Отчет по СТРАТЕГИЧЕСКОМУ ПЛАНУ ДЕЙСТВИЙ (СПД)
Национального банка Кыргызской Республики по противодействию коррупции за 3-ий квартал 2023 года
Стратегический показатель: Отсутствие коррупционных практик в деятельности Национального банка Кыргызской Республики Целевые индикаторы: транспарентность и подотчетность деятельности Национального банка, доверие населения к деятельности Национального банка, уровень деловой репутации, авторитета и доверия к деятельности Национального банка со стороны банковского сектора и внешних партнеров (центральные банки, международные финансовые организации) Внутренний контроль: уполномоченный по предупреждению коррупции в Национальном банке Кыргызской Республики Кешикбаев Азиз Асылбекович Внешний мониторинг: АДС (антикоррупционный деловой совет при Президенте Кыргызской Республики, гражданское общество, бизнес-ассоциации) |
|||||||||
Стратегическая цель |
Антикоррупционная мера |
Задачи |
Действие или мероприятие |
Исполнитель |
Сроки исполнения по годам: 2023 – 2024-2025 |
Источники финансирования |
Результат за 3-ий квартал 2023 года |
||
I год |
II год |
III год |
|||||||
I. Мониторинг коррупцион ности |
Вовлечение институтов гражданского общества в противодействие коррупции в Национальном банке |
Допуск к активному участию институтов гражданского общества в противодействии коррупции в Национальном банке |
Обеспечение постоянного функционирования и действенность общественной приемной, телефонов «доверия», позволяющих населению, гражданам и организациям сообщать о фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих их совершению |
Уполномочен- ный (эксперт) по предупрежде- нию коррупции |
Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации |
Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации |
Мониторинг и обеспечение функционирования способов донесения информации |
Не требует затрат |
В Националь ном банке действует телефон горячей линии «сообщи о коррупции», номер размещен на официальном интернет-сайте Национального банка. |
Нормативно-правовое обеспечение противодействия коррупции в Национальном банке |
Предупрежде ние коррупционных норм в проектах нормативных правовых актов Национального банка |
Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, поступающих в Национальный банк на экспертизу, и проектов нормативных правовых актов Национального банка. Проведение общественных обсуждений, проведение АРВ проектов НПА с бизнес сообществом, гражданами и государственными органами |
ЮУ, УМН, УПС, ЭУ, УДКО, ОЗПП, УДН, УФСО, УБИЗ |
Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе |
Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе |
Проведение антикоррупционных экспертиз нормативных правовых актов на постоянной основе |
Не требует затрат |
Проведен анализ регулятивного воздействия (далее – АРВ) к проекту Закона КР “О внесении изменений в Закон КР “О платежной системе КР”. Разработано 10 проектов постановлений Правления Национального банка. |
|
|
Реализация комплекса мер по своевременному выявлению возможных операционных рисков, в том числе коррупцион ных, и снижению их влияния на деятельность Национального банка. |
Предупреждение и нивелирование операционных и коррупционных рисков в бизнес процессах Национального банка |
Разработка системных (общебанковских) мероприятий по снижению операционных рисков Национального банка на основе анализа инцидентов, риск-событий, бизнес-процессов. |
ООРБП и СП |
предоставление информации в случае выявления коррупционного риска |
предоставление информации в случае выявления коррупционного риска |
предоставление информации в случае выявления коррупционного риска |
Не требует затрат |
В 3 квартале операционных рисков, связанных с коррупцией структурными подразделениями зарегистрировано не было. В структурных подразделениях риск мошенничества определен как минимальный и минимизируется контрольными процедурами. |
II. Внедрение антикоррупционных стандартов и механизмов обеспечения прозрачности, подотчетности |
Повышение уровня антикоррупционной политики в Национальном банке, международная сертификация в сфере добропорядочности бизнеса |
Изучение внедрения национального стандарта КМС ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес твом. Требования и руководство по использованию». |
Изучение внедрения национального стандарта КМС ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством. Требования и руководство по использованию». Вопрос адаптирования данного стандарта в зарубежных центральных банках. |
Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции, ОВА |
Изучение опыта внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес твом. Требования и руководство по использованию» в зарубежных центральных банках |
Изучение опыта внедрения международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес твом. Требования и руководство по использованию» в зарубежных центральных банках |
Рассмотрение актуальности внедрения стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничес твом. Требования и руководство по использованию» в Национальном банке и в случае необходимости, заложение в бюджет Национального банка на 2025 и последующие годы средств на внедрение и сертифкацию |
Бюджет Национального банка |
По данному пункту о внедрении международного стандарта ISO 37001:2016 «Система менеджмента борьбы со взяточничеством» проводится работа, изучаются методы и способы внедрения данного стандарта |
Введение автоматизации и бесконтактности взаимодей ствия Национального банка с физическими юридическими лицами в процессе закупок, связанных с взаимодейс твием с физическими и юридическими лицами |
Автоматизация системы закупок в целях минимизации человеческого фактора в процессах закупок Национального банка |
Внедрить в Национальном банке автоматизированную систему закупок. |
ООЗРИ, УАДБ |
Создание рабочей группы по разработке тех задания, заложение денежных средств в бюджет Национального банка |
создание комиссии по закупке, объявление конккурса |
выявление победителя конкурса, проработка пилотного проекта, внедрение |
Бюджет Националь ного банка |
В ходе совместной работы ООЗРИ и ООРБП, 28 сентября 2023 г. было принято решение о том, что со стороны ООРБП будет разработан «Бизнес-план 4-го уровня» по методу закупки конкурс, в 2-х недельный срок. |
|
III. Повышение открытости деятельности Национального банка и уровня доверия населения |
Эффективное взаимодейс твие с институтами гражданского общества, средствами массовой информации, гражданами и бизнес структурами; Создание эффективной системы обратной связи; Обеспечение доступности информации о деятельности Национального банка |
Повышение открытости и обеспечение информацион ной прозрачности деятельности Национального банка |
Освещение мероприятий с участием Национального банка в СМИ и социальных сетях, в том числе выпуск серии публикаций по вопросам деятельности Национального банка на специальных информационных площадках в центральных общественно-политических, деловых печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка |
УКМС, СП |
Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые публикации в печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций |
Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые печатных и электронные СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций |
Пресс-релизы Национального банка, мероприятия с участием сотрудников Национального банка, деловые печатных и электронные СМИ по вопросам деятельности Национального банка, освещения/выпуски серий публикаций |
Не требует затрат |
Количество пресс-релизов Национального банка - 36, количество мроприятий с участием сотрудников Национального банка - 20. Количество деловых печатных и электронных СМИ по вопросам деятельности Национального банка, количество освещений/выпуска серий публикаций – 1976. |
Размещение на официальном интернет-сайте Национального банка информации/регулярных отчетов Национального банка по вопросам противодейс твия коррупции |
Обеспечение открытости деятельности Национального банка по вопросу противодействия коррупции |
Размещение информации на официальном интернет-сайте Национального банка информации/регулярных отчетов Национального банка по вопросам противодействия коррупции |
Уполномочен ный (эксперт) по предупреждению коррупции, УКМС, УАДБ |
Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года |
Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года |
Ежеквартальное размещение отчета, свод информации по итогам года |
Не требует затрат |
Размещение отчета на ежекварталь ной основе на официальном интернет-сайте Националь ного банка. По итогам 3 квартала на официальном интернет-сайте будет размещен отчет. |
|
IV. Формирование деловой этики и ценностей по противодействию взяточничества и противозаконного поведения служащих Национального банка |
Обеспечение добропорядочности на службе в Национальном банке |
Обучение по вопросам соблюдения этических норм служащих Национального банка. |
Проведение регулярного обучения служащих Национального банка по вопросам соблюдения этических норм. Ознакомление вновь принятых сотрудников с Кодексом норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики, утвержденного постановлением Правления Национального банка от 28 декабря 2015 г. № 79/2 |
ОРП |
Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. |
Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. |
Ежегодное проведение обучения по вопросам соблюдения этических норм не менее 30% служащих Национального банка. |
Не требует затрат |
В третьем квартале 2023 году ОРП проведено ознакомление с Кодексом норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики с вновь принятыми сотрудниками в количестве 26 человек. 13% служащих, прошло обучение по вопросам соблюдения этических норм согласно Кодексу норм служебной этики работников Национального банка Кыргызской Республики. |
Внедрение правовых и институциональных основ оценки и урегулирования конфликта интересов на службе в Национальном банке |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов, |
Проведение регулярного обучения служащих Национального банка по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов и заполнения декларации личных (частных) интересов. Запрос на ежеквартальной основе информации о личных (частных) интересах со структурных подразделений |
ОРП, комиссия по этике и предупреждению коррупции в Национальном банке |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. |
Обучение по вопросам предупреждения, выявления и урегулирования конфликта интересов. Количество служащих, подавших декларацию о личных (частных) интересах. |
Не требует затрат |
Все вновь принятые служащие, также все служащие при кадровом перемещении, назначении, подают декларацию о личных (частных) интересах Количество служащих подавших декларацию о личных (частных) интересах составляет 38 человек. |
|
V. Повышение уровня защиты прав потребителей банковских и микрофинансовых услуг |
Разработка руководства по надзору за соблюдением со стороны поднадзорных Националь ному банку субъектов требований по защите прав потребителей |
Разработка нормативного правового акта по надзору за соблюдением требований предоставле ния банковских и микрофинансовых услуг |
Подготовка проекта руководства по надзору за соблюдением со стороны поднадзорных финансовых учреждений требований по Защите прав потребителей |
ОЗПП, УМН |
Разработка проекта Руководства к IV кв. 2023 г. совместно с другими подразделениями Национального банка |
Утверждение документа Правлением Национального банка в I полугодии 2024 г. |
|
Не требует затрат |
Проект Руководства прошел стадию согласования с другими подразделениями НБКР. |
Изучение и внедрение передового опыта и определение порядка внесудебного решения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг |
Повышение уровня и качества разрешения споров между поставщиками и потребителями финансовых услуг |
Учреждение службы финансового примирителя, определение правового статуса порядка деятельности, формирования и взаимодействия с государственными и иными органами. Разработка и продвижение проекта закона. Определение порядка финансирования. |
ОЗПП ЮУ УМН |
Изучение опыта зарубежных стран по институту финансового примирителя – I полугодие 2023 г., |
Разработка проекта закона и вынесение на рассмотрение Правления НБКР в срок до конца 2024 г. |
Продвижение проекта Закона Кыргызской Республики «О Службе финансового примирителя в Кыргызской Республике» в срок до конца 2025 года |
Не требует затрат |
Ведется работа по созданию Службы финансового примирителя, и разработка проекта Закона и других документов. |
Уполномоченный (эксперт) по предупреждению коррупции А. Кешикбаев
Условные сокращения:
ОРП – Отдел по работе с персоналом;
УКМС – Управление коммуникаций и международного сотрудничества;
ООРБП – Отдел операционных рисков и бизнес-процессов;
ООЗРИ – Отдел организации закупок и реализации имущества;
УАДБ – Управление по автоматизации деятельности банка;
УПС – Управление платежных систем;
УМН – Управление методологии надзора;
ЮУ – Юридическое управление;
ОВА – Отдел внутреннего аудита.
ОЗПП – Отдел по защите прав потребителей;
ЭУ – Экономическое управление;
УДН – Управление денежной наличности;
УФСО – Управление финансовой статистики и обзора;
УДКО – Управление денежно-кредитных операций;
УБИЗ – Управление безопасности и информационной защиты;
СП – Структурные подразделения.