Справка - обоснование
к проекту Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс об административной ответственности»
Проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности» разработан в целях оптимизации и гармонизации положений Кодекса об административной ответственности в части применения административных мер взыскания за правонарушения, посягающие на банковское законодательство, а также повышение дисциплины физических и юридических лиц, банков, ФКУ и их должностных лиц.
Необходимость предлагаемых изменений связана с тем, что действующие размеры штрафов, установленные при принятии КоАО в 1998 году, потеряли свою актуальность и в достаточной степени уже не выполняют функцию предупреждения правонарушений.
Так, согласно имеющейся статистике предоставленной Национальным банком, в 2014 году всего по республике было осуществлено 1 280 проверок обменных бюро. По результатам проверок нарушителям направлено 233 предписания, 18 предупреждений, лицензии 134 обменных бюро были приостановлены, отозваны лицензии 16-ти обменных бюро, составлено 304 протокола об административной ответственности, привлечено к административной ответственности 208 физических лиц, общая сумма штрафов в пользу республиканского бюджета составила 317 500 сомов.
За семь месяцев 2015 года всего по республике осуществлена 251 проверка обменных бюро. За выявленные нарушения законодательства Национальным банком отозваны лицензии 5 обменных бюро, временно приостановлено действие лицензий 11 обменных бюро, а также направлено 6 предупреждений и 52 предписания. Всего по результатам проверок было выявлено 85 фактов осуществления безлицензионной деятельности, на 81 правонарушителя наложен административный штраф, общая сумма штрафов, подлежащих к уплате в республиканский бюджет, составила 121 500 сомов.
Национальный банк в 2015 году продолжил работу по осуществлению совместных рейдовых проверок. В состав групп проверок входили сотрудники Национального банка. Государственной службы по борьбе с экономическими преступлениями Кыргызской Республики (Финансовая полиция), Министерства внутренних дел, Государственной налоговой службы при Правительстве Кыргызской Республики, Мэрии г.Бишкек и Муниципальной службы «Тазалык».
Несмотря на многочисленные проверки и принимаемые меры воздействия, подобная статистика повторяется из года в год. Отдельные обменные бюро не желают приводить свою деятельность в соответствие с требованиями, а крайняя мера воздействия в виде отзыва лицензии значимого эффекта не имеет.
В целях исключения деятельности обменных бюро без получения соответствующей лицензии, Национальным банком, в целях оптимизации деятельности субъектов - участников валютного рынка, осуществляющих обменные операции с наличной иностранной валютой, был инициирован проект Закона, предусматривающий внесение изменений и дополнений в законы Кыргызской Республики «Об операциях в иностранной валюте», «О противодействии финансированию терроризма и легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» и Налоговый кодекс.
Указанные изменения предусматривали исключение деятельности обменных бюро в форме физического либо юридического лица из списка лицензируемых и регулируемых субъектов Национального банка и оставлением права осуществлять обменные операции с наличной иностранной валютой финансово - кредитным учреждениям (уполномоченным банкам, кредитным союзам, специализированному финансово-кредитному учреждению, микрофинансовым и микрокредитным компаниям).
Данными изменениями позволяли бы эффективно выявлять лиц, осуществляющих безлицензионную деятельность и своевременно применять к ним меры воздействия.
Однако, данная инициатива Национального банка не была поддержана Правительством Кыргызской Республики.
Кроме того, Национальным банком, в рамках применяемых мер по исключению безлицензионной деятельности, были приняты нормативные правовые акты Национального банка, направленные на снижение лицензионных требований при открытии обменных бюро, в частности, было снижено требование о минимальной сумме оборотных средств при открытии юридическим лицом одного обменного бюро с 1 млн. сома до 500 000 (пятисот тысяч) сомов.
Однако, предпринятые Национальным банком меры не привели к исключению либо снижению безлицензионной деятельности обменных бюро.
Такая ситуация характеризует несоразмерность, как применяемых штрафов к совершенному правонарушению, так и выполняемой Национальным банком работы к ее результатам. Так, в действующей редакции Кодекса максимальный размер штрафа за нарушения банковского законодательства составляет: на граждан – до 2000 сомов, на должностных лиц банков и ФКУ – до 3000 сомов.
В соответствии со статьей 30 общей части Кодекса максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать ста, на должностных лиц – двухсот, на юридических лиц – десяти тысяч расчетных показателей. Проектом Закона предлагается увеличить максимальный размер, налагаемый на граждан от 100 до 1000, на должностных лиц от 200 до 1500 расчетных показателей.
Также проектом Закона предлагается в особенной части Кодекса в статье 357 увеличить размеры штрафов за занятие банковской деятельностью без лицензии, в статье 358 увеличить размеры штрафов за привлечение денежных средств без соответствующей лицензии и в статье 359 увеличить размеры штрафов за нарушение банковского, микрофинансового, платежного законодательства, законодательства об обмене кредитной информацией.
Предлагаемые законопроектом изменения предусматривают значительное увеличение и конкретизацию размеров штрафов за административные правонарушения в сфере банковского законодательства, исходя из современных реалий, состоянии экономики Кыргызской Республики. Так, предлагается увеличить размеры штрафов за нарушения банковского законодательства: на граждан – с 2000 сомов до 100 000 сомов, на должностных лиц – с 3000 сомов до 150 000 сомов. В отношении юридических лиц за нарушения банковского законодательства предлагается увеличить размер штрафа до 250 000 сомов.
Следует отметить, что налагаемые штрафы на нарушения банковского законодательства будут направляться в республиканский бюджет Кыргызской Республики.
Предполагаемые правовые, социальные и экономические последствия принятия законопроекта:
Увеличение штрафов за совершаемые правонарушения будет способствовать повышению дисциплины физических и юридических лиц, усилению ответственности должностных лиц банков, ФКУ и иных лиц, лицензируемых, регулируемых и регистрируемых Национальным банком, тем самым обеспечивая эффективность надзорных мер и результативность работы Национального банка в данной сфере, увеличению поступлений республиканского бюджета за счет налагаемых и взыскиваемых штрафов.
Предложенные в законопроекте подходы регулирования и применения административных мер взыскания носят комплексный характер, развивают механизмы банковского надзора и регулирования экономики (банковский сектор).
Принятие законопроекта не повлечет правозащитных, гендерных, экологических, коррупционных последствий, так как внедрение предлагаемых норм закона направлено на решение задач по привлечению Национальным банком виновных лиц к ответственности за нарушения банковского законодательства, на повышение дисциплины юридических и физических лиц, осуществляющих банковские операции, и на решение комплекса задач по обеспечению стабильности банковской системы.
Принятие данной нормы также будет способствовать предупреждению (пресечению) фактов мошенничества со стороны лиц, занимающихся банковской деятельностью, в том числе операциями по обмену наличной иностранной валюты без соответствующей лицензии, Данный законопроект соответствует Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом, и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке.
Проведен анализ регулятивного воздействия предлагаемого проекта закона «О внесении изменений и дополнения в Кодекс об административной ответственности».
Принятие данного законопроекта не требует дополнительного финансирования из бюджета страны.