СПРАВКА-ОБОСНОВАНИЕ 

к проекту постановления Национального банка Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2019 года № 9/10 

 

 

1. Цель и задачи 

Предлагаемый проект постановления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10» (далее проект постановления) разработан в целях обеспечения беспрепятственного доступа населения к финансовым услугам, путем определения для коммерческих банков и платежных организаций сроков настройки платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты для создания благоприятных условий для населения в части осуществления платежей и иных видов операций через платежные терминалы и банкоматы. 

2. Описательная часть 

Проектом постановления по созданию благоприятных условий для населения в части осуществления платежей и иных видов операций через платежные терминалы и банкоматы предлагается в срок не позднее 6 месяцев с момента объявления Национальным банком о выпуске новых банкнот в обращение обеспечить настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты. Это обусловлено тем, что при выпуске новых банкнот национальной валюты не все коммерческие банки и платежные организации своевременно настраивают свои оборудования на прием вводимых в обращение новых банкнот, в результате платежные терминалы и банкоматы не принимают данные банкноты, что создает неудобства для пользователей, ограничивая способы оплаты. 

Вместе с тем, принимая во внимание, что на сегодняшний день не все номиналы банкнот принимаются в платежных терминалах и банкоматах, в постановлении предлагается также предусмотреть отдельный пункт, где будут оговорены сроки адаптации (в срок не позднее 6 месяцев) платежных терминалов и банкоматов на прием уже находящихся в обращении всех видов банкнот национальной валюты. 

3. Прогнозы социальных, правовых, правозащитных, гендерных, экологических, экономических и коррупционных последствий 

Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия принятия проекта постановления: 

- повсеместный прием новых банкнот национальной валюты платежными терминалами и банкоматами, создавая удобства для населения; 

- снижение нагрузки на кассы коммерческих банков и поставщиков услуг; 

- обеспечение защиты прав потребителей платежных услуг.  

Проект постановления не содержит норм, ограничивающих правозащитные, гендерные, экологические последствия. 

4. Информация о результатах общественного обсуждения 

Информация по данному разделу будет дополнена после проведения общественного обсуждения. 

5. Анализ соответствия проекта законодательству 

Проект постановления не противоречит нормам Конституции Кыргызской Республики, законодательству республики в целом и нормам международного законодательства, ратифицированным в установленном порядке на территории Кыргызской Республики. 

6. Информация о необходимости финансирования 

При принятии проекта постановления потребуются дополнительные финансовые затраты со стороны коммерческих банков и платежных организаций на настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты

7. Информация об анализе регулятивного воздействия (АРВ) 

К проекту постановления в соответствии с Методикой проведения анализа регулятивного воздействия нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики на деятельность субъектов предпринимательства, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 21 декабря 2022 года № 2022-П-02/81-6-(НПА) проведен анализ регулятивного воздействия. 

 

 

Проект 

 

О внесении изменений в постановление  

Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению  

кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 № 9/10 

 

В соответствии со статьями 5, 9 и 64 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Внести изменения в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 г. № 9/10 (прилагается). 

2. Юридическому управлению: 

- со дня получения соответствующих документов в течение 3 (трех) рабочих дней опубликовать настоящее постановление на официальном интернет-сайте Национального банка Кыргызской Республики; 

- после официального опубликования направить настоящее постановление в Министерство юстиции Кыргызской Республики для внесения в Государственный реестр нормативных правовых актов Кыргызской Республики. 

3. Действующим на основании лицензий Национального банка Кыргызской Республики коммерческим банкам, платежным организациям, а также их агентам в срок не позднее 6 (шести) месяцев со дня вступления в силу данного постановления настроить платежные терминалы и банкоматы на прием банкнот национальной валюты в обращении. 

4. Коммерческие банки и платежные организации, которые находятся в процессе получения соответствующих лицензий обязаны обеспечить прием платежными терминалами и банкоматами банкнот национальной валюты в обращении. 

5. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков, небанковских финансово-кредитных организаций и платежных организаций, лицензируемых и регулируемых Национальным банком Кыргызской Республики. 

6. Отделу «Секретариат Правления» в течение 3 (трех) рабочих дней довести настоящее постановление до сведения соответствующих структурных подразделений, областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.  

7. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования. 

8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Правления Национального банка Кыргызской Республики, курирующего управление платежных систем.  

 

 

Приложение  

к постановлению Правления  

Национального банка  

Кыргызской Республики  

от «____» ________ 2023 года 

№________________________ 

 

 

 

Изменения 

в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики  

«Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10 

 

 

Внести в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10 следующее изменение: 

в положении «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики», утвержденном вышеуказанным постановлением: 

- дополнить пунктом 53-1 следующего содержания: 

«53-1. ФКО, включая их агентов, обязаны в срок не позднее 6 (шести) месяцев с даты объявления Национальным банком о выпуске новых банкнот в обращение обеспечить настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты.». 

 

 

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА 

к проекту постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении Положения «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года № 9/10 

 

 

Действующая редакция 

Предлагаемая редакция 

Глава 9. Минимальные требования по размещению, оснащению и инкассации периферийных устройств 

Глава 9. Минимальные требования по размещению, оснащению и инкассации периферийных устройств 

53. ФКО, включая их агентов, при установке и подключении периферийных устройств должны принять все меры по минимизации рисков, связанных с возможностью взлома, порчи, нарушения работоспособности или хищения данных устройств. Банкоматы и автоматизированные терминалы самообслуживания должны быть размещены в местах, соответствующих его техническим характеристикам (офисный, межстенный и т.д.). 

Остается в действующей редакции. 

отсутствует 

53-1. ФКО, включая их агентов, обязаны в срок не позднее 6 (шести) месяцев с даты объявления Национальным банком о выпуске новых банкнот в обращение обеспечить настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты. 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

  

УТВЕРЖДАЮ 

Председатель  

Национального банка Кыргызской Республики 

_________________________ 

«___» ___________ 2023 года 

 

 

Анализ регулятивного воздействия  

к проекту постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики»  

от 27 марта 2013 года №9/10  

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА 

Национальный банк Кыргызской Республики 

 

Анализ регулятивного воздействия 

к проекту постановления «О внесении изменений в постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики «Об утверждении «Положения о минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики» от 27 марта 2013 года №9/10, направленного на настройку банкоматов и платежных терминалов коммерческих банков и платежных организаций, а также их агентов, на прием банкнот национальной валюты, выпущенных Национальным банком Кыргызской Республики 

 

 

Основания для разработки:  

Приказ Национального банка Кыргызской Республики «О создании рабочей группы по проведению анализа регулятивного воздействия» от 28.09.2023 г. № 2023-Пр-141/217-О (далее АРВ). 

 

Сроки проведения АРВ:  

 c 28 сентября 2023 года по ________________ 2023 года 

Руководитель рабочей группы: 

 

Султаналиев А.З., начальник управления платежных систем Национального банка Кыргызской Республики (далее  Национальный банк). 

_________________ 

Члены рабочей группы:  

 

- Акулуева М.Ш., начальник отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка; 

_________________ 

- Колбаев Т.А., главный инспектор отдела анализа системных рисков управления банковского надзора Национального банка; 

_________________ 

- Курманалиев Э.А., главный эксперт экспертного отдела управления денежной наличности Национального банка (дублер: Артыкова К.Т, главный экономист); 

_________________ 

- Таалайбеков Н.Т., главный специалист отдела методологии, анализа и развития платежных систем управления платежных систем Национального банка (секретарь рабочей группы); 

_________________ 

- Камалов А.Б., специалист отдела по операторам платежных систем и платежным организациям управления банковского надзора Национального банка; 

_________________ 

- Абдыразаков Э.О., начальник отдела законопроектных работ юридического управления Национального банка; 

_________________ 

- Жумгалбек уулу Максат, менеджер отдела по работе с платежными терминалами ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG» (дублер: Абдывасиев А.Э., юрист ОЮЛ «Ассоциация операторов платежных систем KG»); 

_________________ 

- Кудайбергенова А.С., бухгалтер ОЮЛ «Союз банков Кыргызстана». 

_________________ 

 

Контактные данные ответственного лица: 

Таалайбеков Н.Т., 66-91-83, ntaalaibekov@nbkr.kg

 

 

 

I. Проблемы и основания для изменения регулирования 

1. Описание проблемы 

В соответствии со статьей 21 конституционного Закона Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» установлено, что сом является единственным законным платежным средством на всей территории Кыргызской Республики, обязательным к приему без ограничений по всем видам платежей.  

На территории Кыргызской Республики расчеты и платежи осуществляются в национальной валюте Кыргызской Республики, если законодательством Кыргызской Республики не предусмотрено иное. В случае необоснованного отказа в приеме денежных знаков национальной валюты Кыргызской Республики, а также их умышленного уничтожения или незаконного использования в рекламных и иных целях физические и юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

Аналогичные нормы содержатся и в статье 35 Гражданского кодекса Кыргызской Республики, которой установлено, что сом является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Кыргызской Республики. 

Вместе с тем согласно статье 300 Кодекса Кыргызской Республики о правонарушениях, нарушение должностным лицом банков или финансово-кредитных учреждений, или иных лиц, деятельность которых лицензируется и регулируется Национальным банком Кыргызской Республики, положений банковского законодательства, невыполнение обязательных предписаний уполномоченного государственного органа влекут наложение штрафа на юридических лиц в размере 550 расчетных показателей (55 000 сомов на 2023 год). 

При этом в законодательстве Кыргызской Республики не предусмотрены нормы в части сроков настройки платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых Национальным банком Кыргызской Республики в обращение новых банкнот национальной валюты. 

В связи с чем при выпуске новых банкнот национальной валюты не все коммерческие банки и платежные организации своевременно настраивают свои оборудования на прием вводимых в обращение новых банкнот, в результате платежные терминалы и банкоматы не принимают данные банкноты, что создает неудобства для пользователей, ограничивая способы оплаты. Это обусловлено тем, что настройка банкоматов и платежных терминалов на прием новых банкнот требует дополнительных финансовых, трудовых и временных ресурсов. В связи с этим возникает необходимость в изменении государственного регулирования по регламентированию деятельности коммерческих банков и платежных организаций в части обеспечения приема банкнот новых серий национальной валюты, выпускаемых в обращение на территории Кыргызской Республики путем определения необходимых сроков соответствующей настройки платежных терминалов и банкоматов.  

Национальная валюта Кыргызской Республики создавалась в соответствии с поэтапной стратегией. Всего с 1993 года в обращение было выпущено 5 серий банкнот. По состоянию на 10.10.2023 г. удельный вес банкнот 1-й серии в обращении составляет 0,02%, 2-й серии 0,14%, 3-й серии 0,22%, 4-й серии 97,99%, 5-ой серии 0,65% и циркуляционные монеты 0,98%. 

Все банкноты национальной валюты имеют статус официального платежного средства на территории Кыргызской Республики и подлежат обязательному приему в качестве платежного средства независимо от года выпуска. 

 

2. Масштаб проблемы 

Масштабы рассматриваемого вопроса непосредственно затрагивают деятельность коммерческих банков и платежных организаций в части сроков настройки платежных терминалов и банкоматов на прием банкнот различного номинала, выпускаемых и находящихся в обращении на территории Кыргызской Республики, которая требует финансовых, трудовых и временных затрат. 

 

3. Основания для изменения регулирования, актуальность решения проблемы  

По состоянию на 1 октября 2023 года на территории Кыргызской Республики установлено: 

- коммерческими банками 2 705 платежных терминалов и 174 банкомата с функцией приема наличных денежных средств (далее банкомат). Из них: 

Регион 

Платежные терминалы 

Банкоматы 

Итого 

г. Бишкек 

746 

57 

803 

Чуйская область 

269 

62 

331 

Иссык-Кульская область 

340 

349 

Нарынская область 

131 

136 

Таласская область 

149 

150 

Джалал-Абадская область 

375 

17 

392 

Ошская область 

517 

23 

540 

Баткенская область 

178 

179 

Итого 

2 705 

174 

2 879 

По предварительным данным, часть коммерческих банков уже произвела настройку своих платежных терминалов и банкоматов на прием банкнот национальной валюты различного достоинства и вида, выпускаемых и находящихся в обращении, другая часть завершит настройку к концу 2023 года, а некоторые находятся в процессе, ввиду замены купюроприемников. Из этого следует, что в целом коммерческим банкам на настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты требуется порядка 6 месяцев; 

 

- платежными организациями 13 093 платежных терминала, из которых 7 654 принадлежат их агентам. Из них: 

Регион 

Собственные терминалы 

Терминалы агентов  

(не КБ и ПО) 

Итого 

г. Бишкек 

2 112 

3 702 

5 814 

г. Ош 

349 

643 

992 

Чуйская область 

972 

1 214 

2 186 

Таласская область 

209 

154 

363 

Нарынская область 

137 

66 

203 

Ошская область 

580 

397 

977 

Иссык-Кульская область 

338 

408 

746 

Баткенская область 

265 

201 

466 

Джалал-Абадская область 

477 

869 

1 346 

Итого 

5 439 

7 654 

13 093 

По предварительным данным, более 70% платежных терминалов уже настроены на прием банкнот номиналами 2 000 и 5 000 сомов, а также порядка 30% платежных терминалов настроены на прием банкнот номиналами 200, 500 и 1000 сомов образца  

2023 года. Настройка оставшихся терминалов в большинстве случаев запланирована к концу 2023 года либо к началу 2024 года. Это обусловлено тем, что у некоторых платежных организаций, в том числе с крупной разветвленной сетью терминалов (терминалов агентов), возникают трудности с обновлением программного обеспечения либо с заменой самих терминалов или купюроприемников ввиду значительных трудовых и временных затрат  

из-за географического (регионального) расположения самих терминалов и финансовых вложений. Кроме того, ввиду геополитической ситуации в регионе возникли сложности с приобретением новых видов купюроприемников и иных частей. При этом следует отметить, что в целом платежным организациям на настройку платежных терминалов на прием вводимых в обращение новых серий банкнот национальной валюты требуется порядка 9 месяцев. 

Принимая во внимание, что в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и Гражданским кодексом Кыргызской Республики сом является единственным законным платежным средством на всей территории Кыргызской Республики, обязательным к приему без ограничений по всем видам платежей, за необоснованный отказ в приеме денежных знаков национальной валюты Кыргызской Республики физические и юридические лица, в том числе коммерческие банки и платежные организации, несут ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

При этом законодательством Кыргызской Республики не предусмотрены послабления для банков и платежных организаций в отношении принадлежащих/обслуживаемых ими платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых серий банкнот национальной валюты, выпущенных в обращение Национальным банком Кыргызской Республики. В то же время в соответствии с Перечнем главнейших сведений, составляющих государственную тайну от 7 июля 1995 года №267/9 сведения о проектах банкнот национальной валюты относятся к секретным сведениям. В этой связи разглашение о выпуске новых банкнот и выдача образцов банкнот национальной валюты, до их объявления о выпуске не представляется возможным. Кроме того, для настройки платежных терминалов и банкоматов требуются платежные банкноты, а не образцы новых банкнот с надписью «ҮЛГҮ». Следовательно, с момента введения в обращение Национальным банком новых серий банкнот национальной валюты, коммерческие банки и платежные организации должны обеспечить их прием платежными терминалами и банкоматами, в ином случае, если государственное регулирование по данному вопросу останется без изменений, в отношении коммерческих банков и платежных организаций будут применены меры воздействия в соответствии законодательством Кыргызской Республики. 

В связи с этим для дальнейшего регулирования данного вопроса с учетом географической (региональной) расположенности и техническими особенностями терминалов, в том числе рисков поставки оборудования (смена поставщика), предлагается внести соответствующие изменения в Положение «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 27 марта 2013 года №9/10, путем дополнения вышеуказанного Положения пунктом 53-1 следующего содержания: 

«53-1. ФКО, включая их агентов, обязаны в срок не позднее 6 (шести) месяцев с даты объявления Национальным банком о выпуске новых банкнот в обращение обеспечить настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты.». 

Вместе с тем, принимая во внимание, что на сегодняшний день не все виды и номиналы банкнот принимаются в платежных терминалах и банкоматах, в проекте постановления предлагается также предусмотреть отдельный пункт, где будут оговорены сроки адаптации (в срок не позднее 6 (шести) месяцев) платежных терминалов и банкоматов на прием уже находящихся в обращении всех видов банкнот национальной валюты. 

 

4. Международный опыт 

Российская Федерация. В Российской Федерации требования к приему банкнот регулируются Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в рамках которого банкноты и монеты Банка России обязательны к приему по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации.  

Однако конкретных норм по срокам настройки периферийных устройств на прием новых банкнот в законодательстве Российской Федерации не установлено. При этом в средствах массовой информации (например, «Коммерсант») Белов С.В., заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации, объявив о введении в обращение в России новой банкноты, озвучил, что Центральный банк специально не устанавливает крайних сроков, отмечая, что обычно настройка оборудования на новые банкноты занимает от полугода до года. В свою очередь Ассоциация банков России просила перенести на полгода введение в обращение новых купюр. 

Республика Казахстан. В Республике Казахстан требования к приему банкнот регулируются Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан», где банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным Банком Казахстана, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории Республики Казахстан по всем видам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, без ограничения размениваются и обмениваются всеми банками, филиалами банков-нерезидентов Республики Казахстан и Национальным оператором почты. Тем временем в средствах массовой информации (например, международное информационное агентство «Казинформ») Национальный банк Республики Казахстан отметил, что банки второго уровня и субъекты бизнеса (например, операторы платежных услуг) самостоятельно проводят настройку автоматических устройств по приему той или иной банкноты и им потребуется время для настройки автоматических устройств приема банкнот. 

 

II. Описание предлагаемого регулирования 

5. Цель регулирования 

Целью государственного регулирования является беспрепятственный доступ населения к финансовым услугам, путем определения для коммерческих банков и платежных организаций сроков настройки платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты для создания благоприятных условий для населения в части осуществления платежей и иных видов операций через платежные терминалы и банкоматы. 

 

6. Предлагаемое регулирование  

Предлагаемое регулирование  внести изменения в Положение «О минимальных требованиях по выполнению кассовых операций в коммерческих банках и небанковских финансово-кредитных организациях Кыргызской Республики», утвержденное постановлением Правления Национального банка от 27 марта 2013 года №9/10 путем дополнения новым пунктом об установлении сроков настройки коммерческими банками и платежными организациями всех периферийных устройств на прием новых банкнот национальной валюты.  

 

7. Оценка вероятных социальных и экономических последствий регулирования 

7.1. Ожидаемая результативность предлагаемого регулирования для населения будет иметь положительные социально-экономические эффекты, так как регулирование направлено на повсеместный прием новых банкнот национальной валюты платежными терминалами и банкоматами, создавая удобства для населения и снижая нагрузку на кассы коммерческих банков и поставщиков услуг. 

7.2. Ожидаемое воздействие на экономику, социальный сектор и экологию:  

1) воздействие на экономику: непосредственное влияние на экономику не предусматривает, так как изменения направлены на повсеместный прием новых банкнот национальной валюты платежными терминалами и банкоматами, создавая удобства для населения; 

2) воздействие на социальную сферу: предлагаемое регулирование как ожидается будет иметь позитивное воздействие на население в части возможности совершения платежа новыми банкнотами национальной валюты через платежные терминалы и банкоматы; 

3) воздействие на экологию отсутствует. 

7.3. Ожидаемое воздействие на основные группы заинтересованных сторон адресатов регулирования: 

1) государственные органы: непосредственное влияние на государственные органы отсутствует; 

2) предприниматели: предлагаемое регулирование имеет два эффекта: 

- позитивное влияние на деятельность предпринимателей в части послабления на сроки настройки платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых банкнот национальной валюты, выпущенных в обращение Национальным банком Кыргызской Республики, а также снижение нагрузки на кассы коммерческих банков и поставщиков услуг; 

- негативное влияние на деятельность коммерческих банков и платежных терминалов в части затрат, направляемых на настройку платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых наличных банкнот национальной валюты, выпущенных в обращение Национальным банком Кыргызской Республики, а также увеличение наличного оборота в стране;  

3) население: позитивное влияние на население, поскольку предлагаемое регулирование позволит населению повсеместно осуществлять оплату новыми банкнотами национальной валюты через платежные терминалы и банкоматы. 

 

8. Оценка рисков во время реализации предлагаемого регулирования 

Риски реализации данного регулирования минимальны, поскольку проект направлен на соблюдение норм законодательства Кыргызской Республики, путем определения сроков настройки платежных терминалов и банкоматов на прием банкнот национальной валюты. 

При этом необходимо отметить, что в случае установления коротких сроков для адаптации платежных терминалов агентов платежных организаций, многие платежные организации во исполнение требований нормативных правовых актов Национального банка будут вынуждены отключить от своей информационной системы терминалы агентов, неспособные принимать все виды банкнот. В свою очередь это повлечет массовое отключение от терминальной сети платежных организаций именно агентов из регионов.  

 

9. Оценка воздействия на конкуренцию 

Предлагаемое регулирование не окажет воздействия на конкуренцию, поскольку не предполагает введение каких-либо ограничений или преимуществ для участников рынка. 

 

10. Мнения заинтересованных сторон 

Мнения заинтересованных сторон будет дополнено после общественного обсуждения. 

 

11. Обоснование выбора предлагаемого регулирования  

На основании вышеизложенного предлагаемое регулирование рекомендуется к выбору, поскольку определение сроков настройки платежных терминалов и банкоматов на прием вводимых в обращение новых серий банкнот национальной валюты позволит населению повсеместно оплачивать всеми видами и достоинствами банкнот национальной валюты через платежные терминалы и банкоматы, тем самым исполняя нормы законодательства страны