Вернуться назад

Журнал № 8 за 2004 г. 

 

1. Постановление Правления НБКР от 21 июля 2004 года N 18/1 Об утверждении Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями,лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики 

(Регистрационный номер МЮ КР № 93-04 от 23 августа 2004 г.) 

 

2. Постановление Правления НБКР от 21 июля 2004 года N 18/3 Об утверждении новой редакции Положения "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков" 

(Регистрационный номер МЮ КР № 95-04 от 23 августа 2004 г.) 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

23 августа 2004 года. Регистрационный номер 93-04 

 

г.Бишкек 

от 21 июля 2004 года N 18/1 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении Положения об экономических нормативах 

и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими 

банками и финансово-кредитными учреждениями, 

лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики 

 

Рассмотрев проект Положения об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики, руководствуясь статьями 7, 30, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 39, 39-1 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить Положение об экономических нормативах и требованиях, обязательных для выполнения коммерческими банками и финансово-кредитными учреждениями, лицензируемыми Национальным банком Кыргызской Республики (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Отделу внешних и общественных связей опубликовать настоящее постановление в официальном издании Национального банка Кыргызской Республики в течение 10 дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

4. Настоящее постановление ввести в действие по истечении 30 дней с момента его опубликования. 

5. С момента введения в действие настоящего постановления признать утратившими силу следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики: 

- N 44/1 от 21 ноября 2001 года "О новой редакции Правил регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики"; 

- N 22/3 от 18 июля 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Правила регулирования деятельности коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых Национальным банком Кыргызской Республики, на территории Кыргызской Республики". 

6. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения областных (региональных) управлений и Баткенского представительства Национального банка Кыргызской Республики, коммерческих банков, АООТ Расчетно-сберегательная компания, Кыргызской Сельскохозяйственной Финансовой Корпорации. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Омурзакову Г.М. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

23 августа 2004 года. Регистрационный номер 93-04 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 21 июля 2004 года N 18/1 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

об экономических нормативах и требованиях, 

обязательных для выполнения коммерческими банками 

и финансово-кредитными учреждениями, 

лицензируемыми Национальным банком 

Кыргызской Республики 

 

1. Общие положения 

2. Максимальный размер риска на одного заемщика (К1) 

3. Стандарты адекватности капитала (К2) 

4. Норматив ликвидности (К3) 

5. Лимит открытой валютной позиции (К4) 

6. Норматив максимального размера риска по депозитам 

физических лиц (К5) 

7. Максимальный размер риска по кредитам, 

необеспеченным залогом 

8. Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами 

и аффилированными лицами 

9. Максимальный размер любых инвестиций в каждую 

небанковскую организацию 

10. Максимальный размер инвестиций в банковские 

помещения (основные средства) 

11. Требования по управлению риском концентрации 

12. Порядок и сроки представления и публикации 

отчетности о выполнении экономических нормативов 

13. Заключительные положения 

Приложение 1. 

Приложение 2. Сведения о соблюдении экономических нормативов 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящий нормативный акт разработан в соответствии с Законами Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики" и "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". Положение распространяется на все коммерческие банки, Расчетно-Сберегательную Компанию и Кыргызскую Сельскохозяйственную Финансовую Корпорацию (далее по тексту банки). 

1.2. Целью данного Положения является установление обязательных для выполнения банками экономических нормативов и требований. 

1.3. В целях выполнения экономических нормативов и требований, указанных в настоящем Положении, и снижения рисков, банкам рекомендуется установить внутренние пределы по экономическим нормативам и требованиям, которые должны быть ниже максимальных и выше минимальных пределов, установленных Национальным банком Кыргызской Республики (далее по тексту "НБКР"). 

 

2. Максимальный размер риска 

на одного заемщика (К1) 

 

2.1. Максимальный размер риска на одного заемщика, не связанного с банком, не должен превышать следующие значения: 

- для заемщиков, кроме банков (К1.1) - 20%; 

- для банков (К1.3) - 30%. 

2.2. Максимальный размер риска на одного заемщика, связанного с банком, не должен превышать следующие значения: 

- для заемщиков, кроме банков (К1.2) - 15%; 

- для банков (К1.4) - 15%. 

2.3. Порядок расчета максимального размера риска на одного заемщика, не связанного с банком, определяется в соответствии с Инструкцией "Об ограничениях кредитования"((1) см. примечание). 

2.4. Порядок расчета максимального размера риска на одного заемщика, связанного с банком, определяется в соответствии с Инструкцией "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР"((2) см. примечание). 

 

3. Стандарты адекватности капитала (К2) 

 

3.1. Минимальный размер капитала, устанавливаемый Правлением НБКР: 

3.1.1. Минимальный размер уставного капитала для вновь открываемых банков. 

3.1.2. Минимальный размер капитала (собственных средств). 

3.2. Коэффициенты адекватности капитала, основанные на взвешивании активов и забалансовых обязательств по степени риска: 

- коэффициент адекватности суммарного капитала (К2.1) - не менее 12%; 

- коэффициент адекватности капитала Первого уровня (К2.2) - не менее 6%. 

3.3. Левераж (К2.3) - не менее 8%. 

3.4. Стандарты адекватности капитала и порядок их расчета определяются согласно Инструкции по определению стандартов адекватности капитала коммерческих банков, утвержденной НБКР((3) см. примечание). 

 

4. Норматив ликвидности (К3) 

 

4.1. Норматив ликвидности необходимо поддерживать на уровне не ниже 30%. 

4.2. Норматив ликвидности определяется по формуле: 

 

К3 = ЛА / ОБ, где: 

 

ЛА - ликвидные активы, к которым относятся: 

- наличные денежные средства в кассе банка в национальной и иностранной валюте; 

- средства на корреспондентских счетах в банках; 

- межбанковские депозиты и кредиты со сроком погашения 7 дней; 

- государственные казначейские векселя и другие высоколиквидные ценные бумаги, выпущенные Правительством Кыргызской Республики и НБКР, а также ценные бумаги, выпущенные Правительствами и Центральными банками государств - стран ОЭСР((4) см. примечание) (далее по тексту "высоколиквидные ценные бумаги"). Данные ценные бумаги при подсчете норматива ликвидности учитываются за минусом премии (дисконта) и нереализованной прибыли (убытков); 

- высоколиквидные ценные бумаги, купленные по РЕПО-соглашению. 

ОБ - обязательства банка, к которым для расчета норматива ликвидности относятся: 

- депозиты до востребования юридических и физических лиц в национальной и иностранной валюте, а также денежные средства в расчетах; 

- любые другие обязательства, включая векселя и другие ценные бумаги, выпущенные банком, а также забалансовые обязательства, расчеты по которым наступают в течение 30 дней после отчетной даты. 

4.3. Классифицированные межбанковские размещения((5) см. примечание) при расчете норматива ликвидности не включаются в состав ликвидных активов. 

4.4. Любые ликвидные активы, являющиеся обеспечением по активам, предоставленным клиентам, исключаются из состава ликвидных активов. 

4.5. Депозиты, принятые банком и являющиеся обеспечением по активам, предоставленным клиентам, не включаются в состав обязательств банка, если банк имеет необходимые процедуры и систему контроля, гарантирующие, что залог не будет изъят до наступления срока возврата кредита. 

4.6. В целях уменьшения риска ликвидности, руководство банка должно осуществлять ежедневное управление активами и обязательствами. Банк должен соблюдать норматив ликвидности в течение отчетного периода (один месяц) на основе средненедельных данных. В течение отчетного периода банк должен рассчитывать значения средненедельных ликвидных активов и краткосрочных обязательств банка (при подсчете средненедельных значений в расчет включаются только рабочие дни) на отчетные даты. Средние показатели подсчитываются по методу расчета среднеарифметических данных. 

4.7. Банк должен разработать политику управления риском ликвидности, которая должна включать, как минимум, следующее: 

- ежедневное измерение и мониторинг притока и оттока средств, а также еженедельный мониторинг разрывов в сроках погашения активов и обязательств банка для контроля ежедневной потребности в ликвидности и обеспечения выполнения обязательств; 

- прогнозирование необходимой ликвидности; 

- структуру и оценку устойчивости депозитной базы и других заемных средств; 

- стоимость ресурсов; 

- способность заимствовать на денежном рынке; 

- качество активов; 

- исполнение забалансовых обязательств; 

- планирование на случаи кризиса ликвидности; 

- управление ликвидностью в иностранных валютах; 

- внутренний контроль за управлением риском ликвидности; 

- необходимую управленческую отчетность. 

 

5. Лимит открытой валютной позиции (К4) 

 

5.1. Лимит открытой валютной позиции (К4) не должен превышать следующие значения: 

- для лимита длинной/короткой открытой валютной балансовой/забалансовой позиции по каждой валюте (К4.1) - не более 15% от чистого суммарного капитала банка; 

- для суммарной величины длинных открытых валютных позиций (К4.2) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка; 

- для суммарной величины коротких открытых валютных позиций (К4.3) - не более 20% от чистого суммарного капитала банка. 

5.2. Расчет лимитов открытой валютной позиции производится согласно Инструкции о порядке ведения лимитов открытой валютной позиции коммерческими банками на территории Кыргызской Республики((6) см. примечание). 

 

6. Норматив максимального размера риска 

по депозитам физических лиц (К5) 

 

6.1. Норматив максимального размера риска по депозитам физических лиц (К 5) рассчитывается по формуле: 

 

К5 = ЧСК / ДФЛ * 100%, где: 

 

ЧСК - чистый суммарный капитал банка; 

ДФЛ - депозиты физических лиц, куда включаются срочные и бессроч- 

ные счета физических лиц. 

6.2. Данный норматив, а также его значение, может устанавливаться индивидуально для конкретного банка по решению НБКР. 

 

7. Максимальный размер риска по кредитам, 

необеспеченным залогом 

 

7.1. Максимальный размер риска по кредитам, необеспеченным залогом, не должен превышать 50% размера чистого суммарного капитала банка. 

 

8. Максимальный размер риска по операциям 

с инсайдерами и аффилированными лицами 

 

8.1. Максимальный размер риска по операциям с инсайдерами и/или аффилированными лицами((7) см. примечание), выраженный в качестве размера совокупной задолженности инсайдеров и/или аффилированных лиц перед банком, не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка. 

 

9. Максимальный размер любых инвестиций 

в каждую небанковскую организацию 

 

9.1. Максимальный размер любых инвестиций, включая любые финансовые вложения и кредиты в каждую небанковскую организацию((8) см. примечание), не должен превышать 15% размера чистого суммарного капитала банка. 

9.2. Общий размер таких инвестиций не должен превышать 60% размера чистого суммарного капитала банка. 

 

10. Максимальный размер инвестиций в банковские 

помещения (основные средства) 

 

10.1. Максимальный размер инвестиций в банковские помещения (основные средства)((9) см. примечание) не должен превышать 100% размера оплаченного уставного капитала банка. 

 

11. Требования по управлению риском концентрации 

 

11.1. Банк должен идентифицировать риск концентрации и управлять им. Риск концентрации - это возможность понести потенциальные потери, которые могут значительно ухудшить финансовое состояние банка и привести к невозможности проведения текущих операций, что может возникнуть в связи с сосредоточением деятельности с определенными лицами, на определенных видах инструментов, активах и пассивах, отраслях экономики, регионах и странах. Риск концентрации - это не обособленный вид банковского риска, а обобщенный и может включать элементы следующих банковских рисков: кредитного, отраслевого, странового (регионального), в результате сосредоточения деятельности на отдельных видах операций или на отдельных источниках финансирования. 

11.2. Банк должен разработать политику по управлению рисками, включая риск концентрации. В политике по управлению риском концентрации (далее политика) должны быть учтены следующие вопросы: 

- при работе с индивидуальным клиентом (физическое или юридическое лицо) банк должен рассматривать группу взаимосвязанных лиц как единого клиента и все суммы различных видов активов банка, предоставленных группе взаимосвязанных лиц, должны суммироваться и рассматриваться как единый актив; 

- при привлечении денежных средств банк должен рассматривать группу взаимосвязанных лиц как единого клиента (концентрация привлечения средств от одного клиента может негативно влиять на деятельность банка). Банк должен отразить в политике деятельность, касающуюся источников финансирования, и в своих внутренних документах установить условия принятия депозитов и других видов обязательств (далее депозиты), определить размеры крупных депозитов и критерии, когда различные депозиты должны суммироваться и рассматриваться как единый депозит; 

- при вложении денежных средств в различные отрасли экономики банк должен учитывать взаимосвязь различных отраслей экономики. Банк, осуществляя свою деятельность, в определенных отраслях экономики, областях и странах подвергается различным видам рисков. Ухудшение ситуации в данных отраслях экономики, областях и странах подвергает банк риску потерь из-за невозврата и оттока размещенных и привлеченных денежных средств банка, соответственно. Одним из основных критериев, от которых будет зависеть размер таких убытков, является степень риска концентрации; 

- размеры различных видов залога должны оцениваться банком. Концентрация риска проявляется при сосредоточении в банке одного вида залогового обеспечения по кредитам. При этом стоимость залога и состояние бизнеса клиента могут быть абсолютно несвязанными; 

- банк должен проводить анализ каждого финансового инструмента для выявления его характерных особенностей, в силу которых он несет в себе риски различного вида, которые могут привести к потерям; 

- взаимосвязи различного вида рисков и их воздействие на риск концентрации должны оцениваться банком. При взаимодействии различного вида рисков риск концентрации может увеличиваться (например, девальвация национальной валюты клиента-импортера может повысить степень его риска невозврата и страновой риск, и в целом также повышается риск концентрации); 

- при управлении риском концентрации банк должен оценивать эффективность диверсификации своей деятельности. 

11.3. Совет директоров и Правление банка должны иметь сведения о риске концентрации всех видов деятельности банка. Система измерения риска концентрации должна объединять подверженность риску концентрации, возникающую из различных видов деятельности банка. Банк для определения принятого банком риска концентрации, как минимум, должен измерять следующие позиции: 

а) размеры вложений средств банка: 

- в определенные виды активов; 

- одному заемщику, связанному с банком и не связанному с банком((10) см. примечание); 

- в определенную отрасль экономики; 

- в область (регион) республики; 

- в страну; 

б) размеры определенных видов обязательств; 

в) размеры различных видов залогов. 

11.4. Банком должна быть установлена система ограничений риска концентрации, которая количественно определяла бы размер предельно допустимого для банка риска концентрации и эта система должна периодически пересматриваться. Банком должны быть, как минимум, установлены следующие ограничения риска концентрации: 

- ограничения, связанные с концентрацией на отдельных финансовых инструментах; 

- определенные виды активов в удельном весе от суммы всех активов; 

- определенные виды пассивов в удельном весе от суммы всех пассивов; 

- кредиты и другие виды задолженности одного заемщика, связанного с банком, в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное банком значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящим Положением; 

- кредиты и другие виды задолженности одного заемщика, не связанного с банком, в удельном весе от чистого суммарного капитала. Установленное банком значение ограничения не должно нарушать значение нормативов, установленных настоящим Положением; 

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну область в удельном весе от всех активов; 

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну страну в удельном весе от всех активов; 

- инвестиции, кредиты и приравненные к ним активы, вложенные в одну отрасль экономики в удельном весе от всех активов; 

- десять наиболее крупных кредитов и приравненных к ним активов, предоставленных банком своим клиентам в удельном весе от всех предоставленных банком кредитов; 

- десять наиболее крупных кредитов и приравненных к ним активов, предоставленных банком своим инсайдерам и аффилированным компаниям, в удельном весе от всех предоставленных банком кредитов; 

- депозиты физических лиц в удельном весе от всего привлеченных депозитов; 

- определенные виды обязательств, привлеченных банком из одной отрасли экономики, в удельном весе от суммы всех обязательств банка; 

- десять наиболее крупных источников финансирования банка в удельном весе от суммы всех обязательств банка; 

- определенные виды залогового обеспечения по кредитам в удельном весе от суммы всех залоговых обеспечений. 

Отрасль экономики определяется в зависимости от вида экономической деятельности хозяйствующего субъекта, приводящей к получению однородного набора продукции (товара или услуг). Банк должен установить ограничения риска концентрации по отраслям экономики. 

11.5. Банк, как минимум, ежемесячно должен отслеживать уровень риска концентрации во всех формах его проявления, осуществлять анализ текущей ситуации и планировать деятельность по управлению риском (аналитические отчеты, таблицы, графики и диаграммы), и все это должно представляться руководству банка. Руководство банка должно периодически пересматривать политику управления риском концентрации. 

11.6. Информация по управлению риском концентрации должна быть максимально раскрыта при публикации финансовой отчетности, включая количественные показатели размера риска концентрации, принятого банком. 

 

12. Порядок и сроки представления и публикации 

отчетности о выполнении экономических нормативов 

 

12.1. Отчетность о выполнении экономических нормативов представляется в НБКР в составе Периодического регулятивного банковского отчета по форме приложения 1 к настоящему Положению. 

12.2. Отчетность о выполнении экономических нормативов должна публиковаться в средствах массовой информации республиканского значения на государственном и/или официальном языках по форме приложения 2 к настоящему Положению. 

12.3. Отчетность должна быть опубликована в течение 30 дней с момента окончания каждого квартала. 

12.4. Банк осуществляет выбор средств массовой информации для публикации ежеквартальной отчетности с тем, чтобы обеспечить ее широкое распространение и доступность пользователям. 

12.5. Сведения о публикации с приложением копии публикации должны быть представлены в НБКР в течение 3-х рабочих дней после публикации. 

 

13. Заключительные положения 

 

13.1. В случаях несоблюдения банком экономических нормативов и требований, непредставления либо представления недостоверной и/или неполной информации, а также несоблюдения сроков публикации отчетности о выполнении экономических нормативов, НБКР вправе применить к банку меры и санкции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. 

 

Примечания: 

(1) утвержденной постановлением Правления НБКР N 18/4 от 21.07.2004 г. 

(2) утвержденной постановлением Правления НБКР N 34/10 от 10.12.03 г., регистрационный номер МЮ КР 2-04 от 5.01.04 г. 

(3) утвержденной постановлением Правления НБКР N 18/2 от 21.07.2004 г. 

(4) Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария, Япония, Чехия, Венгрия, Корея, Польша, Республика Словакия. 

(5) В соответствии с Положением о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков, утвержденным постановлением Правления НБКР N 18/3 от 21.07.2004 г. 

(6) утвержденной постановлением Правления НБКР N 14/5 от 9 июня 2004 г. 

(7) В соответствии с Инструкцией "О требованиях к операциям с инсайдерами и аффилированными лицами коммерческих банков и других финансово-кредитных учреждений, лицензируемых НБКР" (см. сноску 2). 

(8) В соответствии со ст.32 Закона КР "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". 

(9) В соответствии со ст.32 Закона КР "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". 

(10) В соответствии с п.2.1 Инструкции "Об ограничениях кредитования", утвержденной постановлением Правления НБКР N 18/4 от 21.07.2004 г. 

 

 

Приложение 1 

 

┌─────────────┬───────┬─────────┬───────────┬─────────────┬───────────┐ 

Наименование Обозна- Расчет ФактическоеУстановленноеОтклонение │ 

экономических чение норматива значение значение от установ-│ 

нормативов и норматива норматива ленного │ 

требований норматива │ 

├─────────────┼───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

Максимальный К1.1 СЗ │ 

размер риска ---- ---- не более 20% │ 

на одного ЧСК │ 

заемщика ├───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

К1.2 СЗ │ 

---- ---- не более 15% │ 

ЧСК │ 

├───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

К1.3 СЗ │ 

---- ---- не более 30% │ 

ЧСК │ 

├───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

К1.4 СЗ │ 

---- ---- не более 15% │ 

ЧСК │ 

├─────────────┼───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

Норматив К2.1 ЧСК не менее 12% │ 

адекватности ---- ---- │ 

капитала ЧРА │ 

├───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

К2.2 ЧКПУ не менее 6% │ 

---- ---- │ 

ЧРА │ 

├───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

К2.3 ЧСК не менее 6% │ 

---- ---- │ 

СА │ 

├─────────────┼───────┼─────────┼───────────┼─────────────┼───────────┤ 

Норматив К3 ЛА │ 

ликвидности ---- ---- не менее 30% │ 

ОБ │ 

└─────────────┴───────┴─────────┴───────────┴─────────────┴───────────┘ 

 

Средние значения за отчетный период 

 

ЛА - Ликвидные активы 

ОБ - Обязательства банка 

Норматив К3 = ЛА/ОБ 

 

┌─────────────────┬────────────┬────────────┬────────────┬────────────┐ 

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя │ 

├─────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤ 

├─────────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤ 

└─────────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘ 

 

 

Приложение 2 

 

СВЕДЕНИЯ(*) 

о соблюдении экономических нормативов 

за ________ квартал 200__ г. 

по состоянию на ______________ 20__ г. 

Банк _____________ 

 

┌─────────────────────────────────────────┬───────────────┬───────────┐ 

Наименование экономических нормативов Установленное Фактическое│ 

значение значение │ 

норматива норматива │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Максимальный размер риска на одного не более 20% │ 

заемщика, не связанного с банком (К1.1) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Максимальный размер риска на одного не более 15% │ 

заемщика, связанного с банком (К1.2) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Максимальный размер риска по не более 30% │ 

межбанковским размещениям в банк, не │ 

связанный с банком (К1.3) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Максимальный размер риска по не более 15% │ 

межбанковским размещениям в банк, │ 

являющийся аффилированным лицом банка │ 

(К1.4) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Коэффициент адекватности суммарного не менее 12% │ 

капитала (К2.1) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Коэффициент адекватности капитала Первогоне менее 6% │ 

уровня (К2.2) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Левераж (К2.3) не менее 8% │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Норматив ликвидности банка (К3) не менее 30% │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Количество дней нарушений по суммарной не более 20% │ 

величине длинных открытых валютных │ 

позиций (К4.2) │ 

├─────────────────────────────────────────┼───────────────┼───────────┤ 

Количество дней нарушений по суммарной не более 20% │ 

величине коротких открытых валютных │ 

позиций (К4.3) │ 

└─────────────────────────────────────────┴───────────────┴───────────┘ 

(*) Данные сведения подлежат раскрытию согласно ст.ст. 59, 59-2 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике". 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

23 августа 2004 года. Регистрационный номер 95-04 

 

г.Бишкек 

от 21 июля 2004 года N 18/3 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА 

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 

 

Об утверждении новой редакции Положения 

"О классификации активов и соответствующих 

отчислениях в резерв на покрытие потенциальных 

потерь и убытков" 

 

Рассмотрев проект новой редакции Положения "О классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков", руководствуясь статьями 7, 43 Закона Кыргызской Республики "О Национальном банке Кыргызской Республики", статьями 12, 35 Закона Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет: 

1. Утвердить новую редакцию Положения о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков (прилагается). 

2. Управлению методологии надзора и лицензирования совместно с Юридическим отделом провести в установленном порядке государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

3. Отделу внешних и общественных связей опубликовать настоящее постановление в официальном издании Национального банка Кыргызской Республики в течение 10 дней после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики. 

4. Настоящее постановление ввести в действие по истечении 30 дней с момента его опубликования. 

5. С момента введения в действие настоящего постановления признать утратившими силу следующие постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики: 

- N 20/2 от 26 апреля 2002 года "О Положении о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков"; 

- N 17/1 от 2 июня 2003 года "О внесении изменений и дополнений в Положение о классификации активов и соответствующих отчислениях в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков". 

6. Управлению методологии надзора и лицензирования довести настоящее постановление до сведения областных (региональных) управлений и Баткенского представительства Национального банка Кыргызской Республики, коммерческих банков, АООТ Расчетно-сберегательная компания, Кыргызской Сельскохозяйственной Финансовой Корпорации, Финансовой компании по поддержке и развитию кредитных союзов. 

7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Омурзакову Г.М. 

 

Председатель Правления Национального 

банка Кыргызской Республики У.Сарбанов 

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 

23 августа 2004 года. Регистрационный номер 95-04 

 

Утверждено 

постановлением Правления 

Национального банка 

Кыргызской Республики 

от 21 июля 2004 года N 18/3 

 

ПОЛОЖЕНИЕ 

о классификации активов и соответствующих отчислениях 

в резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков 

 

1. Общие положения 

2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении 

3. Общие указания по классификации активов 

4. Неклассифицированные активы 

4.1. Нормальные активы 

4.2. Удовлетворительные активы 

4.3. Активы под наблюдением 

5. Классифицированные активы 

5.1. Субстандартные активы 

5.2. Сомнительные активы 

5.3. Активы, классифицированные как потери 

6. Разделение классификации 

7. Классификация реструктуризированных кредитов 

8. Классификация межбанковских размещений 

9. Классификация прочей собственности банка, принятой 

в погашение актива 

10. Классификация инвестиций в ценные бумаги и/или в капитал 

компании 

11. Классификация забалансовых обязательств 

12. Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков 

 

1. Общие положения 

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Кыргызской Республики "О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике", согласно которому "банк обязан периодически проводить классификацию кредитного портфеля и иных активов, включая забалансовые обязательства, и производить необходимые отчисления в резерв на покрытие потенциальных потерь". Положение распространяется на все коммерческие банки, Расчетно-Сберегательную Компанию, Кыргызскую Сельскохозяйственную Финансовую Корпорацию и Финансовую компанию по поддержке и развитию кредитных союзов (далее по тексту банки). 

1.2. Данный нормативный акт устанавливает требования по классификации активов и забалансовых обязательств (далее по тексту активы), а также по созданию соответствующих резервов на покрытие потенциальных потерь и убытков (далее по тексту РППУ) в целях регулирования и надзора. 

1.3. Для своевременного покрытия потенциальных потерь и убытков, а также в целях определения реального финансового состояния и эффективности работы, банки обязаны постоянно проводить оценку качества своих активов и создавать РППУ. 

1.4. Банки должны поддерживать РППУ на уровне, достаточном для покрытия возможных потерь активов. Основой для правильной оценки размера резерва является система классификации активов, которая должна быть разработана банком в соответствии с настоящим Положением. 

Деятельность банка, при которой не обеспечивается адекватный уровень РППУ, Национальным банком Кыргызской Республики (далее по тексту НБКР) будет рассматриваться как ненадежная и нездоровая банковская практика, которая ставит под угрозу интересы вкладчиков. 

1.5. Классификация активов является выражением различных степеней кредитного риска. Все активы несут в себе определенную степень риска потерь, которая варьируется в зависимости от различных факторов. 

1.6. Кредитный риск может быть связан с финансовым состоянием клиента((1) см. примечание) банка (далее по тексту клиента), качеством залога, типом клиента по форме собственности, отраслевой принадлежностью, наличием и видами гарантий по активам и надежностью самих гарантов, оценкой выполнения ранее данных обязательств по активам банков, перспектив дальнейшего развития бизнеса клиента и другими потенциальными факторами. 

1.7. Банк обязан периодически проводить классификацию своего кредитного портфеля и других активов. К таким активам относятся: 

- кредиты; 

- лизинги; 

- инвестиции в ценные бумаги и/или в капитал компании (в форме акций, финансового участия в капитале инвестируемой компании); 

- межбанковские размещения; 

- овердрафты, независимо от причины их возникновения; 

- забалансовые обязательства (аккредитивы, гарантии, любое узаконенное обязательство по выдаче кредита, и другие); 

- выдача кредита под условием обратного выкупа; 

- прочая собственность, принятая в погашение актива; 

- любые другие активы, не перечисленные выше, которые несут в себе риск невозврата. 

Принимая во внимание специфику некоторых видов активов, для реструктуризированных кредитов, межбанковских размещений, инвестиций в ценные бумаги и/или капитал, забалансовых обязательств и прочей собственности банка, принятой в погашение актива, настоящее Положение определяет специальные требования для их классификации. 

1.8. Для осуществления классификации активов банки должны отслеживать и анализировать данные о движении денежных средств и оценивать способность клиента получить достаточный объем денежных средств для погашения актива. По условиям договора о предоставлении актива банк вправе периодически получать информацию о платежеспособности клиента (информацию о движении денежных средств), помимо обязательных ежеквартальных отчетов (балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках). 

При этом отсутствие достоверной финансовой информации (например, не проверенных внешним аудитором балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках клиентов) и ее надлежащего анализа является серьезным недостатком. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики ответственность за полноту и достоверность предоставляемой банку отчетности и информации несет клиент. Тем не менее, банк, принимая на себя риски, связанные с предоставлением актива, должен проверять достоверность этих отчетов, как до момента предоставления актива, так и в последующем - до полного возврата средств банка. 

 

2. Основные понятия, применяемые 

в настоящем Положении 

 

2.1. Кредитный риск - это риск неисполнения клиентами своих обязательств в соответствии со сроками и условиями договора. 

2.2. Под просроченными активами банка подразумеваются те активы, по которым: 

- основная сумма, учитываемая по балансу (включая частичные плановые платежи), или процентные платежи просрочены и не выплачиваются 30 дней и более; 

- процентные платежи, просроченные на 30 и более дней, были пролонгированы; 

- кредиты выдаются в виде овердрафтов или, если подобное финансирование осуществляется без установленного графика погашения, а проценты по ним не выплачены 30 и более дней. 

2.3. Реструктуризированные кредиты - это кредиты, по которым банк осуществляет уступку клиенту в целях получения оставшейся задолженности или ее части, из-за ухудшения финансового состояния клиента, путем изменения условий договора (с обязательным заключением нового договора), отличающихся от обычной практики банка по выдаче кредитов. При этом изменение процентной ставки и/или срока до погашения суммы основного долга/процентов приводят к изменению ожидаемых будущих денежных потоков по ставке дисконтирования. 

Примером реструктуризированного кредита может служить кредит, по которому банк произвел уменьшение процентной ставки, основной суммы долга или увеличение срока выплаты. 

2.4. Инвестиции банка в ценные бумаги и/или в капитал - вложения банка в долговые ценные бумаги, а также приобретение акций или финансовое вложение в капитал с целью получения выгоды в форме распределения результатов деятельности инвестируемой компании. 

Вложения банковских средств в оборотные средства других компаний и участие в совместных проектах считаются кредитом. 

2.5. Нерыночные инвестиции в ценные бумаги - это инвестиции в такие ценные бумаги, которые не котируются на рынке ценных бумаг, или рынок этих ценных бумаг не является развитым, эффективным, транспарентным и не позволяет определить справедливую стоимость этих ценных бумаг. При этом сделки с ценными бумагами могут носить эпизодический характер, а также отсутствует обширная, достоверная и легкодоступная для всех лиц информация о ценной бумаге. 

Все остальные инвестиции в ценные бумаги являются рыночными. 

2.6. Для унифицированной классификации качества активов и создания РППУ устанавливаются следующие категории: 

А. Неклассифицированные активы: 1) нормальные, 

2) удовлетворительные, 

3) активы под наблюдением 

В. Классифицированные активы: 4) субстандартные активы, 

5) сомнительные активы, 

6) активы, классифицируемые как 

потери. 

 

3. Общие указания по классификации активов 

 

3.1. При осуществлении классификации активов необходимо проводить анализ как состояния правоспособности и финансовой возможности клиента вернуть актив, так и изменения финансового состояния клиентов, их гарантов, а также анализировать качество залога и другие факторы. 

3.2. Правильная классификация актива по одной из категорий зависит от полноты оценки финансового состояния клиента, от цели и условий актива, возможности его возврата. Чем дольше клиент владеет денежными средствами банка или имеет право по контракту получать средства (кредитные линии, обязательства, аккредитивы и т.д.), тем больше степень риска появления отрицательных тенденций. При анализе активов следует учитывать, что каждый актив имеет первичный и вторичный источник погашения. Первичным источником называют те денежные средства, необходимые для погашения актива, которые при нормальном развитии событий генерируются в процессе производства, оказания услуг, работ и т.д. Например, кредит под оборотный капитал погашается в процессе оборота товарно-материальных ценностей, кредит под урожай или экспортная ссуда - из средств, полученных от продажи товара, потребительская ссуда - из личного дохода. На случай, если с течением времени первичный источник погашения окажется недостаточным, или иными словами, не будет генерироваться необходимый поток денежных средств, достаточный для обеспечения выполнения своих обязательств, банк должен предусмотреть вторичные источники, такие как залог, поручительство и банковские гарантии. 

3.3. При использовании вторичных источников следует учитывать, что это обычно влечет за собой задержку платежей, связанную с трудностью определения стоимости реализации залога, с судебными издержками и отсрочками. Эти факторы обычно приводят к тому, что конечная сумма платежа по долгу, полученная с привлечением вторичного источника, не соответствует ожиданиям. 

3.4. Если банк полагается полностью на лицо, выступающее в качестве поручителя или гаранта, как на вторичный источник погашения, то банк должен иметь полную информацию о финансовом положении данного лица для оценки его способности погасить задолженность в случае необходимости. Если указанное лицо стало единственным источником погашения задолженности, при классификации должны быть учтены не только его платежеспособность, но и желание погасить гарантированный им актив, которое должно быть оформлено в соответствующем документе. Если информация о гаранте является недостоверной или вообще отсутствует, то такая гарантия не должна приниматься во внимание при классификации актива. 

3.5. Значительное отклонение от первоначального источника погашения является достаточным основанием классификации так же, как и неконкретные условия погашения или просрочка актива. Однако не все просроченные активы могут быть подвергнуты классификации. Актив может быть просрочен, но если в то же время он имеет обеспечение заложенными в банке денежными средствами или государственными казначейскими векселями, которые еще не были погашены, то такой актив может быть признан неклассифицируемым. 

3.6. Выраженное в письменной форме намерение и способность клиента выполнить свои обязательства согласно договору является первичным критерием оценки риска актива. Это подразумевает, что клиент должен иметь доходы или ликвидные активы, достаточные для уплаты процентов по активу и сокращения или погашения самой задолженности перед банком в соответствии с договоренностью в разумные и предсказуемые сроки. 

3.7. При проведении классификации необходимо руководствоваться определениями категорий классификации (выделенными по тексту жирным шрифтом) и опираться на здравые смысл и суждения для отнесения актива к той или иной категории классификации, не ограничиваясь только теми признаками, которые приведены в настоящем Положении. 

3.8. В связи с возможными различными толкованиями определений категорий классификации вводятся количественные и качественные характеристики. Один или совокупность двух и более признаков определяет категорию классификации. 

3.9. Бухгалтерский учет РППУ должен осуществляться в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. 

3.10. Контрактные отношения между банком и его клиентами, отраженные в соответствующих договорах, должны осуществляться на основании законодательства Кыргызской Республики. 

3.11. Требования настоящего Положения охватывают лишь необходимый минимум критериев классификации активов, так как невозможно предусмотреть каждую конкретную ситуацию. НБКР и банки вправе, принимая за основу требования и критерии настоящего Положения, вводить дополнительные критерии оценки активов. 

 

4. Неклассифицированные активы 

 

4.1. Нормальные активы 

 

4.1.1. Нормальными называются те активы, которые обеспечены, как минимум, на 120% от суммы актива залогом (в виде заклада), состоящим из: 

- краткосрочных государственных казначейских векселей (далее по тексту ГКВ) (если срок погашения ГКВ наступает до срока погашения актива, то банк должен в качестве залогового обеспечения принять денежные средства, полученные от погашения ГКВ, либо принять в качестве обеспечения дополнительно аналогичный (аналогичные) ГКВ; 

- средств, находящихся на отдельном депозитном счете в этом банке. Под отдельным депозитным счетом понимают обособленный депозитный счет физического или юридического лица. Расчетный счет клиентов и корреспондентский счет банка не могут использоваться в качестве обеспечения. 

При этом должны выполняться следующие условия: 

1) в договоре о предоставлении актива и договоре о залоге должно быть указано, что данные денежные средства или ГКВ являются обеспечением выданных банком средств, и банк вправе в безакцептном порядке обратить на них взыскание в случае неисполнения клиентом своих обязательств; 

2) депозитный сертификат или депозитная книжка должны находиться на хранении в банке; 

3) в договоре о залоге должно быть предусмотрено недопущение дальнейшего перезалога данных денежных средств или ГКВ; 

4) в любом случае в банке должны быть разработаны соответствующие процедуры и осуществляться внутренний контроль, обеспечивающие все процедуры, связанные с оформлением залога, и сохранность депозита и ГКВ до окончания срока, предусмотренного договором; 

5) средства на депозите, обеспечивающие активы, должны быть в национальной валюте Кыргызской Республики, либо в валюте, свободно конвертируемой в кыргызские сомы, на основании общедоступных и достоверных котировок валют. При этом если депозит в той же валюте, что и кредит, то он должен покрывать сумму кредита не менее чем на 100%, а депозит в валюте, отличной от валюты кредита, - не менее, чем на 120% в сомовом эквиваленте; 

6) обязательное проведение еженедельной переоценки депозита, в случае, если в качестве обеспечения актива предоставлены денежные средства в валюте, отличной от валюты актива; 

7) если по результатам переоценки стоимость залога уменьшилась, то банк обязан немедленно потребовать увеличения его стоимости в соответствие с требованиями настоящего Положения и обеспечить исполнение этого требования в течение 10 рабочих дней; 

8) в случае если требования, указанные в подпунктах 1-7, не выполнены, то такой актив будет считаться не полностью обеспеченным, и он должен быть переведен в другую категорию классификации. 

 

4.2. Удовлетворительные активы 

 

4.2.1. Удовлетворительные активы - это такие активы, по которым генерируется необходимый поток денежных средств, достаточный для обеспечения выполнения клиентом своих обязательств, а также активы, с которым по состоянию на текущий момент не связана степень риска, превышающая нормальную банковскую практику. 

4.2.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать удовлетворительным, являются: 

- генерирование достаточного потока денежных средств для обслуживания долга; 

- финансовое состояние клиента удовлетворительное; 

- предприятие клиента является стабильным, хорошо капитализированным; 

- погашение задолженности производится своевременно; 

- имеется залог на сумму актива в форме таких активов, которые могут быть преобразованы в денежную наличность в разумные и предсказуемые сроки; 

- клиент имеет значительную и хорошую кредитную историю (не допускал задержек в платежах, выполнял все свои обязательства в установленные сроки и др.). 

 

4.3. Активы под наблюдением 

 

4.3.1. Активами под наблюдением называются активы, по которым замечаются определенные негативные тенденции, достаточно ясно показывающие, что если по подобным активам не будут приняты меры, то в скором времени возможно ухудшение их качества. 

4.3.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать активом под наблюдением, являются: 

- не полное обеспечение залогом актива, в остальном имеющего все характеристики, присущие удовлетворительным активам; 

- просроченность возврата по основной сумме и/или процентам, на срок не более 30 дней; 

- пролонгация один раз, если при этом пролонгация не связана с ухудшением финансового состояния клиента, а банк имеет документацию, показывающую почему была произведена пролонгация. При этом проценты должны быть выплачены полностью; 

- невозможность для банка проводить мониторинг залога из-за недостаточной документации, либо из-за отсутствия экспертов по его оценке; 

- намечающееся уменьшение ликвидности залога (снижение цен, падение курса валюты); 

- появление тенденций к ухудшению финансового состояния клиента; 

- изменение рыночных условий, которые могут повлиять на возврат актива. 

 

5. Классифицированные активы 

 

5.1. Субстандартные активы 

 

5.1.1. Субстандартные активы недостаточно защищены платежеспособностью клиента и/или залоговым обеспечением, если таковое существует, и имеют четко определенные недостатки (недостаток) или слабые стороны, которые несут в себе риск неполного погашения актива. В том случае, если недостатки не будут исправлены, то существует вероятность, что банк понесет некоторые потери. 

5.1.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать субстандартным, являются: 

- просроченная задолженность по плановым платежам от 30 до 60 дней; 

- пролонгация два раза; 

- недостаточные денежные потоки для оплаты задолженности; 

- выплата задолженности зависит, в основном, от реализации залога. При этом залог должен быть реализуемым, в форме движимого и недвижимого имущества, в размере, достаточном для выплаты банку основной суммы долга, всех процентов в соответствии с договором и возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав. Предполагается, что залог может быть реализован в следующие сроки: 

а) недвижимое имущество - не позднее 365 дней; 

б) движимое имущество - не позднее 120 дней; 

- снижение стоимости залога, ухудшение его качества, залог становится труднореализуемым. 

 

5.2. Сомнительные активы 

 

5.2.1. Активы данной категории имеют такие же недостатки, как и субстандартные, но, кроме того, они имеют дополнительные проблемы, которые в совокупности с другими недостатками, делают возможность погашения задолженности, на основе известных фактов и условий, довольно сомнительной и маловероятной. Возможность потерь от сомнительных активов очень велика, но из-за некоторых важных специфических ожидаемых факторов, которые могут укрепить актив, его классификация как предполагаемых потерь может быть отсрочена до определения более точного статуса. 

5.2.2. Характерными признаками, при проявлении которых актив можно считать сомнительным, являются: 

- просроченная задолженность по основной сумме и/или процентам составляет от 60 до 90 дней; 

- пролонгация три раза; 

- финансовое состояние клиента серьезно ухудшилось (либо клиент находится на грани банкротства); 

- состояние залога плохое или он отсутствует. 

 

5.3. Активы, классифицированные как потери 

 

5.3.1. Активы, классифицированные как потери, считаются трудно взимаемыми и имеют такую маленькую реальную стоимость, что на балансе банка они учитываются по нулевой стоимости. После исчерпания всех юридических возможностей возврата таких активов, они учитываются внесистемно не менее пяти лет на случай возможного погашения задолженности. 

5.3.2. Признаками, по которым актив относится к потерям, могут быть: 

- просроченная задолженность более 90 дней; 

- пролонгация более 3 раз; 

- отсутствие залога или невозможность его продажи из-за отсутствия рынка; 

- неспособность, отказ клиента погасить задолженность, либо высказывание намерения оплаты, но без осуществления реального погашения, и отсутствие вторичного источника для погашения актива; 

- нежелание клиента сотрудничать с банком либо отсутствие клиента; 

- прекращение работы бизнеса клиента либо объявление его банкротом; 

- предоставление активов субъектам оффшорных зон, не отвечающих требованиям НБКР((2) см. примечание). 

 

6. Разделение классификации 

 

6.1. В некоторых случаях активы могут быть классифицированы по двум категориям классификации, т.е. может использоваться разделение классификации. 

Например, в качестве обеспечения кредита выступает депозит в этом же банке, который покрывает только часть кредита, другие источники погашения кредита отсутствуют. В этом случае обеспеченная депозитом часть кредита классифицируется как "нормальный кредит", необеспеченная часть кредита - как "потери". 

 

7. Классификация реструктуризированных кредитов 

 

7.1. Реструктуризированные кредиты должны сразу классифицироваться как субстандартные до подтверждения: 

- наличия устойчивых потоков платежей по основной сумме актива и процентов по ней на протяжении 180 дней согласно условиям реального плана реструктуризации; 

- удовлетворительного состояния заемщика, обеспечивающего выплату задолженности согласно плану реструктуризации. 

7.2. РППУ по таким кредитам создается на сумму основного долга за минусом дисконта. 

 

8. Классификация межбанковских размещений 

 

8.1. Необеспеченные межбанковские размещения (включая межбанковские кредиты, корреспондентские счета и др.) со сроком погашения не более 30 дней классифицируются с учетом следующего: 

- межбанковские размещения, просроченные на срок от 2 до 10 дней, классифицируются как субстандартные; 

- межбанковские размещения, просроченные на срок от 10 до 30 дней, классифицируются как сомнительные; 

- межбанковские размещения, просроченные более 30 дней, классифицируются как потери. 

8.2. Для целей п.8.1 классификации подлежит вся сумма денежных средств на корреспондентском счете, а началом исчисления просроченности по корреспондентским счетам является дата требования перевода денежных средств. 

8.3. Межбанковские размещения, обеспеченные залогом, и/или со сроком погашения более 30 дней, классифицируются в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Положения. 

 

9. Классификация прочей собственности банка, 

принятой в погашение актива 

 

9.1. После первоначального признания в балансе, прочая собственность банка, принятая в погашение актива, сразу классифицируется как субстандартная. 

9.2. Прочая собственность банка, принятая в погашение актива, классифицируется как потери, если она не продана по истечении следующих сроков: 

а) одного года - для движимого имущества; 

б) трех лет - для недвижимого имущества. 

9.3. При составлении финансовой отчетности, по мере необходимости, но не реже одного раза в год, банк должен оценивать залог на предмет ухудшения его стоимости в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. 

 

10. Классификация инвестиций в ценные бумаги 

и/или в капитал компании 

 

10.1. Все инвестиции банка в ценные бумаги и/или в капитал компании подразделяют на: 

1) инвестиции в долговые ценные бумаги; 

2) инвестиции в капитал компании (в форме акций, финансового участия в капитале инвестируемой компании). 

10.2. Все инвестиции в ценные бумаги и/или капитал, отражаемые на балансе, должны оцениваться на предмет их качества в соответствии со стандартами бухгалтерского учета, требованиями настоящего Положения и на основе представленной банком документации. 

10.3. Банк должен иметь финансовую отчетность (квартальную и годовую, при этом годовая отчетность должна быть заверена независимым аудитором) и другую информацию об инвестируемой компании и/или эмитенте ценных бумаг. Наличие вышеуказанной отчетности не является доказательством того, что банк изучил эмитента ценной бумаги. Банк должен на основе представленных отчетов проводить соответствующий анализ. 

10.4. Для целей настоящего Положения инвестиции банка в ценные бумаги и/или капитал компании подразделяются на рыночные и нерыночные. 

10.5. Рыночные ценные бумаги не подлежат классификации, если банк сможет представить соответствующую достоверную документацию о том, что рынки, на которых они котируются, и сам рынок этих ценных бумаг является развитым, эффективным, транспарентным, что позволяет определить справедливую стоимость этих ценных бумаг. 

10.6. Нерыночные инвестиции в ценные бумаги и/или капитал компании классифицируются, как минимум, как сомнительные в случае отсутствия информации об инвестируемой компании, включая финансовую отчетность, анализ будущих потоков денежных средств, положение на рынке, бизнес-план компании и другую информацию, которая позволит оценивать качество этих инвестиций. 

10.7. В случае объявления дефолта эмитента, такие инвестиции должны автоматически классифицироваться как потери. 

10.8. Ценные бумаги центральных банков и Правительств обычно не подвергаются классификации, но, тем не менее, банк должен представить соответствующую информацию о том, что центральные банки и Правительства этих стран платежеспособны, а ценообразование этих ценных бумаг транспарентно. Например, подтверждение рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного рейтинговым агентством Moody's Investors Servise (США)((3) см. примечание), или другую финансовую информацию. 

10.9. РППУ по инвестициям в ценные бумаги и/или капитал компании создается на сумму основного долга за минусом дисконта и размера ухудшения стоимости. 

10.10. При наличии разногласий в вопросе отнесения актива к той или иной категории классификации между банком и проверяющими инспекторами банковского надзора, в обязанность банка входит представление соответствующего анализа и доказательства правильности своей классификации. 

 

11. Классификация забалансовых обязательств 

 

11.1. Классификация забалансовых обязательств производится аналогично классификации активов банка согласно требованиям настоящего Положения. 

11.2. Забалансовые обязательства подвергаются классификации в зависимости от: 

- наступления у банка вероятности юридического выполнения своих обязательств по этим забалансовым обязательствам; 

- вероятности того, что клиент воспользуется этим обязательством; 

- наличия залога; 

- других факторов. 

 

12. Резерв на покрытие потенциальных 

потерь и убытков 

 

12.1. Резерв на покрытие потенциальных потерь и убытков создается за счет расходов банка и является контр-счетом к соответствующей категории активов. Каждый банк обязан создавать следующие резервы: 

- РППУ по кредитам и лизингам; 

- РППУ по инвестициям в ценные бумаги и/или капитал, и другим активам, отличным от кредитов и лизингов; 

- РППУ по прочей собственности банка, принятой в погашение актива. 

12.2. Резерв по забалансовым обязательствам является обязательством банка. 

12.3. РППУ подразделяется на две части - общие и специальные резервы. Общие резервы создаются по неклассифицированным активам, специальные резервы - по классифицированным активам банка. 

12.4. НБКР устанавливает следующие размеры отчислений в РППУ по активам: 

Общие резервы: Специальные резервы: 

Нормальные - 0% Субстандартные - 25%; 

Удовлетворительные - 2% Сомнительные - 50%; 

Активы под наблюдением - 5% Потери - 100%. 

12.5. После подсчета размеров всех требуемых отчислений, они суммируются по каждому виду резерва, и определяются общие требуемые размеры отчислений в РППУ. Эти суммы сравниваются с суммой текущих размеров РППУ по балансу. В случае недостатка текущего размера РППУ по балансу, банки должны привести его в соответствие к рассчитанному требуемому размеру РППУ до конца отчетного месяца. Банк может создавать дополнительное отчисление в РППУ только при условии, что он сможет привести доказательства необходимости данной меры. 

12.6. При оценке размера РППУ банк обязательно должен рассмотреть следующее: 

- исторические потери; 

- тенденции в неплатежах по обязательствам и по активам, по которым прекращено начисление процентов. Банк должен организовать учет и вести отчетность, которые реально показывают тенденции, наблюдаемые по потерям, неплатежам по обязательствам и активам; 

- тенденции в классифицированных активах. Их следует рассматривать в отношении к размеру активов банка и капитала; 

- экономические условия. Ухудшение экономических условий обычно означает, что клиенты банков будут испытывать трудности, которые могут повлиять на их способность выплачивать активы и тем самым увеличиваются потенциальные потери; 

- сосредоточение активов в определенном секторе промышленности, отрасли экономики или географической местности; 

- другие факторы, которые, по мнению банка, влияют на качество активов. 

12.7. Адекватность РППУ во многом зависит от систематической оценки активов банка. Каждый банк должен разработать систему проверки адекватности своих активов. Такая проверка должна фокусироваться не только на качестве активов, но и на кредитной политике банка в целом. Проверка может быть произведена отделом внутреннего банковского аудита или какой-либо внешней аудиторской фирмой. Какой бы вариант ни был выбран, проверяющее лицо должно быть опытным и независимым от отдела кредитования. Это означает, что проверяющему лицу должна быть предоставлена полная свобода действия при осмотре любого актива и в отчете должны быть указаны все недостатки, обнаруженные в ходе проверки. Отчет о проверке должен представляться Совету Директоров и Председателю Правления банка. 

12.8. Классификация активов и расчет РППУ должны производиться банком ежемесячно, по состоянию на последний день месяца, включительно. Каждый банк обязан производить регулярную проверку кредитов и других активов в зависимости от объема активов, а также адекватности РППУ. Неправильное указание размера РППУ (преувеличенное или уменьшенное) приводит к неверному отражению финансового состояния банка в отчетах и расценивается как искажение отчетности. 

12.9. Каждый банк должен разработать пакет документов, содержащих политику банка в отношении анализа и классификации активов, методологии и исходных положений о формировании и отчислениях в РППУ, о порядке проведения проверок адекватности РППУ в соответствии с настоящим Положением. Эти документы должны быть включены в номенклатуру дел банка. 

 

Примечания: 

(1) В целях настоящего Положения здесь и далее по тексту под "клиентом" банка понимают юридическое или физическое лицо, принимающее обязательства по возврату активов банка, перечисленных в п.1.7. 

(2) В соответствии с постановлением Правления НБКР N 6/8 от 27 марта 2004 г. "Об установлении корреспондентских отношений с банками и другими финансово-кредитными учреждениями, зарегистрированными в государствах и на территориях оффшорных зон" (регистрационный номер МЮ КР N 49-04 от 23.04.2004 г.). 

(3) или эквивалентному рейтингу, присвоенному следующими рейтинговыми агентствами: Standart & Poors (США), Duff & Phelps (США), Fitch IBCA (Великобритания), Thomson Bank Watch-BREE (Великобритания), Nippon Investment Servise (Япония).