Вернуться назад

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА  

к проекту Закона Кыргызской Республики  

«О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики  

в сфере оказания банковских и платежных услуг» 

 

 

Действующая редакция  

 

Предлагаемая редакция 

 

Гражданский кодекс Кыргызской Республики (Часть II) 

Статья 734. Кредитный договор 

 

По кредитному договору кредитор (банк или небанковская финансово-кредитная организация (далее - банк) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. 

Статья 734. Кредитный договор 

 

По кредитному договору кредитор (банк или небанковская финансово-кредитная организация (далее банк) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором и соответствующих банковскому законодательству Кыргызской Республики, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. 

Статья 736-3. Проценты и плата за пользование кредитом 

1. Кредитор до заключения кредитного договора обязан обеспечить возможность ознакомления каждого заемщика с информацией о размере процентов и платы за пользование кредитом (комиссионного вознаграждения), если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором. Информация о процентах и комиссионных вознаграждениях должна быть открытой, доступной и предоставляться банком потенциальным заемщикам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Кредитор при заключении кредитного договора с каждым конкретным заемщиком самостоятельно определяет размер, периодичность начисления и сроки уплаты процентов и комиссионного вознаграждения, если обязанность его уплаты предусмотрена кредитным договором. 

Порядок уплаты процентов за пользование кредитом и основной суммы кредита предусматриваются в кредитном договоре по соглашению сторон. 

Уплата процентов за пользование кредитом в день предоставления кредита не допускается. 

В кредитном договоре может быть предусмотрена ответственность заемщика за несвоевременное внесение процентов и платы за пользование кредитом, если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором. 

Статья 736-3. Проценты и плата за пользование кредитом 

1. Кредитор до заключения кредитного договора обязан обеспечить возможность ознакомления каждого заемщика с информацией о размере процентов и платы за пользование кредитом (комиссионного вознаграждения), если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором. Информация о процентах и комиссионных вознаграждениях должна быть открытой, доступной и предоставляться банком потенциальным заемщикам в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

2. Кредитор при заключении кредитного договора с каждым конкретным заемщиком определяет размер, периодичность начисления и сроки уплаты процентов и комиссионного вознаграждения с учетом требований банковского законодательства Кыргызской Республики, если обязанность его уплаты предусмотрена кредитным договором. 

Порядок уплаты процентов за пользование кредитом и основной суммы кредита предусматриваются в кредитном договоре по соглашению сторон. 

Уплата процентов за пользование кредитом в день предоставления кредита не допускается. 

В кредитном договоре может быть предусмотрена ответственность заемщика за несвоевременное внесение процентов и платы за пользование кредитом, если обязанность ее уплаты предусмотрена кредитным договором. 

Статья 738-14. Цена продажи предмета договора мурабаха 

1. Цена продажи предмета договора мурабаха клиенту состоит из суммы цены закупа товара, наценки банка, выплат третьей стороне (расходы на транспортировку, страховка, обязательные государственные платежи и другие обязательные платежи в пользу третьих лиц). 

2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 2 сентября 2021 года N 105) 

3. Наценка предмета договора мурабаха может устанавливаться в виде: 

1) фиксированной единовременно выплачиваемой суммы; 

2) доли от себестоимости предмета договора мурабаха. 

4. Не допускается установление цены продажи предмета договора мурабаха неопределенным образом, обуславливая ее зависимостью от каких-либо показателей, которые будут известны в будущем. На стадии заключения договора мурабаха допускается установление цены продажи и наценки в зависимости от показателей, заранее известных клиенту. Размер наценки не может зависеть от временных факторов. 

Статья 738-14. Цена продажи предмета договора мурабаха 

1. Цена продажи предмета договора мурабаха клиенту состоит из суммы цены закупа товара, наценки банка, установленной с учетом требований банковского законодательства Кыргызской Республики, выплат третьей стороне (расходы на транспортировку, страховка, обязательные государственные платежи и другие обязательные платежи в пользу третьих лиц). 

2. (Утратил силу в соответствии с Законом КР  

от 2 сентября 2021 года N 105) 

3. Наценка предмета договора мурабаха может устанавливаться в виде: 

1) фиксированной единовременно выплачиваемой суммы; 

2) доли от себестоимости предмета договора мурабаха. 

4. Не допускается установление цены продажи предмета договора мурабаха неопределенным образом, обуславливая ее зависимостью от каких-либо показателей, которые будут известны в будущем. На стадии заключения договора мурабаха допускается установление цены продажи и наценки в зависимости от показателей, заранее известных клиенту. Размер наценки не может зависеть от временных факторов. 

Статья 751. Договор банковского вклада 

1. По договору банковского вклада банк, принявший поступившую от вкладчика или поступившую для него денежную сумму (вклад), обязуется выплатить вкладчику такую сумму и проценты на нее или доход в иной форме на условиях и в порядке, предусмотренных договором. 

Договор банковского вклада считается заключенным со дня поступления суммы вклада в банк. 

2. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком выступает гражданин, признается публичным договором. 

Статья 751. Договор банковского вклада 

1. По договору банковского вклада банк, принявший поступившую от вкладчика или поступившую для него денежную сумму (вклад), обязуется выплатить вкладчику такую сумму и проценты на нее или доход в иной форме на условиях и в порядке, предусмотренных договором и банковским законодательством Кыргызской Республики

Договор банковского вклада считается заключенным со дня поступления суммы вклада в банк. 

2. Договор банковского вклада, в котором вкладчиком выступает гражданин, признается публичным договором. 

Статья 753. Виды вкладов 

1. Договор банковского вклада может быть следующих видов: 

1) договор банковского вклада до востребования; 

2) договор срочного банковского вклада; 

3) договор вклада на иных условиях возврата. 

2. Под договором банковского вклада до востребования понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты по первому требованию вкладчика. 

Условие договора об отказе от права на получение вклада по первому требованию недействительно. 

3. Под договором срочного банковского вклада понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты по истечении указанного в договоре срока. 

4. Под договором вклада на иных условиях возврата понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события). 

5. В случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада на иных условиях возврата - по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором. 

Статья 753. Виды вкладов 

1. Договор банковского вклада может быть следующих видов: 

1) договор банковского вклада до востребования; 

2) договор срочного банковского вклада; 

3) договор вклада на иных условиях возврата. 

2. Под договором банковского вклада до востребования понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты по первому требованию вкладчика в размере, определенном договором и соответствующем требованиям банковского законодательства Кыргызской Республики

Условие договора об отказе от права на получение вклада по первому требованию недействительно. 

3. Под договором срочного банковского вклада понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты по истечении указанного в договоре срока. 

4. Под договором вклада на иных условиях возврата понимается договор, в соответствии с которым банк обязан возвратить вклад и выплатить начисленные по нему проценты при наступлении (ненаступлении) определенного в заключенном договоре обстоятельства (события) в размере, определенном договором и соответствующим требованиям банковского законодательства Кыргызской Республики

5. В случаях, когда вкладчик не требует возврата суммы срочного вклада по истечении срока либо суммы вклада на иных условиях возврата - по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, договор считается продленным на условиях вклада до востребования, если иное не предусмотрено договором. 

Статья 768. Проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете 

1. За пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет клиента, если иное не предусмотрено договором банковского счета. 

Проценты уплачиваются банком в размере, определяемом договором банковского счета, а при отсутствии в договоре соответствующего условия - в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования (статья 753). 

2. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором банковского счета, а в случаях, когда такие сроки договором не предусмотрены, - по истечении каждого квартала. 

Статья 768. Проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися на счете 

1. За пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, банк уплачивает проценты, сумма которых зачисляется на счет клиента, если иное не предусмотрено договором банковского счета. 

Проценты уплачиваются банком в размере, определяемом договором банковского счета и соответствующем требованиям банковского законодательства Кыргызской Республики, а при отсутствии в договоре соответствующего условия в размере, обычно уплачиваемом банком по вкладам до востребования (статья 753). 

2. Сумма процентов зачисляется на счет в сроки, предусмотренные договором банковского счета, а в случаях когда такие сроки договором не предусмотрены, по истечении каждого квартала. 

Закон Кыргызской Республики «О микрофинансовых организациях в Кыргызской Республике» 

Статья 5. Независимость микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике 

1. Микрофинансовые организации самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им настоящим Законом, конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности", нормативными правовыми актами Национального банка и другим законодательством Кыргызской Республики. 

2. Органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размер комиссионного вознаграждения и оплаты за услуги самостоятельно устанавливается микрофинансовыми организациями в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Размер ставки процента устанавливается микрофинансовыми организациями самостоятельно с учетом требований законодательства Кыргызской Республики об ограничении ростовщичества и банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Статья 5. Независимость микрофинансовых организаций в Кыргызской Республике 

1. Микрофинансовые организации самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им настоящим Законом, конституционным Законом Кыргызской Республики «О Национальном банке Кыргызской Республики» и Законом Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности», нормативными правовыми актами Национального банка и другим законодательством Кыргызской Республики. 

2. Органам государственной власти и управления и их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью микрофинансовых организаций, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размер комиссионного вознаграждения и оплаты за услуги устанавливается микрофинансовыми организациями в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Размер ставки процента устанавливается микрофинансовыми организациями с учетом требований законодательства Кыргызской Республики об ограничении ростовщичества и банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Статья 35-1. Требования к информации о стоимости услуг 

1. Информация о размере ставок процентов (процентных ставок), а также комиссионных вознаграждений и тарифов за оказание услуг должна быть открытой и не может быть предметом коммерческой или банковской тайны. Ставка процента должна быть представлена для клиентов в годовом номинальном выражении, наряду со ставкой процента за период, и в годовом исчислении по методу эффективной ставки процента. Номинальная ставка процента должна начисляться на уменьшающийся остаток основной суммы кредита. Определение и методика расчета эффективной ставки процента для целей представления клиентам устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка. 

2. Наряду с информацией о размерах номинальной и эффективной ставок процента микрофинансовая организация до заключения (подписания) договора с клиентом обязана предоставить клиенту информацию о полной стоимости услуги в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму, проценты, комиссионные вознаграждения и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. Микрофинансовая организация не вправе отказывать клиентам в предоставлении исчерпывающей информации о стоимости услуг. Не допускается использование продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора. 

3. В рекламе, публикациях и распространяемой информации о ставках процентов по услугам микрофинансовые организации обязаны указывать номинальные и эффективные ставки процентов. Номинальные и эффективные ставки процентов, размеры комиссионного вознаграждения и тарифы должны быть указаны в договоре, заключаемом между микрофинансовой организацией и клиентом. В соответствии с договором размеры процентных ставок по депозитам и кредитам по взаимному согласию сторон могут периодически пересматриваться с учетом текущей экономической ситуации. 

4. В целях предотвращения доминирующего положения в микрофинансовом секторе, а также обеспечения транспарентности оказываемых микрофинансовыми организациями услуг, соблюдение антимонопольного законодательства микрофинансовыми организациями контролируется Национальным банком. В этих целях Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты и принимать меры антимонопольного реагирования. 

Статья 35-1. Требования к информации о стоимости услуг 

1. Информация о размере ставок процентов (процентных ставок), а также комиссионных вознаграждений и тарифов за оказание услуг должна быть открытой и не может быть предметом коммерческой или банковской тайны. Ставка процента должна быть представлена для клиентов в годовом номинальном выражении, наряду со ставкой процента за период, и в годовом исчислении по методу эффективной ставки процента. Номинальная ставка процента должна начисляться на уменьшающийся остаток основной суммы кредита. Определение и методика расчета эффективной ставки процента для целей представления клиентам устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка. 

2. Наряду с информацией о размерах номинальной и эффективной ставок процента микрофинансовая организация до заключения (подписания) договора с клиентом обязана предоставить клиенту информацию о полной стоимости услуги в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму, проценты, комиссионные вознаграждения и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. Микрофинансовая организация не вправе отказывать клиентам в предоставлении исчерпывающей информации о стоимости услуг. Не допускается использование продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора. 

3. В рекламе, публикациях и распространяемой информации о ставках процентов по услугам микрофинансовые организации обязаны указывать номинальные и эффективные ставки процентов. Номинальные и эффективные ставки процентов, размеры комиссионного вознаграждения и тарифы должны быть указаны в договоре с учетом требований банковского законодательства Кыргызской Республики, заключаемом между микрофинансовой организацией и клиентом. В соответствии с договором размеры процентных ставок по депозитам и кредитам по взаимному согласию сторон могут периодически пересматриваться с учетом текущей экономической ситуации. 

4. В целях предотвращения доминирующего положения в микрофинансовом секторе, а также обеспечения транспарентности оказываемых микрофинансовыми организациями услуг соблюдение антимонопольного законодательства микрофинансовыми организациями контролируется Национальным банком.  

В этих целях Национальный банк вправе издавать нормативные правовые акты и принимать меры антимонопольного реагирования. 

 

Статья 35-3. Системы противодействия мошенничеству 

 

Микрофинансовые организации должны обеспечить наличие и эффективное функционирование системы противодействия мошенничеству (антифрод-системы), обеспечивающей защиту интересов своих клиентов от мошеннических действий. 

Система противодействия мошенничеству (антифрод-системы) и ее функционирование должны соответствовать требованиям, установленным нормативными правовыми актами Национального банка. 

Закон Кыргызской Республики «О платежной системе Кыргызской Республики» 

Статья 24. Операторы 

1. Оператором системы денежных переводов, осуществляющим денежные переводы без открытия счета, является юридическое лицо - резидент или нерезидент Кыргызской Республики, имеющее соответствующие разрешительные документы уполномоченного органа страны происхождения на осуществление данной деятельности, прошедшее регистрацию в Национальном банке и обеспечивающее функционирование системы денежных переводов. Деятельность оператора системы денежных переводов - резидента/нерезидента на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации запрещается. 

2. Оператором системы расчетов с использованием электронных денег является юридическое лицо - резидент Кыргызской Республики, имеющее лицензию на оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра. Деятельность оператора международных электронных денег/эмитента международных электронных денег - нерезидента Кыргызской Республики осуществляется при наличии регистрации в Национальном банке в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка. Деятельность оператора международных электронных денег/эмитента международных электронных денег без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

2-1. Оператором национальной платежной системы является Национальный банк или иное юридическое лицо - резидент Кыргызской Республики, имеющее лицензию на оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра, соответствующее критериям национальной системы и обеспечивающее функционирование платежной системы в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка. 

3. Оператор платежной системы разрабатывает нормативные документы, регулирующие работу платежной системы, типовые договоры об участии в системе и об обеспечении доступа участников к системе. 

4. Оператор платежной системы должен иметь нормативные документы по обеспечению информационной безопасности и безопасности физической инфраструктуры, а также по обеспечению непрерывности деятельности. 

5. Оператор платежной системы разрабатывает тарифную политику, обеспечивающую открытый и равноправный доступ участников к системе. Правила платежной системы, включая тарифы и иные виды оплаты за услуги в рамках платежной системы, касающиеся клиентов (пользователей), должны быть публичными. При внесении изменений в правила платежной системы, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера существующих тарифов, оператор платежной системы уведомляет об этом Национальный банк, участников и пользователей платежной системы в сроки и порядке, установленные нормативными правовыми актами Национального банка. 

6. Операторы платежных систем публикуют общую финансовую отчетность на ежегодной основе, предоставляют Национальному банку периодические ежемесячные отчеты, а также информацию о внутреннем контроле и аудите в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

7. Операторы платежных систем предоставляют в органы налоговой службы соответствующую информацию (сведения) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

Статья 24. Операторы 

1. Оператором системы денежных переводов, осуществляющим денежные переводы без открытия счета, является юридическое лицо резидент или нерезидент Кыргызской Республики, имеющее соответствующие разрешительные документы уполномоченного органа страны происхождения на осуществление данной деятельности, прошедшее регистрацию в Национальном банке и обеспечивающее функционирование системы денежных переводов. Деятельность оператора системы денежных переводов резидента/нерезидента на территории Кыргызской Республики без наличия регистрации запрещается. 

2. Оператором системы расчетов с использованием электронных денег является юридическое лицо резидент Кыргызской Республики, имеющее лицензию на оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра. Деятельность оператора международных электронных денег/эмитента международных электронных денег нерезидента Кыргызской Республики осуществляется при наличии регистрации в Национальном банке в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка. Деятельность оператора международных электронных денег/эмитента международных электронных денег без наличия регистрации в Национальном банке запрещается. 

2-1. Оператором национальной платежной системы является Национальный банк или иное юридическое лицо резидент Кыргызской Республики, имеющее лицензию на оказание услуг по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра, соответствующее критериям национальной системы и обеспечивающее функционирование платежной системы в соответствии с настоящим Законом и нормативными правовыми актами Национального банка. 

3. Оператор платежной системы разрабатывает нормативные документы, регулирующие работу платежной системы, типовые договоры об участии в системе и об обеспечении доступа участников к системе. 

4. Оператор платежной системы должен иметь нормативные документы по обеспечению информационной безопасности и безопасности физической инфраструктуры, а также по обеспечению непрерывности деятельности. 

5. Оператор платежной системы в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики разрабатывает тарифную политику, обеспечивающую открытый и равноправный доступ участников к системе. Правила платежной системы, включая тарифы и иные виды оплаты за услуги в рамках платежной системы, касающиеся клиентов (пользователей), должны быть публичными. При внесении изменений в правила платежной системы, предусматривающих введение новых тарифов или увеличение размера существующих тарифов, оператор платежной системы уведомляет об этом Национальный банк, участников и пользователей платежной системы в сроки и порядке, установленные нормативными правовыми актами Национального банка. 

6. Операторы платежных систем публикуют общую финансовую отчетность на ежегодной основе, предоставляют Национальному банку периодические ежемесячные отчеты, а также информацию о внутреннем контроле и аудите в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

7. Операторы платежных систем предоставляют в органы налоговой службы соответствующую информацию (сведения) в порядке, предусмотренном налоговым законодательством Кыргызской Республики. 

Статья 26. Функции и полномочия Национального банка в платежной системе Кыргызской Республики 

1. В целях обеспечения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы Кыргызской Республики Национальный банк осуществляет регулирование деятельности платежных систем на территории Кыргызской Республики: 

1) выдает лицензию на право выпуска электронных денег и ведет реестр выданных лицензий; 

2) выдает лицензии операторам платежных систем и платежным организациям на осуществление деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра, а также осуществление деятельности по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей, и ведет реестры выданных лицензий; 

3) осуществляет регистрацию операторов систем денежных переводов, международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт и операторов международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег для оказания услуг с использованием международных электронных денег на территории Кыргызской Республики; 

4) способствует осуществлению межбанковских платежей. 

2. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Законом, Национальный банк осуществляет следующие функции: 

1) определяет порядок лицензирования (выдачи разрешительных документов) и устанавливает требования к акционерам (участникам) операторов платежных систем и платежным организациям; 

2) устанавливает минимальный размер уставного капитала, а также экономические нормативы и показатели, требования, ограничения; 

3) устанавливает требования к порядку приобретения акций (долей) либо порогового участия в капитале операторов платежных систем и платежных организаций; 

4) устанавливает требования к совершению операций и сделок оператора платежной системы/платежной организации со связанными с ними лицами; 

5) устанавливает требования к должностным лицам и иным сотрудникам операторов платежных систем и платежных организаций, фидуциарным обязанностям должностных лиц операторов платежных систем и платежных организаций; 

6) определяет порядок признания должностных лиц, акционеров/участников операторов платежных систем и платежных организаций вовлеченными в нездоровую и небезопасную банковскую практику; 

7) устанавливает требования к учету, финансовой отчетности и внешнему аудиту операторов платежных систем и платежных организаций; 

8) устанавливает требования и порядок предоставления программ и планов операторов платежных систем и платежных организаций для оценки их деятельности, бизнес-модели, систем внутреннего контроля и управления рисками, а также плана финансового оздоровления на случай возникновения финансовых проблем; 

9) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью операторов платежных систем, платежных организаций и других участников платежных систем; 

10) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

3. Национальный банк в целях осуществления функций по регулированию деятельности операторов и участников платежных систем обязан принимать следующие меры: 

1) устанавливать требования к деятельности операторов платежных систем и платежных организаций; 

2) устанавливать ограничения по максимальному/минимальному размеру платежа, проводимого через платежную систему, в зависимости от категории платежной системы. Методика расчета ограничений определяется Национальным банком; 

3) устанавливать требования в рамках обеспечения антимонопольного регулирования, защиты конкуренции и прав потребителей на рынке платежных услуг; 

4) устанавливать требования по информационной безопасности, надежности, непрерывности работы платежной системы. 

4. Национальный банк разрабатывает нормативные правовые акты по регулированию и надзору за платежной системой Кыргызской Республики, включая установление требований к системам расчетов ценными бумагами и их взаимодействию с платежными системами при проведении окончательных расчетов по операциям с ценными бумагами. 

5. Требования, установленные Национальным банком в нормативных правовых актах, по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми участниками, операторами платежной системы, юридическими лицами, а также их клиентами и органами исполнительной власти. 

Статья 26. Функции и полномочия Национального банка в платежной системе Кыргызской Республики 

1. В целях обеспечения эффективности, надежности и безопасности функционирования национальной платежной системы Кыргызской Республики Национальный банк осуществляет регулирование деятельности платежных систем на территории Кыргызской Республики: 

1) выдает лицензию на право выпуска электронных денег и ведет реестр выданных лицензий; 

2) выдает лицензии операторам платежных систем и платежным организациям на осуществление деятельности по приему, обработке и выдаче финансовой информации (процессинг, клиринг) по платежам и расчетам третьих лиц участникам платежной системы данного процессингового, клирингового центра, а также осуществление деятельности по оказанию услуг по приему и проведению платежей и расчетов за товары и услуги, не являющиеся результатом своей деятельности, в пользу третьих лиц посредством платежных систем, основанных на информационных технологиях и электронных средствах и способах проведения платежей, и ведет реестры выданных лицензий; 

3) осуществляет регистрацию операторов систем денежных переводов, международных платежных систем расчетов с использованием банковских платежных карт и операторов международных систем электронных денег/эмитентов международных систем электронных денег для оказания услуг с использованием международных электронных денег на территории Кыргызской Республики; 

4) способствует осуществлению межбанковских платежей. 

2. В рамках осуществления полномочий, предусмотренных настоящим Законом, Национальный банк осуществляет следующие функции: 

1) определяет порядок лицензирования (выдачи разрешительных документов) и устанавливает требования к акционерам (участникам) операторов платежных систем и платежным организациям; 

2) устанавливает минимальный размер уставного капитала, а также экономические нормативы и показатели, требования, ограничения; 

3) устанавливает требования к порядку приобретения акций (долей) либо порогового участия в капитале операторов платежных систем и платежных организаций; 

4) устанавливает требования к совершению операций и сделок оператора платежной системы/платежной организации со связанными с ними лицами; 

5) устанавливает требования к должностным лицам и иным сотрудникам операторов платежных систем и платежных организаций, фидуциарным обязанностям должностных лиц операторов платежных систем и платежных организаций; 

6) определяет порядок признания должностных лиц, акционеров/участников операторов платежных систем и платежных организаций вовлеченными в нездоровую и небезопасную банковскую практику; 

7) устанавливает требования к учету, финансовой отчетности и внешнему аудиту операторов платежных систем и платежных организаций; 

8) устанавливает требования и порядок предоставления программ и планов операторов платежных систем и платежных организаций для оценки их деятельности, бизнес-модели, систем внутреннего контроля и управления рисками, а также плана финансового оздоровления на случай возникновения финансовых проблем; 

9) осуществляет регулирование и надзор за деятельностью операторов платежных систем, платежных организаций и других участников платежных систем; 

10) осуществляет иные функции, полномочия и права в соответствии с конституционным Законом Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности" и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

3. Национальный банк в целях осуществления функций по регулированию деятельности операторов и участников платежных систем обязан принимать следующие меры: 

1) устанавливать требования к деятельности операторов платежных систем и платежных организаций; 

2) устанавливать ограничения по максимальному/минимальному размеру платежа, проводимого через платежную систему, в зависимости от категории платежной системы. Методика расчета ограничений определяется Национальным банком; 

3) устанавливать требования в рамках обеспечения антимонопольного регулирования, защиты конкуренции и прав потребителей на рынке платежных услуг; 

4) устанавливать требования по информационной безопасности, надежности, непрерывности работы платежной системы; 

5) устанавливать требования к наличию и эффективному функционированию системы противодействия мошенничеству (антифрод-системы), обеспечивающей защиту интересов клиентов и пользователей услуг платежных организаций и операторов платежных систем от мошеннических действий

4. Национальный банк разрабатывает нормативные правовые акты по регулированию и надзору за платежной системой Кыргызской Республики, включая установление требований к системам расчетов ценными бумагами и их взаимодействию с платежными системами при проведении окончательных расчетов по операциям с ценными бумагами. 

5. Требования, установленные Национальным банком в нормативных правовых актах, по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Законом, обязательны для исполнения всеми участниками, операторами платежной системы, юридическими лицами, а также их клиентами и органами исполнительной власти. 

Закон Кыргызской Республики «О гарантийных фондах в Кыргызской Республике» 

Статья 9. Независимость гарантийных фондов в Кыргызской Республике 

1. Гарантийные фонды самостоятельно организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

2. Государственным органам и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью гарантийных фондов, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размер вознаграждения за услуги устанавливается гарантийными фондами самостоятельно в соответствии с договором и/или соглашением, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка. 

Статья 9. Независимость гарантийных фондов в Кыргызской Республике 

1. Гарантийные фонды организуют и осуществляют свою деятельность в пределах компетенции, предоставленной им настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. 

2. Государственным органам и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается вмешательство в любой форме в решение вопросов, связанных с деятельностью гарантийных фондов, за исключением случаев, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Размер вознаграждения за услуги устанавливается гарантийными фондами в соответствии с договором и/или соглашением с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка. 

 

Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности» 

Статья 9. Сохранность и возвратность вкладов 

1. Лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны обеспечить сохранность денежных средств, находящихся на банковских счетах, и возвратить их по первому требованию вкладчиков, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, кодексами и законами Кыргызской Республики. 

2. Лица, предоставляющие банковские услуги, не вправе устанавливать для вкладчиков какие-либо ограничения, не предусмотренные банковским законодательством Кыргызской Республики. 

3. Порядок работы с банковскими счетами и вкладами устанавливается Национальным банком. 

Статья 9. Сохранность и возвратность вкладов 

1. Лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны обеспечить сохранность денежных средств, находящихся на банковских счетах, и возвратить их по первому требованию вкладчиков, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, кодексами и законами Кыргызской Республики. 

В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Национального банка, банк вправе приостановить расходные операции по банковскому счету на срок до 10 дней при наличии подозрений в мошеннических действиях, направленных на хищение денежных средств со счета. Банк обязан незамедлительно уведомить клиента о приостановлении операций по счету с указанием причин. 

2. Лица, предоставляющие банковские услуги, не вправе устанавливать для вкладчиков какие-либо ограничения, не предусмотренные банковским законодательством Кыргызской Республики. 

3. Порядок работы с банковскими счетами и вкладами устанавливается Национальным банком. 

Статья 11. Комиссионное вознаграждение, тарифы и процентные ставки 

1. Размеры процентной ставки, комиссионного вознаграждения и тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются лицами, предоставляющими банковские услуги, самостоятельно в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Банк, осуществляющий операции и сделки в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, вправе самостоятельно устанавливать условия совершения операций и сделок в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

2. Информация о размере процентной ставки, комиссионного вознаграждения и тарифах за оказание банковских услуг должна быть открытой и доступной для клиентов и не может быть предметом коммерческой или банковской тайны. 

3. При указании в рекламе, публикации и распространении информации о стоимости банковских услуг необходимо в обязательном порядке указывать номинальные и эффективные процентные ставки по выдаваемым кредитам и информацию о комиссионном вознаграждении. 

4. Номинальные и эффективные процентные ставки в сопоставимом исчислении должны быть указаны в договорах. 

5. Наряду с информацией о размере номинальной и эффективной процентной ставки, до заключения кредитного договора, лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны предоставить клиенту информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. 

Процентные платежи начисляются по номинальной ставке на уменьшающийся остаток основной суммы кредита. Определение и методика расчета эффективной процентной ставки устанавливаются Национальным банком. 

6. Не допускается использование кредитных продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту, в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора. 

7. Величина процентных ставок по срочным вкладам и кредитам не может быть изменена банком в одностороннем порядке, если это ухудшает права и/или увеличивает обязанности клиента. 

Статья 11. Комиссионное вознаграждение, тарифы и процентные ставки 

1. Размеры процентной ставки, комиссионного вознаграждения и тарифы за оказание банковских услуг устанавливаются лицами, предоставляющими банковские услуги, в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

Банк, осуществляющий операции и сделки в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, вправе устанавливать условия совершения операций и сделок в соответствии с требованиями банковского законодательства Кыргызской Республики. 

В целях выполнения своих задач и функций в рамках надзора Национальный банк вправе устанавливать регулирование, требования, ограничения и запреты, касающиеся взимания комиссионных вознаграждений, тарифов и процентных ставок для банков, небанковских финансово-кредитных организаций и иных юридических лиц, поднадзорных Национальному банку. 

2. Информация о размере процентной ставки, комиссионного вознаграждения и тарифах за оказание банковских услуг должна быть открытой и доступной для клиентов и не может быть предметом коммерческой или банковской тайны. 

3. При указании в рекламе, публикации и распространении информации о стоимости банковских услуг необходимо в обязательном порядке указывать номинальные и эффективные процентные ставки по выдаваемым кредитам и информацию о комиссионном вознаграждении. 

4. Номинальные и эффективные процентные ставки в сопоставимом исчислении должны быть указаны в договорах. 

5. Наряду с информацией о размере номинальной и эффективной процентной ставки, до заключения кредитного договора лица, предоставляющие банковские услуги, обязаны предоставить клиенту информацию о полной стоимости кредита в абсолютном значении, показывая в отдельности основную сумму кредита, проценты, комиссионное вознаграждение и другие платежи, связанные с заключением и исполнением договора. 

Процентные платежи начисляются по номинальной ставке на уменьшающийся остаток основной суммы кредита. Определение и методика расчета эффективной процентной ставки устанавливаются Национальным банком. 

6. Не допускается использование кредитных продуктов, искажающих стоимость услуг и предусматривающих индексирование платежей по кредиту, в привязке к валюте, отличной от валюты кредитного договора. 

7. Величина процентных ставок по срочным вкладам и кредитам не может быть изменена банком в одностороннем порядке, если это ухудшает права и/или увеличивает обязанности клиента. 

Статья 26. Требования к дочерним и зависимым компаниям банка  

1. Дочерняя компания банка - это юридическое лицо, контролируемое банком (материнская компания). Дочерний банк дочернего банка также рассматривается как дочерний банк материнской компании.  

Зависимая компания банка - юридическое лицо, в котором банк, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное владение или управление двадцатью и более процентами голосующих акций или долей в капитале юридического лица.  

Данные определения распространяются на другие юридические лица.  

2. Создание или приобретение банком дочерней компании осуществляется на основании письменного разрешения Национального банка при соблюдении следующих условий, если:  

1) структура собственности и управления, финансовые возможности банка и дочерней компании будут соответствовать критериям, установленным Национальным банком;  

2) разработаны процедуры контроля риска в банке, возникающего в деятельности дочерней компании, и процедуры, направленные на поддержание корпоративной индивидуальности банка и дочерней компании;  

3) создание или приобретение дочерней компании не будет создавать значительные риски для финансовой стабильности и устойчивости банка;  

4) выполняются иные требования, установленные Национальным банком.  

3. Дочерние компании банка могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, а также деятельность, связанную с осуществлением банковской и/или финансовой деятельности.  

Дочерние компании банка, осуществляющего деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, могут заниматься инвестиционной деятельностью. Порядок и правила проведения инвестиционной деятельности дочерней компанией банка, осуществляющего деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.  

4. Банк может приобретать или создавать зависимую компанию с письменного разрешения Национального банка. Зависимые компании банков могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, включая деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью.  

5. Банк не вправе приобретать дочернюю или зависимую компанию, если:  

1) компания зарегистрирована и/или осуществляет свою деятельность в оффшорных зонах, перечень которых определяется Национальным банком, а также в государствах и на территориях, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, обязательные для Кыргызской Республики;  

2) участниками компании являются лица, для которых установлены ограничения настоящим Законом.  

6. Банк не вправе создавать дочернюю или зависимую компанию, если:  

1) регистрация и/или осуществление деятельности такой компании предполагается в оффшорных зонах, перечень которых определяется Национальным банком, а также в государствах и на территориях, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, обязательные для Кыргызской Республики;  

2) соучредителями такой компании являются лица, в отношении которых установлены ограничения настоящим Законом.  

7. Порядок дачи разрешения на создание и/или приобретение дочерней и/или зависимой компании банка определяется Национальным банком.  

8. Требования частей 5 и 6 настоящей статьи распространяются на иных лиц, поднадзорных Национальному банку.  

Статья 26. Требования к дочерним и зависимым компаниям банка  

1. Дочерняя компания банка - это юридическое лицо, контролируемое банком (материнская компания). Дочерний банк дочернего банка также рассматривается как дочерний банк материнской компании.  

Зависимая компания банка - юридическое лицо, в котором банк, единолично или совместно с другим лицом, осуществляет прямое или косвенное владение или управление двадцатью и более процентами голосующих акций или долей в капитале юридического лица.  

Данные определения распространяются на другие юридические лица.  

2. Создание или приобретение банком дочерней компании осуществляется на основании письменного разрешения Национального банка при соблюдении следующих условий, если:  

1) структура собственности и управления, финансовые возможности банка и дочерней компании будут соответствовать критериям, установленным Национальным банком;  

2) разработаны процедуры контроля риска в банке, возникающего в деятельности дочерней компании, и процедуры, направленные на поддержание корпоративной индивидуальности банка и дочерней компании;  

3) создание или приобретение дочерней компании не будет создавать значительные риски для финансовой стабильности и устойчивости банка;  

4) выполняются иные требования, установленные Национальным банком.  

3. Дочерние компании банка могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, деятельность, связанную с осуществлением банковской и/или финансовой деятельности, а также иную деятельность в соответствии с требованиями Национального банка.  

Дочерние компании банка, осуществляющего деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, могут заниматься инвестиционной деятельностью. Порядок и правила проведения инвестиционной деятельности дочерней компанией банка, осуществляющего деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются нормативными правовыми актами Национального банка.  

4. Банк может приобретать или создавать зависимую компанию с письменного разрешения Национального банка. Зависимые компании банков могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, включая деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, а также иную деятельность в соответствии с требованиями Национального банка.   

5. Банк не вправе приобретать дочернюю или зависимую компанию, если:  

1) компания зарегистрирована и/или осуществляет свою деятельность в оффшорных зонах, перечень которых определяется Национальным банком, а также в государствах и на территориях, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, обязательные для Кыргызской Республики;  

2) участниками компании являются лица, для которых установлены ограничения настоящим Законом; 

6. Банк не вправе создавать дочернюю или зависимую компанию, если:  

1) регистрация и/или осуществление деятельности такой компании предполагается в оффшорных зонах, перечень которых определяется Национальным банком, а также в государствах и на территориях, в отношении которых имеются международные санкции, принятые Советом безопасности ООН, обязательные для Кыргызской Республики;  

2) соучредителями такой компании являются лица, в отношении которых установлены ограничения настоящим Законом.  

7. Порядок дачи разрешения на создание и/или приобретение дочерней и/или зависимой компании банка определяется Национальным банком.  

8. Требования частей 5 и 6 настоящей статьи распространяются на иных лиц, поднадзорных Национальному банку.  

Статья 42. Система внутреннего контроля 

1. Внутренний контроль - непрерывный процесс, направленный на достижение банком следующих целей: 

1) эффективность и результативность деятельности, эффективность управления активами и пассивами, обеспечение сохранности активов, эффективное управление рисками; 

2) обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, регулятивной и иной отчетности для внутренних и внешних пользователей; 

3) соблюдение законодательства и внутренних нормативных документов банка. 

2. Система внутреннего контроля банка должна включать следующие компоненты: 

1) соответствующая организационная структура банка, предусматривающая компетенцию, разделение полномочий и ответственность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц банка, систему вознаграждений в банке; 

2) соответствующая внутренняя информационная система и система информирования органов управления, позволяющие своевременно принимать решения, обеспечение информационной безопасности; 

3) постоянное наблюдение за рисками, системой управления рисками и оценки рисков; 

4) соответствующие процедуры внутреннего контроля; 

5) периодическая самооценка системы внутреннего контроля в целях выявления ее недостатков и совершенствования. 

3. Совет директоров банка обязан обеспечить надлежащую организацию и функционирование системы внутреннего контроля банка. 

4. Требования к банкам по организации и функционированию системы внутреннего контроля устанавливаются Национальным банком. 

Статья 42. Система внутреннего контроля 

1. Внутренний контроль непрерывный процесс, направленный на достижение банком следующих целей: 

1) эффективность и результативность деятельности, эффективность управления активами и пассивами, обеспечение сохранности активов, эффективное управление рисками; 

2) обеспечение достоверности, полноты, объективности и своевременности составления и представления финансовой, регулятивной и иной отчетности для внутренних и внешних пользователей; 

3) соблюдение законодательства и внутренних нормативных документов банка. 

2. Система внутреннего контроля банка должна включать следующие компоненты: 

1) соответствующая организационная структура банка, предусматривающая компетенцию, разделение полномочий и ответственность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц банка, систему вознаграждений в банке; 

2) соответствующая внутренняя информационная система и система информирования органов управления, позволяющие своевременно принимать решения, обеспечение информационной безопасности; 

3) постоянное наблюдение за рисками, системой управления рисками и оценки рисков; 

4) соответствующие процедуры внутреннего контроля; 

5) периодическая самооценка системы внутреннего контроля в целях выявления ее недостатков и совершенствования; 

6) наличие и эффективное функционирование системы противодействия мошенничеству (антифрод-системы), отвечающей требованиям Национального банка и обеспечивающей защиту интересов клиентов банка от мошеннических действий. 

3. Совет директоров банка обязан обеспечить надлежащую организацию и функционирование системы внутреннего контроля банка. 

4. Требования к банкам по организации и функционированию системы внутреннего контроля устанавливаются Национальным банком. 

Статья 50. Инвестиции банка  

1. Банк может осуществлять инвестиции с соблюдением следующих требований и ограничений:  

1) участие банка в небанковской организации должно осуществляться как долгосрочное инвестирование;  

2) размер любых инвестиций в каждую небанковскую организацию, включая любые финансовые вложения и кредиты, должен составлять менее пятнадцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка, для банков, осуществляющих деятельность в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, - менее тридцати процентов собственного (регулятивного) капитала банка. Общий размер таких инвестиций не может превышать шестидесяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка;  

3) размер инвестиций в недвижимость не должен превышать установленных лимитов;  

4) связанные между собой лица рассматриваются как одно лицо.  

2. Требования к инвестиционной политике банка, осуществляющего операции и сделки в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются Национальным банком.  

3. Иные требования и ограничения к банкам по осуществлению инвестиций и их влияние на капитал банка определяются Национальным банком.  

Статья 50. Инвестиции банка  

1. Банк может осуществлять инвестиции с соблюдением следующих требований и ограничений:  

1) участие банка в небанковской организации должно осуществляться как долгосрочное инвестирование;  

2) размер любых инвестиций в каждую небанковскую организацию, включая любые финансовые вложения и кредиты, не должен превышать установленного значения Национальным банком. Общий размер таких инвестиций не может превышать шестидесяти процентов собственного (регулятивного) капитала банка;  

3) размер инвестиций в недвижимость не должен превышать установленных лимитов;  

4) связанные между собой лица рассматриваются как одно лицо.  

2. Требования к инвестиционной политике банка, осуществляющего операции и сделки в соответствии с исламскими принципами банковского дела и финансирования, устанавливаются Национальным банком.  

3. Иные требования и ограничения к банкам по осуществлению инвестиций и их влияние на капитал банка определяются Национальным банком.  

Статья 77. Инспекторская проверка деятельности банка 

1. Национальный банк периодически проводит инспекторскую проверку деятельности банка посредством направления в банк уполномоченных сотрудников. 

2. В рамках инспекторской проверки осуществляется оценка: 

1) финансового состояния банка, качества и эффективности управления; 

2) присущих деятельности банка рисков, которые влияют на устойчивость и безопасную деятельность банка; 

3) достоверности финансовой и регулятивной отчетности банка; 

4) выполнения банком предписаний, требований и рекомендаций Национального банка; 

5) соблюдения банком норм банковского законодательства Кыргызской Республики и законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

6) выполнения банком иных обязанностей и требований, установленных законодательством Кыргызской Республики. 

3. Уполномоченные сотрудники Национального банка в ходе осуществления инспекторской проверки вправе: 

1) входить в любые помещения банка, требовать предоставления любых документов и информации, в том числе получать их копии; 

2) встречаться с внешним аудитором, должностными лицами и другими работниками банка, иными лицами, оказывающими услуги банку, клиентами банка, а также получать от них устную и письменную информацию; 

3) проводить другие необходимые мероприятия в связи с инспекторской проверкой банка. 

4. Проверяемый банк обязан: 

1) предоставить все документы и информацию, необходимые Национальному банку, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; 

2) обеспечить доступ к информационным системам и базам данных банка в соответствии с требованиями Национального банка в присутствии уполномоченного сотрудника проверяемого банка; 

3) предоставить отдельное помещение, оргтехнику и средства связи; 

4) осуществлять иное сотрудничество. 

5. Требования настоящей статьи распространяются также в отношении банковской группы и ее участников, любой другой компании, имеющей с банком общие интересы, и любых других лиц, связанных с банком. 

6. Порядок проведения инспекторских проверок определяется Национальным банком. 

7. Отчет о результатах инспекторской проверки банка является конфиденциальным документом Национального банка и не подлежит передаче третьим лицам без согласия Национального банка. Совет директоров и Правление банка обязаны в установленный Национальным банком срок ознакомиться с отчетом о результатах инспекторской проверки банка под подпись. 

Статья 77. Инспекторская проверка деятельности банка 

1. Национальный банк периодически проводит инспекторскую проверку деятельности банка посредством направления в банк уполномоченных сотрудников. 

2. В рамках инспекторской проверки осуществляется оценка: 

1) финансового состояния банка, качества и эффективности управления; 

2) присущих деятельности банка рисков, которые влияют на устойчивость и безопасную деятельность банка; 

3) достоверности финансовой и регулятивной отчетности банка; 

4) выполнения банком предписаний, требований и рекомендаций Национального банка; 

5) соблюдения банком норм банковского законодательства Кыргызской Республики и законодательства Кыргызской Республики в сфере противодействия финансированию террористической деятельности и легализации (отмыванию) преступных доходов; 

6) выполнения банком иных обязанностей и требований, установленных законодательством Кыргызской Республики; 

7) эффективности функционирования антифрод-системы банка, в том числе соответствие ее требованиям Национального банка. 

3. Уполномоченные сотрудники Национального банка в ходе осуществления инспекторской проверки вправе: 

1) входить в любые помещения банка, требовать предоставления любых документов и информации, в том числе получать их копии; 

2) встречаться с внешним аудитором, должностными лицами и другими работниками банка, иными лицами, оказывающими услуги банку, клиентами банка, а также получать от них устную и письменную информацию; 

3) проводить другие необходимые мероприятия в связи с инспекторской проверкой банка. 

4. Проверяемый банк обязан: 

1) предоставить все документы и информацию, необходимые Национальному банку, за исключением информации о кодах доступа (пароли, PIN-коды) пользователей и клиентов к автоматизированным системам; 

2) обеспечить доступ к информационным системам и базам данных банка в соответствии с требованиями Национального банка в присутствии уполномоченного сотрудника проверяемого банка; 

3) предоставить отдельное помещение, оргтехнику и средства связи; 

4) осуществлять иное сотрудничество. 

5. Требования настоящей статьи распространяются также в отношении банковской группы и ее участников, любой другой компании, имеющей с банком общие интересы, и любых других лиц, связанных с банком. 

6. Порядок проведения инспекторских проверок определяется Национальным банком. 

7. Отчет о результатах инспекторской проверки банка является конфиденциальным документом Национального банка и не подлежит передаче третьим лицам без согласия Национального банка. Совет директоров и Правление банка обязаны в установленный Национальным банком срок ознакомиться с отчетом о результатах инспекторской проверки банка под подпись. 

Статья 79. Деятельность банковских групп  

1. Компании, входящие в банковскую группу, могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, а также деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, включая владение акциями участников группы, в случае с банковскими холдинговыми компаниями.  

2. Банк, являющийся участником банковской группы, осуществляет свою деятельность независимо от остальных участников банковской группы. Банковские холдинговые компании, созданные в Кыргызской Республике и входящие в банковскую группу, должны быть в форме акционерного общества.  

3. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская компания, контролирующая группу юридических лиц, несут ответственность за соответствие деятельности всей банковской группы банковскому законодательству Кыргызской Республики.  

4. Совет директоров и Правление банка, возглавляющего банковскую группу, банковской холдинговой компании и материнской компании, контролирующие группу юридических лиц, должны обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы.  

5. В случае возникновения угрозы финансовому состоянию банка, созданного на территории Кыргызской Республики, в результате его участия в банковской группе банк незамедлительно письменно извещает об этом Национальный банк.  

6. Требования настоящего Закона, предъявляемые к банкам, распространяются на банковскую группу и участников банковской группы в объеме и пределах, устанавливаемых Национальным банком.  

Статья 79. Деятельность банковских групп  

1. Компании, входящие в банковскую группу, могут осуществлять только банковскую и/или финансовую деятельность, деятельность, связанную с банковской и/или финансовой деятельностью, включая владение акциями участников группы, в случае с банковскими холдинговыми компаниями, а также иную деятельность в соответствии с требованиями Национального банка.  

2. Банк, являющийся участником банковской группы, осуществляет свою деятельность независимо от остальных участников банковской группы. Банковские холдинговые компании, созданные в Кыргызской Республике и входящие в банковскую группу, должны быть в форме акционерного общества.  

3. Банк, находящийся во главе банковской группы, банковская холдинговая компания или материнская компания, контролирующая группу юридических лиц, несут ответственность за соответствие деятельности всей банковской группы банковскому законодательству Кыргызской Республики.  

4. Совет директоров и Правление банка, возглавляющего банковскую группу, банковской холдинговой компании и материнской компании, контролирующие группу юридических лиц, должны обеспечить надлежащий обмен необходимой информацией между всеми участниками банковской группы.  

5. В случае возникновения угрозы финансовому состоянию банка, созданного на территории Кыргызской Республики, в результате его участия в банковской группе банк незамедлительно письменно извещает об этом Национальный банк.  

6. Требования настоящего Закона, предъявляемые к банкам, распространяются на банковскую группу и участников банковской группы в объеме и пределах, устанавливаемых Национальным банком.