Утверждено  

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 24 января 2025 года 

№ 2025-П-25/3-1-(ВД) 

  

  

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ 

деятельности Национального банка Кыргызской Республики 

на 2025-2030 годы 

  

  

Национальный банк Кыргызской Республики (далее Национальный банк) осуществляет свою деятельность в интересах Кыргызской Республики и для обеспечения ее устойчивого развития. 

Достижение и поддержание стабильности цен в экономике путем реализации соответствующей денежно-кредитной политики остается основной целью деятельности Национального банка. 

Создание благоприятной среды в банковской и платежной системах, обеспечение их надежности и безопасности, поддержание покупательской способности национальной валюты, развитие инновационных финансовых технологий, соблюдение норм законодательства в сфере защиты прав потребителей и повышение финансовой доступности являются залогом устойчивого развития финансового сектора и неотъемлемыми условиями долгосрочного экономического роста и развития Кыргызской Республики. 

Для реализации поставленных конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» задач Национальный банк следует следующим принципам:  

- независимости деятельности в осуществлении его полномочий;  

- подотчетности, открытости и информирования общественности о принятых решениях в области реализации целей и задач;  

- предсказуемости действий в краткосрочном и среднесрочном периоде;  

- поддержанию профессионализма и компетентности работников.  

Видение Национального банка Кыргызской Республики на 2025-2030 годы: 

В сфере денежно-кредитной политики  

- совершенствование процентного канала передаточного механизма денежно-кредитной политики; 

- развитие межбанковского денежного рынка;  

- поддержание гибкого валютного курса. 

В сфере финансового сектора  

cовершенствование нормативной правовой базы;  

- развитие исламских принципов финансирования; 

- совершенствование цифровизации банковского сектора и сектора микрофинансирования; 

- повышение и укрепление устойчивости банковской системы; 

- взаимодействие с участниками финансового и государственного секторов, центральных банков стран ЕАЭС и международных сообществ в части противодействия компьютерным атакам путем обмена информации об уязвимостях, угрозах и инцидентах информационной безопасности; 

- развитие устойчивого финансирования, в том числе зеленого финансирования в банковском секторе и секторе микрофинансирования; 

- стимулирование расширения доступа к финансовым ресурсам женщинам-предпринимателям; 

- повышение финансовой грамотности населения. 

В сфере платежных систем  

- достижение доли безналичных платежей и расчетов до уровня 80-90 процентов посредством развития цифровой финансовой инфраструктуры, способов проведения платежей в безналичной форме, развития цифровых платежных технологий; 

- апробирование прототипа платформы цифрового сома. 

В сфере налично-денежного обращения 

- обеспечение непрерывности, надежности и безопасности наличного денежного обращения. 

В сфере обеспечения деятельности Национального банка 

- обеспечение непрерывного процесса деятельности Национального банка; 

- обеспечение доступности автоматизированных и информационных систем Национального банка, а также их развитие в соответствии с действующей Концепцией цифровой трансформации Кыргызской Республики. 

 

 

ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА  

 

Ценовая стабильность является ключевым фактором обеспечения макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста Кыргызской Республики в долгосрочной перспективе. Поддержание умеренно низкой и стабильной инфляции способствует сохранению покупательской способности населения и повышению доверия к национальной валюте и финансовой системе в целом. 

Денежно-кредитная политика как часть экономической политики государства будет осуществляться в рамках реализации общей стратегии экономического развития Кыргызской Республики и будет способствовать созданию благоприятной бизнес-среды, поддержанию инвестиционного климата, повышению уровня жизни населения, снижая неопределенность экономических субъектов при принятии решений

Денежно-кредитная политика будет нацелена на достижение и удержание уровня инфляции в пределах целевого ориентира, установленного Национальным банком.  

Денежно-кредитная политика Национального банка является политикой, ориентированной на перспективу, поскольку воздействие принятых решений в области денежно-кредитной политики на ключевые макроэкономические показатели страны происходит с определенным лагом. Разработка денежно-кредитной политики осуществляется на основе прогнозов инфляции на краткосрочный и среднесрочный периоды, полученных в результате согласованного и экономически обоснованного прогноза развития экономической ситуации в Кыргызской Республике и во внешней среде. 

При проведении денежно-кредитной политики Национальный банк основывается на следующих принципах: 

- последовательности, предсказуемости и прозрачности денежно-кредитных решений; 

- поддержания гибкого валютного курса; 

- совершенствования передаточного (трансмиссионного) механизма денежно-кредитной политики, характеризующего процесс воздействия решений в области денежно-кредитной политики на ценовую динамику посредством различных каналов влияния: процентного, валютного, кредитного и канала коммуникаций;  

- развития глубины межбанковского денежного рынка; 

- активной коммуникационной политики Национального банка по вопросам денежно-кредитной политики. 

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТАТОЧНОГО УРОВНЯ  

МЕЖДУНАРОДНЫХ РЕЗЕРВОВ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

 

Международные резервы активы, находящиеся в собственности Национального банка и используемые для выполнения задач и полномочий, предусмотренных конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики». 

Обеспечение достаточного уровня международных резервов Национального банка одно из основных стратегических направлений Национального банка, необходимое для проведения денежно-кредитной и валютной политик.  

Кроме этого, достаточный уровень международных резервов необходим для своевременного обслуживания обязательств Кабинета Министров Кыргызской Республики в иностранной валюте, выполнения обязательств Национального банка в иностранной валюте и обеспечения операционной деятельности Национального банка.  

Основные мероприятия для достижения достаточного уровня международных резервов Национального банка: 

- проведение операций по покупке драгоценных металлов на внутреннем рынке Кыргызской Республики у субъектов производства драгоценных металлов; 

- заключение сделок и проведение инвестиционных операций; 

- осуществление операций с драгоценными металлами на внешних финансовых рынках. 

Таким образом, Национальный банк в рамках обеспечения достаточного уровня международных резервов на период 2025-2030 годы будет стремиться: 

- поддерживать покупательскую способности национальной валюты и стабильность цен; 

- обеспечивать финансовую стабильность Кыргызской Республики; 

- своевременно обслуживать обязательства Кабинета Министров Кыргызской Республики в иностранной валюте; 

- поддерживать уровень международных резервов, достаточного для покрытия как минимум трехмесячного импорта; 

- быть готовым к внешнеэкономическим кризисам и глобальным шокам; 

- содействовать повышению международного рейтинга Кыргызской Республики.  

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ  

НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

 

Национальный банк играет ведущую роль в развитии финансовой системы Кыргызской Республики. Важной задачей Национального банка является внедрение и развитие различных видов межбанковских операций.  

Национальный банк выполняет несколько функций на межбанковском финансовом рынке страны:  

- выступает организатором торговли и оператором/администратором автоматизированной торговой системы;  

- является агентом Кабинета Министров Кыргызской Республики в части первичного размещения и погашения государственных ценных бумаг и ведения депозитарного учета государственных ценных бумаг;  

- является непосредственным участником внутреннего финансового рынка, проводящим денежно-кредитную и валютную политики. 

Одним из основных условий успешной реализации деятельности Национального банка является наличие соответствующей инфраструктуры торговой системы. Участие Национального банка на финансовом рынке позволяет повышать роль и важность межбанковского рынка.  

Модернизация действующей автоматизированной торговой системы Национального банка продиктована необходимостью улучшения текущих и введению нового функционала бизнес-процессов, внедрению новых мер информационной безопасности, повышению производительности, снижению рисков и уязвимостей.  

В настоящее время в связи с внедрением стандарта ISO 20022 в систему SWIFT происходит переход всего SWIFT-сообщества от старых сообщений формата МТ к новому формату МХ. Этот переход также является одной из причин модернизации автоматизированной торговой системы Национального банка, поскольку действующая система не поддерживает обработку данных в новом формате. 

Основными задачами модернизации автоматизированной торговой системы Национального банка являются: 

- создание новых торговых секций для операций с золотом и драгоценными металлами, расширение линейки производных инструментов; 

- создание секции/модуля финансовых инструментов, соответствующих исламским принципам финансирования; 

- возможность использования государственных ценных бумаг на вторичном рынке независимо от площадки первичного размещения через создание «депозитарного моста» между Национальным банком и внешними депозитариями; 

- другие улучшения существующих функций и торговых механизмов. 

Модернизация систем и бизнес-процессов в условиях повышения конкурентоспособности финансового сектора будет способствовать:  

- улучшению реализации и эффективности реализации денежно-кредитной политики и внедрению новых инструментов денежно-кредитной политики; 

- снижению кредитного и операционных рисков, риска ликвидности и риска платежей; 

- повышению доверия к банковскому сектору Кыргызской Республики, а также развитию и укреплению финансовой системы страны; 

- повышению привлекательности и доверия к внутренней инфраструктуре, а также мотивации банков в улучшении их операций и продуктов в будущем.  

В целом модернизация инфраструктуры финансового рынка не только повысит эффективность, но и снизит риски при проведении участниками финансовых операций,  

а также будет способствовать принесению лучшей мировой практики. 

 

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА  

 

Деятельность Национального банка будет направлена на внедрение лучших международных практик в части упрощения доступа населения к финансовым услугам и их надежности путем цифровизации этапов формирования услуг. 

Основными приоритетными направлениями на 2025-2030 годы станут: 

1. Совершенствование нормативной правовой базы, касающейся: 

- надзора и регулирования деятельности поднадзорных Национальному банку организаций в соответствии с законодательством страны, международными стандартами и best-practices; 

- создания специальных регулятивных режимов (регуляторных песочниц) для тестирования инновационных финансовых продуктов и технологий;  

- внедрения цифровых технологий в деятельности микрофинансовых организаций (мобильный банкинг, онлайн-кредитование, оценка кредитного риска с использованием цифровых технологий);  

- внедрения цифрового профиля пользователей финансовых услуг с инструментами электронной идентификации для создания условий полноценного обслуживания в электронной форме; 

- противодействия мошенническим действиям и несанкционированным операциям;  

- противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов;  

- расширения перечня гарантийных инструментов гарантийных фондов в целях увеличения доступности финансирования в рамках кредитно-гарантийных отношений; 

- стимулирования финансирования женского предпринимательства; 

- внедрения принципов ESG в банковском и микрофинансовом секторах; 

- обеспечения раскрытия информации банками и небанковскими финансово-кредитными организациями по устойчивому развитию и влиянию климатических рисков; 

- установления критериев для зеленых проектов в соответствии с международными стандартами, в том числе к верификации зеленых проектов.  

 

2. Развитие исламских принципов финансирования 

Национальный банк продолжит развитие исламских принципов финансирования в качестве перспективного направления банковских услуг, предлагаемых населению.  

Будет уделено внимание повышению осведомленности населения об исламских принципах финансирования. В долгосрочной перспективе повышение знаний и вовлеченность населения в рынок исламских финансовых продуктов позволит гражданам лучше ориентироваться в сфере экономики, что предоставит им возможность делать независимый выбор в использовании банковских услуг. 

Национальный банк продолжит внедрять лучшие международные практики по исламским принципам финансирования в свои нормативные правовые акты для содействия развитию инфраструктуры исламских финансовых услуг. Это будет способствовать росту числа финансово-кредитных организаций, предлагающих исламские банковские услуги, и потребителей исламских банковских услуг, что в конечном итоге позволит повысить финансовое посредничество и благосостояние населения. 

 

3. Мероприятия по цифровизации банковского сектора и сектора микрофинансирования будут включать: 

- совершенствование правовой базы для внедрения цифровых технологий в деятельности микрофинансовых организаций (мобильный банкинг, онлайн-кредитование, оценка кредитного риска с использованием цифровых технологий);  

- формирование правовой базы использования электронной подписи и ее связи с цифровым профилем пользователей финансовых услуг для создания условий полноценного обслуживания в электронной форме; 

- совершенствование правовой базы по вопросам обеспечения информационной безопасности с учетом мирового опыта по стандартизации и регулированию информационной безопасности;  

- совершенствование правовой базы для снижения мошеннических действий;  

- совершенствование требований к созданию специальных регулятивных режимов (регуляторных песочниц) для тестирования инновационных финансовых продуктов и технологий; 

- развитие устойчивого финансирования (зеленое финансирование); 

- расширение доступа к финансовым ресурсам женщин-предпринимателей; 

- переход от форма-центричного к дата-центричному мониторингу поднадзорных организаций;  

- переход к риск-ориентированному подходу в надзорной деятельности в области информационной безопасности: формирование профиля риска кредитной организации и ее анализ.  

 

4. Повышение и укрепление устойчивости банковской системы и небанковских финансово-кредитных организаций посредством: 

- поэтапной капитализации коммерческих банков в зависимости от размеров и показателей системной значимости; 

поэтапной капитализации небанковских финансово-кредитных организаций в зависимости от размеров и показателей; 

установления требований к коммерческим банкам по внедрению внутренних процедур оценки достаточности капитала (ICAAP) и процесса надзорного обзора и оценки (SREP), которые являются важным элементом Базеля II и лучшей практики банковского надзора и будут способствовать дальнейшему повышению качества управления рисками, корпоративному управлению и снижению рисков менеджмента, капитала и ликвидности, а также устойчивости деятельности коммерческих банков. 

 

5. Усиление взаимодействия с участниками финансового и государственного секторов, центральных банков стран ЕАЭС и международных сообществ в части противодействия компьютерным атакам.  

 

6. Переход на риск-ориентированный подход в надзорной деятельности в области информационной безопасности путем формирования профиля риска кредитных организаций по результатам инспектирования, сбора регулятивной отчетности и показателям операционной устойчивости организации.  

 

7. Повышение финансовой грамотности населения Кыргызской Республики 

Национальный банк продолжит мероприятия по повышению финансовой грамотности населения для формирования финансово-грамотного гражданского общества. Финансовая грамотность поможет увеличить эффективность использования финансовых инструментов, повысить осведомленность и охват населения о преимуществах и рисках финансовых продуктов, что будет способствовать росту депозитов в банковской системе, улучшению качества кредитного портфеля и расширению возможностей для инвестиций. 

Реализация мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения для достижения показателя выше 12 баллов из 21 по методике оценки Организации экономического сотрудничества и развития (согласно исследованию 2021 года, показатель составил 11.6 баллов, что является средним значением по странам Содружества Независимых Государств). 

 

8. В настоящее время рынок виртуальных активов регулируется Службой регулирования и надзора за финансовым рынком Кыргызской Республики. В свою очередь, финансовые операции все больше и больше проводятся также с помощью виртуальных активов. Национальному банку как надзорному органу необходимо также изучать данное направление в условиях интеграции данных активов в банковскую и небанковские сферы, в частности при проведении обменных операций. 

На сегодняшний день наблюдается использование виртуальных активов при проведении следующих операций: 

- как средства платежа и накопления; 

- как денежных переводов посредством купли-продажи виртуальных активов; 

- при проведении обменных операций. 

Вышеперечисленные операции подлежат регулированию и/или надзору Национальным банком в целях мониторинга и управления рисками в банковской/небанковской/платежной системах. Уже сегодня можно наблюдать разные виды мошеннических операций в данном направлении, в частности в Национальный банк граждане все чаще обращаются с вопросами после проведения операций с использованием виртуальных активов. В этой связи Национальный банк в перспективе будет рассматривать вопрос необходимости регулирования и надзора операций с использованием виртуальных активов.  

 

9. Улучшение системы защиты прав потребителей банковских услуг 

Национальный банк продолжит работу по совершенствованию норм законодательства, направленных на защиту прав потребителей финансово-банковских услуг и улучшение качества предоставляемых услуг. В целях улучшения системы защиты прав потребителей Национальным банком будут приняты меры по выявлению первопричин жалоб и совершенствованию внутренних процедур финансово-кредитных организаций в сфере защиты прав потребителей.  

Введение надзора за рыночным поведением поставщиков банковских услуг позволит осуществлять надзор за тем, как банковские организации взаимодействуют с потребителем, и проверить не только соблюдение профессиональным участником финансового рынка требований законодательства Кыргызской Республики, но и его поведение по отношению к клиенту. 

В целом введение поведенческого надзора позволит выявить как незаконное, так и недобросовестное поведение финансовой организации, с тем чтобы финансовые организации были заинтересованы в конкуренции между собой и предоставляли более качественные продукты и услуги, не злоупотребляя недостаточной информированностью потребителей и низкой финансовой грамотностью населения.  

 

ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА 

Обеспечение эффективности, безопасности, надежности платежной системы является одной из задач Национального банка, определенных конституционным законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики».  

Национальный банк совместно с коммерческими банками, платежными организациями/операторами платежных систем, а также государственными органами продолжит работу по увеличению безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике, которая будет направлена на достижение доли безналичных платежей до уровня 80-90 процентов к концу 2030 года. 

Для выполнения этой задачи усилия Национального банка будут направлены на поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне путем внедрения новых цифровых и финансовых технологий.  

В целях продолжения системного и поэтапного развития цифровой трансформации финансового сектора Национальный банк держит курс на развитие межсистемной интеграции платежных систем, в том числе на страновом уровне.  

В настоящее время актуальным вопросом остается развитие функционала оператора взаимодействия для обеспечения потребителей удобными и доступными платежными инструментами, в том числе для проведения трансграничных платежей. Для этого Национальный банк и закрытое акционерное общество «Межбанковский Процессинговый Центр» (далее ЗАО «МПЦ») продолжат развивать интероперабельность платежной системы для внедрения быстрых платежей и переводов с использованием новых идентификаторов (в дополнение к QR-кодам) с возможностью проведения трансграничных платежей.  

Национальным банком, ЗАО «МПЦ» и участниками платежных систем будет продолжено развитие единого платежного пространства с функционалом быстрых переводов и платежей по QR-кодам с использованием новых идентификаторов проведения платежей в режиме реального времени. 

Для обеспечения защищенного и безопасного обмена информацией между участниками банковского сектора с целью разработки новых продуктов и услуг, отвечающих потребностям потребителей и в перспективе способствующих повышению конкуренции, Национальным банком разработана Концепция развития открытого банкинга в Кыргызской Республике.  

Внедрение принципов открытого банкинга должно привести к повышению доступности финансовых услуг в Кыргызской Республике.  

Национальный банк также продолжит работу по изучению новых информационных технологий. 

Наряду с реализацией Государственной программы по увеличению доли безналичных платежей и расчетов в Кыргызской Республике на 2023-2027 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка от 29 декабря 2023 года № 737/67-7, а также постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики и Национального банка Кыргызской Республики 

«О приеме платежей за государственные и муниципальные услуги в безналичной форме» от 16 декабря 2022 года № 680/66-6 достижению вышеуказанных показателей будет способствовать планомерная реализация следующих мероприятий: 

- развитие национальной платежной системы, платежной инфраструктуры по обслуживанию клиентов по приему/проведению платежей в безналичной форме, включая расширение агентской сети; увеличение периферийного оборудования: POS-терминалов, платежных терминалов, установленных QR-кодов, иных устройств. При этом количество банкоматов в стране в будущем постепенно будет снижаться, а комиссия за обналичивание денежных средств посредством банкоматов будет увеличиваться; 

- содействие и создание благоприятных условий для внедрения инновационных платежных технологий, расширяющих географию оказания платежных услуг и снижающих их стоимость для населения и хозяйствующих субъектов, в частности посредством предоставления им дистанционного доступа к банковским услугам. Так, например, будут внедряться новые платежные решения в мобильные приложения, в том числе расширение возможностей оплаты через сторонние приложения и интернет-сайты партнеров для проведения безналичной оплаты. На постоянной основе будет проводиться интеграция с новыми сервисами для проведения безналичной оплаты, что в целом будет повышать удобство и скорость проведения платежей для клиентов; 

- стимулирование безналичных платежей и расчетов посредством различных бонусных программ и скидок для населения, использующего безналичные платежи, а также программ кэшбеков для определенных категорий расходов; 

- совершенствование нормативной правовой базы по платежной системе с учетом современных тенденций и стремительного развития цифровых платежных технологий; 

- взаимодействие с государственным и частным секторами по вопросам развития компонентов платежных систем, финансового и розничного рынков; 

- взаимодействие с участниками платежной системы по созданию условий для перевода государственных органов, бюджетных организаций и субъектов бизнеса на безналичные расчеты с использованием различных форм платежных инструментов; 

- обеспечение необходимого уровня безопасности операций с использованием банковских платежных карт, электронных денег, QR-кодов и иных систем дистанционного банковского обслуживания в соответствии с международными стандартами; 

- апробирование прототипа платформы цифрового сома; 

- развитие цифровых платежных технологий; 

- регулирование деятельности участников платежного рынка. 

 

 

АПРОБИРОВАНИЕ ПРОТОТИПА ПЛАТФОРМЫ ЦИФРОВОГО СОМА 

 

Цифровой сом это инициатива Национального банка по созданию и внедрению национальной цифровой валюты. Разработка цифрового сома является частью более широкой стратегии цифровизации финансового сектора и направлена на улучшение доступности, надежности и прозрачности финансовых услуг в стране.  

Цифровой сом будет функционировать на основе блокчейн-платформы, которая обеспечит безопасные и быстрые платежи, создаст новые ускоренные условия соглашений для финансового сектора в виде смарт-контрактов путем интеграций с финансовыми и государственными системами. 

Цель создания цифрового сома (эмиссия национальной валюты «цифровой сом» в цифровой форме) обеспечить финансовую инклюзивность, безопасность и прозрачность платежей в стране, тем самым повысить доступ к финансовым услугам, которая будет способствовать развитию цифровой экономики в Кыргызской Республике.  

Реализация проекта цифрового сома на период 2025-2030 годы включает ключевые этапы, основанные на методологии 5P, рекомендованной Международным валютным фондом. 

На первом этапе тестирования будет подтверждена жизнеспособность концепции цифрового сома (Proof of Concept) с проведением тестирования базовых функций платформы и анализа ее возможностей в условиях, приближенных к реальным. 

Второй этап тестирования предполагает создание прототипа цифрового сома (Prototypes) для его апробации в ограниченном круге пользователей, что позволит выявить возможные технические и организационные вопросы, а также протестировать совместимость с существующими платежными системами. 

После завершения второго этапа испытаний проект перейдет на стадию пилотного режима (Pilot), в рамках которого будут проводиться тестовые операции с реальными платежами, включая P2P (платежи между физическими лицами), B2B (платежи между бизнесом) и G2C (государственные транзакции).  

На основе анализа данных пилотного этапа будет подготовлен отчет, по результатам которого при положительной оценке проект перейдет в продуктивный режим (Production), предполагающий подключение участников платежных систем и полное внедрение цифрового сома. 

На последующих этапах в 2027-2030 годы планируется расширение функциональности платформы, включая: 

- интеграцию для трансграничных платежей: рассматривается возможность взаимодействия с аналогичными платформами других стран, что позволит осуществлять трансграничные платежи, улучшит международное сотрудничество и упростит финансовые операции для граждан и бизнеса; 

- поддержку смарт-контрактов: запланирована реализация смарт-контрактов, которые автоматизируют выполнение условий сделок и обеспечат прозрачность транзакций, что о позволит внедрить программируемые платежи и оптимизировать процессы, повышая эффективность операций; 

- адаптацию и оптимизацию платформы: постоянная работа по совершенствованию платформы будет направлена на повышение скорости обработки операций, кибербезопасность и устойчивость к нагрузкам, при этом платформа будет обновляться в соответствии с новыми технологиями и потребностями пользователей, что обеспечит ее долгосрочную актуальность. 

Параллельно будет проводиться работа по совершенствованию нормативных правовых актов Национального банка по вопросу операционных правил, регламента работы оператора платформы цифрового сома и правил подключения участников платежной системы. 

НАЛИЧНО-ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ  

 

Для обеспечения непрерывности, надежности и безопасности налично-денежного обращения Кыргызской Республики Национальный банк продолжит работу по совершенствованию технологических процессов налично-денежного обращения, что включает:  

- минимизацию рисков человеческого фактора по обработке банкнот национальной валюты, что предусматривает снижение операционных рисков при автоматизированной обработке и упаковке денежной наличности;  

- оптимизацию технологии уничтожения ветхих банкнот и дефектных монет;  

- повышение безопасности и качества обработки денег, направленное на формирование политики «чистых денег» в обращении и выявление поддельных банкнот на первичном этапе обработки банкнот, что является превентивной мерой по предотвращению распространения фальшивых банкнот национальной валюты на территории республики. 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА  

 

Для обеспечения деятельности Национального банка будет проводиться работа по следующим направлениям:  

- внедрению ESG-принципов в деятельность Национального банка; 

- раскрытию информации в области устойчивого развития Национального банка; 

- повышению доверия общественности к Национальному банку, улучшению работы с ожиданиями населения; 

- повышению эффективности каналов внешней и внутренней коммуникации с учетом потребностей и интересов целевых групп; 

- постоянному улучшению и совершенствованию системы обеспечения информационной и кибербезопасности и системы управления информационной безопасности в Национальном банке; 

- обеспечению эффективности, безопасности и надежности информационной инфраструктуры Национального банка, а также формированию системы кибербезопасности финансово-кредитного и платежного секторов Кыргызской Республики для обеспечения и поддержания состояния их защищенности; 

- укреплению взаимодействия Национального банка с международным организациями и центральными банками стран-партнеров в целях развития в рамках интеграционных объединений и двусторонних отношений; 

- улучшению управлением бизнес-процессами Национального банка, своевременному выявлению потенциальных операционных и других рисков, которые могут негативно повлиять на достижение поставленных перед банком стратегических целей;  

- постоянному совершенствованию системы управления непрерывностью деятельности в Национальном банке; 

исполнению мероприятий в рамках реализации действующей Концепции цифровой трансформации Кыргызской Республики; 

- обеспечению доступности автоматизированных и информационных систем Национального банка и их развитию в соответствии с запросами структурных подразделений Национального банка; 

расширению и совершенствованию обмена документами с уполномоченными государственными органами посредством модернизации автоматизированной системы электронного документооборота в части внедрения электронной цифровой подписи.