ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
г.Бишкек, от 30 августа 2012 года N 596
Об утверждении Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы
(В редакции постановления Правительства КР от 1 июля 2013 года N 395)
В целях реализации Указа Президента Кыргызской Республики "О Государственной стратегии антикоррупционной политики Кыргызской Республики и мерах по противодействию коррупции" от 2 февраля 2012 года N 26, а также в рамках детализации и приоритизации программных мер и индикаторов, определения механизмов мониторинга и оценки мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы Правительство Кыргызской Республики постановляет:
1. Утвердить:
- Программу Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы (далее - Программа) согласно приложению 1;
- План мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы (далее - План) согласно приложению 2.
2. Министерствам, государственному комитету, административным ведомствам и иным органам исполнительной власти, местным государственным администрациям и органам местного самоуправления:
- принять исчерпывающие меры по неукоснительному исполнению Программы и Плана в установленные сроки;
- ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Программы, Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции в Министерство экономики Кыргызской Республики;
- ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять информацию об исполнении Программы, Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции в секретариат Совета обороны Кыргызской Республики;
- реализацию Плана проводить в пределах средств, предусмотренных республиканским бюджетом Кыргызской Республики.
3. Определить Министерство экономики Кыргызской Республики Секретариатом (рабочим органом) по оценке и мониторингу реализации Программы, Плана и ведомственных планов мероприятий по противодействию коррупции.
См.:
приказ Минэкономики КР от 6 мая 2013 года N 89 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации ведомственных программ и планов по противодействию коррупции"
4. Министерству экономики Кыргызской Республики:
- в связи с возложением дополнительных функций внести в установленном порядке предложения по увеличению штатного расписания, в пределах трех штатных единиц;
- обеспечить организацию и координацию работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам исполнения и реализации Программы и Плана;
- по итогам каждого полугодия в установленном порядке представлять в Правительство Кыргызской Республики сводный отчет о ходе реализации Программы и Плана для рассмотрения на заседаниях Правительства Кыргызской Республики.
См.:
распоряжение Правительства КР от 28 марта 2013 года N 103-р (О принятии Сводного отчета Министерства экономики Кыргызской Республики о ходе исполнения Программы и Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы, утвержденных постановлением Правительства Кыргызской Республики от 30 августа 2012 года N 596)
5. Возложить персональную ответственность за исполнение настоящего постановления на руководителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
6. Признать утратившим силу постановление Правительства Кыргызской Республики "Об утверждении Плана мероприятий Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы" от 28 мая 2012 года N 327.
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на отдел обороны, правопорядка и чрезвычайных ситуаций Аппарата Правительства Кыргызской Республики.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 2 октября 2012 года N 87
Исполняющий обязанности Премьер-министра Кыргызской Республики |
|
О.Бабанов |
Приложение 1
Утверждена
постановлением Правительства
Кыргызской Республики
от 30 августа 2012 года N 596
ПРОГРАММА
Правительства Кыргызской Республики
по противодействию коррупции на 2012-2014 годы
1. Общие положения
2. Приоритеты, цели и задачи Программы
3. Текущие меры, принятые Правительством
4. Ожидаемые результаты от реализации Программы
5. Мониторинг и оценка
6. Индикативный выделенный бюджет
1. Общие положения
Программа Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы (далее - Программа) носит комплексный характер, является составной частью системы государственных мер по организации противодействия коррупции, осуществляемых Правительством.
Настоящая Программа разработана в соответствии с Государственной стратегией антикоррупционной политики Кыргызской Республики, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 2 февраля 2012 года N 26 (далее - Стратегия).
Мероприятия, отраженные в Программе, включают в себя комплекс краткосрочных и среднесрочных мер, которые разработаны с учетом следующих базовых компонентов:
- рекомендации Организации по развитию и экономическому сотрудничеству (далее - ОЭСР) по выполнению Кыргызстаном требований Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией;
- меры, предусмотренные Законом Кыргызской Республики "О противодействии коррупции";
- положения и меры, предусмотренные в Плане мероприятий Программы Правительства Кыргызской Республики "Стабильность и достойная жизнь" (от 25.01.2012 г. N 55).
Настоящая Программа:
- принимается исходя из необходимости обеспечения надлежащего государственного управления, укоренения демократических начал, гласности, прозрачности и контроля в деятельности Правительства Кыргызской Республики (далее - Правительство);
- будет способствовать укреплению доверия граждан к системе государственной власти, созданию стабильных правовых основ предупреждения коррупции и совершенствованию национального законодательства с учетом норм международного права о противодействии коррупции;
- является программным документом антикоррупционной политики Правительства, определяющим ее основные принципы и подходы;
- предусматривает также активное сотрудничество и координацию противодействия коррупции с гражданским обществом;
- определяет приоритеты, индикаторы и механизмы мониторинга по реализации антикоррупционных мер Правительством.
Реализация Программы предполагает разработку и выполнение широкого комплекса организационных мероприятий с соблюдением следующих основных принципов:
- действенность и результативность;
- реализуемость (выполнимость) и адресность (ответственность);
- преемственность и постоянство;
- комплексность и системность.
Эффективные меры по противодействию коррупции будут вырабатываться в зависимости от конкретного ее вида. Основными средствами противодействия станут выявление и устранение существующих условий для коррупции, а также пресечение попыток создать условия, которые могут привести к коррупции. Программа основана на том, что антикоррупционные меры, в виде специально разработанного механизма ограничений, будут встраиваться в повседневную работу государственных органов и регулярно выполняться.
Бороться с коррупцией исключительно методами и средствами правоохранительных и специальных органов - значит бороться только с последствиями, но не причинами, порождающими это социальное зло. В этой связи экспертами ОЭСР в опубликованном новом отчете о борьбе с коррупцией в Кыргызстане отмечено, что Правительство борется с последствиями коррупции, а не с причинами ее возникновения. Также, мировая практика показывает, что ощутимых результатов в этом деле можно добиться только при поддержке общественности.
2. Приоритеты, цели и задачи Программы
Критически оценивая потенциал государственных органов, когда еще существует большой пласт чиновников, не заинтересованных в изменении сложившейся ситуации, а также то обстоятельство, что на государственной службе сохранились и преобладают старые стереотипы, определяющие упрощенные подходы к решению задач, подобных борьбе с коррупцией, Программой устанавливаются следующие приоритеты по усилению мер по выявлению и предупреждению коррупции:
Приоритет 1. Устранение коррупционных схем.
Приоритет 2. Реформа и модернизация государственного управления в целях повышения прозрачности и подотчетности государственных органов.
Приоритет 3. Взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и его информированность.
Цель Программы:
- выявление и устранение коррупционных схем, с усилением гарантий, обеспечивающих реализацию политики государства в социальной, экономической и правовой сферах;
- защита системы государственной службы от деструктивного влияния коррупционных процессов и повышение ее прозрачности и подотчетности;
- объединение усилий государственных органов и гражданского общества в деле противодействия коррупции и повышение его информированности.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение комплексного решения проблем, с выявлением и устранением коррупционных схем, порождающих и сопровождающих коррупцию, вскрытие ее подлинных социально-экономических корней, пропаганда законопослушного образа жизни и несовместимости явлений коррупции с постулатами демократического и правового государства;
- принятие единых процедур организации, координации и консолидации усилий и сочетание ресурсов в реализации утвержденных мероприятий государственных органов по повышению их прозрачности и подотчетности;
- выработка и установление единых принципов и правил информирования и взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества.
3. Текущие меры, принятые Правительством
Правительством будет проводиться активная деятельность по устранению коррупционных схем, оптимизации и модернизации системы государственной службы, с обеспечением ее прозрачности и подотчетности, а также расширению любых форм взаимодействия и сотрудничества с общественными объединениями и гражданским сектором - как составляющей части любых антикоррупционных мер. Общественная поддержка станет одним из ключевых элементов борьбы с коррупцией. В этой связи предстоит перевести на новый качественный уровень взаимоотношения с общественными наблюдательными советами при государственных органах Кыргызской Республики (далее ОНС) и создавать подобные институты на региональном уровне.
Правительством уже реализован ряд ключевых мер:
1) В результате проведенной реформы сокращено количество государственных контролирующих органов с 21 до 12.
2) Внедряются критерии оценки рисков, предусматривающие повышение эффективности работы государственных органов по анализу и мониторингу проведенных проверок, и регулирование периодичности плановых проверок субъектов предпринимательства в зависимости от степени оценки критериев риска.
3) Утверждены "Проверочные листы" государственных контролирующих органов, наделенных полномочиями по проведению проверок субъектов предпринимательства.
4) Завершается разработка проекта "Контр-Про 3", предусматривающего формирование базы данных о субъектах предпринимательства, с учетом определения критериев риска.
5) Проведена работа по сокращению количества государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам. Из имеющихся 20 тысяч государственных услуг в Реестр включено всего 386.
6) Рассмотрено 563 разрешения, лицензии и их подвидов, из них отменено - 177. В итоге останется порядка 100 видов разрешительных документов, лицензий, разрешений и их подвидов, которые предусмотрены проектом нового Закона Кыргызской Республики "О лицензиях и разрешениях в Кыргызской Республике".
7) В целях реализации Закона Кыргызской Республики "Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности" постановлением Правительства от 23 марта 2012 года N 206 одобрен проект Закона Кыргызской Республики "О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О лицензировании", предусматривающий введение нормы "молчание - знак согласия", направленный на регламентацию действий государственных органов-лицензиаров при осуществлении процедур лицензирования, связанных со сроками рассмотрения заявлений и выдачи лицензий.
8) Проведена работа по созданию эффективной системы оценки деятельности государственных органов, обеспечивающих принятие оперативных и концептуальных управленческих решений, а также установлению открытого диалога с общественностью и населением республики.
В этой связи разработан пакет нормативных правовых актов для оценки госорганов и органов местного самоуправления, который утвержден постановлением Правительства "Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики" от 17 февраля 2012 года N 105.
Данные критерии оценки основаны на базовых, вариативных показателях, а также опросе общественного мнения и повышении международных рейтингов.
9) Будут внедрены новые "правила игры" для горного бизнеса, где заложены условия по снижению конфликтных ситуаций, уровня бюрократических процедур, уходу от административных методов регулирования и др.
4. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Ожидаемые результаты от реализации Программы:
1) Политические ожидания:
- укрепление доверия к государственным органам;
- укрепление престижа государственных органов системы исполнительской власти, а также поднятие престижа страны на международной арене;
- снижение влияния отдельных корпоративных интересов, не соответствующих государственной политике, направленных на принятие управленческих решений;
- усиление реальной политической конкуренции, снижение угрозы ослабления демократических институтов и устойчивой работы государственных институтов.
2) Экономические ожидания:
- устойчивое развитие и рост макроэкономических показателей;
- сужение сферы действия уровня коррупции, увеличение налоговых поступлений, повышение деловой активности в сфере экономической деятельности, укрепление бюджетной сферы;
- включение в действие реальных конкурентных механизмов, укрепление реального сектора экономики, систематическое отслеживание коррупционных финансовых потоков;
- увеличение деловой и предпринимательской активности;
- укрепление доверия в предпринимательской среде к способности исполнительной власти устанавливать и соблюдать "честные правила игры".
3) Социальные ожидания:
- широкое взаимодействие государственных органов и гражданского общества в сфере противодействия коррупции;
- восстановление права, как основного инструмента регулирования жизни государства и общества, укрепление чувства защищенности граждан перед преступностью и чиновничьим произволом;
- сокращение темпов роста имущественного неравенства и вероятности возникновения социальных конфликтов;
- снижение коррумпированности контролирующих и правоохранительных и иных государственных органов;
- снижение социальной напряженности, укрепление социальной и политической стабильности в стране.
5. Мониторинг и оценка
В Стратегии отмечается, что в Кыргызской Республике не раз предпринимались попытки систематизировать борьбу с коррупцией, но они носили формальный и декларативный характер. Основным недостатком ранее принятых антикоррупционных мер было отсутствие политической воли руководства страны, компетентного органа по координации и мониторингу исполнения и, как следствие, невозможность определить, в каком объеме были выполнены те или иные мероприятия.
На нынешнем этапе, при наличии политической воли, становится необходимым обеспечить последовательность, целостность и завершенность системы мер противодействия коррупции, предусмотренных Программой. В этой связи предлагается для успешной ее реализации разработать и внедрить систему мониторинга и оценки. Для соблюдения объективности и беспристрастности к мониторингу и оценке будут также привлечены неправительственные организации и независимые эксперты.
Регулярный мониторинг и оценка выполнения мероприятий Программы станут ключевым компонентом на стадии ее реализации, поскольку конечные результаты Программы отслеживаются через индикаторы результативных показателей. Систему мониторинга и оценки Программы намечено построить через создание двух альтернативных каналов информации: государственного (официального) и негосударственного (общественного).
На основе данных мониторинга периодически будут оцениваться эффективность реализации мероприятий Программы и определяться "слабые" места и недостатки. На основании полученных результатов будут оперативно приняты решения по повышению эффективности действий, перераспределению ресурсов и их оптимальному использованию, улучшению координации с заинтересованными исполнителями. Скоординированные усилия государственных органов, гражданского сектора и донорского общества должны быть залогом успеха в создании и укреплении эффективной системы мониторинга и оценки Программы.
Основными ожидаемыми индикаторами успешности антикоррупционной политики Правительства от реализации Программы к 2014 году будут являться:
- темпы роста и структура ВВП;
- доля в ВВП инвестиций в основной капитал;
- дефицит/профицит государственного бюджета;
- показатели роста числа зарегистрированных и увеличивших объемы налоговых платежей хозяйствующих субъектов;
- показатели по "Индексу доверия населения", определяемого в соответствии с постановлением Правительства Кыргызской Республики "Об оценке эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Кыргызской Республики" от 17 февраля 2012 года N 105, который основывается на комплексном опросе общественного мнения путем анкетирования и состоит из "Индекса личного доверия населения к государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления Кыргызской Республики" и "Индекса оценки качества государственных и муниципальных услуг";
- "Индикатор доверия" гражданского общества к результатам Программы, измеряемый на ежегодной основе;
- уровень Кыргызстана по "Индексу восприятия коррупции" (CPI) Transparency International;
- публикуемый Всемирным банком "Обзор условий ведения бизнеса и деятельности предприятий" (Business Environmentand Enterprise Performance Surveys (BEEPS);
- результаты обследований проекта Всемирного банка "World Governance Indicators (WGI)", выставляющего Индекс качества государственного управления, который также включает обследование, связанное с коррупцией;
- публикуемый в рамках Мирового экономического форума результат проведенного анализа успешности ведения бизнеса в разных странах с применением Индекса экономической успешности (Global Competitiveness Index - GCI), в котором одним из показателей также является коррупция (Индекс GCI составляется для 142 стран на основе ключевых экономических показателей и более ста мировых рейтингов);
- показатели комплексного исследования "Нации в транзите" организации Freedom House, призванного оценить развитие демократии в странах (рейтинговая оценка развития демократии выставляется учеными, экспертами, представителями местного сообщества, которым предлагается ответить на вопросы в опросном листе);
- рейтинг коррупции, публикуемый на сайте Heritage Foundation (исследуется 10 свобод, одна из которых - свобода от коррупции), они следуют идеям экономиста Адама Смита, которые тот развивал еще в 1776 году в работе "Здоровье наций".
Эти индикаторы будут использованы для базовых показателей и отслеживаться на постоянной основе.
Мероприятия, предусмотренные в рамках среднесрочных мер настоящей Программы, являются постоянно обновляемыми, содержание которых необходимо изменять и дополнять в зависимости от приоритетов, стоящих перед Правительством. При возникновении причин, препятствующих своевременному и качественному исполнению мероприятий, исполнители, по согласованию с координаторами, вносят на рассмотрение Правительства предложения об изменении сроков их реализации либо отмене исполнения.
Измеримые индикаторы оценки успешности реализации по каждому из выбранных приоритетов указаны в разделе 7 настоящей Программы, где также приводятся ожидаемые промежуточные результаты по каждому пункту намеченных мероприятий.
6. Индикативный выделенный бюджет
Реализация мероприятий Программы, требующих финансовых затрат, предусмотрена за счет средств государственного бюджета в пределах выделенных государственным органам сумм на соответствующий год, внешнего заимствования, а также привлеченных ресурсов международных организаций и стран-доноров по линии технической и консультативной помощи.
Итоговые суммы по годам (сомов) |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
Приоритет 1. Устранение коррупционных схем |
2785449,0 |
│ 951285,4 |
697609,3 |
Приоритет 2. Реформа и модернизация государственного управления в целях повышения прозрачности и подотчетности |
2216353,0 |
929387,2 |
673521,2 |
Приоритет 3. Взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и его информированность |
3170951,0 |
2536761,0 |
348804,7 |
Итого: |
8172753,0 |
4417433,6 |
1719935,2 |
Примечание. Данные расчеты построены на основе индикативных данных, подсчитанных на основе средних показателей по фонду заработной платы сотрудников государственных органов.
Для 2013-2014 годов применен принцип 10-процентного увеличения.
|
|
Приложение 2 |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
Правительства Кыргызской Республики по противодействию коррупции на 2012-2014 годы
(В редакции постановления Правительства КР от 1 июля 2013 года N 395)
Приоритет 1. Устранение коррупционных схем
Измеримые индикаторы оценки: функционирование национальной комплексной системы механизмов противодействия коррупции; эффективность деятельности создаваемых целевых рабочих групп; утвержденные планы мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений; опубликованные отчеты государственных органов и рабочих групп; систематизированный перечень коррупционных рисков в разрезе госорганов и властных полномочий, определенных должностных полномочий; подготовка и принятие проектов законов и НПА в сфере противодействия коррупции; размещение на официальном сайте условий и результатов проведения государственных закупок; аутсорсинг части функций государственных органов; утвержденная Методика АРВ НПА по регулированию предпринимательской деятельности; запуск и функционирование системы по мониторингу финансовых показателей; наличие системы по анализу (ревизии) проектов НПА по выявлению и устранению коррупциогенных факторов; действенный контроль за доходами и расходами государственных служащих; прозрачность осуществления государственных закупок; результаты опроса общественного мнения; вынесенные судебные приговоры по коррупционным преступлениям.
Краткосрочные меры по устранению коррупционных схем
Таблица 1.1
N |
Мероприятия |
Ответственный орган |
Соисполнители |
Ожидаемый результат |
Дата завершения |
Промежуточные результаты |
1 |
Разработать правительственный план мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной помощи государственными органами и органами местного самоуправления |
Аппарат Правительства |
МЭП, ГРС, ГАГМР, МСР, МВД, ГСБЭП, Генпрокуратура (по согласованию), АКС ГКНБ |
Выявление и устранение коррупционных схем. Обеспечение прозрачности и гласности проводимых мероприятий госорганами. Выработка рекомендаций системного и организационного характера, направленных на борьбу с коррупционными правонарушениями в конкретной сфере |
Октябрь 2012 г. |
Утвержденный Правительством План мероприятий по снижению и предупреждению коррупционных проявлений в энергетике, недропользовании, при трансформации и выделении земель, продаже земельных участков, распределении гуманитарной помощи государственными органами и органами местного самоуправления |
2 |
В целях разработки антикоррупционных моделей и анализа административных процедур государственных органов и органов местного самоуправления для определения коррупционных рисков в сфере образования, здравоохранения, туризма, таможенной, налоговой сфере, в системе миграции и занятости, энергетики, паспортизации/регистрации населения, недвижимого имущества, транспортных средств, УИС, ГУБДД, градостроительства и в других сферах образовать рабочую группу |
МЭ |
Минюст, Минфин, МТММ, Минздрав, ГААСЖКХ, ГСИН, ГРС, МВД, АКС ГКНБ, ОМСУ (по согласованию) |
Определение коррупционных рисков. Обеспечение прозрачности и гласности проводимых мероприятий госорганами. Выявление сфер деятельности госорганов и должностных полномочий, наиболее подверженных коррупции |
До конца 2012 г. |
1. Утвержденный НПА о создании рабочей группы. 2. Систематизированный перечень коррупционных рисков в разрезе госорганов и властных полномочий, определенных должностных полномочий. 3. Опубликованные отчеты рабочей группы |
3 |
Разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша проект Закона Кыргызской Республики "О лицензионной системе в Кыргызской Республике" в целях установления единого конкретного перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию, избежания двойного лицензирования одного и того же вида деятельности, устранения нечетких формулировок критериев лицензирования, установления четких лицензионных требований, передачи части функций лицензионных органов саморегулируемым организациям |
МЭ |
Совместно с заинтересованными государственными органами, с привлечением международных экспертов и представителей бизнес-ассоциаций (по согласованию) |
Снижение перечня видов лицензионной деятельности, прозрачность рассмотрения документов и выдачи лицензий, отказ от избыточности обязательных требований, более свободная предпринимательская среда за счет снижения вмешательства госорганов в предпринимательскую деятельность |
4 кв. 2012 г. |
1. Принятие Закона КР "О лицензионной системе в Кыргызской Республике". 2. Установление единого конкретного перечня видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. 3. Установление четких лицензионных требований. 4. Аутсорсинг части функций лицензионных органов саморегулируемым организациям |
4 |
Разработать эффективную и прозрачную систему государственных закупок в целях обеспечения прозрачности, открытости и широкого круга конкуренции при проведении государственных закупок, с включением в составы соответствующих комиссий членов ОНС, позволяющую минимизировать коррупционные риски |
Минфин |
Совместно с заинтересованными государственными органами |
Обеспечение прозрачности использования бюджетных средств при осуществлении государственных закупок |
Октябрь 2012 г. |
Размещение на официальном сайте условий и результатов проведения государственных закупок |
5 |
Совершенствовать систему принятия решений, не позволяющую при разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, внедрять коррупционные факторы. Разработка и внедрение новой Методики АРВ НПА, регулирующей предпринимательскую деятельность |
МЭ |
Минюст, привлекаемые международные экс- перты |
Предупреждение принятия НПА, оказывающего негативное влияние на развитие предпринимательства |
Ноябрь 2012 г. |
Утвержденная Методика АРВ НПА по регулированию предпринимательской деятельности |
6 |
Рассмотреть возможность введения в правовую систему Кыргызской Республики эффективной и действенной ответственности юридических лиц за коррупционные уголовные правонарушения, в рамках предусмотренных международных правовых инструментариев в сфере борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов |
Минюст |
Генпрокуратура (по согласованию), ГСФР, АКС ГКНБ, ГСБЭП |
Снижение стимулов к коррупционным проявлениям юридических лиц |
Декабрь 2012 г. |
Снятие данного вопроса в рамках рекомендаций по отчету ОЭСР (Стамбульский план действий) |
7 |
Для автоматизации процессов формирования информационных массивов экономической и социальной значимости, анализа и мониторинга финансовых показателей субъектов экономической деятельности проработать вопрос создания информационного банка |
ГНС |
МЭ, ГТС, НИСИ, Нацстатком (по согласованию) |
Функционирование информационного банка позволит осуществлять разработку комплекса организационных и методологических мер по выявлению и оценке скрытых и незаконных объемов производства товаров и услуг во всех секторах и отраслях экономики и внесет предметность в организацию работы по взаимодействию госорганов |
До конца 2012 г. |
Разработанное проектное предложение. Запуск и функционирование системы по мониторингу финансовых показателей |
8 |
Разработать и внедрить механизм анализа законодательства Кыргызской Республики с целью выявления коррупциогенных факторов в существующих законах и подзаконных актах, включая положения о государственных органах |
Минюст |
Государственные органы |
Устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций |
3 кв. 2012 г. |
Наличие системы по анализу (ревизии) проектов НПА по выявлению и устранению коррупциогенных факторов |
9 |
Разработать и внести на рассмотрение Правительства проект постановления Правительства "Об утверждении Положения о правилах проведения электронных государственных закупок и электронного обратного аукциона" |
Минфин |
Государственные органы |
Создание эффективной и прозрачной системы государственных закупок при принятии решений |
До конца 3 кв. 2012 г. |
Принятие постановления Правительства "Об утверждении Положения о правилах проведения электронных государственных закупок и электронного обратного аукциона" |
10 |
Правоохранительным органам Кыргызской Республики при наличии достоверной гласной, негласной оперативной информации проводить совместные целенаправленные оперативно-розыскные мероприятия по пресечению незаконных действий лиц и организаций, причастных к коррупционной деятельности |
АКС ГКНБ |
МВД, ГТС, ГСБЭП, ГСКН |
Эффективность в профилактике и раскрытии коррупционных преступлений. Оперативность и прозрачность процесса проверки поступающей информации конкретным правоохранительным органом в разрезе функциональной ответственности |
Декабрь 2012 г. |
Заключенные межведомственные соглашения о взаимодействии в сфере борьбы с коррупционными преступлениями. Отработанная система межведомственного взаимодействия |
11 |
В целях повышения эффективности мер по предупреждению, выявлению и пресечению коррупционных проявлений в сфере экономики, государственного управления, а также на предприятиях и в учреждениях, имеющих государственную долю, отработать порядок обмена оперативной информацией между правоохранительными и фискальными органами Кыргызской Республики |
Генпрокуратура (по согласованию) |
АКС ГКНБ, МВД, ГНС, ГТС, ГСБЭП, ФУГИ |
Обеспечение доказательной базы по возбужденным уголовным делам, контроль процесса и сроков их расследования |
Декабрь 2012 г. |
Заключенные межведомственные соглашения о порядке предоставления и обмена информацией. Отработанная система межведомственного взаимодействия |
12 |
Разработать и внести изменения и дополнения в нормативные правовые акты, регулирующие сферу образования и науки Кыргызской Республики, в целях исключения условий, способствующих необоснованным сборам денежных средств в образовательных и научных учреждениях республики |
МОН |
Департаменты по образованию при органах МСУ, вузы и иные образовательные учреждения |
Совершенствование правовой основы противодействия коррупции в сфере образования. Исключение необоснованных сборов денежных средств в образовательных и научных учреждениях республики |
До конца 2012 г. |
Принятые НПА, исключающие условия, способствующие необоснованным сборам денежных средств в образовательных и научных учреждениях республики |
13 |
Обеспечить меры по исполнению требований Закона Кыргызской Республики "О защите свидетелей, потерпевших и судебных заседателей и других участников уголовного процесса" |
Генпрокуратура (по согласованию) |
МВД, ГКНБ, ГТС, ГСБЭП, ГСКН |
Обеспечение доказательств по уголовным делам, снижение количества прекращенных дел и оправдательных приговоров |
4 кв. 2012 г. |
Эффективная система защиты свидетелей, потерпевших, судебных заседателей и других участников уголовного процесса |
14 |
Изучить международный опыт и с учетом положений международного законодательства и законодательства Кыргызской Республики рассмотреть возможность внедрения правовых норм, обеспечивающих доступ правоохранительных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну, в налоговых и таможенных органах в отношении конкретных физических или юридических лиц, если такие сведения необходимы для проведения доследственной проверки и предварительного расследования коррупционных правонарушений |
Генпрокуратура (по согласованию) |
ГСФР, НБКР (по согласованию) совместно с международными донорами и институтами |
Обеспечение доступа к банковской информации до возбуждения уголовного дела в рамках доследственной проверки по коррупционным делам |
До конца 2012 г. |
Повышение эффективности расследования коррупционных преступлений |
15 |
Законодательно закрепить и привлекать к ответственности за "Инсайдерские сделки" |
ГСФР |
Генпрокуратура и НБКР (по согласованию), Госфиннадзор |
Устранение коррупционных схем с использованием внутренней конфиденциальной информации |
До конца 2012 г. |
Внесение дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики |
16 |
Разработать пакет законодательных мер, предусматривающих применение санкций к организациям различных форм собственности (субъектам предпринимательства), участвующим в коррупционной деятельности |
Генпрокуратура (по согласованию) |
ГСБЭП |
Устранение коррупционных схем в сфере предпринимательства |
До конца 2012 г. |
Законодательно закрепить санкцию за коррупционную деятельность - лишение компании государственного кредитования, лицензий, мораторий на заключение контрактов по государственным поставкам |
Среднесрочные меры по устранению коррупционных схем
Таблица 1.2
N |
Мероприятия |
Ответственный орган |
Соисполнители |
Ожидаемый результат |
Дата завершения |
Промежуточные результаты |
17 |
Разработать и внедрить механизмы проверок и верификации деклараций государственных служащих. Совершенствовать и определить конкретные меры ответственности за предоставление недостоверной информации |
ГКС (по согласованию) |
Статс-секретари государственных органов |
Создание действенного механизма контроля за доходами и расходами государственных служащих |
Первое полугодие 2013 г. |
Утвержденная методика и законодательное закрепление механизмов контроля за доходами и расходами государственных служащих |
18 |
Провести необходимые мероприятия по переходу от ведения книг учета преступлений и правонарушений к электронной системе учета с целью противодействия фактам укрывательства и некачественного исполнения следственных мероприятий |
МВД |
ГКНБ, ГСКН, ГСБЭП, ГСИН, ГТС, Минфин |
Оптимизация процесса учета подачи заявлений, обращений и жалоб граждан в любом структурном подразделении правоохранительных органов Кыргызской Республики |
До конца 2013 г. (с учетом охвата всех регионов) |
Запуск электронной системы учета преступлений и правонарушений |
19 |
Определить единый орган по осуществлению государственных закупок. Внедрение электронной системы проведения государственных закупок для повышения прозрачности процедуры закупок. Вся информация о государственных закупках, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, должна быть доступна для общественности |
Минфин |
Совместно с заинтересованными государственными органами |
Обеспечение прозрачности государственных закупок, с публичным освещением условий и принятых решений. Сосредоточение проведения государственных закупок в едином органе |
До конца 2013 г. |
Введена в действие электронная система проведения государственных закупок. Установлен единый орган по осуществлению государственных закупок. Упразднены имеющиеся подразделения по госзакупкам в госорганах, с сохранением или возложением функций на одного сотрудника (сертифицированного специалиста по закупкам) |
20 |
Разработать и внедрить систему автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Продолжить реализацию пилотной программы "Безопасный город" |
МВД |
Минфин, МТК, мэрии городов (по согласованию) |
Снижение уровня коррупции в системе ГУБДД. Эффективная административная практика и поступление платежей в бюджет |
До конца 2013 г. по гг. Бишкек и Ош, с последующим расширением зон охвата |
Наличие систем автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения |
21 |
В целях реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики проводить акции "Чистая сессия" и освещать в СМИ |
МОН |
Департаменты по образованию при органах МСУ (по согласованию), вузы и иные образовательные учреждения |
Выявление и устранение фактов незаконного денежного вознаграждения в системе образования. Реальная оценка знаний в системе образования |
Каждое полугодие до конца 2014 г. |
Опрос общественно- го мнения, с публикацией итогов на сайте МОН |
22 |
Продолжение практики выступлений в средствах массовой информации, а также проведения заседаний, "круглых столов", конференций, лекций, семинаров, брифингов на антикоррупционную тематику, при этом использовать новые методы и формы тренингового обучения |
МОН |
АГУП КР (по согласованию), уполномоченные сотрудники государственных органов |
Возможность углубления знаний о своих правах при взаимодействии с государственными органами и уменьшение элементов коррупции |
В соответствии с утвержденными графиками до конца 2014 г. |
Наличие в ведомственных планах государственных органов запланированных мероприятий. Отчеты по реализации этих планов, представляемые в адрес уполномоченного органа по проведению мониторинга и оценке |
23 |
Оценка уровня инвестиционной привлекательности страны посредством мониторинга и анализа подверженности бизнеса коррупции |
МЭ |
НИСИ, АДС (по согласованию), бизнес-сообщества (по согласованию) |
Оценка эффективности принимаемых антикоррупционных мер |
До конца 2014 г., по итогам каждого года |
Показатели по основным ожидаемым индикаторам успешности антикоррупционной политики Правительства |
24 |
В целях усиления положений законодательной базы и формирования законодательных основ противодействия коррупции разработать и внести в установленном порядке проекты законов о внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики, Трудовой кодекс Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики "Об оперативно-розыскной деятельности", "О прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов и учреждений уголовно-исполнительной системы", "О государственной службе", "О государственном материальном резерве" и другие нормативные правовые акты Кыргызской Республики |
Генпрокуратура (по согласованию) |
АКС ГКНБ, ГСБЭП, ГТС, ГСКН |
Формирование законодательных основ противодействия коррупции. Устранение в нормативных правовых актах отсылочных, альтернативных норм, предоставляющих чиновникам возможность вариативности в принятии решений, то есть излишних административных барьеров |
До конца 2 кв. 2013 г. |
Проекты законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты, направленные в установленном порядке в Жогорку Кенеш |
25 |
Мониторинг и оценка прозрачности системы государственных закупок в госорганах |
МЭ |
НИСИ, АДС (по согласованию), ОНС (по согласованию), институты гражданского общества (по согласованию) |
Достижение прозрачности системы государственной закупки, персональной ответственности и подотчетности уполномоченного госоргана за эффективное и целевое использование средств государственного бюджета |
До конца 2013 г. |
Прозрачная система государственных закупок |
Приоритет 2. Реформа и модернизация государственного управления в целях повышения прозрачности и подотчетности
Измеримые индикаторы оценки: Прозрачность и подконтрольность государственных органов; принятие законодательных актов, предусматривающих устранение и предупреждение коррупциогенных факторов в системе государственной службы; повышение уровня заработной платы государственных служащих за счет заключения ресурсных соглашений; проведение комплексных и тематических проверок ведомств с высоким уровнем коррупции; опубликование итогов и трансляция по телевизионным каналам выявленных нарушений и антикоррупционных заседаний государственных органов; запуск системы электронного документооборота; обнародование фактов выявленных коррупционных рисков и нарушений по расходованию средств; публикации на антикоррупционном сайте Правительства сводных сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников, а также НПА по антикоррупционной тематике.
Краткосрочные меры по устранению коррупционных проявлений в системе государственного управления
Таблица 2.1
N |
Мероприятия |
Ответственный орган |
Соисполнители |
Ожидаемый результат |
Дата завершения |
Промежуточные результаты |
26 |
Усовершенствовать систему найма и обеспечения служебного роста сотрудников государственных органов путем повышения значения объективно проверяемых критериев профессионализма и компетентности |
ГКС (по согласованию) |
Статс-секретари государственных органов |
Обеспечение конкурентных условий при формировании аппарата сотрудников государственных органов. Повышение прозрачности при найме и продвижении персонала |
До конца 2012 г. |
Внесение изменений и дополнений в НПА, предусматривающих создание эффективной системы найма и обеспечения служебного роста сотрудников государственных органов |
27 |
Совершенствовать порядок назначения советников и помощников на государственные административные должности, разработать квалификационные требования к ним |
ГКС (по согласованию) |
Статс-секретари госорганов |
Исключение норм, предусматривающих назначение советников и помощников на государственные административные должности без прохождения конкурсного отбора |
До конца 2012 г. |
Внесение изменений и дополнений в Закон КР "О государственной службе" в установленном порядке |
28 |
Разработать и внести на рассмотрение Жогорку Кенеша законопроект, предусматривающий внесение изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики "О государственной службе" и иные нормативные правовые акты, в целях внедрения механизма обязательной проверки уполномоченными государственными органами кандидатов до назначения на государственные и муниципальные должности (о судимости, увольнении с государственной, муниципальной службы по дискредитирующим и иным отрицательным мотивам) |
Минюст |
ГКС (по согласованию), МВД, ГСБЭП, АКС ГКНБ |
Формирование законодательных основ противодействия коррупции на государственной службе |
До конца 2012 г. |
Внесение изменений и дополнений в Закон КР "О государственной службе" в установленном порядке |
29 |
Разработать предложения по совершенствованию социальной защищенности, повышению мотивации антикоррупционного поведения сотрудников государственных органов, реализации дополнительных мер материального стимулирования (повышение заработной платы) сотрудников государственных органов, посредством заключения ресурсного соглашения |
Минфин |
ГКС (по согласованию), МСР, МТММ |
Формирование условий, снижающих риски проявления коррупции на государственной службе |
До конца 2012 г. |
Заключение ресурсных соглашений с Минфином, направленных на увеличение заработной платы, выработку рекомендаций, совершенствование социальной защищенности, повышение мотивации к труду государственных служащих |
30 |
Анализ степени и последствий воздействия коррупции на госорганы, такие как органы внутренних дел, суды, органы государственных закупок, налоговые и таможенные службы, системы образования и здравоохранения и т.д. |
МЭ |
Государственные органы, АДС (по согласованию), консалтинговые компании (по согласованию), бизнес-сообщества (по согласованию) и совместная группа ОНС (по согласованию) |
Оценка коррупционной подверженности государственных органов и эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Обнародование такой информации |
До конца 2012 г. |
Обоснованные предложения в адрес Правительства по проведению комплексных и тематических проверок выявленных ведомств с высоким уровнем коррупции, с опубликованием их итогов |
31 |
Разработать правовые механизмы, предусматривающие упрощенный порядок рассмотрения и проведения расследований в отношении лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, имеющим иммунитет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики |
Генпрокуратура (по согласованию) |
АКС ГКНБ, ГСБЭП |
Исключение препятствий по проведению расследования и привлечению к ответственности за коррупционные правонарушения |
В течение 2012 г. |
Неотвратимость наказания за совершенные коррупционные преступления |
32 |
Обеспечить публичную отчетность о финансировании политических партий, кандидатов и избирательных кампаний с тем, чтобы не возникало возможности для дискриминации в отношении отдельных партий и кандидатов, гарантировать прозрачность формирования и использования избирательных фондов. Дать определение понятию "административные ресурсы", используемые действующими кандидатами для финансирования своих предвыборных кампаний, и разработать механизмы, препятствующие использованию этих "административных ресурсов" |
ЦИК (по согласованию) |
Минюст, Генпрокуратура (по согласованию), АКС ГКНБ |
Мониторинг финансирования политических партий и кандидатов. Исключение использования "административного ресурса" в избирательной кампании |
До конца 2012 г. |
Ежегодно предоставляемая и публикуемая финансовая отчетность политических партий, включая отчеты об использовании избирательных фондов |
33 |
Создать базу данных для накопления сведений о лицах, уволенных из правоохранительных органов за совершение коррупционных правонарушений, и внесение соответствующих дополнений в законодательство Кыргызской Республики |
Генпрокуратура (по согласованию) |
АКС ГКНБ, МВД, ГСИН, ГСКН, ГТС, ГСБЭП, Минюст |
Выявление и недопущение повторного назначения на руководящие должности лиц, скомпрометировавших себя |
До конца 2012 г. |
Формирование базы данных и законодательное обеспечение качественно- го подбора и назначения государственных служащих |
34 |
Разработать четкие и обязательные требования, критерии отбора сотрудников в правоохранительные органы и специальные службы, непосредственно занимающиеся противодействием коррупции, включая психометрическое тестирование |
Генпрокуратура (по согласованию) |
АКС ГКНБ, МВД, ГСБЭП |
Обеспечение прозрачности решения кадровых вопросов, исключения поступления на службу лиц по принципу личной преданности, кумовства и т.п. |
До конца 2012 г. |
Установленные обязательные требования, критерии отбора сотрудников в правоохранительные органы и специальные службы |
35 |
Разработка и внесение проекта закона Кыргызской Республики, в целях применения усиленных мер надлежащей проверки в отношении иностранных ПЗЛ, национальных политических деятелей и международных организаций, а также членов семей и близких связей ПЗЛ, с отражением методов, используемых коррупционными чиновниками для отмывания преступных доходов |
ГСФР |
Генпрокуратура (по согласованию), АКС ГКНБ |
Ужесточение требований в отношении ПЗЛ, которые могут представлять повышенный коррупционный риск в силу занимаемых ими постов |
До конца 2012 г. |
Внесение изменений и дополнений в законодательные акты для проведения мониторинга в отношении политически значимых лиц |
Среднесрочные меры по устранению коррупционных проявлений в системе государственного управления
Таблица 2.2
N |
Мероприятия |
Ответственный орган |
Соисполнители |
Ожидаемый результат |
Дата завершения |
Промежуточные результаты |
36 |
На заседаниях Правительства организовать рассмотрение вопросов по проделанной работе государственных органов по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции и устранению условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, с которыми граждане встречаются наиболее часто (бытовая коррупция) |
Аппарат Правительства |
АКС ГКНБ, МВД, Минюст, МЭ, МИД, МОН, МКИТ, Генпрокуратура (по согласованию) |
Выявление и устранение условий, способствующих совершению коррупционных преступлений, с которыми граждане встречаются наиболее часто (бытовая коррупция) |
Каждое полугодие, до конца 2014 г. |
Трансляция хода таких заседаний по телевизионным каналам. Публикация итогов проделанной работы госорганов по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупции и устранению условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений |
37 |
Внедрение системы электронного документооборота в целях эффективного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления и общества |
Совет ИКТ |
Аппарат Правительства, МТК, государственные органы |
Обеспечение доступности услуг госорганов и органов местного самоуправления для населения, частного сектора и НПО средствами ИКТ; - оперативность и повышение эффективности взаимодействия госорганов; - экономия бюджетных средств; - реформа госуправления |
Первое полугодие 2013 г. |
Запуск системы электронного документооборота с последующим отказом от "бумажного" делопроизводства |
38 |
Совместно с ОНС и общественными организациями проводить мероприятия по анализу деятельности, принимаемых решений и ведомственных актов государственных органов, с целью выявления возможных коррупционных рисков, с последующим внесением рекомендаций по их устранению |
МЭ |
Нацстатком (по согласованию), государственные органы, ОНС государственных органов (по согласованию), общественные объединения (по согласованию) |
Общественный и антикоррупционный контроль решений, принимаемых государственными органами. Система эффективного мониторинга государственных органов и органов МСУ |
Каждое полугодие до конца 2014 г. |
Устранение выявленных коррупционных рисков |
39 |
Публиковать в СМИ и на веб-сайтах государственных органов отчеты об исполнении бюджетов всех уровней и инвестиционных проектов, а также материалы по аудиторским отчетам Счетной палаты Кыргызской Республики, за исключением сведений, составляющих государственную тайну |
Минфин |
Счетная палата (по согласованию), государственные органы |
Повышение прозрачности расходной части государственного бюджета и иных привлекаемых денежных средств |
По мере необходимости, но не реже чем раз в квартал |
Публикация в СМИ и на веб-сайтах государственных органов выявленных нарушений по расходованию средств |
40 |
Обеспечить размещение на антикоррупционном сайте Правительства: - в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О декларировании и публикации сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников" сводных сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников; - нормативных правовых актов Кыргызской Республики по антикоррупционной тематике |
Аппарат Правительства |
ГКС (по согласованию) |
Обеспечение доступа широких слоев населения к информации об антикоррупционной направленности деятельности государственных органов и должностных лиц |
2 кв. 2013 г. и далее |
Публикации на антикоррупционном сайте Правительства сводных сведений о доходах, обязательствах и имуществе лиц, замещающих политические и иные специальные государственные должности, а также их близких родственников, а также НПА по антикоррупционной тематике |
41 |
С учетом предложений ОЭСР и опыта других стран рассмотреть в среднесрочной перспективе возможность дальнейших консолидации и укрепления антикоррупционных ведомств |
Отдел обороны, безопасности и чрезвычайных ситуаций Аппарата Правительства |
Генпрокуратура (по согласованию), АКС ГКНБ, ГСБЭП, МВД |
Инвентаризация и анализ существующих функций правоохранительных органов, вовлеченных в борьбу с коррупцией, с целью их дальнейшей специализации и консолидации |
Первое полугодие 2013 г. |
Оптимизация и устранение дублирования функций правоохранительных органов |
42 |
Проведение мониторинга и анализа деклараций сотрудников государственных органов за 2011 и последующие годы для уменьшения коррупции на государственной службе |
Генпрокуратура (по согласованию) |
ПЦ "Граждане против коррупции" (по согласованию), ГКС (по согласованию) |
Выявление сокрытых незаконных доходов сотрудников государственных органов |
До конца 2014 г. |
Привлечение к ответственности и увольнение недобропорядочных сотрудников государственных органов |
43 |
Разработать программу переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, сотрудников правоохранительных, фискальных органов и специальных служб, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции |
АГУП КР (по согласованию) |
Генпрокуратура (по согласованию), ГКС (по согласованию), государственные органы |
Информированность, и обеспечение эффективности работы государственных органов по противодействию коррупции |
До конца 2014 г. |
Систематическое обучение сотрудников государственных органов профилактике и борьбе с проявлениями коррупции в системе государственной службы |
44 |
Провести в рамках положений Конвенции ООН работу по правовому закреплению обязательства между странами-участниками об оказании друг другу помощи в расследовании фактов транснациональной организованной преступности |
Генпрокуратура (по согласованию) |
МИД, правоохранительные органы |
Действенность и повышение эффективности в расследовании фактов транснациональной организованной преступности |
До конца 2013 г. |
Заключение двусторонних соглашений между странами-участниками согласно главе 4 Конвенции ООН против коррупции |
45 |
Практиковать проведение кадровых ротаций в целях предупреждения возникновения коррупционных связей - усилить работу по предупреждению коррупции через разработку внутриведомственных планов ротации кадров, основанных на: - законности и прозрачности процедур ротации; - анализе кадрового состава государственного органа; - изучении участков работы конкретных государственных служащих, где наиболее велик риск возникновения коррупционных правонарушений; - анализе нареканий и жалоб со стороны граждан, поступивших в отношении государственных служащих и т.п. |
ГКС (по согласованию) |
Статс-секретари и/или заместители руководителей государственных органов, курирующих кадровые вопросы |
Профилактика и предупреждение коррупции на государственной службе |
До конца 2014 г. |
Отчеты, предоставленные ГКС по итогам мониторинга служб по управлению человеческими ресурсами при государственных органах |
Приоритет 3. Взаимодействие государственных органов с гражданским обществом и его информированность
Измеримые индикаторы оценки: создание ОНС при органах местного самоуправления; проведение общественных консультаций и слушаний; согласованный и утвержденный формат подотчетности органов государственного управления гражданскому обществу; участие гражданского сектора в реформировании системы МВД; принятие Концепции по сокращению подверженности коррупции в рамках государственно-частного партнерства; утвержденная универсальная методология по проведению информационно-разъяснительных антикоррупционных кампаний; пересмотренный информационно-образовательный стандарт; выпуск документальных фильмов и другой медиапродукции; публикация и обсуждение законопроектов в режиме он-лайн; создание и продвижение национальных платформ; мероприятия по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с государственными органами, а также основных положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики; публикация и обеспечение прозрачности платных услуг, устанавливаемых государственными органами.
Краткосрочные меры по взаимодействию с гражданским обществом и повышению информированности населения в сфере противодействия коррупции
Таблица 3.1
N |
Мероприятия |
Ответственный орган |
Соисполнители |
Ожидаемый результат |
Дата завершения |
Промежуточные результаты |
46 |
Разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение Правительства проекты нормативных правовых актов по регулированию деятельности общественных наблюдательных советов органов местного самоуправления |
ГААСЖКХ |
ОМСУ (по согласованию) |
Совершенствование правовой основы противодействия коррупции в органах местного самоуправления |
До конца 2012 г. |
Принятие НПА по регулированию деятельности ОНС органов местного самоуправления |
47 |
Обсудить План реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики в формате общественных слушаний со всеми заинтересованными сторонами: госорганами, институтами гражданского общества, бизнес-сообществом, международными донорскими организациями, общественными наблюдательными советами, исследовательскими институтами, научными и образовательными учреждениями |
НИСИ |
АДС (по согласованию), государственные органы |
Вовлечение широкой общественности в реализацию антикоррупционных мер |
До конца 2012 г. |
Освещение итогов общественных слушаний в СМИ, на ведомственных сайтах и др. |
48 |
Создание формата подотчетности органов государственного управления гражданскому обществу посредством проведения "круглых столов" и общественных слушаний по реализации Государственной стратегии антикоррупционной политики |
НИСИ |
АДС (по согласованию), ОНС (по согласованию) и институты гражданского общества (по согласованию), государственные органы |
Подотчетность госорганов гражданскому обществу |
До конца 2012 г. |
Согласованный и утвержденный формат подотчетности органов государственного управления гражданскому обществу |
49 |
Обсудить с заинтересованными сторонами проект альтернативной Концепции реформирования органов внутренних дел |
МВД |
ОНС при МВД (по согласованию), институты гражданского общества (по согласованию) |
Снижение уровня коррупции в органах внутренних дел |
До конца 2012 г. |
Утвержденный консолидированный проект Концепции реформирования органов внутренних дел |
50 |
Обсудить и по итогам внести на рассмотрение Правительства проект Концепции реформирования ГУБДД, с соответствующим планом ее реализации |
МВД |
АДС и ОНС при МВД (по согласованию) |
Снижение уровня коррупции в структуре органов внутренних дел - ГУБДД |
До конца 2012 г. |
Создание новой структуры ГУБДД с объединением ППС |
51 |
Обсудить проект Концепции по сокращению подверженности коррупции в рамках государственно-частного партнерства и диалога и внести предложения в Правительство по ее реализации |
НИСИ |
Инвестиционный "круглый стол", АДС и бизнес- сообщество (по согласованию), МЭ |
Внедрение принципов добросовестности в бизнесе |
3 кв. 2012 г. |
Подготовка итогового варианта проекта Концепции по сокращению подверженности коррупции в рамках государственно-частного партнерства и диалога |
52 |
Разработать комплексную методологию проведения информационно-разъяснительных кампаний |
НИСИ |
Институты гражданского общества и международные организации (по согласованию) |
Эффективное проведение информационно-разъяснительных антикоррупционных кампаний |
3 кв. 2012 г. |
Утвержденная универсальная методология по проведению информационно-разъяснительных антикоррупционных кампаний |
53 |
Разработать и обсудить стратегию и план кампании по повышению информированности общества об источниках и последствиях коррупции, инструментах предупреждения коррупции и борьбы с ней, правах граждан при взаимодействии с государственными органами |
НИСИ |
АКС ГКНБ, МВД, ГСБЭП, Институты гражданского общества и международные организации (по согласованию) |
Информирование общества об источниках и последствиях коррупции, инструментах предупреждения коррупции и борьбы с ней, правах граждан при взаимодействии с государственными органами |
До конца 2012 г. |
Единый согласованный информационно-образовательный стандарт |
54 |
Оценка уровня доверия населения к государственным органам и органам МСУ в соответствии с "индексом доверия населения к деятельности государственных органов" |
НИСИ |
МЭ, ГААСЖКХ, ОНС и институты гражданского общества, (по согласованию), Нацстатком (по согласованию) |
Оценка эффективности принимаемых антикоррупционных мер |
До конца 2012 г. |
Разработанные и утвержденные методики проведения оценок уровня доверия населения к государственным органам и органам МСУ |
55 |
Разработать и внести на рассмотрение Правительства доработанный с учетом барометра оценки уровня коррупции "Трансперенси Интернешнл" проект Методологии по исследованию состояния коррупции. Обеспечить подготовку методических рекомендаций (с использованием рекомендаций Европейского Союза) |
НИСИ |
АДС (по согласованию), АГУП КР (по согласованию), МЭ, АКС ГКНБ, ГКС (по согласованию) |
Приоритезация и эффективность осуществляемых государством антикоррупционных мер |
До конца 2012 г. |
Одобренная Правительством Методология по исследованию состояния коррупции |
Среднесрочные меры по взаимодействию с гражданским обществом и повышению информированности населения в сфере противодействия коррупции
Таблица 3.2
N |
Мероприятия |
Ответственный орган |
Соисполнители |
Ожидаемый результат |
Дата завершения |
Промежуточные результаты |
56 |
Формирование негативного отношения общества к коррупции посредством просветительской работы, с созданием документальных фильмов и другой медиапродукции. Реализация специальных обучающих программ для населения о коррупционных рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведении |
НИСИ |
Международные доноры (по согласованию), неправительствен- ные организации (по согласованию) |
Информированность общественности об антикоррупционном поведении |
До конца 2013 г. |
Выпуск документальных фильмов и другой медиапродукции о коррупционных рисках, способах противодействия коррупции и антикоррупционном поведении |
57 |
Разработать учебные курсы/специальные программы о коррупции и формах борьбы с ней для учащихся средних, высших и средних профессиональных учебных заведений. Совместно с родительскими комитетами (советами) детских дошкольных учреждений на постоянной основе проводить мероприятия ознакомительного (познавательного) и идеологического характера о негативном влиянии коррупции |
МОН |
АПТО |
Формирование нетерпимости к коррупционным проявлениям в учреждениях среднего, высшего и среднего профессионального образования |
На 2013 и 2014 учебные годы |
Утвержденные МОН учебные курсы/специальные программы для средних, высших и средних профессиональных учебных заведений |
58 |
Организовать мероприятия по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с государственными органами, а также основных положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики, регулирующих деятельность государственных органов, в рамках деятельности по правовой пропаганде и повышению правовой культуры населения Кыргызской Республики. Создание базы данных образовательных учреждений, предоставляющих образовательные услуги на территории Кыргызской Республики, с указанием стоимости за обучение и повышение квалификации, с последующим размещением ее на ведомственном сайте и сайте Правительства. Информировать общественность через СМИ о государственных и муниципальных платных услугах и их фиксированных тарифах. Государственным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления размещать перечень платных услуг в общедоступных местах |
Минюст |
Государственные органы, ОМСУ (по согласованию) и неправительственные организации (по согласованию), МОН, МЭ |
Информированность общественности по различным проблемам образования и воспитания |
До конца 2013 г. |
Мероприятия по разъяснению общественности ее прав при взаимодействии с государственными органами, а также основных положений нормативных правовых актов Кыргызской Республики. Публикация информации о стоимости за обучение, о государственных и муниципальных платных услугах и их фиксированных тарифах, а также размещение перечня платных услуг в общедоступных местах |
59 |
Разработать и обсудить план обучающих мероприятий "обучение по наращиванию потенциала" (capacity building trainings) по борьбе с коррупцией для сотрудников государственных учреждений, правоохранительных и судебных органов, работников органов местного самоуправления и представителей частного сектора на последующие 3 года, с привлечением ИГО к проведению таких тренингов и информационно-разъяснительных кампаний |
НИСИ |
Институты гражданского общества (по согласованию), международные организации (по согласованию), ОМСУ (по согласованию) |
Повышение потенциала госслужащих и граждан в области борьбы с коррупцией |
Первое полугодие 2013 г. |
Утвержденные учебно-тематические планы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации, с учетом мнения общественных институтов и гражданского сектора |
60 |
Провести в регионах встречи с активистами местных НПО, СМИ, депутатами местных кенешей и работниками органов местного самоуправления для изучения проблем борьбы с коррупцией на местах с целью: - выявить причины и условия, препятствующие ведению эффективной борьбы с коррупцией; - определить их классификацию и методы борьбы с коррупцией; - образовать на местах центры борьбы с коррупционными проявлениями |
ГААСЖКХ |
АДС (по согласованию) с созданием мобильной группы экспертов, ОМСУ (по согласованию) |
Активизировать деятельность общественности, направленную на решительные действия по борьбе с нарушениями прав и свобод |
Первое полугодие 2013 г. |
Подготовлены и созданы на местах центры борьбы с коррупционными проявления- ми. Приняты меры законодательного и организационного характера |
61 |
Провести независимую оценку уровня коррупции в разрезе госорганов, частного сектора и международных компаний в режиме он-лайн "Барометр уровня коррупции" |
НИСИ |
АДС (по согласованию), ОНС (по согласованию), консалтинговые компании и бизнес- сообщества (по согласованию), АКС ГКНБ |
Оценка эффективности принимаемых антикоррупционных мер |
С начала 2013 г. |
Запустить проект: он-лайн "Барометр уровня коррупции" |
62 |
При органах местного самоуправления создать постоянно действующие комиссии по предупреждению коррупции (комитеты гражданского контроля) на добровольной и безвозмездной основе, с привлечением в их составы представителей гражданского сектора и ОНС |
ГААСЖКХ |
ОМСУ (по согласованию) |
Обеспечение участия гражданского общества в устранении коррупционных схем в системе местного самоуправления |
С начала 2013 г. |
Действующие региональные комиссии по предупреждению коррупции на добровольной и безвозмездной основе, с участием представителей гражданского сектора и ОНС |
63 |
На постоянной основе проводить совещания с участием руководителей государственных органов исполнительной власти, представителей гражданского сектора и независимых экспертов по следующим вопросам: - эффективность проводимой работы по противодействию коррупции и профилактика коррупционных и иных правонарушений; - реализация Государственной стратегии антикоррупционной политики; - реализация Плана; - проблемы, препятствующие реализации антикоррупционных мер; - иные вопросы по противодействию коррупции |
НИСИ |
Государственные органы при координации Аппарата Правительства |
Обеспечение контроля за эффективностью работы министерств и ведомств по борьбе с коррупцией. Указанное позволит выявить характерные ошибки и взять на вооружение эффективные методы по борьбе с коррупцией в отдельно взятом ведомстве для распространения во всех государственных структурах |
С начала 2013 г. |
Постоянно действующая диалоговая площадка с участием руководителей государственных органов исполнительной власти, представителей гражданского сектора и независимых экспертов. Разработанная и утвержденная методология мониторинга и оценки эффективности проводимой работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных и иных правонарушений |
64 |
Общенациональная платформа "За законность, политическую транспарентность, общественную безопасность и права человека" в качестве площадки для проведения дискуссий и обсуждения вопросов борьбы с коррупцией, с участием представителей государственных органов и гражданского общества |
НИСИ |
Государственные органы и институты гражданского общества на основе Меморандума о сотрудничестве |
Выработка практики проведения дискуссий и обсуждения вопросов борьбы с коррупцией, с участием как государственных органов, так и гражданского общества |
С начала 2013 г. |
Постоянно действующая коммуникативная площадка для продвижения борьбы с коррупцией и установления верховенства закона |
65 |
Провести анализ причин (не) успешности Государственной стратегии антикоррупционной политики, путем опроса различных групп населения, государственных органов и ОМСУ |
НИСИ |
АДС и консалтинговые компании (по согласованию), ОМСУ (по согласованию), АКС ГКНБ, Нацстатком (по согласованию) |
Оценка эффективности принимаемых антикоррупционных мер |
Периодически до конца 2014 г. |
Предложения, вносимые на рассмотрение Правительства по усилению и корректировке антикоррупционных мер |
66 |
Проведение мониторинга и оценка эффективности функционирования горячих линий, общественных приемных и "телефонов доверия" госорганов, получивших высокий рейтинг коррупции |
МЭ |
НИСИ, АДС и ОНС (по согласованию) |
Оценка эффективности принимаемых антикоррупционных мер |
До конца 2014 г. |
Отчеты по реагированию и принятым мерам |
67 |
Публикация материалов, отчетов государственных органов и результатов исследований, проводимых экспертным сообществом, на государственном и официальном языках |
НИСИ |
АДС и ОНС (по согласованию), институты гражданского общества (по согласованию) |
Информирование общественности о проводимых государственными органами антикоррупционных мерах |
До конца 2014 г., по итогам каждого года |
Обеспечение прозрачности, действенности и эффективности антикоррупционных мер, осуществляемых государственными органами |
Список сокращений
АКС ГКНБ |
Антикоррупционная служба Государственного комитета национальной безопасности Кыргызской Республики |
АПТО |
Агентство по профессионально-техническому образованию при Министерстве труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики |
APB |
Анализ регулятивного воздействия |
АДС |
Антикоррупционный деловой совет Кыргызской Республики (общественная организация) |
Аппарат Правительства |
Аппарат Правительства Кыргызской Республики |
АГУП КР |
Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики |
Вузы |
Высшие учебные заведения Кыргызской Республики |
ГАГМР |
Государственное агентство по геологии и минеральным ресурсам при Правительстве Кыргызской Республики |
ГААСЖКХ |
Государственное агентство архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства при Правительстве Кыргызской Республики |
Генпрокуратура |
Генеральная прокуратура Кыргызской Республики |
ГКС |
Государственная кадровая служба Кыргызской Республики |
ГНС |
Государственная налоговая служба при Правительстве Кыргызской Республики |
Государственная стратегия антикоррупционной политики |
Государственная стратегия антикоррупционной политики Кыргызской Республики |
Госфиннадзор |
Государственная служба регулирования и надзора за финансовым рынком при Правительстве Кыргызской Республики |
ГРС |
Государственная регистрационная служба при Правительстве Кыргызской Республики |
ГСБЭП |
Государственная служба по борьбе с экономическими преступлениями при Правительстве Кыргызской Республики (финансовая политика) |
ГСИН |
Государственная служба исполнения наказаний при Правительстве Кыргызской Республики |
ГСКН |
Государственная служба по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики |
ГСФР |
Государственная служба финансовой разведки при Правительстве Кыргызской Республики |
ГТС |
Государственная таможенная служба при Правительстве Кыргызской Республики |
ГУБДД |
Главное управление безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Кыргызской Республики |
Жогорку Кенеш |
Жогорку Кенеш Кыргызской Республики |
МВД |
Министерство внутренних дел Кыргызской Республики |
ИКТ |
Информационно-коммуникационные технологии |
ИГО |
институт гражданского общества |
МИД |
Министерство иностранных дел Кыргызской Республики |
Минздрав |
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики |
Минфин |
Министерство финансов Кыргызской Республики |
Минюст |
Министерство юстиции Кыргызской Республики |
МКИТ |
Министерство культуры, информации и туризма Кыргызской Республики |
МТММ |
Министерство труда, миграции и молодежи Кыргызской Республики |
МОН |
Министерство образования и науки Кыргызской Республики |
МСР |
Министерство социального развития Кыргызской Республики |
МТК |
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики |
МЭ |
Министерство экономики Кыргызской Республики |
МЭП |
Министерство энергетики и промышленности Кыргызской Республики |
Нацстатком |
Национальный статистический комитет Кыргызской Республики |
НБКР |
Национальный банк Кыргызской Республики |
НИСИ |
Национальный институт стратегических исследований Кыргызской Республики |
НПА |
нормативные правовые акты |
НПО |
неправительственные организации |
ОМСУ |
органы местного самоуправления |
ОНС |
общественные наблюдательные советы при государственных органах Кыргызской Республики |
ОЭСР |
Организация экономического сотрудничества и развития |
ПЗЛ |
политически значимые лица |
Правительство |
Правительство Кыргызской Республики |
Президент |
Президент Кыргызской Республики |
ПЦ "Граждане против коррупции" |
Правозащитный центр "Граждане против коррупции" |
СМИ |
средства массовой информации |
Счетная палата |
Счетная палата Кыргызской Республики |
УИС |
уголовно-исполнительная система Кыргызской Республики |
ФУГИ |
Фонд по управлению государственным имуществом при Правительстве Кыргызской Республики |
ЦИК |
Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики |