Вернуться назад

 

Журнал № 12 за 2003 г. 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦБАНКА КР от 20 ноября 2003 года N 32/6 "О внесении изменений и дополнений в Положение "О предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦБАНКА КР от 10 декабря 2003 года N 34/10 "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР" 

 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

10 декабря 2003 года. Регистрационный номер 120/1-03 

 

г.Бишкек 

от 20 ноября 2003 года N 32/6 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О внесении изменений и дополнений в Положение 

"О предупредительных мерах и санкциях, применяемых 

Национальным банком Кыргызской Республики" 

 

В целях приведения нормативных правовых актов Национального банка Кыргызской Республики в соответствие с нормами банковского законодательства Кыргызской Республики, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить прилагаемые изменения и дополнения в Положение "О предупредительных мерах и санкциях, применяемых Национальным банком Кыргызской Республики", утвержденное постановлением Правления НБКР N 26/3 от 24 декабря 1997 года. 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Настоящее постановление ввести в действие с момента опубликования в официальных изданиях Национального банка Кыргызской Республики. 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Шаршекееву К.Ш., заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

 

 

Приложение 

к постановлению Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 20 ноября 2003 года N 32/6 

 

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ 

в Положение "О предупредительных мерах 

и санкциях, применяемых Национальным 

банком Кыргызской Республики" 

 

I. Название Положения изложить: "О предупредительных мерах и санкциях, применяемых к коммерческим банкам и финансово-кредитным учреждениям, лицензируемым Национальным банком Кыргызской Республики". 

II. Во введении: 

2.1. Первый абзац изложить в следующей редакции: 

"Настоящий документ определяет политику Национального банка Кыргызской Республики (далее по тексту "НБКР") относительно применения предупредительных мер и санкций к коммерческим банкам (далее по тексту "банк"), другим финансово-кредитным учреждениям (РСК, КСФК, ФКРПКС) (далее по тексту - ФКУ), обменным бюро, ломбардам, действующим на основании лицензии НБКР при нарушении законодательства Кыргызской Республики, нормативных актов и требований НБКР. Нижеуказанные предупредительные меры и санкции применяются в зависимости от характера и серьезности допущенных нарушений"; 

2.2. Дополнить введение новыми абзацами: 

"Настоящее Положение не распространяется на микрофинансовые организации, осуществляющие деятельность в Кыргызской Республике. 

Предупредительные меры и санкции, применяемые при нарушениях в деятельности кредитных союзов, определены Положением "О предупредительных мерах и санкциях, применяемых к кредитным союзам". 

III. В разделе 1: 

3.1. пункт 1.1 изложить в следующей редакции: 

"Нарушениями банковской деятельности считаются действия или бездействия, противоречащие законодательству Кыргызской Республики и нормативным актам НБКР, в том числе, постановлениям, приказам, распоряжениям, инструкциям, предписаниям и иным документам и требованиям НБКР, которые могут привести к дестабилизации деятельности отдельных банков, банковской и платежной систем в целом и поставить под угрозу интересы вкладчиков и других кредиторов банка"; 

3.2. в подпункте 1 пункта 1.2: 

- первый абзац дополнить словом "либо ФКУ"; 

- исключить 3 абзац; 

- в 6 абзаце слово "Меморандум" заменить словом "Соглашение"; 

- исключить 7 абзац; 

3.3. в подпункте 2 пункта 1.2: 

- абзац 3 дополнить словами "либо ФКУ"; 

- в абзаце 4 исключить слова "членов Совета директоров и исполнительных" и дополнить словами "либо ФКУ"; 

- абзац 6 изложить: "Приостановление, ограничение и запрет на проведение отдельных видов банковских операций"; 

- в абзаце 7 слова "замене исполнительных" заменить словами: "о смене всех или некоторых" и дополнить словами "либо ФКУ"; 

- после абзаца 7 дополнить новым абзацем в следующей редакции: "Требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению"; 

- абзац 12 после слова "администрации" дополнить словом "руководства" в скобках и после слова "банком" дополнить словом "либо ФКУ"; 

- после абзаца 12 дополнить новым абзацем в следующей редакции: "Применение процедуры консервации"; 

3.4. в пункте 1.3: 

- подпункт б) изложить в следующей редакции: "угрожают ли финансовому состоянию проблемы банка, либо ФКУ"; 

- в подпункте в) после слова "осознание" исключить слово "исполнительными" и после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- в подпункте д) после слова "банк" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- в подпунктах е), ж), з) исключить слово "исполнительных" и после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- в подпункте и) после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- в подпунктах к), л), м) после слова "банком" дополнить словами "либо ФКУ"; 

3.5. в пункт 1.4 после слов "... указанные в пункте 1.2..." изложить в следующей редакции: "... могут применяться как в последовательном порядке, установленном настоящим Положением, так и выборочно в зависимости от характера и вида допущенных банком, либо ФКУ нарушений"; 

3.6. начало пункта 1.5 дополнить предложением "Санкции могут применяться без предупредительных мер воздействия"; 

3.7. пункт 1.6 изложить в следующей редакции: "Если предупредительные меры или санкции, примененные НБКР, не возымели должного эффекта, НБКР может применить к банку более жесткие предупредительные меры и санкции, вплоть до отзыва лицензии"; 

3.8. в пункте 1.7 изложить в следующей редакции: "По решению Правления НБКР, у банка, либо ФКУ может быть отозвана, лицензия без предупредительных мер"; 

3.9. в пункте 1.9 исключить слово "действующему" далее по тексту; 

3.10. исключить пункт 1.10. 

IV. В разделе 2: 

4.1. в пункте 2.1.1 слова "Управлением банковского надзора (далее по тексту УБН)" заменить словами "НБКР", после слов "исполнительного органа" изложить "проверенного банка или ФКУ" и после слов "выявленных недостатках в" дополнить словом "их" далее по тексту; 

4.2. в пункте 2.1.2: 

- в первом предложении слова "... выносится Начальником соответствующего отдела УБН в случае необходимости информирования банка..." заменить на "... выносится Начальником соответствующего отдела УБН/УМНЛ и Начальником ОННУ в случае необходимости информирования банка или ФКУ, обменного бюро, ломбарда" далее по тексту; 

- последнее предложение заменить предложением "Другие предупредительные меры, а также санкции могут быть применены без предупреждения"; 

4.3. исключить пункт 2.1.3, соответственно изменить нумерацию пунктов раздела; 

4.4. пункт 2.1.4 изложить в следующей редакции: 

"При обнаружении фактов несоблюдения банком, либо ФКУ экономических нормативов или нарушения банковского законодательства, а также при установлении фактов вовлечения банка в нездоровую банковскую практику, Начальник УБН/УМНЛ и ОННУ вправе направить исполнительному органу банка, либо ФКУ обязательное к исполнению предписание об устранении в определенный срок выявленных нарушений. Кроме того, Начальник ОННУ вправе направить предписание об устранении выявленных нарушений в определенный срок обменным бюро и ломбардам"; 

4.5. исключить пункт 2.1.5; 

4.6. пункт 2.1.6 изложить в следующей редакции: 

"Соглашение о мероприятиях по оздоровлению состояния банка, подписываемое Заместителем Председателя НБКР, курирующим банковский надзор или Членом Правления, курирующим ОННУ, и Председателем Совета директоров банка, либо ФКУ, допустившего нарушение, означает заключение официального соглашения о принятии срочных мер по исправлению серьезных недостатков в деятельности банка, либо ФКУ. Необходимость заключения Соглашения рассматривается как предупреждение Совету директоров и исполнительному органу банка, либо ФКУ о том, что НБКР очень серьезно относится к неспособности банка самостоятельно разрешать возникающие проблемы в процессе работы. 

Примерная форма Соглашения о проведении мероприятий по оздоровлению состояния банка приведена в Приложении 9". 

4.7. исключить пункт 2.1.7; 

4.8. пункт 2.2.1 изложить в следующей редакции: "Комитет по банковскому надзору может установить для банка, либо ФКУ более высокие экономические нормативы в случаях, когда в деятельности банка, либо ФКУ наметилась тенденция к ухудшению но при этом соблюдаются экономические нормативы, установленные НБКР"; 

4.9. исключить подпункты 2.2.1.1, 2.2.1.2, 2.2.1.3; 

4.10. пункт 2.2.2 изложить в следующей редакции: "Решение о повышении норм обязательных резервов для банков, не выполняющих экономические нормативы, установленные НБКР принимается Комитетом по банковскому надзору"; 

4.11. название и текст пункта 2.2.3 изложить в следующей редакции: 

"Денежный штраф с банка, либо ФКУ. 

Денежный штраф применяется к банку, либо ФКУ в случае невыполнения банком, либо ФКУ требований банковского законодательства, нормативных актов НБКР, а также при возникновении ситуации, угрожающей интересам вкладчиков и других кредиторов и/или при обнаружении действий, которые могут угрожать стабильности банка, либо ФКУ. Полномочиями взыскивать денежные штрафы с банка, либо ФКУ обладает Комитет по банковскому надзору НБКР. Размер штрафа, взыскиваемого с банка, допустившего нарушение, определяется Комитетом по банковскому надзору в зависимости от степени нарушения, но он не может быть более 1% от оплаченного уставного капитала банка. 

Взыскание штрафа с банка не производится при отрицательном значении капитала. 

Начальник ОННУ вправе принять решение о взыскании денежных штрафов санкций с обменных бюро и ломбардов в соответствии с законодательством. 

Примерные образцы писем о взыскании денежных штрафов с банка приведены в Приложениях 11, 12"; 

4.12. в названии и тексте пункта 2.2.4 исключить слова "членов Совета директоров и исполнительных" и после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

4.13. в названии и тексте пункта 2.2.5 после слова "банк" дополнить словом "ФКУ", после слов "по мнению" слово "НБКР" заменить словами "УБН, УМНЛ и ОННУ" и далее по тексту; 

4.14. название и текст пункта 2.2.7 изложить в следующей редакции: 

"Требование о смене всех или некоторых должностных лиц банка. 

Комитет по банковскому надзору может потребовать от должностных лиц банка, ФКУ сменить всех или некоторых должностных лиц банка, ФКУ в случаях, если они занимались делами, носящими нечестный и незаконный характер, проявили некомпетентность, не обеспечивали выполнение банком экономических нормативов, установленных НБКР, а также допустивших нарушения требования принципа беспристрастности или по другим причинам, которые НБКР считает достаточными". 

4.15. Положение дополнить новым пунктом 2.2.7-1 в следующей редакции: 

"2.2.7-1. Требование о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению. 

В целях предупреждения банкротства банка (если коэффициент адекватности капитала будет составлять 2 и менее процентов), Комитет по банковскому надзору по представлению УБН/УМНЛ принимает решение о выставлении банку обязательного к исполнению требования о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка к определенному сроку, которые могут содержать: 

- требование о поддержании капитала на уровне, требуемом НБКР; 

- меры по изменению структуры активов и пассивов банка, включающие комплекс мер по изменению структуры и срочности активов и пассивов банка, в том числе продажу активов, сокращение расходов банка, передачи части активов и пассивов банка. 

В случае неисполнения банком данного требования НБКР может принять решение об отзыве лицензии банка"; 

4.16. пункт 2.2.9 изложить в следующей редакции: "В случаях, когда УБН, УМНЛ и ОННУ считает, что в деятельности банка, либо ФКУ существуют недостатки, либо существует необходимость дополнительной проверки, а также в случаях, когда между банком, ФКУ и НБКР возникли разногласия по отдельным вопросам, Комитет по банковскому надзору может потребовать от банка, ФКУ провести независимыми аудиторами внеплановый внешний аудит деятельности за счет средств банка, ФКУ"; 

4.17. исключить пункт 2.2.10; 

4.18. дополнить раздел пунктом 2.2.11-1 следующего содержания: "Решение о назначении процедуры консервации принимается Правлением НБКР, по представлению УБН, УМНЛ, ОННУ и/или Комитета по банковскому надзору. Порядок введения и полномочия консерватора определены "Временным положением о консервации коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждениях, лицензируемых НБКР"; 

4.19. в пункте 2.2.12: 

- в названии и тексте пункта после слова "администрации" дополнить словом "руководства" в скобках; 

- в первом абзаце после слов "... рекомендации УБН..." дополнить "УМНЛ, ОННУ" далее по тексту; 

- второй абзац изложить: "Лица, входящие в состав временной администрации, назначаются Председателем НБКР. (Порядок введения и полномочия временной администрации (руководства) регулируются Положением о временной администрации по управлению коммерческими банками)"; 

4.20. В пункте 2.2.13: 

- по тексту подпункта А после слова "банк" дополнить словами "либо ФКУ", а после слова "временного администратора" дополнить словом "руководства" в скобках; 

- подпункт Б изложить в следующей редакции: "Начальник ОННУ, а в региональных управлениях - начальники областных (региональных) управлений НБКР могут временно приостановить действие лицензии обменных бюро и ломбардов. Лицензия приостанавливается письменным уведомлением, направляемым обменному бюро, ломбарду, с указанием причин ее приостановления. 

Начальник УМНЛ при наличии нарушения требований НБКР может потребовать от банка приостановления деятельности или закрытия сберкассы, обменного пункта и терминала"; 

- исключить пункт В; 

4.21. В пункте 2.2.14: 

- четвертое предложение подпункта А после слов "в случаях" дополнить словами "... несоблюдения банком, либо ФКУ экономических нормативов и требований НБКР, либо нарушения банковского законодательства и..." далее по тексту после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- в подпункте А исключить второй абзац; 

- в подпункте Б слова "Заместитель Председателя НБКР, курирующий УБН" заменить словами "Член Правления НБКР, курирующий ОННУ"; 

- подпункт В исключить. 

V. В Разделе 3: 

5.1. в пункте 3.1: 

- в первом предложении исключить слова в скобках "в лице Заместителя Председателя курирующего УБН"; 

- по тексту пункта после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- исключить второе предложение; 

5.2. в пункте 3.2: 

- после слова "Начальник" дополнить словами "отделов УБН/УМНЛ и Начальник ОННУ" далее по тексту; 

- по тексту пункта после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

5.3. исключить пункты 3.3, 3.4; 

5.4. следующий пункт 3.4 изложить в редакции: "Начальники УБН/УМНЛ и ОННУ немедленно доводят до сведения Заместителя Председателя НБКР, курирующего банковский надзор, или Члена Правления НБКР, курирующего ОННУ о выявленных фактах нарушений в ходе проверки банка, либо ФКУ, если существует серьезная угроза интересам государства, банковской системы, вкладчиков и других кредиторов"; 

5.5. в пункте 3.5 после слов "Начальник УБН" дополнить словами "УМНЛ и ОННУ", после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

5.6. пункт 3.6 изложить в следующей редакции: "В случае невыполнения банком, либо ФКУ предупреждений и предписаний НБКР или при возникновении каких-либо разногласий, начальник УБН и/или УМНЛ, ОННУ проводит совещание с членами исполнительного органа банка, либо ФКУ. По результатам совещания составляется протокол с отражением предпринимаемых НБКР мер. Кроме того, может быть подписано Соглашение о мероприятиях по оздоровлению финансового состояния банка, либо ФКУ, в котором отражаются обязательства банка (ФКУ) по принятию необходимых корректирующих мер для устранения имеющихся нарушений"; 

5.7. пункт 3.7 изложить в следующей редакции: "При получении письменного ходатайства правоохранительных органов, в компетенцию которых входит выявление и предотвращение финансовых махинаций, или на основании собственного решения, начальник УБН/УМНЛ и ОННУ выносят на рассмотрение Комитета по банковскому надзору вопрос о приостановлении любых банковских операций, относящихся к категории подозрительных операций на срок, установленный нормативными актами НБКР"; 

5.8. в пункте 3.8: 

- слова "Начальник УБН" заменить словами "начальник ОННУ"; 

- слова "следующих видов" заменить словами "предупредительных мер и..."; 

- пункт дополнить новыми подпунктами: 

"3.8.1. При выявлении нарушений порядка проведения обменных операций с наличной иностранной валютой, а также требований нормативных документов, регламентирующих деятельность обменных бюро, Начальник ОННУ вправе: 

- направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения; 

- принять меры к наложению штрафных санкций в соответствии с законодательством; 

- временно приостановить действия лицензии на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой на срок до семи дней. 

3.8.2. В случаях выявления несоблюдения ломбардами законодательства и нормативных документов НБКР, Начальник ОННУ может: 

- потребовать замены руководства и/или главного бухгалтера ломбарда; 

- направить предупреждение или предписание об устранении выявленных нарушений и дать определенный срок для их устранения в зависимости от вида нарушения; 

- взыскать денежный штраф с ломбарда; 

- приостановить действие лицензии; 

5.9. пункт 3.9 изложить в следующей редакции: "В случаях, если по мнению Начальника УБН/УМНЛ и ОННУ или Заместителя Председателя НБКР, курирующего банковский надзор, а также Члена Правления, курирующего ОННУ, для устранения выявленных нарушений необходимо участие Совета директоров банка, то проводится совещание у Заместителя Председателя НБКР, курирующего банковский надзор, либо Члена Правления НБКР, курирующего ОННУ с членами Совета директоров банка, либо ФКУ, в результате чего может быть также подписано соответствующее Соглашение о мероприятиях по оздоровлению финансового состояния банка, либо ФКУ"; 

5.10. в пункте 3.10: 

- слова "Заместитель Председателя НБКР, курирующий УБН" заменить словами "... Заместитель Председателя НБКР, курирующий банковский надзор и Член Правления, курирующий ОННУ..." далее по тексту; 

- после слова "принимает" изложить: "... решение о вынесении вопроса на рассмотрение Комитета по банковскому надзору относительно: 

а) назначения квалифицированного консультанта; 

б) введения более высоких экономических нормативов; 

в) введения прямого банковского надзора; 

г) наложения денежного штрафа на банк и ФКУ; 

д) наложения денежного штрафа на отдельных должностных лиц банков и ФКУ; 

е) приостановления или ограничения некоторых видов банковских операций; 

ж) предъявления требования о замене/прекращении полномочий должностных лиц банка и ФКУ; 

з) предъявления требования о проведении внепланового внешнего аудита за счет средств проверяемого банка; 

и) повышения размера обязательных резервных требований; 

к) установления лимитов по категориям кредитов или вложений; 

л) предъявления требования дополнительного залогового обеспечения; 

м) предъявления требования осуществить возмещение, обеспечить выплату на гарантированных банком условиях, если банк или сторона, связанная с ним, несправедливо обогатились посредством нарушений банковского законодательства, включая нормативные акты НБКР, или в результате нарушения его предписаний; 

н) предъявления требования продать некоторые активы, аннулировать любой контракт или договор, заключенный банком; 

о) информирования общественности о фактах нарушения банком требований законодательства; 

п) определения необходимости заключения Соглашения о проведении мероприятий по оздоровлению состояния банка и ФКУ в соответствии с законодательством Кыргызской Республики; 

р) передачи соответствующих материалов в правоохранительные органы" и исключить последующие подпункты; 

5.11. пункт 3.11 изложить в следующей редакции: "Подготовка материалов, рассмотрение и принятие их Комитетом по банковскому надзору производится в соответствии с Положением об его деятельности"; 

5.12. исключить пункт 3.12; 

5.13. в пункте 3.16: 

- исключить абзацы 1 и 3; 

- во втором абзаце после слов "временной администрации" дополнить словом "руководства" в скобках"; 

- дополнить абзацем "назначение процедуры консервации"; 

- в последнем абзаце после слов "отзыв лицензии банка" дополнить словами "банка, либо ФКУ"; 

5.14. исключить пункты 3.17, 3.19; 

5.15. в пункте 3.18 после слова "УБН" дополнить словами "УМНЛ и ОННУ". 

VI. Раздел 4 изложить в следующей редакции: 

"4.1. Банки, ФКУ, ломбарды и обменные пункты, к которым применены те или иные предупредительные меры и санкции, вправе обжаловать решение НБКР в следующем порядке: 

а) при несогласии с заключением проверки, либо инспектора банковского надзора, банк, ФКУ, ломбарды, обменные пункты вправе направить свои возражения в письменном виде в течение 10 дней со дня получения письма-предупреждения Начальнику соответствующего отдела УБН/УМНЛ и Начальнику ОННУ, на который дается ответ в течение 10 дней; 

б) в случае несогласия с решением, принятым начальником соответствующего отдела УБН/УМНЛ, банк вправе направить свои возражения начальнику УБН/УМНЛ; 

в) при несогласии с принятым начальником УБН/УМНЛ и ОННУ решением, банк, имеет право обратиться в течение 10 дней со дня получения ответа, с официальным письмом к Заместителю Председателя НБКР, курирующему банковский надзор, а ФКУ, ломбарды, обменные пункты - Члену Правления, курирующему ОННУ; 

г) в случае несогласия с решением Заместителя Председателя НБКР, курирующего банковский надзор, Члена Правления, курирующего ОННУ, либо Комитета по банковскому надзору, банк, ФКУ, ломбарды, обменные пункты вправе обратиться к Председателю Правления НБКР в десятидневный срок со дня получения ответа. 

4.2. Во всех случаях письмо банка, ФКУ, ломбарда, обменного бюро должно содержать обоснование несогласия со ссылкой на законодательство и нормативные акты НБКР. 

4.3. Соблюдение досудебного порядка обжалования решений НБКР по применению предупредительных мер и санкций, является обязательным. 

4.4. Банк, не согласный с решением, принятым НБКР, вправе обжаловать его в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики". 

VII. В Разделе 5: 

7.1. дополнить пунктом 5.3 "При невыполнении любых требований и предписаний, НБКР вправе применить более жесткие меры, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики". 

VIII. В Приложении 1: 

8.1. в названии Приложения после слова "банка" дополнить "ФКУ"; 

8.2. в пункте 1.1: 

- первый абзац изложить: "В случае невыполнения банком установленных требований по капиталу, Комитет по банковскому надзору вправе:..." далее по тексту; 

- слово "компаниями" заменить словом "лицами"; 

8.3. в пункте 1.2: 

- слова "до 0,8%" заменить словами "не более 1%"; 

- второй абзац изложить в следующей редакции: "Если нарушение повторяется систематически, т.е. два и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев, банк, ФКУ должны представить на рассмотрение Правления НБКР новую кандидатуру руководителя и/или лиц, ответственных за кредитную политику банка"; 

- в третьем абзаце слово "НБКР" заменить словами "Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ", а после слова "банку" дополнить словом "ФКУ" далее по тексту; 

8.4. дополнить Приложение 1 пунктом 1.4 "НБКР может применить к банку, допустившему нарушение, другие санкции независимо от любой статьи данного Приложения"; 

8.5. исключить сноску в конце Приложения. 

IX. В Приложении 2: 

9.1. в названии Приложения после слова "банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарда, обменного бюро"; 

9.2. пункт 2.1 изложить в следующей редакции: "При нарушениях, носящих серьезный, по мнению Начальника УБН/УМНЛ и ОННУ характер, они вправе вызвать должностных лиц банка, либо ФКУ для объяснения причин возникновения нарушения"; 

9.3. во втором абзаце пункта 2.2 после слова "банков" дополнить словом "ФКУ"; 

9.4. в первом абзаце пункта 2.3 слово "НБКР" заменить словами "Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ"; 

9.5. пункт 2.4 изложить: "При осуществлении деятельности, запрещенной законодательством Кыргызской Республики банки, ФКУ, ломбарды, обменные бюро и их должностные лица несут ответственность согласно законодательству. Рассмотрение дел, связанных с привлечением к ответственности банков и их должностных лиц, осуществляется согласно законодательству"; 

9.6. пункт 2.5 изложить в следующей редакции: "В случае, если при осуществлении операций с инсайдерами и аффилиантами банк, либо ФКУ нарушает соответствующие инструкции НБКР, то Комитет по банковскому надзору вправе взыскать штраф с должностных лиц банка, ФКУ непосредственно виновных в допущенном нарушении, в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда (минимальной ставки), установленной законодательством Кыргызской Республики. 

В случае продолжения подобной практики Комитет по банковскому надзору вправе взыскать штраф с банка в размере до 1% оплаченного уставного капитала банка, ФКУ; 

9.7. в пункте 2.6 слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору"; 

9.8. в пункте 2.7: 

- после слова "решение" слово "НБКР" заменить словами "... Начальник УМНЛ направляет банку, либо ФКУ..." и далее по тексту; 

- во втором абзаце слова "НБКР вправе взыскать" заменить словами "Комитет по банковскому надзору взыскивает..." далее по тексту; 

- цифру "0,3" заменить цифрой "1"; 

9.9. пункт 2.8 изложить в следующей редакции: 

"Полномочия вновь избранных должностных лиц коммерческих банков, не прошедших согласование в соответствии с требованиями нормативных документов НБКР, считаются недействительными. 

В случае нарушения сроков предоставления анкет и других требуемых НБКР документов на вновь избранных (назначенных) должностных лиц банков, НБКР направляется предписание об устранении нарушения в течение 10 рабочих дней. 

Если в установленный срок нарушение не устранено, НБКР вправе взыскать штраф с действующих должностных лиц банка в размере до двадцати минимальных размеров оплаты труда (минимальной ставки), установленной законодательством Кыргызской Республики. 

В случае повторного нарушения к банку могут быть применены более жесткие меры"; 

9.10. пункт 2.9 изложить в следующей редакции: 

"При выявлении фактов обслуживания банками, ФКУ клиентов, не зарегистрированных в органах, осуществляющих регистрацию, в тех случаях, когда этого требует действующее законодательство, и органах государственной налоговой инспекции, а также без удостоверения личности, Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ направляет предписание об устранении нарушения в течение трех рабочих дней с представлением доказательств в НБКР. Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ вправе также сообщить соответствующим органам о проведении банком подозрительных операций. 

В случае, если в установленный срок нарушение не устранено, Комитет по банковскому надзору вправе взыскать штраф в размере до 1% оплаченного уставного капитала". 

9.11. в пункте 2.10: 

- в первом абзаце слово "НБКР" заменить словами "Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ"; 

- во втором абзаце слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору"; 

9.12. в пункте 2.11: 

- в первом абзаце слово "НБКР" заменить словами "Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ"; 

- во втором абзаце слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору"; 

- цифру "0,3" заменить цифрой "1"; 

- пункт дополнить абзацем: "При дальнейшем невыполнении предписаний, НБКР вправе применить более жесткие меры"; 

9.13. в пункте 2.12: 

- слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору"; 

- после слова "банка" дополнить словом "ФКУ"; 

9.14. в пункте 2.13: 

- первый абзац пункта 2.13 изложить в следующей редакции: "В случае, если должностное лицо, любой сотрудник банка, либо ФКУ препятствует (в любой форме) проверке, осуществляемой НБКР, то НБКР вправе применить меры и санкции для немедленного устранения нарушения в соответствии с законодательством и настоящим Положением"; 

- во втором абзаце слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору", а цифру "0,1" заменить цифрой "1"; 

9.15. дополнить раздел пунктом 2.14 "НБКР может применить к банку, допустившему нарушение, другие санкции независимо от любой статьи данного Приложения" и исключить Примечание к Приложению. 

X. Положение дополнить Приложением 2-1 "Перечень мер, применяемых НБКР при нарушении принципа беспристрастности": 

НБКР при нарушении банком требований принципа беспристрастности имеет право применять одну или несколько из перечисленных мер: 

2-1.1. установить банку лимиты по отдельным категориям кредитов или вложений; 

2-1.2. потребовать дополнительные залоговые обеспечения; 

2-1.3. вычитать отдельные кредиты или вложения из капитала для оценки адекватности капитала; 

2-1.4. потребовать замены должностных лиц, причастных к нарушениям; 

2-1.5. информировать общественность о фактах нарушения банком принципа беспристрастности и требований законодательства; 

2-1.6. передать материалы по отдельным кредитам в правоохранительные органы для рассмотрения ответственности лиц, причастных к выдаче кредитов с нарушением требований принципа беспристрастности; 

2-1.7. при систематическом (т.е. более двух раз в течение 12 месяцев) нарушении принципа беспристрастности принять все меры, предусмотренные законодательством". 

XI. В Приложении 3: 

11.1. в пункте 3.1: 

- в первом абзаце после слова "банк" дополнить словом "ФКУ", после слов "в установленный срок" слово "НБКР" заменить словами "Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ"; 

- во втором абзаце слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору", а слова "в размере до 0,1%" заменить словами "в размере не более 1%"; 

11.2. в пункте 3.2 после слова "банк" дополнить словами "либо ФКУ", слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору"; 

11.3. пункт 3.3 изложить в следующей редакции: "Если отчеты банка, либо ФКУ, подлежащие публикации в официальной печати, не опубликованы в установленный срок или опубликованы с опозданием, Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ направляет предписание о нарушении сроков публикации установленных форм отчетности. При повторном нарушении сроков публикации, Комитет по банковскому надзору вправе взыскать с банка штраф в размере до 1% оплаченного уставного капитала банка"; 

11.4. пункт 3.4 изложить в следующей редакции: 

"За предоставление или публикацию недостоверной информации и отчетов Начальник УБН/УМНЛ, ОННУ направляет банку, ФКУ допустившему нарушение, предписание об устранении нарушения в течение трех рабочих дней с требованием официального опровержения в том же органе печати. 

Если по истечении установленного срока предписание не выполнено, то Комитет по банковскому надзору, вправе взыскать с банка, либо ФКУ штраф в размере до 1% оплаченного уставного капитала. 

При повторении подобного нарушения Комитет по банковскому надзору вправе потребовать представить на рассмотрение Правления НБКР новую кандидатуру руководителя исполнительного органа банка, либо ФКУ"; 

11.5. в пункте 3.5: 

- в первом абзаце после слова "руководителей исполнительного органа" заменить словами "должностных лиц" и после слова "банка" дополнить словом "ФКУ"; 

- слова "НБКР вправе" заменить словами "Комитет по банковскому надзору может" далее по тексту; 

- во втором абзаце после слова "банка" дополнить словом "ФКУ", а после слов "исполнительного органа исключить слово "банка"; 

11.6. в пункте 3.6: 

- после слова "банка" дополнить словами "либо ФКУ"; 

- слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору" далее по тексту. 

XII. В Приложении 4: 

12.1. в названии Приложения после слова "обменный" исключить слово "пункт" и вывести из скобки слово "бюро"; 

12.2. в пункте 4.1: 

- в первом абзаце слово "НБКР" заменить словами "Комитет по банковскому надзору"; 

- второй абзац изложить в следующей редакции: "В случае повторения подобного нарушения, Комитет по банковскому надзору, потребует представить на рассмотрение Правления НБКР новую кандидатуру руководителя исполнительного органа банка, либо инициировать вопрос об отзыве лицензии на проведение банковских операций"; 

12.3. в пунктах 4.2, 4.3 после слова "обменный" исключить слово "пункт" и вывести из скобки слово "бюро"; 

12.4. в пункте 4.2 слово "НБКР" заменить словами "Член Правления, курирующий ОННУ"; 

12.5. в пункте 4.3: 

- в первом абзаце после слов "осуществляемой НБКР" слово "НБКР" заменить словами "Начальник ОННУ"; 

- во втором абзаце слово "НБКР" заменить словами "Член Правления, курирующий ОННУ"; 

12.6. в пункте 4.4: 

- после слов "обменный" исключить слово "пункт" и вывести из скобки слово "бюро"; 

- в первом абзаце слово "НБКР" заменить словами "Начальник ОННУ"; 

- слова "в течение трех рабочих дней" заменить словами "определенного времени"; 

- во втором абзаце слово "НБКР" заменить словами "Начальник ОННУ"; 

- третий абзац после слов "то НБКР" дополнить словами "в лице Члена Правления НБКР, курирующего ОННУ, а также Начальник областного управления НБКР"; 

12.7. в пункте 4.5: 

- после слов "обменным" исключить слово "бюро"; 

- слово "НБКР" заменить словами "Начальник УМНЛ"; 

- исключить второй абзац; 

12.8. дополнить Приложение пунктом 4.6: "Отзыв лицензии обменного бюро производится в соответствии с Положением "О порядке выдачи лицензии на право проведения обменных операций с наличной иностранной валютой"; 

12.9. исключить примечание к Приложению. 

XIII. В Приложении 5: 

13.1. исключить пункт 5.1 и соответственно изменить нумерацию; 

13.2. в пункте 5.2 второе слово "НБКР" заменить словами "Начальник ОННУ"; 

13.3. дополнить Приложение пунктами следующего содержания: 

"5.3. В случае не выполнения в установленные сроки предупредительных мер и требований НБКР, Начальник ОННУ вправе приостановить действие лицензии, а Член Правления, курирующий ОННУ - отозвать лицензию ломбардов"; 

5.4. Приостановление, отзыв и прекращение действия лицензии ломбардов производится в соответствии с Положением "О деятельности ломбардов на территории Кыргызской Республики". 

XIV. В Приложении 6: 

14.1. в названии Приложения после слова "банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарду, обменному бюро"; 

14.2. в первом абзаце после слов "Вашего банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарда, обменного бюро"; 

14.3. во втором абзаце после слов "банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарда, обменного бюро"; 

14.4. в первом и втором абзацах после слов "Управления банковского надзора" дополнить словами "... Управления методологии надзора и лицензирования, Отдела надзора за небанковскими учреждениями..." далее по тексту. 

XV. В Приложении 7: 

15.1. в названии Приложения после слова "банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарду, обменному бюро"; 

15.2. в первом абзаце после слов "Вашего банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарда, обменного бюро"; 

15.3. во втором абзаце после слов "банка" дополнить словами "ФКУ, ломбарда, обменного бюро". 

XVI. В Приложении 9: 

16.1. в названии Приложения и в первом абзаце после слова "банк" дополнить словами "ФКУ, ломбарду, обменному бюро" в соответствующих падежах. 

XVII. исключить Приложение 8. 

XVIII. В Приложении 9: 

18.1. по тексту и названии Приложения слово "Меморандум" заменить словом "Соглашение"; 

18.2. после слова "банка" дополнить словом "ФКУ"; 

18.3. второй абзац изложить в следующей редакции: "Соглашение подписывается: 

- со стороны НБКР: Заместителем Председателя НБКР, курирующим УБН/УМНЛ, либо Членом Правления, курирующим ОННУ; 

- со стороны банка: Председателем Совета директоров"; 

- пятый абзац дополнить словами "и исполнительный орган" и после слова "банка" дополнить "ФКУ"; 

- в 8 абзаце после слова "банка" дополнить словом "ФКУ" и слово "Договора" заменить словом "Соглашения". 

XIX. В Приложении 10 первый абзац изложить в следующей редакции: "Национальный банк Кыргызской Республики сообщает, что капитал Вашего банка не соответствует требованиям по капиталу, установленным НБКР". 

XX. В названии Приложения 13 исключить слова "членов Совета и исполнительных". 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

5 января 2004 года. Регистрационный номер 2-04 

 

г.Бишкек 

от 10 декабря 2003 года N 34/10 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

О требованиях к операциям с инсайдерами 

и аффилированными лицами коммерческих банков 

и других финансово-кредитных учреждений, 

лицензируемых НБКР 

 

В целях предотвращения неблагоразумной банковской практики при осуществлении операций с инсайдерами и аффилированными лицами, рассмотрев проект Инструкции "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить Инструкцию "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" (прилагается) и ввести ее в действие после прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики, со дня официального опубликования. 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования и Юридическому отделу в установленном порядке провести государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. С момента введения в действие Инструкции "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" признать утратившими силу: 

- Инструкцию "О требованиях к операциям с инсайдерами", утвержденную постановлением Правления НБКР от 30 августа 1995 года N 21/4 (в редакции постановлений Правления НБКР от 8 июля 1997 года N 14/1, от 14 января 1998 года N 1/5, от 8 апреля 1998 года N 5/4); 

- Инструкцию "О требованиях к операциям с аффилированными компаниями", утвержденную постановлением Правления НБКР от 30 августа 1995 года N 21/5 (в редакции постановлений Правления НБКР от 8 июля 1997 года N 14/1, от 14 января 1998 года N 1/5, от 8 апреля 1998 года N 5/4); 

- постановление Правления НБКР от 22 октября 2003 года N 31/5 "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики". 

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Шаршекееву К.Ш. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

5 января 2004 года. Регистрационный номер 2-04 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 10 декабря 2003 года N 34/10 

 

ИНСТРУКЦИЯ 

о требованиях к операциям с инсайдерами 

и аффилированными лицами коммерческих банков 

и других финансово-кредитных учреждений, 

лицензируемых Национальным банком 

Кыргызской Республики 

 

1. Основные понятия 

2. Общие правила 

3. Протоколы и отчеты 

4. Заключительные положения 

 

Настоящая Инструкция "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики" (далее по тексту - Инструкция) разработана в соответствии с законами Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", "О Национальном банке Кыргызской Республики", в целях установления требований к деятельности банков и других финансово-кредитных учреждений (Расчетно-сберегательная компания, Кыргызская сельскохозяйственная финансовая корпорация, Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов), далее по тексту - банки, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, далее по тексту - НБКР, при осуществлении операций с инсайдерами и аффилированными лицами банка. 

 

1. Основные понятия 

 

Для целей настоящей Инструкции используются следующие определения: 

Инсайдеры (внутренние лица) - это: 

- директора, члены Совета директоров; 

- члены Правления, должностные лица банка; 

- владельцы крупных пакетов акций; и 

- любые другие лица и компании, связанные с вышеуказанными лицами общими интересами. 

Должностное лицо банка - имеет значение "должностное лицо банка", определяемое в Законе "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике" и в соответствии с пунктом 1.2 Временной инструкции о минимальных требованиях, предъявляемых к должностным лицам коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР и порядке их согласования с НБКР, утвержденной постановлением Правления НБКР от 3.09.2003 г. N 27/4 (регистрационный номер Минюста КР N 105-03 от 3.10.2003 г.). 

Член Совета директоров (или член подобного органа) - лицо, которое входит в Совет директоров банка и/или компании, контролирующей банк, лицо, входящее в Совет директоров любой компании, контролируемой банком, а также члены Совета директоров компаний, которые контролируются одним и тем же физическим или юридическим лицом. 

Владельцы крупных пакетов акций - лица, которые прямо или косвенно контролируют (являются подлинными владельцами) более, чем 5 процентов акций с правом голоса. 

Подлинный владелец акций - лицо, которое владеет акциями компании от своего собственного имени, а также лицо, которое в состоянии получать выгоды от владения акциями компании, посредством любого контракта, соглашения, договора или договоренности с другим лицом, в любой письменной или устной форме, даже, если юридическое владение такими акциями принадлежит другому лицу. 

Контроль - способность оказывать влияние на управление банком или компанией, в том числе путем влияния на выборы большинства членов Совета директоров банка (компании). Контроль может осуществляться, в частности, через подлинное владение пятью и более процентами выпущенных банком (компанией) акций с правом голоса, либо каким-либо иным способом, позволяющим влиять на принятие управленческих решений банка. 

Полный контроль - это: 

- подлинное владение более чем половиной акций, выпущенных банком (компанией) или владение акциями банка (компании) в количестве, превышающем половину акций, выпущенных банком (компанией) как при первоначальной, так и при последующих эмиссиях акций; 

- возможность безусловного влияния на принятие управленческих решений банка. 

В целях определения Контроля, Владельцев крупных пакетов акций и Подлинного владельца акций: 

1.1. Любые акции, находящиеся в подлинном владении или под контролем родственника из числа круга родственников, определяемых настоящей Инструкцией, рассматриваются как находящиеся в подлинном владении этого физического лица. 

1.2. Лицо (физическое или юридическое), которое полностью контролирует компанию, считается осуществляющим контроль всех компаний, которые полностью контролируются этой компанией. 

1.3. Акции, находящиеся в подлинном владении или под контролем компаний, которые полностью контролируются определенным лицом, считаются находящимися в подлинном владении этого лица и суммируются с акциями, находящимися в прямом владении этого лица, при определении акций, находящихся в подлинном владении этого лица. 

1.4. Акции, находящиеся в подлинном владении или полностью контролируемые компаниями, которые контролируются одним и тем же физическим или юридическим лицом, суммируются. 

Лица, связанные общими интересами с инсайдерами - это круг родственников инсайдеров, другие физические лица, которые могут реально повлиять на принятие решений инсайдерами банка, а также юридические лица, контролируемые инсайдерами банка. 

Круг родственников это лица, состоящие в отношении родства и свойства, и включает: родители, супруг(а), родители супруга/супруги, дети (включая усыновленных/удочеренных), сестры и братья, дед и бабка, внуки, братья/сестры родителей, дети братьев/сестер родителей. 

Кредит имеет то же определение, которое содержится в Инструкции об ограничениях кредитования, утвержденное постановлением Правления НБКР от 01.09.1995 года N 21/6. 

Компания означает любую форму предпринимательской структуры, организованную в соответствии с законами Кыргызской Республики или иностранного государства. 

Аффилированные лица - это: 

- любые лица, контролирующие банк, а также любое лицо, контролируемое ими; 

- дочернее предприятие банка; 

- любое лицо, контролируемое прямо или косвенно от имени и/или в интересах акционеров, которые контролируют банк или любое другое контролирующее его лицо; 

- юридическое лицо, в котором большинство членов его Совета директоров составляет большинство членов Совета директоров банка или любого другого лица, которое контролирует банк. 

Отношения аффилированного лица с банком могут быть отслежены по связям ("цепочке") компаний и лиц, отношения между которыми основываются на полном контроле, вне зависимости от количества звеньев "цепочки". 

Компания не считается аффилированным лицом, если контроль над ней возник в результате осуществления прав по предотвращению убытков банка от долгов, которые возникли ранее, но при условии, что банк должен продать свое владение такой компанией в течение двух лет, начиная с момента приобретения банком права юридического владения ей. 

Сделки (операции) с аффилированными лицами включают: 

- выдачу кредита (кредитного заменителя) аффилированному лицу; 

- покупку ценных бумаг, выпущенные аффилированным лицом; 

- покупку активов; 

- акцептование ценных бумаг, выпущенных аффилированным лицом в обеспечение займа или кредита любому лицу или компании; 

- выдача гарантий, акцептование переводных векселей, выставление аккредитива в пользу аффилированного лица; 

- иные операции, подпадающие под понятие сделок в соответствии с законодательством. 

Активы низкого качества означают: 

- активы, классифицированные как субстандартные, сомнительные и потери, в соответствии с Положением о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных кредитных, лизинговых потерь и убытков, утвержденным постановлением Правления НБКР от 26 апреля 2002 года N 20/2; 

- активы (дебиторская задолженность), выплата процентов или основной суммы по которым задерживается больше, чем на 30 дней; 

- активы, условия по которым были переоформлены в связи с ухудшением финансового состояния заемщика. 

 

2. Общие правила 

 

2.1. Банк не имеет право кредитовать своих инсайдеров или аффилированных лиц, если при этом имеет место любое из нижеперечисленных требований: 

А) Размер максимального размера риска на одного заемщика, связанного с банком (норматив К1.2), превышает 15% чистого суммарного капитала (ЧСК) банка; 

Б) Банк не соответствует требованиям по адекватности капитала и собственных средств, установленным НБКР; 

В) Банк имеет убытки на последнюю отчетную дату в текущем финансовом году; 

Г) В течение двух лет после получения прибыли. 

2.2. Максимальный размер риска по межбанковским размещениям в другой банк, являющийся аффилированным лицом банка (норматив К1.4), не должен превышать 15% ЧСК. 

2.3. Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и/или аффилированными лицами, выраженный в качестве размера совокупной задолженности инсайдеров и/или аффилированных лиц перед банком, не должен превышать 60% ЧСК банка. 

2.4. Банкам рекомендуется установить внутренние пределы ограничения кредитования инсайдеров или аффилированных лиц, которые должны быть ниже установленных НБКР. 

2.5. Любая операция банка или его дочерней компании с инсайдером или аффилированным лицом должна быть заключена на условиях, подтверждающих безопасную и надежную банковскую практику. 

2.6. Любая сделка банка с любым лицом должна считаться сделкой с инсайдером или аффилированным лицом, если доходы (даже частично) по сделке используются для выгоды инсайдера или аффилированного лица банка или передаются в их распоряжение. 

2.7. Банк имеет право проводить операции с инсайдером или аффилированным лицом только в случае выполнения всех следующих условий: 

А. Операция может проводиться только на таких условиях и требованиях, которые не являются более льготными по сравнению с условиями и требованиями, применяемыми в это же время для подобных сделок между данным банком и другими лицами, которые не подпадают под эти нормы и не являются инсайдерами или аффилированными лицами банка. Такие условия и требования включают, в частности недопущение: 

(1) взимания более низких процентов или сборов по сравнению с теми, которые взимаются с других лиц; 

(2) выплаты более высоких процентов по депозитам по сравнению с другими лицами; 

(3) принятие залога, который имеет более низкую стоимость, чем тот, который требуется от других лиц. При принятии залога не должна применяться методология, позволяющая оценить его выше, чем другой подобный залог; 

(4) выдачи кредитов, которые не были бы выданы другим лицам, из-за уровня риска данной операции или низкой кредитоспособности заемщика; 

(5) покупки актива низкого качества у инсайдера или аффилированного лица, или принятие актива низкого качества в качестве залога от инсайдера или аффилированного лица; 

(6) покупки актива по цене более высокой, чем та, которая могла бы быть уплачена другому лицу; 

(7) продажи актива по более низкой цене, чем та, которая могла бы быть принятой от другого лица; 

(8) инвестирования в ценные бумаги, в которые банк в другом случае не стал бы инвестировать из-за уровня риска ценных бумаг или вида деятельности, которым занимается инвестор или рассматриваемое аффилированное лицо; 

(9) оплаты за товары, услуги или за аренду имущества более высокой цены, чем та, которая была бы уплачена другому лицу, или в условиях, при которых оплата не была бы произведена другому лицу; 

(10) пролонгации сроков возврата кредитов инсайдеров и аффилированных лиц, когда такая пролонгация не была бы сделана для другого лица. 

Б. В случае выдачи кредитов, его риск на момент одобрения Советом директоров не должен превышать риска, заложенного в кредитах, относящихся к удовлетворительным, согласно Положению о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных кредитных, лизинговых потерь и убытков. 

В. Решение должно приниматься Советом директоров, поименным голосованием, большинством голосов (более 2/3 от списочного состава членов Совета директоров банка) при отсутствии влияния (прямого или косвенного) со стороны заинтересованного в проведении операции лица. Любой член Совета директоров с прямой или косвенной заинтересованностью в предполагаемой операции должен покинуть заседание Совета директоров на время обсуждения вопроса, и он не имеет право голосовать по данному вопросу. Банк должен вести письменный протокол одобрения такой операции, который должен включать в себя анализ операции, как требуется в подпункте Г пункта 2.7 настоящей Инструкции. 

Г. Анализ операции представляет собой письменный анализ всех ее достоинств, включая обоснование того, что операция осуществляется не в ущерб банку и в его интересах. Анализ должен включать: 

(1) для кредитных операций - сумму кредита, срок кредита, процентную ставку, финансовую информацию о заемщике, доказывающую способность заемщика выплатить кредит в соответствии с договоренностью, и информацию, подтверждающую стоимость залога по кредиту; 

(2) для операций, связанных с покупкой или продажей активов - цену покупки и информацию, подтверждающую стоимость актива; 

(3) для инвестиций - оценку риска таких инвестиций и потенциальные выгоды для банка и рассматриваемого лица; 

(4) детальное объяснение причин необходимости данной операции; 

(5) для операций, включающих продажу/приобретение активов или услуг, Совет директоров должен рассмотреть не менее трех предложений о покупке/продаже актива или предоставлении услуги. Эти предложения должны быть сделаны лицами, не связанными с банком, и соответствовать среднерыночным ценам. 

Д. Инсайдеры, которые являются стороной в предполагаемой операции с банком или связаны с этой стороной общими интересами, должны в письменной форме раскрыть информацию о степени своего интереса в операции и степени взаимоотношений с другой стороной операции. Такое письменное раскрытие должно быть предоставлено Совету директоров до голосования по предполагаемой операции и должно быть частью протокола одобрения операции Советом директоров. 

2.8. Председатель Совета директоров должен уведомить в письменной форме членов Совета директоров, что все применимые условия пункта 2.7 выполнены до того, как члены Совета директоров проголосуют по рассматриваемому вопросу. Любой член Совета директоров имеет право рассмотреть подтверждающую документацию до голосования. Каждый голосующий член Совета директоров должен лично подписать резолюцию одобрения операции. Резолюция должна ясно указывать, что член Совета директоров рассмотрел и понимает условия предполагаемой операции и лично прочитал анализ, требуемый подпунктом Г пункта 2.7. 

2.9. Положения подпунктов В, Г, и Д пункта 2.7 не относятся к приему депозитов банками от их инсайдеров или аффилированных лиц, при предоставлении расчетных и депозитных услуг или при выпуске кредитных карточек инсайдерам на тех же условиях и требованиях, что и для других клиентов банка. 

2.10. Исключения из пределов кредитования связанных лиц банка возможны в случаях, установленных в Инструкции об ограничениях кредитования, утвержденной постановлением Правления НБКР от 01.09.1995 года N 21/6. 

2.11. Каждый кредит, выдаваемый инсайдеру или аффилированному лицу (за исключением межбанковского кредита в ходе обычной корреспондентской деятельности) должен быть обеспечен залогом, чистая стоимость реализации которого составляет не менее: 

А. 120 процентов от суммы кредита, если кредит обеспечивается ценными бумагами Правительства Кыргызской Республики или стран-членов Организации Экономического Сотрудничества и Развития и/или их Центральных банков, или связанным депозитом в банке, выдающем кредит. 

Связанный депозит означает отдельный сберегательный/срочный депозит (вклад), не являющийся корреспондентским счетом: 

- со сроком не менее срока выдаваемого кредита; 

- соответствующим образом оформленный как залог; 

- по которому запрещается движение средств; и 

- недоступный клиенту до тех пор, пока обязательства по кредиту не будут выполнены. 

Рыночная стоимость залогового обеспечения в виде ценных бумаг должна переоцениваться банком ежемесячно, в виде депозита в иностранной валюте - еженедельно. 

Б. 140 процентов от суммы кредита, в случае любого другого вида залога. 

Если стоимость залогового обеспечения становится со временем меньше величины, установленной в настоящей Инструкции, то такое обеспечение должно быть доведено дополнительно до требуемой величины путем заключения нового договора о залоге или внесением изменений в имеющийся договор о залоге и гарантировано дополнительным залоговым имуществом или заменено новым видом залога со стоимостью, достаточной для выполнения установленного требования, в срок не позднее 15-ти рабочих дней со дня переоценки. 

2.12. После одобрения и выдачи кредита инсайдеру или аффилированному лицу, такой кредит должен управляться (отслеживаться и оцениваться) таким же образом как управляются схожие кредиты другим, несвязанным лицам. Инвестиции аффилированным лицам, должны отслеживаться и оцениваться периодически таким же образом, как и другие инвестиции несвязанным лицам. 

2.13. Требования к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами, предусмотренные в подпункте А пункта 2.7 могут не соблюдаться, если такие операции осуществляются с предварительным уведомлением всех других клиентов банка и при отсутствии возражений с их стороны. Такие операции должны быть одобрены в письменной форме единогласным согласием всех членов Совета директоров и Правления банка, за исключением заинтересованных членов Совета директоров и Правления, которые не имеют право участвовать в голосовании. 

Анализ, требуемый в подпункте Г пункта 2.7 должен дополнительно включать детальное объяснение и подтверждение причин того, почему данная операция необходима. До того, как Совет директоров и Правление проголосуют по данному вопросу, Председатель Совета директоров и Председатель Правления должны уведомить в письменной форме членов Совета директоров и Правления о том, что все требуемые условия подпункта Г пункта 2.7 выполнены. Любой член Совета директоров и Правления имеет право ознакомиться с подтверждающей документацией до голосования. Каждый голосующий член Совета директоров и Правления должен лично подписать резолюцию одобрения данной конкретной операции. Резолюция одобрения должна ясно указывать, что член Совета директоров или член Правления рассмотрел и понимает условия предлагаемой операции и лично прочитал анализ, требуемый подпунктом Г пункта 2.7. 

Уведомление клиентам должно быть сделано в письменной форме и должно включать детальное описание условий операции, включая причины, по которым банк желает провести операцию, которая предоставляет предпочтительный режим инсайдеру или аффилированному лицу. Такое уведомление должно быть разослано всем клиентам банка (включая вкладчиков и заемщиков банка, включая каждое отделение) по крайней мере за 2 месяца до представления операции Совету директоров и Правлению, о которой идет речь. Письменное согласие всех клиентов банка (вкладчиков и заемщиков) означает отсутствие какого бы то ни было возражения со стороны хотя бы одного клиента банка и должно представляться не позднее, чем за 1 месяц Совету директоров и Правлению банка для принятия соответствующего решения. Продление сроков подачи не разрешается ни по каким причинам. Ответ, в котором клиент сообщает о том, что он воздерживается от выражения мнения, непредставление ответа клиентами по любым причинам и ответы, полученные после установленного срока, должны зарегистрироваться как возражения в отношении предложенной операции. Это должно иметь место даже, если в ответе, полученном после установленного срока, не содержится возражений. Копии таких уведомлений клиентам и их ответы должны храниться не менее 5 лет. В банке должно быть назначено должностное лицо для сбора и регистрации ответов клиентов. 

НБКР вправе в любое время потребовать в рамках требований к внешнему аудиту подтверждения о соблюдении требований настоящего пункта от независимого внешнего аудитора банка или назначить для этого внешнего аудитора банка. 

2.14. В случае конфликта интересов, когда Совет директоров отказывается голосовать или не в состоянии принять решение по операции с инсайдером и/или аффилированным лицом, Совет директоров может решить 2/3 голосов передать вопрос на рассмотрение общего собрания акционеров. Совет директоров должен подготовить детальный отчет для собрания акционеров, который должен содержать полное описание предлагаемой операции, включая анализ, указанный в пункте 2.8. Акционер, который мог бы получить предпочтительный режим по данной операции (прямо или косвенно, или через лицо, с которым акционер имеет общие интересы) не может участвовать в обсуждении, влиять или пытаться влиять на голосование собрания акционеров, или голосовать по вопросу одобрения операции. Акционеры могут одобрить операцию, которая предоставляет предпочтительный режим инсайдеру только в случае 2/3 голосов "за" от общего количества акционеров. Если каждый акционер банка является инсайдером, который мог бы получить предпочтительный режим по данной операции (прямо или косвенно, или через лицо, с которым акционер имеет общие интересы) или, если такие лица составляют более трети от количества акционеров, операция не может рассматриваться собранием акционеров и не может быть осуществлена банком. 

Практика передачи вопросов в отношении конфликта интересов собранию акционеров не является предпочтительной и должна применяться только при исключительных обстоятельствах (отказ от голосования или не возможность принять решение по возникшему вопросу), которые представляют убедительные основания для такого действия. В конечном счете, Совет директоров несет ответственность за надежную и благоразумную деятельность банка, включая поддержание высоких стандартов этики и порядочности. Совет директоров должен предпринять любую попытку для решения вопроса в лучших интересах банка до того, как принять решение о передаче вопроса акционерам. 

2.15. Банк не может вступать в сделку с каким-либо лицом с целью предоставить ему возможность: 

- оплатить его обязательства перед инсайдером или аффилированным лицом банка; или 

- покупать какое-либо имущество у инсайдера или аффилированного лица банка; 

- приобретать ценные бумаги, эмитированные аффилированным лицом банка. 

 

3. Протоколы и отчеты 

 

3.1. Банк должен вести документальные записи (отчеты) в соответствии с требованиями законодательства Кыргызской Республики и настоящей Инструкции. Эти записи должны содержать информацию обо всех инсайдерах и аффилированных лицах с указанием сумм и условий всех операций с этими лицами и лицами, связанными с инсайдерами общими интересами. 

3.2. Банк должен вести записи обо всех кредитах, полученных его инсайдерами от банков или о других операциях. Каждый инсайдер, получивший кредит в банке-корреспонденте или обратившийся с заявкой на получение кредита, должен не реже одного раза в полгода представлять в банк письменные отчеты обо всех существующих и вновь полученных им в течение отчетного периода кредитах, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. Для учета этих отчетов банк должен вести отдельное дело и при их обновлении банк должен составить протокол, где должны быть указаны все изменения, произошедшие за отчетный период. 

3.3. Каждый член Совета директоров и должностное лицо банка по крайней мере раз в год должны представлять Совету директоров и руководству банка письменное изложение информации в отношении его коммерческих, бизнес и других материальных интересов. Отчет должен включать перечень лиц, связанных с членом Совета директоров и исполнительным должностным лицом общими интересами, и степень таких интересов в каждом случае. Член Совета директоров и должностное лицо должны уведомлять банк в письменной форме в течение 2-х рабочих дней о любых изменениях информации в отчете. 

3.4. Банк должен поддерживать адекватную систему внутреннего контроля для обеспечения соответствия своей деятельности с требованиями настоящей Инструкции. 

3.5. Банк должен предоставлять отчеты по формам 1, 2, 3 (приложение к настоящей Инструкции) в Национальный банк в течение 15-ти рабочих дней, следующих за окончанием каждого календарного квартала, содержащий информацию обо всех операциях с инсайдерами и аффилированными лицами. Отчет должен идентифицировать все имеющиеся операции с инсайдерами и аффилированными лицами и отдельно операции, завершившиеся в течение отчетного квартала. Такая информация должна включать имя лица, о котором идет речь, сумму операции и краткое описание ее условий. Если лицо, о котором идет речь, связано общими интересами с инсайдерами банка, то такой инсайдер должен быть указан в этом отчете. 

3.6. Все отчеты с соответствующими приложениями (анализом), требуемые в соответствии с настоящей Инструкцией, должны храниться в банке не менее 5 лет после возврата всей задолженности по кредиту и по завершении операции с инсайдерами и аффилированными лицами. 

 

4. Заключительные положения 

 

4.1. Банк не может увеличивать суммы кредитов, имеющихся до вступления в силу настоящей Инструкции, включая их пролонгирование или возобновление. 

4.2. В случаях, если банк связан юридически обязывающими контрактными обязательствами, возникшими до даты вступления в силу Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон "О банках и банковской деятельности" от 26.03.2003 года и настоящей Инструкции, на осуществление операции, которая могла бы привести к нарушению требований настоящей Инструкции, то банк может приступить к осуществлению данной операции, при условии подтверждения наличия такого юридического обязательства письменными документами, составленными в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. При этом, такая операция не должна осуществляться во вред банку, интересам вкладчиков или других кредиторов банка. Любые кредиты, выданные инсайдерам или аффилированным лицам согласно настоящему пункту Инструкции, могут быть предоставлены в соответствии с первоначальными условиями, но не могут быть пролонгированы, возобновлены или увеличены их суммы, за исключением случаев, когда сумма кредита в результате пролонгирования, возобновления или увеличения суммы, останется в рамках требований законодательства и настоящей Инструкции. 

4.3. Все члены Совета директоров и Правления банка, одобрившие выдачу кредита или проведение операции с инсайдерами или аффилированными лицами в нарушение требованиям настоящей Инструкции, несут полную ответственность за возврат задолженности банку по этому кредиту или операции. 

Если кредит выдан или операция проведена в нарушение требований настоящей Инструкции, в результате которой банк понес потери или не получил доход, то каждый член Совета директоров, Председатель и члены Правления, одобрившие операцию, несут полную ответственность за возмещение банку упущенной выгоды. 

4.4. Все внутренние документы банка (политики и процедуры) должны быть приведены в соответствие с требованиями настоящей Инструкции. 

4.5. Невыполнение требований настоящей Инструкции является основанием для применения мер и санкций со стороны НБКР, предусмотренные законодательством. 

 

 

Приложение 

 

Форма 1 

 

ОТЧЕТ 

об операциях с инсайдерами, аффилированными 

и связанными лицами банка 

 

┌─┬──────────────────────────────────┬────────┬───────────┬───────────┬ 

N Ф.И.О. инсайдера/Наименование Сумма Вид Дата начала│ 

аффилированного лица операцииоперации(1) операции │ 

крыть характер отношений) │ 

├─┼──────────────────────────────────┼────────┼───────────┼───────────┼ 

1 2 3 4 5 │ 

├─┴──────────────────────────────────┴────────┴───────────┴───────────┴ 

Ниже приведены примеры раскрытия информации 

├─┬──────────────────────────────────┬────────┬───────────┬───────────┬ 

Пример 1: │ 

- Ф.И.О., Председатель Правления │ 

банка; │ 

- Ф.И.О., брат Председателя │ 

Правления банка; │ 

- Компания X, отец Председателя │ 

Правления банка владеет 50% │ 

акций компании X │ 

├─┼──────────────────────────────────┼────────┼───────────┼───────────┼ 

Пример 2: │ 

- Дочерняя компания банка │ 

├─┼──────────────────────────────────┼────────┼───────────┼───────────┼ 

Пример 3: │ 

- Владельцы крупных пакетов акций │ 

банка │ 

└─┴──────────────────────────────────┴────────┴───────────┴───────────┴ 

┬─────────────┬──────────┬────────────┬────────┬───────────┬──────────┐ 

Срок и дата Процентная Залог по Владелец Условия Примечание│ 

завершения ставка отношению залога проведения │ 

операции(2) к кредиту(3) операции(4) │ 

┼─────────────┼──────────┼────────────┼────────┼───────────┼──────────┤ 

6 7 8 9 10 11 │ 

┴─────────────┴──────────┴────────────┴────────┴───────────┴──────────┤ 

│ 

┬─────────────┬──────────┬────────────┬────────┬───────────┬──────────┤ 

│ 

│ 

│ 

│ 

│ 

│ 

│ 

│ 

┼─────────────┼──────────┼────────────┼────────┼───────────┼──────────┤ 

│ 

│ 

┼─────────────┼──────────┼────────────┼────────┼───────────┼──────────┤ 

│ 

│ 

│ 

┴─────────────┴──────────┴────────────┴────────┴───────────┴──────────┘ 

 

 

Форма 2 

 

ОТЧЕТ 

об инсайдерах банка 

 

Форма 2-1. Отчет о близких родственниках инсайдера 

(как определено в главе 1 настоящей Инструкции) 

 

┌───┬──────────────────────┬──────────┬───────────────┬───────────────┐ 

N Ф.И.О. инсайдера ЗанимаемаяФ.И.О. близкогоСтепень родства│ 

должность родственника (родители, │ 

в банке супруг/супруга │ 

и т.д.) │ 

├───┼──────────────────────┼──────────┼───────────────┼───────────────┤ 

1 │ 

2 │ 

... │ 

N │ 

└───┴──────────────────────┴──────────┴───────────────┴───────────────┘ 

 

Форма 2-2. Отчет о других связанных лицах 

(как определено в главе 1 настоящей Инструкции) 

 

┌───┬──────────────────┬──────────┬─────────────────┬─────────────────┐ 

N Ф.И.О. инсайдера ЗанимаемаяФ.И.О. связанногоРаскрытие степени│ 

должность лица связанности │ 

в банке │ 

├───┼──────────────────┼──────────┼─────────────────┼─────────────────┤ 

1 │ 

2 │ 

... │ 

N │ 

└───┴──────────────────┴──────────┴─────────────────┴─────────────────┘ 

 

Форма 2-3. Отчет о юридических лицах, в которых 

инсайдеры банка, их близкие родственники или 

другие связанные лица обладают контролем 

 

┌───┬──────────────────────┬──────────┬─────────────┬─────────────────┐ 

N Ф.И.О. инсайдера ЗанимаемаяНаименование Отношение к │ 

должность юридического инсайдеру и доля │ 

в банке лица/основная (в %%) владения │ 

деятельность акциями │ 

юридического лица│ 

├───┼──────────────────────┼──────────┼─────────────┼─────────────────┤ 

1 │ 

2 │ 

... │ 

N │ 

└───┴──────────────────────┴──────────┴─────────────┴─────────────────┘ 

 

 

Форма 3 

 

ОТЧЕТ 

об аффилированных лицах банка 

 

┌───┬───────────────┬───────────────┬──────────────┬─────────────┬────┐ 

N Название Характер Процент Наименование При-│ 

аффилированного отношений владения аффилирован- ме- │ 

лица аффилированногоакциями/долями ного ча- │ 

лица с банком в зависимости лица/основнаяние │ 

(холдинговая от отношения деятельность │ 

компания, к банку(5) │ 

дочерняя, │ 

сестринская │ 

компания и др.) │ 

├───┼───────────────┼───────────────┼──────────────┼─────────────┼────┤ 

1 │ 

2 │ 

... │ 

N │ 

└───┴───────────────┴───────────────┴──────────────┴─────────────┴────┘ 

Примечания: 

(1) Укажите вид операции (кредит, гарантия, продажа/покупка актива, услуги и др.). 

(2) Для кредитов, забалансовых обязательств, контрактов и т.п. 

(3) Укажите вид залога (ценные бумаги, депозит, недвижимое имущество и т.д.). 

(4) Опишите основные условия операции. 

(5) Например: а) Банк владеет 50% акций компании B; б) холдинговая компания A владеет 55% акций банка; в) холдинговая компания банка владеет 100% акций сестринской компании D.