказанию инновационной услуги/технологии без создания специального регулятивного режима 

Выдержки из соответствующих нормативных правовых актов со ссылками на нормативные документы 

Иные обстоятельства, которые препятствуют оказанию инновационной услуги/технологии без создания специального регулятивного режима 

Указывается при наличии 

Описание рисков, связанных с оказанием/реализацией инновационной услуги/технологии 

Описание риска с указанием: - уровня риска (низкий, средний, высокий, критичный); - методов минимизации риска. Каждый риск должен быть описан отдельно по вышеприведенной структуре, при этом риск информационной безопасности должен быть описан с раскрытием предлагаемых мер по их минимизации или исключению 

Перечень ограничений, которые могут быть установлены в рамках тестирования или пробелов, которые подлежат восполнению 

Описание ограничений, которые могут быть установлены в рамках тестирования для снижения потенциальных рисков 

Описание технической готовности для оказания инновационной услуги/технологии 

Описание технической готовности и используемой технологии с учетом мер по обеспечению информационной безопасности 

Длительность тестирования 

Не более 12 месяцев 

Перечень критериев успешности тестирования 

Описание критериев, в соответствии с которыми может быть проведена оценка успешности тестирования 

Информация о предлагаемом распределении функций между Заявителем и Созаявителем (при наличии) 

Краткое описание функций Созаявителя (при наличии) 

Порядок прекращения тестирования 

Порядок обслуживания клиентов или расторжения договоров, возврата средств и прочие действия при завершении тестирования 

  

  

  

Приложение 4 

к Положению "О специальном регулятивном режиме" 

  

Перечень индикаторов для оценки успешности проекта по результатам тестирования: 

1. Общие индикаторы: 

1.1. число клиентов - физических лиц; 

1.2. число клиентов - предпринимателей без образования юридического лица; 

1.3. число клиентов - юридических лиц; 

1.4. доля активных клиентов (клиентов, которые воспользовались услугой минимум один раз за прошедший месяц); 

1.5. доля клиентов, прошедших идентификацию; 

1.6. уровень удовлетворенности клиентов (на основе индекса удовлетворенности, в частичной выборке, по результатам анкетирования/опроса); 

1.7. уровень цены на услугу по сравнению с подобными услугами на рынке. 

2. Индикаторы для проектов в сфере платежей и денежных переводов: 

2.1. объем операций, совершенных с использованием технологии; 

2.2. средний размер операций, совершенных с использованием одного платежного инструмента - в разрезе общей клиентской базы и среди активных клиентов; 

2.3. среднее число операций, совершенных с использованием одного платежного инструмента (в течение одного месяца) - в разрезе общей клиентской базы и среди активных клиентов; 

2.4. число платежных инструментов, предоставленных клиентам; 

2.5. средняя стоимость операции для плательщика; 

2.6. средняя стоимость операции для получателя; 

2.7. среднемесячные темпы прироста объема операций; 

2.8. отношение объема операций по совершению платежа к операциям по снятию наличных денежных средств; 

2.9. доля оспоренных клиентами операций (по числу операций); 

2.10. доля оспоренных клиентами операций (по объему операций); 

2.11. доля оспоренных операций, компенсированная клиентам (по числу операций); 

2.12. доля оспоренных операций, компенсированная клиентам (по объему операций). 

3. Индикаторы для проектов в сфере кредитования: 

3.1. общий объем выданных кредитов (займов); 

3.2. общее число выданных кредитов (займов); 

3.3. средний размер одобряемого кредита (займа); 

3.4. доля одобренных заявок на получение кредита (займа); 

3.5. доля клиентов, допустивших просрочки по платежу; 

3.6. средний размер задолженности по выданным кредитам (займам); 

3.7. общий объем задолженности по выданным кредитам (займам); 

3.8. среднее время принятия решения о выдаче кредита (займа). 

4. Иные индикаторы, установленные Комитетом в рамках создания специального регулятивного режима. 

  

  

  

Приложение 5 

к Положению "О специальных регулятивных режимах" 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

ЛИЦЕНЗИЯ № 

на право проведения банковских операций в рамках специального регулятивного режима 

__________________________________________________________________ 

(полное фирменное наименование юридического лица) 

__________________________________________________________________ 

(сокращенное фирменное наименование юридического лица) 

г. ___________________ 

  

1. Имеет право осуществлять операции, указанные в техническом задании к данной лицензии, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Неотъемлемой частью настоящей лицензии является техническое задание на право проведения определенных операций. 

Настоящая лицензия вступает в силу со дня ее подписания. Срок действия лицензии - 12 месяцев со дня ее подписания. 

Лицо занесено в реестр юридических лиц Кыргызской Республики, осуществляющих тестирование банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима (дата, месяц, год). 

Лицензия зарегистрирована (дата, месяц, год). 

  

№ _______________ серия бланка _______________ 

  

Заместитель председателя/член Правления Национального банка 

  

_____________________________________________ ФИО, подпись 

  

Печать Национального банка 

  

  

  

Приложение 6 

к Положению "О специальном регулятивном режиме" 

  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 

к лицензии на право проведения тестирования банковских операций и услуг 

в рамках специального регулятивного режима 

__________________________________________________________________ 

(полное фирменное наименование юридического лица, далее - Участник) 

(В редакции постановления Правления Нацбанка КР от 27 июля 2022 года № 2022-П-12/47-4) 

 

1. Наименование и описание банковских операций и услуг в рамках специального регулятивного режима 

… 

2. Ограничения в рамках специального регулятивного режима на право проведения тестирования банковских операций 

… 

3. Перечень обязательств, вводимых в отношении участника специального регулятивного режима 

… 

4. Перечень критериев с количественными и качественными показателями для оценки успешности тестирования 

… 

5. Форма отчетности 

… 

6. Порядок действий участника специального регулятивного режима при прекращении тестирования 

… 

Настоящее техническое задание является неотъемлемой частью лицензии. 

  

Заместитель председателя/член Правления Национального банка 

_____________________________________ ФИО, подпись 

Печать Национального банка