Вернуться назад

 

Журнал № 5 за 2006 г. 

 

1. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 7/5 от 23 марта 2006 года «Об утверждении Положения «О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам»; 

2. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 7/6 от 23 марта 2006 года «О внесении дополнений в Положение «О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики»; 

3. Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики № 7/8 от 23 марта 2006 года «Об утверждении «Политики по надзору за Платежной системой Кыргызской Республики»; 

 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

21 апреля 2006 года. Регистрационный номер 45-06 

 

г.Бишкек 

от 23 марта 2006 года N 7/5 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении Положения "О мерах воздействия, 

применяемых к кредитным союзам" 

 

Рассмотрев проект Положения "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам", руководствуясь статьями 30 Закона Кыргызской Республики "О кредитных союзах", 7, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить Положение "О мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам" (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 5, 2006 г. 

 

4. С момента введения в действие настоящего постановления признать утратившими силу: 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики N 19/7 от 12 августа 1998 года "Об утверждении Положения "О предупредительных мерах и санкциях, применяемых к кредитным союзам"; 

- постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики N 22/11 от 5 июня 2000 года "Об изменениях и дополнениях в Положение "О предупредительных мерах и санкциях, применяемых к кредитным союзам". 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Джаныбекову С.Э. 

 

За Председателя Правления 

И.о. Председателя Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Ишенбаев 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

21 апреля 2006 года. Регистрационный номер 45-06 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 марта 2006 года N 7/5 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о мерах воздействия, применяемых к кредитным союзам 

 

1. Общие положения 

2. Основные положения о мерах воздействия 

3. Порядок применения мер воздействия 

4. Порядок досудебного обжалования кредитным союзом решений НБКР 

о применении мер воздействия 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О кредитных союзах" и другими законодательными актами Кыргызской Республики. 

1.2. Меры воздействия к кредитным союзам применяются Национальным банком Кыргызской Республики (далее - НБКР) на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением, и включают в себя предупредительные меры и санкции. 

1.3. Целями применения мер воздействия является защита интересов участников и кредиторов кредитных союзов, обеспечение устойчивого развития кредитных союзов. 

1.4. НБКР имеет право применять меры воздействия к кредитному союзу и/или его должностному лицу в случаях: 

- нарушения им законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов и требований НБКР; 

- непредоставления информации или предоставления недостоверной информации и/или предоставления информации в неполном объеме; 

- небезопасной или ненадежной финансовой деятельности; 

- действий или бездействия, которые могут повлечь за собой угрозу интересам участников кредитного союза; 

- нарушения устава кредитного союза; 

- противодействия исполнению НБКР надзорных функций. 

1.5. В случаях совершения кредитным союзом каких-либо нарушений, не оговоренных настоящим Положением, НБКР вправе применить к кредитному союзу меры воздействия согласно законодательству Кыргызской Республики. 

1.6. Должностными лицами кредитного союза считаются Председатель Правления, Председатель кредитного комитета, Председатель ревизионной комиссии и главный бухгалтер (бухгалтер на правах главного). 

 

2. Основные положения о мерах воздействия 

 

2.1. Настоящим Положением определены следующие меры воздействия, применяемые к кредитному союзу: 

а) предписание; 

б) введение более высоких экономических нормативов; 

в) введение прямого надзора со стороны НБКР; 

г) требование о смене всех или некоторых должностных лиц кредитного союза; 

д) временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций кредитного союза; 

е) введение временной администрации по управлению кредитным союзом; 

ж) временное приостановление действия лицензии кредитного союза; 

з) отзыв лицензии кредитного союза. 

2.2. Меры воздействия, указанные в подпунктах в), е) пункта 2.1 настоящего Положения могут применяться только к кредитным союзам, имеющим лицензию на привлечение депозитов от участников и/или имеющим задолженность перед ОсОО "Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов в Кыргызской Республике". 

2.3. Меры воздействия применяются в зависимости от ситуации, характера нарушения и возможных последствий для кредитного союза. Не предусматривается жесткая очередность и последовательность применения мер воздействия. 

2.4. Решение о применении мер воздействия к кредитному союзу принимается в зависимости от: 

- характера нарушения и его влияния на деятельность, финансовое состояние кредитного союза; 

- вероятности нанесения ущерба интересам участников и кредиторов кредитного союза; 

- способности должностных лиц кредитного союза разрешать возникающие проблемы; 

- выполнения должностными лицами кредитного союза требований НБКР; 

- наличия личной заинтересованности должностных лиц и/или участников кредитного союза в допущенном нарушении; 

- частоты и продолжительности нарушения; 

- примененных ранее мер воздействия за допущенное нарушение; 

- наличия внутренних процедур и политик кредитного союза по основным направлениям деятельности и эффективности внутреннего контроля; 

- других факторов и обстоятельств. 

2.5. К компетенции Комитета по надзору НБКР относится принятие решений по применению следующих мер воздействия по отношению к кредитному союзу: 

- введение более высоких экономических нормативов; 

- введение прямого надзора со стороны НБКР; 

- введение временной администрации по управлению кредитным союзом; 

- отзыв лицензии. 

2.6. Начальник Управления надзора за небанковскими учреждениями (далее - УННУ) может применять следующие меры воздействия по отношению к кредитному союзу: 

- предписание; 

- требование о смене всех или некоторых должностных лиц; 

- временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций; 

- временное приостановление действия лицензии. 

2.7. Начальник областного управления НБКР может применять следующие меры воздействия по отношению к кредитному союзу, зарегистрированному на территории соответствующей области: 

- предписание; 

- требование о смене всех или некоторых должностных лиц; 

- временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций; 

- временное приостановление действия лицензии. 

2.8. Письменное предупреждение не является мерой воздействия НБКР и направляется кредитному союзу в случаях, если в его деятельности допущены определенные нарушения и/или имеются недостатки и риски, угрожающие его стабильности и надежности. Письменное предупреждение направляется начальником УННУ/областного управления НБКР в целях информирования кредитного союза о том, что в дальнейшем к нему могут быть применены соответствующие меры воздействия, если нарушения и/или недостатки не будут устранены. 

2.9. По итогам проверки НБКР деятельности кредитного союза направляется отчет кредитному союзу о результатах проверки с предписаниями по устранению выявленных недостатков, которые являются обязательными для исполнения кредитным союзом. В случае обнаружения фактов неисполнения кредитным союзом предписаний по устранению выявленных недостатков к нему могут быть применены меры воздействия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и настоящим Положением. 

 

3. Порядок применения мер воздействия 

 

3.1. Предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений, подписанное начальником УННУ/областного управления НБКР, определяет меры, которые должны быть предприняты кредитным союзом и является обязательным к исполнению в течение установленного срока. 

Предписание направляется кредитному союзу в случаях: 

- нарушения кредитным союзом законодательства Кыргызской Республики; 

- несоблюдения экономических нормативов и требований НБКР; 

- непредставления финансовой отчетности и периодического регулятивного отчета в установленные НБКР сроки; 

- предоставления недостоверной информации и/или информации в неполном объеме; 

- намеренного противодействия сотрудникам НБКР при исполнении ими надзорных функций; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

3.2. Введение более высоких экономических нормативов. Комитетом по надзору НБКР по отношению к конкретному кредитному союзу могут быть установлены более жесткие экономические нормативы в случаях, когда необходимо оказать влияние на деятельность кредитного союза в целях предотвращения ухудшения ситуации, при этом кредитным союзом могут соблюдаться минимальные экономические нормативы и требования НБКР. 

3.3. Введение прямого надзора. Решение о введении прямого надзора принимается Комитетом по надзору НБКР. 

Основанием для введения прямого надзора со стороны НБКР являются: 

- наличие финансовых проблем, составляющих угрозу для дальнейшей деятельности, и неспособность кредитного союза решить их в течение установленного срока; 

- действие или бездействие должностных лиц кредитного союза, которое может негативно повлиять на финансовое состояние и деятельность кредитного союза; 

- высокая вероятность нанесения ущерба интересам участников и кредиторов кредитного союза; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Прямой надзор вводится в целях контроля операций кредитного союза, мониторинга его финансового состояния, учета и отчетности, а также в других целях, определенных НБКР. 

Комитет по надзору НБКР может назначить уполномоченного сотрудника НБКР для осуществления прямого надзора. 

При введении прямого надзора должностные лица кредитного союза продолжают нести ответственность за финансовое состояние кредитного союза, однако они управляют делами кредитного союза под наблюдением уполномоченного сотрудника НБКР. 

Участники и должностные лица кредитного союза обязаны представлять уполномоченному сотруднику НБКР всю информацию, связанную с деятельностью кредитного союза. 

3.4. Требование о смене всех или некоторых исполнительных должностных лиц кредитного союза подписывается начальником УННУ/областного управления НБКР. Основанием для смены исполнительных должностных лиц кредитного союза являются: 

- неспособность, включая некомпетентность, должностного лица кредитного союза разрешать возникающие проблемы; 

- действие или бездействие должностных лиц кредитного союза, которое может негативно повлиять на финансовое состояние и деятельность кредитного союза, если иные меры воздействия не возымели должного эффекта; 

- намеренное систематическое (два и более раза в течение последовательных 12 календарных месяцев) противодействие сотрудникам НБКР при исполнении ими надзорных функций; 

- вынесение в отношении должностного лица кредитного союза обвинительного приговора за совершение преступления в сфере экономики и/или за должностные преступления; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

3.5. Временное приостановление или ограничение проведения отдельных операций кредитного союза. Решение о необходимости временного приостановления или ограничений в проведении отдельных операций кредитного союза принимает начальник УННУ/областного управления НБКР в случае обнаружения в деятельности кредитного союза фактов нарушений им законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов НБКР или его предписаний, включая несоблюдение установленных экономических нормативов, а также в случае вовлечения кредитного союза в небезопасную или ненадежную финансовую деятельность. 

3.6. Введение временной администрации по управлению кредитным союзом. Решение о введении временной администрации принимается Комитетом по надзору НБКР. 

Основаниями для назначения временной администрации являются: 

- неспособность органов управления кредитного союза обеспечить работу в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики и уставом кредитного союза; 

- неудовлетворительное финансовое состояние кредитного союза; 

- нарушение должностными лицами кредитного союза действующего законодательства Кыргызской Республики, возбуждение уголовного дела в отношении названных лиц или начало расследования по обвинению в финансовых махинациях; 

- обоснованная просьба органов управления кредитного союза и/или не менее двух третей общего количества участников кредитного союза; 

- иные случаи, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики. 

3.7. Временное приостановление действия лицензии. Решение о временном приостановлении действия лицензии на срок до трех месяцев принимается начальником УННУ/областного управления НБКР в случаях: 

- систематического невыполнения кредитным союзом предписаний НБКР; 

- совершения кредитным союзом операций, не предусмотренных лицензией; 

- намеренное систематическое противодействие сотрудникам НБКР при исполнении ими надзорных функций; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

3.8. Отзыв лицензии. Комитет по надзору НБКР может отозвать лицензию кредитного союза. Отзыв лицензии у кредитного союза может производиться в любом из следующих случаев: 

- несоблюдение кредитным союзом законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов и требований НБКР; 

- неплатежеспособность или признание кредитного союза неплатежеспособным в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

- неустранение в установленные сроки причин, по которым НБКР приостановил действие лицензии; 

- систематическое предоставление недостоверной информации; 

- предоставление недостоверных сведений, на основании которых была выдана лицензия; 

- участие в операциях, запрещенных законодательством Кыргызской Республики; 

- занятие кредитным союзом деятельностью, не предусмотренной лицензией; 

- если кредитный союз не осуществляет деятельности по выдаче кредитов более одного года после его регистрации и получения лицензии; 

- в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики. 

Отзыв лицензии является крайней мерой, применяемой в случаях, когда продолжение деятельности кредитного союза влечет за собой реальную угрозу интересам участников кредитного союза, а другие меры воздействия не привели к улучшению финансового состояния. Отзыву лицензии, как правило, должны предшествовать иные меры воздействия, направленные на устранение допущенных нарушений. 

 

4. Порядок досудебного обжалования кредитным 

союзом решений НБКР о применении мер воздействия 

 

4.1. Соблюдение досудебного порядка обжалования решений НБКР по применению мер воздействия является обязательным. 

4.2. Решения начальника УННУ/областного управления НБКР о применении мер воздействия к кредитному союзу могут быть обжалованы в претензионном порядке у Заместителя Председателя НБКР, курирующего УННУ, в течение десяти рабочих дней со дня получения официального уведомления о принятом решении. В случае несогласия с решением Заместителя Председателя НБКР, курирующего УННУ, в течение десяти рабочих дней со дня получения официального уведомления о принятом решении оно может быть обжаловано у Председателя НБКР. 

4.3. Решения Комитета по надзору НБКР могут быть обжалованы в соответствии с нормативным правовым актом НБКР, регулирующим досудебный порядок регулирования споров. 

 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

21 апреля 2006 года. Регистрационный номер 46-06 

 

г.Бишкек 

от 23 марта 2006 года N 7/6 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О внесении дополнений в Положение "О Комитете 

по надзору Национального банка Кыргызской Республики" 

 

Руководствуясь статьями 7, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьей 30 Закона Кыргызской Республики "О кредитных союзах", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Дополнить пункт 2.1 Положения "О Комитете по надзору Национального банка Кыргызской Республики" (утверждено постановлением правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 марта 2005 года N 6/2, зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 21 апреля 2005 года N 55-05) подпунктами с) и т) в следующей редакции: 

"с) введение временной администрации по управлению кредитным союзом; 

т) отзыв лицензии кредитного союза". 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 5, 2006 г. 

 

4. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Джаныбекову С.Э. 

 

За Председателя Правления 

И.о. Председателя Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Ишенбаев 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

28 апреля 2006 года. Регистрационный номер 48-06 

 

г.Бишкек 

от 23 марта 2006 года N 7/8 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении "Политики по надзору 

за Платежной системой Кыргызской Республики" 

 

Рассмотрев проект "Политики по надзору за Платежной системой Кыргызской Республики", в соответствии со статьями 3 и 43 Закона КР "О Национальном банке Кыргызской Республики", Правление Национального банка КР постановляет: 

1. Утвердить "Политику по надзору за Платежной системой Кыргызской Республики" (прилагается). 

2. Управлению платежных систем совместно с Юридическим отделом в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

 

Опубликовано в журнале "Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики", N 5, 2006 г. 

 

4. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков Кыргызской Республики, ОАО "Расчетно-Сберегательная Компания", областных управлений и Представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области. 

5. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). 

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Молдоканова Ш.И. 

 

За Председателя Правления 

И.о. Председателя Правления Национального 

банка Кыргызской Республики М.Ишенбаев 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

28 апреля 2006 года. Регистрационный номер 48-06 

 

Утверждена 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 23 марта 2006 года N 7/8 

 

ПОЛИТИКА 

по надзору за Платежной системой 

Кыргызской Республики 

 

1. Общие положения 

2. Используемые термины и определения 

3. Цель, задачи и принципы надзора за платежной 

системой КР 

4. Объекты и содержание надзора за платежной системой 

КР 

5. Мониторинг функционирования платежных систем 

6. Оценка и принятие решения в отношении отдельных 

платежных систем 

7. Меры воздействия к совершенствованию платежных 

систем 

8. Заключительные положения 

Приложение 1. Ключевые принципы для системно значимых платежных 

систем 

Приложение 2. Анкета по оценке платежной системы 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящая Политика разработана в соответствии с Гражданским кодексом Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "Об электронной цифровой подписи", "Об электронных платежах", положением "Об основных положениях по организации платежной системы в Кыргызской Республике" и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики (далее - законодательство КР) и международными стандартами по платежным системам и осуществления надзора за платежными системами. 

1.2. Политика по надзору за Платежной системой КР направлена на обеспечение стабильности совершения безналичных расчетов для пользователей (юридических и физических лиц) через Платежную систему КР. 

1.3. Надзор за Платежной системой КР - деятельность Национального банка Кыргызской Республики (далее - НБКР), основываясь на статье 3 Закона КР "О НБКР", по обеспечению эффективного и бесперебойного функционирования Платежной системы КР, которая образуется несколькими типами платежных систем, обслуживающих различные сегменты национального финансового рынка. 

1.4. Политика определяет цель, принципы осуществления надзора за Платежной системой КР, объекты и порядок осуществления НБКР надзора, а также перечень инструментов, используемых НБКР в этих целях. 

 

2. Используемые термины и определения 

 

2.1. Системно-значимая платежная система - это система, которая способствует стабильному функционированию национальных финансовых рынков. 

2.2. Не системно-значимая платежная система - это система, которая способствует поддержанию доверия граждан к национальной валюте, как средству наличного и безналичного платежа и расчета. 

2.3. Межбанковская коммуникационная сеть (МКС) - часть технической инфраструктуры Платежной системы КР, объединяющая НБКР, коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения и предназначенная для обмена данными в режиме реального времени по торговым, платежным и статистическим системам между НБКР и участниками МКС. 

2.4. Оператор платежной системы - юридическое лицо, обеспечивающее функционирование платежной системы и заключившее с участниками договор об участии в платежной системе, согласно которому оператор и участники обязуются осуществлять свою деятельность в рамках платежной системы и в соответствии с правилами системы. 

2.5. Платежная система - взаимосвязанная система технологий, процедур, правил, платежных инструментов и систем перевода денежных средств, обеспечивающая денежное обращение. 

2.6. Платежная система КР - совокупность платежных систем, функционирующих на территории КР по осуществлению перевода денежных средств согласно законодательству КР, операторами которых являются резиденты или нерезиденты КР. 

2.7. Пользователь платежной системы - юридическое или физическое лицо, использующее платежные услуги участника платежной системы или провайдера услуг по системе денежных переводов для проведения расчетов и денежных переводов при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, в пользу которого и от имени которого осуществляется перевод денежных средств. 

2.8. Провайдер услуг по системе денежных переводов - специальный оператор по предоставлению услуг по системе денежных переводов. Оператор принимает наличные денежные средства или их эквивалент от физического или юридического лица на основе официального разрешения или на коммерческой основе согласно законодательству с тем, чтобы обеспечить выплату этих наличных денежных средств или их эквивалента или создать условия для их выплаты третьей стороне в другом месте. 

2.9. Системно-значимая платежная система - платежная система, в которой: 

1) при сбоях в функционировании по операционным и техническим причинам возможно возникновение серьезных потрясений в национальной банковской системе или в национальной финансовой системе; 

2) если правила системы не исключают, что неплатежеспособность одного из участников может привести к возникновению риска ликвидности у других участников и созданию "эффекта домино", что также может привести к серьезным потрясениям в национальной финансовой системе. 

К системно-значимым платежным системам относятся система крупных платежей и межбанковская клиринговая система. 

2.10. Система крупных платежей - тип платежной системы, в которой осуществляются переводы по денежным обязательствам участников финансовых рынков (национального денежного, валютного рынков и рынка капитала и ценных бумаг), а также переводы, связанные с применением инструментов денежно-кредитной политики. Для данных систем характерно осуществление расчетов для небольшого количества платежей участников на крупные суммы. 

2.11. Системы розничных платежей - тип платежной системы, в которой проводятся платежи по денежным обязательствам физических и юридических лиц, несвязанные с их участием на национальных финансовых рынках. Для данных систем характерно проведение большого количества платежей участников на мелкие суммы с проведением окончательного расчета на основе клиринга. 

2.12. Система расчетов платежными картами - тип платежной системы по обработке розничных платежей, представляющей собой совокупность норм, правил, учреждений и программно-технических средств для организации безналичных расчетов с использованием платежных карт. Система расчетов платежными картами относится к значимой платежной системе. 

2.13. Система денежных переводов - тип платежной системы по принятию провайдером денежных средств от населения с тем условием, что эти денежные средства будут выплачены в другом месте. По системам денежных переводов осуществляются денежные переводы как местные, так и переводы с пересечением национальных границ. Системы денежных переводов с открытием и без открытия счетов относятся к не системно-значимым платежным системам. 

2.14. Система корреспондентских отношений - система, позволяющая осуществить трансграничные платежи и предоставлять иные услуги пользователям на основе договоров (агентских соглашений) о ведении корреспондентских счетов между финансово-кредитными учреждениями разных стран. 

2.15. Участник платежной системы - финансово-кредитное учреждение, предоставляющее платежные услуги населению на территории КР согласно законодательству. Участник должен соответствовать критериям участия в платежной системе, установленным правилами системы. Участник идентифицируется в платежной системе на основании присвоенного оператором уникального идентификационного кода участника. 

2.16. Узел коллективного пользования (УКП) SWIFT - аппаратно-программный комплекс, созданный на базе комплекса SWIFT НБКР и обеспечивающий пользователям доступ к сети SWIFT через общий интерфейс. 

2.17. Эффективно функционирующая платежная система - это такая система, правила и техническая инфраструктура которой способствуют развитию деловой активности пользователей (юридических и физических лиц) и которая позволяет снижать размер издержек операторов и тем самым повышать уровень инвестиционной привлекательности оказания услуг по проведению платежей и расчетов пользователей. 

2.18. SWIFT - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций (society for worldwide interbank financial telecommunication), являющееся гарантом безопасности осуществления различных банковских операций между финансовыми институтами по всему миру и созданное одноименным обществом SWIFT. 

 

3. Цель, задачи и принципы надзора 

за платежной системой КР 

 

3.1. Основной целью осуществления надзора за платежной системой КР является обеспечение соответствующего контроля и мониторинг работы платежных систем для поддержания стабильного функционирования национальной финансовой системы и доверия к национальной валюте как средству наличного и безналичного расчета. 

3.2. Поддержание стабильного функционирования национальной финансовой системы предполагает удовлетворение требований пользователей в части: 

1) сроков проведения платежей - гарантия осуществления расчета в пределах установленного законодательством срока; 

2) безопасности платежей и расчетов - гарантия возврата денежных средств в сумме, размер которой определен законодательством, в случае неисполнения расчета платежной системой; 

3) доступности платежных услуг - предоставление доступа к платежным услугам без ограничений для всех пользователей и в течение суток в период времени, востребованный пользователями, но ограниченный законодательством, устанавливающим регламент работы платежных систем; 

4) стоимости по проведению платежей и расчетов - тариф за проведение платежа должен соответствовать ожидаемому пользователями уровню срочности, безопасности доступности и уровню сервиса. 

3.3. Для достижения цели надзора за платежной системой НБКР выполняет следующие задачи: 

1) осуществляет и устанавливает порядок проведения мониторинга за функционированием Платежной системой КР, в том числе: 

- получает информацию от участников, операторов отдельных платежных систем и систем денежных переводов и иных организаций, оказывающих услуги по проведению платежей и расчетов; 

- проверяет организацию и функционирование отдельных платежных систем в соответствии с нормативными правовыми актами НБКР; 

2) оценивает качественные и количественные характеристики функционирования отдельных платежных систем на соответствие международным стандартам, в частности "Ключевым принципам для системно значимых платежных систем" (приложение N 1), а также установленным требованиям НБКР; 

3) применяет меры воздействия на операторов отдельных платежных систем, в целях активизации их деятельности по совершенствованию собственной платежной системы, в том числе путем: 

- разработки нормативных правовых актов, определяющих условия и порядок организации и функционирования платежных систем; 

- проверки деятельности участников и операторов платежных систем в соответствии с нормативными правовыми актами НБКР; 

- участия в принятии решений руководящим органом оператора. 

3.4. В целях эффективного надзора за платежной системой КР НБКР руководствуется следующими принципами: 

1. Публичность политики по надзору. НБКР публично заявляет о своей политике по осуществлению надзора за платежной системой КР, в которой приводятся: 

- критерии оценки платежных систем (системно-значимая, значимая, не системно-значимая); 

- стандарты, которым должны соответствовать платежные системы, как организационно, так и функционально; 

- содержание деятельности НБКР по осуществлению надзора за платежной системой КР. 

2. Следование международным стандартам. НБКР при установлении требований к платежным системам основывается на положениях международных стандартов и законодательстве КР в отношении платежных и расчетных систем. 

3. Соответствие полномочий и обязанностей. НБКР предпринимает меры в отношении поддержания достаточных ресурсов, включая квалифицированный персонал, соответствующую организационную структуру (подразделение) НБКР, ответственную за осуществление надзора за платежной системой КР, позволяющие эффективно использовать эти ресурсы, методы и инструменты надзора за платежной системой КР для достижения НБКР вышеуказанных целей проведения надзора. 

4. Последовательность в проведении надзора. При осуществлении надзора за Платежной системой КР НБКР не создает конкурентных преимуществ для платежных систем, управляемых НБКР, в виду предъявления одинаковых требований ко всем платежным системам и наделения разных подразделений НБКР полномочиями по надзору и управлению собственными платежными системами. Деятельность НБКР по осуществлению надзора за платежной системой КР НБКР направлена на сохранение и повышение эффективности деятельности всех типов платежных систем, действующих на территории КР. 

5. Согласованность действий в области надзора. НБКР организует исполнение своих обязанностей по надзору за платежной системой КР в порядке, совместимом с другими его задачами в отношении платежных систем. НБКР предпринимает меры по координации деятельности внутренних подразделений НБКР при осуществлении надзора за платежной системой КР для снижения нагрузки на поднадзорные системы и повышению эффективности надзора. НБКР при необходимости осуществляет взаимодействие с заинтересованными национальными органами исполнительной власти в указанной области, надзорными органами других стран и международными финансовыми институтами в целях повышения действенности надзорной деятельности в отношении международных платежных систем, участники которых находятся на территории КР. 

6. Независимость оценки надзорной функции. Процедуры НБКР по осуществлению надзора за платежной системой КР проверяются внешними аудиторами, международными финансовыми организациями в рамках программ оценки финансового сектора или органом, специально созданным с этой целью в соответствии с законодательством. 

 

4. Объекты и содержание надзора 

за платежной системой КР 

 

4.1. Объектами надзора за платежной системой КР являются следующие категории платежных систем: 

1) системно-значимые платежные системы: система крупных платежей и межбанковская клиринговая система платежей; 

2) значимые платежные системы: системы расчетов платежными картами (локальные и международные); 

3) не системно-значимые платежные системы: системы денежных переводов с открытием счетов и без открытия счетов (локальные и международные). 

4.2. НБКР осуществляет контроль над системой корреспондентских отношений участников по проведению трансграничных платежей, использованием платежных инструментов и функционированием технической инфраструктуры Платежной системы КР: 

1) УКП SWIFT; 

2) межбанковской коммуникационной сети. 

4.3. НБКР осуществляет надзор за платежной системой КР на непрерывной основе в форме циклически повторяющегося процесса по трем основным направлениям: 

1) мониторинг функционирования платежных систем на качественном и количественном уровнях на основе сбора информации по работе систем; 

2) оценка платежных систем на соответствие принятым стандартам и принятие решения по оценке эффективности работы отдельных платежных систем; 

3) принятие мер, направленных на совершенствование собственных платежных систем. 

 

5. Мониторинг функционирования платежных систем 

 

5.1. Мониторинг функционирования платежных систем предполагает проведение следующих мер: 

1) сбор регулярной статистической отчетности, формируемой операторами платежных систем или участниками платежных систем (в случае если оператор не является резидентом КР), а также иных организаций, оказывающих услуги по проведению платежей и денежных переводов, позволяющей получить данные по количественным характеристикам функционирования инфраструктуры платежной системы КР, в том числе: 

- объем и количество ежедневных платежей и денежных переводов в день, месяц; 

- среднее ежедневное количество платежей, денежных переводов и их сумм в течение года; 

- пиковые значения количества и сумм обработанных платежей и денежных переводов в день, в течение года; 

- процент количества и сумм платежей и денежных переводов, приходящихся на 5 наиболее крупных участников платежной системы (коэффициент концентрации); 

- платежи и денежные переводы в разрезе используемых платежных инструментов для физических и юридических лиц в отдельности; 

- платежи и денежные переводы в разрезе используемых счетов, открытых физическим и юридическим лицам, используемых для осуществления безналичных платежей; 

- платежи и денежные переводы, не принятые в обработку системой с указанием причин; 

- другие данные; 

2) периодический (не реже одного раза в год) сбор сведений о качественных характеристиках платежных систем посредством направления "Анкеты по оценке платежной системы" (приложение N 2) непосредственно операторам или участникам платежных систем (в случае, если операторами являются нерезиденты КР), в частности, содержащей следующие вопросы: 

- структура нормативной и договорной базы; 

- критерии доступа для участников; 

- актуальный перечень участников; 

- организационная структура управления платежной системой; 

- принципы функционирования платежной системы; 

- принципиальные положения по распределению ответственности между оператором и участниками; 

- принципы установления тарифов; 

- принципы обеспечения непрерывности бизнеса; 

3) проведение встреч с руководящими сотрудниками оператора для обсуждения текущего состояния платежной системы; 

4) обеспечение доступа к материалам оценки соответствия функционирования платежной системы, проведенной самим оператором; 

5) обеспечение доступа к официальной системной документации (правила системы, договора и соглашения, касающиеся функционирования платежной системы, бизнес-план оператора, план обеспечения непрерывности бизнеса); 

6) обеспечение доступа к результатам инспекционных проверок в части деятельности банков как участников платежных систем; 

7) обеспечение доступа к заключениям внешних и внутренних аудиторов, проверяющих деятельность оператора платежной системы; 

0) проверки на местах соответствия функционирования платежной системы официальной документации; 

0) анализ источников СМИ о функционировании платежных систем. 

 

6. Оценка и принятие решения в отношении 

отдельных платежных систем 

 

6.1. НБКР проводит оценку соответствия функционирования платежной системы требованиям стандартов согласно категориям платежных систем: 

0) для системно-значимых платежных систем - полное соответствие Ключевым принципам и установленным требованиям НБКР; 

0) для значимых платежных систем - соблюдение Ключевых принципов I, II, VII, VIII, IX, X и полное соответствие установленным требованиям НБКР; 

0) для не системно-значимых платежных систем - соответствие требованиям НБКР и частичное соблюдение Ключевых принципов для системно-значимых платежных систем. 

6.2. Оценку функционирования платежных систем НБКР проводит на основании данных по количественным и качественным характеристикам, полученным в результате проведения мониторинга, и руководствуется общепринятой международной практикой по методике оценки функционирования платежных систем на соответствие вышеуказанным стандартам. 

6.3. В зависимости от результатов проведенной оценки данных по структуре отдельной платежной системы, управлении ею и ее соответствия установленным требованиям и стандартам политики, НБКР принимает решение: 

1) о сохранении действующего уровня функционирования платежной системы; 

2) о необходимости внесения изменений в оцениваемую систему с целью повышения эффективности работы отдельной платежной системы; 

3) об использовании мер воздействия по отношению к оцениваемой системе в случае необходимости. 

 

7. Меры воздействия к совершенствованию 

платежных систем 

 

7.1. НБКР инициирует внесение изменений в отдельную платежную систему с использованием следующих методов и средств по достижению цели надзора: 

1. Воздействие убеждением. НБКР проводит переговоры с оператором и участниками системы с использованием аргументов, полученных в результате проведения качественного анализа, и обоснованности результатов мониторинга и оценки. 

2. Открытые заявления. НБКР использует открытые заявления с целью оказания положительного влияния на систему, укрепления самодисциплины рынка, побуждения системы, их участников и других заинтересованных лиц делать свои собственные выводы о структуре системы и управлении ею, мотивируя, таким образом, внесение изменений в случае выявления возможных недостатков, соблюдая при этом необходимый уровень конфиденциальности. 

3. Соглашения и договоры. С целью внесения изменений в систему НБКР может инициировать использование соглашений или договоров между НБКР и системой, включая также соглашения и договоры с участниками системы. Такие соглашения и договоры могут принимать разную форму, включая специальные меморандумы о договоренности, соглашения об открытии расчетного счета и договоры на обслуживание в отношении расчетных услуг НБКР, и они могут использоваться, чтобы зафиксировать требования и стандарты, которым должна отвечать система, а также роль центрального банка в обеспечении их соблюдения. 

4. Участие в системах. В случае системно значимых или значимых систем НБКР может принять решение об участии в управлении системой через владение акциями оператора системы на тех же условиях, что и другие собственники, праве "вето" в отношении важнейших решений или просто "месте в совете директоров" с доступом к составляющей собственность информации и возможностью высказать точку зрения. 

5. Сотрудничество с другими официальными органами. НБКР может сотрудничать с органами банковского надзора, банковскими регулирующими органами, другими финансовыми организациями, также как и с международными организациями и центральными банками других стран, являющимися собственниками, участниками, пользователями системы или регулирующими органами, чтобы осуществить изменения в системе. 

7.2. НБКР в случае необходимости может использовать меры воздействия или санкции по отношению к оцениваемой системе или к операторам и участникам платежной системы, установленные законодательством КР. 

7.3. В зависимости от выявленных нарушений требований нормативных правовых актов НБКР применяет следующие меры: 

1) предупреждение; 

2) письменное соглашение; 

3) письменное предписание; 

4) расторжение договора корреспондентского счета; 

5) наложение или взыскание штрафов по основаниям, установленным законодательством КР; 

6) приостановление или отзыв лицензии на проведение всех или отдельных видов банковских операций или осуществление функций оператора платежной системы по согласованию с органами надзора за финансово-кредитными учреждениями; 

7) и другие меры реагирования. 

7.4. НБКР инициирует принудительное исполнение решения в судебном порядке в отношении системы, не выполняющей решения Национального банка по надзору за Платежной системой КР. 

7.5. Материалы НБКР по оценке функционирования платежной системы и рекомендации по совершенствованию системы предоставляются для сведения оператору данной платежной системы. 

7.6. НБКР публикует информацию о результатах осуществления надзора и оценки эффективности платежных систем в регулярных аналитических отчетах по работе платежной системы КР, соблюдая при этом необходимый уровень конфиденциальности. 

 

8. Заключительные положения 

 

1.1. Участники и операторы платежных систем, действующих на территории КР, должны разработать внутренние процедуры по выполнению требований настоящей политики. 

1.2. Операторы платежных систем должны в периодических отчетах раскрывать общественности процедуры внутреннего контроля, применяемые для обеспечения добросовестной работы системы, включая механизмы внутреннего аудита. 

1.3. НБКР организует исполнение своих обязанностей по надзору в порядке, совместимом с другими его задачами в отношении платежных систем. НБКР содействует своевременному раскрытию общественности общих принципов политики, включая политику по управлению рисками в платежной системе КР, которые влияют на надежность системно-значимых платежных систем. 

1.4. НБКР публикует информацию об эффективности осуществления надзора за платежной системой в регулярных аналитических отчетах по работе платежной системы. 

1.5. Настоящая политика подлежит пересмотру не реже одного раза в три года. 

 

 

Приложение N 1 

 

См. данное приложение 1 в формате MS-Word 

 

КЛЮЧЕВЫЕ ПРИНЦИПЫ 

для системно значимых платежных систем 

 

I. Система должна иметь хорошо проработанную правовую базу во всех соответствующих юрисдикциях. 

II. Правила и процедуры системы должны давать участникам четкое представление о влиянии системы на каждый из финансовых рисков, которые они несут в силу участия в системе. 

III. Система должна иметь четко определенные процедуры управления кредитными рисками и рисками ликвидности, устанавливающие соответствующую ответственность оператора системы и участников и содержащие надлежащие стимулы для управления этими рисками и их сдерживания. 

IV(*). Система должна обеспечивать быстрый окончательный расчет в день валютирования, предпочтительно в течение дня или, как минимум, на конец дня. 

V(*). Система, в которой осуществляется многосторонний неттинг, должна, как минимум, быть способна обеспечить своевременное завершение ежедневных расчетов в случае неспособности участника с крупнейшим отдельным расчетным обязательством произвести расчет. 

VI. Активы, используемые для расчета, предпочтительно должны быть требованиями к центральному банку; если используются иные активы, они должны иметь незначительный или нулевой кредитный риск. 

VII. Система должна обеспечивать высокую степень безопасности и операционной надежности и должна иметь запасные процедуры для своевременного завершения обработки данных за день. 

VIII. Средства осуществления платежей, предлагаемые системой должны быть практичными для пользователей и эффективными для экономики. 

IX. Система должна иметь объективные и публично объявленные критерии для участия, обеспечивающие справедливый и открытый доступ. 

X. Процедуры управления системой должны быть эффективными, подотчетными и транспарентными. 

(*) Системы должны стремиться превысить минимальные требования, содержащиеся в этих двух принципах. 

 

Задачи центрального банка по применению 

ключевых принципов 

 

A. Центральный банк должен четко определить свои цели в отношении платежных систем и должен обнародовать свою роль и основные виды политики применительно к системно значимым платежным системам. 

B. Центральный банк должен обеспечить соблюдение ключевых принципов системами, которыми он управляет. 

C. Центральный банк должен осуществлять надзор за соблюдением ключевых принципов системами, которыми он не управляет, и должен иметь возможности для осуществления такого надзора. 

D. При обеспечении безопасности и эффективности платежных систем посредством ключевых принципов центральный банк должен сотрудничать с другими центральными банками и любыми другими соответствующими национальными или иностранными учреждениями. 

 

 

Приложение N 2 

 

См. данное приложение 2 в формате MS-Word 

 

АНКЕТА 

по оценке платежной системы 

 

Требования по заполнению. 

1. Настоящая анкета заполняется не реже одного раза в год операторами платежных систем и предоставляется в НБКР по запросу. 

2. Анкета заполняется в соответствии с категориями систем (системно-значимая, значимая, не системно-значимая). 

3. Анкета также предназначена для проведения оператором и/или владельцем системы регулярной (не реже одного раза в год) самооценки платежной системы. 

 

Часть А. Платежные системы 

 

A.1. Общая информация о системе, нормативная правовая база 

по системе 

 

(1) Оператор системы. 

(2) Назначение. 

(3) Нормативная правовая база, регулирующая работу системы. 

(4) Требования по доступу участников к системе. 

(5) Коэффициент оборачиваемости средств. 

(6) Регламент работы, принципы функционирования. 

(7) Участники системы. 

(8) Тариф за проведение платежа. 

(9) Программное обеспечение. 

(10) Способы обеспечения непрерывности деловой активности. 

(11) Персонал гроссовой системы. 

(12) Планы по усовершенствованию. 

А.1.1. Структура системы и расчет. 

А.1.2. Статистика: 

(1) Количество участников. 

(2) Среднее количество платежей в день. 

(3) Средний объем платежей за день. 

(4) Из них платежи на крупные суммы. 

(5) Средняя стоимость платежа. 

(6) Зависимость стоимости платежа от времени передачи и от объема платежей. 

(7) И др. 

А.1.3. Дополнительная информация: 

А.1.3.1. Причины отказа в приеме платежей. 

(1) ошибочные документы или неполными реквизитами; 

(2) превышение лимита; 

(3) и др. 

А.1.3.2. Планы по изменению ситуации. 

(1) Планы по внесению изменений или совершенствованию платежной системы. 

 

А.2. Прозрачность и понимание финансовых рисков 

 

А.2.1. Принципы, правила и процедуры в отношении финансовых рисков. 

Общее описание. 

А.2.2. Типичные вопросы: 

А.2.2.1. Четкость и полнота работы системы. 

А.2.2.2. Назначение системы, график и процедуры управления риском. 

А.2.2.3. Правовая основа и роль ее участников. 

А.2.2.4. Свободен ли доступ участников к системе. 

А.2.2.5. Свобода действий, права и обязанности оператора и участников. 

А.2.2.6. Принятие решений в нештатных ситуациях. 

А.2.2.7. Организационная подготовка участников по мониторингу их деятельности. 

А.2.3. Своевременность и достаточность предоставления информации для управления риском. 

А.2.4. Меры, обеспечивающие участникам полное понимание своей подверженности рискам. 

А.2.5. Планы по изменению существующей ситуации. 

А.2.6. Мнение оператора об эффективности планируемых мер. 

 

A.3. Управление кредитным риском и риском ликвидности 

 

А.3.1. Финансовые риски участников. 

А.3.2. Реальный или потенциальный риск для Национального банка. 

А.3.3. Инструменты управления кредитным риском: 

А.3.3.1. Правила членства (требования к капиталу, предварительное финансирование залога и т.п.). 

А.3.3.2. Минимальные и максимальные сроки между принятием платежа и окончательным расчетом по нему. 

А.3.3.3. Распределение ответственности среди участников в случае банкротства одного из участников. 

А.3.4. Инструменты по управлению риском ликвидности: 

А.3.4.1. Механизмы очередности. 

А.3.4.2. Источники ликвидности: 

А.3.4.3. Однодневный кредит. Процедуры выдачи. 

А.3.4.4. Разделение потоков платежей по времени, стоимости. 

А.3.4.5. Явные или неявные обязательства оператора по обеспечению ликвидности системы. 

А.3.5. Инструменты общего характера: 

А.3.5.1. Доступ участников к информации об остатках на счетах и своих позициях. 

А.3.5.2. Своевременный мониторинг оператора системы. 

А.3.6. Стимулы к управлению риском ликвидности и кредитным риском. 

А.3.6.1. Механизм распределения убытков среди участников клиринга. 

А.3.6.2. Формирование цен в зависимости от контролирования риска ликвидности. 

А.3.7. Проблемы за последние три года. 

А.3.8. Планы по изменению текущей ситуации. 

А.3.9. Мнение оператора об эффективности планируемых мер. 

 

А.4. Окончательный и безотзывный характер операций 

 

А.4.1. Уровень безотзывности на каждом этапе платежа. 

А.4.2. Условия непринятия платежа системой или участником-получателем. 

А.4.3. Информированность участника в отказе от принятия. 

А.4.4. Закрытие позиции в конце дня при отсутствии ликвидности. 

А.4.5. Официальные механизмы по обеспечению строгого соответствия регламенту работы в виде штрафов или других санкций. 

А.4.6. Официальное подтверждение окончательного расчета. 

А.4.7. Ликвидация последствий ошибок. 

А.4.8. Проблемы 3-х последних лет. 

А.4.9. Планы по изменению текущей ситуации. 

А.4.10. Окончательный расчет. 

 

А.5. Клиринговые системы. 

 

А.5.1. Чистое сальдо рассчитывается на основе многостороннего взаимозачета один раз в день. 

А.5.2. Обработка расчетов по чистым позициям. 

А.5.3. Информация о чистых позициях участников клиринга. 

А.5.4. Защита от избыточного риска со стороны участника. 

А.5.5. Покрытие дебетовой позиции обанкротившегося участника. 

А.5.6. Залог или резервный фонд для покрытия дебетовой позиции участника. 

А.5.7. Кто является последней инстанцией по обеспечению ликвидности в системе. 

А.5.8. Оператор клиринговой системы. 

А.5.9. Процедуры по обеспечению окончательного расчета и механизмы управления ликвидностью. 

А.5.10. Проблемы последних 3-х лет. 

А.5.11. Планы по изменению текущей ситуации. 

А.5.12. Ваше мнение по вопросу обеспечения окончательного расчета в случае несостоятельности одного участника, двух участников. 

 

А.6. Расчетные активы 

 

А.6.1. Активы для расчетов. 

А.6.2. Средства, находящиеся на корреспондентском счете коммерческого банка в Национальном банке. 

А.6.3. Критерии для оценки ликвидности кредитоспособности расчетного банка. 

А.6.4. Меры по защите участников клиринга от банкротства в системе. 

А.6.5. Изменение активов в другие виды активов. 

А.6.6. Активы в иностранной валюте. 

А.6.7. Проблемы последних 3-х лет. 

А.6.8. Планы по изменению текущей ситуации. 

 

А.7. Безопасность и операционная надежность 

 

А.7.1. Структура безопасности клиринговой системы. 

А.7.2. Периодический аудит работы системы. 

А.7.3. Документация по фактическому состоянию системы. 

А.7.4. Безопасность и надежность компьютерных систем и связанных с ними сетями по передаче данных проверялись независимыми специалистами. 

А.7.5. Наличие строго определенной последовательности выполнения операций в программном модуле. 

А.7.6. Средства резервирования текущей информации. 

А.7.7. Целевой уровень по полному восстановлению системы. 

А.7.8. Непрерывность деятельности: 

А.7.8.1. Простота и практичность. 

А.7.8.2. Отражение механизмов непрерывности в документации по системе. 

А.7.8.3. Отражение процедуры по кризисному управлению и распространению информации в документации по системе. 

А.7.9. Планы на случай катастроф по восстановлению деловой активности. 

А.7.10. Периодичность проверок по восстановлению системы. 

А.7.11. Статистика за последние 3 года. 

А.7.12. Планы по изменению текущей ситуации. 

А.7.13. Степень безопасности и операционной надежности системы. 

 

А.8. Практичность и эффективность 

 

А.8.1. Официальная политика ценообразования в платежных системах. 

А.8.2. Сроки прохождения платежей. 

А.8.3. Взаимодействие с Ассоциацией банков/участниками. 

А.8.4. Механизмы, процедуры и меры политики по тарифам. 

А.8.5. Сроки полной обработки платежей. 

А.8.6. Анализ затрат и прибыли. 

А.8.7. Меры по совершенствованию эффективности платежной системы. 

А.8.8. Проблемы за последние 3 года. 

А.8.9. Планы по изменению текущей ситуации. 

А.8.10. Эффективность и практичность проведения платежей для пользователей системы. 

 

А.9. Доступ к системе 

 

А.9.1. Условия доступа к системе. 

А.9.2. Прямым участником платежной системы является. 

А.9.3. Правила доступа к платежной системе. 

А.9.4. Непрямой доступ к клиринговой системе. 

А.9.5. Порядок и правила осуществления платежей участников. 

А.9.6. Тарифы. 

А.9.7. Требования для доступа к системе. 

А.9.8. Выход участника из системы. 

А.9.9. Оператор системы. 

А.9.10. Проблемы или вопросы за последние 3 года. 

А.9.11. Планы по изменению текущей ситуации. 

А.9.12. Объективные и публично раскрытые критерии по участию. 

 

А.10. Руководство системой 

 

А.10.1. Общее описание. 

А.10.2. Механизмы для достижения консенсуса. 

А.10.3. Кратко- и среднесрочные бизнес-планы операторов платежных систем. 

А.10.4. Отчетность по результатам деятельности. 

А.10.5. Информация о собственниках системы и ее руководстве. 

А.10.6. Принятие крупных решений об изменениях в системе. 

А.10.7. Планы по обеспечению полного соответствия всем ключевым принципам. 

А.10.8. Изменения и реформы, которые находятся в процессе реализации. 

А.10.9. Эффективность, подотчетность и прозрачность механизмов руководства. 

 

Часть Б. Статистические таблицы по количеству 

и объемам платежей, обрабатываемых в системе 

 

Требования по заполнению. 

1. Статистические отчеты предоставляются оператором платежной системы на ежемесячной основе не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным. 

2. Отчеты должны содержать следующую информацию: 

- объем и количество ежедневных платежей и денежных переводов в день, месяц; 

- среднее ежедневное количество платежей, денежных переводов и их сумм в течение года; 

- пиковые значения количества и сумм обработанных платежей и денежных переводов в день, в течение года; 

- процент количества и сумм платежей и денежных переводов, приходящихся на 5 наиболее крупных участников платежной системы (коэффициент концентрации); 

- платежи и денежные переводы в разрезе используемых платежных инструментов для физических и юридических лиц в отдельности; 

- платежи и денежные переводы в разрезе используемых счетов, открытых физическим и юридическим лицам, используемых для осуществления безналичных платежей; 

- платежи и денежные переводы, не принятые в обработку системой с указанием причин; 

- и другие. 

 

Часть В. Требования к системам денежных переводов 

 

Требования по заполнению. 

1. Настоящая анкета заполняется не реже одного раза в год операторами систем денежных переводов и предоставляется в НБКР по запросу. 

2. Анкета также используется оператором системы денежных переводов для проведения регулярной самооценки. 

В1. Общее описание системы. 

B2. Нормативная правовая и договорная база. 

В3. Тип провайдера. 

В4. Идентификация отправителей/получателей. 

В5. Взаимодействие с финансово-кредитными учреждениями. 

В6. Сроки осуществления переводов в разрезе по локальным/международным. 

В7. Объемы и количество переводов в разрезе по локальным/международным. 

В8. Пиковые показатели. 

В9. Средние показатели. 

В10. Сведения о возвратных/отказных/ошибочных переводах. 

 

Часть Г. Требования НБКР к операторам 

и участникам Платежной системы КР 

 

Требования по заполнению. 

1. Оценка и проверка соблюдения требований НБКР к операторам и участникам платежной системы КР осуществляется НБКР в ходе инспекторских проверок в рамках надзора за Платежной системой КР не реже одного раза в год. 

2. Анализ по выполнению требований НБКР является неотъемлемой частью самооценки системы, проводимой оператором или участником системы. 

3. Результаты самооценки платежной системы оператором или участником платежной системы предоставляются НБКР по запросу и в рамках инспекторских проверок. 

Г1. Соблюдение требований по доступу к платежной системе. 

Г2. Соблюдение требований нормативных документов НБКР. 

Г3. Соблюдение требований безопасности НБКР: 

1) конфиденциальность, целостность, аутентификация при приеме и обработке платежей. Наличие и описание плана регулярного тестирования системы; 

2) надежность степени безопасности и бесперебойность работы системы осуществления платежей: 

- Снижение рисков, связанных с физическим повреждением аппаратных средств и линий связи (ограничение доступа посторонних лиц в помещение, где установлено оборудование, связанное с системой проведения платежей); 

- Снижение рисков, связанных с ошибками в программном обеспечении или его модификацией; 

- Снижение рисков отказа от авторства или факта получения электронного платежного документа, а также с разглашением и искажением данных при передаче по каналу связи; 

3) соблюдение условий конфиденциальности, надежности и безопасности при проведении электронных платежей и работе с личными ключами уполномоченных лиц банка и соблюдение правил их хранения и использования. 

Г4. Выполнение требований к заполнению платежных документов: 

1) соблюдение требований к форматам платежных документов, установленных Национальным банком; 

2) наличие подписей ответственных лиц за прием и обработку платежей; 

3) наличие четких оттисков печатей и штампов; 

4) заполнение реквизитов платежных документов и проставление печатей, штампов и подписей в предназначенных для них полях и только в пределах этих полей; 

5) наличие всех необходимых для осуществления платежа реквизитов и правильное их заполнение; 

6) соответствие назначения платежа его коду; 

7) наличие/отсутствие исправлений, помарок, подчисток и использования корректирующей жидкости на платежных документах. 

Г5. Выполнение требований при проведении электронных платежных документов: 

1) наличие всех реквизитов, необходимых для проведения платежа; 

2) соответствие всех реквизитов электронного платежного документа его бумажному аналогу; 

3) наличие соответствующих цифровых подписей в каждом платежном документе и их достоверность; 

4) электронная цифровая подпись платежных документов осуществляется только назначенными ответственными лицами и их дублерами; 

5) соблюдение требуемого уровня безопасности при передаче электронных платежных документов, хранении паролей и секретных ключей; 

6) осуществление хранения и резервного копирования электронных платежных документов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и нормативными актами Национального банка; 

7) выполнение установленной процедуры проведения электронных платежей; 

8) соблюдение процедуры удостоверения подлинности электронных платежных документов. 

Г6. Соблюдение внутренних нормативных документов: 

1) наличие четких, полностью документированных внутренних процедур по деятельности оператора, связанной с осуществлением платежных операций. 

Нормативные акты должны содержать: 

2) последовательность осуществления платежа, начиная с приема документов от клиента, инициирующего платеж, и заканчивая подтверждением осуществления платежа и уведомлением клиента; 

3) уровень ответственности каждого сотрудника при осуществлении операции приема, обработки и отправки платежей; 

4) ответственность банка перед клиентом при несвоевременном проведении платежа или нарушении платежной инструкции клиента (зачисление на другой счет, непроведение платежа, неверное указание суммы и т.д.); 

5) процедуры внутреннего контроля операций приема, обработки и отправки платежей. 

Г7. Соблюдение внутренних требований безопасности при проведении платежей: 

1) политика безопасности должна соответствовать характеристикам системы приема и обработки платежей и быть достаточно строго сформулирована, для обеспечения необходимого уровня безопасности, удовлетворяющего требованиям как самого банка, НБКР, так и клиентов; 

2) политика безопасности должна определять контроль за физическим и логическим доступом в систему, ее аппаратным, программным обеспечением и сетью для защиты системы и ее данных от несанкционированных действий как извне, так и внутри.